«Природа» 1991, №1, с.105.

сканировал Игорь Степикин
Новости науки - Космические исследования

Экспедиция на "Мире": сентябрь - октябрь 1990 г.

• В этот период Г. М. Манаков и Г. М. Стрекалов продолжили научно-исследовательскую деятельность на орбитальном комплексе "Мир". Была завершена работа с грузовым автоматическим кораблем "Прогресс М-4". Очередной "грузовик", "Прогресс М-5", запущенный 27 сентября, через два дня состыковался с пилотируемым комплексом. Впервые на нем установлен экспериментальный образец возвращаемой баллистической капсулы, предназначенной для доставки на Землю результатов научных исследований.
  • Исследования в области космического материаловедения велись с помощью технологических установок "Галлар" и "Кратер-В". На первой за 9 сут был выращен высококачественный монокристалл полупроводника арсенида галлия, а затем осуществлен 140-часовой цикл по выращиванию монокристалла окиси цинка.
  • По программе геофизических исследований экипаж начал серию экспериментов с использованием видеоспектральной аппаратуры, установленной на стабилизированной платформе модуля "Квант-2". Были отсняты отдельные районы территории Советского Союза: Кавказ, Прикаспийская низменность, Аральское море. Цель экспериментов - получение данных о состоянии растительности и водных бассейнов в южных и восточных районах страны, определение оптических характеристик атмосферы. Продолжались эксперименты по определению спектральных характеристик переходных зон "космос - атмосфера - поверхность" в инфракрасном и видимом диапазонах спектра.
  • С помощью телескопа "Букет" и спектрометра "Гранат", установленных на модуле "Кристалл", регулярно измерялось рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение внеземного происхождения.
  • Были продолжены эксперименты по измерению пространственно-энергетических характеристик космического излучения и оценке влияния факторов открытого космоса на свойства различных конструкционных материалов.
  • С. А. Никитин
  • Москва

Новости науки - Экология

"Загрязнение" космоса

«Природа» 1991, №1, с.106-107.

• Все больше астрономы озабочены электромагнитным "загрязнением", сильно осложняющим наблюдения звездного неба. Создаваемые помехи нарушают распространение не только света, но и радиоволн. Как показывают снимки, сделанные из космоса, световые помехи наиболее значительны над промышленно развитыми странами. Их создают также яркие факелы сжигаемого газа в местах добычи, лесные пожары и даже... многочисленный промысловый флот Японии, занятый ловом кальмаров, для привлечения которых ночью на судах включают мощное освещение. Наряду с этим пыль в атмосфере рассеивает свет, значительно повышая яркость неба по сравнению с естественным фоном. Спутники связи и различные энергетические системы на Земле создают шумы, мешающие радиоастрономам.
  • Большие надежды возлагались на вывод астрономических приборов в космос. Однако это достаточно дорогая затея и, кроме того, существует угроза столкновения на орбите с "космическим мусором". Hа работе космических приборов сказываются и радиопомехи, создаваемые телекоммуникационными спутниками. Вот почему радиоастрономы так остро реагировали на предложение о создании в космосе "световых пятен" для увеличения продолжительности дня, ведь и так, по их мнению, Земля затянута "слепящей мглой".
  • Environment. 1990. V. 32. N 3. Р. 24 (США).

«Природа» 1991, №1, с.106

Новости науки - Космические исследования

Спутники запускаются с самолета

• С аэродрома Центра изучения полетов им. Драйдена НАСА в пустыне Мохаве (штат Калифорния, США) взлетел реактивный самолет В-52, с которого впервые запущены искусственные спутники Земли.
  • На высоте около 13 км над Тихим океаном стартовала трехступенчатая ракета типа "Пегас", первая крылатая ступень которой несла комплексный спутник "Pegsat", разделившийся затем на два независимых небольших спутника, которые вышли на околоземные полярные орбиты на высотах 508 и 687 км.
  • Оборудование спутников предназначено для целей навигации и радиорелейной связи ВМФ США, а также широкого комплекса метеорологических и океанографических наблюдений. Кроме того, на борту находились два контейнера с барием, который предстояло выпустить в атмосферу для изучения магнитного поля Земли. Ультрафиолетовое солнечное излучение ионизует частицы бария, которые захватываются магнитным полем планеты и, светясь, позволяют приборам наземных станций регистрировать его структуру.
  • На "Пегасе" была установлена аппаратура для измерения температуры, давления, напряжений и вибраций всей системы, что позволит лучше подготовиться к аналогичному запуску новых семи малых спутников связи типа "Microsat".
  • Новая методика запуска имеет два преимущества: сборка и опробование оборудования лежащей на земле ракеты обходится гораздо дешевле, чем при вертикальном ее положении, когда необходимы высокие фермы; самолет-носитель меньше зависит от погоды.
  • Поскольку высказывались опасения, что при подъеме самолета сквозь облачность на нем могут возникнуть опасные для груза электрические заряды, запуск был отложен на сутки. Однако по мнению его участников, со временем эту трудность удастся преодолеть. Зато при новой методике резко сокращается время подготовки. Кроме того, с самолета ракеты могут стартовать под различными углами к горизонту.
  • Science News, 1990. V.137. N15. P. 229 (США).

«Природа» 1991, №1, с. 1186

Новости науки

КОРОТКО

• 1 июля 1990 г. НАСА объявило о прекращении полетов "шаттлов" до устранения неисправности, уже неоднократно приводившей к переносу их запусков,- утечки водорода из топливной системы. Решение ставит под угрозу выполнение программы запусков на 1990 г. Из запланированных 8 полетов пока осуществлены только 3, и еще неясно, когда состоится следующий. (ТАСС)
  • *
  • 8 июня 1990 г. с космодрома на м. Канаверал (штат Флорида) самой мощной американской одноразовой ракетой-носителем "Титан-4" запущен секретный разведывательный спутник. Это уже второй за год подобный запуск в рамках разведывательной программы США, стоимость которой превышает 7 млрд. долл.
  • 12 июня ракетой-носителем "Дельта" запущен индийский спутник связи "Инсат-1Д". Построенный по заказу Индии американской корпорацией "Форд аэроспейс", он имел несчастливую судьбу. Его запуск намечался на июнь 1989 г., но за неделю до того на стартовой площадке его повредил подъемный кран. Спутник отвезли для ремонта на завод в Калифорнии, но когда он был почти восстановлен, произошло мощное Калифорнийское землетрясение, в результате которого спутнику были нанесены новые повреждения. (ТАСС)
  • *
  • С помощью оборудования, установленного на борту одного из американских искусственных спутников Земли типа "Эксплорер" и регистрирующего излучение в диапазонах волн 1,2; 2,2 и 3,4 мкм, впервые получены изображения, показывающие, как распределяются звезды в пределах нашей Галактики. Различимы звезды, составляющие диск Галактики и ее центр.
  • До сих пор удавалось получить такие "портреты" Галактики лишь в радио- и инфракрасном диапазоне спектра; на них были видны лишь скопления космической пыли и газа, но не сами звезды, поэтому нельзя было судить о строении центра Галактики в видимом свете, так как он поглощается пылью, находящейся в межзвездном пространстве, задолго до того, как достигнет Земли. (New Scientist. 1990. Vol. 126. N 1715. P. 27 (Великобритания))
  • *
  • Для поражения оптических сенсорных систем, направляющих боевые ракеты к мишеням, в США разработан не очень мощный лазер (Sting-Ray). Кроме того, лазеры этого типа могут ослеплять противника, в особенности тогда, когда он ведет наблюдения с помощью бинокля или телескопа. Для защиты собственных военных от подобного лазерного оружия Пентагон предлагает создать специальные рассеивающие очки. С 1992 по 1997 г. планируется построить 48 таких лазеров стоимостью около 250 млн долл.
  • New Scientist. 1990. Vol. 126. N 1716. P. 28 (Великобритания).