вернёмся в начало?
4.3. ПОЛЕТ КОРАБЛЯ APOLLO-11,
ПОСАДКА НА ЛУНУ И ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ

16 июля 1969 г. в 13 ч 32 мин по Гринвичу стартовала ракета-носитель Saturn V и корабль Apollo-11 с экипажем: Нейл Армстронг (командир корабля), Майкл Коллинз (пилот командного отсека) и Эдвин Олдрин (пилот лунного корабля).

Цель полета — посадка лунного корабля на Луну в районе Моря Спокойствия, в 190 км западнее кратера Маскелини, в точке с координатами 0°42'50" с. ш. и 23°42'28" з. д., выход на поверхность Луны Н. Армстронга и Э. Олдрина, сбор 60 кг лунного грунта, установка аппаратуры для исследования Луны, продолжительность пребывания на поверхности Луны вне корабля около 3 ч, старт с поверхности Луны и возвращение на Землю.

Общая расчетная продолжительность полета 195 ч 19 мин.

Вес Saturn V Apollo-11.

Начальный вес Saturn V Apollo-11, т
Ракета-носитель Saturn V
 Первая ступень (S-IC)
  Сухой вес ступени, т
  Стартовый вес, т
 Вторая ступень (S-II)
  Сухой вес ступени, т
   Стартовый вес, т
  Третья ступень (S-IVB)
  Сухой вес ступени, т
  Стартовый вес, т
Переходник, т
Вес лунного корабля Apollo-11, кг
Взлетная ступень, сухая,кг

2943


131,4
2287,0

42,7
486,419

11,360
119,0
3,680
15075,07
2181,016
без экипажа
Посадочная ступень, сухая, кг
Топливо для РСУ, кг
Топливо для ЖРД посадочной ступени, кг
Топливо для ЖРД взлетной ступени, кг
Командный отсек


Служебный отсек



2035,282
274,216
8217,400
2367,156
5561,5 кг,
в том числе
111 кг топлива
23264,3 кг,
в том числе
18 500 кг
топлива.

Ниже дана расчетная и фактическая программа вывода корабля Apollo-11 на траекторию полета к Луне.

Порядок операций
Время с момента-старта ч:мин;сек
фактическое расчетное
Стабилизированная платформа разарре-
тирована
S-IC, команда на запуск ЖРД
S-IC, старт ЖРД № 5
 старт ЖРД № 1 и № 3
 старт ЖРД № 4
 старт ЖРД № 2
Все ЖРД дают полную тягу

-00:00:17,00
-00:00:08,90
-00:00:06,40
-00:00:06,10
-00:00:06,00
-00:00:05,90
-00:00:01,60

-00:00:17,00
-00:00:08,90
-00:00:06:40
-00:00:06,10
-00:00:06,00
-00:00:05,90
-00:00:01,50
Старт, дальность ноль, Т0
Освобождаются рычаги, начало движения
Разъединяется подводка питания
Начало маневра рыскания
Конец маневра рыскания
00:00:00,00
00:00:00,30
00:00:00,60
00:00:01,70
00:00:09,70
00:00:00,00
00:00:00,30
00:00:00,70
00:00:01,70
00:00:10,70
Начало маневра по тангажу и крену
S-IC, отклонение наружного ЖРД
Конец маневра по крену
Число Маха М=1
Максимальный скоростной напор
00:00:13,20
00:00:20,60
00:00:31,10
00:01:06,30
00:01:23,00
00:00:13,80
00:00:20,70
00:00:31,80
00:01:05,60
00:01:21,30
S-IC, выключение центрального ЖРД
Наклон удерживается
S-IC, выключение периферийных ЖРД
S-II, начало вентиляции бака Н2
Выключение насоса прокачки Н2
00:02:15,20
00:02:40,00
00:02:41,63
00:02:41,70
00:02:41,80
00:02:16,00
00:02:40,80
00:02:40,80
00:02:41,20
00:02:41,30
S-II, включение двигателя, осадки топлива
S-IC/S-II, разделение, включение тор-
мозных РДТТ S-IC
S-II, включение соленоидов двигателя
S-II, включение двигателя, осадки топ-
лива
S-II, клапан охлаждения закрыт
00:02:42,10

00:02:42,30
00:02:44,00

00:02:46,10
00:02:48,00
00:02:41,60

00:02:42,50
00:02:43,50

00:02:45,70
00:02:47,50
Сброс переходника
Система аварийного спасения, сброс
Начало итерационного управления
S-II, надув бака жидкого О2
S-II, выключение центрального ЖРД
00:03:12,30
00:03:17,90
00:03:24,10
00:04:21,60
00:07:40,60
00:03:11,80
00:03:17,50
00:03:22,60
00:04:21,40
00:07:40,10
S-II, наддув бака жидкого Н2
Итерационное управление тип 2
S-II, ЖРД на бедную смесь
S-II, выключение периферийных ЖРД
Итерационное управление, тип 3
00:07:41,60
00:08:14,80
00:08:18,80
00:09:08,22
00:09:08,23
00:07:41,10
00:08:08,80
00:08:18,80
00:09:11,72
00:09:11,73
S-IVB, включение двигателя, осадки
топлива
S-II/S-1VB, разделение, включение тор-
мозных двигателей S-II
S-IVB, команда на запуск ЖРД
Выключение насоса охлаждения горючим
S-IVB, зажигание ЖРД

00:09:08,90

00:09:09,00
00:09:09,20
00:09:10,40
00:09:12,20

00:09:12,30

00:09:12,40
00:09:12,60
00:09:13,90
00:09:15,70
S-IVB, ЖРД работает
S-IVB, сброс блоков ЖРД осадки топ-
лива
Начало конечного этапа управления
Конец итереционного управления типа 3
S-IVB, команда выключения ЖРД по
скорости
00:09:14,70

00:09:21,00
00:11:05,20
00:11:31,60

00:11:39,34
00:09:18,20

00:09:24,40
00:11:05,50
00:11:31,80

00:11:39,49
Вспомогательная двигательная установка
осадки топлива, запуск двигателя № 1
Вспомогательная двигательная установка
осадки топлива, запуск двигателя № 2
Выключение наддува бака жидкого О2
Выход на орбиту ожидания
Начало ориентации по горизонту

00:11:39,80

00:11:39,90
00:11:40,70
00:11:49,34
00:11:59,30

00:11:40,00
00:11:40,10
00:11:40,90
00:11:49,49
00:11:59,80
S-IVB, вентиляция бака Н2
Вспомогательная двигательная установка
осадки топлива, выключение двигате-
ля № 1
Вспомогательная двигательная установка
осадки топлива, выключение двигате-
ля № 2
Первые навигационные расчеты
Подготовка повторного запуска ЖРД
S-IVB
00:12:38,50


00:13:06,50


00:13:06,60
00:13:21,10

02:34:38,20
00:12:38,70


00:13:06,70


00:13:06,80
00:13:20,30

02:34:37,30
S-IVB, включение воспламенительной
форсунки Н2
Включение форсунки жидкого О222
Включение гелиевого подогревателя
Выключение вентиляции жидкого Н2
Включение регулятора наддува бака Н2

02:35:19,80
02:35:20,00
02:35:20,20
02:35:20,40
02:35:26,30

02:35:18,90
02:35:19,00
02:35:19:30
02:35:19,50
02:35:25:40
Включение вспомогательного гидравли-
ческого насоса
Включение регулятора наддува бака О2
Включение охлаждающего насоса жидкого О2
Включение охлаждающего насоса жид-
кого Н2
Предклапаны закрыты
02:38:17,20
02:35:26,50

02:38:47,20

02:38:52,20
02:38:57,20

02:38:16,30
02:35:25,60

02:38:46,30

02:38:51,30
02:38:56,30
Состав смеси 4,5 включен
Вспомогательная двигательная установка,
осадки топлива, включение двигате-
ля № 1
Вспомогательная двигательная установка,
осадки топлива, включение двигате-
ля № 2
Выключение форсунки жидкого Н2, О22
Выключение форсунки жидкого Н2, О22
02:42:08,30


02:42:54,50


02:42:54,60
02:42:55,00
02:42:59,50
02:42:07,40


02:42:53,60


02:42:53,70
02:42:54,10
02:42:58,60
Выключение охлаждающего насоса жид-
кого Н2
Выключение охлаждающего насоса жидкого О2
Команда на повторный запуск ЖРД
S-IVB
Вспомогательная двигательная установка,
осадки топлива, выключение двигате-
ля № 1
Вспомогательная двигательная установка,
осадки топлива, выключение двигателя №2

02:44:07,60
02:44:07,80

02:44:08,20


02:44:11,20

02:44:11,30

02:44:06,70
02:44:07,60

02:44:07,30


02:44:10,30

02:44:10,40
S-IVB, ЖРД J-2 работает
Регулировка состава смеси
Наддув бака Н2, включение двух реле
Начало конечной фазы управления
Команда на выключение управления
02:44:18,70
02:46:14,40
02:48:28,20
02:49 34,50
02:50:03,07
02:44:18,00
02:46:15,00
02:47:27,30
02:49:34,00
02:50:04,07
Выключение ЖРД J-2
Начало вентиляции жидкого Н2
Выход на траекторию полета к Луне
02:50:03,30
02:50:03,80
02:50:13,07
02:50:04,00
02:50:04,80
02:50:14,07

Номинальная траектория старта и последовательность операций Apollo-11 дана в табл. 21.

Таблица 2

Время
ч:мин:сек
Операции
Высота,
км
Скорость,
м/сек
Дальность,
км
00:00 00
00:01:21

00:02:15
Начало движения
Максимальный скоростной
напор
S-IC, выключение центрального
ЖРД
0,056

13,22

44,3
408,9

804,2

1982,2
0

5,0

46,1
00:02:40,8

00:02:41,6
00:02:43,2
S-IC, выключение периферий-
ных ЖРД
S-IC/S-II, разделение
S-II, зажигание

66,2
67,0
67,7

2752,3
2762,7
2760

91,9
93,0
95,0
00:03:11,5
00:03:17,2
00:07:39,8
S-II, сброс переходника
Сброс системы аварийного спасения
S-II, выключение центрального ЖРД
91,8
96,0
179,3
2886
2980,2
5718,1
161,2
174,7
1112
00:09:11,4

00:09:12,3
00:09:15,4
S-II, выключение периферий-
ных ЖРД
S-II/S-IVB, разделение
S-IVB, зажигание

185,91
185,92
185,93

6932,5
69:15,6
6935,6

1640,2
1645,8
1646,5
00:11:40,1
00:11:50,1
02:44:14,8
02:50:03,1
02:50:13,1
S-IVB, выключение ЖРД
Выход на орбиту ожидания
S-IVB, повторное зажигание
S-IVB, выключение ЖРД
Выход на траекторию полета
к Луне
188,3
188,2
198,3
322,7

336,5
7791,4
7793,1
7788,8
10846,7

10839,2
2641,0
2712,7
6452,5
4880,6

4829,25

Старт

Корабль Apollo-11 стартовал 16 июля 1969 г. в 13 ч 32 мин по Гринвичу с азимутом 72° в начале открытия стартового окна (рис. 43.1, а, б, в).

Такой старт давал возможность произвести посадку на Луне в расчетном месте № 2 при угле возвышения Солнца около 10°, при общей продолжительности полета 8 сут 3 ч, обеспечивал резерв топлива для ЖРД служебного отсека, соответствующий изменению скорости 52 м/сек. Первая ступень ракеты Saturn V закончила работу на дальности 93,5 км, подняла аппарат на высоту 67 км и увеличила его скорость до 2760 м/сек.

Рис. 43.1 (а). Зависимость
общей продолжительности
полета от времени старта
корабля Apollo-11 (старто-
вое окно).


Рис. 43.1 (б). Возможные азимуты
старта корабля Apollo-11

Рис. 43.1 (в). Геометрия стартового окна

Вторая ступень S-II закончила работу на дальности 1640,2 км, подняла аппарат на 187 км и увеличила его скорость до 6935,6 м/сек. Двигаясь по баллистической траектории через 20 мин после отделения, вторая ступень упала в Атлантический океан на расстоянии 4250 км от места старта.

Третья ступень ракеты Saturn V начала работать сразу после отделения ступени S-II. ЖРД J-2 проработал 145 сек, увеличил скорость кораблч Apollo до 7791,4 м/сек и вывел его на орбиту ожидания 184,2/190,3 км с наклоном к экватору 32,51°.

Экипаж имел возможность управлять ракетой-носителем Saturn V в случае неисправности инерциальной платформы основной системы управления и навигации приборного отсека. На участке работы ступени S-1C экипаж мог переключить управление ракетой-носителем с системы управления приборного отсека на систему управления и навигации, действующую из командного отсека. При отказе автоматической системы во время работы второй и третьей ступеней ракеты экипаж переходит на ручное управление, посылая с помощью рукояток управления через бортовую ЭЦВМ сигналы в приборный отсек.

Орбита ожидания.

Apollo-11 оставался на орбите ожидания в течение полутора оборотов, сохраняя постоянную ориентацию отноcительно местной горизонтали в течение одного оборота.

После проверки всех систем корабля и подготовки к полету на Луну экипажу из Центра управления полетом через радиостанцию в Карнарвоне (Австралия) было передано разрешение на старт к Луне.

Выход на траекторию полета к Луне

Через полтора оборота по орбите ожидания в момент времени T0+02 ч 44 мин 22 сек над Тихим океаном, чуть южнее экватора, был вторично включен ЖРД J-2 ступени S-IVB; он проработал 348 сек и увеличил скорость аппарата до 10 839,2 м/сек с запасом скорости в 1,83 м/сек для компенсации последующего маневра расстыковки Apollo и ступени-S-IVB.


Рис. 43.2. Выход корабля Apollo-11 на траекторию
свободного возвращения и маневр перехода на гибридную
траекторию полета к Луне

Корабль Apollo-11 вышел на траекторию свободного возвращения; после 145 ч 04 мин полета по ней, облетев Луну, он мог произвести посадку 22 июля в океане в точке с координатами 14,9° ю. ш. и 174,9° в. д. (рис. 43.2).

Перестроение корабля Apollo-11

Через 25 мин после выхода на траекторию полета к Луне экипаж приступил к маневру перестроения, осуществив его с той же последовательностью операций, как и в полете Apollo-10

В момент времени Т0+04 ч 09 мин корабль Apollo-11 был отброшен четырьмя пружинами от S-IVB со скоростью около 0,3 м/сек.

После отделения корабля был включен ЖРД служебного отсека на 2,9 сек, сообщивший приращение скорости 6 м/сек, чтобы отвести корабль на безопасное расстояние перед сливом топлива из баков S-IVB. Слив остатков топлива через камеру ЖРД J-2 вывел ступень S-IVB на траекторию, по которой, пройдя мимо задней кромки диска Луны, ступень вышла на орбиту вокруг Солнца.

Пассивная траектория полета к Луне

Вместо четырех запланированных коррекций траектории полета к Луне была сделана лишь одна, в момент времени Т0+26 ч 45 мин, когда корабль Apollo-11 находился на расстоянии 202 136 км от Земли; корабль двигался со скоростью 1535 м/сек и вес его был равен 43 748 кг. ЖРД служебного, отсека был включен на 3 сек, приращение скорости составило 6,4 м/сек. Остальные 3 коррекции не производились, по-видимому, в результате этого корабль Арollо-11 прибыл к Луне на 4 мин раньше расчетного времени.

В течение всего пассивного полета к Луне корабль был освещен Солнцем, и чтобы обеспечить пассивное терморегулирование, он медленно вращался относительно продольной оси.

Вывод на траекторию искусственного спутника Луны

19 июля в момент времени То+75 ч 49 мин 28 сек на 4 мин раньше расчетного времени, когда корабль находился за Луной, был включен ЖРД служебного отсека; он проработал 357 сек и перевел корабль на эллиптическую орбиту ИСЛ с высотой в апоселении 313,8 км и в периселении 112,7 км. По этой орбите Apollo-11 сделал 2 оборота вокруг Луны и в То+80 ч 04 мин 51 сек, на 4 мин 39 сек раньше расчетного времени, был вторично включен ЖРД служебного отсека на 16,4 сек, в результате чего корабль перешел на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 121,5 км и в периселении 99,4 км (рис. 43.3). Эта орбита очень близка к номинальной орбите 120x100 км, которая под влиянием аномалий гравитационного поля Луны должна была перейти в круговую орбиту высотой 111 км. Примерно за 1 ч до полуночи Э. Олдрин на 2 ч перешел в лунный корабль для подготовки систем корабля к самостоятельному полету.


Рис. 43.3. Выход корабля Apollo-11 на орбиту искусственного спутника Луны

Снижение лунного корабля и посадка на Луну

20 июля после отдыха астронавты начали подготовку к посадке на Луну. Э. Олдрин в легком комбинезоне, а за ним Н. Армстронг в скафандре, но без гермошлема и перчаток переходят в лунный корабль и начинают подготовку бортовых систем к автономному полету. Затем Э. Олдрин возвращается в командный отсек, надевает скафандр и переходит в лунный корабль.

В момент времени То+100 ч 05 мин, на 4 мин 50 сек раньше расчетного времени, когда Apollo-11 находился за Луной, М. Коллинз произвел расстыковку, Н. Армстронг отвел лунный корабль на 12-15 м, повернул его по тангажу и рысканию, а М. Коллинз из командного отсека осмотрел лунный корабль и убедился в отсутствии у него повреждений.

Затем М. Коллинз включил ЖРД РСУ на 6,9 сек, основной блок получил приращение скорости 7,6 м/сек и перешел на эквипериодическую орбиту с максимальным удалением на 4,07 км от лунного корабля через полоборота.

Астронавты в лунном корабле проводят последние подготовительные операции: проверяют работу радиолокатора встречи, вводят данные в бортовую ЭЦВМ, проверяют согласование гироплатформ лунного корабля и командного отсека.

В момент времени То+101 ч 36 мин 14,07 сек (на 2 мин 34 сек раньше расчетного времени), когда лунный корабль находился за Луной, был включен ЖРД посадочной ступени; он проработал 15 сек на тяге 10% номинальной, 0,8 сек на переходном режиме и 13 сек на тяге 40% номинальной, в результате чего скорость лунного корабля уменьшилась на 22,6 м/сек и он перешел на снижение по орбите с высотой в периселении 15,8 км и в апоселении 106 км (рис. 43.4).


Рис. 43.4. Снижение лунного корабля с орбиты искусственного спутника
на поверхность Луны

В момент времени То+102 ч 29 мин через основной блок, выполнявший роль ретранслятора, Н. Армстронгу было передано специальное разрешение Центра управления полетом на выполнение посадки на Луну.

Посадка осуществлялась в 3 этапа: торможение, приближение к точке посадки, вертикальная посадка.

В момент времени То+102 ч 33 мин 04 сек на расстоянии 424,7 км от места посадки № 2 начался этап торможения, был включен ЖРД посадочной ступени, он работал 26 сек на тяге 10% номинальной и 358 сек на номинальной тяге 4472 кг. Далее, в течение 2 мин тяга уменьшалась с 59 до 55% номинальной. На этапе торможения лунный корабль был повернут окнами вниз и астронавты заметили, что время пролета кратера Маскелини не совпало с необходимым. Пройдя кратер, лунный корабль развернулся по крену на 180° окнами вверх (рис 43.5).

На входе в первый коридор на расстоянии 7,5 км от точки посадки (высота над поверхностью Луны Н=2,3 км, скорость V=550 км/ч, вертикальная скорость снижения Vy=45 м/сек) начался этап приближения к точке посадки (рис 43.6)

На этапах торможения и приближения к точке посадки лунный корабль управлялся цифровым автопилотом, работавшим по программе Р-63


Рис. 43.5. Торможение лунного корабля Apollo-11 перед посадкой на Луну

Рис 43.6. Вход лунного корабля Apollo-11 в контрольный коридор № 1

Когда астронавты смогли видеть лунный горизонт и район посадки, до которого оставалось 5,8 км, Н. Армстронг переключил автопилот на программу Р-64. В соответствии с этой программой управление посадочным ЖРД и ЖРД РСУ лунного корабля производится автоматически по командам бортовой ЭЦВМ и посадочного радиолокатора, астронавты вручную могут корректировать лишь ориентацию.

Во второй коридор лунный корабль вошел на высоте H=150 м с горизонтальной скоростью V=74 км/ч, на расстоянии 600 м от точки посадки (рис. 43.7).


Рис. 43.7. Вход лунного корабля Apollo-11 в контрольный коридор № 2
и посадка на Луну

Когда лунный корабль, снизился до высоты H=140 м, Н. Армстронг увидел, что автопилот ведет корабль на посадку в кратер размерами с футбольное поле, усеянный крупными камнями до 3 м в поперечнике. Н. Армстронг выключил автоматическую программу Р-64 и перевел бортовую ЭЦВМ на полуавтоматическую программу Р-66; в соответствии с этой программой ЖРД посадочной ступени управляется автоматически, чтобы вертикальная скорость снижения была 1 м/сек, а ЖРД РСУ управляются полностью вручную, что обеспечивает необходимую величину горизонтальной составляющей скорости. С помощью ЖРД РСУ Н. Армстронг обеспечил горизонтальную составляющую скорости 3-4,5 м/сек и лунный корабль благополучно перелетел опасный для посадки кратер.

Н. Армстронг имел возможность переключить бортовую ЭЦВМ на программу Р-67. В этом случае управление вектором тяги посадочного ЖРД и ЖРД РСУ полностью производится вручную, а бортовая ЭЦВМ лишь поддерживает вертикальную скорость снижения на уровне 0,3 м/сек. Н. Армстронг не воспользовался программой Р-67, так как она затягивает процесс посадки.

Перелетев опасный кратер и выбрав для посадки подходящее место, Н. Армстронг затормозил горизонтальную скорость, одновременно осуществляя вертикальное снижение корабля; от струи посадочного ЖРД поднялось облако лунной пыли на высоту до 20 м, которое мешало визуальному определению высоты и скорости. Сигнальная лампочка, свидетельствующая о контакте щупов посадочных опор с поверхностью Луны, загорелась в момент времени То+102 ч 45 мин 04 сек, через 0,9 сек был выключен ЖРД посадочной ступени, все четыре ноги шасси встали на лунный грунт в То+102 ч 45 мин 40,197 сек. 20 июля 1969 г. в 20 ч 17 мин 40,197 сек впервые корабль, пилотируемый человеком, совершил посадку на Луну (рис. 43.8а).


Рис. 43.8 (а). Контакт щупов лунного корабля с поверхностью Луны посы-
лает сигнал и астронавты выключают посадочный ЖРД.

Рис. 43.8 (б). Место посадки лунного корабля Apollo-11
(0°41'15" с. ш.. 23°26' в. д.).

Вертикальная скорость в момент посадки была ~ 0,3 м/сек, горизонтальная скорость полностью не была погашена, на что указывал характер изгиба щупов на посадочных пятах. На грунт лунный корабль встал с наклоном 4,5° относительно лунной вертикали, ось рыскания составляла 13° с плоскостью траектории полета, ЖРД посадочной ступени проработал на 38 сек дольше расчетного времени.

После посадки вес лунного корабля был равен 7211 кг, остаток топлива в баках посадочной ступени составлял 1,85% (на 18 сек полета на номинальной тяге); при имитации посадки на Земле на моделирующих стендах, как правило, оставалось 5,5-6% топлива.

Apollo-11 совершил посадку почти на границе участка №2. После полета по фотоснимкам, привезенным астронавтами, были уточнены координаты точки посадки: 0°41'15"с. ш. и 23°26' в. д. (рис. 43.8б).

Н. Армстронг и Э. Олдрин на поверхности Луны

21 июля в 2 ч 57 мин по Гринвичу Н. Армстронг спустился на поверхность Луны. Спуск Н. Армстронга на поверхность Луны Э. Олдрин снимал кинокамерой из верхнего люка. На поверхности Луны Н. Армстронг быстро собрал ~ 1 кг образцов лунного грунта на случай аварийного возвращения в лунный корабль. Э. Олдрин начал выход на поверхность Луны в 3 ч 14 мин по Гринвичу.

Астронавты перенесли телекамеру на 20 м от точки посадки, установили государственный флаг США, по радио доложили Президенту США о благополучной посадке на Луну; развернули рулон алюминиевой фольги и, установили его на шесте вблизи корабля для регистрации частиц инертных газов в солнечном ветре; на расстоянии 20 м установили лазерный отражатель, на расстоянии 25 м - пассивный сейсмометр. Затем Н. Армстронг и Э. Олдрин собрали около 28 кг образцов лунного грунта.

Э. Олдрин вернулся в лунный корабль в 5 ч 00 мин, Н. Армстронг-в 5 ч 10 мин. Таким образом Н. Армстронг находился на поверхности Луны 2 ч 21 мин 16 сек.

После отдыха астронавты начали подготовку к старту с Луны.

ЖРД взлетной ступени лунного корабля был запущен в То+124 ч 23 мин, точно в расчетное время, проработал на полной тяге 435 сек, на 3 сек меньше расчетного номинального времени (так как тяговооруженность оказалась несколько выше номинальной) и сообщил взлетной ступени скорость 1690 м/сек. Активный участок траектории взлета состоял из двух фаз: взлета по вертикали, чтобы обеспечить прохождение траектории над лунными горами, и фазы выхода на орбиту искусственного спутника Луны. Через 10 сек взлета по вертикали при скорости 18,3 м/сек, на высоте около 76,3 м начался маневр поворота по тангажу одновременно с выходом на требуемый для встречи азимут. В конце маневра угол тангажа равнялся 52°.

ЖРД взлетной ступени выключился на расстоянии 307км западнее места посадки лунного корабля и вывел ее на орбиту искусственного, спутника Луны 17,57/87,6 км (рис. 43.9, 43.10., 43.11).


Рис. 43.9. Траектория вертикального старта взлет-
ной ступени лунного корабля Apollo-11 с поверхности Луны.

Рис. 43.10. Активный участок траектории выхода взлетной
ступени лунного корабля Apollo-11 на орбиту искусственного
спутника Луны

Рис. 43.11. Выход взлетной ступени лунного корабля Apollo-11
на орбиту искусственного спутника Луны.

Таблица 22

Этапы полетаВремя, мин: сек
расчетноефактическое
Конец взлета по вертикали0:10 0:10
Конец активного участка вывода на траекторию ИСЛ7:187:15
Начало коррекции остатка скорости-7:33
Коррекция остатка скорости выполнена-8:37

Параметры активного участка траектории взлета
Прицельные параметры взлета
Радиальная скорость, м/ceк
Горизонтальная скорость, м/сек
Поперечная дальность (сводится к нулю), км
Высота в конце активного участка, км
Остаточная скорость в координатах лунного корабля, м/сек
Vgx
V
Vgz
Окончательная орбита после коррекции остаточной
скорости
Высота в апоселении, км
Высота в периселении, км

9,8
1690
3,24
18,3

-0,64
-0,035
0,549


87,6
17,57

В табл. 22 и 23 даны фактические характеристики взлета взлетной ступени лунного корабля Apollo-11 и характеристики, рассчитанные до полёта.

Сравнение показывает хорошее совпадение фактических характеристик с расчетными и отсутствие аномалий.

Дальше экипаж начал вести расчет четырех главных маневров, обеспечивающих встречу с основным блоком, находившимся на орбите ИСЛ впереди взлетной ступени на расстоянии ~500 км.

Таблица 23

Тип системы измеренийВысота, мРадиальная
скорость
м/сек
Горизонтальная
скорость,
м/сек
Расчет до полета18 3269,81688,9
Основная система навигации и управления18 48410,11689,3
Аварийная система навигации управления 18 3069,21689,5
Наземная радиолокационная сеть18 68110,71690,4
Расчет после полета18 3929,81689,3

Все маневры в необходимой для встречи последовательности совершались с использованием ЖРД РСУ лунного корабля.

В первом апоселении в Т0+125 ч 21 мин 20 сек ЖРД РСУ сообщил приращение скорости 14,95 м/сек и через 20 мин радиолокатор встречи на взлетной ступени лунного корабля захватил основной блок и на нем с помощью УКВ дальномера и секстанта велись навигационные расчеты (рис. 43.12).

На активном участке в первом апоселении одновременно вводилась поправка, устраняющая угол смещения плоскостей орбит, возникающий вследствие ошибки в выборе азимута старта.

Совмещение двух аппаратов по фазе началось на концентрических орбитах и взлетная ступень догоняла основной блок с большей угловой скоростью на 0,072 град/мин.

Следующая проверка и коррекция плоскости орбиты проводилась через 29 мин после первого апоселения с таким расчетом, чтобы обе орбиты имели общий узел при переходе на постоянную разность высот в момент Т0+126 ч 19 мин 40сек.
Окончательное фазирование и сближение началось в Т0+126 ч 58 мин 26 сек, когда линия визирования основного блока с местной горизонталью составляла угол 26,6°; вдоль линии визирования было сообщено приращение скорости 7,5 м/сек.


Рис. 43.12. Переход взлетной ступени лунного корабля
Apollo-11 на фазирующую орбиту и постоянную разность высот

Взлетная ступень перешла на орбиту 113/80 км, ее угловая скорость уменьшилась и превышение над орбитальной угловой скоростью основного блока стало равным 0,032 град/мин (рис. 43.13).


Рис. 43.13. Маневр постоянной разности высот, окончательное фазирование,
коррекция траектории встречи взлетной ступени с основным блоком
корабля Apollo-11.

В момент времени T0+127 ч 52 мин М. Коллинз начал маневрирование с целью осуществить причаливание и стыковку. При первом касании элементов стыковочного узла, внезапно включились ЖРД РСУ взлетной ступени и она начала вращаться относительно продольной оси, вращение удалось быстро остановить и стыковка была успешно завершена в Т0+128 ч 03 мин, на 3 мин позже расчетного времени. На осуществление всех этапов встречи и стыковки потребовалось 3 ч 33 мин.

После стыковки и герметизации туннеля Н. Армстронг и Э. Олдрин, взяв образцы лунного грунта, вернулись в командный отсек (рис. 43.14).


Рис. 43.14. Герметизация туннеля после стыковки взлетной ступени лунного
корабля с командным отсеком:

1 — закрыть редукционный клапан взлетной ступени; 2 — редукционный клапан пе-
реднего люка взлетной ступени поставить на автоматический режим; 3 — в команд-
ном отсеке открыть клапан управления кислородом, отрегулировать давление боль-
ше, чем во взлетной ступени; 4—открыть на туннельном люке клапан, уравниваю-
щий давления; 5 — отрегулировать в командном отсеке расход кислорода 0,364 кг/ч;
6 — открыть люк туннеля

Астронавты сбросили взлетную ступень раньше расчетного времени, так как услышали шум в туннеле и в верхней части ступени.


Рис. 43.15. Выход на траекторию
возвращения к Земле (ЖРД вклю-
чен на 149 сек, когда корабль был
за диском Луны, приращение
скорости полета 1003 м/сек)

Выход на траекторию возвращения к Земле

М. Коллинз включил ЖРД служебного отсека в То+135 ч 25 мин, когда корабль Apollo-11 находился за Луной; ЖРД проработал 149 сек, сообщил приращение скорости 1003 м/сек и перевел корабль на траекторию возвращения к Земле продолжительностью 59,5 ч (рис. 43.15).

Вход в атмосферу и посадка на Землю

24 июля корабль Apollo-11 приблизился к Земле, в То +194 ч 48 мин командный отсек отделился от служебного отсека и через 15 мин вошел в атмосферу Земли на высоте 122 км со скоростью 11 025,5 м/сек на расстоянии 2380 км от расчетной точки посадки.

Главные парашюты открылись в To+195 ч 11 мин, командный отсек произвел посадку в Тихом океане юго-западнее Гавайский о-вов в Tо+195 ч 17 мин 53 сек на 1 мин 12 сек раньше времени, предусмотренного планом полета (рис. 43.16; 43.17; 43.18.). [17.]


Рис. 43.16. Ориентация командного отсека корабля Apollo при входе в
атмосферу, процесс раскрытия парашютов и посадка в Тихом океане

Рис. 43.17. Траектория входа в атмосферу командного отсека корабля
Apollo-11 (отметки времени через 1/2 мин)

Рис. 43.18 Место посадки командного отсека корабля Apollo-11

Таблица 24

Этапы полета Фактическое
выполнение
Тф ч:мин:сек
Номинальная
программа
Тн ч:мин:сек
Тн- Тф,
мин:сек
Старт Т„+ 00:00:00 00:00:00 00:00
Выход на орбиту ожидания 00:11:49,34 00:11:50 00:00,66
Выход на траекторию полета к Луне 02:50:13,07 02:50:13,1 00:00,03
Выход на орбиту ИСЛ № 1   75:54:28  
Выход на орбиту ИСЛ № 2 80:04:51 80:09:30 04:39,0
Расстыковка Apollo-11 100:05:00 100:09:50
100:39:50
 
Начало снижения лунного корабля с орбиты ИСЛ 101:36:14,07 101:38:48 02:34,93
Начало торможения лунного корабля 102:33:04 102:35:13 02:09,0
Посадка на Луну 102:45:40 102:47:11 01:31,0
Взлет с Луны 124:21:56 124:23:21 01:25,0
Стыковка на орбите ИСЛ   128:00:00  
Выход иа траекторию возвращения к Земле 135:24.05 135:24:34 00:29,0
Вход в атмосферу Земли (H= 120 км.)   195:05:04  
Посадка 195:17:53 195:19:05 01 12,0

Номинальная программа и фактическое выполнение главных этапов полета Apollo-11 дана в табл. 24.
назад

к началу
далее