ЮБИЛЕИ

Юбилей С.А. Афанасьева

Д.Аргутинский. НК. Фото автора.

4 сентября в Российском космическом агентстве отмечался юбилей Сергея Александровича Афанасьева – бывшего министра общего машиностроения СССР.

Поздравить Афанасьева с 80-летием собралась вся элита советско-российской космической промышленности. Открыл торжественное заседание глава РКА Юрий Коптев. После теплого приветствия юбиляра на большом экране Желтого зала был показан короткометражный документальный фильм о жизни Сергея Александровича, созданный в компании «Видеокосмос» специально к этому событию. Затем С. Афанасьева поздравили старые друзья и коллеги – бывшие и нынешние главные и генеральные конструкторы. Было зачитано поздравление Президента России Бориса Ельцина и поздравление из Государственной Думы. От лица Президента Украины с юбилеем Сергея Александровича поздравил глава Украинского космического агентства Александр Негода, который наградил его украинским орденом «За заслуги». С космической орбиты юбиляра приветствовали космонавты Сергей Авдеев и Геннадий Падалка.

Действо продолжалось в течение полутора часов, но даже этого времени не хватило. Поздравления продолжились после короткого отдыха в более узком кругу. Очень приятно было смотреть на бывшего министра – как сердечно он встречал своих гостей, чутко выслушивая каждого из пришедших. Надо быть очень сильным и выносливым человеком, чтобы принять такое количество гостей, какое было в этот день, и не обидеть никого своим невниманием.

Наша справка: Сергей Александрович Афанасьев родился 30 августа 1918 года в г. Клин Московской области. Окончил школу в 1936 году. Начал трудовую деятельность, еще во время учебы в МВТУ им. Баумана, старшим наладчиком автоматов на Автозаводе им. Лихачева в 1938 году. После окончания института в 1941 году Сергей Александрович стал инженером-конструктором на оружейном заводе в городе Калининграде Московской области. Молодой и инициативный инженер был замечен руководством и быстро прошел путь от инженера до заместителя главного механика. Когда началась Великая Отечественная война, важный оборонный завод был эвакуирован в Пермь. Сергея Афанасьева посылали на самые ответственные участки работы, и вскоре завод дал столь необходимую фронту продукцию. Однажды сложилась критическая ситуация с котельным оборудованием, грозившая остановкой всего завода. Проведенные под руководством Афанасьева технические мероприятия позволили избежать катастрофы. За это Сергей Александрович был удостоен своей первой награды – ордена Красной Звезды. После войны завод вернулся в Калининград, а талантливого организатора производства пригласили на работу в Министерство. С марта 1946 по июнь 1948 года Сергей Афанасьев был старшим инженером Технического управления Министерства вооружения Советского Союза, затем возглавил отдел. После реорганизации промышленности в 1950 г. Сергей Александрович стал заместителем начальника Технического управления Министерства оборонной промышленности, а через пять лет, в сентябре 55-го, он возглавил это управление. В 1957 г. Сергея Афанасьева направили из оборонной промышленности в народное хозяйство заместителем председателя Ленинградского Совнархоза, и через год он стал его председателем. С июня 1961 года Сергей Афанасьев работал заместителем председателя Совета Министров РСФСР и председателем Всероссийского Совета СССР.

В марте 1965 года указом Президиума Верховного Совета СССР Сергей Александрович Афанасьев был назначен министром общего машиностроения СССР. Целых 18 лет проработал Сергей Александрович на этом посту, сделав немало для укрепления обороноспособности страны.

«Министерство общего машиностроения пришлось организовывать с нуля. Такого министерства в стране не было. С помощью Политбюро, ЦК КПСС и правительства СССР отрасль Общего машиностроения создавалась комплексной, способной самостоятельно решать вопросы ракетно-космической техники от научно-исследовательских и конструкторских работ до серийного изготовления на базе совершенной технологии и организации производства.» Многих трудов и нервов стоило Сергею Александровичу создать такую отрасль. Не раз он ходил на прием к Никите Сергеевичу Хрущеву, пока не смог убедить руководство в необходимости реорганизации и отказа от кооперативных решений производства. Созданное им министерство стало основным производителем космической техники и координатором всех научно-технических исследований в этой области. Был создан многоцелевой пилотируемый космический корабль «Союз», серия долговременных орбитальных станций (ДОС-«Салют»), серия орбитальных пилотируемых станций «Алмаз», выполнена первая в мире мягкая посадка автоматической станции на Луну, доставлен грунт с ее поверхности, автоматические «Луноходы» прошли по ее поверхности десятки километров. Не были забыты Марс и Венера. На предприятиях МОМ по заказу Министерства обороны было создано множество боевых систем, подавляющее большинство которых приняты на вооружение. Не все складывалось гладко в организации производства и финансирования отрасли. В результате многие программы, такие как пилотируемый облет Луны (УР500-Л1), высадка человека на ее поверхность (Н1-Л3) и некоторые другие оказались не под силу. Тем не менее, роль Сергея Афанасьева в организации становления отечественной космонавтики невозможно переоценить. Все, кто работал под его руководством долгие годы, отзываются о нем с огромной теплотой и глубоким уважением.

В 1983 г. Сергей Александрович покинул родной МОМ, ему был доверен пост министра тяжелого и транспортного машиностроения, с которого в 1987 г. он ушел на заслуженный отдых. Но не тот характер у Сергея Афанасьева, чтобы он мог оставить любимое дело. В марте 1988 года он стал консультантом при Группе генеральных инспекторов, а с августа 1992 является главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» и работает до сих пор.

За большие заслуги перед отечеством Сергей Александрович награжден многими орденами и медалями, дважды удостоен звания Героя Соцтруда. Лауреат Ленинской и государственных премий СССР, заслуженный машиностроитель СССР.

Редакция журнала «Новости космонавтики», компания «Видеокосмос» и компания «R.& K.» поздравляют Сергея Александровича Афанасьева с юбилеем, желают ему долгих лет жизни и творчества на благо отечественной космонавтики.

Празднование 90-летия В.П.Глушко в НПО «Энергомаш»

В.Давыдова. НК.

2 сентября.

«Он был строг, но справедлив, умен, талантлив и фанатично двигался к своей цели», – таким помнят своего руководителя Валентина Петровича Глушко сотрудники Научно-производственного объединения «Энергомаш».

НПО «Энергомаш» – ведущая организация по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), которые надежно выводят на орбиты все отечественные космические объекты, начиная с первого искусственного спутника Земли, первого космического корабля с человеком на борту, до орбитальной станции «Мир» и сверхмощной ракеты «Энергия» с космическим кораблем «Буран». История НПО «Энергомаш» неразрывно связана с деятельностью основоположника отечественного жидкостного ракетного двигателестроения В.П.Глушко, который до 1989 г. был бессменным руководителем этого производственного объединения.

2 сентября коллектив «Энергомаш» отметил 90-летие со дня рождения В.П.Глушко. Во дворце культуры «Родина» (г.Химки, Московская область) состоялось торжественное заседание, на которое были приглашены ведущие конструкторы и видные деятели ракетно-космической отрасли, друзья и родственники Валентина Петровича. Гости ознакомились с фотовыставкой, которая наглядно продемонстрировала нелегкий жизненный путь Глушко. На заседании прозвучал доклад генерального директора и генерального конструктора НПО «Энергомаш» Бориса Ивановича Каторгина – преемника Валентина Петровича (после В.П.Радовского). В своем выступлении Каторгин охарактеризовал вклад В.П.Глушко в развитие космонавтики, начиная с разработки первых отечественных жидкостных реактивных моторов в Газодинамической лаборатории в Ленинграде (с 1929). В ГИРДе В.П.Глушко стоял у истоков большого и важного направления в двигателестроении, был его зачинателем. Пройдя нелегкий путь создания мощных ракетных двигателей, Валентин Петрович в 1946 г. возглавил ОКБ завода №456 (после ряда реорганизаций – КБ энергетического машиностроения). В 1974 г. В.П.Глушко возглавил НПО «Энергия». Одновременно он руководил и своим КБ «Энергомаш», где занимался теоретическими и экспериментальными исследованиями по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД, мощных ракет-носителей и космических систем, в т.ч. «Энергия-Буран», а также использования различного ракетного топлива. Под руководством В.П.Глушко в КБ «Энергомаш» был разработан самый мощный в мире четырехкамерный ЖРД РД-170, который обладает наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса. Б.Каторгин рассказал и о других достижениях КБ, а ныне НПО «Энергомаш», как под руководством В.П.Глушко, так и после него. Так, осуществляя основные направления своей деятельности, коллектив НПО не только сохраняет традиции, заложенные своим основателем, но и приумножает их.

Как отметил в своем выступлении генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев, именно незаурядные качества руководителя, организатора и талантливого ученого позволили Валентину Петровичу Глушко создать мощные ракетные двигатели, такие как уникальный двигатель РД-170, вследствие чего объединение «Энергомаш» в тяжелых экономических условиях доказало свою работоспособность, свое умение создавать новую технику, которая все активнее выходит на мировой рынок. В заключение Ю.Коптев выразил надежду, что «в мире не останется ни одной ракеты, на которой не стоял бы двигатель, разработанный НПО «Энергомаш» – и это будет самой хорошей памятью В.П.Глушко».

Встреча ветеранов

Ю.Зайцев специально для НК.

5 сентября в подмосковном доме отдыха «Космодром» Ракетных войск стратегического назначения состоялась традиционная юбилейная встреча ветеранов РВСН и ВКС – выпускников 1958 года Минно-торпедного факультета Краснознаменного Каспийского имени С.М.Кирова высшего военно-морского училища, посвященная 40-летию присвоения им первых офицерских званий.

Из 135 выпускников 71 был направлен для дальнейшего прохождения службы на флот, 54 по «велению партии и правительства в добровольном порядке» – в ракетные войска. Им предстояло служить в Тюра-Таме, Капустин Яре и в Юрье. Однако основная часть «ракетчиков» попала на легендарный объект «Ангара», который сегодня известен в мире как российский космодром «Плесецк», или ракетный полигон «Мирный». С его стартовых комплексов запущено вдвое больше ракет и космических объектов, чем со всех остальных космодромов мира – около 12 тысяч. Но в то время, когда туда прибыли молодые лейтенанты-каспийцы, объект «Ангара» только формировался как первое в нашей стране соединение боевых межконтинентальных баллистических ракет Р-7 (или 8К71, как они проходили в технической документации). Бывшие флотские офицеры приняли непосредственное участие в их подготовке к боевому дежурству.

С 1 января 1960 года на дежурство заступили расчеты боевой стартовой станции полковника Г.Михеева (в/ч 13973), а с 15 апреля 1960 г. БСС полковника Н.Тарасова (в/ч 14003). Надо сказать, что боевая служба термоядерных «семерок» на объекте «Ангара» так и осталась секретом для западных спецслужб.

Ракета Р-7 и ее более совершенная боевая модификация Р-7А (8К74) были сняты с вооружения в 1968 г. А еще через 15 лет миру стал официально раскрыт новый космодром и ракетный полигон Плесецк. А легендарная «семерка» вместе со своими модификациями, «демобилизовавшись», стала работать на космос и уже на протяжении более сорока лет является одной из самых надежных ракет-долгожительниц в мире. Выпускники флотского командного училища, постигавшие на ней азы работы с ракетной техникой, стали со временем высокопрофессиональными специалистами-ракетчиками. Обучаясь заочно, почти все получили дипломы военных инженеров, большинство закончили в дальнейшем Артиллерийскую академию имени Ф.Дзержинского, а некоторые и Академию Генерального штаба. Около 40 человек стали командирами ракетных полков. Генерал-майор В.Шмонов – командиром Костромской ракетной дивизии, генерал-лейтенант В.Михайленко – заместителем командующего ракетной армией, а генерал-полковник В.Иванов стал начальником плесецкого космодрома, а затем – первым командующим Военно-космических сил России. Сегодня он заместитель генерального директора ГКНПЦ им.Хруничева. Три человека стали докторами и шесть – кандидатами наук, четверо – профессорами высших военных учебных заведений, где преподают до сих пор. Многие вплоть до демобилизации по достижении предельного возраста служили в Центральном аппарате РВСН и ВКС. С ракетами оказалась связана служба практически всех выпускников Каспийского ВВМУ, оставшихся служить на флоте. Многие из них командовали ракетными кораблями, а бывший минер-торпедист Герой Советского Союза адмирал Э.Балтин дослужился до командира дивизии подводных ракетоносцев и завершил службу командующим Черноморским флотом России. Еще четыре выпускника стали вице-адмиралами. Сегодняшняя встреча окончивших в 1958 году Минно-торпедный факультет ККВВМУ им.Кирова стала пятой по счету (они проводятся каждые пять лет). Традиции флотской дружбы, заложенные в годы учебы в училище, помогали им в службе, помогают жить и в наше сложное время.


А.Глушко. НК. Фото из архива автора.

Сейчас, когда космическая общественность отмечает 90-летие основоположника отечественного жидкостного двигателестроения, нельзя не вспомнить о трагических страницах судьбы ученого.

В годы сталинских репрессий, а именно 23 марта 1938 г. Валентин Глушко, главный конструктор ЖРД, зав. сектором азотно-кислотных ЖРД РНИИ, был обвинен во вредительстве и арестован вслед за руководством Реактивного института – И.Т.Клейменовым и Г.Э.Лангемаком. В июне 1938 г. их судьбу разделил и С.П.Королев.

В.П.Глушко осудили на 8 лет лагерей, но впоследствии оставили для работы в техбюро. В 1941 г. его направили в Казань, где он продолжил работы в ОКБ-СД, а в 1944 г. с группой товарищей был досрочно освобожден со снятием судимости за создание двигателя РД-1. В 1956 г. он был полностью реабилитирован.

Уже после смерти в адрес В.П.Глушко прозвучало немало обвинений, дискредитирующих и очерняющих имя ученого. Особый упор делается на то, что С.П.Королев был подло оклеветан И.Т.Клейменовым, Г.Э.Лангемаком и В.П.Глушко. До сих пор из книги в книгу переписываются одни и те же фразы, из фильма в фильм высвечивается один и тот же текст из письма, в котором Королев называет того, по чьей вине он пострадал. В журнале «Молодая гвардия» № 4 за 1989 г. помещены сразу две статьи, в которых цитируется та же самая фраза из письма С.П.Королева на имя Генерального прокурора: «Меня подло оклеветали директор института Клейменов, его заместитель Лангемак и инженер Глушко…»

Недавно в брошюре А.Шабанова, вышедшей в Ростове-на-Дону под названием «Одиннадцать ударов товарища Сталина» опять затрагивается та же тема. А в конце этого «уникального труда» и вовсе: «После смерти Королева во главе советской космонавтики и вовсе станет Глушко. Да-да, тот самый, о котором Королев с прииска Мадьяк писал: ”Меня подло оклеветали...”».

Это же письмо продолжает муссироваться и в только что вышедшей книге Г.Ветрова «Королев и его дело». Как и в предыдущей его книге «С.П.Королев и космонавтика. Первые шаги», приводятся выдержки из того же заявления Сергея Павловича Верховному прокурору СССР, с упором на ту же фразу. И даже, давая следом его высказывание о том, как выбивались подобные показания, защитники, пренебрегая пояснениями, стараются напомнить читателю, по чьей вине пострадал Королев. Все работы этого автора основаны на материалах, опубликованных ранее.

Странно, почему он не изучил следственное дело С.П.Королева? Ознакомься он с материалами дела, может, и выводы его были бы иными...

Бесконечный повтор одного и того же источника (письма Королева) в столь обширных публикациях наводит на резонный вопрос – с какой целью это делается и кому это выгодно?

Чтобы окончательно разъяснить этот вопрос, мне пришлось тщательно изучить материалы следствия. Приведу высказывания В.П.Глушко и С.П.Королева относительно друг друга, зафиксированные документально.

Центральный архив ФСБ. Следственное дело. Глушко Валентин Петрович № Р18935 (18102).

Выдержки из протокола допроса от 5 июня 1938 г. (листы 21-23)1:

«... Поскольку безрезультатная вредительская моя работа по реактивному двигателю в течение 3 лет становилась уже заметной и стала вызывать подозрение со стороны работников института КЛЕЙМЕНОВ и ЛАНГЕМАК предложили мне сконструировать опытный образец для установки на проектируемых КОРОЛЕВЫМ торпедах и ракетном планере...

... я в марте месяце узнав о решении руководства института передать ракетный планер на летные испытания, решил эти намерения сорвать. С этой целью я передал КОРОЛЕВУ некондиционную зажигательную шашку. При запуске, шашка к моменту пуска топлива не успела разогреться, вызвала взрыв, которым были вырваны питательные трубки двигателя...

... С тем, чтобы сорвать сдачу на вооружение РККА ракетных торпед, я посоветовал КОРОЛЕВУ рассчитать ракету вместо отработанного ОРМ-65 под этот вредительский двигатель ОРМ-66.

КОРОЛЕВ согласился со мною и сделал заказ в мастерской сразу на 4 экземпляра.

По изготовлению мастерскими этих моторов, они на испытаниях вследствие плохой конструкции охлаждения продолжительность работы имели всего 30 секунд в то время как для торпед она должна быть не менее 60 сек.

В то же время мотор ОРМ-65 будучи установлен на одну из торпед дал вполне положительные результаты. Таким образом умышленно дав неверный совет КОРОЛЕВУ в подборе типа двигателя для торпед, мной была сорвана своевременная их переработка с затратой больших сумм на их изготовление...»


1 Во всех выдержках сохранена орфография подлинника

Хотелось бы отметить, что в данном протоколе В.Глушко оговаривает только себя, а С.Королева представляет не как соучастника, а как исполнителя его распоряжений.

Выдержки из протокола допроса от 24 января 1939 года (листы 31-33):

«Начало допроса в 24 час.

Вопрос. Напрасно вы пытаетесь отрицать свое участие в антисоветской организации и проведенную вами вредительскую работу по ее заданию. Следствие достаточно имеет данных чтобы вас в этом уличить.

Ответ. Прошу предъявить мне эти данные следствия, чтобы я мог их опровергнуть. В. Глушко (подпись допрашиваемого после каждого ответа. – Ред.)

Вам зачитываются показания Королева Сергея Павловича.

Ответ. Показания Королева о моей принадлежности к антисоветской организации и участие в ее деятельности голословно. Прошу допросить меня на очной ставке с Королевым, чтобы я мог его уличить в клевете. В. Глушко.

В.П.Глушко на Международном конгрессе
«Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле». Октябрь, 1987 г.

Вопрос. В своих показаниях от 5 июня 1938 года вы показали, что с целью срыва сдачи на вооружение РККА ракетных торпед, вы дали указания участнику вашей организации Королеву рассчитывать ракету под вредительский двигатель ОРМ-66, уточните этот факт.

Ответ. От всех ранее данных мною показаний я отказываюсь как от вынужденных и не соответствующих действительности. Никакой вредительской работой я не занимался. Королеву я давал указания конструировать торпеду под двигатель ОРМ-66, ОРМ-65. Двигатели ОРМ-66 для торпед оказались непригодными так как вопреки ожиданиям работали вместо 100 секунд около 15 секунд. ОРМ-66 не был вредительским, а наоборот, так как по имевшимся при его проектировании данным должен был обладать лучшей характеристикой чем ОРМ-65, так как обладал меньшим весом и немного большим объемом.

В. Глушко»

Никаких материалов, проливающих свет на вопрос, чье заявление на самом деле явилось предлогом для начала репрессий в институте, в материалах дела мною не обнаружено.

Выдержки из протокола допроса Королева С.П. (листы 47-50).

«...ГЛУШКО умышленно неправильно рассчитал конструкцию камеры сгорания, в результате критическое сечение сопла прогорало на 20-й секунде работы, в то время как по техническим условиям требовалось, чтобы оно работало 50 сек.

Открытие памятной доски В.П.Глушко

28 августа 1998 г. в Москве, в Северном Бутово, на доме №6 по улице Академика Глушко была открыта памятная доска. К полудню возле дома собрались представители НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко, муниципального округа, родственники ученого, молодежь.

Открыл митинг глава Управы района Северное Бутово С.И.Буркотов, который после короткого вступительного слова вместе с заместителем генерального конструктора НПО «Энергомаш» В.Ф. Рахманиным открыл доску. Затем состоялось возложение цветов, и прозвучал ряд интересных выступлений. - А.Г.

... ГЛУШКО же по своей инициативе в момент испытания самолета вложил в мотор негодную воспламенительную шашку отчего при запуске произошел взрыв, разрушивший проводку, арматуру и частично объект.

...Несколько отличительный характер носит вредительская деятельность ГЛУШКО, который работал исключительно над созданием моторов и азотно-реактивных двигателей для летающих ракетных торпед и планеров...

...В результате вредительской деятельности, ГЛУШКО к концу 1937 года создал такое положение, что институт фактически не имел моторов, которые можно было бы надежно использовать. Сам ГЛУШКО, работая по вредительской установке ЛАНГЕМАКА, вел научно-исследовательские работы бессистемно, непродуманно и завел моторное дело в тупик. Фактически для того, чтобы институт мог сам конструировать моторы, нужно всю работу по моторам начинать заново.

Другую порученную ему работу по автоматическому запуску моторов ГЛУШКО не довел до конца и окончательно запутал возможность запусков моторов, несмотря на то, что работал над этим в течение года.

При отработке запусков ГЛУШКО неоднократно ставил в зажигательные машины некондиционные шашки, которые при запуске давали взрыв, и неоднократно выводил из строя зажигательные машины. В конце концов он привел к развалу все работы по отработке запусков и лишил возможности проводить опыты над ракетными торпедами и планерами.»

Эти материалы я мог бы оставить без комментария, они говорят сами за себя. Но справедливости ради следует отметить: Глушко были зачитаны «показания» Королева, а вот показания Глушко Королеву зачитаны не были, т.к. не давал и не подписывал Глушко никаких показаний, обличающих Королева во вредительстве.

Кроме того, протокол допроса Королева был напечатан на машинке и подписи С.П.Королева имеются в конце каждого листа. Но пользуясь данными, полученными при анализе следственного дела Г.Э.Лангемака (статья напечатана в журнале НК №15/16 1998 г.), можно с полной ответственностью заявить, что подписанное не является показаниями С.П.Королева. Скорее всего, текст показаний был сфабрикован заранее, на основании материалов, заготовленных в институте.

Поэтому делающийся акцент на фразу С.П.Королева: «Я осужден на основании подлой клеветы со стороны ранее арестованных...» является по меньшей мере непорядочным со стороны сторонников, оказывающих ему «медвежью услугу» в этом неблаговидном деле.

История аварийной ситуации,
едва не ставшей трагедией


К 10-летию полета ТК «Союз ТМ-5»


Основной и дублирующий экипажи экспедиции ЭП-3-2 с инструкторами ЦПК (август 1988 года)

А.Федоров. НК.

Фото из архива автора.

6 сентября 1998 года исполняется 10 лет одному малоизвестному событию отечественной космонавтики. При возвращении экспедиции посещения ЭП-3-2 Владимира Ляхова и Абдула Ахад Моманда (Афганистан) на Землю, возникла аварийная ситуация, которая могла привести к гибели экипажа.

К счастью, экипаж вернулся на Землю живым и здоровым. Мы решили вспомнить о том, как развивались события в те сентябрьские дни 10 лет назад.

Подготовка к полету

Подготовка экипажей ЭП-3-2 к полету на ОК «Мир» началась 15 апреля 1988 года. Состав экипажей был следующим.

Основной экипаж (позывной «Протоны»):

Командир – полковник ВВС Владимир Ляхов;

Космонавт-исследователь-врач – Валерий Поляков;

Космонавт-исследователь (Афганистан) – Абдул Ахад Моманд.

Дублирующий экипаж (позывной «Эльбрусы»):

Командир – полковник ВВС Анатолий Березовой;

Космонавт-исследователь-врач – Герман Арзамазов;

Космонавт-исследователь (Афганистан) – Мухамед Дауран.

До этого командиры основного и дублирующего экипажей Владимир Ляхов и Анатолий Березовой прошли подготовку по программе командира корабля-спасателя.

В течение года их учили без помощи бортинженера или космонавта-исследователя управлять кораблем «Союз ТМ» на всех участках полета: от выведения на орбиту до спуска на Землю. Затем Владимир Ляхов прошел подготовку в качестве командира дублирующего советско-болгарского экипажа ЭП-3-1 вместе с Александром Серебровым и Красимиром Стояновым.

Космонавты-исследователи-врачи Валерий Поляков и Герман Арзамазов до включения в экипаж прошли полугодовую подготовку в составе группы врачей ИМБП вместе с Александром Бородиным.

Космонавты-исследователи Республики Афганистан Мухамед Дауран и Абдул Ахад Моманд прибыли в ЦПК в феврале 1988 года и до включения в состав экипажа прошли краткий курс общекосмической подготовки.

Основной особенностью экспедиции посещения ЭП-3-2 явилось отсутствие в экипажах бортинженеров. Часть их обязанностей была возложена на космонавта-исследователя-врача, который располагался в кресле бортинженера, но в основном пилотирование корабля осуществлял только командир. Пройдя курс подготовки, оба экипажа успешно сдали все зачеты и экзамены и 18 августа 1988 года вылетели на космодром Байконур.

Старт, стыковка, расстыковка

29 августа 1988 года в 07:23:11 ракета-носитель с кораблем «Союз ТМ-6» и советско-афганским экипажем на борту стартовала с космодрома Байконур.

Полет корабля до стыковки со станцией «Мир» проходил штатно. Было лишь несколько небольших замечаний по отдельным системам.

31 августа 1988 года в 08:40 корабль «Союз ТМ-6» автоматически состыковался со станцией экипаж, перешел на ее борт. Валерий Поляков после пересменки продолжил полет вместе с Владимиром Титовым и Мусой Манаровым, а Ляхов и Ахад Моманд должны были вернуться на Землю.

Их возвращение на Землю планировалось 6 сентября 1988 года на корабле «Союз ТМ-5».

Первые проблемы начались сразу после расстыковки корабля и станции. Команду на расстыковку Владимир Ляхов выдал в 01:52:00. В 01:55 корабль под воздействием толкателей отошел от станции.

Через 2 минуты после расстыковки командир должен был включить ручку управления ориентацией корабля в аналоговом контуре (РОАК), ручку управления движением (РУД), выбрать комплект «Б» двигателей причаливания и ориентации (ДПО-Б) и отклонить ручку РУД вправо на 15 секунд, чтобы отвести корабль от станции на безопасное расстояние.


«Протоны» на морских тренировках в Феодосии (июль 1988 г)

Но произошло непредвиденное: опытнейший Владимир Ляхов после включения ручки РУД вместо аналогового контура включил дискретный контур ориентации корабля, но вскоре сам поправился. На эту ошибку командира наложилась следующая: командир не включил блок датчиков ускорения (БДУС), а ЦУП не напомнил ему об этом.

Поэтому после отклонения ручки РУД вправо на 15 секунд (как и требовалось по инструкции) из-за отсутствия в контуре управления датчиков БДУС вместо расхождения объектов началась закрутка корабля в непосредственной близости от станции. В любой момент корабль мог задеть станцию, и остается только гадать, к чему бы это привело.

После обсуждения ситуации с ЦУПом Владимир Ляхов наконец включил датчики БДУС, и закрутка корабля прекратилась. Все облегченно вздохнули.

Вот как вспоминает сам Владимир Ляхов эту ситуацию: «…Смотрю, что такое? Cтанция в иллюминаторе – раз, и нет ее. Ахад мне говорит – вот бы я ее сейчас сфотографировал, дальность небольшая, видимость великолепная. Видимо, Земля по телевидению увидела наше вращение и спросила, почему вращаетесь. Я смотрю, датчики БДУС не включены, ЦУП забыл мне об этом сказать. Затем по указанию Земли я включил датчики БДУС, и корабль застабилизировался».

Далее, еще некоторое время процесс спуска шел по циклограмме. Ровно в 02:35:00 Владимир Ляхов отстрелил бытовой отсек корабля. Отстрел довольно большой массы БО производился еще на орбите до выдачи тормозного импульса, что давало значительную экономию топлива.

Первая попытка спуска

Новые проблемы возникли, когда Ляхов запустил на корабле циклограммы спуска.

В 04:23:38, за 30 секунд до включения двигателя на торможение при прохождении кораблем терминатора вдруг загорелась аварийная индикация «Невыполнение ориентации» из-за аварии датчика инфракрасной вертикали ИКВ ТА0108. Затем снялся признак «Готовность системы ориентации» (ГСО), а без этого двигатель на торможение включиться не может.

Поэтому в расчетное время 04:24:08 он и не включился… Бортовая вычислительная машина перешла в режим «ожидания», а Ляхов занялся изучением причин сложившейся ситуации в ожидании сеанса связи.

«В это время мы еще слышали «Океанов» (основной экипаж станции – Владимир Тиров и Муса Манаров. – Ред.), и на связи с нами был Манаров. Он тоже взял бортовую документацию и попросил меня, чтобы я прочитал ему аварии. После времени включения СКД я посмотрел на БРВИ, а там уже загорелась другая авария ТА 0803 «Длительное отсутствие ГСО перед включением СКД». Первая авария ТА 0108 «Невыполнение ориентации» по датчику ИКВ, а вторая авария ТА 0803 «Длительное отсутствие ГСО при включении СКД»».

Но после прохождения терминатора датчики инфракрасной вертикали, видимо, все же дали необходимую информацию, и бортовая ЭВМ автоматически восстановила ориентацию корабля. Появился признак ГСО и в 04:31:10 (с опозданием почти на 7 минут) включились на торможение двигатели сближающе-корректирующей двигательной установки (СКД).

«Протоны» с инструктором экипажа А.Наликовым после тренировки на комплексном тренажере в ЦПК (июнь 1988 года)

Все это оказалось неожиданным для командира, тем не менее, он не растерялся и отключил двигатель вручную. На принятие решения Ляхову понадобилось всего шесть секунд.

В.Ляхов вспоминает: «После отключения СКД на ИРВИ загорелась еще одна авария ТА 0805 «Нештатное выключение ДУ». Тут я очумел, потому что прошло 7 минут от расчетного времени включения двигателя, это не только в Китай, но и в океане можно сесть».

Остается только предполагать, как могла бы сложиться дальнейшая судьба «Протонов».

Вторая попытка спуска

До следующего сеанса связи ЦУП проанализировал ситуацию и принял решение работать по резервному варианту и перенести спуск на следующий виток.

По командной радиолинии в бортовую вычислительную машину корабля были записаны необходимые управляющие слова и уставки. Эта резервная схема была рассчитана на то, что двигатель вовсе не включился, поэтому управляющая информация не содержала данные по величине тормозного импульса. Но на самом деле двигатель включился и отработал 6 секунд. Поэтому исходная величина тормозного импульса (115,2 м/сек) была затерта другой величиной – 3 м/сек, оставшейся в памяти одного из регистров ЭВМ еще от сближения.

По роковому стечению обстоятельств, ни экипаж, ни операторы ЦУПа этого не заметили. Таким образом Владимир Ляхов по команде с Земли на следующем витке запустил заведомо ошибочную циклограмму спуска, кроме того без навигационного обеспечения, которое, видимо, сняли раннее.

На этот раз датчики инфракрасной вертикали работали нормально, корабль сориентировался по посадочному. Двигатель включился точно в расчетное время 07:35:34, но через 7 секунд, отработав ошибочный импульс, отключился. Несмотря на это включились термодатчики, сопровождаемые звуковым сигналом разделения. Именно по их данным спускаемый аппарат отделится с помощью пиропатронов от приборно-агрегатного отсека, если разделение не произойдет от программно-временного устройства.

После короткого размышления Ляхов принял решение вручную включить СКД и «дожать» недостающий импульс. В 07:35:50 (через 9 сек после отключения) ему это удалось, но в 07:36:04 двигатель вновь отключился, отработав всего 14 секунд. В 07:36:06 командир вновь включил двигатель и держал непрерывно нажатой клавишу (ОВК-7) на включение двигателя.

Но маневр не удался. В 07:36:39 произошла авария датчиков БДУС ТА0306 и нарушился режим стабилизации.

Увидев эту аварию на БРВИ, Ляхов отпустил клавишу ОВК-7, и в 07:36:39 двигатель отключился (отработав всего 33 секунды).

После трех включений двигатель СКД отработал 54 секунды (три включения по 7 сек, 14 сек, 33 сек).

Вновь со звуковым сигналом подключились термодатчики, а через 10 секунд (в 07:36:49) запустился счетчик на запуск программы разделения отсеков. По этой программе через 20 минут 58 секунд ПАО со всеми двигателями отделится от спускаемого аппарата и СА с экипажем останется на орбите. Тогда бы у космонавтов на возвращение не осталось бы никаких шансов. На принятие правильного решения оставалось чуть больше 20 минут.

Владимир Ляхов, анализируя сложившуюся ситуацию и не имея возможности посоветоваться с Землей, отключил вручную термодатчики, но счетчик программы разделения продолжал отсчитывать роковые минуты.

В 07:57 начался сеанс УКВ-связи с ЦУПом. Во время доклада о возникшей ситуации (в 07:57:47) раздался звуковой сигнал. Это по счетчику запустилась программа разделения. До рокового разделения отсеков оставалось 2 минуты 14 секунд. Засветились транспаранты «Программа разделения включена» и «Термодатчик подключен».

В.Ляхов вспоминает: «Дальше произошло следующее. Входим в сеанс связи в

Встреча в Звездном городке
07:57:00, и я начинаю докладывать о ситуации. В 07:57:47 со звуком загорается транспарант «Программа разделения включена» (до разделения 2 мин 14 сек). Я докладываю Земле: двигатель выключился, отработал 6 сек, я его снова включил, прошла авария «Нарушение режима стабилизации», двигатель выключился. Сейчас горит транспарант «Программа разделения включена» и «ТД подключен». Я спрашиваю Землю: разрешите выдать ОДР, а она – молчок, я снова спрашиваю: разрешите отключить термодатчики – опять молчок. Тогда я им говорю, что отключаю термодатчики и в 07:58:42 выдаю команду «ОДР». Без разрешения! До разделения было уже чуть больше 1 минуты!

И тут я понял, что если бы не выдал команду «ОДР» после загорания транспаранта «Программа разделения включена», то произошло бы разделение отсеков корабля на орбите!

Только через 5 минут в ЦУПе начался переполох. Что ты делал? Почему так, почему все это? Начали меня допытывать. А я их спрашиваю: «Какую вы уставку на спуск заложили?», и тут выясняется, что кнопка оператора не была отжата, там охнули – и тишина... Потом Рюмин выходит на связь и говорит мне, что спускаться будем на следующем витке, и уже заложили в обе группы уставку на спуск 102 метра. Я ему отвечаю: «Нет уж, давайте мне управляющие слова, я их сам проверю». А он говорит, что не надо, так как получен маркер по телеметрии. А я ему в ответ: «Вы уже один раз заложили!».

После этого в сеансе связи возникла длинная пауза. Ни они меня не вызывают, ни я их. После этого вышел на связь Рюмин и говорит: «Будем сидеть сутки, чтобы попасть на свой полигон посадки». Я ему говорю: «Учтите – воды нет, есть нечего, АСУ нет». А он мне в ответ: «Ты жирненький и без еды обойдешься!». Я говорю: «Ладно. Без воды перетерпим». А он советует: «В случае чего, в НАЗе вода есть и пища». Я отвечаю: «НАЗ на всякий случай трогать не буду. Обойдемся без еды, а то неизвестно, куда сядем». Как в старом анекдоте: «На самолете пилот говорит штурману: «Включи антиобледенение! Падаем же!», а он отвечает: «Если упадем, то что пить будем?». Я там этот анекдот вспомнил.

Пока летал целые сутки, было время подумать, отчего это произошло.

Ведь заранее было известно, что датчик инфракрасной вертикали ИКВ-1 был в отказе на корабле «Союз ТМ-5». И почему мы расстыковались и пошли на спуск на неисправном датчике ИКВ-1 – для меня непонятно. Ведь все получилось один к одному, что было у Соловьева. А если бы сразу ввели запрет на ИКВ-1 после построения вертикали и отдали автомату, то спуск бы прошел на первом витке штатно, и никаких бы аварий дальше не было».

Таким образом Владимир Ляхов и Абдул Ахад Моманд оказались в тяжелой ситуации. Бытовой отсек, в котором находились продукты питания, запас воды и, главное, туалет, был отстрелян. В таких условиях без воды и пищи, мучимые неизвестностью, Ляхов и Ахад Моманд находились целые сутки.

Третья попытка спуска. Возвращение на Землю

7 сентября 1988 года третья попытка спуска на Землю экипажа «Протонов» на корабле «Союз ТМ-5» наконец-то удалась.

В.Ляхов вспоминает: «Я проверил все управляющие слова, был заложен тормозной импульс 102 м/с. Я говорю ЦУПу: ”Я вам уже не верю!”».

Меня Рюмин очень разозлил. Перед спуском заставил оператора связи читать целый лист рекомендаций. Я им говорю: «Времени мало, последний сеанс связи перед спуском». А оператор читает медленно, под запись. А Рюмин кричит на него: «Читай быстрее! Просто прочти». А я говорю ЦУПу: «Давайте я расскажу вам, как я понял, а вы меня подправите, если ошибусь!». А Рюмин кричит: «Нет. Пусть читает, а ты дашь квитанцию!». После этого я перешел на односложные ответы: «Это сделали?» – «Да». «А это?» – «Нет» – и все. А Рюмин торопит оператора: «Читай быстрее!». Если бы Шаталов не вышел на связь, то я не знаю, что бы я сказал Рюмину.

Двигатель включился в 03:00:54. Работа двигателя на спуск и разделение прошли без замечаний. Автоматический управляемый спуск в атмосфере прошел хорошо – интеграл был «+22» и индекс был справа. Перегрузка была 4,5g. Перенесли ее нормально. Ахад говорит: «Это разве перегрузка?». А потом как жахнул основной парашют, потом еще раз – это разрифовка. Потом перецепка... Скорость ветра на высоте была большая, а у Земли штиль. Двигатели мягкой посадки сработали. Потом люком встали, и СА, немного покачавшись на люке, упал на бок. После этого парашют потянул СА, и я отстрелил стренгу.

После посадки я сказал Ахаду, чтобы он расстегнул привязные ремни, так как я бы свалился на него, ведь я был сверху. И сразу поисково-спасательная служба открыла люк. Вытащили из СА через 5 минут. Вот мы и на Земле-матушке!».

Так успешно закончилась одна из аварийных ситуаций на орбите 10 лет назад.

18 августа подписано соглашение о сотрудничестве между Российским космическим агентством и ульяновской авиакомпанией «Волга-Днепр». РКА будет рассматривать компанию как приоритетного партнера для авиаперевозок грузов специального назначения, в том числе и космических аппаратов. До настоящего времени предприятия РКА перевозили по воздуху свои крупногабаритные грузы, привлекая для этого различных партнеров. В то же время «Волга-Днепр» обладает уникальным парком самолетов Ан-124-100 и Ил-76, сертифицированных для международных полетов, и осуществляет десятки перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов. Перевозка крупногабаритного оборудования и компонентов авиакосмической промышленности является одним из направлений деятельности авиакомпании. В частности, в 1997 г. «Волга-Днепр» перевезла фюзеляж самолета дальнего радиолокационного наблюдения Nimrod для Королевских ВВС Великобритании, турбину и запасные части силового агрегата общей массой 104 т для компании Fagioli SPA, а также многотонные спутники Inmarsat и Echostar по заказу компании Lockheed-Martin Aerospace. – И.Б.

* * *

Компания ООО «Полиграфика» выпустила по заказу РКК «Энергия» школьные тетради в клетку по 12 листов в «космическом» оформлении. На цветной обложке тетради «Космос-1998» изображены станция «Мир», стартующий к ней «Индевор» и космонавт в скафандре в открытом космосе. Тетрадь «Космос-2003» украшена изображением полностью собранной МКС. Необычные тетради удалось купить 23 сентября на книжной ярмарке в спорткомплексе «Олимпийский». – И.Л.


СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ



Участники Чтений у могилы Константина Эдуардовича Циолковского

А.Глушко. НК. Фото автора.

С 15 по 17 сентября 1998 г. в г. Калуге проходили XXXIII Научные чтения, посвященные разработке творческого наследия и развитию идей К.Э.Циолковского.

Чтения начались с межсекционного заседания «Первые работы по теории космонавтики» к 95-летию и 75-летию со времен выхода в свет теоретических трудов по космонавтике К.Э.Циолковского (1903) и Г.Оберта (1923). На Западе считают, что работа К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной, в то время как книга Г. Оберта «Die Rakete zu den Planetenraeumen» явилась той самой силой, оказавшей влияние на дальнейшее развитие мировой космонавтики. На заседании удалось полностью опровергнуть данное мнение. Было решено в ближайшее время сделать по этому поводу публикацию и довести информацию до западных историков.

На пленарном заседании с приветственным словом выступил губернатор Калужской области В.В. Сударенков. Он осветил общие вопросы, охватываемые Чтениями, и высказал несколько добрых слов в адрес Музея космонавтики. Представитель Департамента науки и образования Калужской области Ю.Я.Филимонов рассказал о работе комиссии по премиям К.Э. Циолковского и вручил премии за работы в области космонавтики. Затем он вручил стипендии им. К.Э. Циолковского учащимся старших классов средних школ г. Калуги. Тем, чья работа не потянула на стипендию, были вручены Почетные грамоты.

Затем заместитель генерального конструктора НПО «Энергомаш» им. академика В.П.Глушко В.Ф.Рахманин от имени предприятия вручил губернатору В.В.Сударенкову медаль Федерации Авиации и космонавтики (ФАК) «90-лет со дня рождения академика В.П. Глушко» за поддержку развития космонавтики, а директор Музея космонавтики Е.Н. Кузин вручил дипломы и медали К.Э. Циолковского (высшая награда Музея) бывшему генеральному конструктору НПО «Южмаш» и нынешнему директору ЦНИИМаш В.Ф. Уткину и летчику-космонавту А.И. Лазуткину.

В первый день работы XXXIII чтений им. К.Э.Циолковского калужский музей космонавтики в составе делегации Центра Хруничева посетил один из водителей советских луноходов - Вячеслав Георгиевич Довгань. Он поведал собравшимся посетителям музея несколько драматических эпизодов из истории этой программы. Безусловно, его захватывающий рассказ о необыкновенном путешествии по поверхности естественного спутника Земли не мог не вызвать живого интереса у посетителей музея. Встреча произошла у экспонирующейся в музее модели-копии самоходного аппарата «Луноход-2», работавшего в море Ясности в течение 3,5 месяцев в 1973 году.

На секции с докладом «Академик Валентин Петрович Глушко (к 90-летию со дня рождения)» выступил В.Ф. Рахманин. Он рассказал о жизни и деятельности ученого во время работы в КБЭМе и НПО «Энергия». Затем В.Ф.Уткин прочитал доклад «Претворение идей К.Э. Циолковского в современной космонавтике».

В конце доклада В.Ф. Уткин вручил дипломы ФАК заместителю председателя оргкомитета Чтений В.Н.Сокольскому, а Музею космонавтики предложил стать коллективным членом Академии космонавтики.

Следующим выступал председатель секции В.В. Казютинский с докладом «К.Э. Циолковский и филосовские проблемы освоения космоса». Были и другие очень интересные доклады.

Последним на трибуну вышел летчик-космонавт А.И. Лазуткин. В доступной для многочисленной молодежи, присутствовавшей в зале, форме он рассказал о сложностях своего полета и некоторых забавных ситуациях, случившихся в космосе.

Вечером в Музее Космонавтики открылась выставка «Покорители огненных вихрей», посвященная 90-летию со дня рождения В.П. Глушко и 100-летию со дня рождения Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака и И.Т.Клейменова. На открытии выступили директор Музея Е.Н. Кузин и автор выставки С.В.Тимошенко. Медалями К.Э.Циолковского были награждены сотрудники НПО «Энергомаш» Л.Д.Перышкова и Р.Н.Котельникова за помощь, оказанную Музею.

В последующие дни работа шла в 10 секциях, на которых рассматривались самые разнообразные вопросы: «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики», «Механика космического полета», «К.Э. Циолковский и научное прогнозирование», «К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов» и др. Всего было заявлено 250 основных и стендовых докладов. Отметим наиболее интересные. С.В. Кричевский в докладе «Экологическая опасность космической деятельности: социально-филосовский аспект» рассказал о загрязнении планеты в зонах падения второй и третьей ступеней ракетоносителей и влиянии элементов токсичного топлива на природу зон. Он высказал предложения по выходу из создавшегося положения, упомянул о проводившихся разработках по использованию многоразовых систем и способам нейтрализации остатков горючего и окислителя, остановленных из-за отсутствия финансирования проектов. В.С.Коренной и В.Л.Симаев в докладе «Орбитальные пилотируемые станции комплекса «Алмаз» рассказали о перспективах и возможностях дальнейшего использования станций данного типа. На секции «Проблемы ракетной и космической техники» несколько докладов было прочитано учеными из Германии. Много интересных докладов прозвучало на филосовской и других секциях.

17 сентября состоялось пленарное заседание, которое вел бывший космонавт ЦПК М.Н. Бурдаев. На заседании Ю.В. Бирюков рассказал о взаимоотношениях Н.Е. Жуковского и К.Э. Циолковского. Ц.В. Соловьев (ЦНИИМАШ) в своем докладе раскрыл роль ракетно-космической техники в предотвращении и ликвидации антропогенных и природных угроз, а также осветил различные проблемы экологии: удаление радиоактивных отходов, космический мусор и т.д.

После отчета руководителей секций выступил директор музея Е.Н. Кузин и поблагодарил всех участников, отметив, что Чтения являются великолепной возможностью для общения Музея с учеными и конструкторами ракетно-космической техники.

В заключение В.Ф. Рахманин вручил медали ФАК «90 лет со дня рождения академика В.П. Глушко» Е.Н. Кузину и научному сотруднику Музея С.В. Тимошенко за выставку «Покорители огненных вихрей».

На этом Чтения завершили свою работу.

«Ярмарка тщеславия»

И.Черный. НК. Фото автора.

5 сентября в пригороде Лондона открылась международная авиационная выставка Farnborough International'98 Airshow. Форумы такого класса проходят ежегодно. На первом месте – парижская выставка Le Bourge; следом в последнее время выдвинулась берлинская ярмарка Messe Berlin ILA. На третье (а с подачи отечественных СМИ – на второе) место претендует российский салон МАКС в г.Жуковском. Где-то позади идет «старичок-бодрячок» «Фарнборо», отпраздновавший в нынешнем году пятидесятилетие.

Местные жители этого тихого и уютного местечка вообще-то против проведения здесь шумных сборищ специалистов и фанатов от авиации, сопровождаемых грохотом и дымом воздушных судов в показательных полетах и шатанием огромных толп народа по ВПП. В «межсалонье» здесь садятся брюхастые американские и английские военно-транспортные Galaxy и Hercules. Здесь находится фактический аналог нашего ЦАГИ им.Н.Е.Жуковского и ЛИИ им.С.С.Громова вместе взятых: инфраструктура «Фарнборо» удивительно, буквально в деталях, напоминает цаговские и лиевские задворки – те же слегка облупленные корпуса-ангары и длинные широкие рулежные и взлетные полосы. Правда, деревьев у нас все же немного больше.

Традиционная специализация «Фарнборо» – боевые самолеты, вертолеты и системы авиационного вооружения. Поэтому ракеты и космос приходилось буквально искать.

При входе в павильоны посетителей встречала внушительная «полноразмерная» модель спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) ENVISAT, принадлежащего ЕКА. Считалось, что огромный макет длиной 23 м, шириной 12 м и высотой более чем 9 м, напоминающий завернутый в золотую фольгу автобус, – копия, с большой точностью передающая крупнейший в мире и самый навороченный аппарат ДЗЗ, запуск которого намечен на начало 2000 г. Представители Германского авиакосмического объединения DASA, беседовавшие со мной, выразили сомнения в точности соблюдения масштаба макета. По их информации, реальный спутник гораздо более компактен и не столь устрашающе груб по конфигурации.

«Игрушка в песочнице» – макет станции Beagle-2

ENVISAT будет исследовать состояние окружающей среды с помощью сложной системы высокоточных датчиков, наблюдающих атмосферу, океаны, сушу, ледники и т.д., помогая ученым лучше понять процессы, происходящие на нашей планете. С помощью системы ENVISAT можно будет попытаться восстановить последствия техногенных повреждений экосферы Земли и избежать глобальных катастроф в будущем.

Так же, как авиационные фирмы «вслух» гордились участием в создании «Еврофайтера», о своем вкладе в программу ENVISAT трубили все крупные западноевропейские ракетно-космические компании. Маломасштабные модели аппарата выставлялись на стендах, иногда под обтекателем Ariane 5. Лично я насчитал, по крайней мере, три модели этой ракеты (все в масштабе примерно 1:10), разбросанные по павильонам.

Генеральный директор ЕКА Антонио Родота (Antonio Rodota) устроил пресс-конференцию «Первые шаги к новым горизонтам» с обзором текущих и перспективных программ Агентства и рассказал о недавних решениях Совета ЕКА в Брюсселе по новым программам в области ДЗЗ, телевидения и ракет-носителей легкого класса.

8 сентября состоялось официальное открытие «космической части» экспозиции. Весь день был отдан пресс-конференциям представителей ЕКА и космических фирм Европы на тему типа: «ENVISAT и системы следующего поколения: создание наилучших условий жизни на планете», «Британская авиакосмическая промышленность и ее роль в программе ENVISAT», «Программа «Живая планета».

Французы показали реальный Vulcain 2 (перспективный вариант кислородно-водородного ЖРД центрального блока Ariane 5 следующих модификаций), макеты носителей Vega (впервые), Starsem (самарская «семерка» с новым обтекателем, уже выставлявшаяся на МАКСе-97, Ariane 5 (ракета для запуска Ariane 503 – с демонстратором ARD и аналогом MaqSat; выставлялась в Сингапуре и Берлине), а также модель транспортного модуля HTV. Все в одном масштабе. Модели смотрелись великолепно – можно было сравнить изящество конструктивных решений «Союза У» с вопиющим внешним примитивизмом «Веги» и «Ариана».

Макет РН Ariane 5 со спутником Envisat-1

Англичане выставили модели связных ИСЗ компании Matra-Marcony Space, а также реальные экземпляры малогабаритных КА Сюррейского космического центра (Surrey Space Ceter). Вообще, стенд «Матры» был весьма интересным – здесь наглядно демонстрировались возможности спутниковых систем связи и ДЗЗ. Университеты с аэрокосмическими факультетами показали макет перспективного одноступенчатого воздушно-космического самолета (ВКС) Skylon и его двигателя Sabre, а Британский национальный космический центр (British National Space Centre) совместно с Промышленным комитетом по космосу (United Kingdom Industrial Space Committee) – макет автоматической посадочной станции Beagle-2 для углубленного исследования сейсмологии Марса и поиска жизни на красной планете. КА поразительно напоминает американский Mars Pathfinder, хотя и весит всего 60 кг. Англичане предлагают поставить его на станцию, разрабатываемую по проекту Mars Express' 2001.

«Фарнборо», как и другие международные салоны, наглядно показал тенденцию последних лет на слияние фирм в крупные, зачастую международные конгломераты типа корпораций и концернов. Это закономерно – техника усложняется и, несмотря на модный в последнее время лозунг «Быстрее! Лучше! Дешевле!», как заклинание-мантру повторяемый и американцами, и европейцами, создавать новые аппараты становится все тяжелее и дороже. В одиночку с проектированием ракет-носителей и спутников многим фирмам уже не справиться.
Мнение одного из участников Салона: «По большому счету, ваш кризис ничего не меняет – российские заводы всегда были в тяжелом положении. А то, что есть в голове людей, – знания, идеи, опыт – все равно не потеряются. Конечно, многие на Западе сейчас будут относиться к России осторожнее. Надо еще раз проверить, насколько реален бизнес в России.

Кроме стендов в павильонах, американские гиганты Boeing и Lockheed-Martin имели огромные представительские шале. Что было в шале Boeing'а, мне посмотреть не удалось – вход туда ограничивался спецприглашениями, а на стенде американцы скромно показали маленькие (не крупнее 1:100) модельки «Дельт» всех модификаций, МКС и плавучего космодрома «Морской Старт». Несмотря на горькую пилюлю, проглоченную незадолго перед открытием Авиа-шоу – гибель Delta III в первом полете – боинговцы держались бодро. Они тактично объяснили мне, что не собираются отказываться от сотрудничества с Россией и Украиной по программе Sea Launch, несмотря на рухнувший рубль и ушедший «за бугор» «Зенит-2». Правда, их несколько ставил в тупик вопрос о том, зачем же в таком случае предлагаются коммерческие варианты носителя Delta IV – по сути дела прямые конкуренты «Зениту-3SL»? Из высказываний не ясно было, что станет с морским космодромом после того, как все 18 намеченных с него пусков будет выполнено.

В шале Lockheed-Martin International (LMI) с космосом было все в порядке – в ряд выстроились макеты всех РН компании – от Minotaur (на базе Minuteman) до перспективных тяжелых вариантов разрабатываемого носителя ELV, которые внешне весьма напоминали Titan IV, стоящий рядом. Над головой, в подсвеченном точечными лампами «небе» висели локхидовские военные спутники и космические аппараты. Здесь же имитировался пролет экспериментального аппарата Х-38 под ВКС VentureStar, плывущего «в межзвездной пустоте» с раскрытыми створками грузового отсека, из которого выдвигался диковинный спутник. Речь представителей LMI была выдержана в вежливо-отчужденных тонах: «Расследование причин неудачного запуска Titan IV продолжается. Пока рано говорить о причинах аварии… Работы по программе нового военного носителя ELV идут по плану.

Двигатель Vulcain 2 на стенде SNECMA
(Ни слова о конкуренции с Boeing! – И.Ч.) Сотрудничество с российским НПО «Энергомаш» развивается успешно, несмотря на некоторые трудности при стендовых испытаниях двигателя РД-180... Работа по проекту Atlas III продвигается к цели. Есть некоторый риск, но первый запуск этого носителя, намеченный на начало следующего года, будет с реальным ПГ – слишком дорого пускать коммерческую ракету с макетом спутника...»

Вообще же, в беседах и бесконечных переходах от стенда к стенду на «Фарнборо» очень быстро исчезло ощущение, на которое настраивался по приезде в Лондон: сытый Запад по-отечески похлопывает по плечу обалдевшую от кризиса Россию. Был весь спектр эмоций – от полного равнодушия до искреннего интереса к судьбе российской авиакосмической промышленности, смешанного с сожалением по поводу последних событий...

От России и стран СНГ в «Фарнборо» по космосу и ракетам не было представлено НИЧЕГО, за исключением модели двухступенчатого ВКС «Аякс», разрабатываемого холдингом «Ленинец», известным на западе своей продукцией в области бортового радиоэлектронного оборудования ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», и макетов «Протона» в шале LMI и «Морского Старта» с «Зенитом» на стенде Boeing. Американские фирмы показывали наши ракеты...

Уезжая с Салона в последний день, я не мог избавиться от чувства, что уже не осознаю себя, как раньше, представителем ведущей авиакосмической державы...

Взгляд на космос из Фридрихсхафена

И.Черный, фото автора

15 сентября.

Присутствие Германии на международном авиакосмическом салоне Farnborough'98 чувствовалось во многом – от широко разрекламированного самолета-«истребителя XXI века» Eurofighter, получившего собственное имя «Тайфун» (Typhoon), до огромного, сверкающего золотом Envisat’а, выставленного на входе в павильоны. Интересующую читателей НК информацию по ракетно-космической тематике можно было обнаружить на большом островном стенде корпорации Daimler-Benz Aerospace (DASA). Здесь были представлены макеты спутников, РН Ariane 5 и Eurockot, а также большая «аквариумная» диорама «Международная космическая станция над планетой».

Немецкие специалисты подчеркивали, что «космическое» участие DASA в салоне – не главное, а скорее только демонстрация возможностей корпорации.

По «нужной» теме удалось поговорить только с представителем отделения DASA – Dornier Satellitensysteme GmbH (DSS) из Фридрихсхафена, которое занимается спутниковыми системами навигации, связи, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и научными исследованиями. Самым интересным оказалось то, что именно они «ведут» военный космос.

На сегодня DASA лидирует среди «космических» фирм Европы, а Dornier, в свою очередь, участвует в 20 основных программах, как международных, так и национальных. Среди них можно назвать системы Globalstar и Trimilsat. Компания Dornier по программе низкоорбитальной системы Globalstar является субподрядчиком (партнеры – Space Systems/Loral, Aerospatiale, Alcatel, Alenia) и поставляет для группировки из 48 небольших спутников солнечные батареи и некоторые блоки аппаратуры связи.

Макеты спутников на стенде Daimler-Benz Aerospace: (сверху вниз) Trimilsat, Globalstar и FlexBus

Для военной программы TriMilSatCom, в которой, помимо Германии, участвуют Франция и Великобритания, будут созданы четыре крупных геостационарных спутника (по аппарату на государство плюс один запасной), аналогичные по классу КА Sinosat, Thaicom III и Nahuel и образующие своеобразное «созвездие» на стационарной орбите. Система предназначена для связи с подвижными объектами в воздухе, на море и на суше, такими как самолеты, корабли, танки, мобильные военные подразделения. Информация передается в закодированном виде через криптозащищенные каналы. Работа по этому интересному и достаточно дорогому проекту началась в этом году. Предполагается, что первый аппарат будет готов в 2000 г.

Dornier вместе с Aerospatiale, Alenia, Matra Marconi Space участвует в наиболее приоритетной программе ЕКА Envisat-1 по созданию крупногабаритного спутника ДЗЗ, оснащенного большим набором высокочувствительных инструментов, среди которых – радиолокатор бокового обзора с фазированием антенной решетки. По своим возможностям Envisat-1 в некоторых случаях будет превосходить аппараты оптической и оптикоэлектронной фоторазведки, имея разрешение до 1 м. Плакаты, публикуемые в открытой печати, обычно показывают фотографии земной поверхности с разрешением не выше 10–20 м. Легко представить, что на снимках с разрешением 1 м можно будет разглядеть не просто здания, а даже отдельно стоящие деревья и людей. Значение подобных систем для военного использования трудно переоценить – они смогут не только обнаруживать самолеты и танки, но и точно идентифицировать их тип.


Макет верхней части РН Eurockot с новым вариантом разгонного блока «Бриз» и тремя «неизвестными» спутниками
Американский сенатор Ричард Лугар посетил в конце августа «Южмашзавод», чтобы понаблюдать за дезактивацией межконтинентальных баллистических ракет, подлежащих уничтожению. Завершение этих работ, финансируемых правительством США, намечено на конец 1998 г. - начало 1999 г. Пока из 130 ракет уничтожено 90. Специалисты КБ «Южное» считают, что эти МБР можно использовать для коммерческих запусков спутников. Однако у Украины нет своего космодрома, а шахтные установки для этих целей не подходят. - И.Б.

Среди перспективных программ можно упомянуть проект FlexBus. Концепция подразумевает возможность гибкого комплектования спутников из стандартных компонентов. Таким образом, можно очень быстро и недорого создавать аппараты оптической фоторазведки или спутники с радиолокатором бокового обзора (макет подобного КА и был представлен на стенде DASA). Платформа FlexBus может быть оснащена аппаратурой, взятой из других программ, таких как Globalstar. С точки зрения немецких специалистов, идея очень интересна. Заказчики на FlexBus уже имеются: это ЕКА с проектом JAMP и NASA с программой GRACE (создание системы спутников для изучения гравитационных волн).

В беседе с представителями DASA поднимался вопрос о запуске КА германского производства российскими носителями. Показателен следующий пример: научные аппараты Cluster для стереометрических исследований магнитосферы Земли, изготовленные DSS, погибли при первом неудачном запуске РН Ariane 5. Сейчас в Фридрихсхафене из запчастей изготовлен дополнительный комплект (Cluster 2), названный Phoenix. К началу Салона стало известно о том, что ЕКА заключило контракт стоимостью 69 млн $ с фирмой Starsem (г.Сюресне, Франция) на их запуск с помощью РН «Союз У», оснащенной РБ «Фрегат» нового поколения. Четыре аппарата парами будут выведены 15 мая и 13 июля 2000 г. с Байконура на высокоэллиптическую приполярную орбиту высотой 25.000 х 140.000 км. Общие затраты на проведение эксперимента Cluster 2 оцениваются в 214 млн ЭКЮ или 225 млн $, включая закупку научных приборов.

Grace - один из вариантов платформы FlexBus

В настоящее время российско-французское предприятие Starsem (см.НК №14 1998 г.) имеет контракты на запуск связных спутников Globalstar. Под эти контракты СП провело ремонтно-восстановительные работы на технической позиции космодрома Байконур и готовит к пуску три «Союза У» с РБ «Икар» производства Самарского ЦСКБ «Прогресс». Первый запуск намечен на ноябрь 1998 г.

По первоначальному плану предполагалось запустить Cluster 2 на РН «Союз-2» – модернизированном варианте существующего носителя – с РБ «Фрегат» разработки НПО им.С.А.Лавочкина, оснащенным новой цифровой системой наведения. В совокупности с более мощной ракетой это позволит значительно расширить возможности «Союза» при запуске более тяжелых грузов под обтекателем большого диаметра.

Представители Starsem сообщили, что «Союз 2» не будет готов к намеченной дате пуска Cluster 2 и аппараты придется запускать на «стандартном» «Союзе У» с системой наведения производства НПО «Хартрон» (г.Харьков, Украина). Неизвестно, можно ли будет к 2000 г. оснастить ракету электроникой от «Фрегата», но, возможно, РБ «Икар» позволит выполнить задачу миссии.

Рассматривая новый вариант «Рокота» (Eurockot), я поинтересовался спутниками, установленными под обтекателем макета на стенде. Томас Фоглер (Thomas Vogler), менеджер по маркетингу отделения DSS по военным спутниковым системам, ответил, что он сам находится в недоумении, но это точно не Globalstar. Можно предположить, что это – три КА низкоорбитальной системы связи компании Microsoft следующего поколения, предназначенные для восполнения группировки спутников Teledesic.

В целом немцы чувствовали себя если и не хозяевами положения, то такими же полноправными партнерами американцев, как французы и японцы. Они очень вежливо, корректно и даже с восхищением отзывались о российских достижениях и с прискорбием говорили о трудностях, стоящих перед нами. Однако я заметил, что их (хотя бы чисто внешне) не особенно волновали проблемы развития космонавтики в Европе в особенности и в России в частности. Хотя, возможно, я и ошибаюсь в своих суждениях...

назад

в начало