О ЗАПУСКЕ СПУТНИКА "ДИСКАВЕРЕР - ХIУ"

Как передает агентство Юнайтед Пресс Интернейшнл с авиабазы Ванденберг, 18 августа 1960 года США запустили искусственный спутник "Дискаверер-ХIУ". Этот спутник, созданный фирмой "Локхид", составлял вторую ступень ракеты длиной 23 м, которая была запущена с базы Ванденберг в 19 час. 58 мин. по Гринвичу.

Программа запуска искусственных спутников "Дискаверер" практически близка к программе запуска искусственных спутников "Самос". Первый искусственный спутник "Самос", который предполагается запустить при помощи ракеты "Атлас", уже находится на пусковой установке полигона на мысе Аргуэлльо. Программа "Самос" предусматривает вывод на орбиту ряда искусственных спутников, которые должны "следить" за происходящим на Земле с целью получения разведывательных данных. Фотографии поверхности Земли будут передаваться с таких спутников так же, как с метеорологического спутника "Тирос". Если разведывательным органам понадобятся более четкие изображения, кабине спутника будет дана команда вернуться на Землю с более четкими фотографиями.

Корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл передал с авиабазы Ванденберг, что 19 августа в 23 часа 14 мин. по Гринвичу самолет американских ВВС "С-119" поймал на высоте 300 м кабину искусственного спутника "Дискаверер-ХIУ" при ее возвращении с орбиты. Этот самолет патрулировал на расстоянии примерно 480 км к северо-западу от острова Оаху (Гавайские острова).

По заявлению представителей ВВС США, в 22 часа 46 мин. по Гринвичу на 17-м обороте спутник "Дискаверер-ХIУ" отделил кабину. В 23 часа 00 мин. по Гринвичу самолет "С-119" обнаружил при помощи радиолокатора спускавшуюся кабину. Одновременно военно-морское судно, находившееся в этом районе, чтобы выловить кабину, если самолетам не удалось бы ее поймать, также обнаружило на экране радиолокатора спускавшуюся кабину.

В 23 часа 08 мин. по Гринвичу с двух самолетов сообщили, что можно визуально наблюдать спускающуюся на парашюте кабину. Через несколько минут самолет "С-119" поймал кабину.

Как сообщают, координаты места возвращения кабины 17 градусов 30 минут северной широты и 162 градуса 20 минут западной долготы. Район возвращения кабины по площади составлял 12.000 кв. миль (31 км2).

В 23 часа 26 мин. по Гринвичу военно-воздушные силы сообщили, что экипаж самолета "С-119", поймавший парашют, подтянул кабину в самолет и направляется к авиабазе Хиккем в Гонолулу. Кабина с полезным грузом приборов общим весом в 85 фунтов прошла к моменту отделения от искусственного спутника почти 500.000 миль (8000 км).

Спутник "Дискаверер-ХIУ" является восьмым выведенным на орбиту искусственным спутником из серии "Дискаверер".

По словам представителей ВВС, среди полезного груза были приборы, которые дадут сведения, полезные для многих космических программ, и что "Дискаверер-ХIУ" не содержит никаких компонентов, создаваемых сейчас искусственных спутников "Мидас" и "Самос".

Газета "Нью-Йорк таймс" от 21 августа пишет, что кабина спутника "Дискаверер-ХIУ" была поймана самолетом на высоте 8500 футов (2,58 км) над Тихим океаном. С помощью специальной сети самолет "С-119" зацепил парашют капсулы с третьей попытки.

ПРОЕКТ РАКЕТЫ "АПОЛЛО"

Американская газета "Уолл-стрит джорнэл" от 1 августа 1960 года опубликовала корреспонденцию из Вашингтона, в которой говорится, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства объявило о планах разработки усовершенствованного космического корабля для посылки на его борту трех человек на орбиту вокруг Луны. Осуществление этого так называемого проекта "Аполло" предварительно намечается на 1962-65 годы. Ракета "Аполло" может быть выведена для выполнения различных заданий на орбиту вокруг Земли в 1966 году. В последующие годы предполагается направить такую ракету на орбиту вокруг Луны.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства надеется, что осуществление проекта "Аполло" поведет к посылке людей на Луну и на планеты и к созданию постоянной межпланетной станции.

Новый космический корабль, как полагают, будет состоять из трех "модулей". В "командном центре" будет находиться экипаж во время запуска и возвращения на Землю из космического пространства, а также он будет служить центром управления кораблем в остальное время полета. Вторая "двигательная секция" обеспечит безопасное возвращение на Землю в случае, если полет будет прерван во время обращения корабля по орбите вокруг Луны. Эта секция будет иметь систему управления для корректировки положения корабля и будет способствовать выводу корабля на лунную орбиту и уходу с этой орбиты.

Функции третьей секции будут различными для различных заданий. При облете Луны она должна обеспечить экипажу более комфортабельные условия для жизни, чем "командный центр". В полете экипаж сможет работать, находясь в этой секции. При полете по орбите вокруг Земли эта секция может служить космической лабораторией, оснащенной различными приборами. правление полетом ракетой "Аполло" будет осуществляться в основном находящимися на ее борту людьми.

ОБ АМЕРИКАНСКОМ ПРОЕКТЕ "МЕРКУРИЙ"

Английская газета "Обсервер" от 21 августа 1960 года пишет, что осуществление американской программы подготовки полета в космос - проект "Меркурий" сильно отстает. По первоначальному плану предполагалось запустить и посадить астронавта на ракету "Редстоун" на ракетном полигоне в марте текущего года, а затем в июне по проекту "Меркурий" послать человека на орбиту. Эта программа теперь сильно изменена, так что первый астронавт едва ли полетит в текущем году и, конечно, не может надеяться попасть на орбиту до августа будущего года. Первоначальная ориентировочная стоимость тоже изменилась: вместо 200 миллионов долларов - около 1.000 миллионов долларов.

Проект "Меркурий" был сначала принят потому, что он, как думалось, обеспечивал самый быстрый и дешевый способ полететь первыми в космос. Сейчас начинает казаться, что такой проект не будет ни быстроосуществимым, ни дешевым. Капсулу "Меркурий", по мнению некоторых специалистов, нельзя считать прототипом аппарата для более широкого исследования космоса, ибо для полета на Луну и т.п. потребуется нечто гораздо более маневренное, вроде, например, управляемого космического ракетоплана "Дайна-Сор".

Теперь начинается работа над "Дайна-Сор", который снабжен крыльями и будет следовать по орбите вокруг Земли. Но для его создания потребуется по крайней мере 1.000 миллионов долларов, и даже оптимисты полагают, что едва ли он будет запущен на орбиту раньше, чем через пять лет.

АМЕРИКАНСКИЕ ПЛАНЫ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИИ КОСМОСА

Как сообщил 25 августа 1960 года "Аэроспейс" - официальный орган "Аэроспейс" индастриз ассошизйшин", в 1961 финансовом году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства намеревается запустить 17 искусственных спутников Земли и 4 ракеты на Луну и в межпланетное пространство.

Это управление израсходует в 1961 финансовом году на программу исследования космоса около 600 млн. долларов.

Программа на 1961 финансовый год предусматривает полет человека в космос; исследования в области воздействия солнечных лучей на Землю и относительно происхождения Вселенной и жизни; применение результатов исследований и изучения космоса, полученных до настоящего времени.

Проект "Рейнджер" представляет собой проект космического корабля без человека, рассчитанного на полет в межпланетное пространство. Этот корабль должен совершить первый из семи предполагаемых полетов в 1961 году. Вес космических кораблей "Рейнджер" будет 272-544 кг.

Проект "Маринер" аналогичен проекту "Рейнджер" и предусматривает полеты на Венеру и Марс. Первый полет запланирован на 1961 год.

Последний вариант космического корабля "Рейнджер" совершит путешествие на Луну, причем на корабле будет находиться сейсмометр для измерения колебаний поверхности Луны. Проект рассчитан на 1961-62 годы.

АМЕРИКАНСКИЕ ПЛАНЫ В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Французская газета "Франс суар" от 19 августа I960 года опубликовала статью своего стокгольмского корреспондента Жака Бержеля, в которой говорится, что, как сообщили американские инженеры из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, принимавшие участие в Международном конгрессе астронавтики в Стокгольме, США в скором времени пошлют человека на высоту 180 км на ракете "Редстоун", сконструированной д-ром Брауном. Затем будет предпринята попытка возвратить на Землю нескольких небольших животных, помещенных в капсулу ракеты "Дискаверер", аналогичную возвращенной несколько дней назад. Будет осуществлен запуск на Луну небольшой ракеты с приборами и радиопередатчиками. Эта ракета с тормозными двигателями должна будет прибыть на Луну со скоростью 100 км в час. Удар о поверхность Луны, который произойдет при такой скорости, не уничтожит ракету, а лишь повредит ее. Поэтому в США строится специальный контейнер для того, чтобы приборы и радиопередатчики, находящиеся внутри, не были поломаны. Если зта попытка увенчается успехом, то американцы создадут на Луне станцию для получения научных сведений.

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНОГО OTCЕKA КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

Американский журнал "Сайенс ньюс леттер" (6 августа 1960 года, стр.91) поместил заметку, в которой говорится, что инженер Роберт Хэвиленд (фирма "Дженерал электрик") предложил использовать топливный отсек космического корабля под помещение для работы астронавтов после того, как при взлете будет израсходовано все находящееся в этом отсеке топливо. Такой отсек может иметь длину около 6 м. и диаметр 2,4 м. В нем можно установить металлические конструкции для использования их в качестве кровати, стульев, столов, оснований для установки приборов и т.п. Предметы, которые не выдерживают контакта с топливом, можно будет поместить в герметических футлярах на верху топливного отсека.

Топливный отсек можно использовать для размещения астронавтов во время полета космического корабля в связи с тем, что последняя ступень стартовой ракеты выходит на орбиту вместе с полезной нагрузкой. Эта полезная нагрузка может представлять собой капсулу, в которой астронавты будут находиться во время старта корабля. Капсула будет снабжена спасательным оборудованием для спуска астронавтов ка землю в случае отказа в работе стартовой ракеты. При выходе корабля на орбиту астронавты могут перейти в пустой топливный отсек. Поскольку из-за больших размеров топливного отсека его непрактично возвращать в земную атмосферу, астронавты могут перейти снова в свою небольшую капсулу и в ней совершить посадку на землю.

НЕУДАЧНЫЙ ЗАПУСК АМЕРИКАНСКОГО СПУТНИКА "КУРЬЕР"

Как передал корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл с мыса Канаверал, 18 августа 1960 года примерно через 2 минуты после запуска с мыса Канаверал взорвалась ракета "Тор-Эйбл-Стар" с искусственным спутником "Курьер 1-а", предназначавшимся для целей связи. Взрыв был виден с Земли.

Ракета несла искусственный спутник диаметром (130 см) с магнитофоном и электронным оборудованием для приема и записи на больших скоростях радиотелетайпных сообщений и быстрой передачи их в другие части земного шара.

Запуск с мыса Канаверал был произведен в 19 час. 58 мин. по Гринвичу.

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс писал 18 августа 1960 года с мыса Канаверал, что причина взрыва двухступенчатой ракеты "Тор-Эйбл-Стар" длиной 24,3 м, которая несла в носовой части полезный груз весом 226,5 кг, не сообщается, но, по-видимому, взрыв произошел в результате преждевременного отделения друг от друга двух ступеней.

Искусственный спутник "Курьер 1-а" намеревались запустить на круговую орбиту на высоте 1120 - 1200 км над Землей.

Магнитофоны и электронное оборудование на борту спутника могли принимать 68.800 слов в минуту и одновременно передавать такое же количество слов.

Запуск второго спутника "КУРЬЕР" намечается произвести через несколько месяцев.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ СПУТНИКА ЛУНЫ

Корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл передал 1 сентября 1960 года из Вашингтона, что в конце сентября текущего года США намерены вывести на орбиту вокруг Луны космическую станцию весом 184,4 кг с целью изучить радиоактивность, работу системы управления, двигателей и средств связи, что имеет важное значение для будущих космических исследований. Этот спутник будет иметь ракетные двигатели для корректировки курса во время полета к Луне в течение 26,5 дней. Предполагается вывести спутник на орбиту вокруг Луны так, чтобы он оставался там в течение такого длительного времени, какое позволит взаимодействие сил тяготения.

Спутник будет запущен Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства с мыса Канаверал /штат Флорида/.

В сторону Луны он будет направлен с помощью трехступенчатой ракеты "Атлас-Эйбл". Ракетные двигатели на борту спутника будут корректировать его скорость и траекторию таким образом, чтобы вывести его на полярную орбиту на расстоянии 3-4 тысячи миль от Луны. Спутник будет нести солнечные батареи, установленные на 4 "гребных колесах".

Спутник сконструирован лабораториями космической техники в Лос-Анжелосе и содержит оборудование для восьми отдельных экспериментов. Самым важным будет измерение и установление характера космической радиации.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ЗАПУСК АМЕРИКАНСКОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЛУНЫ

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передал 27 августа 1960 года с мыса Канаверал, что в конце сентября текущего года будет предпринята попытка запустить вокруг Луны искусственный спутник с фотокамерой.

На мысе Канаверал подготавливается 29,8-м. ракета "Атлас-Эйбл" для запуска этого спутника и вывода его на орбиту вокруг Луны.

Полезная нагрузка весом 169 кг на спутнике будет состоять из различных приборов, показания которых будут передаваться на Землю. Телевизионная аппаратура должна передать снимки Луны. Другие приборы будут измерять магнитное поле и поле лунного притяжения, их величину и плотность, а также радиоактивность.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства решило осуществить запуск такого спутника в период между 22 - 26 сентября. В это время Земля и Луна будут наиболее близко находиться друг от друга, и поэтому Солнце не сможет силой своего притяжения отклонить искусственный спутник от его траектории.

Чтобы избежать воздействия притяжения Земли, новый искусственный спутник "Пионер - УI", если его запуск пройдет успешно, должен достигнуть скорости 40000 км в час. Три ступени ракеты "Атлас - Эйбл" должны придать скорость 38,400 км в час, а затем по сигналу с Земли должно произойти включение ракеты "старт - стоп" на спутнике, которая обеспечит увеличение скорости на 1.600 км в час.

Если все произойдет как намечено, "Пионер -УI" через 62 часа после запуска будет находиться на расстоянии примерно 8.000 км от Луны. В это время снова будет приведена в действие ракета "старт- стоп" с целью замедлить скорость спутника до 3.640 км в час, чтобы он попал в поле притяжения Луны.

Ученые надеются вывести спутник на орбиту на расстоянии 4800 - 6400 км от Луны.

КАМЕРА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Американский журнал "Дизайн ньюс" (1 августа 1960 года, стр. 10) сообщает, что фирма "Гардайт компани" построила опытную камеру для моделирования условий космического пространства. Для создания высокого вакуума в камере применяются криогенные пластины, при соприкосновении с которыми замораживается большинство обычных газообразных веществ. Такой способ обеспечивает более быстрое создание вакуума и является более дешевым. В этой камере можно имитировать солнечную радиацию, а также температуры до минус 195°C. С помощью масляного диффузионного насоса давление в камере можно довести до 5 х 10-7 мм рт. столба, но такой насос перестает откачивать воздух при давлении 4 х 10-7 мм рт. столба.

При высоком вакууме криогенные пластины могут обеспечить дальнейшее быстрое понижение давления. Например, при давлении 10-6 мм рт. столба с помощью криогенной пластины размерами 30 х 355 мм можно получить такую же скорость дальнейшей откачки, как и с помощью диффузионного насоса диаметром 1219 мм. Кроме того, с помощью такой криогенной пластины давление в камере можно довести до 10-9 мм рт. столба. А количество потребляемой энергии при этом будет прямо пропорционально тепловой нагрузке на пластине и уменьшается по мере понижения давления. В камере можно создавать условия, существующие на высоте 699 км. Вакуумная система камеры состоит из механического ротативного насоса, масляного диффузионного насоса и модифицированного газопоглотительного ионного насоса. Когда давление в камере достигает 0,1 мм рт. столба или становится еще ниже, во внутреннюю зону камеры вводится охлаждающий агент, с помощью которого температура в зоне понижается до 80°К. Одновременно насосная установка от внутренней зоны отключается и производит откачку только из изолированного пространства. Затем включается газопоглотительный ионный насос, который продолжает работать на протяжении всего процесса создания вакуума. Когда во внутренней зоне достигается равномерное распределение температуры, к криогенным пластинам и перегородкам криогенных пластин подводится охлаждающий агент, пока температура у криогенных пластин не достигнет 20°К, а температура перегородок - 80°К.

Сама камера состоит из двух сферических полуколец, соединенных друг с другом с помощью фланцев. В собранном виде камера имеет вид трубы, согнутой в замкнутое кольцо. Каждая половина имеет три концентрические оболочки, разделяющие ее на внутреннюю и внешнюю зоны. Внешняя зона заполнена изоляционным материалом из светлой алюминиевой фольги. Во внутренней зоне предусмотрены устройства для подачи жидкого азота, с помощью которых температура может быть доведена до 70-120°К. Два отверстия, закрытые стеклом пирекс, позволяют вести наблюдение за происходящим внутри камеры. Посредством введения жидкого водорода температура криогенной пластины может быть доведена до 20°К. Низкая температура создается путем заполнения внутренней зоны сферы опытной камеры охлаждающим агентом, например жидким азотом. Солнечная радиация имитируется с помощью ультрафиолетового и инфракрасного излучателей.

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА НА МИКРОМОДУЛЯХ

Американский журнал "Авиэйшн уик" (6 июня I960 года, стр. 87) опубликовал корреспонденцию из Берлингтона (штат Масачузетс), в которой говорится, что фирма "Радиокорпорейшн оф Америка" разработала инерциальную систему управления и навигации, обладающую весом менее 20,4 кг (50-60 процентов веса обычной системы с аналогичными характеристиками). Вариант на четырех универсальных шарнирах весит около 20 кг, а на трех шарнирах - примерно на 1,4 кг - меньше.

Фирме удалось уменьшить вес, габариты и потребление энергии в новой инерциальной системе за счет использования микромодулей, разработанных ею по заказу военного министерства США. Это первое применение микромодулей в оборудовании, предназначенном для использования на ракетах и самолетах.

Новая система, проходящая в настоящее время испытания, должна давать, как полагают, вероятную ошибку не более одной морской мили за час при использовании на самолете, летящем со скоростью 500 км, или 0,1 проц. полной дальности при использовании в баллистической ракете.

Полная система, включая платформу, счетно-решающее устройство, источник энергии и индикатор в кабине, занимает объем 0,82 куб. фута и потребляет электрическую мощность 225 ватт.

Наиболее примечательной особенностью этой системы является использование микромодулей в цифровом счетно-решающем устройстве, усилителях стабилизированной платформы и в цепях управления. Платформа имеет обычную конструкцию.

Счетно-решающее устройство системы, состоящее из микромодулей имеет запоминающее устройство с ферритовым сердечником, занимает объем 0,05 куб. фута, весит 1,8 кг и потребляет мощность 12,5 ватта. Микромодули монтируются на металлической раме, напоминающей ящик для яиц, а затем соединяются пайкой с задней пластиной с печатными схемами. Две таких рамы, содержащих по 130 микромодулей каждая, образуют арифметический блок счетно-решающего устройства.

Каждый микромодуль имеет корпус из гофрированного металла, который служит как амортизатор ударов и для отвода тепла из модуля к металлическим полосам и затем к раме, поглощающей тепло.

Усилители, необходимые для всех трех осей платформы, а также приборы для контроля температуры встроены в микромодульную сборку, которая весит 0,7 кг и занимает объем 0,01 куб.фута. Вся эта сборка может быть быстро удалена для ремонта и заменена другой.

ТУРБОНАСОС ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ СМОЛЕТА "Х-15"

Американский журнал "Мисайлс энд Рокитс" (15 августа 1960 года, стр. 83) пишет, что основным узлом ракетного двигателя "XLR-99" для самолета "Х-15", на котором осенью текущего года будет предпринята попытка достигнуть скорости 6400 км в час, является турбонасос.

Именно этот механизм обеспечит управление работой двигателя "XLR-99" с силой тяги 22,6 т. Турбонасос также обеспечит подачу требуемого для двигателя количества жидкого топлива одна тонна в минуту).

Двигатель "ХLR-99", разработанный отделением реактивных двигателей фирмы "Тиокол", состоит из турбонасоса, камеры двигателя, газогенератора, клапанов и системы электрического контроля.

Турбонасос приводится в действие турбиной, работающей за счет разложения перекиси водорода, расположенной на одном конце вала. На другом конце вала размещен насос для подачи окислителя. На середине вала посажен топливный насос с двумя выпускными отверстиями.

Жидкие компоненты топлива поступают из легкого бака низкого давления через турбонасос в камеру ракетного двигателя с регенеративным охлаждением и инжектор. В качестве горючего используется жидкий аммиак при температуре от минус 50° до минус 2,2°С. Окислителем служит жидкий кислород при температуре от минус 193 до минус 170°С. Однокомпонентным топливом для насоса служит 90 проц. перекись водорода при температуре от 10° до 48°С.

Во время, полета управление двигателем находится полностью в руках пилота. Он может уменьшить тягу до 50 проц. полной величины, выключить двигатель, вновь его запустить и вновь развить полную тягу.

Тяга регулируется за счет изменения скорости турбонасоса, в результате чего изменяется количество топлива, поступающего в камеру двигателя. Скорость вращения турбонасоса регулируется посредством дроссельного клапана вверху по течению потока над слоем катализатора. Перекись водорода проходит над этим слоем и разлагается перед входом в турбину, приводящую в действие турбонасос. Таким образом, управляя этим клапаном, можно изменять режим работы двигателя.

Одна из конструктивных трудностей заключалась в устранении контакта металлов между алюминиевым импеллером окислителя и магниевым корпусом в широком диапазоне температур. Это было достигнуто выбором надлежащего зазора между импеллером и корпусом.

Турбинное колесо однодисковое, двухрядное, импульсного типа. Литые лопатки механически соединены с диском шпильками. Легкий вес и прочность диска обеспечивается за счет применения материала "Удимет 500".

Диск не имеет центрального отверстия для обеспечения равномерного распределения напряжений.

Насос окислителя центробежного действия.

Подшипники выполнены из нержавеющей стали 440-с. Радиальные зазоры в шариковых подшипниках больше стандартных для компенсации температурного расширения стали.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №70/544/. 1 сентября 1960 г.


О ПОДБОРЕ АСТРОНАВТОВ

Американский журнал "Сайенс ньюс леттер" /23 июля 1960 года стр.51/ поместил заметку, в которой говорится, что полковник Джон Стэпп, руководитель аэромедицинской лаборатории военно-воздушной базы Райт-Паттерсон/Дейтон, штат Огайо/, высказал мысль о возможности и целесообразности использования для космических полетов безногих людей, здоровых во всех прочих отношениях. Он отмечает, что в условиях невесомости ноги человеку для передвижения не нужны. Если астронавту не потребуются ноги для управления космическим кораблем, то использование в космическом полете квалифицированного безногого человека позволило бы сэкономить не только на пище и поглощении кислорода, но также позволило бы уменьшить вес и объем кабины. По проекту "Меркурий" астронавту для управления требуются только руки, а ноги не используются как по причине недостатка места, так и потому, что в этом нет надобности.

В условиях длительного нахождения в условиях невесомости, указывает полковник Стэпп, для передвижения по кабине и поддержания равновесия требуется только верхняя часть тела, а не ноги. Лица с ампутированными нижними конечностями, продолжает он, постоянно находятся в состоянии напряженности, их повседневная жизнь требует от них постоянного приспособления к условиям. Это, возможно, делает их более способными приспособиться к напряжениям космического полета, чем людей, не обладающих таким физическим недостатком.

Д-р Стэпп указывает, что лиц с ампутированными ногами, имеющих опыт полетов на самолетах, можно подготовить к космическим полетам.

Для обучения квалифицированных пилотов реактивных самолетов управлению космическим кораблем и для ознакомления их с медицинскими особенностями, связанными с космическим полетом, требуется от одного до полутора лет. Для подготовки лиц с ампутированными конечностями потребуется более длительный срок.