Итак, вес трехступенчатой ракеты составит 5120 т; ничего исключительного в этом нет, если учесть хотя бы вес океанского парохода (50 000 т).

Исходя из указанного принципа, теоретически мыслимо достижение любой конечной скорости; практически же предельная скорость – величина ограниченная.

Но несмотря на это, в ступенчатом принципе заложено неопровержимое доказательство того, что вполне возможно конструирование пригодных для отделения от земли пространственных ракет при помощи средств, имеющихся в настоящее время.

Ступенчатый принцип в описанной форме не представляет, однако, идеального решения конструкции снаряда-ракеты, ибо с ним связано увеличение мертвого груза и перемещение необходимого горючего для поднятия этого груза. Но в настоящее время это и не важно. Достаточно показать, что это вообще возможно.

Без сомнения, каждая система пространственных ракет, какова бы она ни была, должна использовать выраженное в ступенчатом принципе основное положение: в продолжение действия силы, в целях экономии горючего, каждая часть ракеты, которая делается излишней, тотчас же должна отбрасываться, чтобы не создавалось бесполезного мертвого веса и получалось одновременно с этим некоторое ускорение.

Мы не хотим скрывать, что, наверное, встретятся е трудности, которые, несмотря на ступенчатый принцип предъявят значительные требования в отношении конструкции и вместимости резервуара для топлива.

При этом окажется необходимым применение методов конструирования, принципиально отличающихся от обычных, принятых до сего времени, потому что все части снаряда-ракеты, в особенности резервуары, должны быть максимально легкими, сохраняя в то же время необходимую прочность.

При этом нужно еще принять во внимание, что при исключительно низких температурах, которым они будут подвергаться, многие из обычно применяемых металлов делаются хрупкими и благодаря этому теряют обычную прочность.

В межпланетном корабле должна быть кабина для водителя, пассажиров и инструментов. В ней помещается аппарат управления снарядом, как то: рукоятки, регулирующие работу движущего приспособления, приборы для измерения

34


назад оглавление вперед