К сожалению, открытки не все


Цена 1 руб. 63 коп.

СОДЕРЖАНИЕ

Пионеры отечественной космонавтики
В космосе — первый искусственный спутник Земли
В космосе — собака Лайка
Первая геофизическая лаборатория

Космические путешественницы
Труженики космоса
«Электроны» исследуют космос
Станции «Протон» — физические лаборатории на орбите
В космосе — спутник связи «Молния-1»
Космические разведчики погоды
Первая лунная трасса
Первый лунный вымпел
Космический фотограф

Станции «Зонд»: технические эксперименты и научные исследования
Репортаж из Океана Бурь
Спутник спутника
«Зонды» в полете
Космические геологи
Автоматический лунный путешественник
Первая межпланетная трасса
Вымпел на поверхности Венеры

Венера раскрывает тайны
Космические сестры
Репортаж с поверхности Венеры
На трассе к Марсу
Видеосигналы с загадочной планеты

Человек в космосе
Первый суточный космический полет человека
Групповой полет космических кораблей
Второй групповой космический полет
Первый космический экипаж
Человек в открытом космосе
Автоматическая стыковка на орбите
На пути к созданию орбитальных станций
Первая орбитальная экспериментальная космическая станция
Три космических корабля на орбите
424 часа в космосе
Первый космический дом на орбите


К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
ПИОНЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ

ТРИ СХЕМЫ КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО







К

ОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935 гг.) — советский ученый, заложивший основы современной космонавтики и ракетной техники.

Обладая огромным талантом, смелостью мысли и прозорливостью выдающегося ученого, К. Э. Циолковский внес много ценного и прогрессивного в теорию реактивного движения. Мысль о возможности использования ракеты для межпланетных полетов была высказана Циолковским еще в 1883 году. В труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903 год) он впервые вывел законы движения ракет, обосновал возможность их использования для исследования Вселенной, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения. К. Э. Циолковский впервые в мире разработал основы теории ЖРД, внес ряд важных инженерных решений в конструкции ракет.

Н

ИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КИБАЛЬЧИЧ (1853-1881 гг.) — народоволец-революционер, талантливый изобретатель. Осужденный на смерть за изготовление бомбы, которой был убит русский император Александр II, Н. И. Кибальчич в тюремной камере разработал первый в мире проект ракетного летательного аппарата для полета человека. В этом проекте он рассмотрел устройство порохового двигателя, управление полетом, обеспечение устойчивости аппарата и другие проблемы космонавтики.

Ф

РИДРИХ АРТУРОВИЧ ЦАНДЕР (1887-1933 гг.) — советский ученый и изобретатель в области ракетной техники.

К 1921 году Ф. А. Цандер разработал проект межпланетного корабля-аэроплана, а в 1924 году опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью «Перелеты на другие планеты», в которой изложил свои основные идеи о конструктивных особенностях межпланетных аппаратов. Позднее им были проведены теоретические исследования устройства космических ракет и двигателей, а также возможности сжигания некоторых металлов и их сплавов в кислороде и фторе. Ф. А. Цандер проектировал и испытывал различные двигатели для ракет, разрабатывал проект ракеты ГИРД-Х, опубликовал ряд исследовательских работ.

Ю

РИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОНДРАТЮК (1897-1942 гг.) — один из пионеров советской ракетной техники. К 1919 году разработал основные проблемы космонавтики. В 1929 году опубликовал труд «Завоевание межпланетных пространств».

В его теоретических исследованиях содержится разработка таких важных проблем, как расчет оптимальных траекторий космических полетов, теория многоступенчатых ракет, создание промежуточных межпланетных баз в пределах Солнечной системы. Ю. В. Кондратюк выдвинул идею полета космических кораблей к Луне и планетам с выходом на орбиту их искусственных спутников и последующим отделением взлетно-посадочных ступеней.




ТРЕТИЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ

ВТОРОЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ



1 — защитный конус;
2 — прибор для исследования излучений Солнца;
3 — сферический контейнер с аппаратурой и радиопередатчиками;
4 — силовая рама для крепления аппаратуры;
5 — герметичная кабина с подопытным животным
ЛАЙКА В КАБИНЕ СПУТНИКА
В КОСМОСЕ — СОБАКА ЛАЙКА

Н

ачало изучению воздействия условий космического полета на живой организм положил второй советский искусственный спутник Земли, запущенный 3 ноября 1957 года. В герметичной кабине этого первого биологического спутника находилась собака Лайка. Системы регенерации и терморегулирования поддерживали в кабине необходимые условия, а запасы пищи и кислорода обеспечили существование животного и проведение длительного научного эксперимента.

Впервые изучалось воздействие длительной невесомости на живое существо. Проведенные исследования заложили основы нового научного направления — космической биологии, позволили сделать значительный шаг в подготовке полета человека в космос. Помимо биологических исследований, проводилось изучение космических лучей, излучения Солнца, определялась плотность атмосферы.

Суммарный вес аппаратуры, животного й источников электропитания составил 508,3 кг. Начальная высота полета в перигее — 225 км, в апогее — 1671 км.

ПЕРВАЯ ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

К

омплексные научные исследования околоземного космического пространства были начаты третьим советским искусственным спутником Земли, выведенным на орбиту 15 мая 1958 года.

На борту первой научной космической станции находилось 12 различных научных приборов. Широкая программа исследований включала измерение давления и состава верхних слоев атмосферы, определение концентрации заряженных и метеорных частиц, измерение параметров магнитного и электростатического полей.

Важным результатом исследований было открытие внешней зоны радиационного пояса Земли.

Исследования первых советских спутников заложили прочную основу новой науки — космической физики.

Вес спутника составлял 1327 кг, причем вес научной и измерительной аппаратуры равнялся 968 кг. Начальная высота полета в перигее составила 226 км, в апогее — 1881 км.





СПУСК КОНТЕЙНЕРА С ЖИВОТНЫМИ
СОБАКИ БЕЛКА И СТРЕЛКА



КОСМИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

П

олет человека в космос связан с решением технических задач большой трудности. С целью подготовки такого полета в Советском Союзе с 1960 года были начаты запуски серии беспилотных кораблей-спутников.

На борту первого корабля этой серии, запущенного 15 мая 1960 года, в герметической кабине находился груз, имитирующий вес человека.

Значительным достижением в этом направлении стал запуск 19 августа 1960 года второго корабля-спутника. В герметическом контейнере этого корабля размещались собаки Белка и Стрелка.

Орбитальный полет корабля продолжался одни сутки. После выполнения программы катапультируемый контейнер с животными совершил посадку с использованием парашютной системы в заданном районе. Впервые после космического полета на Землю возвратились живые существа. Во время космического полета были опробованы системы обеспечения жизнедеятельности животных, осуществлялась радио— и телевизионная связь с кораблем.

Третий корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой на борту стартовал 1 декабря 1960 года. Затем, 9 марта 1961 года, за месяц до первого космического полета человека, с манекеном космонавта и собакой Чернушкой был запущен четвертый корабль, а 25 марта 1961 года с манекеном космонавта и собакой Звездочкой — пятый корабль-спутник.

Так полет за полетом советскими учеными и конструкторами закладывался прочный научно-технический фундамент для осуществления полета в космос человека.

Вес кораблей-спутников составлял от 4540 до 4700 кг.

СХЕМА СКОРОСТЕЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАПУСКА
КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ:

первая космическая скорость — наименьшая начальная скорость, которую необходимо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли;

вторая космическая скорость — наименьшая начальная скорость, которую необходимо сообщить телу, чтобы оно, начав движение вблизи поверхности Земли, преодолело земное притяжение;

третья космическая скорость — наименьшая начальная скорость, которую необходимо сообщить телу, чтобы оно, начав движение вблизи поверхности Земли, преодолело притяжение Земли, затем Солнца и покинуло Солнечную систему.





РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СПУТНИКОВ СЕРИИ «КОСМОС»
СХЕМА КАБИНЫ ПОДОПЫТНОГО ЖИВОТНОГО НА СПУТНИКЕ «КОСМОС-110»:



ТРУЖЕНИКИ КОСМОСА

Д

ля комплексного изучения космического пространства, проведения разнообразных технических экспериментов в СССР была разработана программа «Космос», начатая 16 марта 1962 года. С помощью спутников этой серии ведется изучение радиационного пояса и магнитного поля Земли, космических лучей, излучений Солнца, регистрируются энергетические и метеорные частицы. Решаются также технические задачи по отработке и созданию перспективных космических аппаратов и их систем.


ДВИГАТЕЛЬ РД-119 ВТОРОЙ СТУПЕНИ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «КОСМОС»:

тяга в пустоте — 11 тонн; компоненты топлива:
окислитель — жидкий кислород;
горючее — несимметричный диметилгидразин
.

На спутнике «Космос-110» с подопытными собаками на борту был проведен длительный медико-биологический эксперимент продолжительностью 22-е суток. Этот эксперимент позволил получить ценные данные в области космической биологии, необходимые для обеспечения длительных полетов человека в космосе.

1 — воздухозаборник (подается кондиционированный воздух);

2 — герметический контейнер;

3 — сборник отходов;

4 — пневмосистема с баллонами сжатого газа;

5 — пищевой контейнер с пищепроводом;

6 — контейнер медико-биологических препаратов со шлангом

Важнейшие эксперименты по отработке принципов создания орбитальной станции проведены спутниками «Космос-186» и «Космос-188», «Космос-212» и «Космос-213», осуществивших автоматическую стыковку на орбите.

Спутники серии «Космос» широко используются в интересах народного хозяйства. На них отрабатываются бортовые системы спутников связи «Молния» и метеорологических спутников «Метеор». Кроме того, в состав действующей космической метеорологической системы входят и сами спутники серии «Космос».

Одной из отличительных черт спутников «Космос» является унифицированность конструкции и состава основных бортовых систем. При этом конструкция спутников позволяет устанавливать на борту научную аппаратуру различного назначения.

В зависимости от решаемой задачи ряд спутников снабжается спускаемыми на Землю капсулами для возвращения научной аппаратуры с результатами проведенных исследований.

Орбиты спутников «Космос» находятся в диапазоне высот от 145 до 60 000 км.





СТАНЦИИ «ЭЛЕКТРОН-1» И «ЭЛЕКТРОН-2»



СХЕМА ВЫВЕДЕНИЯ СТАНЦИЙ «ЭЛЕКТРОН» НА РАЗНЫЕ ОРБИТЫ ОДНОЙ РАКЕТОЙ

«ЭЛЕКТРОНЫ» ИССЛЕДУЮТ КОСМОС



СХЕМА РАДИАЦИОННОГО ПОЯСА ЗЕМЛИ

Радиационный пояс представляет собой обширную область в околоземном пространстве, внутри которой движутся протоны и электроны, захваченные магнитным полем Земли.

Зоны радиации расположены на разных высотах и состоят из частиц различных энергий, границы зон и уровень радиации в них не постоянный. При выборе траекторий космических полетов необходимо учитывать расположение и степень радиации в зонах. Наибольшую опасность для космонавта представляет внешняя зона, где частицы имеют энергию в несколько сотен тысяч электрон-вольт.

Д

ля решения ряда важных научных задач по изучению радиационного пояса Земли необходимо проведение одновременных исследований в весьма разных по высоте областях космического пространства. С этой целью в Советском Союзе создана космическая система, состоящая из двух исследовательских станций «Электрон».

30 января 1964 г. одной ракетой-носителем была запущена первая такая система, включавшая станции «Электрон-1» и «Электрон-2», а затем 11 июля 1964 г. — вторая система, состоявшая из станций «Электрон-3» и «Электрон-4».

Станции «Электрон-1» и «Электрон-3» весом по 350 кг были выведены на орбиты с минимальным удалением от поверхности Земли около 400 км и максимальным — около 7100 км. Отделение этих спутников от ракет-носителей производилось на активном участке полета при работающем двигателе последней ступени.

Основная научная задача этих станций состояла в изучении внутренней зоны радиационного пояса Земли.

Станции «Электрон-2» и «Электрон-4» весом по 445 кг были выведены на орбиты с минимальным удалением от поверхности Земли около 460 км и максимальным — 68200 и 66200 км. Эти станции изучали внешнюю зону радиационного пояса Земли и космическое пространство вне его.

Системы «Электрон» работали в течение года. Проведенные исследования внесли большой вклад в науку, в обеспечение радиационной безопасности космических полетов человека.




СТАНЦИЯ «ПРОТОН-1»

СТАНЦИИ «ПРОТОН» — ФИЗИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ НА ОРБИТЕ

Ф

ундаментальные исследования в области изучения космических лучей и взаимодействия частиц сверхвысоких энергий с веществом были начаты 16 июля 1965 года запуском научной станции «Протон-1».

Проведение таких исследований было давней мечтой физиков. Изучение на Земле частиц с энергией, равной 1013 эв, представляет большие трудности, поскольку требуется создание ускорителей огромной мощности.

Первые три станции вместе с оборудованием, размещенным на последней ступени ракеты-носителя, весили по 12,2 т; вес научной аппаратуры каждой станции составлял 3,5 т. Четвертая станция уже весила 17 т при весе научной аппаратуры 12,5 т. С помощью этой станции изучались частицы с энергией 1015 эв. Станции выводились на орбиты с минимальной высотой от поверхности Земли 190 км и максимальной — 630 км.

Успешное выполнение обширной программы исследований по определению энергии и химического состава первичных космических лучей, интенсивности и энергии гамма-лучей и электронов внесло большой вклад в науку.

Эти исследования показали, насколько многообразна природа элементарных частиц — тех «кирпичиков», из которых «построен» окружающий нас мир.



НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ «ПРОТОН-1»:

1 — датчики индикации положения осей станции в пространстве;

2 — панели солнечной батареи;

3 — антенны;

4 — внешняя оболочка;

5 — герметический корпус;

6 — химические источники тока.





СПУТНИК СВЯЗИ «МОЛНИЯ-1»
В КОСМОСЕ — СПУТНИК СВЯЗИ «МОЛНИЯ-1»

О

дной из важных областей применения космической техники в народном хозяйстве страны является обеспечение дальней телефонно-телеграфной связи и передач программ телевидения с использованием спутников «Молния-1».

Первый спутник этой серии был запущен 23 апреля 1965 года. В настоящее время спутники «Молния-1» и наземные приемные станции «Орбита» составляют постоянно действующую космическую систему связи.

С помощью телевизионной аппаратуры, установленной на спутниках, получаются изображения Земли с высоты около 40000 км, дающие ценную информацию о глобальном распределении облачности. В 1967 году одним из спутников этой серии впервые было получено цветное изображение Земли.

Спутники «Молния-1» выводятся вначале на промежуточную орбиту, затем включением двигателя последней ступени ракеты — на вытянутую эллиптическую орбиту с апогеем над Северным полушарием около 40000 км. Такая орбита обеспечивает длительность сеансов связи для пунктов, расположенных на территории СССР и стран в Северном полушарии, около 10 часов.

Спутник снабжен двигательной установкой для коррекции орбиты. Мощность бортового ретранслятора равна 40 вт. Спутник ориентируется солнечными батареями на Солнце, а параболической антенной — на Землю.

Так космонавтика становится важной отраслью народного хозяйства, ее достижения все больше входят в нашу жизнь.


СХЕМА ВЫВОДА СПУТНИКА СВЯЗИ «МОЛНИЯ-1» НА ОРБИТУ:


1 — последняя ступень ракеты-носителя выводит спутник на орбиту; 2 — отделение спутника от последней ступени ракеты-носителя; 3 — спутник в полете.



СХЕМА ПОЛЕТА СПУТНИКА СВЯЗИ «МОЛНИЯ-1»


МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ СПУТНИК
СИСТЕМЫ «МЕТЕОР»



СХЕМЫ СИСТЕМЫ «МЕТЕОР» И ПРИНЦИПА РАБОТЫ СПУТНИКОВ

КОСМИЧЕСКИЕ РАЗВЕДЧИКИ ПОГОДЫ

В

ажное народнохозяйственное значение имеет использование спутников в метеорологии. Осуществление в глобальном масштабе наблюдений за распределением облачного покрова и другими метеорологическими явлениями позволяет получать необходимые данные для прогнозирования погоды.

В настоящее время в СССР постоянно действует космическая метеорологическая система, состоящая из спутников серии «Космос» и «Метеор», наземных пунктов приема, обработки и распространения информации, службы контроля бортовых систем спутников и управления ими. Система начала функционировать с 27 апреля 1967 г., после запуска спутников «Космос-144» и «Космос-156».

Полет спутников на высоте 630 км обеспечивает наблюдение за погодой в каждом из районов с интервалом около 6 часов. Два спутника этой системы получают за сутки метеорологическую информацию с половины поверхности земного шара.

Спутники снабжены телевизионной и инфракрасной аппаратурой для регистрации изображения облачного, снежного и ледового покровов на дневной и ночной стороне Земли.

Актинометрическая аппаратура, устанавливаемая на спутнике, предназначена для измерения радиации, излучаемой и отражаемой Землей и атмосферой. Энергопитание бортовых систем спутника осуществляется от панелей солнечных батарей, которые автономно ориентируются на Солнце.

Данные, получаемые с помощью метеорологических спутников, значительно повышают надежность прогнозов погоды, позволяют обнаруживать циклоны и тайфуны в океанах и морях, выбирать оптимальные маршруты для судов рыболовного и торгового флота, а также определять границы ледового покрова в арктических областях по трассе Северного морского пути, получать сведения о районах осадков.




ПЕРВЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЛУННЫЕ СТАНЦИИ
ПЕРВАЯ ЛУННАЯ ТРАССА

П

ервым космическим аппаратом, разорвавшим оковы земного тяготения, стала советская межпланетная станция «Луна-1». В полете впервые была достигнута вторая космическая скорость, равная 11,2 км/сек.

Станция «Луна-1» стартовала 2 января 1959 года. Через 34 часа она приблизилась к Луне и пролетела на расстоянии около 6000 км от ее поверхности. Выйдя из сферы земного тяготения, станция стала первой искусственной планетой в солнечной системе.

Для изучения межпланетного пространства на борту станции было установлено 5 научных приборов. Последняя ступень ракеты несла аппаратуру для образования искусственной кометы.

Полет станции «Луна-1» позволил решить сложные технические задачи, связанные с изучением Луны и межпланетного пространства, а также получить новые научные данные о характеристиках радиационного пояса Земли и космического пространства.

ПЕРВЫЙ ЛУННЫЙ ВЫМПЕЛ

14

сентября 1959 года войдет в летопись космонавтики как один из важнейших этапов в ее развитии. В этот день советская автоматическая станция «Луна-2» достигла лунной поверхности в районе восточнее Моря Ясности, доставив вымпел с изображением Герба Советского Союза.

Станция была оснащена научной аппаратурой для изучения Луны и окололунного пространства. Было установлено, что у Луны практически нет магнитного поля.

Этот полет положил начало непосредственным научным исследованиям Луны и окололунного пространства.

КОСМИЧЕСКИЙ ФОТОГРАФ

В

еками оставалась невидимой обратная сторона лунной поверхности. После полета советской автоматической станции «Луна-3», совершившей 7 октября 1959 года облет и фотографирование Луны, впервые были получены изображения ее невидимой стороны. Съемка производилась с помощью фототелевизионной аппаратуры с последующей автоматической обработкой пленки на борту станции и передачей снимков на Землю. Полученные снимки позволили впервые составить карту и атлас обратной стороны Луны.





КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ЗОНД-3»




СХЕМА ПОЛЕТА И ФОТОГРАФИРОВАНИЯ ЛУННОЙ ПОВЕРХНОСТИ
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ЗОНД-3»

СТАНЦИИ «ЗОНД»: ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Д

ля решения технических проблем создания межпланетных аппаратов, отработки их систем, решения вопросов по управлению полетом, проведения научных исследований в дальнем космическом пространстве были созданы автоматические межпланетные станции «Зонд».

«Зонд-1» весом 950 кг был запущен 2 апреля 1964 г. с целью отработки бортовых систем космических станций, предназначенных для межпланетных полетов. В полете на расстояниях 0,56 и 14 млн. км от Земли проводились коррекции траектории. При этом отрабатывались система астрориентации и корректирующая двигательная установка.

В полете станции «Зонд-2», запущенной 30 ноября 1964 года в направлении планеты Марс, кроме научных исследований, проводились технические эксперименты. В качестве исполнительных органов системы ориентации на станции было установлено 6 электрореактивных плазменных двигателей. В таком двигателе рабочее тело, находящееся в состоянии плазмы (ионизированный газ с высокой концентрацией заряженных частиц), разгоняется с помощью воздействующего на него электромагнитного поля. Это было первое практическое применение в условиях космического полета двигателей такого типа.

Перед станцией «Зонд-3», запущенной 18 июля 1965 года, стояла задача сфотографировать обратную сторону Луны. Съемка производилась 20 июля в то время, когда станция пролетала мимо Луны. Сеанс фотографирования продолжался 1 час 8 минут. 25 снимков охватывают площадь в 19 млн. км2 лунной поверхности, в том числе свыше 10 млн. км2, оставшихся неотснятыми при съемке обратной стороны Луны станцией «Луна-3».

В этом же полете отрабатывалась техника передачи изображений на Землю с больших расстояний — в первом сеансе дальность составляла 2,2 млн. км, а во втором — 31,5 млн. км.






АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛУННАЯ СТАНЦИЯ «ЛУНА-13»



АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ЛУНА-9»
РЕПОРТАЖ ИЗ ОКЕАНА БУРЬ

О

сновополагающим этапом в изучении Луны стал полет автоматической станции «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года совершила мягкую посадку на лунную поверхность в районе Океана Бурь.

Станция «Луна-9» состоит из лунной посадочной станции, предназначенной для работы на Луне, отсека с аппаратурой управления и двигательной установки для коррекции траектории и торможения перед прилунением. Перед посадкой лунной станции отсек и двигательная установка отделялись.

Вес станции после выведения на траекторию полета к Луне составил 1583 кг, а вес посадочной части после прилунения — 100 кг.

Управляемая по командам с Земли станция с помощью телевизионной системы получала и передавала панорамные изображения окружающей лунной поверхности при различных углах Солнца над горизонтом. Эти панорамы позволили сделать вывод об отсутствии толстого пылевого покрова на Луне. Изучение микрорельефа лунной поверхности, характера углубления камней в грунт дало возможность определить прочность породы.

Непосредственное изучение Луны было продолжено станцией «Луна-13», совершившей 24 декабря 1966 года мягкую посадку на лунную поверхность в районе Океана Бурь, в 400 км от места посадки «Луны-9». Исследования с помощью этой станции проводили по более широкой программе. Основные из них: панорамная съемка лунной поверхности, определение физико-механических характеристик поверхностного слоя грунта.

Полеты станций «Луна-9» и «Луна-13» позволили решить принципиальную задачу космонавтики — мягкую посадку на небесное тело, не имеющее атмосферы. Исследования, проведенные станциями, заложили прочную основу в создание новых типов космических аппаратов, оказали решающее влияние на развитие дальнейших программ изучения Луны.





СТАНЦИЯ «ЛУНА-10» ВЫХОДИТ
НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ

СХЕМА ПОЛЕТА СТАНЦИИ «ЛУНА-10»:



АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ЛУНА-12»

СПУТНИК СПУТНИКА

В

сестороннее изучение Луны и окололунного пространства может быть наиболее эффективно осуществлено с помощью искусственного спутника, выводимого на окололунную орбиту. Эта задача была успешно решена с помощью автоматической станции «Луна-10», выведенной на окололунную (селеноцентрическую) орбиту 3 апреля 1966 года.

Станция весом 1600 кг состояла из искусственного спутника Луны, приборных отсеков и двигательной установки, обеспечивающей коррекцию траектории полета и перевод станции на орбиту вокруг Луны. После выхода станции на окололунную орбиту от нее отделился искусственный спутник Луны весом 245 кг.

Почти два месяца длилась научная вахта космического исследователя. Как трудовой рапорт прозвучал партийный гимн «Интернационал», переданный лунным спутником на Землю в период работы XXIII съезда КПСС.

В этом полете была решена важная техническая задача по отработке комплекса бортовой аппаратуры для выведения межпланетных станций на орбиту искусственного спутника вокруг небесного тела.

28 августа и 25 октября того же года на орбиты искусственного спутника Луны были выведены две станции: «Луна-11» и «Луна-12», а в последующие годы еще несколько. С их помощью производилась съемка лунной поверхности, определялись параметры магнитного и гравитационного полей Луны, изучался состав поверхностных лунных пород, регистрировались космические излучения и заряженные частицы.







СХЕМА ПОЛЕТА АВТОМАТИЧЕСКОЙ
СТАНЦИИ «ЗОНД-7»


КОРИДОР ВХОДА СПУСКАЕМОГО
АППАРАТА В АТМОСФЕРУ ЗЕМЛИ


СТАНЦИЯ «ЗОНД» ФОТОГРАФИРУЕТ ЛУНУ И ЗЕМЛЮ
«ЗОНДЫ» В ПОЛЕТЕ

О

дной из важных задач космической техники является создание аппаратов, возвращающихся на Землю после полетов к Луне и планетам солнечной системы. Это обусловлено потребностью доставлять результаты научных исследований, проведенных в космосе, непосредственно в лаборатории ученых.

Проблема возвращения на Землю межпланетных аппаратов решалась в полетах станций серии «Зонд». При этом главной задачей было создание автоматических систем управления полетом при входе в атмосферу Земли аппаратов со второй космической скоростью и их дальнейшем спуске.

Впервые 21 сентября 1968 года на Землю после облета Луны возвратилась станция «Зонд-5», запущенная 15 сентября того же года.

Спуск аппарата в атмосфере проходил по баллистической траектории.

Более сложная задача — полет и управляемый спуск аппарата в атмосфере Земли — была решена при возвращении на Землю следующих трех станций «Зонд» в 1968— 1970 годах. При подходе станций к Земле проводились коррекции траекторий для попадания в расчетный коридор входа в атмосферу шириной около 13 км.


Траектория управляемого спуска подразделяется на несколько участков: первого погружения в атмосферу, на котором скорость станции снижается со второй космической до 7,6 км/сек, участка выхода из атмосферы — внеатмосферный полет по баллистической траектории и второго погружения в атмосферу, на котором происходит основное торможение спускаемого аппарата станции примерно до 200 м/сек. Далее, приблизительно с высоты 7 км, снижение станции осуществляется на парашюте.

Станции «Зонд» этого типа имеют спускаемый аппарат с теплозащитой, приборный отсек с системами радиосвязи, ориентации и стабилизации, энергопитания и корректирующую двигательную установку. Активная система ориентации имеет оптические солнечные и земные датчики и систему управляющих двигателей малой тяги. В спускаемом аппарате размещается научная и фотоаппаратура, системы связи и управления спуском, а также парашютная система.

Облет станциями Луны проходил на расстояниях около 1100 км. Во всех полетах станций «Зонд» проводились широкие научные исследования. Осуществлялось поочередное и одновременное фотографирование, в том числе на цветную пленку, Луны и Земли. Облет Луны с возвращением на Землю совершили и живые существа — черепахи. По трассе полета регистрировались метеорные частицы, изучалась радиационная обстановка, космические лучи.

Решение принципиальной задачи — управляемый спуск аппарата, облетевшего Луну и входящего в атмосферу Земли со второй космической скоростью, а также посадка его в заданном районе — внесло значительный вклад в развитие космонавтики.




«ЛУНОХОД-1» В ПУТИ




СХЕМА УСТРОЙСТВА «ЛУНОХОДА-1»:

1 — оптический уголковый отражатель;

2 — остронаправленная антенна для передачи телевизионных изображений;

3 — малонаправленная антенна для приема радиокоманд и передачи телеметрической информации;

4 — радиатор-охладитель;

5 — солнечная батарея;

6 — изотопный источник тепловой энергии для подогрева газа, циркулирующего внутри аппарата;

7 — колесо-измеритель пути;

для приема

8 — одна из антенн для приема радиокоманд с Земли;

9 — прибор для определения физико-механических сяойств грунта;

10 — телефотокамеры;

11 — блок колес шасси;

12 — герметичный приборный отсек;

13 — иллюминаторы для телевизионных камер:

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЛУННЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

В

первые задача создания и обеспечения длительного функционирования на Луне автоматического самоходного аппарата была решена советской космонавтикой.

Станция «Луна-17» с аппаратом «Луноход-1» стартовала 10 ноября 1970 года. 17 ноября, после выхода на окололунную орбиту и проведения маневров, станция совершила мягкую посадку в Море Дождей. По трапам на лунную поверхность сошел самоходный аппарат.

«Луноход-1» весит 756 кг и состоит из приборного отсека и колесного шасси. Луноход имеет две телевизионные системы. Одна включает две камеры, расположенные в передней части корпуса, и предназначена для получения изображений местности, необходимых экипажу для управления лунохода с Земли. Другая имеет по две телефотокамеры на каждом борту для получения панорамных изображений окружающей местности, съемки звездного неба, Солнца и Земли, для астроориентации Лунохода.

В состав научной аппаратуры входят рентгеновский телескоп и спектрометрический прибор для определения химического состава лунных пород. Физико-механические свойства грунта изучаются с помощью внедряемого в грунт штампа, измерением параметров взаимодействия колес с грунтом и по телевизионным изображениям следов этих колес. Исследование космических лучей осуществляется радиометром; для проведения локации лунной поверхности в целях определения точного расстояния до Луны используется французский лазерный отражатель. Характеристики лунной поверхности изучаются также с помощью панорамных телевизионных изображений.

Условия работы Лунохода сложны. В течение лунного дня (14,5 земных суток) температура на лунной поверхности поднимается до 130°С. Перепад температуры между ночью и днем достигает 300°С.

Луноход управлялся из Центра дальней космической связи экипажем из пяти человек: командиром, водителем, штурманом, бортинженером и оператором остронаправленной антенны.

В течение 10,5 месяцев работы автоматический аппарат «Луноход-1» провел большой комплекс научных исследований.

Передвижная автоматическая лаборатория «Луноход-1» — новое эффективное средство для изучения Луны и космического пространства.




СТАНЦИЯ «ВЕНЕРА-3»




ВЫМПЕЛ, ДОСТАВЛЕННЫЙ
НА ВЕНЕРУ СТАНЦИЕЙ «ВЕНЕРА-3»

ПЕРВАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ ТРАССА

О

существление межпланетных космических полетов к планетам Солнечной системы представляет собой сложную техническую задачу. Обеспечение функционирования бортовых систем в течение продолжительного времени, воздействие метеорных частиц и радиации, необходимость поддерживать связь и управлять космическим аппаратом на огромных расстояниях — вот круг основных проблем, встающих перед создателями межпланетных аппаратов.

Первым межпланетным исследователем стала советская автоматическая станция «Венера-1», запущенная 12 февраля 1961 года в направлении планеты Венера. Станция весила 643,5 кг. Совершив пролет планеты на расстоянии около 100 000 км, станция вышла на орбиту искусственного спутника Солнца.

ВЫМПЕЛ НА ПОВЕРХНОСТИ ВЕНЕРЫ

Н

а межпланетную трассу к Венере 12 и 16 ноября 1965 года были последовательно выведены автоматические станции «Венера-2» и «Венера-3». Эти рейсы позволили решить ряд важных технических проблем межпланетных полетов, провести разнообразные научные исследования.

Впервые в истории космонавтики исследования проводились одновременно двумя межпланетными станциями.

Программой полета станции «Венера-2» предусматривалось сближение ее с Венерой без проведения коррекции траектории. Эта задача была выполнена. Станция весом 963 кг 27 февраля 1966 года прошла на расстоянии 24000 км от планеты и стала еще одним искусственным спутником Солнца.

Принципиально новая задача космонавтики была решена в полете станции «Венера-3». Станция весила 960 кг и имела спускаемый аппарат в виде шара диаметром 0,9 м с теплозащитным покрытием. Во время полета была проведена коррекция траектории. 1 марта 1966 года спускаемый аппарат «Венеры-3» достиг планеты, доставив на ее поверхность вымпел-глобус, внутри которого находилась медаль с гербом Советского Союза. Этот полет положил начало прямым исследованиям планет Солнечной системы.




СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ
СТАНЦИИ «ВЕНЕРА-4»

ВЕНЕРА РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ

Н

есколько веков ведется изучение Венеры, но еще много тайн хранит эта планета. Главным препятствием в раскрытии этих тайн является плотный облачный покров, окружающий планету, который не дает вести непосредственные наблюдения ее поверхности.

Качественно новым этапом в изучении планеты стал полет автоматической межпланетной станции «Венера-4».

За четыре с лишним месяца полета станция, пройдя расстояние около 350 млн. км, 18 октября 1967 года вошла со второй космической скоростью в атмосферу Венеры. От станции отделился спускаемый аппарат, снабженный специальным теплозащитным покрытием. На нем были установлены радиопередатчики, научная аппаратура, радиовысотомер, система терморегулирования, источники энергопитания. Вес станции составил 1106 кг, спускаемого аппарата 383 кг.

Основной технической проблемой, стоявшей перед конструкторами, было обеспечение работы станции во время спуска в атмосфере в условиях огромных температур и давления, а также в период аэродинамического торможения.

После аэродинамического торможения аппарата его скорость снизилась с 10,7 км/сек до 0,3 км/сек, в действие была приведена парашютная система, включился передатчик спускаемого аппарата и началась передача информации об атмосфере планеты. В течение почти полутора часов в период спуска производились измерения давления, плотности и температуры атмосферы, определялся ее химический состав.

В этом полете впервые в космонавтике был осуществлен плавный спуск автоматической научной станции в атмосфере другой планеты и положено начало непосредственному изучению Венеры. Первые исследования показали, что в атмосфере Венеры очень много углекислого газа (90%) и мало кислорода (0,4-1,5%), большое давление и весьма высокая температура.

1 — выведение на промежуточную орбиту;

2 — выход на траекторию полета к Венере;

3 — коррекция траектории полета;

4 — припланетный сеанс радиосвязи с Землей;

5 — торможение спускаемого аппарата в атмосфере Венеры;

6 — спуск на парашюте.

СХЕМА ПОЛЕТА СТАНЦИИ «ВЕНЕРА-4»



СХЕМА УСТРОЙСТВА СТАНЦИИ «ВЕНЕРА-4»




СТАНЦИИ «ВЕНЕРА-5» И «ВЕНЕРА-6»
АНТЕННЫ ЦЕНТРА ДАЛЬНЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

КОСМИЧЕСКИЕ СЕСТРЫ

О

дним из требований научных исследований является проведение многократных экспериментов, уточнение и проверка полученных результатов.

С этой целью в январе 1969 года последовательно были запущены две однотипные космические станции «Венера-5» и «Венера-6». Вес каждой станции составлял 1130 кг, а спускаемого аппарата — 405 кг. По сравнению со станцией «Венера-4» спускаемые аппараты имели более прочную конструкцию и были снабжены новым комплектом научной аппаратуры для проведения расширенных исследований Венеры и межпланетного пространства.

В ходе всего совместного полета с обеими станциями Центром дальней космической связи поддерживалась регулярная радиосвязь и принималась научная информация. Восемь 16-метровых антенных чаш (высотой с десятиэтажный дом) с большой точностью следили за полетом станций и подавали им сигналы управления.

16 и 17 мая 1969 года спускаемые аппараты отделились от станций. В результате аэродинамического торможения в атмосфере планеты их скорость снизилась с 11,17 км/сек до 0,21 км/сек, раскрылись парашюты, и аппараты совершили плавный спуск с передачей информации на Землю в течение 51 и 53 минут. Продолжительность полета станций «Венера-5» и «Венера-6» составила соответственно 131 и 127 суток, а пройденное расстояние (как у станции «Венера-4») около 350 млн. км.

В этом совместном полете было продолжено прямое изучение атмосферы планеты до более глубоких, чем при полете станции «Венера-4», слоев.



СХЕМА ПОЛЕТА АВТОМАТИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ
«ВЕНЕРА-5» И «ВЕНЕРА-6»

РЕПОРТАЖ С ПОВЕРХНОСТИ ВЕНЕРЫ

С

танция «Венера-7» была запущена 17 августа 1970 года. После 120-суточного полета при подходе к планете от орбитального отсека станции отделился спускаемый аппарат, который 15 декабря совершил посадку на поверхность Венеры и передавал сигналы на Землю в течение 23 минут.

Ее конструкция аналогична конструкции станций «Венера-4», «Венера-5» и «Венера-6», однако спускаемый аппарат рассчитан на большие значения температуры и давления. Вес станции составлял 1180 кг.

В результате полета станции «Венера-7» получены научные данные о характеристиках атмосферы вплоть до самой поверхности планеты. Впервые в практике космических исследований научная информация передавалась непосредственно с поверхности другой планеты Солнечной системы. Решена сложная инженерная задача — создание автоматических аппаратов, работающих в условиях исключительно высоких давлений и температур. Измерения показали, что на поверхности планеты в месте посадки станции давление атмосферы достигает 100 атмосфер, а температура — до 500° С.





СТАНЦИЯ «МАРС-1»

СХЕМА ПОЛЕТА СТАНЦИИ «МАРС-1»



АВТОМАТИЧЕСКАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ СТАНЦИЯ «МАРС-1»:

1 — парашютный контейнер;

2 — антенны связи с орбитальной станцией;

3 — двигатель ввода вытяжного парашюта;

4 — двигатель увода спускаемого аппарата;

5 — приборы и аппаратура системы автоматического управления;

6 — основной парашют;

7 — автоматическая марсианская станция;

8 — аэродинамический тормозной конус;

9 — антенна радиовысотомера.


1 — всенаправленная антенна;

2 — орбитальный отсек;

3 — корректирующая двигательная установка;

4 — штырь магнитометра;

5 — остронаправленная антенна;

6 — радиатор системы терморегулирования;

7 — панели солнечных батарей.

НА ТРАССЕ К МАРСУ

У

словия полета в дальнем космическом пространстве таят в себе много неожиданностей. Здесь и непредвиденная встреча с метеорными частицами и всепроникающее космическое излучение, от воздействия которого резко меняются свойства материалов конструкции. Большой технической проблемой является поддержание температурного режима космического аппарата.

Одним из космических первопроходцев, проложивших межпланетную трассу к планете Марс, стала советская автоматическая станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года. Вес станции составлял 893,5 кг, на борту станции был установлен комплекс научных приборов.

19 июня 1963 года станция пролетела планету и, выйдя на гелиоцентрическую орбиту, стала искусственным спутником Солнца.



СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ СТАНЦИИ «МАРС-3»

ВИДЕОСИГНАЛЫ С ЗАГАДОЧНОЙ ПЛАНЕТЫ

П

родолжая изучение планет Солнечной системы, 19 и 28 мая 1971 года были запущены к Марсу две автоматические станции «Марс-2» и «Марс-3». Они прошли расстояние почти в 0,5 млрд. км и стали искусственными спутниками Марса. При этом станция «Марс-2» 27 ноября 1971 года доставила на планету капсулу, в которой находился вымпел с изображением Герба СССР, а станция «Марс-3» — спускаемый аппарат, который 2 декабря 1971 года совершил мягкую посадку на поверхность Марса.

Сигналы с аппарата были приняты и записаны на борту искусственного спутника «Марс-3», а затем 2-5 декабря в сеансы радиосвязи переданы на Землю.

Искусственные спутники «Марс-2» и «Марс-3» более четырех месяцев исследовали планету и околопланетное пространство: фотографировалась поверхность Марса, определялись характеристики его гравитационного и магнитного полей, изучалась радиационная обстановка, измерялись температура и давление атмосферы.

Полет станций «Марс-2» и «Марс-3» еще раз продемонстрировал широкие возможности исследования планет с помощью автоматических аппаратов.




СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ КОРАБЛЯ
«ВОСТОК-2» ВОШЕЛ В АТМОСФЕРУ
КОСМОНАВТ Г. С. ТИТОВ
ПЕРВЫЙ СУТОЧНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА

В

ажнейшей проблемой при полетах человека в космос является обеспечение длительного пребывания в условиях невесомости при его активной деятельности. Значительным достижением в этом направлении стал полет космического корабля «Восток-2», выведенного на орбиту 6 августа 1961 года. Пилотировал корабль космонавт Герман Степанович Титов.

Более суток продолжался этот рейс. Космонавт осуществил первую киносъемку Земли с борта космического корабля. Впервые в космическом пространстве человек завершил полный суточный цикл жизнедеятельности.

На последнем витке, в строго определенной точке орбиты, был включен тормозной реактивный двигатель. Космический корабль уменьшил скорость, сошел с орбиты, спускаемый аппарат отделился от приборного отсека и вошел в плотные слои атмосферы. Сила аэродинамического сопротивления увеличилась до 20 тонн, на космонавта надавила огромная тяжесть, за стеклами иллюминатора показались языки пламени. Горел защитный слой, состоящий из специальных жароупорных составов, которым был покрыт спускаемый аппарат.

При подходе к Земле скорость аппарата еще несколько уменьшилась. На высоте 7 километров кресло с космонавтом катапультировалось, а на высоте 4 километров сработала парашютная система, которая и обеспечила спуск Г. С. Титова на Землю.

Спуск космонавта с орбиты может быть осуществлен вручную и с помощью автоматической системы, а приземление — как в спускаемом аппарате, так и на парашюте, после катапультирования из кабины.

Полет Г. С. Титова подтвердил возможность длительного пребывания в космосе, открыл путь для дальнейших космических исследований.



СХЕМА ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ
«ВОСТОК» НА ОРБИТУ


СХЕМА ПРИЗЕМЛЕНИЯ СПУСКАЕМОГО АППАРАТА
КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «ВОСТОК»




КОРАБЛИ «BOCTOK-З» И «ВОСТОК-4» В ПОЛЕТЕ
КОСМОНАВТЫ А. Г. НИКОЛАЕВ, П. Р. ПОПОВИЧ



РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-107
ГРУППОВОЙ ПОЛЕТ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

В

ажные исследования по программе пилотируемых полетов были начаты запусками космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» 11 и 12 августа 1962 года. Пилотируемые космонавтами Андрианом Григорьевичем Николаевым и Павлом Романовичем Поповичем корабли совершили первый в мире групповой полет. Длительность этого полета составляла более 70 часов, минимальное расстояние между кораблями доходило до 5 км. При этом полет корабля «Восток-3» продолжался более 94 часов, а корабля «Восток-4» — около 71 часа.

Между космическими кораблями поддерживалась регулярная радиосвязь. В этих полетах было положено начало космовидению, на Землю впервые передавались телевизионные изображения космонавтов. В состоянии длительной невесомости космонавты полностью сохраняли работоспособность, свободно перемещались в кабинах кораблей.

Групповой полет позволил отработать принципы точного последовательного выведения космических кораблей на близкие орбиты, что является необходимым условием при создании орбитальных станций. Широкие научные и медико-биологические эксперименты, выполненные космонавтами, внесли большой вклад в развитие пилотируемых полетов.


Двигатель РД-107 имеет четыре основные камеры и две качающиеся рулевые камеры. В пустоте тяга двигателя составляет 102 тонны. Топливом служат: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин. На ракете (на ее боковых блокаж) устанавливается четыре таких двигателя.






СТАРТУЮТ КОРАБЛИ «ВОСТОК-5» И «ВОСТОК-6»
КОСМОНАВТЫ В. Ф. БЫКОВСКИЙ, В. В. ТЕРЕШКОВА


1 — пульт пилота;
2 — приборная доска;
3 — телевизионная камера;
4 — иллюминатор с оптическим ориентиром;
5 — ручка управления ориентацией корабля;
6 — радиоприемник;
7 — контейнеры с пищей.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРИЕНТАЦИИ
КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ:

А — вращение вокруг вертикальной оси
Б — вращение вокруг продольной оси
В — вращение вокруг поперечной оси


ВТОРОЙ ГРУППОВОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ

П

родолжением исследований в области пилотируемых полетов стал второй групповой полет космических кораблей: 14 и 16 июня 1963 года на орбиты были выведены «Восток-5» и «Восток-6». Корабли пилотировали Валерий Федорович Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Полет корабля «Восток-5» продолжался около 5 суток, корабля «Восток-6» — около 3 суток, а в групповом полете корабли находились почти 3 суток.

Осуществление расширенной программы медико-биологических исследований и технических экспериментов внесло значительный вклад в освоение космоса. Реализация программы «Восток» заложила прочную основу в технику космических полетов человека. Полеты продемонстрировали большую надежность кораблей и всех их систем.

Коротко расскажем об одной из них — системе ориентации. Эта система служит для разворота корабля в пространстве в период его полета по орбите и при спуске на Землю. Ориентация кораблей «Восток» может осуществляться как автоматически, так и вручную. Исполнительными органами в системе ориентации корабля являются микрореактивные двигатели. Они установлены на внешней поверхности корабля таким образом, что линия действия их тяги проходит на некотором расстоянии от центра массы корабля, благодаря чему при работе двигателей возникают моменты, изменяющие угловое положение корабля. Разворот корабля вокруг одной из осей осуществляется при работе пары двигателей, расположенных в диаметрально противоположных точках.





СТАРТУЕТ КОРАБЛЬ «ВОСХОД»
КОСМОНАВТЫ В. М. КОМАРОВ,
К. П. ФЕОКТИСТОВ, Б. Б. ЕГОРОВ
ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЭКИПАЖ

О

своение человеком космического пространства, проведение комплексных научных исследований и технических экспериментов наиболее эффективно может решаться экипажем космонавтов различных специальностей. Первым опытом в этой области стал полет трехместного космического корабля «Восход», запущенного 12 октября 1964 года.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ С КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЕМ
«ВОСХОД» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ПЛАТФОРМЕ И НА СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКЕ


Экипаж корабля состоял из командира — Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника — Константина Петровича Феоктистова и врача — Бориса Борисовича Егорова. Каждый из космонавтов осуществлял запланированную программу исследований в «своей» области. Одной из важных задач этого полета было изучение работоспособности и взаимодействия в полете группы космонавтов.

Космический корабль «Восход» существенно отличается от своего предшественника — корабля «Восток». «Восход» оборудован трехместной кабиной и рядом новых систем. На нем установлены две тормозные ракетные двигательные установки (основная и запасная), новая система ориентации корабля и новая телевизионная система, позволяющая передавать на Землю не только действия космонавтов в кабине, но и картину, наблюдаемую космонавтами с борта корабля. Кроме того, корабль оснащен двигателями «мягкой посадки».

Суточный орбитальный полет «Восхода» позволил успешно провести испытание корабля, осуществить научно-технические эксперименты и выполнить широкую программу медико-биологических исследований. Впервые в практике космических полетов космонавты совершали полет без скафандров.

Полет подтвердил большую эффективность использования в космических исследованиях экипажей, состоящих из космонавтов различных специальностей.


В апреле 1967 года В. М. Комаров совершил полет на космическом корабле «Союз-1». В полете, продолжавшемся более суток, космонавт выполнил программу отработки систем нового корабля. В результате случайного нарушения в работе парашютной системы при спуске, снижение корабля происходило с большой скоростью, что привело к гибели космонавта.




В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ КОСМОНАВТ А.А.ЛЕОНОВ
КОМАНДИР КОРАБЛЯ «ВОСХОД-2» П.И.БЕЛЯЕВ


СХЕМЫ ВЫХОДА КОСМОНАВТА В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И УСТРОЙСТВА ШЛЮЗОВОЙ КАМЕРЫ
ЧЕЛОВЕК В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ

Р

азвитие космонавтики во многом зависит от возможности активной деятельности человека в открытом космическом пространстве. Первый шаг в этом направлении был сделан в полете космического корабля «Восход-2» космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым.

Корабль «Восход-2», выведенный на околоземную орбиту 18 марта 1965 года, был оснащен шлюзовой камерой и оборудованием для выхода человека в космическое пространство. В полете на высоте около 500 км космонавт А. А. Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения впервые в истории космонавтики вышел в открытое космическое пространство. Вне шлюзовой камеры он находился в течение 12 минут, удаляясь от корабля на расстояние до 5 метров. Космонавт выполнил запланированные работы, провел технические наблюдения.

Полет корабля продолжался 26 часов. Его посадка была осуществлена с использованием ручной системы управления.

Проведенный эксперимент подтвердил возможность пребывания человека в открытом космосе и полного сохранения его работоспособности в специальном снаряжении.






АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТЫКОВКА СПУТНИКОВ
«КОСМОС-186» И «КОСМОС-188»


СХЕМА СТЫКОВКИ СПУТНИКОВ «КОСМОС-186» И «КОСМОС-188»

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТЫКОВКА НА ОРБИТЕ

О

своение космического пространства во многом связано с созданием орбитальных околоземных станций. Для этого необходимо было решить ряд сложных технических задач. Одной из таких задач являлась отработка стыковки спутников в космическом пространстве.

30 октября 1967 года спутники «Космос-186» и «Космос-188» впервые осуществили автоматический взаимный поиск, сближение, причаливание и стыковку в космосе.

Сначала (27 октября) на орбиту был выведен «Космос-186». Он — «активный» и должен с помощью радиолокационной антенны обнаружить второй спутник, подойти к нему и состыковаться. 30 октября, перед пролетом спутника «Космос-186» над космодромом, в плоскости его орбиты был запущен «пассивный» спутник — «Космос-188».

Он был выведен на орбиту своего «активного» напарника с опережением его на 24 км, с задачей «смотреть» на «Космос-186», посылать ему ответные сигналы, обозначая свое местоположение в пространстве.

По команде с Земли были включены установленные на спутниках системы ориентации и автоматического управления, приведены в действие счетно-решающие устройства.

«Космос-186» со скоростью около 90 км в час сближался со своим напарником. Когда расстояние между спутниками сократилось до 300 м, выключилась двигательная установка, заработали двигатели малой тяги. Скорость сближения снизилась до 0,5—1 м в секунду, спутник подошел к спутнику. Затем штанга стыковочного узла «Космоса-186» вошла в конусообразный захват «Кос-моса-188», и спутники состыковались.

Около двух витков вокруг Земли аппараты летали вместе как одна космическая станция. Затем по команде с Земли они разъединились и последовательно возвратились на Землю.

В дальнейшем подобные технические эксперименты были продолжены в полете спутников «Космос-212» и «Космос-213». 15 апреля 1968 года спутники состыковались и после успешно проведенных испытаний сложного комплекса автоматических систем были по одному возвращены на Землю.





КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «СОЮЗ-3»
КОСМОНАВТ Г. Т. БЕРЕГОВОЙ


СКАФАНДР КОСМОНАВТА

НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ

В

ажные технические исследования, необходимые для создания орбитальных космических станций, были проведены в октябре 1968 года во время полетов беспилотного космического корабля «Союз-2» и корабля «Союз-3», пилотируемого космонавтом Георгием Тимофеевичем Береговым.

Многоместный космический корабль «Союз» явился необходимым звеном в создании орбитальных станций. Одновременно он может выполнять функции снабжения и доставки космонавтов на орбитальную станцию.

В зависимости от назначения корабля его вес составляет 6450-6650 кг. Корабль состоит из орбитального отсека для проведения научных исследований и отдыха космонавтов, спускаемого аппарата-кабины космонавтов» приборно-агрегатного отсека с основным оборудованием и корректирующей двигательной установкой (2 двигателя с тягой по 400 кг). Двигательная установка позволяет совершать маневры до высоты 1300 км от поверхности Земли.

Орбитальный отсек и спускаемый аппарат сообщаются герметичным люком: их общий объем составляет около 9 м3.

Спускаемый аппарат имеет теплозащитное покрытие, его форма обеспечивает управляемый спуск с использованием аэродинамического качества. В нем размещены кресла космонавтов, пульт управления кораблем, а также системы: управления спуском, радиосвязи, жизнеобеспечения и другие. Аппарат снабжен ракетными двигателями малой тяги для управления спуском и двигателем мягкой посадки. Скорость приземления при мягкой посадке — около 3 м/сек.

В полете кораблей «Союз-2» и «Союз-3» был осуществлен радиопоиск и автоматическое сближение до расстояния 200 м. Дальнейшее сближение и маневрирование «Союза-3» вблизи «Союза-2» проводил космонавт с использованием системы ручного управления.

В ходе полета космонавт Береговой проверял различные режимы ориентации корабля, осуществлял коррекцию траектории. Он выполнил ряд научных исследований по наблюдению звезд, Земли и небесных светил, провел эксперименты в интересах народного хозяйства (фотографирование облачного и снежного покровов, обнаружение тайфунов и циклонов), а также медико-биологические исследования.

Полет «Союза-3» продолжался около 95 часов.




СОСТЫКОВАНЫ КОРАБЛИ «С0ЮЗ-4» И «СОЮЗ-5»
КОСМОНАВТЫ В. А. ШАТАЛОВ, Б. В. ВОЛЫНОВ,
Е. В. ХРУНОВ, А. С. ЕЛИСЕЕВ


КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «СОЮЗ»

ПЕРВАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

О

дним из главных направлений в развитии космонавтики является создание и длительное функционирование пилотируемых орбитальных станций. С их помощью возможно проведение широкого комплекса научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов.

Присутствие и активная деятельность на станции космонавтов различных специальностей позволяет проводить целенаправленный выбор объектов исследований, оперативно изменять программу работы, устранять неисправности аппаратуры. Задача создания экспериментальной орбитальной станции была успешно решена 16 января 1969 года при полете двух космических кораблей. Первым в космос (14 января) поднялся корабль «Союз-4», пилотируемый летчиком-космонавтом Владимиром Шаталовым. На следующие сутки стартовал корабль «Союз-5», в котором находились три космонавта — Борис Волынов, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. На орбите космонавты выполнили ряд маневров, которые обеспечили сближение кораблей с расстояния более тысячи километров до расстояния в несколько километров. Затем по командам автоматической системы несколько раз включалась сближающе-корректирующая двигательная установка. Расстояние между кораблями постепенно сокращалось, во избежание грубого удара уменьшалась скорость подхода одного корабля к другому. Когда же корабли были на расстоянии 100 м, командир корабля «Союз-4» Владимир Шаталов перешел на ручное управление и, маневрируя, осуществил причаливание своего корабля к кораблю «Союз-5» и стыковку.

Так была создана первая экспериментальная космическая станция.

После стыковки кораблей космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и через люк орбитального отсека корабля «Союз-5» вышли в космическое пространство.

Более 30 минут космонавты одновременно находились вне корабля. Они выполнили некоторые монтажные операции, фото— и киносъемку, провели заданные научные наблюдения, затем перешли в отсек корабля «Союз-4» к Шаталову. Это была первая смена экипажа в космосе. Станция весила около 13 тонн и управлялась в полете космонавтами.

Через 4 часа 34 минуты корабли расстыковались и продолжали раздельный полет.

Космонавты выполнили программу полета, провели научные и медико-биологические исследования, отработку бортовых систем и возвратились на Землю.

Стыковка кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой открыли широкие возможности в создании космических научных станций со сменой экипажей в космосе, предопределили дальнейшие пути развития космонавтики.




КОРАБЛИ «СОЮЗ-6» «СОЮЗ-7» И «СОЮЗ-8»
КОСМОНАВТЫ Г. С. ШОНИН, В. Н. КУБАСОВ,
А. В. ФИЛИПЧЕНКО, А. С. ЕЛИСЕЕВ,
В. Н. ВОЛКОВ, В. В. ГОРБАТКО, В. А. ШАТАЛОВ
СХЕМА ВЫВОДА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ
«СОЮЗ» НА ОРБИТУ:


1 — старт ракеты-носителя с кораблем «Союз»;
2 — отделение боковых блоков;
3 — отделение системы спасения и сброс головного обтекателя;
4 — отделение второй ступени;
5 — выход корабля на орбиту и отделение третьей ступени;
6 — раскрытие панелей солнечных батарей и антенн


ТРИ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЯ НА ОРБИТЕ

Д

альнейшее развитие космонавтики зависит от решения таких задач, как групповые полеты и взаимное маневрирование нескольких космических кораблей, а также испытание различных способов сварки в космосе, как необходимого элемента при проведении монтажных работ.

Эти важные задачи были решены в групповом полете трех космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8», выведенных на орбиты 11, 12 и 13 октября 1969 года. Семь космонавтов участвовали в этом полете: Георгий Шонин и Валерий Кубасов; Анатолий Филипченко, Владислав Волков и Виктор Горбатко; Владимир Шаталов и Алексей Елисеев. Общая продолжительность экспериментов в космосе составила около 7 суток при длительности полета каждого корабля около 5 суток.

В ходе группового полета трех кораблей проводилось взаимное маневрирование и управление кораблями в автоматическом и ручном режимах; отрабатывалась система управления групповым полетом и взаимодействие кораблей с наземными командно-измерительными пунктами. Корабли «Союз-6» и «Союз-8» поочередно сближались с «Союзом-7» до расстояния нескольких сот метров.

В полете корабля «Союз-6» были впервые испытаны различные способы сварки металлов в условиях глубокого вакуума и невесомости. Производилась сварка тонколистовой нержавеющей стали и титана, резка нержавеющей стали, титана и алюминия, обработка неметаллических материалов.

Экипажи трех кораблей выполнили также большой объем научных исследований по изучению околоземного космического пространства, атмосферы, геолого-географических объектов Земли, кроме того был проведен широкий комплекс медико-биологических исследований, осуществлены наблюдения небесных светил.

Успешное завершение группового полета трех космических кораблей и выполнение обширной программы научно-технических исследований и экспериментов внесло существенный вклад в дальнейшее развитие космонавтики.






НА СТАРТЕ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ
«СОЮЗ-9» КОСМОНАВТЫ
А. Г. НИКОЛАЕВ, В. И. СЕВАСТЬЯНОВ

424 ЧАСА В КОСМОСЕ

О

дной из важнейших проблем развития космонавтики, с решением которой связано создание и работа долговременных орбитальных пилотируемых космических станций, является длительное пребывание человека в космосе при сохранении активной работоспособности. Значительный шаг на этом пути был сделан полетом космического корабля «Союз-9».

Выведенный на орбиту 1 июня 1970 года корабль «Союз-9» с космонавтами Андрианом Николаевым и Виталием Севастьяновым совершил полет продолжительностью около 18 суток. Основные задачи полета: проведение всесторонних медико-биологических исследований, определение влияния условий космического полета на организм человека, разработка мероприятий по обеспечению космических полетов человека большой длительности.

Эти задачи успешно решались космонавтами. Кроме того, они провели обширные метеорологические исследования, в том числе совместные с метеорологическим спутником «Метеор» и высотными зондирующими ракетами.

В программу полета было включено также наблюдение характерных геолого-географических особенностей поверхности Земли с целью отработки методов обнаружения природных ресурсов. При этом эксперименты носили комплексный характер — космонавты изучали одни и те же районы территории Советского Союза при одновременном участии геологических партий и самолетов, использующих метод аэрофотосъемки.

Это был подлинно рабочий полет. Результаты проведенных исследований и экспериментов послужат дальнейшему развитию космонавтики, особенно в создании орбитальных станций научного и народнохозяйственного назначения.

СХЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ СПУСКАЕМОГО АППАРАТА КОРАБЛЯ «СОЮЗ» С ОРБИТЫ:

1 — ориентированный полет;
2 — включение тормозной двигательной установки;
3 — разделение отсеков корабля;
4 — управляемый спуск в атмосфере спускаемого аппарата;
5 — отстрел крышки люка и ввод в действие тормозного парашюта;
6 — отстрел тормозного парашюта и ввод в действие основного парашюта;
7 — отделение теплозащитного экрана;
8 — включение двигателей мягкой посадки






ОРБИТАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ «САЛЮТ»

КОСМОНАВТЫ В. А. ШАТАЛОВ, Г. Т. ДОБРОВОЛЬСКИЙ,
А. С. ЕЛИСЕЕВ, Н. Н. РУКАВИШНИКОВ,
В. Н. ВОЛКОВ, В. И. ПАЦАЕВ



СХЕМА БАЛЛИСТИЧЕСКОГО И УПРАВЛЯЕМОГО СПУСКА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ
ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ НА ОРБИТЕ

С

оздание долговременных орбитальных научных станций является основным путем развития советской космонавтики. Длительность полета, оснащение разнообразной аппаратурой, активное участие в исследовательской работе космонавтов различных технических и научных специальностей открывает самые широкие перспективы использования орбитальных космических станций в науке, технике, в народном хозяйстве.

19 апреля 1971 года в Советском Союзе была выведена на околоземную орбиту орбитальная научная станция «Салют».

Первым этапом исследований явился совместный полет станции с кораблем «Союз-10», запущенным 23 апреля. Членами экипажа В. А. Шаталовым, А. С. Елисеевым и Н. Н. Рукавишниковым были проведены испытания новых технических систем станции, в частности, проведена стыковка со станцией и осуществлено управление системой «Салют» — «Союз». Полет подтвердил работоспособность систем комплекса и позволил приступить ко второму этапу.

6 июля был запущен космический корабль «Союз-11» с космонавтами Г. Т. Добровольским, В. Н. Волковым и В. И. Пацаевым. Совершив на следующий день стыковку со станцией «Салют», космонавты по внутреннему люку-лазу перешли из корабля в помещение станции. Начала функционировать первая пилотируемая научная орбитальная станция.

Пилотируемая космическая система «Салют»-«Союз» представляет собой комплекс, состоящий из собственно орбитальной станции и космического корабля типа «Союз». Их общий объем составляет около 100 м3, длина свыше 20 м, а вес более 20 тонн. Такие «солидные» размеры космического комплекса позволили разместить на нем многочисленную научную аппаратуру, создать комфортабельные условия для работы и отдыха космонавтов.

Основными задачами этого космического полета являлись: изучение влияния факторов длительного полета на организм человека, всесторонние испытания всех систем первой орбитальной станции, проведение комплексных научных исследований по изучению Земли, околоземного космического пространства и др.

Двадцатичетырехсуточный полет космонавтов был до предела заполнен проведением технических экспериментов и научных исследований. Медико-биологические исследования предусматривали всестороннее изучение и контроль за состоянием организма человека в условиях длительной невесомости. Разнообразные технические средства, примененные на станции, способствовали поддержанию работоспособности космонавтов. Для этой цели на станции был оборудован, как говорили космонавты, настоящий микроспортзал. Здесь была и «бегущая» дорожка, и различные нагрузочные приспособления для физических упражнений.

Биологические исследования включали изучение роста и развития в условиях длительной невесомости ряда высших растений — льна, хибинской капусты, креписа. На станции был настоящий оазис.

Орбитальная станция с научной аппаратурой, вынесенная за пределы плотных слоев атмосферы, позволяет проводить исследования в области астрофизики, которые невозможно осуществить с земной поверхности. Это объясняется тем, что земная атмосфера поглощает значительную часть спектра излучений, идущих из глубин Вселенной. Такие исследования с применением аппаратуры «Орион» были проведены экипажем станции «Салют». Это был первый успешный опыт проведения человеком внеатмосферных астрофизических исследований.

Большой круг задач решался экипажем станции в области практического использования космической техники для нужд народного хозяйства.

Программа исследований была полностью и успешно выполнена. Но при завершении этого космического рейса в результате непредвиденной случайности (разгерметизации кабины) герои-космонавты погибли. Их героический полет, их самоотверженная работа во имя будущего навсегда останется в истории освоения космического пространства.


«СОВЕТСКАЯ КОСМОНАВТИКА» (комплект из 32 открыток).

Автор М. И. Чесноков

Художники В. П. Викторов, С. И. Каплан
Редактор Л. А. Сторчевая
Художественный редактор Г. Л. Ушаков
Технический редактор Д. А. Стеганцева
Корректор И. С. Судзиловская

ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ . МОСКВА . 1972Г-15641 от 28/III-1972 г. Изд. № 6/5634. Формат 60 X 90'/i2. Тираж 58000. Цена компл. 1 руб. 63 коп.

индекс 8-2-2 Зак-2601

Фабрика офсетной печати № 2 Росглавполиграф-прома Комитета по печати при Совете Министров РСФСР, г. Дмитров Московской обл. Московская, 3


Дорогие читатели!

Знакомясь с нашими открытками, вы еще раз убедились, какой огромный путь пройден Советским Союзом в развитии космонавтики за неполные 15 лет. Этот путь был отмечен выдающимися достижениями мирового значения. Здесь запуск в космос первого искусственного спутника Земли и первый космический полет Юрия Гагарина, выход в открытый космос Алексея Леонова и полеты автоматических аппаратов к Луне, Венере и Марсу, наконец, полеты космических кораблей „Союз" и первой управляемой орбитальной станции „Салют" — научной лаборатории в космосе.

Мы старались сделать этот комплект интересным и полезным. Поэтому нам хотелось бы узнать ваше мнение о нем.

Свои отзывы и пожелания присылайте по адресу:

107066 Москва, Б-66, Новорязанская ул., 26. Издательство ДОСААФ.