щается переносимый ракетой полезный груз. У боевых ракет это обычно взрывчатое вещество, атомный или термоядерный заряд, у исследовательских баллистических ракет — приборы или живые существа в соответствующих контейнерах или скафандрах.
Позади полезного груза располагаются приборы управления полетом ракеты, баки с топливом и двигательная установка.
Внешними органами ее стабилизации и управления полетом является оперение, как у современного самолета, с аэродинамическими рулями итак называемыми газовыми рулями, помещаемыми в струе вытекающих из двигателя ракеты нагретых до высокой температуры газов. С помощью газовых рулей ракета может управляться в безвоздушном пространстве. В некоторых конструкциях баллистических ракет вместо газовых рулей и воздушных стабилизаторов используют наклоны двигателя на небольшой угол (5—7°) относительно продольной оси ракеты. При этом линия действия реактивной силы не проходит через центр тяжести ракеты, в результате чего создается некоторый момент, поворачивающий ракету в желаемом направлении относительно ее центра тяжести.
Баллистические ракеты, как правило, стартуют вертикально. Получив некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели. К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона, отвечающий наибольшей дальности ее полета, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.
После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полет ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полета ракеты принимает наименьшее свое значение. Верхние участки траектории баллистических ракет обычно находятся на высоте нескольких десятков, а то и сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы почти полностью отсутствует сопротивление воздуха.
На нисходящем участке траектории скорость полета ракеты за счет потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти ее разрушение или даже взрыв боевой части.
В настоящее время двигатели современных баллистических ракет работают преимущественно на жидких топливах. В качестве окислителя применяются жидкий кислород, азотная кислота и т.п., а горючим в этом случае являются различные углеводородные соединения типа спиртов и керосина.
12
|