вернёмся в библиотеку?
«Секретные материалы»
№ 16 (143) август 2004 года, с.20-21

Антон ПЕРВУШИН

РАЗВЕДКА ПРОТИВ «ФАУ»,
или
КАК БЫЛИ РАСКРЫТЫ СЕКРЕТЫ «ОРУЖИЯ ВОЗМЕЗДИЯ»




Ракета «V-2» готова к старту

В сентябре был повод отметить еще один недобрый юбилей. Шестьдесят лет назад гитлеровцы начали обстрел Лондона тяжелыми баллистическими ракетами «Фау-2». Эти ракеты создавались немецкими учеными, которые мечтали о полетах в космос и на Луну. Однако у войны свои законы, и «Фау-2» сеяли смерть и разрушения.

РАЗВЕДКА И ТАЙНЫ РАКЕТ

Перед началом Второй мировой войны ракеты воспринимались не только как средство достижения космических высот, но и как перспективное оружие. Например, как средство доставки химического боезаряда до укрепленных позиций противника. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кадровые советские разведчики старались раздобыть любые сведения о ракетных разработках в странах Запада. Благодаря тому, что многие секретные архивы ныне открыты для исследователей, мы узнаем интригующие подробности.

В самом начале 1930-х годов советская внешняя разведка получила первые материалы по реактивным двигателям. Вот какое заключение на основании разведывательной информации сделали специалисты Научно-исследовательского автотракторного института:

«Означенный реактивный мотор является тем изобретением, над созданием которого ученые всего мира трудились долгие годы. Промышленное освоение этого изобретения несет не поддающуюся учету революцию в авиации <...> и особенно в военном деле. Применение этого изобретения в минном и торпедном деле создает такие формы технических атак, против которых современная техника ничего не сможет противопоставить. На основе полученных материалов можно приступить к изготовлению двигателя в Советском Союзе».

О ситуации в Германии в сфере создания реактивной техники Москву подробно информировал некто Леман — сотрудник гестапо, завербованный советской разведкой.

Так, в конце 1935 года Леман присутствовал на испытаниях, проводимых Вернером фон Брауном.

«В лесу, в отдаленном месте стрельбища, установлены стенды для испытания ракет, действующих на жидком топливе», — передавал в Москву агент разведки Зарубин услышанное от Лемана.

Подробный письменный доклад об испытаниях ракет был представлен внешней разведкой Иосифу Сталину, Клименту Ворошилову и Михаилу Тухачевскому. Копию документа получило руководство РУ ГШ РККА. Резидентуре внешней разведки после этого был переслан перечень интересующих военную разведку вопросов, требующих уточнения. И на многие из них Леман сумел найти ответы.

Информация поступала не только из Германии. Разведчик-нелегал Чарли передал из США копию доклада конструктора Роберта Годдарда «Об итогах работы по созданию ракетного двигателя на жидком топливе». Полученный материал был доложен маршалу Тухачевскому и получил его высокую оценку...

СТРАСТИ ВОКРУГ ПОЛИГОНА

Во время войны нашим разведчикам пришлось вернуться к этой теме после того, как стало известно, что немецкими ракетами заинтересовались союзники.

Рассказывают, что целенаправленные поиски ракетного оружия Третьего рейха начались в мае 1943 года, когда дотошная дешифровщица аэрофотосъемки Констанца Бэбинггон-Смит («Бэбс») обнаружила на одном из снимков острова Узедом маленький самолет без кабины летчика. Это был самолет-снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Fi-103», позже названный «V-1». Дополнительная разведывательная съемка позволила увидеть «маленькие сигары» — баллистические ракеты «А-4» («V-2»). Так спецслужбы узнали о существовании исследовательского центра Пенемюнде, где создавалось «Оружие возмездия» («Vergeltungswaffen»).

Только после этого британский Генеральный штаб начал анализировать агентурные данные, поступавшие из Франции, Польши, Норвегии и Швеции. Из них следовало, что в декабре 1943 года следует ожидать обстрела Англии новым оружием — самолетами-снарядами и какими-то огромными ракетами. Аэрофоторазведкой было выявлено 138 стартовых площадок на северном побережье Франции и Голландии.

Старт «V-2»

Медлить было опасно. Уинстон Черчилль дал распоряжение на нанесение бомбового удара по Пенемюнде. 17 августа 1943 года 597 бомбардировщиков обрушили на ракетный центр и близлежащий поселок тысячи фугасных и зажигательных бомб. Одна волна самолетов следовала за другой, устилая «бомбовым ковром» производственные корпуса, стендовые сооружения и лабораторные здания. Было сброшено в общей сложности полтора миллиона килограммов бомб.

Однако уничтожить ракетную программу Третьего рейха этим сокрушительным налетом не удалось. Работы над «V-1» и «V-2» замедлились, но не прекратились.

В связи с бомбардировками Пенемюнде высшее военное руководство Германии решило создать резервный исследовательский полигон в Польше. Кроме всего прочего, на этом новом полигоне предполагалось готовить войсковые соединения для обслуживания боевых позиций.

Для решения означенных задач Генрих Гиммлер предложил артиллерийский эсэсовский полигон «Хайделагер» («Heidelager»), расположенный в районе Дебице, к северу от Кракова. Линия направления стрельбы проходила из местечка Близна в район Сидльце-Сарнаки восточнее Варшавы. Полигон и все его сооружения были тщательно замаскированы. Заключенные концлагеря Пусткув (примерно 2000 человек), использованные на его строительстве, впоследствии были уничтожены.

В деревнях Близна и Пусткув расположилась 444-я испытательная батарея — «Артиллерийский полигон Близна». Первый экспериментальный пуск в Близне батарея произвела 5 ноября 1943 года.

При стрельбах на польской территории неудачи следовали одна за другой. Некоторые ракеты не взлетали, другие — взлетали и сразу падали, разрушая стартовую позицию, третьи взрывались на высоте в нескольких километрах от места запуска, падали из-за отказов системы управления, разрушались в воздухе из-за аэродинамического нагревания... Только десять процентов стартовавших ракет выполнили задачу, достигнув цели.

Понятно, что подобная активность эсэсовцев, запускающих в небо огромные ракеты, не могла не привлечь внимания польских партизан. Через подпольщиков информация о полигоне и производимых там стрельбах поступала в Лондон. Английская разведка даже снарядила специальный самолет, чтобы вывезти для изучения детали, собранные партизанами в местах падения ракет.

Подумав, Черчилль обратился за помощью к Сталину:

«Личное и строго секретное послание от г-на Черчилля маршалу Сталину:

1. Имеются достоверные сведения о том, что в течение значительного времени немцы проводили испытания летающих ракет с экспериментальной станции в Дебице в Польше. Согласно нашей информации этот снаряд имеет заряд взрывчатого вещества весом около двенадцати тысяч фунтов, и действенность наших контрмер в значительной степени зависит от того, как много мы сможем узнать об этом оружии, прежде чем оно будет пущено в действие против нас. Дебице лежит на пути Ваших победоносно наступающих войск, и вполне возможно, что Вы овладеете этим пунктом в ближайшие несколько недель.

2. Хотя немцы почти наверняка разрушат или вывезут столько оборудования, находящегося в Дебице, сколько смогут, вероятно, можно будет получить много информации, когда этот район будет находиться в руках русских. В частности, мы надеемся узнать, как запускается ракета, потому что это позволит нам установить пункты запуска ракет.

3. Поэтому я был бы благодарен, маршал Сталин, если бы Вы смогли дать надлежащие указания о сохранении той аппаратуры и устройств в Дебице, которые Ваши войска смогут захватить после овладения этим районом, и если бы затем Вы предоставили нам возможность для изучения этой экспериментальной станции нашими специалистами.

13 июля 1944 года».

Черчилль и Сталин обменялись шестью телеграммами относительно участия британских специалистов в работах по изучению полигона Близна. В конце концов Сталин дал указание допустить туда англичан, однако не так быстро, как надеялся Черчилль.

В июле же 44-го наши службы армейской разведки получили приказы проявить особую активность по разведке района Дебице, который еще находился в 50 километрах от линии фронта.

Впоследствии все эти «шпионские игры» были описаны бывшим разведчиком Горчаковым в романе «Он же капрал Вудсток» и журналистом Юлианом Семеновым в романе «Майор Вихрь».

«ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!»

Письмо Черчилля подтолкнуло Сталина к тому, что он дал указание Наркомату авиационной промышленности подготовить группу советских инженеров, которые должны изучить всё, что будет найдено на полигоне Близны еще до того, как там появятся англичане.

Сразу после освобождения в район полигона была направлена первая экспедиция в составе военной разведки, подчиненной генералу Серову. Из НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности в Лихоборах, под крышей которого в годы войны работали наши ракетчики, в эту группу были включены Юрий Победоносцев, Михаил Тихонравов и несколько их непосредственных технических помощников.

Тихонравов, вернувшись, рассказывал коллегам, что наши военные разведчики ездили по полигону, пользуясь указаниями англичан, и карта, составленная в Лондоне, ни разу не подводила. С ее помощью были быстро обнаружены и попали в руки советских инженеров настоящие детали баллистических ракет «V-2».





Разрушения в Антверпене, нанесенные ракетами «V-2»

Правда, в первые дни после доставки трофеев в НИИ-1 они по чьей-то «мудрой» команде были засекречены от ракетных специалистов. При этом все привезенные детали разместили в большом актовом зале института, куда доступ получили только начальник института генерал Федоров, его заместитель по научной части генерал Болховитинов и заместитель по режиму. Даже Победоносцева и Тихонравова, которые всё это видели в Польше, грузили в самолет и привезли с собой, поначалу не пускали.

Но постепенно здравый смысл начал брать верх. Конструкторы Алексей Исаев, Борис Черток, Николай Пилюгин, Василий Мишин и еще несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.

«Войдя в зал, я сразу увидел грязно-черный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева, — писал Черток в книге своих воспоминаний. — Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов. Я спросил:

— Что это, Виктор Федорович?

— Это то, чего не может быть! — последовал ответ.

ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли.

<...> Возглавляемая Болховитиновым группа, в состав которой вошли Исаев, Мишин, Пилюгин, Воскресенский и я, получила задание реконструировать по найденным обломкам общий вид ракеты, принцип управления и основные характеристики. Через год, работая уже в Германии, я убедился, что в основном мы правильно реконструировали ракету, и это сильно облегчило нашу дальнейшую деятельность...»

В самом начале 1945 года из Польши поступили сведения о каких-то новых интересных деталях, найденных в районе Близны. На этот раз начальник института генерал Федоров решил сам возглавить поисковую экспедицию. Он взял с собой ведущего специалиста по радиосистемам Попова и ведущего специалиста по пороховым ракетным снарядам полковника Шварца.

Они вылетели из Москвы 7 февраля 1945 года. Под Киевом самолет попал в туман, потерял ориентацию и врезался в землю. Экипаж и все пассажиры погибли...

Тем не менее работы по реконструкции немецких ракет продолжались. В первые месяцы 1945 года инженеры НИИ-1 составили для себя первое представление о ракете «V-2», но еще даже не догадывались об истинных масштабах производства «оружия возмездия». Особый интерес у специалистов от ВВС вызывали вопросы надежности ракеты — беспилотного, полностью автоматически управляемого летательного аппарата. Но ответ на них ракетчики получили только в Германии...

ФЛОТСКАЯ РАЗВЕДКА ПРОТИВ «ФАУ-1»

Советская разведка занималась и баллистическими ракетами «V-2», и самолетами-снарядами «V-1».

После снятия блокады Ленинграда советские войска уже в феврале 1944 года были остановлены под Нарвой и Тарту, где увязли в кровопролитных боях. Оборону у немцев на этом участке держали отборные дивизии ваффен-СС и мотомеханизированные части. Тылы обеих воюющих сторон кишели агентами всех мастей: парашютистами, диверсантами и разведгруппами. В середине лета разведка Балтийского флота, которую возглавлял полковник Фрумкин, получила агентурные данные о странных строительных работах в районе Раквере. Специалисты, внимательно изучив не столь уж богатые сведения, пришли к выводу, что «имеет место подготовка стартовых позиций для размещения немецких ракет Фау».

К тому времени было уже известно о массированных обстрелах Лондона реактивными самолетами-снарядами «Фау-1», которые британцы называли «летающими бомбами» («flybomb»). Информация об этом оружии распространялась столь быстро, что пришлось нашим военным комментаторам дать соответствующую оценку происходящим событиям. В спаренном летнем номере популярного журнала «Техника — молодежи» за 1944 год можно найти статью «Оружие обреченных», написанную военным инженером Владимиром Немцовым (впоследствии он стал довольно известным прозаиком). Сравнивая гитлеровцев с разумными, но бесчувственными саламандрами из фантастического романа чешского писателя Карела Чапека «Война с саламандрами», анонимный автор писал: «...в поисках выхода из смертельного тупика немцы схватились за новое оружие, которое, однако, им не удалось превратить в сколько-нибудь ценное боевое средство современной армии. Немецкая «летающая бомба» подобна каменной глыбе, если ее сбросить в густо населенный город. Кого-нибудь эта глыба поразит. Ни о каком прицельном бомбометания здесь не может быть и речи. Самолеты-снаряды могут в основном применяться только против весьма обширных целей. Однако такая задача вообще не эффективна с общестратегической точки зрения. Но и для достижения тактического успеха требуется внезапное массовое применение такого боевого средства. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить приспособления для массового старта самолетов-снарядов. Эти приспособления являются достаточно сложными устройствами типа больших катапульт, применяемых для старта самолетов с кораблей. Необходимость таких катапульт в данном случае обусловлена тем, что реактивный двигатель может достигнуть должного коэффициента полезного действия только на весьма больших скоростях. Поэтому первоначальную скорость целесообразнее сообщать ракетному самолету-снаряду внешними силами при помощи катапульты. Вот эти приспособления для старта и оказались первым слабым местом в мероприятии противника. Наши союзники сумели найти и разбить бомбардировками с воздуха, по указаниям иностранной печати, до 75 процентов всех стартовых установок. Это лишило фашистов возможности совершить внезапный массовый удар по Англии при помощи самолетов-снарядов и вынудило их применять эти снаряды малыми партиями, рассредоточено...»

Именно такие катапульты и обнаружила разведка Балтийского флота под Раквере. Оставалось установить, куда они будут нацелены. Ответ был недвусмысленным: на Ленинград! До него по прямой 220 километров — для «V-1» это как раз то, что нужно.

Балтийскому флоту было поручено в срочном порядке разобраться с этой проблемой, принять все возможные меры для обеспечения безопасности Ленинграда.

Получив приказ, морские разведчики полковника Фрумкина действовали без промедления. Короткой летней ночью 20 июля у эстонского хутора Метсакюля высадилась на парашютах группа старшины второй статьи Владимира Федорова. Ее 24-летний командир был известен как один из лучших флотских разведчиков-радистов. Поставленная перед ним задача была предельно конкретной: выйти на стартовую позицию «V-1» в районе Раквере и навести на нее нашу авиацию.

В группе Федорова был житель близлежащего хутора, сын его владельца, эстонец Отто Сынаялг. Третьим — финн с русским именем Илья Трофимов, прекрасно владевший финским, эстонским и немецким языками. После высадки, зарыв парашюты, группа тихо пробралась к хутору. Мать Отто сразу узнала неизвестно откуда свалившегося сына. Выслушав его, Мария Сынаялг рассказала о том, что именно строится недалеко от хутора, ближе к Раквере.

Лесными тропами она проводила туда трех разведчиков. Этого группе Федорова было более чем достаточно. Точные координаты стартовой позиции были по рации переданы в штаб флота. Уже на следующую ночь советская авиация нанесла мощный бомбовый удар по катапультам «V-1» силами почти двух полков. Наутро там осталось только черное поле, сплошь изрытое воронками...

ИЗУЧЕНИЕ ТРОФЕЕВ

Однако основная деятельность по раскрытию секретов «Оружия возмездия» началась уже по окончании войны.

В начале июня 1945 года нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин доложил члену Государственного комитета обороны СССР Георгию Маленкову о первых результатах обследования германского научно-исследовательского института ракетного вооружения, произведенных заместителем начальника НИИ-1 профессором Генрихом Абрамовичем. С этого доклада началось планомерное освоение опыта создания немецких ракет.

Постановлением ГКО № 9475 от 8 июля 1945 года была создана Комиссия по изучению германской техники в составе Льва Гайдукова (член военного совета гвардейских минометных частей), Петра Горемыкина (заместитель наркома боеприпасов), Якова Бибикова (директор НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности), Ивана Зубовича (заместитель наркома электропромышленности), Георгия Угера (генерал-майор инженерно-авиационной службы, начальник отдела Совета по радиолокации при ГКО). Для непосредственной работы в Германии была сформирована группа специалистов, насчитывавшая вначале 284, а к октябрю 1945 года — уже 733 человека!

Над восстановлением документации и образцов ракетной техники в 1945 году трудились коллективы нескольких институтов и заводов.

Более 200 сотрудников под руководством Алексея Исаева и Бориса Чертока в институте «Рабе» работали в городе Блейхероде (Тюрингия). Там когда-то располагался завод по ремонту и доводке ракет, признанных бракованными.

Задачей института, возглавлявшегося Георгием Тюлиным, являлось восстановление телеметрической системы управления ракет «V-2».

Изучение вопросов предстартовой подготовки и пуска ракет возлагалось на группу «Выстрел», которой руководили Сергей Королев и Леонид Воскресенский.

Институт «Берлин» Дмитрия Дятлова восстанавливал материалы по ракетам ПВО.

На заводе № 1 в Зоммерде (Эрфурт), где производились корпуса ракет, открылось советско-германское конструкторское бюро под руководством Bасилия Будника и Василия Мишина.

Завод № 2 «Монтанья» в Нордхаузене (там распоряжался Валентин Глушко) должен был восстановить технологию производства ракетных двигателей.

Специалисты завода № 3 в Кляйн Бодунгене работали над технологией и оборудованием для сборки ракет «V-2».

За аппаратуру систем управления взялся завод № 4 в Зондерхаузене.

Разумеется, досконально изучались центр Пенемюнде на острове Узедом и «Миттельверк» — подземный завод по безостановочному производству ракет в Нордхаузене.

В Лехесте, неподалеку от Нордхаузена, разместилась группа полковника Шабранского, задачей которой было восстановление стендов огневых испытаний камер сгорания «V-2».

Несколько групп специалистов было направлено в Чехословакию на заводы Брно и Праги для ознакомления с немецкими техническими архивами. Документация, найденная в военно-техническом архиве в Праге, стала основой для воссоздания «V-2»...




Разрушения в Лондоне, нанесенные ракетами «V-2»