ПИОНЕРЫ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

ГАНСВИНДТ
ГОДДАРД
ЭСНОПЕЛЪТРИ
ОБЕРТ
ГОМАН


ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
(1891-1938)



ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
Москва 1977

В первых двух сборниках «Пионеры ракетной техники» были опубликованы избранные труды отечественных ученых и конструкторов в области ракетно-космической науки и техники. В настоящем, третьем сборнике содержится наиболее значительные работы зарубежных исследователей в этой области. Подавляющая часть статей впервые публикуется на русском языке.

Сборник представляет значительный интерес как для специалистов, так и для широкого круга научно-технической интеллигенции.

Редакционная коллегия:
акад. Л. А. БЛАГОНРАВОВ (председатель),
канд. техн. наук Б. Л. БЕЛОВ,
канд. техн. наук И. Н. БУБНОВ,
д-р техн. наук Т. М. МЕЛЬКУМОВ,
канд. техн. наук В. Н. СОКОЛЬСКИЙ

Редакторы-составители:
Т. М. МЕЛЬКУМОВ, В. Н. СОКОЛЬСКИЙ

Ответственный редактор
Т. М. МЕЛЬКУМОВ

Издательство «Наука», 1977 г.

ОТ РЕДАКЦИИ

Предлагаемый читателю сборник «Пионеры ракетной техники» — третий из этого цикла. В первом сборнике (1964) были помещены работы Н. И. Кибальчича, К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера и Ю. В. Кондратюка, во втором (1972) — В. П. Ветчинкина, В. П. Глушко, С. П. Королева и М. К. Тихонравова. Избранные труды выдающихся отечественных ученых — пионеров ракетно-космической техники, опубликованные в этих сборниках, убедительно показали глубину и богатство идей замечательных советских ученых, внесших основополагающий вклад в развитие космонавтики.

Третий сборник содержит труды зарубежных ученых — пионеров ракетно-космической науки и техники: Г. Гансвиндта, Р. Годдарда, Р. Эсно-Пельтри, Г. Оберта и В. Гомана. Выбор именно этих ученых и инженеров обусловлен тем, что они первыми из зарубежных исследователей стали разрабатывать научно-технические основы ракетно-космической науки и техники, основы проектирования ракетных летательных аппаратов, двигателей к ним и достигли результатов, заслуживающих самого пристального внимания.

Первым из зарубежных исследователей следует назвать Германа Гансвиндта (Hermann Ganswindt, 1856—1934). Этот талантливый немецкий изобретатель разрабатывал идею создания ракетного корабля для межпланетных путешествий практически почти одновременно с К. Э. Циолковским.

У Гансвиндта рано проявилась склонность к созданию механических устройств. Он создавал различного рода транспортные средства: велосипеды, самодвижущиеся экипажи, моторные лодки, проекты воздушных кораблей. В 1883 г. Гансвиндт получил патент на управляемый дирижабль. Работал он также над созданием геликоптера.

К сожалению, мы не располагаем достоверными сведениями о начале работ Гансвиндта над проблемой создания космического корабля. Первое из его известных выступлений по данному вопросу относится к 1891 г. В 1893 г. сведения о работах Гансвиндта над решением проблемы космического полета появились в печати, а в 1899 г. был полностью опубликован его доклад «О важнейших проблемах человечества», включенный в настоящий сборник.

Г. Гансвиндт не проводил серьезных теоретических и экспериментальных исследований в области ракет и ракетных двигателей, однако им был выдвинут ряд интересных идей, связанных с теорией космического полета. В материалах, публикуемых в данном сборнике, он рассматривал возможность полета человека в космическое пространство на ракетном летательном аппарате с твердотопливным двигателем. При этом он задумывался над проблемами управления полетом космического корабля, средствами обеспечения жизнедеятельности его экипажа, возможностью сокращения количества энергии, необходимого для осуществления космического полета, а также над тем, что могут дать человечеству полеты к другим небесным телам.

В ряде источников указывается также, что впоследствии Гансвиндт выдвинул еще ряд интересных предложений — геликоптерный старт космического корабля, вращение корабля для создания искусственной тяжести, устройство промежуточных межпланетных баз. Однако в XIX в. эти предложения Гансвиндта не были опубликованы и, по-видимому, относятся к более позднему времени.

Роберт Годдард (Robert H. Goddard, 1882—1945) — американский пионер ракетно-космической техники.

В 1904 г. Годдард закончил высшую школу в г. Вустере (штат Массачусетс), в 1904—1908 гг. учился там же в политехническом институте, затем в Университете Кларка и одновременно преподавал физику, сначала в институте, потом в колледже. В 1911 г. получил степень доктора философии. В 1912—1913 гг. работал в Принстонском университете, а затеи вернулся в Университет Кларка, где работал (с перерывами) вплоть до 1942 г. (с 1920 г.— профессор).

Проблемой полета в космическое пространство Годдард начал интересоваться в юности — в 1899 г. В 1901 г. он написал небольшую статью «Перемещение в космосе», где анализировал возможность запуска снаряда в космос с помощью пушки, а также метеорную опасность в полете. В 1906 г. Годдард начал исследовать возможность использования для движения в космосе реакции заряженных частиц. В октябре 1907 г. написал работу «О возможности перемещения в межпланетном пространстве», где, в частности, размышлял о средствах поддержания жизни в космосе, метеорной опасности и борьбе с ней, реактивном способе движения на энергии пороха, анализировал возможность применения энергии распада атома.

В 1909 г. Годдард впервые записал свои соображения и расчеты по проблемам использования ракеты для космических полетов и применения для этой цели различных видов топлив, в том числе жидких.

Интересы Годдарда на ранней стадии деятельности были весьма разнообразными. Так, в его записях, которые он, начиная с 1906 г., вел регулярно, содержатся такие идеи, как использование для полета магнитного поля Земли; создание реактивной тяги для движения аппарата в космосе за счет электростатического эффекта (с нейтрализацией потока ионов за космическим аппаратом); проведение фотосъемки Луны и Марса с облетных траекторий; посылка заряда осветительного пороха на поверхность Луны с помощью ракеты с целью доказательства ее возможностей; производство на Луне кислорода и водорода для использования в качестве ракетного топлива и др. Многие из этих идей позже были осуществлены на практике, что говорит о большом творческом даровании Годдарда (всего на его имя зарегистрировано 214 патентов) и его способности к инженерному предвидению.

В 1912—1913 гг. Годдард разрабатывал теорию движения ракеты, а с 1915 г. занимался стендовыми экспериментами с твердотопливными ракетами, определяя их эффективность при различных конфигурациях, размерах и видах топлива. В 1915 г. он провел сложный опыт по доказательству существования (и отсутствия уменьшения) тяги ракетного двигателя в вакууме. В июле 1914 г. Годдард получил патенты США на конструкцию составной ракеты с коническими соплами и ракеты с непрерывным горением в двух вариантах — с последовательной подачей в камеру сгорания пороховых зарядов и с насосной подачей в камеру двухкомпонентного жидкого топлива. В самих по себе этих идеях исторический приоритет Годдарду не принадлежит — жидкостную ракету для космических полетов и вывод уравнения движения ракеты, как известно, раньше его (в 1903 г.) предложил К. Э. Циолковский.

В январе 1920 г. была издана фундаментальная работа Годдарда «Метод достижения предельных высот». В нее вошли результаты теоретических и экспериментальных ракетных исследований, выполненных в основном в 1912—1916 гг. Эту работу по праву следует отнести к числу классических в истории ракетно-космической науки и техники.

Начиная с 1917 г., Годдард занимался конструкторскими разработками в области твердотопливных ракет различного типа, и в том числе многозарядной ракеты импульсного горения (идея такой ракеты, как известно, принадлежит Н. И. Кибальчичу, 1881). Испытания этой ракеты, проведенные в ноябре 1918 г., были не слишком удачными, но Годдард в течение еще почти трех лет пытался создать работоспособную конструкцию. Большой интерес представляют его доклады по проблемам космической техники, написанные в 1920, 1923, 1924 и 1929 гг.

В 1921 г. Годдард решил перейти к экспериментам с жидкостно-ракетными двигателями (ЖРД), используя в качестве окислителя жидкий кислород, а в качестве горючего различные углеводороды (в своих теоретических работах он ранее не раз отмечал преимущества ЖРД). Первый запуск ЖРД на стенде состоялся в марте 1922 г.

Неудачи с созданием небольшой ракеты с насосной подачей топлива заставили Годдарда перейти к конструированию простейшей ракеты с вытеснителъной системой подачи (топливо — жидкий кислород и бензин). Впервые успешный полет такой ракеты — первой в мире на жидком топливе — состоялся 16 марта 1926 г. в местечке Обурне (штат Массачусетс). Ракета со стартовым весом 4,2 кг достигла высоты 12,5 м и пролетела 56 м. В июне 1929 г. Годдард впервые осуществил запуск ракеты с приборами и фотокамерой на борту. Ракета со стартовым весом 25,7 кг достигла высоты 28 м, и приборы после приземления оказались неповрежденными. После этого события Годдард, получив крупную финансовую помощь фонда Гуггенхеймов, оборудовал небольшой полигон с мастерской близ Розуэлла (штат Нью-Мексико).

В декабре 1930 г. ракета Годдарда со стартовым весом около 21 кг и длиной 3,4 м (наддув баков — сжатым кислородом) достигла высоты около 600 м и развила скорость около 800 км/ч.

В дальнейшем Годдард много внимания уделял вопросу стабилизации ракеты на вертикальной траектории. Проведя исследование по различным видам управляющих устройств, он остановился на идее использования гироскопически управляемых рулей, помещенных в потоке истекающих газов (позже Годдард добавил к ним также аэродинамические рули).

Как известно, идея газовых рулей для управления полетом ракеты впервые была выдвинута К. Э. Циолковским в начале XX в., Годдард же был первым, кто осуществил ее на практике.

Первый полет ракеты с гироскопически управляемыми рулями состоялся 19 апреля 1932 г. В марте 1935 г. ракета достигла высоты около 1,5 км при дальности 4 км. Вес ее составлял около 60 кг. В мае того же года Годдарду удалось достичь высоты 2,3 км при хорошей стабилизации ракеты. Максимальный подъем ракет Годдарда около 2,8 км (март 1937 г.).

С 1938 г., исчерпав, как ему казалось, возможности ракет с вытеснительной системой подачи, Годдард перешел к разработке ракеты с турбонасосной системой. Он создал весьма совершенную турбину, газогенератор и центробежные насосы, но не достиг успеха в запуске с ними ракеты.

С началом второй мировой войны Годдард вновь пытался привлечь к своим разработкам внимание военных кругов. Только в 1942 г. он был взят на службу в ВМС США, где вплоть до своей смерти в 1945 г. руководил созданием ЖРД для ускорительных систем самолетов, занимая пост руководителя исследований в Бюро аэронавтики.

Робер Эсно-Пельтри (Rober Esnault-Pelterie, 1881—1957) — французский ученый, инженер и изобретатель, один из пионеров ракетно-космической науки и техники.

Получив широкое образование в области естественных и точных наук, Эсно-Пельтри в начале своей творческой деятельности разделил общее увлечение своих современников проблемами авиации. В 1906—1907 гг. он спроектировал и построил один из первых монопланов и первый в мире моноплан из трубчатой металлоконструкции, снабженный оригинальным легким авиадвигателем, за разработку которого в 1908 г. был награжден золотой медалью Общества гражданских инженеров Франции. Одним из первых получив официальное удостоверение летчика, Эсно-Пельтри пилотировал самолеты собственной конструкции, на которых в период 1908—1912 гг. был установлен ряд мировых рекордов и достижений.

Р. Эсно-Пельтри — автор большого количества оригинальных разработок в области авиационной техники, один из организаторов французской авиапромышленности и первых международных авиационных выставок. С 1913 г. он занимал ряд ответственных постов в различных научно-технических организациях, в том числе пост председателя авиационной комиссии аэроклуба Франции. Плодотворная научно-практическая и организационно-пропагандистская деятельность в области авиации снискали Эсно-Пельтри широкую известность и признание.

Еще в пору своего сильного увлечения проблемами авиации Эсно-Пельтри задумывался над вопросами движения вне опорной среды. Результаты исследований в этом направлении в ноябре 1912 г. он доложил Французскому физическому обществу, а в следующем году в периодическом издании общества был опубликован текст этого доклада под заголовком «Соображения о результатах неограниченного уменьшения веса моторов».

В этой работе, впервые познакомившей западноевропейскую научную общественность с теоретическими проблемами космонавтики, Эсно-Пельтри аналитически исследовал движение летательного аппарата переменной массы под действием постоянной силы, рассмотрел при упрощающих допущениях различные этапы полета Земля — Луна — Земля, а также указал на техническую осуществимость маневрирования ракеты по траектории при помощи вспомогательных «рулевых двигателей». Эсно-Пельтри указал на особую перспективность использования в двигательных установках космических ракет энергии внутриатомного распада. Весьма примечательно, что, выделив в ряду наиболее важных проблем осуществления космического полета проблему энергетики, Эсно-Пельтри в качестве одного из моментов, способствовавших ее разрешению, указал на целесообразность использования атмосферы на начальном и конечном этапах полета.

В 1913 г. Эсно-Пельтри обратился к решению ряда прикладных проблем механики и физики. В 20-х годах он возобновил исследования по ракетно-космической проблематике и в июне 1927 г. на сессии Французского астрономического общества сделал доклад на тему «Исследование верхних слоев атмосферы при помощи ракеты и возможность межпланетных путешествий». В следующем году эта работа (под тем же названием) была опубликована в периодическом издании общества.

Существенно отличаясь от предыдущей публикации (1913 г.) по широте рассмотренных вопросов и уровню их теоретической разработки, работа 1928 г. явилась одним из наиболее серьезных теоретических исследований по космонавтике конца 20-х годов, несмотря на то, что к этому времени «космическая» проблематика стала объектом исследования ряда ученых, а библиография по ней насчитывала десятки публикаций различного характера.

В 1928 г. усилиями Эсно-Пельтри и его немногочисленных единомышленников была создана комиссия по астронавтике при Французском астрономическом обществе, а в феврале того же года Эсно-Пельтри совместно с Андре-Луи Гиршем учредил международную премию по астронавтике, которая присуждалась до 1939 г. за наиболее оригинальные теоретические и экспериментальные работы по астронавтике и проблемам, содействовавшим ее дальнейшему развитию.

Эсно-Пельтри одним из первых оценил возможности военного применения ракет. В докладе генералу Феррье, имевшему многочисленные связи с военными кругами Франции, Эсно-Пельтри изложил свои взгляды на особую значимость использования жидко-топливных ракет в военных целях. Примечательно, что в этой работе, помимо конкретных положений тактического характера, которые не во многом отличаются от современных, Эсно-Пельтри на профессиональном уровне рассмотрел совокупность узловых вопросов проектирования траекторий баллистических ракет с дальностью полета 600 км.

В эти же годы Эсно-Пельтри занимался разработкой проблем динамики полета баллистических ракет дальнего радиуса действия, проводил теоретические исследования внутрикамерных процессов ракетного двигателя, углублял проработку вопросов выбора ракетного топлива и оптимизации режимов работы двигателя. В 1930 г., дополнив работу 1928 г. результатами этих исследований, он опубликовал обобщающую работу под названием «Астронавтика». В совокупности со второй частью этой работы, вышедшей под тем же названием в 1935 г., этот труд представлял собой изложение главных проблем теоретической космонавтики. Автором были рассмотрены наиболее важные физико-технические проблемы осуществления космических полетов, причем проблема сверхдальних межзвездных перелетов рассмотрена с учетом основных положений теории относительности. По понятным соображениям в работе 30-х годов не нашли отражения те вопросы, освещение которых Эсно-Пельтри считал в открытой печати преждевременным, исходя из возможности их использования в военных разработках. По этой причине, к сожалению, долгое время не были известны исследования ученого по динамике полета ракет в сопротивляющейся среде, изложенные в докладе генералу Феррье.

В 1930 г. Эсно-Пельтри проводил эксперименты по определению оптимального соотношения компонентов различных топлив, в том числе и криогенных, а в 1932 г. приступил к постройке ракетного двигателя на криогенном топливе, экспериментально-доводочные работы по которому успешно завершились в 1937 г. Двигатель, развивавший тягу свыше 100 кг в течение 60 с, был одобрен официальными представителями, но финансовой поддержки Эсно-Пельтри не получил и был вынужден прекратить практические исследования.

Многолетняя плодотворная деятельность Эсно-Пельтри в различных отраслях научно-технических знаний была отмечена в 1936 г. избранием его в действительные члены Французской академии наук. После второй мировой войны Эсно-Пельтри переехал в Швейцарию, посвятив себя разработке различных вопросов прикладной механики, теории относительности и атомной энергетики.

Герман Оберт (Hermann Oberth, родился в 1894 г. в Румынии) — немецкий ученый и экспериментатор в области ракетной техники, один из пионеров теоретической космонавтики.

С 1912 г. Оберт изучал медицину в Мюнхене, а затем учился в университетах Геттингена, Гейдельберга, Мюнхена и Клаузенбурга, изучая физику и астрономию.

Вопросом о возможности осуществления космического полета Оберт начал интересоваться в 1907—1909 гг. под влиянием научно-фантастической литературы. К 1909 г. относится его первое предложение о создании ракетного летательного аппарата с двигателем на твердом топливе. В 1912 г. Оберт рассмотрел ракету на жидком топливе, при этом в качестве горючего предлагал использовать спирт, в качестве окислителя — жидкий кислород, а к 1918 г. относится его первое предложение о создании двухступенчатой ракеты.

Уже первая книга Оберта «Ракета в космическое пространство» (1923) убедительно продемонстрировала широту и глубину его теоретических исследований. В ней рассмотрены основные уравнения движения ракеты и условия ее функционирования, схема и конструктивные особенности составной ракеты, различные виды жидкого топлива, вопросы управления ракетой в полете, проекты перспективных орбитальных станций и другие вопросы ракетно-космической техники.

Несмотря на то, что многие наиболее важные физико-технические проблемы космического полета уже были рассмотрены в трудах Циолковского, Эсно-Пельтри, Годдарда, книга Оберта — первый в Западной Европе капитальный труд по вопросам космонавтики и ракетной техники — оказала в 20—30-х годах большое влияние на развитие ракетно-космической науки и техники.

Дальнейшее развитие идеи Оберта получили в книге «Пути осуществления космического полета» (1929), в которой, в частности, был рассмотрен вопрос о возможности использования при межпланетных перелетах энергии солнечного излучения. При этом Оберт предлагал получать тягу за счет увеличения скорости молекул газа, что должно было достигаться при помощи электрического тока высокого напряжения, в который преобразовывалась энергия улавливаемых солнечных лучей.

В конце 20-х годов Оберт приступил к проведению экспериментальных исследований с ракетными двигателями. В июле 1929 г. около Берлина под руководством Оберта началась постройка двух малых экспериментальных ракет на жидком топливе — бескрылой и крылатой. Ракетный двигатель для них работал на жидком кислороде и бензине при значительном избытке кислорода, что соответствовало (и не без основания) соображениям Оберта, связанным с увеличением удельной тяги. Распыливание компонентов производилось центробежными форсунками. В результате усовершенствования двигателя Оберт экспериментально получил удовлетворительную скорость истечения газов из сопла.

23 июля 1930 г. ракетный двигатель Оберта «Кегельдюзе» проработал в течение 90 с на жидком кислороде и бензине при весовом их соотношении 6 : 1 и развил тягу 7 кг.

С 1925 по 1938 г. Оберт был профессором колледжа в Медиаше (Румыния), занимаясь одновременно в Германии теоретическими и экспериментальными исследованиями жидкостных ракетных двигателей и ракет. С 1938 г. он работал в Высшей технической школе в Вене, где участвовал в исследованиях в области военных ракет, в 1940 г. перешел в Дрезденский технический университет. С 1941 по 1943 г. Оберт работал инженером-консультантом в ракетном исследовательском центре Пенемюнде, а с 1943 по 1945 г.— на Вестфаль-Ангальтском заводе взрывчатых веществ.

После окончания второй мировой войны Оберт занимался частными исследованиями и преподаванием; с 1950 по 1953 г. по приглашению итальянских ВМС проводил ракетные исследования в Италии; в 1953—1955 гг. жил в ФРГ, занимаясь литературной деятельностью.

В 1954 г. вышла из печати книга Оберта «Люди в космосе». В ней автор рассмотрел некоторые вопросы космических полетов, привел схемы, рисунки и описания ракет для запуска искусственных спутников Земли и для полета в космос людей, проектов космических аппаратов для астрономических исследований, схемы расположения телескопов на астероидах, схемы космической станции с искусственной гравитацией, космических аппаратов для военных и метеорологических целей. В этой работе Оберт вновь возвращается к использованию тепловой энергии Солнца с помощью огромных зеркал, развертываемых в космосе.

В 1955 г. Оберт переехал в США, где на протяжении ряда лет участвовал в американских ракетных программах, некоторое время был консультантом в Центре космических полетов им. Маршалла. В 1958 г. вернулся в ФРГ. В настоящее время проживает в г. Фойхте (под Нюрнбергом).

Вальтер Гоман (Walter Hohmann, 1880—1943) — талантливый немецкий инженер, занимавшийся разработкой основ теории космического полета. В 1904 г. окончил Высшую техническую школу в Мюнхене, где особое внимание уделял математике и механике. Начиная с 1904 г. работал инженером-строителем в различных городах Германии и Австрии. Его научная деятельность в эти годы была связана с исследованиями в области статики сооружений и железобетонных конструкций.

Вопросом об осуществимости полета в космическое пространство Гоман заинтересовался с середины 10-х годов. В 1925 г. вышла его книга «Возможность достижения небесных тел», в которой рассматривались проблемы преодоления гравитационного поля Земли, свободного полета в космическом пространстве, облета других небесных тел, посадки на них и возвращения на Землю.

При проведении расчетов Гоман рассматривал идеальную ракету, состоящую почти целиком из твердого топлива с полезным грузом в головной части. При непрерывном сгорании топлива полезному грузу (космическому кораблю) можно было, по мнению Гомана, сообщить (в зависимости от количества топлива) любую желаемую скорость, в том числе первую и вторую космические. Поэтому во всех расчетах за исходную была принята скорость истечения с = 2000 м/с. Однако Гоман допускал и применение жидкого топлива, указывая, что более благоприятные результаты (при более высоких значениях скорости истечения) приводятся им в соответствующих местах для оценки влияния этого фактора на конечные результаты.

Гоман рассчитал потребное количество топлива для полета космического корабля с экипажем с одной планеты на другую. Далее он произвел расчет продолжительности полета на Венеру, Марс и Луну (с учетом обратного возвращения на Землю) и определил начальные веса космических летательных аппаратов, необходимые для осуществления этих полетов.

Большое место в исследованиях Гомана занимало решение различного рода траекторных задач. Рассмотрев некоторые эллиптические орбиты, связывающие орбиту планеты отправления с орбитой планеты-цели, он пришел к выводу, что наивыгоднейшей (с точки зрения наименьшего расхода топлива) траекторией полета космического корабля явится касательный эллипс, т. е. эллипс, касающийся одновременно орбит обеих планет. Такие эллипсы в современной научной литературе получили название «эллипсы Гомана»*. Учитывая, однако, что полет по касательным эллипсам потребует значительного времени, Гоман указал, что при другом рассмотренном им случае (когда переходный эллипс касается орбиты одной планеты и пересекает орбиту другой) сокращается путь и время, но существенно увеличивается количество потребного топлива.

* Следует отметить, что наивыгоднейшие траектории перелета на другие планеты независимо от Гомана рассматривал также советский ученый, пионер ракетной техники, Ф. А. Цандер, который неоднократно выступал в 1924—1925 гг. с докладами о межпланетных полетах, а в октябре 1926 г. представил свои расчеты в Главнауку. Изложив ряд оригинальных идей (в частности, получение добавочной скорости при облете космическим кораблем планет), Цандер доказал целесообразность полета между двумя планетами по эллипсу, касательному к их орбитам.

Рассматривая вопрос о возвращении космического летательного аппарата на Землю, Гоман предложил использовать тормозящее действие сопротивления атмосферы для постепенного гашения скорости аппарата и перехода траектории в эллиптическую (со все сокращающейся большой осью эллипса), а затем и в круговую. Для усиления эффекта торможения он рекомендовал применять специальные тормозные устройства — поверхности или конусы.

В работе 1925 г. Гоман рассматривал также условия посадки космического корабля на Марс, Венеру и Луну, однако отсутствие точных данных об этих небесных телах привело его к ряду ошибочных заключений. Он был одним из первых, кто проводил аналитический расчет посадки на другие небесные тела. Следует отметить также, что Гоман, как и некоторые другие исследователи, предлагал использовать Луну в качестве промежуточной межпланетной станции.

Дальнейшее развитие вопроса о межпланетных траекториях получило отражение в следующей работе Гомана «Пути и время перелетов, возможности осуществления посадки», опубликованной в 1928 г. в сборнике «Die Moglichkeit der Weltraumfahrt». В этой статье Гоман несколько расширил область своих исследований, рассмотрел полет на Меркурий и Юпитер и предложил несколько новых траекторий, в частности траекторию, проходящую мимо трех планет (Земля — Марс — Венера — Меркурий — Земля), что давало возможность, по его расчетам, сократить время перелета почти вдвое.

Дальнейших публикаций по данному вопросу, насколько известно, у Гомана не было. Следует отметить также, что, хоть Гоман неоднократно подчеркивал, что он не математик, а инженер, все его разработки были связаны с теоретическими проблемами космонавтики. Какие-либо проекты технического характера, связанные с конструкцией космических летательных аппаратов либо двигателей для них, им не разрабатывались.

***

Характерно, что Г. Гансвиндт, Р. Годдард, Р. Эсно-Пельтри, Г. Оберт и В. Гоман свои важнейшие исследования практически завершили к первой половине 30-х годов. В последующие годы они не создали фундаментальных трудов. Этот важный для ракетно-космической эры начальный этап становления и развития теретической науки и экспериментальной техники у ведущих зарубежных исследователей закончился примерно в те же годы, когда завершилась творческая деятельность наших соотечественников — К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера и Ю. В. Кондратюка.

В конце 20-х годов начался новый этап исследований, создавались первые образцы жидкостных ракет и ракетных двигателей. Чтобы решить задачу изготовления ракет различного назначения, включая многоступенчатые, с пилотируемыми космическими кораблями и автоматическими межпланетными аппаратами, потребовались усилия больших творческих коллективов. Завершение этой работы привело человечество к открытию ракетно-космической эры, начавшейся 4 октября 1957 г., когда был запущен в СССР первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек — Ю. А. Гагарин. 4 октября 1959 г. была запущена автоматическая станция «Луна-3», облетевшая Луну и передавшая на Землю первые фотоснимки невидимой ее стороны. 18 марта 1965 г. А. А. Леонов вышел в открытый космос, а 21 июля 1969 г. первый человек (Н. Армстронг) ступил на поверхность Луны.

Идеи отечественных и иностранных пионеров ракетно-космической науки и техники в короткий отрезок времени были реализованы и дали человечеству принципиально новые возможности для изучения Земли, Луны, планет Солнечной системы, самого Солнца и других небесных тел. Разум человека, опираясь на созданную им могучую технику и совершенную измерительную аппаратуру, проникает все дальше во Вселенную и открывает новые процессы, явления и закономерности. Человечество всегда с глубокой благодарностью и уважением будет чтить пионеров ракетно-космической науки и техники.

***

В данном сборнике, как и в первых двух, работы пионеров ракетной техники расположены по хронологическому принципу. При отборе материала составители сборника стремились возможно полнее ознакомить читателя с научным творчеством этих выдающихся зарубежных ученых. Поэтому предпочтение отдавалось работам, которые до этого не публиковались на русском языке. Из 40 работ, включенных в сборник, лишь 5 были в свое время опубликованы на русском языке, причем в ряде случаев в сокращенном виде (в кн.: Н. А. Рынин. Теория космического полета. Л., 1932).

В сборник не включены некоторые большие по объему труды, которые были переведены на русский язык и изданы отдельными книгами (Р.Эсно-Пельтри. Астронавтика. Под редакцией А. А. Космодемьянского. М., 1950; Г. Оберт. Пути осуществления космического полета. Под редакцией Б. В. Раушенбаха. М., 1948. Из этой работы в данном издании публикуется один раздел, который не был включен в издание 1948 г.).

Отдельные неясные, спорные или ошибочные положения, а также термины, отличающиеся от ныне принятых, оговорены в комментариях, помещенных в конце книги.

Отбор произведений и составление сборника осуществлены зав. сектором авиации и космонавтики Института истории естествознания и техники АН СССР В. Н. Сокольский и старшим научным сотрудником этого сектора профессором Т. М. Мелькумовым.

Подготовка к печати, научное редактирование и комментирование работ Р. Годдарда выполнено И. Н. Бубновым, работ Р. Эсно-Пельтри — Б. Л. Беловым, работ Г. Гансвиндта, Г. Оберта и В. Романа — Т. М. Мелькумовым. Ими же были подготовлены соответствующие разделы редакционного предисловия. Общее руководство подготовкой сборника осуществлялось Т. М. Мелькумовым.

Перевод статей с английского, немецкого и французского языков выполнен научными сотрудниками и аспирантами ИИЕиТ АН СССР и работниками бюро переводов ВИНИТИ и ТИП СССР.

В подготовке текста к изданию принимали участие также В. Н. Галковский, И. В. Баландина и Н. В. Бекетова.