"КРАСОТА-ТО КАКАЯ!"

       В бункере установилась мертвая тишина. Все ждали сообщений телеметристов, космонавта. Каждый из присутствующих в бункере нес персональную ответственность за свой участок работы, за свою ступень ракеты, свою деталь, связь, телеметрию... Н.П. Пилюгин - создатель и руководитель системы управления полетом космического корабля (кстати, третий саратовец, кто имел самое непосредственное отношение к первому полету человека в космос) позже признался: "Хотя мы были уверены в удачном полете, но поджилки тряслись". С.П. Королев, продолжая держать связь с космонавтом, с опаской поглядывал на красный телефон... В случае чего... Уже поздно.
       ...Доклады с пунктов слежения принимает телеграфист и громко передает: пять, пять, пять... Значит - все нормально. И вдруг: три, три, три... Значит - плохо. Что-то случилось. Лицо Главного конструктора сразу посерело. Оказалось - просто сбой на линии связи. И хотя он длился недолго, но здорово ударил по самочувствию С.П. Королева. Главный берет себя в руки, чтобы не было цепной реакции для всех присутствующих и - главное - не передать свое волнение космонавту.
       Королев: "Кедр", время 70 секунд.
       Гагарин: Понял вас: 70. Самочувствие отличное, продолжаю полет, растут перегрузки... Все хорошо.
       Королев: "Кедр", я - "Заря-1". Как чувствуете себя? Прием.
       Гагарин: "Заря-1", я - "Кедр" чувствую себя хорошо. Вибрация и перегрузки нормальные, продолжаю полет. Все отлично. Прием.
       "Все отлично"... Нет бы сказать ему: "Все хорошо". А он - "отлично". А самому трудно говорить: перегрузки стягивают мышцы лица. Успокаивал С.П. Королева, да и всех, кто отвечал за его полет. А у самого, наверное, мысли тревожные: выведет ли ракета его на орбиту, останусь ли живым? Это я так думаю, а он - "отлично!"
       Однажды на экскурсии один турист сказал:
       - Подумаешь, герой Гагарин! Его посадили в корабль, а техника сработала.
       Формально он прав: автоматика выводила ракету с Гагариным на орбиту. Юрию Алексеевичу отводилась роль наблюдателя, исследователя своих ощущений в полете, живого космического рупора человека с орбиты. И все. Даже если бы ракета изменила намеченный курс, Юрий Алексеевич как пилот-космонавт не смог бы что-либо исправить. Он это понимал и заранее был готов к самому худшему.
       А вот сомнение туриста - герой Гагарин или нет - пусть останется на его совести. Здравомыслящие люди на земле решили однозначно: Герой! Из Героев - Герой!
       На 150-й секунде полета он сообщает: "Заря-1", я - "Кедр". Закончила работу 1-я ступень. В норме перегрузки и вибрация. Продолжаю полет. Все нормально. Прием.
       Королев: Пошло разделение. Все нормально. Как чувствуете себя? Прием.
       Гагарин: Слышу вас хорошо. Разделение почувствовал на 2-ю ступень. Все нормально. Прием.
       Королев: Понял вас хорошо.
       Через 5 секунд Юрий Алексеевич сообщает: "Заря-1", я - "Кедр". Произошел отброс головного обтекателя. Во "Взор" вижу Землю. Хорошо различима Земля.
       Королев: "Кедр", я - "Заря-1". Все в порядке. Машина идет хорошо. Прием.
       Гагарин: Понял вас. Вижу реки, складки местности различимы хорошо. Видимость хорошая, отлично все в окно видно. Прием.
       Юрий Алексеевич несколько раз сообщает подробно, что он видит в иллюминатор. Через некоторое время докладывает: "Заря-1", я - "Кедр". Произошло выключение 2-й ступени. Прием.
       Королев: "Кедр", я - "Заря-1". Работает то, что нужно. Последний этап. Все нормально. Прием.
       Сергей Павлович имел в виду, что в работу вступила третья, последняя ступень, которая непосредственно выводит корабль на орбиту.
       Гагарин: Полет продолжается хорошо. Работает 3-я ступень. Работает свет, телевидение. Самочувствие отличное, настроение бодрое. Все проходит хорошо. Вижу Землю, вижу горизонт во "Взоре"...
       Слышимость ухудшается, а затем и совсем пропадает. Корабль уходит в зону плохой слышимости. Связь с кораблем вот-вот перейдет на следующий пункт слежения. Юрий Алексеевич продолжает наговаривать, что он видит и чувствует, на бортовой магнитофон.
       Впереди невесомость, о коварстве которой так много говорили ученые, и предупреждали медики. "Мы верили, что космонавт вернется живым на землю, но с какими мозгами, никому не было известно", - говорил академик В.В. Парин.
       Главный конструктор третьей ступени корабля С.А. Косберг замер в ожидании начала работы своего детища: выведет - не выведет? Все взоры на него. И вдруг вновь пропадает связь. Перерыв длится недолго, всего несколько секунд. Конструктор был человеком маленького роста. В этот момент он стал еще меньше, будто врос в железобетонный пол бункера.
       Когда связь восстановилась, все услышали, как вспоминает один из присутствующих в бункере Э. Васкевич, бодрый голос Гагарина:
       - Косберг сработал!
       Частота сердечных сокращений снизилась у Гагарина до 104 ударов в минуту.
       Корабль вышел на орбиту! К сожалению, как выяснилось позже, нерасчетную.
       - Все выскочили из бункера, стали обниматься, целоваться. Победа! С.П. Королев пожимал руки всем со словами: "Спасибо, спасибо!" и уехал звонить в Москву.
       Позже, в книге "Дорога в космос" Ю.А. Гагарин так описал первые свои ощущения и впечатления на орбите: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет.
       Я оторвался от кресла, насколько это допустили привязанные ремни, и как бы повис между потолком и полом кабины, испытывая исключительную легкость во всех членах. Переход к этому состоянию произошел плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Ни сидишь, ни лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков; они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.
       Невесомость пока не сказывалась на работоспособности человека. Все время я работал: следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал... Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей..."
       Первый практический вывод, который сделал Ю.А. Гагарин - карандаш надо привязывать покрепче. Да и вообще, все предметы надо как-то закреплять...
       Ю.А. Гагарин чувствовал себя хорошо. Он четко передавал информацию, даже шутил. Пролетая над Камчаткой, где находился на точке слежения за полетом А.А. Леонов, Юрий Алексеевич, зная об этом, крикнул ему с орбиты:
       - Привет Блондину!
       Так звали Алексея Архиповича в отряде космонавтов.
       Корабль "Восток" летит с огромной скоростью - 28 тысяч км/час. Он быстро покидает территорию Советского Союза. Связь с "Зарей" прекращается. Ю.А. Гагарин переходит на дальнюю радиосвязь "Весна".
       Гагарин: "Весна", Я - "Кедр". 10 часов 4 минуты. Передаю очередное отчетное сообщение... Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Полет проходит успешно...
       Небольшая пауза.
       Гагарин: Внимание! Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол! Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз до каймы переходит. Очень красиво. Все шло через правый иллюминатор. Вижу как проходят звезды. Очень красивое зрелище!. Продолжаю полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезду. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит...
       Частота сердечных ударов у Юрия Алексеевича снизилась до 97.
       Гагарин: Внимание, внимание. 10 часов 5 минут 15 секунд. Вышел из тени Земли... Видно, как появилось Солнце. (Кстати, он второй раз в этот день увидел восход Солнца - В.Р.). Объект вращается. Очевидно, работает солнечная система ориентации.
       Потом в книге "Дорога в космос" он так расшифрует этот зрелищный момент Земли: "После выхода "Востока" из тени... горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах Рериха!"
       Видно, пригодилось то, что Юра Гагарин узнал, занимаясь в изокружке Саратовского областного Дома культуры трудовых резервов.
       Согласно программе полета, Ю.А. Гагарин поел и попил воду, не ощутив при этом никаких затруднений.
       До включения тормозной двигательной установки осталось две минуты. Уже?!. Скоро начнется самый опасный участок полета - спуск и приземление.
       Что же увидел первый космонавт планеты за это короткое время? Прежде всего, что Земля шарообразна. Когда-то, обучаясь в техникуме, Юра вынужден был доказывать это преподавателю физики Н.И Москвину теоретически. А теперь он практически увидел округлость Земли. Его поразила красота ореола планеты: резкий, контрастный переход от светло-голубой каймы к черному небу.
       Позже, в статье "Звездное время" Юрий Алексеевич Гагарин напишет: "Я видел дневные звезды... Они необычайно отчетливы, будто бриллиантовые бусины на черном бархате. Но суть не только в красоте. Там, на трехсоткилометровой высоте, вселенские светила и впрямь видятся ближе, яснее: ведь с них сдернута чадра земной атмосферы. И эта непривычная, впервые испытанная близость к дальним мирам рождает волнующие чувства.
       Там, на высоте, кажется, видишь дальше, чем мог видеть прежде: и вперед, и в глубь истории".
       Юрий Гагарин увидел не только какая красивая Земля, но и какая она маленькая, хрупкая.
       "Люди, берегите Землю!" - многократно повторял эту фразу Ю.А. Гагарин потом, после полета в космос.
       ...10 часов 25 минут. На табло загорелась надпись "Приготовиться". Юрий Алексеевич пристегнулся покрепче к креслу, закрыл гермошлем. Вот-вот должна поступить команда для включения ТДУ. Сработает или нет? Гагарин глянул на глобус, который, вращаясь, показывал положение корабля относительно Земли: перед ним была Африка. "Не дай Бог приземлиться сюда", - невольно подумал он, хотя хорошо знал, что тормозной спуск на Землю по баллистической траектории равен 8 тысячам километров и спускаемый аппарат уйдет далеко от Африки и приземлится на территории Советского Союза.
       Приземлится ли? Частота сердечных сокращений вновь увеличивается и доходит до 112.
       ТДУ включилось вовремя. Корабль стал постепенно сбавлять скорость, сходить с орбиты в плотные слои атмосферы.. Тормозное двигательное устройство работает недолго, 40 секунд. Потом оно вместе с приборным отсеком должно сразу же отделиться от спускаемой кабины с космонавтом, войти в плотные слои атмосферы и сгореть. Но отделение почему-то задержалось на 10 минут. Гагарину пришлось здорово поволноваться в эти минуты. Он понимал, что если разделение отсеков не произойдет, то ему, возможно, не вернуться на Землю живым.
       Когда приборный отсек отделился, на пульте в кабине Гагарина погасли все световые сигналы, кроме одного: "Приготовиться к посадке".
       Повторяю, наступает самый ответственный момент. Войдя в плотные слои атмосферы, кабина начинает гореть ярким пламенем. Температура внешней оболочки спускаемого аппарата достигает 3-5 тысяч градусов. Чтобы космонавт не почувствовал это, обшивку корабля делают из специального металла до 20 сантиметров толщиной. Юрий Алексеевич знал это, но, когда увидел, как бушует пламя за бортом, как раскаленный металл течет по иллюминатору - стало жутко. При этом кабина как бы потрескивала, и он почувствовал запах гари. А может быть, ему только показалось? Он приготовился к худшему. От перегрузок потемнело в глазах, приборы начали расплываться.
       Вот как описывает свои ощущения при приземлении чехословацкий космонавт В. Ремек: "Перегрузка сдавливает грудную клетку. Не могу двинуть ни рукой, ни ногой, ни повернуть голову к иллюминатору. Перегрузка не превышает 4,5 единиц, но кажется большей.
       Связь с Землей на некоторое время прерывается. Радиоволны не могут пробить плазменную оболочку, возникшую вокруг спускаемого аппарата. Нарастает грохот, как при приближении поезда. Раздается треск, и спускаемый аппарат начинает дрожать, как в лихорадке. Временами кажется, будто мы находимся в сошедшем с рельсов вагоне, несущемся по шпалам. Плиты стен трещат, как орех. Все прыгает, вибрирует и дрожит. Голова трясется во все убыстряющемся темпе".
       Согласно программе полета, в целях безопасности приземление космонавта было решено проводить не в кабине, а на парашюте: на высоте 7 километров от поверхности земли отстреливается крышка люка кабины, Гагарин катапультируется из нее, а потом на парашюте опускается на землю.
       Катапультирование - неприятный момент для космонавта. При нем возникают ударные перегрузки, которые резко сказываются на организме человека, особенно на позвоночнике. Можно остаться калекой на всю жизнь. Но другого способа приземлиться тогда еще не было. Космонавты во время подготовки катапультирование не проходят. Американцы пошли по другому пути: они сажали своих первых астронавтов в капсуле на водяную поверхность. Капсула вместе с астронавтами окуналась в воду, потом всплывала на поверхность, а дежурные корабли и вертолеты принимали меры для спасения и эвакуации астронавтов. Но даже и при этом, менее опасном, приводнении у них были случаи, когда капсула не всплывала на поверхность.
       Наши руководители полета решили не рисковать. Даже сейчас, при так называемой "мягкой" посадке космонавтов в кабине спускаемого аппарата, они получают множество ушибов.
       ...По свисту воздуха Юрий Алексеевич понял, что земля уже близка и скоро он должен катапультироваться. Он сжался в комок. Сейчас... Вот-вот... Отстреливается крышка люка, и через две секунды срабатывает пиротехническое устройство. Юрий Алексеевич вместе с креслом катапультируется из кабины со скоростью 210 метров в секунду. При этом он испытывает ударную перегрузку на тело. Раскрывается парашют, и Ю.А. Гагарин зависает в воздухе. В это время он пережил неприятный момент: не открылся клапан дыхания, и он в течение 6 минут дышал небольшим количеством воздуха, который был внутри скафандра.
       На высоте 4 километров от земли отделяется кресло, и Ю.А. Гагарин с аварийным запасом опускается на родную землю.

"ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ!"

       Текст "Сообщения ТАСС о первом полете человека в космическое пространство" был написан задолго до старта Ю.А. Гагарина. В нем были пропуски, так как еще не было известно, кто полетит первым, дата полета могла быть другая, приблизительно даны положения корабля-спутника в апогее и перигее, а также время обращения вокруг Земли, отсутствовало время старта.
       Госкомиссия решила, что о полете первого космонавта мира сообщат тогда, когда он выйдет на орбиту.
       Но мир уже ждал этого полета. Одна зарубежная радиостанция утром 12 апреля сообщила, что сегодня в Советском Союзе ожидается запуск человека в космос: все операторы московских киностудий выехали на улицы Москвы снимать реакцию людей на этот полет.
       Через 15 минут американская радарная станция Шания на Алеутских островах приняла радиосигналы с космического корабля "Восток" и срочно передала шифровку в Пентагон: "Русские запустили человека в космос". Вскоре об этом узнал и президент США Кеннеди.
       А все мы узнали через 54 минуты после старта Ю.А. Гагарина.
       Мир был ошеломлен.
       12 апреля 1961 года в здании Капитолия (США) с утра намечались заседания комиссий конгресса, в Белом доме предстояли переговоры между президентом и канцлером ФРГ Аденауэром. День обещал быть обычным, однако прошел он не так, как намечалось.
       Советский дипломат К.В. Киселев записал: "12 апреля 1961 года, находясь в Америке, я наблюдал реакцию простых американцев на это знаменательное событие. Люди на площадях и улицах останавливались и слушали по радио неоднократно передававшиеся известия об успешном полете Юрия Гагарина вокруг Земли.
       Как сообщала пресса, американцы засыпали телеграммами и письмами президента, конгрессменов, редакции газет, радио, телевидения, в которых... спрашивали, как это все произошло, чем объяснить, что Советский Союз обогнал США в полете человека к звездам.
       Вопросы эти были закономерны.
       Газета "Нью-Йорк пост" заявила, что полет советского человека в космос для США "просто национальный скандал".
       На улицах Лондона сразу остановилось все уличное движение. Люди бросились за последними выпусками газет. "Они ничего не говорят, - заявил один продавец газет, - они только смотрят на заголовки и уходят так быстро, будто на них рушится крыша. Это невероятно!"
       Редакция немецкой газеты "Дас Фольк" выпустила несколько тысяч специальных листовок, посвященных полету Ю.А. Гагарина и с вертолета разбросала их по городу Эрфурту.
       Немецкий журналист Хорст Рихтер сообщил: "В Дрездене на Постплац, когда через громкоговорители городского радио стало передаваться сообщение из Москвы, остановились трамваи.
       Водители и пассажиры с огромным вниманием слушали голос диктора. Студенты стенографировали сообщения, чтобы затем рассказать их другим. Люди крепко пожимали друг другу руки, обнимались".
       Знаменитый французский физик и общественный деятель Ф. Жолио-Кюри сказал журналистам: "Это - великая победа человека, которая является поворотным пунктом в истории цивилизации. Человек больше не прикован к своей планете".

назад                           в начало                             вперед