ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
ФРГ-Япония-Россия. Запуск спутника “Express”

И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс, ЮПИ, информации Дж.Мак-Дауэлла (США), данным журнала “Aviation Week & Space Technology”. 15 января в 22:45 по местному времени (13:45 GMT) в Космическом центре Кагосима (Утиноура, Япония) был выполнен запуск четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя Mu-3S2 с германским космическим аппаратом “Express”.

Система контроля вектора тяги второй ступени носителя (М-23) отказала на 103-й секунде полета: начались значительные колебания по каналу крена. Траектория полета была существенно выше запланированной. Четвертая ступень с полезной нагрузкой была все же выведена на нерасчетную низкую орбиту с наклонением 33°, для которой Рейтер дает высоту 110x200 км, “Aviation Week & Space Technology” — 110x250 км, Франс Пресс — перигей высотой 125 км, а “Space News” — высоту 121x249 км. Расчетная орбита имела, по различным отчетам, высоту 270x380 или 210x400 км.

Низкая орбита не позволила выполнить запланированную программу, предусматривавшую посадку возвращаемого аппарата в Австралии через 5.5 сут после старта. Первоначально специалисты Германского центра космических операций в Оберпфаффенхофене полагали, что “Express” просто выведен на нерасчетную орбиту. Согласно отчету токийского корреспондента ИТАР-ТАСС, связь со спутником была потеряна почти сразу после запуска. Контакт со спутником был восстановлен через 90 мин после старта, и были предприняты попытки подъема орбиты с помощью двигательной установки спутника. Вскоре, однако, связь была потеряна окончательно. После третьего витка аппарат не фиксировался. Предполагается, что возвращаемый аппарат и служебный отсек, не разделившись, неконтролируемо вошли в атмосферу над Тихим океаном на втором витке между 16:00 и 16:30 но Гринвичу или, в другом варианте описания событий, на пятом витке.

Космическое командование США отказалось регистрировать “Express” как спутник на том основании, что этот КА не проходил в зоне видимости американских средств слежения. Дж.Мак-Дауэлл отмечает, что такое решение противоречит известным международным соглашениям, предусматривающим регистрацию всех объектов, совершивших полный виток вокруг Земли. Позже международные регистрационные номера 1995-002А, В и С были присвоены запущенным 24 января “Цикаде” и субспутникам.

Запуск КА “Express” (Experiment Reentry Space System; совпадение с наименованием российского связного спутника является случайным) готовился Германским космическим агентством (DARA) в рамках программы, начатой пять лет назад и предусматривавшей первоначально от трех до пяти запусков в течение пяти лет. Однако из-за недостаточного финансирования их количество было сокращено до одного.

Основной целью программы, стоимость которой составила от 62 до 76 млн $, было проведение экспериментов по испытанию теплозащитных покрытий при возвращении и посадке, а также экспериментов по материаловедению в условиях невесомости. Германия объединила усилия в проекте “Express” с Японией, которая обязалась предоставить ракету-носитель в обмен на размещение на борту японских полезных нагрузок и участвовать в финансировании в равных долях. Отбор экспериментов проводился японским министерством внешней торговли и промышленности, Германским космическим агентством и ISAS. Запуск планировался сначала на февраль, а затем на август 1994 г.

Вскоре выяснилось, что германские предприятия не в состоянии самостоятельно разработать в приемлемые сроки возвращаемый аппарат. Оба германских претендента на контракт скооперировались с российскими фирмами: “Deutsche Aerospace/ERNO” с ГКБ НПО “Энергия”, a “OHB-System GmbH” — с КБ “Салют”. Первое предложение было сочтено менее приемлемым из-за недостаточной грузоподъемности капсулы “Энергии”.

В результате 0ARA заказало базовый блок экспериментального КА у российского КБ “Салют” (ныне в составе Центра имени М.В.Хруничева) через Российское космическое агентство. Стоимость закала составила 11 млн марок (6.9 млн $). С германской стороны проект возглавило ERNO при участии “OHB-System”.

В качестве базового блока, согласно сообщению журнала “Aviation Week & Space Technology”, использовался аппарат советской системы частично-орбитальной бомбардировки FOBS (AW&ST, Nov 14,1994, p.24). Согласно тому же источнику, из-за этого германской стороне не выдавались все запрашиваемые о нем данные, необходимые для управления в полете.

Интерес российских участников проекта к работам по КА “Express” был так велик, что

Рис 1. КА “Экспресс”
германской стороне стоило немалых трудов убедить их, что ответственность за программу несут все-таки немцы. В частности, российская сторона настаивала на том, что именно она должна вести управление КА “Express” в полете. На наш взгляд, в этом проявилась привычное для российских специалистов чувство ответственности за свой космический аппарат, а вовсе не попытка отнять часть функций у заказчика. В конечном итоге управление полетом было возложено на Германский центр космических операций в Оберпфаффенхофене при поддержке “Daimler-Benz Aerospace” и КБ “Салют”.

Дополнительно осложнило работу то, что участие российской стороны было крайне нежелательным с точки зрения японцев.

Аппарат, поставленный для осуществления программы “Express”, состоит из служебного отсека и возвращаемого аппарата цилиндро-конической формы с затупленным концом длиной 2.1 и диаметром в основании 0.9 м (Рис.1).

На предприятии “Deutsche Aerospace” (с 1995 — “Daimler-Вепг Aerospace AG”) в Бремене была выполнена модификация аппарата и оснащение его германской и японской исследовательской аппаратурой. В летной конфигурации “Express” имел массу 756 кг.

В возвращаемом аппарате были размещены две печи-автоклава САТЕХ для проведения технологических экспериментов, и эксперименты по испытанию теплозащитных материалов СЕТЕХ, PYREX, RAFLEX (Германия) и RTEX (Япония).

Представители ISAS характеризовали запланированный полет “Express'a” как “очень ценную возможность” для Германии и Японии изучить условия гиперзвукового полета. В планы обеих стран входит создание многоразовых космических летательных аппаратов.

Японский теплозащитный материал многоразового использования подготовила компания “Nissan”. “Ishikawajima-Harima Heavy Industries Ltd.” намеревалась провести выращивание кристаллов с целью создания усовершенствованных катализаторов для нефтеперерабатывающей промышленности. Другим постановщиком экспериментов на борту “Express'a” была “NEC Corp.”

“Daimler-Benz Aerospace AG” отвечала, помимо проекта и интеграции, и за обработку данных по участку атмосферного полета. Обслуживание полигона посадки (северная часть закрытой зоны Вумера), поиск капсулы и помощь в получении научных данных в ходе полета и с атмосферного участка должно было осуществлять австралийское отделение “British Aerospace”.

Запуск был выполнен силами Института космических и астронавтических наук (ISAS) министерства просвещения Японии. (К слову сказать, эта организация и НАСДА недолюбливают друг друга. Используя общие средства слежения, соперничающие агентства эксплуатируют разные космодромы. Бюджет НАСДА — 1.5 млрд $ — вшестеро превышает бюджет ISAS.) Это был восьмой и последний запуск носителя Mu-3S2, но первый, прошедший с серьезными нарушениями. Носитель, изготовленный фирмой “Nissan Motor Co.”, имел три основные ступени (М-13, М-23, М-3В) и дополнительную 4-ю ступень с модифицированным двигателем КМ-М.

Ясунори Матогава (Yasunori Matogawa), директор по внешним сношениям ISAS, заявил, что неполадка при запуске могла быть связана с изменениями, сделанными в носителе для выведения более тяжелой ПН. Наибольшую массу, выведенную этим носителем, имел до этого спутник “Ginga” — 431 кг. Для увеличения грузоподъемности до массы “Express'a” были увеличены массы топливных зарядов всех четырех ступеней. Проведенное компьютерное моделирование подтвердило возможность выведения такой массы.

Дж.Мак-Дауэлл приводит следующую статистику запусков ракет-носителей семейства Mu:
Обозна-
чение
СтупениЗапуски
Mu-4SМ-10, М-20, М-30, М-404 орбитальных пуска, 1970-1972 (3 успешных)
Mu-3СМ-10, М-22, М-3А4 пуска, 1974-1979 (3 успешных)
Mu-3Н/4НМ-13.М-22, М-3А, ?3 успешных пуска, 1977-1978
Mu-3SМ-13, М-22, М-3А4 успешных пуска, 1980-1984
Mu-3S2М-13, М-23, М-3В8 пусков, 1985-1995 (7 полностью успешных)

Примечания:

1. Управление вектором тяги 2-й ступени введено начиная с Ми-3С

2. Mu-3S отличается от Mu-3Н наличием управления вектором тяги новой 1-й ступени.

Запуски ракет-носителей Mu-3S2:


Дата4-я ступеньПН
07.01.1985КМ-РMS-T5 (Sakigake)
18.08.1985КМ-РPtanet-A (Suisei)
05.02.1987Astro-C (Ginga)
21.02.1989KM-DEXOS-D (Akebono)
24.01.1990КМ-МMUSES-A (Hiten/Hagoruuo)
23.08.1991Solar-A (Yohkoh)
20.02.1993Astro-D (Asuka)
15.01.1995КМ-Ммодиф. Express

Неясно пока, какое продолжение будет иметь данная программа. Представитель DARA в Бонне Франц-Петер Спаунхорст заявил со ссылкой на министерство исследований и технологии ФРГ и космическое агентство, что работы по технологии возвращаемых аппаратов должны быть продолжены. Запуск нового спутника может быть выполнен в течение двух лет при помощи РН Н-2 и, возможно, с участием других партнеров. Германия заинтересована в повторении эксперимента СЕТЕХ: материал, располагавшийся на носу возвращаемого аппарата, может оказаться полезным для теплозащитных плиток американского шаттла. Часть экспериментов может быть повторена на российском спутнике “Фотон” в 1996 г. в рамках программы “Mirka”.

Что касается спутника “Express”, то Спаунхорст назвал его недолгую работу “отличной”. Какая-либо компенсация за неудачный запуск со стороны Японии не предусмотрена.

Япония планирует запустить собственный исследовательский гиперзвуковой КА позже в 1995 г. при помощи новой трехступенчатой твердотопливной ракеты J-1, разработанной с целью быстрого запуска легких спутников.

Россия. В полете “Цикада”, “Faisat” и ASTRID

Пресс-центр ВКС. 24 января 1995 г. в 06.54:22.379 ДМВ (03:54:22 GMT — Ред.) с 132-й площадки Первого государственного испытательного космодрома Плесецк боевыми расчетами ВКС произведен запуск ракеты-носителя “Космос-3М” (11К65М — Ред.) с тремя космическими аппаратами.

Как и предусматривалось циклограммой пуска, после 63 минут полета, в 07:57:24.82 ДМВ, российский навигационный спутник “Цикада” с установленными на нем субспутниками отделился от последней ступени ракеты-носителя. Это произошло над Берегом Принцессы Марты (Антарктида). В 07:57:48, также в соответствии с планом, состоялось отделение от “Цикады” шведского спутника ASTRID. Наконец, в 12:19:36, при прохождении на 4-м витке над территорией США, было выполнено отделение от “Цикады” американского спутника “Faisat”.

Спутники были выведены на орбиты со следующими параметрами:

“Цикада”:

— наклонение орбиты 82.93°;

— минимальное удаление от поверхности Земли 982.166 км;

— максимальное удаление от поверхности Земли 1033.603 км;

— начальный период обращения 105.03 мин.

ASTRID:

— наклонение орбиты 82.9°;

— минимальное удаление от поверхности Земли 970 км;

— максимальное удаление от поверхности Земли 1029 км;

— начальный период обращения 105.1 мин.

“Faisat”:

— наклонение орбиты 83°;

— минимальное удаление от поверхности Земли 997 км;

— максимальное удаление от поверхности Земли 1101 км;

— начальный период обращения 105.2 мин.

(Параметры орбит, данные для КА “Faisat” и ASTRID, вызывают у экспертов “НК” сомнения — Ред.)

Управление КА ASTRID ведется национальными средствами Швеции при помощи ЕКА и Канады. Полетом КА “Faisat” управляют американские специалисты.

Запуск РН “Космос-3М” был выполнен точно в запланированное время. Как шведский, так и американский космический аппарат были запущены российским носителем впервые.

К запуску ИСЗ “Faisat”

Комментарий “НК”. М.Тарасенко.

Первый космический старт России в 1995 году оказался незаурядным. При очередном запуске отечественного навигационного КА “Цикада“ на орбиту были выведены также два КА, принадлежащих шведской и американской компаниям. Это далеко не первый случай запуска иностранных КА отечественными РН, но один из самых интересных.

“Цикада” представляет собой навигационный низкоорбитальный КА (Рис. 1,2). Система “Цикада” позволяет судам ВМФ и торгового флота РФ определять свое местоположение по измерениям допплеровского сдвига частоты УКВ-сигналов, передаваемых спутниками. Следует отметить, что при запуске 24 января аппарат ПО “Полет” впервые получил имя “Цикада” официально.

Микроспутник ASTRID, названный так в честь знаменитой детской писательницы Астрид Линдгрен, несет аппаратуру для исследования космической плазмы.

Наиболее нетривиальным из трех представляется КА “Faisat-1”. Этот спутник принадлежит фирме “Final Analysis, Inc.” (FAI), расположенной в Гринбелте, шт.Мэрилэнд.

Целью данного запуска является испытание и демонстрация системы спутниковой связи с использованием низкоорбитальных КА. В завершенном виде эта система должна включать 26 низкоорбитальных малогабаритных КА.

Рис 1. KA “Цикада”

Удивительными являются та быстрота и скрытность, с которой фирме удалось довести проект до этапа летных испытаний. Это, по-видимому, объясняется нежеланием преждевременно “засвечиваться” перед более мощными конкурентами. На сегодняшний день в США уже несколько фирм объявило о планах создания систем спутниковой связи с низкоорбитальными КА, из которых наиболее близким к концепции FAI является проект “Орбкомм” (Orbcomm) фирмы “Orbital Sciences”.

Работу над своим проектом “Final Analysis” начала два года назад, видимо, сразу же после основания самой фирмы в 1992 г. Заявку же в Федеральную комиссию по связи на создание экспериментальной системы низкоорбитальной спутниковой связи фирма подала только 14 ноября 1994 г. — за день до истечения объявленного срока подачи.

После анализа возможностей американских, китайских, французских и российских РН было решено использовать для запуска спутника российскую РН “Космос” омского ПО “Полет”. По словам представителей фирмы, “Космос” привлек внимание своей хорошей летной статистикой и высокой частотой запусков, которые обеспечивали малое время ожидания запуска заказчиком. (Всего было осуществлено более 700 пусков РН “Космос”

Рис 2. Кормовая часть КА “Цикада”
(11К65 и 11К65М), из которых всего 19 аварийных.) От себя отметим, что свою роль в выборе могло сыграть и то, что ПО “Полет” некоторое время назад стало рекламировать свои услуги по запуску на страницах американской специализированной периодики.

После того как FAI получила санкцию КОКОМ на запуск своего первого КА российской РН, они начали переговоры с ПО “Полет” в мае 1994 г. Работы по совмещению КА и РН начались реально только в августе, а запуск планировался на декабрь. Поэтому не вызывают сомнения слова главного конструктора КБ ПО “Полет”, что в эти сроки никто в мире этого бы не сделал.

“Faisat-1” и ASTRID монтировались на специальном переходном кольце, установленном на верхней плоскости цилиндрического контейнера “Цикады”. При это более длинный “Faisat” размещался наклонно, чтобы уместиться в сужающейся верхней конической части обтекателя РН.

Сам КА “Faisat-1” изготовлен на основе военно-экспериментального КА Управления перспективных разработок Минобороны США (ARPA), запуск которого был отменен. Насколько можно судить, конструкция КА “Faisat-1” аналогична базовой конструкции КА серии STEP — восьмигранный корпус длиной около 1 м и диаметром описанной окружности около полуметра. Масса аппарата составляет 114 кг.

КА “Faisat-1” оснащен аппаратурой ретрансляции данных от наземных терминалов, которая может быть использована для неречевой связи, сбора данных с удаленных платформ и т.п. Кроме того, на аппаратах этой серии имеется возможность размещать дополнительную (вторичную) полезную нагрузку для проведения различных экспериментов на коммерческой основе. На КА “Faisat-1” в качестве вторичной ПН размещалась экспериментальная аппаратура Лаборатории Филлипса ВВС США для отработки перспективных пассивных систем терморегулирования.

Стоимость запуска не была объявлена, но американская сторона отмечает, что русские запуски вовсе не являются “дешевыми”, особенно если учесть все дополнительные расходы, связанные с ведением бизнеса с Россией. Привлекательность их заключается не в цене, а в высокой надежности и возможности предоставления запуска в короткие сроки.

Представители “Final Analysis” заявили, что они бы хотели использовать российские ракеты и для эксплуатационного развертывания в течение шести лет всей системы из 26 КА, если им удастся получить на это лицензию Министерства торговли США.

В.Романенкова. ИТАР-ТАСС. На американском субспутнике “Faisat”, запущенном во вторник, находится дополнительная ПН ВВС США. Об этом сообщил на сегодняшней пресс-конференции Надер Моданло (Nader Modano), президент компании “Файнал Энэлайзис”, создавшей спутник. Однако, отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, он отметил, что назначение космического аппарата невоенное.

Как нам стало известно, российские специалисты, соглашаясь запустить иностранный космический аппарат, не проверяют его “начинку”, а верят своим партнерам на слово. Впрочем, в данном случае, считают эксперты, на небольшом американском субспутнике разместить разведывательные приборы было просто невозможно.

Н.Моданло подчеркнул, что с ВВС США его фирма взяла плату за предоставленные услуги, так как запуск коммерческий. Американская сторона заключила контракт с российским аэрокосмическим объединением “Полет”, стоимость которого является коммерческой тайной. “Faisat” — первый американский космический аппарат, выведенный российским носителем на коммерческой основе.

В. Гриценко, ИТАР-ТАСС. Первые советско-американские работы в области космоса проводились на основе соглашения между союзной Академией наук и НАСА, подписанного в 1962 году. В 1964 году начал работать прямой спутниковый канал связи для обмена синоптическими данными между Москвой и Вашингтоном.

В мае 1972 года между двумя странами было подписано соглашение о сотрудничестве в использовании космического пространства, главным практическим результатом которого явился совместный полет кораблей “Союз-19” и “Аполлон” в июле 1975 года. Лишь 15 лет спустя, в 1991 году, с космодрома Плесецк в космос отправился спутник “'Метеор-3” с американской аппаратурой TOMS для изучения озонового слоя Земли.

В 1997 году планируется выполнить еще один запуск российского спутника с американской аппаратурой TOMS на борту.

К запуску ИСЗ ASTRID

Комментарий “НК”. И.Лисов. Исследовательский спутник ASTRID создан на основе микроспутниковой платформы общего назначения “Freja-C”, разработанной Шведской космической корпорацией (г.Солна). Полезная нагрузка, подготовленная Шведским институтом космической физики (г Кируна), предназначена для исследования плазменной среды ближнего космоса. Измерения в верхней ионосфере и нижней магнитосфере с высокой степенью детализации позволят значительно улучшить понимание основных процессов, связанных с нейтральными частицами.

В состав ПН входят три научных прибора, названные разработчиками по именам героев сказок А.Линдгрен.

Регистратор нейтральных частиц PIPPI (Neutral Particle Imager) предназначен для измерения нейтральных частиц в магнитосфере Земли. Инструмент подобного типа установлен на космическом аппарате впервые. Миниатюрная ультрафиолетовая оптическая система МIO (Miniature UV Imaging System) должна выполнять измерения ультрафиолетового и видимого излучения в двух полосах пропускания, а также интенсивности в линии Лайман-альфа для оценки данных PIPPI. Электронный спектрометр EMIL также имеет обеспечивающую функцию: этот прибор должен выдать функцию распределения электронов, что позволит соотнести измерения нейтральных частиц с различными регионами магнитосферы.

КА ASTRID представляет собой куб со сторонами по 0.4 м с четырьмя панелями солнечных батарей. Основа конструкции — перфорированная сотовая структура алюминий/алюминий с наклеенными алюминиевыми панелями толщиной 0.3 мм. Масса спутника 26 кг.

Платформа “Freja-C имеет бортовой компьютер на микропроцессоре 80С31 с 32 кбайт постоянной и 32 кбайт оперативной памяти. Доступ к 96-битному командному регистру имеют одновременно 4 пользователя. Основным источником электропитания являются 4 набора по 78 кремниевых солнечных элементов, обеспечивающих мощность 42 Вт при напряжении 29.8 В. Для подзарядки батарей емкостью 2.3 А·ч используются еще два набора по 82 элемента. Два передатчика мощностью по 2 Вт работают на частотах 2.2-2.3 ГГц (фазовая модуляция) и 400.15-401.00 МГц (частотная модуляция).

Аппарат стабилизируется вращением, для ускорения и замедления которого используются твердотопливные ракетные двигатели с импульсом тяги по 10-20 Н·с. Для определения и контроля ориентации используются аналоговый солнечный датчик, два магнитометра и магнитная система управления.

В.Гриценко, ИТАР-ТАСС. Начало сотрудничеству России и Швеции в космических исследованиях было положено в 1972 году, когда было заключено первое соглашение между академиями наук двух стран. Спустя пять лет был подписан меморандум о взаимопонимании по космической деятельности. Сотрудничество охватывало такие области, как внеатмосферная астрономия, изучение магнитосферы и ионосферы Земли в высоких широтах.

Начало практической реализации сотрудничества между Россией и Швецией было омрачено происшедшей 20 лет назад аварией ракеты-носителя, которая должна была вывести на орбиту с полигона Капустин Яр (Астраханская область) отечественный научный спутник серии АУОС с установленной на его борту шведской научной аппаратурой (3 июня 1975 г. — Ред.). Правда, спустя год на борту спутника “Интеркосмос-16” первый совместный космический эксперимент был осуществлен успешно.

В 1978-1981 гг. были проведены научные исследования по совместному проекту “Промикс” на космических аппаратах “Прогноз-7” и “Прогноз-8”. В те же годы по проекту “Самбо” учеными СССР, Швеции, Австрии и Франции были проведены серии запусков аэростатов со шведского ракетного полигона в Кируне. Космической державой Швеция стала в 1986 году, когда ракетой-носителем “Ариан-1” с космодрома Куру совместно с французским космическим аппаратом SPOT-1 был выведен первый шведский спутник “Viking'', имевший научное назначение.

К настоящему времени Швеция запустила четыре спутника, последний из них 6 октября 1992 года. Им стал научный космический аппарат “Freja”, выведенный на орбиту китайской ракетой-носителем CZ-2C совместно с китайским возвращаемым спутником типа FSW-1.

Запущенный сегодня ВКС РФ пятый шведский спутник предназначен для изучения плазмы в околоземном космическом пространстве. На нем установлены три уникальных научных прибора: регистратор нейтральных частиц, миниатюрная оптическая система и электронный спектрометр.

Как заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС руководитель проекта ASTRID Шведской космической корпорации Свен Грен (Sven Grahn), сотрудничество с Россией в космосе будет развиваться дальше: в 1997 году должен состояться запуск спутника ODIN массой 250 кг для радиоастрономических исследований. По контракту Корпорации с российским НТЦ “Комплекс”, он будет запущен ракетой-носителем легкого класса “Старт-1” из района Читы.

КНР. Катастрофа при запуске ИСЗ “Apstar-2”

25 января. Франс Пресс. Запуск телекоммуникационного спутника “Apstar-2” по контракту с гонконгской фирмой “APT Satellite Со.” запланирован на 26 января в 06:35 по местному времени (25 февраля в 22:35 GMT), сообщило агентство Синьхуа.

Для запуска будет использован носитель CZ-2E, а не CZ-3, как было объявлено 11 января. Старт будет транслироваться по национальному телевидению.

И.Лисов по сообщениям АЛ, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс, ЮПИ и данным Дж. Мак-Дауэлла (США). 26 января 1995 г. в 06:38 по местному времени (25 января в 22:38 GMT) в Космическом центре Сичан был произведен запуск РН CZ-2E со спутником “Apstar-2”. Приблизительно через минуту после старта спутник и носитель были уничтожены взрывом.

Согласно отчету АП, взрыв произошел на 65-й секунде полета. Рейтер со ссылкой на западных представителей, очевидцев запуска, сообщает, что взрыв произошел примерно на 45-й секунде, вероятно, во время отделения стартовых ускорителей. “Это было чрезвычайно зрелищно. Большой оранжевый шар пламени в небе. Ракета упала за гору и взорвалась. Спутник врезался в другую гору.” Утверждается даже, что очевидцы испытали тепловое воздействие взрыва.

Этот “пуск за бугор” окончился гораздо трагичнее, чем представлялось очевидцам. Как сообщило вечером 28 января официальное китайское агентство Синьхуа, обломками ракеты CZ-2E были убиты шестеро и ранены 23 человека. “Обломки спутника “Apstar-2” и ракеты-носителя CZ-2E рассеялись в горном районе в 7 км от места запуска и стали причиной несчастных случаев среди жителей, разрозненно проживающих в этом районе,” — разъяснило Синьхуа. Работников Космического центра Сичан среди жертв не было. Присутствовавших на запуске иностранных наблюдателей отправили в Пекин в тот же день, не сообщив о погибших.

“Ответственные представители и местное правительство своевременно организовали спасательные работы. В день взрыва для помощи в спасательных работах были направлены специалисты из Пекина... — сообщило агентство. — Соответствующие подразделения правительства выразили глубокое сожаление в связи с аварией, и в особенности с жертвами среди жителей.”

Даже зная, что Сычуань, где находится космодром, является одной из наиболее населенных провинций Китая, трудно было вообразить, что власти позволяют людям жить в семи километрах от старта по направлению полета. Случаи гибели гражданского населения в результате космических запусков в других странах нам неизвестны. И хотя бизнес вряд ли сильно заботится о жизни китайских крестьян, трагедия 26 января будет дополнительной силой, отталкивающей потенциальных заказчиков от использования китайских ракет.

“Apstar-2” являлся вторым спутником гонконгской компании “Asia Pacific Telecom Satellite Co.”, фактически контролируемой китайским правительством. В отличие от первого аппарата типа HS-376, запущенного в июле 1994 г. китайским носителем CZ-3, второй был изготовлен на основе базовой модели HS-601 компании “Hughes”. “Apstar-2” был оснащен 26 ретрансляторами диапазона С и восемью — диапазона Ku. Он обладал в семь раз большей пропускной способностью, чем “Apstar-1”, в частности, благодаря развитым средствам цифрового сжатия и шифрования изображения. Спутник был рассчитан на эксплуатацию в течение 14 лет. С его помощью планировалась передача телевизионных программ, телефонная связь и передача цифровых данных в Азию, Восточную Европу, Северную Африку и Австралию. Как известно (“НК” №1, 1995), запуск был застрахован на 160 млн $.

На запуске присутствовали более 100 приглашенных представителей девяти стран, чьи компании намеревались использовать “Apstar-2”. Телевизионная трансляция запуска (вероятно, несколько сдвинутая по времени) на некоторых телестанциях была прервана до момента взрыва. Возможно, из-за задержки трансляции агентство Франс Пресс сообщило, что запуск состоялся в 06:40 по местному времени. Тот же источник указал, что первоначально говорилось о взрыве спутника, но позже агентство Синьхуа официально сообщило о взрыве носителя.

Как сообщила представительница компании-изготовителя Фрэн Слиммер, расследование причин взрыва займет несколько месяцев. До его окончания компания не намерена делать каких-либо выводов о дальнейшем использовании китайских носителей.

Со своей стороны, представитель МИДа КНР Шен Гуофан выразил мнение, что авария не скажется отрицательно на доверии к услугам Китая по коммерческим запускам спутников. Сроки следующих запусков будут определены по результатам расследования.

Страховка владельцу спутника будет выплачена в течение 60 дней после представления официального отчета владельца об аварии и выполнения расследования шанхайской фирмой “China Pacific Insurance Company”, страховавшей запуск. Поскольку контракт на страховку запуска был перестрахован (ведущей по перестраховке была американская фирма “Johnson and Higgins”), китайская фирма должна будет выплатить значительно меньшую, чем предусмотрено контрактом, сумму.

В июле 1994 г. эта же фирма страховала на сумму 130 млн $ спутник “Apstar-1”. Страховой взнос (премия) составил 28%.

В декабре 1992 г. произошла авария на участке выведения при запуске ИСЗ “Optus В2” для австралийской спутниковой системы связи. Этот спутник также принадлежал к аппаратам серии HS-601, и запускался тем же носителем. Причина этой аварии осталась неустановленной, хотя на 48-й секунде видеозаписи полета была зафиксирована кратковременная вспышка в районе головного обтекателя. При пуске 25/26 января 1995 г., однако, наблюдался взрыв самой ракеты.

Согласно сообщению агентства Синьхуа, в соответствии с заключенным контрактом в течение 12 лет должны быть запущены еще 10 спутников производства компании “Hughes Corp.”.

Ракета CZ-2E (Chang Zheng, “Великий поход”), имеющая высоту 49.7 м и стартовую массу 460 тонн, способна вывести 9.2 т на низкую околоземную орбиту.

26 января. АП, Рейтер. Потеря спутника “Apstar-2” может замедлить “азиатскую телевизионную революцию”, заставить вещающие организации уточнить или отложить планы расширения, но не остановят стремительного насыщения азиатского рынка средствами спутниковой телекоммуникации.

Из-за аварии 25/26 января в течение короткого периода (порядка шести месяцев) в азиатском регионе будет наблюдаться нехватка спутниковых мощностей. Большая часть запусков спутников для этого региона запланирована на вторую половину года. В частности, многие арендаторы мощностей КА “Apstar-2” имеют также возможность перейти на спутник PAS-4, запуск которого может состояться в середине 1995 г., и ищут возможности арендовать мощности на уже запущенном КА PAS-2. На июль запланирован запуск спутника “Asiasat-2”.

“Apstar-2” должен был стать универсальным средством телекоммуникаций, более дешевой альтернативой множеству маломощных аппаратов на азиатской части геостационарной орбиты. 13 телестанций, в том числе гонконгская TVB и иностранные (“Asia Business News”, ANBC, “Australian Television International”, CNN, “The Discovery Channel Asia”, “The Disney Channel”, “ESPN Asia”, “Home Box Office Asia”, “MTV Asia”, “NBC International”, “Reuters”, TNT) арендовали ретрансляторы на этом аппарате. Через него должны были передаваться более 100 каналов кабельного телевидения, подготовленные с учетом особенностей и интересов стран региона.

Генеральный директор Управления телекоммуникаций Гонконга Алекс Арина (Alex Arena) предполагает, что утерянный спутник должен быть замещен и запущен так скоро, как только возможно.

Запуск КА “Apstar-2” сопровождался опасениями, что китайская сторона вновь намеревается занять неприемлемую для “соседей” точку стационарной орбиты. Так, таиландская “Shinawatra Satellite” накануне запуска утверждала, что два ее спутника будут испытывать серьезные помехи от “Apstar-2”.

США. О спутниковом радиовещании

17 января. Сообщение компании “CD Radio Inc.”. Федеральная комиссия по связи США (FСС) приняла сегодня решение о выделении частот для использования в системах высококачественного спутникового радиовещания. Этот шаг расценивается как крупный шаг в создании новой службы радиовещания, сравнимый по значению с введением передач с частотной модуляцией в УКВ диапазоне в 1950-е годы.

Такие системы предназначены для передачи радиопрограмм с качеством, соответствующим качеству воспроизведения компакт-дисков. Одновременный прием возможен на огромной территории в зоне видимости мощного стационарного спутника на миниатюрную антенну-тарелочку.

“CD Radio” была одной из первых фирм, предложившей систему спутникового радиовещания, и является держателем ряда патентов в этой области. Работа по подготовке к созданию спутникового радио для американских пользователей началась в 1990 г. В настоящее время компания занята разработкой распространяемой по подписке системы для автомобилистов, которая будет включать 30 каналов цифровых музыкальных радиопрограмм. В числе других компаний “CD Radio” подала заявку на эксплуатацию спутниковой радиосистемы. Помимо выделения частот в диапазоне S, до выдачи лицензий FCC должна утвердить правила эксплуатации спутниковых радиосистем.

Франция. Контракт на изготовление радиовещательных спутников

26 января. Франс Пресс. Консорциум, возглавляемый французской фирмой “Alcatel Esрасе”, объявил о получении контракта на изготовление трех спутников цифрового радиовещания для американской компании “Worldspace Inc.”.

Консорциум, в который также входит итальянская “Alenia Spazio”, поставит также оборудование для наземных станций спутниковой системы. Общая стоимость контракта составляет 500 млн $. Члены консорциума планируют осуществить инвестиции в эксплуатацию системы.

Спутники, которые должны вести радиовещание на Северную и Южную Америку, Африку и Азию, будут изготовлены к 1998 г. “Worldspace” планирует вести передачи существующих местных и национальных станций и уже подписал предварительные контракты с “Голосом Америки”, голландским радио и несколькими вещательными организациями Азии и Африки. Радиоприемные устройства разрабатываются фирмой “Motorola”.

Южная Корея. О запуске спутника связи

27 января. Рейтер. Запуск первого южнокорейского спутника связи и телевещания будет выполнен 18 июля 1995 г., сообщил представитель компании “Korea Telecom”. Он будет выведен на орбиту американским носителем “Дельта” с мыса Канаверал.

Спутник, известный под техническим обозначением “Koreasat-1”, получит собственное имя “Mugunghwa” (“Роза Шарона”) в честь цветка — национального символа страны. Он должен быть выведен в точку стояния над о-вом Борнео и работать в течение 10 лет. Аппарат изготавливается американской компанией “Martin Marietta”. Стоимость спутника (вероятно, спутниковой системы — И.Л.) составляет 345 млрд вон (435 млн $).

Запуск может быть выполнен также в течение 14 суток до или после объявленной даты, в зависимости от результатов предстартовых испытаний, готовности полигона и метеоусловий.

США. “Comsat” участвует в проекте “Inmarsat-P”

28 января. Сообщение “Comsat Corp.”. Корпорация “Comsat Corp.”, являющаяся представителем США в международных организациях спутниковой связи “Интелсат” и “Инмарсат”, объявила о финансовом участии в проекте глобальной спутниковой системы телефонной связи “Inmarsat-P”. Первое собрание инвесторов состоялось в Лондоне на прошедшей неделе.

В систему “Inmarsat-P” должны войти 10 спутников на круговых орбитах промежуточной высоты и 12 взаимосвязанных наземных узлов доступа к спутникам (Satellite Access Node, SAN). Эти узлы, распределенные для обеспечения эффективного глобального покрытия, будут выполнять обработку сигналов, маршрутизацию и переключение вызовов. Через шлюзы узлы связываются с существующими в странах мира системами телефонной связи открытого доступа, включая сети мобильной связи.

Система обеспечит своим пользователям возможность постоянной и повсеместной связи с помощью переносного телефона (handheld phone), сходного с аппаратом сотовой связи и способного также исполнять его функции, стоимостью менее 1000 $. Стоимость разговора составит около 2 $/мин.

“Comsat” инвестирует в проект 147 млн $: 94 млн непосредственно, 20 млн через подразделение “COMSAT Argentina”, и 33 млн как часть общего взноса организации “Инмарсат”. Корпорация основывает ряд совместных предприятий в Латинской Америке, Азии и Африке с тем, чтобы занять место на зарождающихся рынках.

Ожидается, что рынок спутниковой телефонной связи с малыми переносными аппаратами в течение 10 лет достигнет объема в 10 млрд$.


РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
Веха в истории “Ариан-5”

27 января. С.Голотюк по материалам пресс-релиза ЕКА и КНЕС. Завершился важный этап программы разработки РН “Ариан-5” — успешно проведено последнее огневое испытание криогенной основной ступени РН в утяжеленной конфигурации. Испытание состоялось в Гвианском космическом центре в Куру (Французская Гвиана). В ходе испытания, продолжавшегося, как и предусматривала программа, 215 сек, была произведена отсечка двигателя после израсходования кислорода.

Теперь, когда в ходе испытаний опробованы различные режимы работы утяжеленной ступени и связанной с нею наземной системы, можно начинать этап испытаний M/Q. Для его проведения утяжеленная ступень будет заменена ступенью, практически идентичной летному образцу. Будет проведено ее огневое испытание продолжительностью 600 сек (номинальная продолжительность полета РН “Ариан-5”).

Испытания этапа M/Q начнутся в марте, закончить их предполагают в августе. Программой предусмотрено пять огневых испытаний в конфигурации М (разработка двигательной установки) и три огневых испытания в конфигурации Q (квалификационные испытания ступени).

Головным подрядчиком по проведению испытаний утяжеленной ступени была фирма “Societe Europeenne de Propulsion” (SEP); она же станет головным подрядчиком испытаний в конфигурации М. При проведении испытаний в конфигурации Q головным подрядчиком станет уже “Aerospatiale”, отвечающая за разработку криогенной основной ступени.

Кроме того, 27 января были успешно завершены еще два огневых испытания установленного на основной ступени РН “Ариан-5” двигателя “Вулкан”: одно на испытательном стенде Р5 в Лампольдсхаузене, Германия, и другое на испытательном стенде PF50 в Верноне, Франция.


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
США-Россия. О стоимости ФГБ договориться не удалось

18 января. Е.Савельева. НК. В США проходили переговоры представителей Государственного космического центра имени М.В.Хруничева и Национального агентства по аэронавтике США (НАСА). В ходе переговоров стороны так и не достигли договоренности о сумме контракта на изготовление базового блока на международной космической станции “Альфа”.

Официальный представитель ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Андрей Гербышев заявил, что американская сторона не согласилась с российскими оценками стоимости работ в 215 млн. $. По мнению американских экспертов, сумма должна быть вдвое меньше.

Переговоры возобновятся 4-5 февраля. Однако уже сейчас российская сторона получила от НАСА 17 млн $ для того, чтобы начать предварительные работы.

США-Россия. Контракт на создание ФГБ подписан

27 января. ИТАР-ТАСС. Контракт на сумму 215 млн $, предусматривающий создание российскими специалистами функционального грузового блока (ФГБ) для Международной орбитальной станции, заключен между Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева и НАСА США. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили сегодня в пресс-центре ГКНПЦ.

Российскими и американскими специалистами были рассмотрены десятки вариантов функционального грузового блока, после чего они пришли к оптимальному решению. Немалую проблему представляла и финансовая сторона вопроса. Хруничевский центр первоначально запросил за создание блока 220 млн $. Эта сумма показалась американцам слишком высокой, хотя, по мнению экспертов, изготовление подобного блока в США обошлось бы по меньшей мере в миллиард долларов. Все же компромисс был найден.

ФГБ, как предполагается, должен быть выведен на орбиту РН “Протон” в 1997 г. Он станет первым компонентом будущей международной станции. Кроме того, ГКНПЦ разрабатывает и изготавливает служебный модуль для комплекса и будет предоставлять “Протоны” в качестве основного транспортного средства наряду с “Шаттлом”.

Сотрудники Центра Хруничева уверены, что успеют завершить все работы в намеченный срок.

От редакции: По нашим данным, сообщение ИТАР-ТАСС от 27 января о состоявшемся подписании контракта не соответствует действительности.

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

Россия. Эксперимент HUBES завершен

В.Давыдова. НК. 14 января 1995 года завершился эксперимент HUBES, о ходе которого и о его участниках мы рассказывали на страницах нашего журнала. 16 января в Государственном центре медико-биологических проблем прошла пресс-конференция, на которой выступил директор ГЦМБП профессор А.И.Григорьев. Был заслушан отчет командира экипажа о ходе эксперимента, представители ЕКА, NUTEC и ГЦМБП сообщили о его предварительных результатах. По материалам совместного пресс-релиза ЕКА, NUTEC и ГЦМБП мы подготовили сообщение о завершении эксперимента HUBES.

В целях проведения научных и операционных исследований по моделированию воздействия наиболее значимых аспектов длительного космического полета на человека Европейское космическое агентство (ЕКА) заключило договор с Норвежским центром подводных технологий (Norwegian Underwater Technology Centre, NUTEC) и Институтом медико-биологических проблем (ИМБП, Россия; в настоящее время — ГЦМБП) на проведение 135-суточного наземного эксперимента. Эксперимент, получивший название “Исследование поведения человека” (“HUman BEhavior Study”, HUBES), заключается в моделировании пилотируемого космического полета. В нем участвуют трое российских добровольцев-врачей, сотрудников ИМБП, двое из которых имеют квалификацию космонавта-исследователя.

При подготовке эксперимента HUBES был учтен опыт предыдущих экспериментов такого рода, проводимых Отделом длительных программ (LTPO) Директората космических станций и микрогравитации (D/SSM) ЕКА на базе глубоководных наземных комплексов, к числу которых относятся эксперимент ISEMSI-90 (Берген, Норвегия, 6 человек (все мужчины) в течение 28 дней) и ESEMSI-92 (Кельн, Германия, 4 человека (3 мужчины и 1 женщина) в течение 60 дней). В этих исследованиях изучалась психология поведения группы и отдельных индивидуумов в условиях изоляции и ограниченного замкнутого объема.

Уникальные стендовая база и различное оборудование, а также приобретенный специалистами ИМБП опыт в подготовке программ медико-биологических исследований в космосе, разработке методик и соответствующего обеспечения позволяют, в отличие от предшествующих экспериментов, провести эксперимент HUBES в условиях, максимально приближенных к реальным условиям на борту орбитальной станции “Мир”.

В задачи эксперимента HUBES, основное внимание в котором уделялось психофизиологическим исследованиям, входило:

— сравнение и обоснование психологических методов и средств отбора, подготовки и медицинского обеспечения экипажей в космическом полете;

— отбор наиболее предпочтительных методов для возможного применения в условиях длительного космического полета;

— расширение знаний о требованиях к человеку в длительных космических полетах (включая работы по созданию обитаемой станции на Луне).

На основе международного конкурса специалистами Европейского космического агентства (ЕКА) была отобрана 31 методика, предложенная научными коллективами из Англии, Германии, Голландии, Италии, Норвегии, России, Соединенных Штатов Америки, Франции, Чехии, Швейцарии. Исследования проводились в тесной кооперации ведущих российских, европейских и американских специалистов по следующим научным направлениям: групповая и индивидуальная психология в замкнутом объеме, хронобиология, физиология, нейроиммунология, питание, профессиональная деятельность.

В рамках эксперимента HUBES отрабатывались основные операции по управлению кораблем и ситуации, возможные в условиях реального космического полета. Основное внимание было уделено психологическим, физиологическим и биохимическим реакциям членов экипажа при имитации ситуаций (“нештатная'' стыковка в ночное время грузового корабля “Прогресс” с орбитальной станцией, связанная с необходимостью выполнения в непрерывном режиме большого объема сложной операторской деятельности при ограничении сна).

Запланированный объем исследований выполнен н соответствии с программой эксперимента HUBES, согласованной с ЕКА. Участники эксперимента проявили высокую мотивацию, организованность и ответственность, обеспечив организацию и проведение всех намеченных исследований в период моделирования “нештатных” ситуаций.

По отзывам членов экипажа, в ходе эксперимента их состояние и общее самочувствие оценивалось как хорошее. По данным утреннего и вечернего медицинского контроля, у испытателей не было выявлено изменений физиологических показателей, свидетельствовавших об ухудшении состояния здоровья. На протяжении всего периода выполнялся принятый режим психологической поддержки. Санитарно-гигиенические показатели и параметры газовой среды экспериментального модуля соответствовали условиям внутри орбитальной станции “Мир”.

После завершения 14 января 1995 г. эксперимента в течение двух суток проводилось клинико-физиологическое наблюдение. Период реабилитации членов экипажа, во время которого выполнялись физиологические, психологические и биохимические исследования, продлится до 28 февраля 1995 г.

Полученные к настоящему времени данные имеют большое научное и практическое значение применительно к проблеме обеспечения перспективных длительных космических полетов, в том числе для проекта Euromir-95 (полет европейского космонавта на борту российской орбитальной станции “Мир”, продолжительностью 135 суток начнется в сентябре 1995 года).

14 января экипаж 17-й основной экспедиции на орбитальном комплексе “Мир” передал приветствие участникам эксперимента — коллегам Владимира Полякова по случаю его успешного окончания.

КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• 31 декабря 1994 г. отказала половина бортового устройства А записи научных данных спутника EUVE. Предполагается, что причиной отказа стало повреждение электронных цепей частицей космических лучей. Два бортовых устройства записи, обладавшие ранее суммарной емкостью в 16 часов записи, имеют теперь лишь по 4 часа каждый. В сентябре 1994 г. произошел механический отказ, выведший из строя половину устройства В. Группа управлении в Центре Годдарда НАСА производит сброс данных с EUVE раз в 4-6 часов.

• Китай и Тайвань намерены развивать сотрудничество в передовых областях науки и техники, в том числе в аэрокосмической области. Об этом заявил вице-президент китайского Института ракет-носителей Лун Лехао (Long Lehao), генеральный конструктор ракет семейства CZ-3, в ходе визита в Пекин полуофициальной тайваньской делегации. Делегация посетила китайский Музей космоса в южных пригородах Пекина.


Дорогие коллеги! Будущие космонавты!

Программа исследований, проведенных российскими, европейскими и американскими специалистами по космической биологии и медицине с вашим участием, имеет, несомненно, большое научное и практическое значение. И, в первую очередь, для полета европейскою космонавта по проекту Euromir-95.

Значимость вашего вклада будет оценена еще больше после обработки и анализа экспериментального материала.

Данные, полученные в этом уникальном эксперименте, ваш опыт помогут быстрее адаптировать научные программы к условиям космического полета, а далее и к полетам на другие планеты.

Приветствуем также специалистов родного ИМБП, которые несли около вас постоянную вахту, проводили исследования, организовывали досуг и мысленно были всегда с вами, точно также, как мы.

Всего Вам самого доброго! Желаем хорошей, успешной реабилитации!

Счастливо! До свидания!

От имени Александра Викторенко, командира 17-й экспедиции, и Елены Кондаковой, бортинженера, и с наилучшими пожеланиями,

Валерий Поляков, космонавт-исследователь.

Франция. Итоги шестинедельного эксперимента

26 января. Рейтер. Эксперимент, проведенный французским Национальным центром космической медицины в Тулузе, подтвердил, что длительное нахождение в положении лежа может быть опасно для здоровья.

Восемь испытуемых (студенты-добровольцы) провели шесть недель в условиях изоляции, лежа в наклоненных под углом 6° постелях, так что ноги были немного выше головы.

В течение двух первых недель интенсивность иммунной защиты испытуемых против вирусов и опухолей уменьшилась на 40-50%, а затем стабилизировалась. (Это означает, в частности, что находящиеся подолгу в постелях пациенты могут стать легкой добычей вирусов.)

Как сообщил на пресс-конференции исследователь Дидье Шмитт (Didier Schmitl), российские специалисты имели в своих экспериментах аналогичные результаты. Он также заявил со ссылкой на российских коллег, что у нескольких космонавтов, проведших длительное время в космосе, развились необычные случаи рака, два из которых привели к смертельному исходу. (Информацией о таких случаях редакция “ПК” не располагает — Ред.)

Каждому из испытуемых было выплачено 55000 франков (10400$).

КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• С точки зрения юридического статуса астронавты НАСА являются государственными служащими и получают зарплату в размере 40-75 тыс $ в год (это примерно вдвое меньше, чем платят работникам аналогичной квалификации в частном бизнесе). Астронавты, находящиеся на действительной военной службе, получают доплату за звание. Центр Джонсона выплачивает активным астронавтам стоимость медицинского обслуживания, если она выходит за пределы их медицинской страховки. Каких-либо денежных выплат за осуществление космического полета не производится.


КОСМИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Книга о Байконуре

20 января. И.Маринин. НК. Сегодня в Российском космическом агентстве состоялась презентация новой книги о космодроме Байконур. Ее объем 255 страниц. Книга издана на мелованной бумаге и включает в себя 230 фотографий, освещающих историю космодрома с момента зарождения в 1955 до наших дней. Основные этапы его строительства описаны на основании воспоминаний более двадцати ветеранов советской космонавтики. Книга включает в себя не только историческую информацию, но и стихи, песни, написанные на Байконуре. Автором подавляющего большинства фотографий, использованных в книге, является известный ветеран космической фотожурналистики Альберт Пушкарев.

К сожалению, эту прекрасную книгу не увидят российские читатели, потому что издана она во Франции на французском языке, а ее стоимость — 50 долларов США.

Таким оригинальным образом отметила свой четверть вековой юбилей французская фирма “Сосьете Эропеен де Пропюльсьон” (SEP). Эта фирма образовалась в 1969 году и является головным разработчиком и изготовителем двигателей для серии европейских ракет-носителей “Ариан”.

Наша справка:

Фирма SEP работает по трем направлениям:

1. Центр крупных ЖРД, расположенный в Верноне, департамент Эр.

2. Центр ракетных микродвигателей и оборудования в Мелен-Вилларош, департамент Сена и Марна.

3. Центр РДТТ и композитных материалов в Бордо с испытательной базой в Истре.

Дирекция фирмы расположена в Сюрене, пригороде Парижа.

Кроме двигателей для “Ариан”, фирма разрабатывает и изготавливает двигатели и системы для французских МБР, тактических ракет и ИСЗ. Фирма обладает различными технологиями криогенных и твердотопливных двигателей, композиционных материалов.

Сотрудничество SEP со странами СНГ началось в 1990 г. С тех пор фирма заключила более 100 контрактов с более чем двадцатью институтами и фирмами СНГ. С помощью французских и европейских организаций, связанных с космосом, SEP уже вложило более 70 млн франков (13 млн $) в сотрудничество с СНГ.

По крупным ракетным двигателям наиболее тесное сотрудничество фирма поддерживает с НПО “Энергомаш”, КБХА и МАИ, по плазменным двигателям малой тяги — с МИРЭА, РИАМ и “Факелом”. Среди других партнеров SEP — МАИ, ЦИАМ, ВИАМ, “Композит”, НИИТП, ГИПХ (С.-Петербург), НПО имени Лавочкина, ЦНИИМАШ, ВНИИЭМ, НПО “Химволокно”, УВИКОМ, ОМИКРОН, НИИ “Графит” и Самарский аэрокосмический университет.

SEP поддерживает тесные контакты и с украинскими космическими организациями (львовский институт “Протон”, Институт Патона (Киев) и Харьковский физико-технический институт).

С большинством из них SEP предполагает сотрудничать в рамках программы Российско-европейской кооперации по демонстрации ракетного двигателя (РЕКОРД), которая предусматривает проведение в России серии запусков криогенного двигателя РД-0120, разработанного для РН “Энергия”, с целью получения информации для разработки ЖРД следующего поколения.

КОСМИЧЕСКАЯ НУМИЗМАТИКА

Советские и российские “космические” монеты

Ю.Першин. “НК” иногда публикуют материалы по теме “Космическая филателия”, но всего лишь однажды касались интересов собирателей монет — нумизматов. Тем более, что информации по этой теме нигде не было. Даже в последней отечественной энциклопедии “Космонавтика”, вышедшей в 1985 году, в разделе “Нумизматика космическая” дана информация по... фалеристике. Автор решил заполнить этот пробел данной заметкой.

В истории монетного чекана СССР и России первым отражением космической темы является юбилейный выпуск 1967 года. На монете номиналом 10 копеек изображен на оборотной стороне (реверсе) монумент “Покорителям Космоса”, что на проспекте Мира, на фоне восходящего солнца. На лицевой стороне (аверсе) герб СССР обрамлен траекторией космического корабля. Безусловно, эту монету многие еще помнят, так как до недавнего времени ее много было в обращении.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• До 10 февраля 1995 г. НАСА и ЕКА принимают предложения по проведению биологических экспериментов на установке “Biorack” в ходе полетов шаттлов. На установке могут быть проведены эксперименты по исследованию клеточных функций и процессов развития растительных и животных тканей, бактерий, малых беспозвоночных и растений. Два полета установки “Biorack” планируются на 1996-1997 гг; НАСА предполагает отобрать для проведения 6, а ЕКА — 4 эксперимента.

• Одной из причин неудачи при выведении на стационарную орбиту японского экспериментального КА “Kiku-6” стоимостью 415 млн $ была опечатка в программе.

Следующей была монета номиналом в 1 рубль выпуска 1977 года, посвященная также юбилею революции. В ней как фрагмент включен все тот же монумент “Покорителям Космоса”. С этой монетой случился курьез — ее чуть не изъяли из обращения. Дело в том что над датой “1917” был изображен монумент, а над датой “1977” — крейсер “Аврора”, что бдительные чиновники посчитали преднамеренной диверсией.

Далее космическая тематика затрагивается в олимпийской серии из 6 монет достоинством в 1 рубль каждая. 4-я из этих монет, выпущенная в 1979 году, содержит изображение все того же монумента (найдите еще такое сооружение, которое бы изображалось бы на трех разных монетах!) на фоне орбитального комплекса “Салют-6” — “Союз” и первого ИСЗ.

Последующие монеты были посвящены конкретным космическим юбилеям. В 1981 году выпущена монета в честь 20-летия полета Ю.А.Гагарина, а в 1983 году — в честь 20-летия полета В.В.Терешковой. В 1987 году вышла монета, посвященная 130-летию К.Э.Циолковского.

Первой монетой из драгоценного металла (серебро) космической тематики является трехрублевик 1991 года, посвященный 30-летию полета Ю.Л.Гагарина. На нем изображен памятник космонавту в Москве на площади, носящей его имя.

В 1992 году уже Госбанк России выпустил 3-рублевую монету к Международному году космоса из обычного медно-никелевого сплава.

В 1993 году Госбанк России выпустил 3-рублевую монету из серебра “Россия-Франция. Сотрудничество в космосе”. (Весьма неряшливого, надо сказать, исполнения.)

Основные сведения по вышеперечисленным монетам приведены в следующей таблице:
ГодНоминалСодержаниеМасса, гДиаметр, ммТираж, млн.шт.
1196710 коп50-лет Советской власти2.0517.350.0
219771 руб60-лет Советской власти12.8315.0
319791 рубОлимпиада-80-"--"--"-
419811 руб20-лет полету Гагарина Ю.А.-"--"-4.0
519831 руб20-лет полета Терешковой В.В.-"--"-2.0
619871 руб130-летие Циолковского К.Э.-"--"-4.0
719913 руб30-лет полета Гагарина Ю.А.34.56390.035
819923 рубМеждународный год космоса14.35331.0
919943 рубРоссия-Франция. Сотрудничество в космосе34.56330.03

Из таблицы видно, что выпуски были нерегулярны, бессистемны и ограничены по содержанию. А вот США, например, не считают зазорным пропагандировать не только свои достижения, но и наши. Так, ими была выпущена 10-долларовая серебряная монета, посвященная запуску первого искусственного спутника Земли в СССР (к 20-летию запуска). Представить же, что у нас, например, была бы (или будет) выпущена монета, посвященная высадке на Луну, можно только в глубоком бреду.

Автор сознательно остановился на отечественных монетах. Если же читателей заинтересует эта тема, то в дальнейшем можно будет рассмотреть монеты зарубежных стран.


ЛЮДИ И СУДЬБЫ
ВАЛЕНТИНА ПОНОМАРЕВА

Отрывки из неопубликованной книги


(Продолжение, начало в №26, 1994, №1, 1995)

А кино было каждый день — для нас крутили фильмы в небольшом зале. Я не всегда ходила: больше всего я любила (и люблю) книги. И к телевизору я так и не привыкла. У нас в семье очень долго не было телевизора — я крепко держала оборону. Потом все-таки купили — наверное, последними в доме. И в кино хожу редко — только на те фильмы, которые “надо смотреть”. Я понимаю, что это неправильно и несовременно. Но дело в том, что больше всего на меня воздействует Слово.

Тогда на стартовой позиции я читала книгу о Джеке Лондоне, наверное, “Моряк в седле”, и она давала мне богатую пищу для размышлений. И как-то очень была кстати в тогдашнем состоянии моих мыслей и чувств, отвечала на многие вопросы, заставляла пересматривать и передумывать многое.

Вот, например, такие записи:

1.6.63.

“Он не умел прислушиваться к строгому голосу дисциплины”. Это Дж.Лондон про меня писал.

Это хорошо, что жизнь сложна. Хорошо, что удачи сменяются неудачами. Хорошо, что бывают победы и поражения. Я сейчас не знаю, что со мной будет через месяц. Где я буду, чем буду заниматься. И вместо победы — очень горькое поражение.

3.6.63.

“... всю жизнь проработали в одной смене. Им незнаком был веселый лик приключения”.

Как здорово!

11.6.63.

Очень скверно на душе.

Читаю про Джека. Симпатии он у меня не вызывает, я только поражаюсь, какой напряженной и насыщенной была его жизнь. Читаешь, читаешь, думаешь, что человек уже пожилой, столько событий, столько перемен, столько сделано — и вдруг оказывается, что ему — 23 года!

В 23 года мы были младенцами, мы не имели ничего за плечами и за душой. (Сейчас не знаю, правда, кто это “мы”.)

Еще В. притащила Маяковского. Читать его она, конечно, не стала, я взяла его себе. Хорошо! Как-то все утрясается, проблемы делаются меньше ростом. И понимаешь, что жизнь — прекрасна и удивительна! А это так и есть. Когда тяжело и плохо, когда приходится глотать горькие пилюли — ощущение того, что мир прекрасен, особенно остро. Стихи, музыка, красивые сильные люди, небо, солнце — все выглядит как деревья после дождя.

“Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!”

А из фильмов событием для моей “внутренней жизни” оказалась картина по мотивам рассказов О'Генри. Я не помню сейчас, как она называлась. Меня потрясла и вызвала целый обвал размышлений новелла “Дороги, которые мы выбираем”. Поразила мысль, что важны не те дороги, которые мы выбираем, а то, что внутри нас, что заставляет нас выбирать эти дороги.

2.6.63.

“Дороги, которые мы выбираем”.

Если бы я не пошла налево, а пошла направо, было бы то же самое. Но это уже какой-то фатализм! Конечно, мне сейчас легче верить, что человек не может ничего изменить в своей судьбе, что все предопределено, что все к лучшему в этом лучшем из миров.

Мне сейчас так скверно, как не было никогда в жизни. Ну что же, надо переживать.

Я очень много думала тогда о “развилках” в своей судьбе. Их было несколько. Самая первая — еще в школе. Я занималась в драмкружке и очень этим увлекалась, мы ставили отрывки из пьес, которые “проходили”, на всех вечерах я читала стихи. Считалось, что я “не без способностей”. Артисткой, правда, я стать не собиралась, хватило, видно, соображения понять, что туда нельзя без таланта. И вот однажды в школу приехали тетеньки отбирать девочек на районный смотр художественной самодеятельности. Я приготовила два стихотворения — Маяковского “Киев” и Симонова из цикла “Друзья и враги”. И все никак не могла выбрать, какое же прочесть. Внутренний голос говорил мне, что нужно читать Маяковского — стихотворение не “хрестоматийное” и с необычным для него лирическим началом:

“Лапы елок, лапы, лапушки...

Все в снегу, а теплые какие!”
Исправления и дополнения

Космический аппарат, изображенный в “НК” №25,1994, стр.28, является в действительности спутником “Молния-1” (11Ф67). Запуски этих аппаратов производились в 1964-1976 г.

Информация о том, что последний пуск РБ 11С86 состоялся 16 сентября 1986 г. (“НК” №23, 1994, стр.37) ошибочна. В действительности РБ 11С86 “Блок ДМ” в последний раз использовался при запуске КА “Экран” 3 сентября 1987 г. АМС, начиная с “Венеры-13”, а также КА “Астрон” и “Гранат”, запускались разгонными блоками 11С824М. КА “Фобос” выводились при помощи уникального РБ 11С824Ф. В настоящее время РБ 11С824М производятся НПО имени С.А.Лавочкина, а 11C861 и 11С861-01 — РКК “Энергия”.

Был бы элемент свежести. А симоновский цикл был только что написан, и его читали и по радио, и на концертах — что я могла тут добавить? Может быть, если бы я прочла Маяковского, меня бы и “отобрали”, а дальше — кто знает?.. Но я прочла Симонова.

Со мной это и потом случалось — я поворачивала не туда, куда звал меня “внутренний голос”, причем (не всегда, но часто) — с полным сознанием, что делаю не то.

Вторая развилка — когда я заканчивала школу (это, правда, почти у всех развилка). В школе я страстно любила литературу, всерьез любила — читала Писарева, Белинского, Добролюбова, ездила на лекции в Политехнический музей и в Университет. Школьные сочинения писала с бьющимся сердцем и горящей головой (по Белинскому. Или это Писарев?), и была первой ученицей по этому “предмету” (мне странно литературу называть “предметом” — а как?). Наша учительница Анна Борисовна всегда писала развернутые рецензии на мои сочинения, зачитывала отрывки в классе. На одном из сочинений в 10-м классе (по Маяковскому!) она написала большую рецензию (на две страницы, красными чернилами) , которая заканчивалась словами: “Я считаю Вас очень способной и полагаю, что Вам нужно выбрать Литературу своей профессией”. Недавно, взявшись писать, я извлекла на свет божий и эту тетрадку...

Но я тогда считала, что стоящий человек (а я, конечно, причисляла себя к стоящим!) должен заниматься исключительно техникой. И, хотя мои успехи в физике и математике были скромными, я поступила в Московский инженерно-физический институт (тогда это было не так трудно, как теперь, а с медалью тем более).

Анна Борисовна обиделась смертельно и не хотела больше со мной разговаривать.

“Внутренний голос” в этом случае был почти не слышен — заглушён зовом времени. Хотя образ университетских аудиторий филфака иногда меня тревожил...

Хорошо это или плохо, что я отказалась от гуманитарной профессии и пошла в технику, не имея к этому особых способностей? Несмотря на мои школьные пятерки по математике и физике, и на диплом инженера-механика с отличием, и на то, что я впоследствии окончила Курсы повышения квалификации инженеров при мехмате МГУ, а потом защитила кандидатскую диссертацию, я всегда ощущала свой невысокий “потолок” в этой сфере. Если смотреть правде в глаза, то я и есть тот самый “середняк”, который “пошел в науку”. И никогда, никогда у меня не билось сердце и не горела голова за работой. Дух никогда не воспарял. И я об этом иногда тосковала. Я чувствовала, что напрасно я забрела к “физикам”, мне надо было — к “лирикам”. Как там сказано у Грина: “Рано или поздно, под старость или в расцвете лет. Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь определить, откуда прилетел зов.”

Я знала, откуда прилетел зов, но сделать ничего уже было нельзя. Я попала в колею, а колея — это страшное дело. Не знаю, свойственно ли это нашему социалистическому образу жизни или это общечеловеческое, но вырваться из колеи очень и очень трудно. Мало у кого хватает на это сил. Бросить работу, профессию — да как же? А семья? А прописка? А жить на что? Когда я читаю (в “Юности” чаще всего), что тот или этот писатель был в своей жизни кочегаром, рыболовом, солдатом, строителем и т.д. — я очень ему завидую. Этот человек свободен, а я нет.

Потосковав о Несбывшемся, я продолжала плыть мимо его высоких туманных берегов — а берега Несбывшегося всегда высоки и всегда туманны. И я утешала себя тем, что неизвестно еще, что бы из меня вышло. Кем я могла бы стать? В писатели я, конечно, не метила, но могла бы стать филологом или каким-нибудь “ведом”, литературным критиком, еще кем-нибудь. Я понимаю, что это самонадеянное заявление, но тогда я не сомневалась — и в своих способностях к такого рода работе, и в том, что это и есть моя работа. “Мой стакан чая”.

Но с другой стороны — думаю я сейчас — может, Бог меня оберег? При своей дубиноголовости, при непоколебимой (прочла недавно — свирепой) вере в метод социалистического реализма и всегдашнюю правоту коллектива, и в то, что “тот писатель, кто полезен” — что бы я написала?? Оглядываясь назад, вижу, что самостоятельностью мышления я тогда не обладала, а развилась бы она или нет — Бог весть...

А может, и не надо оглядываться назад, чтобы остаться живым и теплым? А то, неровен час, окаменеешь? Следующая развилка привела меня в авиацию. Наша школа была расположена по соседству с Московским авиационным институтом (МАИ). В МАИ был аэроклуб — четвертый московский городской аэроклуб (4-й МГАК назывался), а курсантами аэроклуба были студенты МАИ. Аэродром 4-го МГАКа был невдалеке от той самой деревни Крюково на Ленинградском шоссе. Была там замечательная поляна я огромном лесу. На этом месте теперь стоит город-спутник Зеленоград, а застройка началась именно с нашей поляны...

И еще одно немаловажное обстоятельство — МАИ шефствовал над нашей школой. В тот год, когда я заканчивала школу, шефы организовали у нас парашютный кружок, и к нам зимой ходил студент-парашютист Юра Борисевич. Он проводил теоретические занятия, старшеклассницы, человек 10-15, охотно их посещали. Прыгать, правда, потом собрались только двое — я и моя подруга Мика Виссинг.

Должны были прыгать весной, да все откладывали и откладывали и дооткладывали до лета. Я к этому времени уже прошла собеседование и была зачислена в МИФИ. В день прыжков мы с Микой рано утром пришли в аэроклуб (дома я не сказала, куда иду). День с утра задался счастливый. Погода была прекрасная. Весело грузили парашюты на грузовик, весело ехали по Ленинградскому шоссе в кузове вместе с парашютами. И студенты-курсанты оказались такие замечательные! И всю дорогу пели замечательные студенческие песни. И лес, и аэродром в лесу — все было сказочно прекрасно. Потом прыжок — я сумела себя преодолеть, хоть и боялась. Потом обратная дорога, уже в темноте со счастливом чувством от всего этого длинного и яркого дня.

Дома мне попало ужасно. Было около двенадцати ночи, когда я заявилась домой с распухшим носом и прокушенной нижней губой (при приземлении стукнулась подбородком о запасной парашют). Но все равно, я легла спать с каким-то удивительным чувством в душе.

И этот день перевернул всю мою жизнь. Мне хотелось стать студенткой МАИ, только МАИ! Наверное, во мне внезапно проснулась (скорее, возникла) и властно позвала любовь к авиации. Было еще не поздно попытаться поступить в МАИ, я поехала забирать из МИФИ свои документы. Но... мне их не отдали. Нужно было подписать заявление у декана, и он уговорил меня не забирать документы. Он сказал: “Ну, что вы, авиация — это же паровозная техника, будете всю жизнь чертить болт с гайкой, а мы — на переднем крае науки, за нами будущее”. Я уехала в смятении, и несколько дней все думала, думала, все решала и так и этак. Конечно, мне хотелось быть на Переднем крае науки и техники, и перспектива всю жизнь чертить болт с гайкой пугала. Отец сказал: “Технический вуз, что тот, что этот — разница невелика”. А мама была была напугана моими метаниями и призраком аэроклуба. Устав думать, я однажды с пустой головой опять поехала за документами и опять вернулась ни с чем. И опять терзания. А в третий раз я попала не к декану, а к его заместителю — помню, что это был совсем молодой человек. Ни о чем не спросив и даже не поглядев на меня, он написал “выдать документы”. Я вышла из института в состоянии некоторого ошеломления: добилась, наконец, а что из этого выйдет? Между прочим, подать документы в МАИ успела, можно сказать, в последний момент, и то взяли только потому, что аттестат был с золотой медалью!

Что ж, приходится признать, что я не отношусь к тем счастливым людям, которые с раннего детства знают свою дорогу. Несмотря на то, что авиация стала моей огромной любовью на всю жизнь, я при всем желании не могу сказать, что любовь к самолетам началась у меня еще в детском садике.

И ведь подумать только — от каких пустяков происходят повороты в судьбе человека! Ведь если бы моя школа не находилась рядом с Авиационным институтом, моя дорога была бы другой. Я бы встретила других людей, у меня была бы совсем другая судьба, и вообще — я была бы другим человеком. А может быть, есть предопределение? Ведь ни до того года, ни после, парашютного кружка в нашей школе не было — это я знаю доподлинно! Может быть, меня вела Рука Судьбы?

Дороги, которые мы выбираем... Или действительно — важны не дороги, которые мы выбираем, а то, что внутри нас заставляет выбирать эти дороги?

(продолжение в следующем номере)
КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА

1962
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14-26, 1994, №1,1995)

21.4.62. (Продолжение) Наш посол из США писал, что вполне вероятны поездки в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сиэтл и другие города. Возможен прием у вице-президента Джонсона, который непосредственно занимается космосом. Наш приезд в Америку по времени совпадаете с предстоящими испытаниями серии американских водородных бомб на острове Рождества. Эти взрывы — очень плохой аккомпанимент для выступлений на темы мирного использования космоса. Взрывы наверняка состоятся, а это испортит не только нашу поездку, но очень серьезно осложнит всю международную обстановку.

Добрынин — наш посол в США просит:

1. Встречу Титова с Гленом организовать не 3-го, а 1-го мая в день открытия сессии Коспар.

2. Организовать пресс-конференцию Титова и других членов делегации в посольстве.

3. Организовать 2-3 выступления Титова по телевидению. Имеется предложение Эй-Би-Си об участии Титова и одного из советских ученых совместно с Гленом и американским ученым в часовой программе (вопросы: цель исследования космоса, впечатления Титова и Глена о их полетах, сотрудничество СССР и США в исследовании космоса).

4. Выступление Титова в национальном клубе печати.

5. Прием в посольстве.

6. Визит Титова вице-президенту Джонсону.

7. Поездки в Сиэтл (международная выставка), Сан-Франциско, Кливленд, возможно в Нью-Йорк (прием у У Тана и пресс-конференция в ООН).

8. Объявить заранее о поездке Титова.

9. Средства на представительские расходы.

10. Захватить сувениры.

Добрынин принимает меры использовать “эффект Титова” для пользы СССР, а не ограничиваться только “Коспаром”.

Комитет по космическим исследованиям входит в состав Международного Совета научных обществ.

Руденко написал: подготовить все вопросы для обсуждения.

Только что позвонил Новиков из МИД'а: “Из Нью-Йорка сообщили, что У Тан хочет принять Титова и ООН 30 апреля или 1 -го мая, после 1 -го мая У Тан убывает и командировку”

23.4.62.

Вчера провел отличный выходной день на даче. Много работал: обрезал и подвязывал малину, собирал и сжигал мусор, вывез в лес железо, бутылки, банки — накопившиеся за зиму. Во второй половине дня соединил и проверил наружный водопровод, посадил две берсзки и два куста сирени.

Между прочем, 16.4.62. вместе с Оленькой посадил се тополь и акацию. Месяц тому назад она принесла с московского сквера два безжизненных кустика, Муся поставила их в бутылку с водой. А когда у них стали разворачиваться почки, мы их пересадили в грунт. Оля каждый день свои посадки поливает из маленькой лейки.

С Олей ходили на пруд и в “коровий” лес. Учил Олю кататься на трехколесном велосипеде. Пока ей трудновато: ноги не достают до педалей.

Только что забегал Герман Титов. Как заметно он изменился после полета. Он производил впечатление стойкого, очень выдержанного человека. А сейчас он какой-то метущийся, всё время спешит, все делает на ходу. Его нервная возбужденность бросается в глаза всем. Сегодня и 16.00 открывается первая сессия Верховного Совета СССР шестого созыва, а в 12.00 собирается партгруппа сессии.

Герман приехал доложить, что он не может быть на партгруппе, а будет только на сессии.

Я дал ему проект его доклада на сессии Коспар в Вашингтоне и кое-какие материалы, с которыми ему необходимо ознакомиться до поездки.

Он просил разрешения взять с собой в Америку жену. Я объяснил ему, что до нашего отлета осталось только пять суток — за это время невозможно оформить выездные документы и получить американскую визу.

Да остается только пять дней до вылета, а нет еще решения, как лететь — рейсовым или специальным самолетом. Генерал-лейтенант Цыбин уже несколько раз звонил, он опасается, что не хватит времени на оформление полета.

25.4.62.

Вчера был у Келдыша. Вместе с академиком Благонравовым и Скуридиным редактировали директивы для нашей делегации и Коспар, а также для Германа Титова.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• В 1994 году на осуществление пилотируемой программы было затрачено 310 миллиардов рублей. Эти данные были приведены 26 января на совместном заседании Военного совета Военно-космических сил (ВКС) и Российского космического агентства.

• Очередной запуск РН “Ариан” по состоится ранее 14 марта. Комиссия, расследовавшая аварию 1 декабря 1994 г., пришла к выводу, что для внесений необходимых изменений в конструкцию 3-й ступени потребуется больше времени, чем ожидалось.

• 26 января сформирована совместная группа Центрального бюро расследований и Разведывательного бюро Индии для продолжения расследования дела о шпионаже в ИСРО. Четкие доказательства вины арестованных по делу не выявлены, и на днях они были освобождены под залог. Представители Разведывательного бюро подозревают, что ЦБР “пыталось спасти от ответственности ряд высокопоставленных лиц, которые оказались замешаны в космическом шпионаже”.

• США закупили партию в 40 т бериллиевого скраба (отходов, стружек) на предприятии в Усть-Каменогорске (Казахстан). Ранее произведенный там бериллий вывозился только в Россию для использования в космической и авиационной технике. Сейчас потребность России в казахском бериллии упала.

• Суммарный доход “Boeing Co.” в 1994 г. составил 21.92 млрд $ и составил 86.2% от уровня 1993 г. Прибыль составила 856 млн $ (69.0%). Объем продаж в оборонной и космической сфере, однако, вырос на 8%, в основном благодаря участию компании в программе Космической станции. Расходы на НИОКР составили 1.70 млрд $ (в 1993 — 1.66 млрд $).

Ничего нового и даже полезного в этих директивах нет, они составляются по инерции и поддерживаются перестраховщиками. В решении ЦК поручено Малиновскому, Громыко и Келдышу утвердить директивы для Титова. Директивы пишу я, фактически для себя.

Только что был у Главкома и узнал от него о следующих перемещениях. Маршал Москаленко назначается генерал-инспектором Вооруженных сил на место Рокоссовского. На место Москаленко — Главкомом Ракетных войск — назначается Бирюзов, Главкомом ПВО — маршал авиации Судец, командующим дальней авиации назначается генерал-полковник Агальцов, зам. Главкома по боевой подготовке назначается генерал-полковник Миронов.

Место Миронова — генерал-инспектора Военно-Воздушных Сил — Главком предложил мне — он сказал: “Мне некем заменить Вас на космосе и очень жаль отпускать с этой должности, но у Вас штатная категория генерал-лейтенант, а Вам надо расти, подумайте и скажите Ваше мнение”.

Я уже 18 лет в звании генерал-лейтенанта. Сейчас моя работа меня вполне устраивает, кроме оклада и штатной категории: и то и другое здесь ниже, чем у генерал-инспектора. Я не против очередного воинского звания и более высокого оклада, но променять любимое дело на эти блага едва ли будет разумно.

Получили сообщение нашего посла из Мексики, что есть вероятность приглашения Титова в Мексику. Судя по всему, наш полет в Америку продлится до 15-20 мая. Американская печать довольно широко пишет о предстоящем прибытии Титова в Нью-Йорк и Вашингтон. Общий тон печати благоприятный, но газета “Дейли Ньюс” в редакционной статье под заголовком “Были ли Вы там, Герман?”, пишет: “Майор Герман Титов, который, по заявлению русских облетел вокруг земли 17 раз, хочет присутствовать на международном совещании по космосу, открывающемуся в Вашингтоне 30 апреля. Мы надеемся, что он немедленно получит визу. Миллионы американцев хотели бы узнать, что действительно произошло в том до странности секретном русском полете. Лично мы были бы рады посмотреть, как несравненная Мей Крейг бросит ему несколько вопросов “на встрече с печатью”.”

26.4.62.

Вчера американцы начали серию атомных и водородных взрывов на Тихом океане. Это значительно осложнит наше пребывание в Америке. Было бы лучше всего ограничиться посещением ООН в Нью-Йорке и докладом на симпозиуме Коспара в Вашингтоне, а все приглашения американцев, кроме встречи с Гленом, отклонить.

Сегодня я говорил с Келдышем и Новиковым (МИД) по проекту директивы Титову. Оба они не предложили никаких изменений в подготовленном мной документе. Это говорит или о негибкости дипломатического мышления наших МИДовцев, или о высоком уровне документа.

Состоялось решение ЦК о включении в число сопровождающих жены Титова (Тамары Васильевны). Кроме того, корреспондент АПН Павел Барашев упорно добивается разрешения лететь вместе с нами. Таким образом, нас пассажиров на самолете будет семь человек.

Сегодня планируется запуск “Зенита” под маркой “Космос-4”.

(продолжение в следующем номере)

в начало