Смотреть с разрешением 1024 Х 768



Антон Первушин (слева) в компании с Юрием Арцутановым (2006, фото Е.Каца)
Антон ПЕРВУШИН

ЮРИЙ АРЦУТАНОВ — ОТЕЦ КОСМИЧЕСКОГО ЛИФТА

Различные отредактированные варианты этого интервью публиковались в следующих изданиях:

1. ЮРИЙ АРЦУТАНОВ: «АРТУР КЛАРК ПРИЕЗЖАЛ НЕ К ЧИНОВНИКАМ, А КО МНЕ». — В журн. «Если», № 6 (160), 2006, с.277-280.

2. ЮРИЙ АРЦУТАНОВ — ОТЕЦ КОСМИЧЕСКОГО ЛИФТА. — В газ. «Аномальные новости», № 19 (289), 2006, с.15.

«...И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные...»

(Библия, Ветхий Завет, 28, 12-19)

«Жил дед да баба, и была у них хата. Посадил дед бобинку, а баба горошинку под стол. Горошинку поклевала курица, а бобинка выросла под самый стол; приняли стол, она еще выше выросла, сняли накат, крышу — все растет, и выросла под самое небо. Дед полез на небо; лез, лез — стоит хатка, стены из блинов, лавки из калачей, печка из творогу, вымазана маслом. Он принялся есть, наелся и лег на печку отдыхать...»

(Русская народная сказка «Старик на небе»)

«Жила в старину на свете злая женщина, и была у нее падчерица, да такая работящая, что мачеха еле поспевала ей работу задавать. Однажды, чтобы досадить сиротке, мачеха высыпала в золу бобы и велела падчерице их выбрать.

Выбирала она. выбирала, но, как на грех, одну бобину не приметила, и стал боб в золе расти. Рос он, рос, пока не дорос до самого неба. Подумала сиротка да и полезла по бобу вверх: очень ей хотелось на небе свою добрую покойную матушку встретить.

Лезла она, лезла, пока, наконец, не добралась до неба. Смотрит: стоит маленькая избушка...»

(Латышская народная сказка «Боб до неба»)

«...Джек вскочил с постели, оделся и подошел к окну. И что же он увидел? Да что-то вроде большого дерева. А это его бобы проросли. Мать Джека вечером выбросила их из окна в сад, они проросли, и огромный стебель все тянулся и тянулся вверх и вверх, пока не дорос до самого неба.

Бобовый стебель вырос возле самого Джекова окна. Вот Джек распахнул окно, прыгнул на стебель и полез вверх, словно по лестнице. И все лез, и лез, и лез, и лез, и лез, и лез, пока наконец не добрался до самого неба. Там он увидел длинную и широкую дорогу, прямую как стрела. Пошел по этой дороге и все шел, и шел, и шел, пока не пришел к огромному-преогромному высоченному дому...»

(Английская народная сказка «Джек и Бобовый стебель»)

«...К счастью, я вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растет очень быстро и порою дорастает до самого неба.

Это — турецкие бобы. Ни минуты не медля, я посадил в землю один из таких бобов, и он тотчас же начал расти.

Он рос все выше и выше и вскоре дотянулся до Луны!

— Ура! — воскликнул я и полез по стеблю вверх.

Через час я очутился на Луне...»

(Р.Э.Распэ «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги Барона Мюнхгаузена»)

«...Спокойно, не спеша и не суетясь, займут пассажиры места в герметичных вагонах такого поезда. Ведь это не космическая ракета, взлет которой рассчитывается до долей секунды. Электровоз даст последний гудок, медленно наберет скорость и помчится в переплетении ажурных нитей вертикально вверх. <...>

Нет, не металлическими лапами переступает он по ступеням лестницы и не зубцами шестерен цепляется за выступы реек! Его движет бегущее электромагнитное поле. Он подобен снаряду электропушки — орудия, о котором в свое время много говорили, но из которого никогда не стреляли. <...>

Недалеко от канатной дороги расположены гелиоэлектростанции — гигантские зеркала, сделанные из тончайшей фольги, улавливают потоки солнечных лучей и преобразуют их энергию в электрический ток. Он-то и питает соленоид канатной дороги. <...>

Скорость — она нарастает медленно, почти незаметно — достигает гигантской величины: нескольких км в секунду. И через несколько часов после плавного торможения новая остановка — в точке равновесия центробежной силы и силы тяжести.

Дальше электропоезд может не затрачивать на движение по канату никакой энергии — его будет отбрасывать от Земли центробежная сила. И двигатель может работать, как генератор, отбрасывая энергию вниз.

Еще несколько часов пути — и электропоезд достигает крайнего пункта космической дороги. Позади, в 60 тысячах км, наша родная Земля. А здесь расположен целый город с оранжереями, обсерваториями, гелиоэлектростанциями, мастерскими, складами горючего и взлетно-посадочными устройствами для межпланетных ракет. <...>

Отправляющиеся со здешнего космодрома ракеты совсем не похожи на те, что, грохоча взрывами, взлетают с Земли. Ведь здесь они уже имеют космическую скорость, вместе с космодромом вращаясь вокруг Земли. Здесь нет тяготения, которое заставляет делать земные ракеты массивными и прочными. Здесь не нужны сверхмощные двигатели. Космические ракеты плавно покидают причальные сооружения и подходят к ним, похожие в своей неспешной неповоротливости на океанские суда...»

(Ю.Н.Арцутанов «В космос — на электровозе»)

«Экстраполяция роста перевозок на конец века показывает, что грузооборот на трассе Земля — орбита увеличится почти в полтора раза. Однако эксплуатационные характеристики ракет близки к абсолютному пределу, обусловленному законами физики.

Какова же альтернатива? В течение многих веков люди мечтали об антигравитации, нуль-переходах и тому подобных вещах. К сожалению, это всего лишь фантазия. Однако почти одновременно с запуском первого спутника один смелый русский инженер придумал систему, которая сделает ракету устаревшей.

Прошло много лет, прежде чем кто-либо принял всерьез идеи Юрия Арцутанова. Потребовалось два столетия, чтобы наша техника достигла уровня, соответствующего глубине его прозрения...»

(А.Кларк «Фонтаны рая»)

В исходном виде с поправками Ю.Н.Арцутанова настоящее интервью публикуется впервые.

С тех пор, как Константин Эдуардович Циолковский заложил основы теоретической космонавтики, минуло уже больше века. За это время было предложено множество самых экзотических проектов достижения космических высот: от построения огромной пушки, способной забрасывать снаряды на Луну, до эскадрильи ядерных звездолетов. Но один проект — появившийся незадолго до орбитального полета Юрия Гагарина — стоит особняком, завораживая масштабом замысла не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых. Речь идет о космическом лифте — транспортере, который соединит Землю с высокой орбитой, откуда могут отправляться межпланетные корабли. Идею космического лифта выдвинул и обосновал ленинградский инженер Юрий Николаевич Арцутанов. Несмотря на почтенный возраст, Арцутанов жив-здоров и согласился дать интервью нашему журналу.

А.П.: — Юрий Николаевич, в последнее время довольно много говорят о космическом лифте. Объясняется это прежде всего тем, что американские компании разрабатывают по заказу НАСА первый реальный проект такого лифта. В материалах часто упоминается и Ваша фамилия. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея лифта?

Ю.А.: — Понимаете, сама по себе идея не нова. Веревку в небо, лестницу в небо можно найти в сказках, в мифах. Давайте повспоминаем. В Библии говорится о том, что пророку Иакову было видение: лестница до неба и ангелы Яхве, спускавшиеся по ней. Барон Мюнхаузен, как известно, добрался до Луны по бобовому стеблю, а спускался назад по веревке. Есть русская народная сказка, в которой старик строит лестницу до самого неба. Есть английская сказка о Джеке и Бобовом стебле. Есть и другие такие истории. Потом эту идею использовали фантасты. Был в XIX веке такой французский романист — Андрэ Лори. И он описывал проект чугунной трубы от Земли до Луны, но сам же его критиковал. Потом был немецкий писатель Курт Лассвиц, который придумал антигравитационный лифт на Северном полюсе...

Из ученых первым эту идею обдумывал Константин Циолковский. Но он писал о гипотетической башне до высокой стационарной орбиты, чтобы просто проиллюстрировать, какие физические силы будут действовать на человека, который будет подниматься по этой башне все выше и выше, в космос, до точки равновесия сил притяжения и убегания... С позиций инженера идею просчитал Фридрих Цандер в 1910 году. Он предполагал построить лунный лифт, который облегчил бы высадку космонавтов на Луну и возвращение с нее. Цандер взял самую качественную сталь того времени и посчитал, что диаметр каната у такого лифта будет несколько километров при длине в тысячи километров. Цандер был практик и пришел к выводу, что не хватит всей земной стали для строительства такого лифта, а значит, он невозможен...



Космический лифт в представлении художников А.Леонова и А.Соколова (1967)

Со мной история была такая. Мой друг, большой специалист в пластмассах, рассказал как-то, что изготовили очень прочный материал — прочность его превышает все ранее созданное. Обычно величина прочности канатов определяется максимальной длиной каната, при которой он начинает рваться под собственным весом. Так вот, для этого материала такая разрывная прочность составляет 400 километров. У меня тогда возникла забавная мысль: на высоте 400 километров сила тяжести меньше, а значит, вес каната будет меньше, и его можно будет сделать больше, удлинить. Шутки ради начал считать. И в процессе стало интересно, а какой должна быть прочность каната, чтобы другой его конец довести до области с нулевой силой тяжести, до точки равновесия. Оказалось, что это настолько астрономическая цифра, абсолютно невозможно такое реализовать. Но раз уж такая странная идея пришла в голову, то совершенно необязательно делать канат постоянного сечения, а можно делать, например, равнопрочного сечения — то есть по мере подъема делать его все толще и толще, чтобы он выдерживал не только вес лифта, который поднимается по канату, но и вес всего свисающего вниз каната... Посчитал. И получилось, что связи между атомами в молекулах допускают такую прочность. Значит, теоретически подобный канат может быть построен. Кстати, почти сразу я узнал, что требуемая прочность уже есть — ее обеспечивают так называемые «усы металлов»!

И вот однажды проездом в Москве я зашел в редакцию газеты «Комсомольская правда» и изложил свою идею редактору научного отдела. Тот позвонил на кафедру сопромата и спросил: это вообще реально? Профессор ответил: да, ничего в этом фантастического нет. И уже через неделю, 31 июля 1960 года, «Комсомолка» напечатала статью «В космос — на электровозе» о моем проекте космического лифта. Благодаря этой публикации, приоритет в изложении первого инженерного проекта космического лифта Земля-Космос зафиксирован за мной. И за Россией...



Рис.4. Оригинальная публикация первой статьи Юрия Арцутанова о космическом лифте (1960)

А.П.: — Но настоящая слава к Вам пришла много позже — после того, как знаменитый фантаст Артур Кларк описал космический лифт в своем романе «Фонтаны рая», сразу признанном классикой жанра. Это было в 1979 году, и Кларк проявил уважение, отметив Ваш приоритет.

Ю.А.: — Да, я очень благодарен Кларку за популяризацию моего лифта. Там ведь тоже была непростая история. В 1966 году американские океанологи описали проект космического лифта в журнале «Сайенс». Их очень интересовал вопрос прочности канатов — они используют тросовую систему для глубоководных погружений и подъема предметов с глубин. Они провели расчеты и пришли к тем же выводам, что и я. Сопромат одинаков и для нас, и для американцев. «Комсомолку» они, конечно, не читали и решили, что совершили открытие. А у нас в Ленинграде был такой писатель научно-популярной прозы — Владимир Львов, ныне покойный. И у него был допуск к специальной англоязычной литературе, и он этим собственно и зарабатывал: читал статьи в западных журналах и газетах, переводил их и публиковал здесь. Так он поступил и со статьей океанологов, перевел и принес в «Ленинградскую правду». А редактор ему говорит: чего вы приносите? Это было! Так Львов вышел на мой приоритет. И написал статью «Лифт в космос — чья идея?». Статья была переведена на Западе, и океанологи признали, что придуманный ими лифт вторичен. Об этом же написал и Артур Кларк.

А.П.: — Благодаря Артуру Кларку, лифт стал не только объектом для приложения научно-технического творчества, но и одной из любимых игрушек фантастов, пишущих о будущем. Его варианты можно встретить в романах, в рассказах, в фильмах и даже в компьютерных играх. Кстати, ведь Вы, кажется, лично знакомы с Кларком?

Ю.А.: — Очень хорошо знаком. Артур Кларк гостил у нас в 1982 году. Он никогда не был настроен особо прокоммунистически, но когда его пригласила редколлегия журнала «Техника — молодежи», то решил приехать в Советский Союз. Сначала он был в Москве, а потом приехал в Ленинград. Его тут встречала целая делегация из Смольного, ну и меня пригласили тоже. Ехал-то Кларк не к нашим чиновникам, а конкретно ко мне. Так мы и познакомились лично. Сохранились и публиковались фотографии, где мы вместе осматриваем Космический музей ГДЛ в Петропавловской крепости. Кларк — очень добродушный и благожелательный человек. Но после его визита случилась неприятная история. Вернувшись домой, он написал новый роман из серии «Космическая Одиссея» и посвятил его опальному академику Андрею Сахарову. Кроме того, членам экипажа вымышленного советского корабля он присвоил фамилии знаменитых диссидентов из Хельсинской группы. И этот роман начали печатать в «Технике — молодежи». И печатали, пока власти не спохватились: что-то тут не так. И началось! Главного редактора Захарченко сняли. Членам редколлегии «поставили на вид». Репрессии коснулись даже меня. Мое начальство в прямом смысле преследовало меня за связь с Кларком — наверное, решили, что я такой же диссидент, как Сахаров или Хельсинская группа...

А.П.: — Сильно пострадали?

Ю.А.: — Нет, не сильно. Но не давало продуктивно работать... Кстати, с Артуром Кларком мы до сих пор в контакте. На праздники он мне присылает открытки с видами Шри-Ланки, где он жил и живет сейчас...

А.П.: — Давайте вернемся к лифту. Вы работали над развитием этой идеи?

Ю.А.: — Да, конечно. Например, я почти сразу подумал, что нет необходимости привязываться к точке на Земле, а можно сделать вращающуюся тросовую систему — такое гигантское колесо, которое будет забрасывать космические корабли на высокую орбиту. В дальнейшем я рассчитал стационарные и нестационарные лифты для Луны, Марса, астероидов. Можно построить два лифта на Земле и Луне так, чтобы они работали друг на друга, и тогда возможно будет пересылать тысячи тонн груза на наш естественный спутник и обратно с минимальными затратами энергии.

А.П.: — А какие-то другие проекты были? Не связанные с лифтом?

Ю.А.: — О! Очень много. Я вообще-то изобретатель и патентую разную всячину. Что касается астроинженерных сооружений, то я, например, доказал, что сфера Дайсона — такое гигантское сферическое сооружение, которое, по мнению физика Дайсона, должны возводить вокруг своих светил высокоразвитые цивилизации, — она не осуществима. И я разработал форму, при которой она будет теоретически осуществима.

А.П.: — Ваш вклад в развитие теоретической космонавтики как-то отмечен государством?

Ю.А.: — Нет. Для государства я, по-видимому, не существую. Обо мне тут вспомнили в связи с тем, что в США разрабатывают новые проекты космических лифтов. Телевидение приезжало. Даже на какую-то конференцию зазывали, но потом опять забыли.

А.П.: — Как Вы думаете, удастся американцам построить космический лифт?

Ю.А.: — Думаю, что да. Я верю в их возможности.

А.П.: — И последний вопрос. Над чем Вы сейчас работаете?

Ю.А.: — Над изобретением вечного двигателя...



Артур Кларк (справа) в гостях у Юрия Арцутанова (1982)



Космический лифт НАСА (современная реконструкция)