АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ
ЕКА — США. Полет АМС “Улисс”

10 ноября. По сообщению НАСА. Космический аппарат “Улисс” закончил первую стадию исследования Солнца — пролет его южнополярной области. 5 ноября в 20:00 GMT станция пересекла 70° южной широты Солнца и направляется в сторону экватора.

В южной полярной области “Улисс” обнаружил очень высокую скорость солнечного ветра — около 750 км/с, или почти вдвое выше, чем в более низких широтах. Станция передала сведения об однородном характере магнитного поля Солнца и не обнаружила никаких магнитных полюсов. По данным наземных наблюдений считалось, что Солнце имеет магнитные полюса, не совпадающие с гелиографическими и вращающиеся вместе с ним. Интенсивность космических лучей над полюсом, измеренная прибором “отца проекта Улисс” Джона Симпсона (“НК” №19, 1994), возросла, но в значительно меньшей степени, чем он предсказывал на основе теории магнитного экранирования.

12 марта 1995 г. “Улисс” должен пересечь плоскость солнечного экватора на расстоянии около 1.3 а.е. (192 млн км) от Солнца. В этот период предполагается выполнить зондирование короны Солнца, в ходе которого по изменениям радиосигнала со станции будет измеряться электронная плотность короны. 19 июня начнется пролет северной полярной области.

США. О полете КА “Клементина-1”

И.Лисов. НК. Судьба космического аппарата “Клементина-1”, в тече­ние нескольких месяцев выполнявшего научную программу на орбите спутника Луны и выра­ботавшего по ошибке в начале мая бортовой за­пас топлива (“НК” №10-11, 1994), к сожалению, долгое время остава­лась нам неизвестной. НАСА не распростра­няло официальной информации о полете это­го военно-исследовательского КА.

Как нам стало известно из сообщения “Aviation Week & Space Technology” от 22 ав­густа, еще 20 июля 1994 г. станция выполнила непредусмотренный программой пролет Лу­ны и ушла на орбиту искусственной планеты. Возможность такого развития событий была известна, но неблагоприятный угол освеще­ния КА Солнцем и недостаток электропита­ния воспрепятствовали маневрированию и не позволили изменить орбиту в достаточной степени для того, чтобы избежать этого. “По­зже в 1994 году” освещение солнечных бата­рей “Клементины” улучшится, и группа уп­равления попытается восстановить связь с ней.


ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
Россия. Полет КА “Ресурс-О1” №3

5 ноября. К.Лантратов. НК. В “НК” №22, 1994 мы сообщали о запуске КА 11Ф697 “Ресурс-01” №3. Сообщаем некоторые подробности об этом КА и о ходе его запуска и полета.

КА “Ресурс-О1” №3, как и предыдущие КА этой серии, разработан и создан в Всероссийском научно-исследовательском институте электромеханики (ВНИИЭМ).

Спутник “Ресурс-01” предназначен для исследования природных ресурсов Земли. Для этого на нем установлен бортовой информационный комплекс (БИК). В состав БИК входят два многозональных сканирующих устройства: высокого разрешения на ПЗС-структурах МСУ-Э (ЭА098) и среднего разрешения с конической разверткой МСУ-СК (ЭА105). Также в БИК входит аппаратура для сбора, обработки и передачи информации.

Рис. КА “Ресурс O1”

Комплекс позволяет проводить оперативное наблюдение земной поверхности, регулярно получать многозональные телевизионные снимки поверхности океана и суши с различным уровнем пространственного разрешения для нужд геологии, сельского, лесного и рыбного хозяйства, океанографии и мелиорации. Передача информации со спутника проводится в сантиметровом и дециметровом диапазонах по цифровой радиолинии с пропускной способностью до 7.68 Мбит/с.

Еще на “Ресурсе” должна пройти отработку новая установка — экспериментальный построитель местной вертикали ПВМ-Э (блок 5201).

Диаметр корпуса КА “Ресурс-01” №3 1.4 м, общая высота 6.436 м, размах панелей солнечных батарей 11.625 м. Система управления спутника, в которой используется гироорбитант, позволяет поддерживать точность ориентации по крену и тангажу 1.5°, по рысканию — 2.5°. Внутри герметичного контейнера поддерживается давление 1.0+-0.2 атм.

Масса КА11Ф697 “Ресурс-01” №31907 кг, а масса полезной нагрузки РН 11К77 “Зенит-2” — 2865кг (в нее, помимо КА, входит масса шасси 11Ф644 — 115 кг и проставки — 843 кг). Стартовый вес РН 11К77 при запуске КА “Ресурс-01” №3 составил 448183 кг. Гарантийный полетный ресурс спутника составляет 1 год, но предыдущий аппарат проработал более 6 лет.

Запуск “Ресурса” был осуществлен с левой стартовой позиции 45-й площадки космодрома Байконур 4 ноября. Особенностью этого запуска было то, что впервые аппарат данного типа выводился на солнечно-синхронную орбиту с помощью РН “Зенит-2”. Азимут запуска был 191°42'04”. Стартовое окно составляло 30 минут и открывалось в 08:47 ДМВ. Запуск состоялся в 08:46:59.908 ДМВ. Плановая последовательность прохождения команд на активном участке приведена в Табл.1. Параметры орбиты выведения обеспечили срок баллистического существования КА “Ресурс-01” №3 не менее 5 лет.
Табл.1. Схема выведения ИСЗ “Pecypc-O1” №3

Основные команды на активном участкеВремя, с
Переход ТГС на силовую стабилизацию0
Отрыв РН от стартового стола3.47
Выход двигателя 11Д520 на основной режим4.52
Конец вертикального участка полета11.33
Предварительная команда (F1) на выключение двигателя 11Д520131.48
Команда (F3) на включение двигателя 11Д513143.77
Главная команда на выключение двигателя 11Д520146.00
Разделение ступеней148.52
Команда на включение двигателя 11Д123157.43
Выход двигателя 11Д123 на основной режим тяги160.58
Команда (F4) на сброс ГО163.56
Команда (F5) на выключение двигателя 11Д123442.94
Команда (F6) на выключение двигателя 11Д513642.98
Отделение КА643.34

В состав наземного комплекса управления КА “Ресурс-01” №3 входят Центр управления полетом космических аппаратов научного и народно-хозяйственного значения (ЦУП КА ННХН, ЦУП “Рокот”, Москва), структурно входящий в Военно-космические силы МО РФ, и девять Отдельных командно-измерительных комплексов (ОКИК) ВКС: ОКИК-4 (Енисейск), ОКИК-6 (Елизово/Петропавловск-Камчатский), ОКИК-9 (Красное Село/С.Петербург), ОКИК-12 (Колпашево), ОКИК-13 (Улан-Удэ), ОКИК-14 (Щелково), ОКИК-15 (Галёнки/Уссурийск), ОКИК-17 (Якутск), ОКИК-18 (Воркута). Научная информация с КА принимается в Москве, Новосибирске и Хабаровске.

После выведения “Ресурса-01” на орбиту на втором витке был проведен сброс служебной информации, подтвердившей полную исправность всех систем спутника. Были включены нагреватели зеркал двух комплектов МСУ-Э бортового информационного комплекса, начался отсчет времени радиотелеметрической системы “Ресурса”. Работа с КА велась в режиме непосредственной передачи информации (режим НП). На следующем витке в этом режиме продолжалась передача служебной информации со спутника.

На четвертом витке было выполнено фазирование бортового эталона времени. На пятом на “Ресурсе” были включены гироорбитанты, с их помощью проведен поиск курса КА, включена система ориентации солнечных батарей.

На шестом витке “Ресурса-01” было настроено и включено устройство “Конус” командно-программной автоматизированной системы КОМПАС. Затем на следующем витке на борту “Ресурса” была взведена защита по минимальному току, включен подогрев бортового информационного комплекса БИК, и проведена подготовка к программному управлению “Ресурсом”, для чего с Земли дали команду на деблокировку выходных команд устройства “Конус”. Затем спутник был переведен на программное управление.

На последнем (восьмом) витке в первые сутки полета “Ресурса-01” №3 с Земли были заложены программы управления тремя режимами (непосредственной передачи, записи информации, воспроизведения записанной информации) радиотелеметрической системы, проведен радиоконтроль орбиты с помощью бортовой аппаратуры “Краб-А4”. Дальше началась автоматическое выполнение “Ресурсом” программы управления.

В дальнейшем планируется ежедневно проводить 6 сеансов передачи информации от аппаратуры бортового информационного комплекса “Ресурса-01” №3, причем в двух из них возможна передача записанной ранее информации. Во время всех шести сеансов возможно получение с “Ресурса” записанной телеметрической информации о работе служебных систем (общее время записи — до 600 мин). Однако при нормальной работе всех систем аппарата телеметрическая система будет включаться не чаще 1-2 раз в неделю. До 4 раз в сутки возможно задание программного управления спутником. Раз в неделю будут проводиться измерения текущих навигационных параметров КА.

Россия. К запуску метеорологического спутника “Электро”

О.Жданович. НК. Искусственный спутник “Электро” входит в состав гидрометеорологической системы “Планета-С”, которая также включает наземный комплекс средств приема, обработки, регистрации и распространения гидрометеорологической и гелиогеофизической информации.

Космическая система “Планета-С” предназначена для:

— получения в реальном масштабе времени телевизионных изображений облачного покрова, поверхности Земли, снежных и ледовых полей в радиусе 60° от подспутниковой точки в видимом и ИК-диапазонах спектра;

— измерения радиационной температуры морской поверхности и верхней границы облаков;

— оперативного обнаружения опасных явлений природы;

— определения скорости и направления ветра на нескольких уровнях;

— получения гелиогеофизической информации (измерения потоков частиц солнечного и галактического происхождения, УФ— и рентгеновского излучения Солнца и магнитного поля Земли) на высоте полета КА.

Система “Планета-С” является частью глобальной метеорологической системы. В 1972 году США, Япония и Европейское космическое агентство объявили о создании системы геостационарных метеорологических спутников, позднее к этим странам присоединился СССР. Координационное совещание по геостационарным метеорологическим спутникам пришло к соглашению о том, что по ряду параметров эти спутники будут совместимы. Информация со спутников распространяется на добровольной и безвозмездной основе. Первые спутники GOES для глобальной метеорологической системы были запущены США в 1977 г. За ними последовали спутники ЕКА (Meteosat) и Японии (GMS). Запустив свой спутник с опозданием на 15 лет, Россия все же замкнула всемирную сеть метеорологического наблюдения (Рис.1).

Рис.1. Глобальная геостационарная метеосистема. Точки стояния, слева направо: GOES-West (135° з.д.), GOES-East (75° з.д.), Meteosat (4° в.д.), GOMS (76° в.д.), GMS (140° в.д.).

Генеральным заказчиком системы “Планета-С” и КА “Электро” в настоящее время является Российское космическое агентство (РКА), а потребителем информации — Роскомгидромет. Разработку и изготовление осуществляет НПП ВНИИЭМ (г.Москва) с кооперацией промышленных организаций России.

Прием и обработку информации осуществляет НПО “Планета”. На территории России также находится 58 автономных пунктов приема метеорологической информации со спутника

Космический аппарат “Электро” (11Ф652; Рис.2) должен быть выведен на геостационарную орбиту в точку стояния 76° в.д. Российские стационарные метеоспутники могут также выводиться в точки 14° з.д. и 166° в.д. КА “Электро” имеет габаритные размеры 6.35x2.10x4.10 м и массу 2580 кг. Размах солнечных батарей составляет 14.70 м, их площадь 30 м2.

Масса полезной нагрузки спутника составляет 700 кг. Аппаратура “Электро” подразделяется на специальный, служебный и обеспечивающий комплексы. Перечень комплексов и систем приведен в Табл. 1.

Рис.2. Метеорологический спутник “Электро”

Ниже приведены характеристики аппаратуры специального комплекса.

1. Бортовой телевизионный комплекс (БТВК) видимого и ИК-диапазонов спектра.

Число спектральных каналов — 2.

Спектральные диапазоны:

— 0.4-0.7 мкм (видимый)

— 10.5-12.5 мкм (ИК)

Пространственное разрешение на местности:

— 1500 м (в видимом диапазоне)

— 6000-8000 м (в ИК-диапазоне)

2. Радиационно-магнитометрические системы.

Диапазоны регистрируемых явлений:

0.2-500.0 КэВ (протоны)

0.2-2.5 МэВ (электроны)

2.0-120.0 МэВ (частицы)

10-130 нм (ультрафиолетовое излучение)

0.2-1.0 нм (рентгеновское излучение)

Измеряются вариации вектора магнитного поля Земли.

3. Бортовой радиотехнический комплекс передачи телевизионной и геофизической информации (скорость — до 2.56 Мбит/с)

Передача и ретрансляция потоков данных со скоростью до 960 кбит/с.

Передача и сбор потоков данных до 60 кбит/с.

Сбор данных с платформ сбора данных со скоростью до 100 бит/с с каждой платформы.

Передача (ретрансляция) аналоговой и факсимильной информации.

После “Альтаира” и “Гейзера” “Электро” — третий тип российских стационарных ИСЗ, обладающих бортовой управляющей системой с БЦВМ. Благодаря ей спутник может автономно, без управляющих воздействий с Земли, работать в течение 18 суток. После это в течение 3 суток производится подтверждение на следующий период или закладка новой 18-суточной программы, а также закладка программы коррекции орбиты, если это необходимо. Каждый час происходит сброс телевизионной картинки. Во время передачи в картинку зашивается кадр телеметрической информации, который передается из НПО “Планета” в ЦУП КА ННХН для текущего контроля.
Табл.1. Бортовая аппаратура КА “Электро”

ПриборИндексПолное наименование
1.Специальный комплекс
БТВК17В52Бортовой телевизионный комплекс
РМС17В05Радиационно-магнитометрическая система
БРРК17Р511Бортовой ретрансляционный радиотехнический комплекс
БПРК17Р73Бортовой передающий радиотехнический комплекс
АФУ-Антенно-фндерное устройство
2. Служебный комплекс
БКИС17Р311Бортовая командно-измерительная система
БАТИ17Р410Бортовая аппаратура телеизмерений
БСВЧ17Р93Бортовой стандарт времени и частоты
БУС17М820Бортовая управляющая система (БЦВМ)
3. Обеспечивающий комплекс
СОК17М812Система ориентации корпуса
СКР-Система коррекции и разгрузки
СТР-Система терморегулирования
СОСБ-Система ориентации солнечных батарей
СЭС17М020Система энергопитания

КА “Электро” оснащен 3-осной системой ориентации, обеспечивающей точность ориентации 2' по крену и тангажу и 5' по рысканью и точность стабилизации 0.001 град/сек. Для стационарных метеоспутников 3-осная система ориентации была реализована впервые лишь на американском КА 2-го поколения GOES-8, запущенном в апреле 1994г. (“НК”№8, 1994).

Бортовой комплекс связи и ретрансляции данных обеспечивает передачу по цифровым радиоканалам телевизионной, температурной и радиационно-магнитометрической информации на Главный (г.Долгопрудный Московской обл.) и региональные (Новосибирск, Хабаровск) центры приема и обработки (ЦПИ) данных, ретрансляцию обработанных метеоданных в виде массивов факсимильной и буквенно-цифровой информации от ЦПИ к автономным приемным пунктам, обмен ретранслируемой высокоскоростной информацией между Главным и региональными ЦПИ, а также вызов автоматических платформ сбора метеоданных для передачи информации на КА.

Трудности создания 3-осной системы ориентации и бортовой управляющей системы стали основными причинами многолетней задержки первого запуска “Электро”. На эти технические сложности наложились организационные проблемы, связанные с большой загруженностью военной промышленности СССР, а затем и финансовые неурядицы.

Наземный комплекс приема, обработки и регистрации информации (НК ПОР) предназначен для приема, первичной обработки и регистрации поступающей с КА информации (телевизионной, гелиогеофизической, общеобъектовой), сбора данных с ПСД (платформа сбора данных), а также распространение факсимильной (ФИ), буквенно-цифровой (БЦИ) информации, планирования работы бортового информационно-измерительного комплекса КА и собственно средств НК ПОР, выдачи необходимых данных для управления КА в Центр управления полетом.

В состав наземного комплекса управления КА “Электро” входят Центр управления полетом космических аппаратов научного и народно-хозяйственного значения (ЦУП КА ННХН, ЦУП “Рокот”, Москва), структурно входящий в Военно-космические силы МО РФ, и четыре Отдельных командно-измерительных комплекса (ОКИК) ВКС: ОКИК-4 (Енисейск), ОКИК-9 (Красное Село/С.Петербург), ОКИК-13 (Улан-Удэ), ОКИК-20 (Солнечный/Комсомольск-на-Амуре).



РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
Россия. Новый разгонный блок ДМ-2М

К.Лантратов. НК. Во время запуска 31 октября метеорологического спутника “Электро” ракетой-носителем 8К82К “Протон” в третий раз был использован новый российский разгонный блок 11С861-01. До этого с его помощью в этом году были выведены в расчетные точки стояния спутники “Галс” и “Электро”. Если следовать принятой в официальных сообщениях терминологии, то этот разгонный блок можно было бы обозначить ДМ-2М или ДМ-2-01.

Первым разгонным блоком этой серии стал блок Д (11С824), разработанный в ОКБ-1 для ракетно-космического комплекса Н1-Л3. Однако во время летных испытаний этого комплекса до блока дело так ни разу и не дошло. Он также был использован в программе Л-1 в качестве четвертой ступени РН 8К82К. С помощью блока 11С824 выводились и продолжают выводиться автоматические межпланетные станции, включая “Фобосы” и “Марс-94”.

Блок оснащается работающим на керосине и жидком кислороде двигателем 11Д58 с тягой 850 и удельным импульсом 350 сек, а также двумя двигателями осадки топлива для повторного запуска основного двигателя в невесомости. Для управления на пассивных участках траектории на блоке имеются двигатели ориентации, работающие на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраоксиде. Масса заправленного блока 11С824 составляет 17300 кг, длина 5.5 м, диаметр 4 м. Суммарное время работы блока — более 600 с.

С 1974 года начались запуски блока 11С86, названного позднее блоком ДМ. Блок представлял собой модификацию блока 11С824, предназначенную для вывода аппаратов на геостационарную орбиту. Первым спутником, выведенным на такую орбиту, стал “ Космос-637” (габаритно-весовой макет КА “Радуга”), стартовавший 26 марта 1974 года. Блок 11С86 отличался от 11С824 некоторыми конструктивными элементами (теплозащитное покрытие и пр.) и системой управления. Последний запуск блока 11С86 состоялся 16 сентября 1982 года.

А с 12 октября того же года началась эксплуатация следующей модификации — блока 11С861 (блок ДМ-2). При первом же запуске он показал свое качественное отличие от 11С86, выведя на близкую к круговой орбиту два первых спутника серии “Ураган” и габаритно-весовой макет третьего спутника. Однако 11С861 используется и для вывода аппаратов массой до 2400 кг на геостационарную орбиту.

Новая модификация блока 11С861-01 впервые использовалась 20 января 1994 года. Этот блок отливается от своего предшественника уменьшением в некоторых местах числа слоев теплоизоляционного покрытия, изменениями в системе управления и пр. За счет этого масса блока снизилась на 120 кг. Массу же выводимых на стационарную орбиту аппаратов удалось поднять до 2500 кг.

Все вышеперечисленные разгонные блоки производятся в РКК “Энергия”. В дальнейшем там планируется продолжать выпуск как блоков 11С861, так и блоков ПС861-01. На сегодняшний день заказ на первые больше, чем на вторые.

США. План создания одноразовых носителей

10 ноября. По сообщению газеты “Space News”. ВВС США провели совещание для перспективных подрядчиков, посвященное разработке усовершенствованных одноразовых носителей в рамках программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle).

Программа предусматривает готовность ракеты среднего класса к 2001 и тяжелого класса — к 2005 году. Демонстрационные полеты могут быть выполнены в 2000 и 2003 г. соответственно. Эти ракеты должны заменить находящиеся в эксплуатации носители “Атлас”, “Титан” и “Дельта”. Предполагается, что в интересах вооруженных сил будут выполняться 17-20 запусков ракет семейства EELV в год. НАСА, не участвующее в проекте и не финансирующее его, может тем не менее заказать некоторое количество готовых носителей.

В середине декабря 1994 г. ВВС намерены опубликовать предварительный, а в марте 1995 г. — окончательный вариант запроса предложений на разработку системы EELV. В июле будут выданы два контракта на срок от 1.5 до 2 лет на так называемую фазу уменьшения риска, когда будет производиться уточнение концепции и выявляться технологии минимального риска. Предполагаемый уровень финансирования разработок составляет 76 млн$ в 1995 ф.г., 75млн $ в 1996 ф.г. и 73 млн $ в 1997 ф.г. Эти средства обеспечат ВВС и другие организации, связанные с разведкой и национальной безопасностью.

В августе 1997 г. победившая группа разработчиков получит контракт на проектирование и отработку системы. Величина его оценивается в 1-2 млрд $. При этом разработчик обязан оплачивать все необходимые испытания двигателей, а также модификации стартовых комплексов и наземных систем. На этом этапе предлагается выделить 104 млн $ в 1998 ф.г., 173 млн $ в 1999, 108 млн $ в 2000 и 120 млн $ в 2001 ф.г.

Проект находится под управлением Центра космических и ракетных систем ВВС.

ЕКА. Огневое испытание двигателя “Ариан-5”

17 ноября. По сообщениям Рейтер и газеты “ Space News”. В Гвианском космическом центре в Куру выполнено первое длительное огневое испытание криогенного двигателя первой ступени РН “Ариан-5”. До этого в Европе было выполнено более 200 успешных испытаний двигателя.

Испытание длительностью 280 секунд было проведено на стартовом комплексе “Ариан-5”. Использовался специальный усиленный вариант первой ступени, более тяжелый, чем летный экземпляр.


КОСМОДРОМЫ
Украина. Крейсер “Варяг” станет стартовой площадкой?

10 ноября. Львов. Бизнес-ТАСС. Технико-экономический план работ по утилизации тя­желого авианесущего крейсера “Варяг” дол­жен представить украинскому правительству до 1 декабря Николаевский опытно-проект­ный центр кораблестроения Украины. Крей­сер предлагается превратить в морскую стартовую платформу для запуска ракетоно­сителей украинского производства. Предста­вители николаевского Черноморского судо­строительного завода, изготовившего крейсер, поддерживают идею опытно-проект­ного центра.

Такое решение принято в связи с отсутстви­ем средств на окончание строительства, по­ставку комплектующих и отсутствием заказа на крейсер.

По мнению представителя Опытно-проект­ного центра, в случае создания морской стар­товой платформы Украина получит возмож­ность начать испытания и эксплуатацию собственной ракетно-космической техники в рамках Национальной космической програм­мы в интересах как армии, так и народного хозяйства.


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

США-Россия. Консультации руководителей космических агентств

10 ноября. К.Лантратов. НК. На прошед­шей в РКА пресс-конференции руководители РКА Юрий Коптев и НАСА Дэниэл Голдин подвели итоги рабочей встречи, состоявшейся 9-10 ноября.

По заявлению директора РКА, это была “первая из предстоящих встреч, на которой рассматривалась конкретная программа со­трудничества между двумя странами в области пилотируемых космических полетов”.

В отличие от предыдущих переговоров, на этой встрече присутствовали многие руководителей фирм и предприятий, которые будут участвовать в реализации проекта МКС. С американской стороны в консультациях принимали участие президент компании “Boeing Space & Defense”, главный исполнительный директор компании “Rockwell International” и руководитель космических работ компании “Lockheed”. Российская сторона была представлена руководителями Ракетно-космической корпорации “Энергия”, Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева, Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Государственного центра медико-биологических проблем, Центрального научно-исследовательского института машиностроения и некоторых других предприятий и институтов.

По словам Юрия Коптева, на встрече рассматривались не общие проблемы, а конкретные выполненные и предстоящие работы. Руководители РКА и НАСА с удовлетворением отметили на пресс-конференции, что из более чем 20 вопросов, заслушанных в ходе встречи, их вмешательства потребовали лишь два. Остальные были решены в рабочих группах.

Вмешательство потребовалось в вопросе совсем не космическом. “При подписании графика поставок нашего оборудования в Россию мы плохо себе представляли, как работает в России таможня, — сказал Дэниэл Голдин. И вместо того, чтобы изучить этот процесс заранее, мы учимся методом проб и ошибок.” Чтобы выдержать график, в частности, график поставки научной аппаратуры для модуля “Спектр”, директора космических агентств обратились за помощью к комиссии Черномырдина-Гора. Теперь к декабрьской встрече премьер-министра и вице-президента должна быть согласована специальная таможенная процедура для доставки американского оборудования для “Мира” в Россию.

Среди проблем, которые решались в группах, был вопрос о медицинском допуске космонавтов и астронавтов к космическим экспедициям. За прошедшие десятилетия пилотируемых полетов в России и США независимо друг от друга сложились свои медицинские требования. Когда началась программа “Мир-Шаттл”, было решено, что при отправке астронавтов на подготовку в Россию их медицинское освидетельствование проведут американские врачи. В свою очередь российских космонавтов будут освидетельствовать российские врачи. Но стороны не разобрались с самого начала, что требования в каждой стране разные. За время двухдневной встречи специалисты выработали единый медицинский протокол. Теперь в обследовании американских астронавтов в России будут принимать участие не только американские, но и российские врачи. Это же относится и к российским космонавтам в США.

Еще с американской стороны до встречи была высказана озабоченность надежностью российских стыковочных узлов, которые предполагается использовать при стыковках станции “Мир” и шаттла, начиная с полета STS-74. По словам Коптева, экспертами было найдено взаимоудовлетворяющее решение, которое обеспечивает и выполнений требований по надежности, и выдерживание жестких графиков поставок этих узлов в США.

На встрече были согласованы генеральный план проведения общих работ по созданию Международной космической станции (МКС) “Альфа” и детальный план полетов шаттлов к станции “Мир” в 1995-97 годах, а также обсуждена программа запланированной на 15-16 декабря встречи между премьер-министром России В. Черномырдиным и вице-президентом США А.Гором.

Юрий Коптев объявил согласованный план полетов американских кораблей к российской станции в рамках программ “Мир-Шаттл” и “Мир-НАСА” (см. Табл.1). Он официально подтвердил, что из-за переноса с 1 на 14 марта 1995 года старта американского астронавта на “Союзе ТМ-21” будет перенесен и запуск “Атлантиса” по программе STS-71. Ранее он планировался на 30 мая, теперь — на 10 июня.
Табл. Планы американских кораблей
в рамках программ “Мир-Шаттл” (М/Ш)
и “Мир-НАСА” (М/Н)


Дата стартаОбозначение полетаОрбитальная ступеньПрограмма
02.02.1995STS-63Дискавери (20)М/Н
10.06.1995STS-71Атлантис(14)М/Ш
26.10.1995STS-74Атлантис(15)М/Н
20.03.1996STS-76Атлантис(16)М/Н
31.07.1996STS-79Атлантис (17)М/Н
05.12.1996STS-81Атлантис(18)М/Н
15.05.1997STS-84Атлантис(19)М/Н
11.09.1997STS-86Атлантис (20)М/Н

Определен состав российского сегмента МКС “Альфа”: функционально-грузовой блок, служебный модуль, универсальный стыковочный модуль, стыковочный отсек, три исследовательских модуля, модуль с системой жизнеобеспечения и научно-энергетическая платформа. ФГБ планируется запустить в ноябре 1997 года (год назад срок был — май). Первый этап сборки завершится к концу 1998 года с приходом на станцию американского лабораторного модуля (“Lab”). К этому моменту на станции смогут постоянно работать 2-3 космонавта или астронавта. После завершения окончательной сборки МКС в 2002 году на ней будут находиться одновременно шесть членов экипажа: по три на российском и американском сегментах.

Идеология развертывания станции, по словам Юрия Коптева, “постоянно дышит”. Так, теперь решено, что на первом этапе сборки МКС на американском узловом модуле Node 1 будет установлен сегмент Р6 левого борта большой фермы с комплектом солнечных батарей для увеличения энергетики строящейся “Альфы” и сегмент Z1 с гироскопическими компенсаторами моментов GMC для обеспечения ее ориентации. В дальнейшем, после появления российской НЭП и американской составной фермы, эти сегменты будут перенесены на свои штатные места.

Официально подтверждено, что управление российским сегментом станции будет вестись из калининградского центра управления. После завершения строительства “Альфы” стратегическое планирование планируется возложить на совместную группу, дислоцирующуюся в Хьюстоне. Оперативное управление будет осуществляться российским, американским, европейским и японским центрами.

Результаты экспериментов станут собственностью той стороны, которая оплатила их проведение. Это положение, отраженное пока в российско-американском меморандуме, должно получить подтверждение в виде межправительственного соглашения, которое планируется подписать всеми странами-участницами проекта МКС в марте-апреле следующего года.

Юрий Коптев и Дэниэл Голдин остались очень довольны взаимопониманием, присутствовавшим во время работы всех групп. Подобные встречи будут теперь проводиться один раз в три месяца поочередно в России и США.

По сообщениям Рейтер, Франс Пресс. На пресс-конференции директор НАСА Дэниэл Голдин подчеркнул, что имевшие место в последние месяцы проблемы с российской станцией “Мир” не повлияют на программу полетов шаттлов к “Миру” и работ американских астронавтов на ней. НАСА платит за полеты американцев на “Мире” 334 млн $. Состояние станции рассматривается как удовлетворительное. “В настоящее время у нас нет опасений, — сказал Голдин. — Но мы не будем запускать людей, если проблемы возникнут”.

По сообщению “Space News”. Американская и российская стороны составили и подписали в ходе консультаций 9-10 ноября соглашение, разрешающее вопрос о порядке проведения медицинских обследований американских членов экипажа российской станции “Мир”.

Соглашение определяет правила допуска по медицинским показаниям космонавтов и астронавтов к полетам в течение “первой фазы” проекта МКС (т.е. полетов на “Мир”). Каждая из сторон полагается на официальное заключение другой стороны о допуске астронавта или космонавта к полету до проведения за 30-45 суток до запуска предполетного медицинского обследования, состав которого также оговаривается. Американцы настояли на положении, согласно которому российские медики обязаны изучить данные о радиационных дозах, полученных астронавтами, прежде чем назначать рентгеноскопию или флюорографию.

Ранее американская сторона возражала против проведения регулярного медицинского обследования астронавтов каждые три месяца. Эти обследования, утверждали американцы, дороги, не нужны и могут нанести вред здоровью астронавтов. Российская сторона, ссылаясь на больший опыт осуществления длительных полетов, настаивала на выполнении принятых процедур для обеспечения безопасного длительного пребывания астронавта на станции.

Соглашение также предусматривает создание совместной комиссии по медицинской политике, которая выработает общую систему допуска к полетам на Международной космической станции.

Соглашение подписали главный врач НАСА Арнольд Никогоссян (Arnauld Nicogossian) и директор ГЦМБП Анатолий Григорьев, а также руководитель медицинского отделения Космического центра имени Джонсона Сэм Пул (Sam Pool) и главный врач ВВС МО РФ Евгений Бережной.


ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ
Россия. Эксперимент по программе ЕКА

8 ноября. А.Якунин, пресс-служба ЦСКБ. Сегодня в Центральное специализированное конструкторское бюро (Самара) прибыла группа специалистов Европейского космического агентства. Целью их приезда является проведение входного контроля аппаратуры “Биобокс”, предназначенной для установке на КА “Фотон” № 10, и согласования инструкции по ее испытаниям.

Аппаратура “Биобокс” предназначена для проведения исследований по клеточной и гравитационной биологии в условиях воздействия микрогравитации. Аналогичный комплект аппаратуры уже побывал в космосе на борту КА “Бион” №10.

Закончить проведение входного контроля аппаратуры “Биобокс” планируется 11 ноября 1994 года.

Вывод КА на орбиту будет проводиться с космодрома Плесецк ракетой-носителем “Союз”. На месте приземления спускаемый аппарат встретит бригада специалистов, которые снимут аппаратуру “Биобокс” и передадут ее представителям ЕКА.

График запусков РН “Ариан” в 1995 году

11 ноября. Самара. ИТАР-ТАСС. В ЦСКБ в Самаре завершена подготовка к эксперименту по программе Европейского космического агентства. Его специалисты, прибывшие в Самару, подписали сегодня протокол о готовности аппаратуры “Биобокс” к работе в условиях космоса.
ДатаПолезная нагрузкаДатаПолезная нагрузка
Янв. 1995ERS-2Июн. 1995Astra IE
Фев. 1995Intelsat 706Авг. 1995Telecom 2C
Insat2C
Map. 1995DBS-3Сен. 1995N-Star B
Map. 1995HeliosОкт. 1995Intelsat 707
Апр. 1995N-Star AНоя. 1995PalapaCl
Measat-1
Май 1995PAS-4Дек. 1995M-Sat

Эта внеземная лаборатория позволяет проводить исследования по влиянию космических факторов на различные простейшие живые организмы и минералы. После приземления спутник встретят специалисты из Самары, снимут аппаратуру “Биобокс” и в запечатанном виде передадут ее заказчикам для дальнейших исследований.

Эксперименты по программе агентства уже проводились на борту аппарата “Бион-10”. Сейчас готовится к выводу на орбиту одиннадцатый аппарат этой серии.

По сообщению газеты “Space News”. Консорциум “Arianespace”, эксплуатирующий европейские ракеты-носители семейства “Ариан”, планирует увеличить частоту запусков в 1995 г. до одного раза в месяц. Предполагаемый график запусков на 1995 г. приведен в Табл.

Запуск Инфракрасной солнечной обсерватории ISO предполагается выполнить в сентябре 1995 г. Этот пуск не включен в график, но будет выполнен в приоритетном порядке при готовности полезной нагрузки. На ноябрь 1995 г. назначен также первый испытательный пуск РН “Ариан-5” со спутником связи — “Арабсат” и четырьмя исследовательскими — КА “Кластер”.


КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
Россия. Эксперимент HUBES: “стыковка” прошла успешно

18 ноября. По материалам газеты “Красная звезда”. В “НК” №18,1994, мы сообщали о начале эксперимента по программе HUBES, разработанной Европейским космическим агентством (ЕКА) совместно со специалистами ИМБП.

На 67-е сутки эксперимента к “марсолету” на Хорошевском шоссе, 76а, подошел грузовой корабль. Испытатели получили дополнительное оборудование, почту, продукты питания. ЕКА и Институт медико-биологических проблем в первую очередь позаботились о дальнейшем существовании участников эксперимента в “глубинах космоса”. Организаторы эксперимента HUBES учли пожелания испытателей. Благополучно миновав таможню, в Москву прибыли из Франции контейнеры с продуктами. Упаковки с ними выстроились перед шлюзовой камерой. Бригада врачей утром 7 ноября была готова к операции загрузки.

Ровно в 11 часов по московскому времени ответственный инженер эксперимента С.Лазиев приступил к разгерметизации бытового отсека. Загрузка земного “космолета” была расписана по минутам. Оперативно работали специалисты служб обеспечения эксперимента. По телевизионным мониторам можно было наблюдать слаженность действий экипажа. Каждая полученная извне вещь тут же занимала свое место. Испытатели получили необычный подарок — новогоднюю елку. Ведь им придется встречать Новый год не в кругу родных, а своей семьей, которую создал на земной орбите уникальный международный космический эксперимент HUBES.

Время, отведенное на “стыковку”, стало для испытателей зарядом духовной бодрости, придало всем больше уверенности в успешном завершении эксперимента. Окончится он 14 января 1995 года.

НОВОСТИ АСТРОНОМИИ

Красные карлики не могут быть “скрытой” массой

15 ноября. По сообщению НАСА и Научного института Космического телескопа. Две независимые группы исследователей пришли по результатам наблюдений на Космическом телескопе имени Хаббла к выводу о том, что количество наиболее слабых звезд — красных карликов — намного меньше, чем ожидалось.

Теоретические модели термоядерного горения звезд дают нижний предел массы звезды, способной загореться и поддерживать свое горение, в 0.08 массы Солнца. В близких окрестностях Солнца количество красных карликов превышает суммарное количество звезд всех остальных типов, причем с уменьшением массы количество объектов возрастает. Предполагая, что наиболее мелкие звездные объекты наиболее многочисленны, астрономы в течение долгого времени считали, что суммарная масса красных карликов может быть существенно выше, чем масса остальной видимой материи — галактик, скоплений, более крупных звезд. Наземные наблюдения как будто бы подтверждали наличие большого количества звезд на пороге чувствительности телескопов. Красные карлики, тусклые, с трудом наблюдаемые звезды, выступали поэтому как наиболее вероятные кандидаты на роль “скрытой массы” (или “темной материи”) — не фиксируемой современными приборами массы вещества, достигающей 90 и более процентов массы Вселенной.

“Хаббл” позволил наблюдать красные звезды в 100 раз менее яркие, чем обнаруживают земные инструменты, причем высокое разрешение телескопа позволило уверенно различать звезды и слабые далекие галактики. Группа ученых, возглавляемая д-ром Джоном Бакаллом (John Bahcall) из Института перспективных исследований в Принстоне, показала в результате тщательного подсчета звезд различных масс и светимостей на сделанных камерой WF/PC-2 снимках отдельных площадок Млечного пути, что количество слабых красных карликов намного ниже предсказанного. Исследователи пришли к выводу, что тусклые красные карлики содержат не более 6% суммарной массы сферического гало нашей Галактики и не более 15% массы дисковой составляющей. По аналогии следует считать аналогичные величины характерными для других галактик и Вселенной в целом.

Группа Франческо Пареске (Francesco Раresce) из Научного института Космического телескопа исследовала шарообразное звездное скопление NGC 6397. Исследователи с удивлением обнаружили, что центральная область скопления, в которой, согласно моделям, должно было быть большое количество слабых звезд, настолько пустынна, что через нее удается видеть гораздо более далекие галактики. Пареске и его коллеги выполнили наиболее полный анализ звездного населения этого очень старого скопления и установили, что больше всего в нем звезд с массой около 0.20 солнечной — по 100 на одну звезду типа Солнца, но более легкие звезды практически отсутствуют. Исследователи рассмотрели возможность того, что наиболее легкие звезды были выброшены из скопления в результате гравитационного взаимодействия с более тяжелыми его членами. Но в таком случае они должны были перейти в состав населения гало, что опровергается данными группы Бакалла.

На то, что 90-95% массы Вселенной находится в виде ненаблюдаемой “скрытой” массы, указывают популярные модели развития Вселенной. Ее существование подтверждают также анализ движения галактик в скоплениях, свойства высокотемпературного газа в скоплениях галактик, соотношения количеств легких элементов и изотопов, возникших в результате Большого взрыва. При наличии большой “скрытой массы” наблюдаемое расширение Вселенной должно в конечном счете смениться ее сжатием.

В качестве кандидатов на роль неизлучающего вещества рассматривались черные дыры, нейтронные звезды и различные “экзотические” элементарные частицы. Наиболее консервативное и простое предположение состояло в том, что “скрытую массу” образуют очень слабые звезды, но теперь его следует считать отвергнутым.

Неясно, какие структурные единицы Вселенной содержат “скрытую” массу. Косвенные свидетельства существования её в сферической составляющей населенна нашей Галактики получены из анализа движения звезд в диске Млечного пути. Недавно принстонскому ученому Пегги Сачетту (Peggy Sachett) с использованием наземных инструментов удалось получить изображение тусклого свечения вокруг одной из близких спиральных галактик, форма которого соответствует расчетной форме гало из “скрытой” массы. Пока неясно, является ли оно свечением самой “темной материи” или свечением звезд под ее влиянием.

Еще одним проявлением “скрытой” массы в гало Галактики стали наблюдения нескольких случаев гравитационного линзирования — непродолжительного возрастания яркости внегалактических звезд при прохождении между ними и наблюдателем невидимого массивного объекта. Такие объекты получили наименование МАСНО — массивные компактные объекты гало. Малое количество тусклых красных карликов доказывает, что они не могут также отвечать за все случаи гравитационного линзирования. В качестве МАСНО, однако, мoгyт выступать коричневые карлики — еще более мелкие несамосветящиеся объекты типа Юпитера.

Результаты исследования группы Дж.Бакалла опубликованы в номере “The Astrophysical Journal” от 1 ноября. Статья Ф.Пареске должна появиться там же 10 февраля.


ЮБИЛЕИ
М.Ф.Решетневу — 70 лет

10 ноября. НК. В.Давыдова. Его имя еще несколько лет назад хранилось в строжайшей тайне. Так уж у нас в стране повелось, что имена генеральных конструкторов скрывала завеса секретности. В их числе был и Михаил Федорович Решетнев — один из выдающихся инженеров нашего времени, ученый, органи­затор производства.

Ему в жизни повезло. Окончив в 1950 году Московский авиационный институт, Решет­нев попал в ОКБ-1 С.П.Королева. Здесь он меньше чем за десятилетие прошел путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора.

В 1959 году, в связи с осложнением между­народной обстановки, руководство страны ре­шило создать “дублера” ОКБ-1 и разместить его подальше от западных границ. Возглавить филиал №2 ОКБ-1 в Красноярске-26 С.П.Ко­ролев предложил М.Ф.Решетневу — в то вре­мя 35-летнему кандидату технических наук. Позднее этот филиал был реорганизован в На­учно-производственное объединение при­кладной механики (НПО ПМ). Его ядром ста­на группа специалистов ОКБ-1 в 60 человек. Как вспоминает Михаил Федорович, “... СП. Королев передал нам на серийное производство спутник связи “Молния-1”, который был сделан в его КБ, мы провели ряд доработок. С тех пор связь и стала основным направлением нашей работы”.

Практически все спутники связи, навигации и геодезии родились именно здесь, в Сибири, на “фирме” Решетнева. Здесь же создавалась национальная спутниковая телевизионная система. Под руководством М.Ф.Решетнева в Красноярске-26 была создана уникальная материально-техническая база новой техники, позволяющая изготовлять самые совершенные изделия. “Молния”, “Горизонт”, “Экран”, “Радуга”, “Глонасс”, “Гранит” и другие созданы под руководством Решетнева. За тридцать лет НПО ПМ создало 16 типов только связных спутников — как в интересах обороны, так и в интересах народного хозяйства.

Генеральный директор М.Ф.Решетнев ищет плодотворных контактов по созданию спутников и по работам в отдельных системах и технологиях. Создана корпорация “Совканстар Сэтлайт Коммьюникейшн”, в которую входят несколько канадских фирм и НПО ПМ. Разрабатывается проект “СЕСАТ” (спутник связи) совместно с французской фирмой “Алкатель”. По словам Решетнева, подобное сотрудничество повышает технический уровень специалистов объединения и дает им возможность расширить кругозор, а также приносит небольшой доход НПО ПМ.

Опыт, знания и авторитет М.Ф.Решетнева сыграли решающую роль и при организации Сибирского отделения Российской инженерной академии, созданного в 1991 году. Доктор технических наук, профессор Решетнев большое значение придает подготовке научных и инженерных кадров, возглавляет кафедру “Космические аппараты” Сибирской авиакосмической академии.

М.Ф.Решетнев награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда и тремя орденами Ленина. Он лауреат Ленинской премии и Золотой медали имени С.П.Королева, действительный член Российской академии наук. Этими наградами Михаил Федорович может по праву гордиться, потому что получены они за вклад таланта и мысли в развитие космической науки, создание космических объектов и комплексов.

Редакция “Новости космонавтики” поздравляет выдающегося ученого и инженера с семидесятилетием, желает ему доброго здоровья и новых творческих успехов!


БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА “ВИДЕОКОСМОС”
Члены экипажа КК “Атлантис” по программе STS-66


Подготовлено В.Молчановым

Командир экипажа Донадд Рэй Мак-Монэйгл (Donald Ray McMonagie)
Полковник ВВС США
245-й астронавт мира 152-й астронавт США

Дон Мак-Монэйгл родился 14 мая 1952 года в г.Флинт, штат Мичиган. Там же в 1970 году он закончил среднюю школу им. Майкла Хэмэди. После ее окончания Дон поступил в Академию ВВС США.

Академию Мак-Монэйгл закончил в июне 1974 года 70-м из 813 курсантов, и ему было присвоено звание второго лейтенанта ВВС США. При окончании академии он защитил степень бакалавра наук по космической технике.

В 1975 году он прошел летную подготовку на авиабазе ВВС Коламбас, штат Миссиссиппи. После того, как Мак-Монэйгл прошел переподготовку на истребитель F-4 в составе 309-й эскадрильи тактических истребителей на авиабазе Хомстид во Флориде, он был направлен в 35-ю эскадрилью тактических истребителей на авиабазу Кунсан в Южной Корее, где до 1976 года был летчиком истребителей F-4. Затем Доналд был откомандирован в 8-ю эскадрилью тактических истребителей, базировавшуюся на базе Холломэн в Нью-Мексико, где с 1977 по 1979 год переучивался на истребитель F-15. В 1977 году он заочно окончил школу офицеров эскадрильи.

Доналд Мак-Монэйгл

Кёртис Браун

Эллен Очоа

Джозеф Тзннер

Жан-Франсуа Клервуа

Скотт Паразински

С 1979 по 1980 год Доналд Мак-Монэйгл служил летчиком-инструктором самолета F-15 в 550-й тренировочной эскадрилье тактических истребителей на авиабазе Льюк в Аризоне. В 1981 году он поступил в Школу летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, где стал лучшим выпускником своего курса. Его оставили на базе Эдвардс, где в 1982-1985 годах он служил строевым офицером и летчиком-испытателем совместного проекта ВВС, ВМФ и НАСА по демонстрации комплекса технологических достижений перспективных истребителей на самолете F-I6 в составе 6510-го испытательного полка. Полеты выполнялись в Летно-исследовательском центре НАСА имени Х.Л.Драйдена на авиабазе ВВС США Эдвардс.

В 1983 году Мак-Монэйгл заочно окончил Командно-штабной колледж Корпуса морской пехоты США. С января 1982 по декабрь 1985 года он учился в Калифорнийском университете во Фресно, где получил степень магистра наук по механике. В 1985-1986 годах он учился в Командно-штабном колледже ВВС США на авиабазе Максвелл, штат Алабама. Затем продолжал службу в качестве строевого офицера в 6513-й испытательной эскадрилье на авиабазе Эдвардс.

К настоящему времени Мак-Монэйгл налетал свыше 4200 часов на различных летательных аппаратах, главным образом на самолетах T-38, F-4, F-15 и F-16.

Майор ВВС США Мак-Монэйгл был отобран ПАСА кандидатом в 12-ю группу астронавтов в июне 1987 года. В августе 1988 года он завершил общекосмическую подготовку с квалификацией пилота и после этого занимался различными элементами ракетно-космической системы, наземным имитатором и летным тренажером. В июле 1989 года он получил назначение в Центр управления полетом и работал оператором связи между экипажами и Центром управления в ходе полетов STS-33, STS-32, STS-36.

Свой первый полет в космос Дон Мак-Монэйгл совершил 28 апреля-6 мая 1991 года в качестве летного специалиста “Дискавери” в полете STS-39. В полете он пробыл 199 часов 22 минуты 21 секунду.

Во втором полете, STS-54, состоявшемся 13-19 января 1993 года, Мак-Монэйгл был пилотом “Индевора”. Полет длился 143 час 38 мин 17 сек.

Для полковника ВВС США Мак-Монэйгла STS-66 — третий полет в космос.

Он женат на Джэнис Бий Мортон. В их семье двое детей: Хитер Николь (7 октября 1989), и Келси Даун (18 июня 1992).

У Дона каштановые волосы и карие глаза. Его рост 183 см, вес 79 кг. Он увлекается теннисом, рэкетболом, лыжами, подводным плаванием и пилотированием легких самолетов.

Пилот
Кёртис Ли Браун-младший (Curtis Lee Brown, Jr.)
Подполковник ВВС США
279-й астронавт мира 174-й астронавт США

Кёртис Браун родился 11 марта 1956 года в г.Элизабеттаун в штате Северная Каролина. Там же в 1974 году он окончил среднюю школу “Ист-Блэйден”. В мае 1978 года по окончании Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс ему была присвоена степень бакалавра наук по электротехнике.

После окончания академии в звании второго лейтенанта Браун был призван в ВВС США. В июле 1979 года он завершил летную подготовку на авиабазе Лофлин в Дель-Рио, Техас. На авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне он переучился на штурмовик А-10 и с января 1980 года был направлен в состав 353-й тренировочной эскадрильи тактических истребителей на базе Мёртл-Бич, штат Южная Каролина.

В марте 1982 года Кёртис Браун возвратился на базу Дэвис-Монтан, где служил летчиком-инструктором на самолетах А-10 в 357-й тренировочной эскадрилье тактических истребителей. В январе 1983 года он поступил в Школу вооружений истребителей ВВС США на авиабазе Неллис в Неваде, после окончания которой вернулся в Дэвис-Монтан в качестве инструктора по тактике и вооружениям самолетов А-10.

В июне 1985 года Браун поступил в Школу летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. После ее окончания в июне 1986 года был направлен на базу ВВС Эглин во Флориде, где был летчиком-испытателем самолетов А-10 и F-16. На авиабазе Эглин он служил в составе 3247-й испытательной эскадрильи.

К настоящему времени Кёртис Браун налетал 3700 часов на различных реактивных самолетах.

Капитан ВВС США Браун был отобран НАСА кандидатом в 12-ю группу астронавтов в июне 1987 года. В августе следующего года он завершал общекосмическую подготовку с квалификацией пилота. После этого он был включен в работы по совершенствованию наземного имитатора шаттла и занимался отработкой полетной документации, руководил астронавтами группы обеспечения старта по посадке и выходу экипажа из корабля, контролировал наземное обслуживание “Колумбии” и “Дискавери”, был оператором связи.

Свой первый полет в космос Кёртис Браун совершил 12-20 сентября 1992 года. Он был пилотом “Индевора” в полете STS-47 с американо-японской лабораторией “Спейслэб”. Полет продолжался 190 час 30 мин.

STS-66 — второй полет Брауна в космос.

Браун был женат на Ребекке Мелвин, они разведены. Их сын Грегори Скотт родился 9 ноября 1983 года.

Браун брюнет с голубыми глазами. Его рост 183 см, вес — 80 кг. Он увлекается обыкновенными и водными лыжами, подводным плаванием, столярными работами, восстановлением старых автомобилей и управляемыми по радио моделями самолетов, парусным спортом и высшим пилотажем.

Руководитель операций с полезной нагрузкой Летный специалист
Эллен Лори Очоа (Ellen Lauri Ochoa)
Доктор наук
288-й астронавт мира 180-й астронавт США

Эллен Очоа родилась 10 мая 1958 года в Лос-Анжелесе, штат Калифорния, но считает Ла-Меса в том же штате своим родным городом. В 1975 году в Ла-Меса она окончила среднюю школу Гроссмонта.

В мае 1980 года в Государственном университете Сан-Диего Очоа с отличием защитила степень бакалавра наук по физике. В июне 1981 года в Стэнфордском университете она получила степень магистра по электротехнике, а в сентябре 1985 года, также в Стэнфорде, защитила степень доктора по электротехнике. Ее докторская диссертация называлась “Инверсия интенсивности с использованием четырехволнового смешивания в фоторефрактивных кристаллах в реальном масштабе времени (нелинейная оптика) “. В ней она проработала использование фоторефрактивных кристаллов (голографическая среда реального времени) в когерентной четырехволновой смешивающей оптической системе для нелинейной фильтрации изображений, и эта работа стала основой для патента.

После окончания Стэнфордского университета в 1985 году Очоа проводила исследования и занимала руководящие должности в Сандийской национальной лаборатории в Ливерморе в штате Калифорния. Здесь она работала над разработкой оптических методов по инвариантному к искажениям распознаванию объектов и оптических фильтров для устранения искажений. В данной области она является соавтором двух полученных патентов.

В 1988 году д-р Эллен Очоа поступила в Исследовательский центр имени Эймса НАСА в Моффетт-Филд в Калифорнии, где руководила исследовательской группой по оптической обработке, в основном занимаясь системами оптического распознавания для автоматических космических аппаратов. Через шесть месяцев она стала руководителем отделения технологий прогнозирующих систем, и в этой должности являлась техническим и административным руководителем 35 ученых и инженеров, которые занимались исследованиями и разработками высокоэффективных вычислительных систем в интересах авиации и астронавтики. Очоа представила ряд докладов и опубликовала статьи в научных журналах.

Доктор Эллен Очоа была отобрана НАСА кандидатом в 13-ю группу астронавтов в январе 1990 года, а в июле следующего года она закончила общекосмическую подготовку с квалификацией летного специалиста. В качестве астронавта работала над проверкой летного программного обеспечения, представляла экипаж при разработке программного обеспечения, технических средств и робототехники.

Свой первый полет в космос она совершила 8-17 апреля 1993 года. В полете STS-56 Эллен была летным специалистом “Дискавери” и провела в полете 222 час 8 мин 19 сек.

STS-66 — ее второй полет в космос.

Эллен Очоа замужем за Коу Фалмером Майлзом, детей нет.

У нее каштановые волосы и голубые глаза. Ее рост 165 см, вес 50 кг. Она увлекается волейболом и велосипедом, любит играть на флейте и имеет права частного пилота.

Летный специалист
Джозеф Ричард “Джо” Тэннер (Joseph Richard 'Joe' Tanner)
Ранее опыта космических полетов не имел
318-й астронавт мира 201-й астронавт США

Джо Тэннер родился 21 января 1950 года в г.Дэнвилл, штат Иллинойс. Его отец и мать имеют докторские степени. В 1968 году он окончил среднюю школу в Дэнвиле. В 1973 году в Университете Иллинойса он получил степень бакалавра наук по механике.

После окончания университета Тэннер поступил в Военно-морской флот США. В 1975 году он прошел летную подготовку и после этого служил в качестве летчика самолета А-7Е в 94-й эскадрилье легких штурмовиков на борту авианосца “Корэл Си”. Активную службу в ВМС США Тэннер закончил в должности летчика-инструктора 4-й тренировочной эскадрильи на базе Пенсакола во Флориде. После этого в составе резерва ВМС США он продолжал летать на самолетах А-7 параллельно с карьерой в НАСА.

В 1984 году он поступил в Космический центр имени Джонсона НАСА в качестве аэрокосмического инженера и пилота-исследователя. Он летал на аэродроме Эллингтон-Филд возле Хьюстона в Техасе, где обучал астронавтов технике посадки ракетоплана на тренировочном самолете шаттла STA. У Тэннера учились его будущие командир и пилот. Там же он летал на трех других типах самолетов и был ответственным за авиационную безопасность и руководителем отдела летчиков. Позже Джо Тэннер стал заместителем руководителя отделения авиационных операций и отвечал за работу сорока летательных аппаратов и штата из 400 человек.

В настоящее время Джозеф Тэннер имеет налет около 7000 часов на военных самолетах и летательных аппаратах НАСА.

Джозеф Тэннер был отобран НАСА кандидатом в 14-ю группу астронавтов в марте 1992 года и прибыл для прохождения подготовки в августе. В 1993 году он завершил общекосмическую подготовку с квалификацией летного специалиста, получил назначение в отделение обеспечения миссий отдела астронавтов и занимался проверкой летного программного обеспечения в лаборатории авиационной интеграции шаттла.

STS-66 — его первый полет в космос.

Тэннер женат на Марте Карри. В семье двое детей — Вилльям, род. 3 января 1985 года, и Мэттью, род. 31 декабря 1986 года.

У Джо каштановые волосы и голубые глаза. Его рост 188 см и вес 84 кг. Он увлекается плаванием, любит выезды на природу, занимается альпинизмом и любит проводить свободное время со своей семьей.

Летный специалист
Жан-Франсуа Андре Клервуа (Jean-Francois Andre Clervoy)
Ранее опыта космических полетов не имел
319-й астронавт мира 5-й астронавт ЕКА (5-й астронавт Франции)

Жан-Франсуа Клервуа родился 19 ноября 1958 года в г.Лонжвилльле-Метц, Франция, но считает своим родным городом Тулузу.

В 1976 году он получил степень бакалавра в Военном колледже Сен-Сир л'Эколь. В 1978 году изучал высшую и специальную математику в военном училище в Ля-Флеш, в 1981 году закончил Политехническую школу в Париже. В1983 году Клервуа стал выпускником Высшей школы аэронавтики и космоса в Тулузе.

Клервуа в 1983 году был направлен в главное представительство по вооружению во французском космическом агентстве КНЕС, где в течение двух следующих лет занимался вопросами автоматики и систем управления ориентацией в таких проектах, как спутник наблюдения за земной поверхностью SPOT, система оптической межспутниковой связи STAR и АМС “Вега”. В сентябре 1985 года Клервуа был отобран во вторую группу французских спасьонавтов (космонавтов). В следующем году он прошел интенсивный 5-месячный курс изучения русского языка. Клервуа получил лицензию военного и гражданского парашютиста в 1978 году, права частного пилота в 1983 и лицензию военного водолаза в 1987 году. С1983 по 1987 год Клервуа преподавал курсы обработки сигналов и общую механику в Высшей школе аэронавтики и космоса в Тулузе.

В 1987 году Клервуа прошел подготовку в качестве летного инженера-испытателя в Школе летно-испытательного персонала в Истре (Франция). Следующие пять лет Жан-Франсуа Клервуа совмещал работу в летно-испытательном центре в Бретань-сюр-Орж в качестве руководителя программы параболических полетов, отвечающего за испытания и оценки полетов самолета “Каравелла” на невесомость, и в отделе экипажей программы “Гермес” в Тулузе, где занимался обеспечением европейской пилотируемой космической программы в области работ в открытом космосе, сближения на орбите и стыковки, автоматических манипуляторов и человеко-машинного интерфейса.

В конце 1991 года он прошел 6-недельный интенсивный курс подготовки в Звездном городке к работе на кораблях “Союз”, станции “Мир” и по системам для внекорабельной деятельности.

В мае 1992 года Жан-Франсуа Клервуа был отобран в группу астронавтов Европейского космического агентства (ЕКА). В августе 1992 года он был подключен к 14-й группе астронавтов НАСА и до 1993 года проходил общекосмическую подготовку. По ее завершении Клервуа был зачислен в отряд астронавтов НАСА (в качестве иностранного астронавта) с квалификацией летного специалиста. Участвовал в отработке дистанционного манипулятора и занимался вопросами робототехники.

STS-66 — первый полет Клервуа в космос.

Он женат на Лоране Буланже. Сын Ромэн родился 31 октября 1992 г.

У Клервуа каштановые волосы, зеленые глаза. Его рост 173 си, вес 65 кг. Он увлекается играми с ракеткой, каноэ и полетами всех видов.

Летный специалист
Скотт Эдвард Паразински (Scott Edward Parazynski)
Доктор медицины
Ранее опыта космических полетов не имел
320-й астронавт мира 202-й астронавт США

Скотт Паразински родился 28 июля 1961 года в г.Питтл-Рок, штат Арканзас, в детстве жил в разных странах, но считает своими родными городами Пало-Альто в Калифорнии и Эвергрин в штате Колорадо. Он учился в начальных школах в Дакаре (Сенегал) и Бейруте (Ливан), затем в специальной американской школе в Тегеране (Иран) и в 1979 г. окончил американскую среднюю школу в Афинах (Греция).

В 1983 году в Стэнфордском университете он получил степень бакалавра наук по биологии. Затем он продолжил образование в медицинской школе этого университета, где неоднократно награждался за проведенные исследовательские работы. Он изучал антигенные варианты африканской сонной болезни, используя сложную технику молекулярной биологии. В медицинской школе Стэнфорда Паразински был стипендиатом НАСА и изучал поведение жидкостей в организме во время космического полета. Кроме того, он участвовал в разработке нескольких средств физических упражнений для обеспечения длительных космических полетов.

В 1989 г. в медицинской школе Стэнфордского университета Паразински получил степень доктора медицины. После этого проходил практику в медицинской школе Гарвардского университета, затем в течение 22 месяцев работал в системе скорой помощи в Денвере, штат Колорадо. Доктор Паразински имеет большое количество публикаций по физиологии космического полета, акклиматизации в высотных полетах, проводил тщательные исследования по адаптации человека к стрессовым ситуациям.

Доктор Паразински был отобран НАСА кандидатом в 14-ю группу астронавтов в марте 1992 г. и в 1993 году завершил общекосмическую подготовку как летный специалист.

STS-66 — его первый полет в космос.

Скотт Паразински женат на Гэйл Мэри Воззелла. Детей нет.

Скотт блондин с зелеными глазами. Рост 188 см, вес 82 кг. Он увлекается альпинизмом и скалолазанием, полетами, подводным плаванием, лыжами, путешествиями и фотографией. Он был близок к включению в олимпийскую сборную США в 1988 г. по тобоггану и работал тренером филиппинской сборной на зимней Олимпиаде 1988 г. в Калгари.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА

1962
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14-22, 1994)

18.1.62. С.П.Королев прислал бумагу с просьбой поддержать его ходатайство о постройке в 62-63 гг. 8 новых кораблей “Восток-3А” с весом, большим веса “Восток-2” на 1.100-1.300 кг и с использованием носителя 11А57 (носитель объекта “Зенит-4”).

Корабли предназначаются для проведения экспериментов по стыковке на орбите, для создания экспериментальных орбитальных станций и для подготовки и отработки кораблей, предназначающихся для полетов к Луне. ВВС целиком поддерживают эти предложения. С.П. имеет ввиду, что на одном из стыкующихся кораблей должен быть пилот.

19.1.62. Вчера провел первый просмотр личных дел женщин-космонавток, из 58 отобрали 23 кандидата, которых пропустим через комиссию в первую очередь, во вторую очередь пропустим через комиссию и всех остальных.

Первое впечатление от просмотра личных дел — разочарование и неудовлетворенность. Мало ДОСААФ отобрало кандидатов и большинство отобранных не являются тем, чтобы мы хотели иметь. Нам нужны для первого набора: молодые, физически крепкие, умные девушки, уже имеющие стаж летной и парашютной подготовки, чтобы за 5-6 месяцев из них подготовить Гагариных и Титовых в юбке. Главная цель этой ускоренной подготовки в том, чтобы не дать возможности американцам опередить нас и продолжать будоражить мир нашими успехами в космосе.

Мы, кроме того, твердо знаем, что женщины будут летать в космосе, и чем раньше мы начнем их подготовку к космическим полетам, тем меньше неожиданностей и неприятностей может ожидать в будущем на этом пути.

27.1.62. Сегодня были у меня Гагарин и Титов. Титов вчера вернулся из поездки по Индонезии, Бирме, и Вьетнаму, а Гагарин в понедельник (29.1.62 г.) вылетает в Африку.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• 4 ноября в 15:01 ДМВ космонавт Валерий Поляков превысил рекордную суммарную продолжительность двух полетов Мусы Манарова — 541 сут 00 час 30 мин.

• Новым президентом и высшим должностным лицом “Spacehab, Inc.” стал Ричард Хора (Richard P. Нога). 7 ноября он сменил на этом посту Элвина Ризера (Alvin L. Reeser). До последнего времени Хора работал в должности вице-президента отделения космических систем “Martin Marietta” по энергетическим программам.

• 7 ноября 1994 г. Индийская организация космических исследований приняла в эксплуатацию запущенный 15 октября спутник дистанционного зондирования IRS-P2.

• 4 ноября 1994 г. сошел с орбиты ИСЗ “Молния-1”, запущенный 17 марта 1984 г.

• Запуск очередного полярного метеоспутника США NOAA-J планируется осуществить 4 декабря 1994 г. в 10:02 GMT с авиабазы Ванденберг носителем “Атлас” (Atlas E).

• ВВС США назначили запуск РН “Титан-4” с военным ИСЗ раннего предупреждения DSP на 16 декабря 1994 г. Точное время запуска не названо.

• Компания TRW приняла решение запустить заказанный НАСА ИСЗ “Льюис” на ракете-носителе LLV фирмы “Lockheed”. Представитель компании объявил об этом 9 ноября. Отказ от запуска РН “Пегас” (XL) вызван ростом массы КА с 319 до 365 кг для увеличения с 3 до 5 лет срока его эксплуатации. Тем временем первый испытательный пуск РН LLV-1, планировавшийся на 2S декабря, перенесен наконец марта 1995 года.

• Из-за задержки в изготовлении бортовой аппаратуры запуски пяти ИСЗ “Инмарсат-3” будут выполнены с опозданием не менее чем на год. Ожидается, что первый аппарат будет запущен РН “Атлас” в начале 1996 г. Остальные будут выводиться с 4-месячными интервалами РН “Ариан”, “Протон” и “Атлас”.

• Лаборатория Филлипса ВВС США в Альбукерке и Университет штата Нью-Мексико начали предварительные испытания российской ядерной энергетической установки “Топаз-2”.


По докладу генерала Гореглад, в поездке было все нормально, но, по его словам, Титов проявляет признаки зазнайства, чувствует себя над всеми — гражданином вселенной. Посоветовавшись с Вершининым, решили его немного предупредить. Еще до полета в Индонезию, 30.12.61 Титов был на квартире у Булушева, где выпил сам и заставил выпить своего шофера Померанцева Н.Г. До Чкаловской они доехали нормально, а после того как Титов ушел к себе, шофер с разрешения Титова поехал к своей дочери. В 2 часа ночи его остановил милиционер на развилке и за нетрезвое состояние отобрал права. По указу за этот проступок следует лишение права управлять машиной [на] один год. Шофер Померанцев (1918 г. рождения) имеет I класс, отличник, семейный, член партии, не имел ни одного взыскания.

Главным виновником этого происшествия был Титов (он признал это). Главком в присутствии Рытова, меня, Горегляда и Гагарина объявил Титову выговор и очень серьезно предупредил.

Во вторник на этой неделе (23 января — Ред.) я собирал всех космонавтов (кроме Гагарина и Титова), а сегодня посоветовался с Гагариным и Титовым о их дальнейшей учебе в академии.

Все единогласно заявили, что совмещать занятия в академии с подготовкой к космическому полету невозможно, очень большие перегрузки и есть опасность испортить здоровье. Все высказались за то, что космическую подготовку проводить полностью, а академические занятия резко сократить (“отдельные лекции, без зачетов и диплом не нужен”). Я настойчиво разъяснил им ошибочность их позиции: через 2-3 года, когда у нас будут летавшие космонавты с высшим образованием (набор 62 г.), значение и роль космонавтов, не имеющих высшего образования (первые 17 космонавтов), будет более чем скромной. А нам (ВВС) хотелось бы, чтобы из группы первых космонавтов выросли крупные руководители по дальнейшему освоению космоса. Я предложил простое и единственно правильное решение: всех 17 человек разбить на две группы — академическую и космическую. В 62 году акад.группа занимается только академической программой (без полетов), а космическая — только космической подготовкой (без занятий в академии). В 1963 г. группы меняются местами, а начиная со второго курса (осень 1963 г.) вся группа будет заниматься только академическими делами (имеется ввиду, что все уже слетают по одному разу в космос), а программу дальнейших полетов будут выполнять космонавты набора 1962г. Гагарин, Титов, все другие космонавты и Главком одобрили это предложение.

31.1.62. Вчера был на партийном собрании в Институте космической медицины.

Доклад об итогах и задачах научной работы сделал В.И.Яздовский.

Всего ведется работа по 30 темам. Основная масса работ начата во 2-ой половине 61 г. В прениях выступили 15 человек. Очень высокая активность. Много претензий к ВВС и в первую очередь за медлительность в создании экспериментально-производственной базы.

Выступал генерал-майор Бабийчук и пытался убедить коммунистов, что не так уж плохо с базой, а очень плохо с контактами с ОКБ и другими учреждениями. А.Н. говорил длинно и малоубедительно. Его выступление не понравилось. Один из выступавших за ним сказал: “Бабийчук в Институте бывает редко, состояние дела не знает и не ведает, что говорит”. В общем чувствуется, что коллектив 2-го управления нацеливается не совсем правильно — ищут главные недостатки за пределами Института и мало устраняют имеющиеся внутренние недостатки.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• Конгресс США выделил в составе военного бюджета на 1995 ф.г. 45 млн $ на технологическую программу гиперзвуковых систем HSTP. Из этой суммы, однако, запрещено использовать 35 млн $ до тех пор, пока министр ВВС Шейла Уидналл не подтвердит, что программа имеет финансирование в долговременных планах Пентагона до 2001 года. HSTP создана в 1994 году как менее дорогостоящая альтернатива отмененному проекту Национального аэрокосмического самолета NASP.

• Запуск канадского ИСЗ “Радарсат” откладывается на 6 месяцев и не состоится до августа 1995 г. поскольку объем необходимых испытаний оказался больше предполагаемого.

• На январь 1995 года с космодрома Плесецк запланирован запуск РН “ Космос-3М “ со спутником “Цикада “. На основном аппарате будет установлен шведский субспутник ASTRID. Рассматривается возможность установки на “Цикаде” еще и американского субспутника.

• В начале 1996 г. при пуске ИСЗ “Фотон” в качестве дополнительной ПН будет запушена германская малая возвращаемая капсула “Мирка” (Mirka), сообщили 14 ноября представители правительства и промышленности ФРГ. Капсула массой 150 кг отделится от “Фотона” и совершит посадку в том же районе Казахстана. Изготовителями капсулы являются “Kayser-Threde GmbH” (Мюнхен) и “Jena Optronik GmbH” (Йена).

• НАСА отказалось от установки монитора цвета океана на ИСЗ “Лэндсат-7”, чтобы не подвергать опасности срыва запланированную дату запуска — декабрь 1998 г.

• 1 ноября ВВС США выделили фирме “Lockheed” 25 млн $ для начальных работ по производству 5-го и 6-го ИСЗ “Милстар”. Ожидается, что в начале 1995 г. компании будет выделен контракт на 1.3 млрд $. В конце октября комиссия ВВС и “Lockheed” одобрила проект второго поколения ИСЗ “Милстар” (№3-6), подтвердив. что спутники будут соответствовать 108 оперативным характеристикам, установленным МО США.

В выступлениях коммунистов очень много подтверждения того, что отсутствие правительственного органа по космосу тормозит дело. Средства и усилия распыляются, нет хорошей координации — налицо угроза отставания.

Вчера вечером Лева показал наше первое домашнее кино. Очень интересные кадры, когда Оля собирает грибы.

6.2.62. Главком в командировке, Гагарин в Африке, а Титов хандрит...

Три раза переписываем отчет Института космической медицины в ЦК — Институт заинтересован довести все недочеты до ЦК, а министр заинтересован в обратном. Министр обороны давно мог бы своей властью решить и вопросы численности Института и Центра, и все связанное с созданием экспериментально-технической базы, но из-за бюрократии (пишут и читают бумаги и резолюции, но не хотят разобраться по существу дела) эти вопросы не решаются, а докладывать в ЦК тоже не хотят.

Министром создана комиссия г/а Лучинского для того, чтобы рассмотреть, что можно от ВВС еще отрезать в пользу ракетных войск (пока, кажется, речь идет только о институте генерала-лейтенанта Иоффе и части генерала-майора Холодкова). Вредная директива МО о распределении функций по освоению космоса уже начинает портить дело. Если и дальше все пойдет в духе этой директивы, а в правительстве не будет создан спец.орган по руководству космосом, то к концу 1962 г. или в 1963 г. Америка обгонит нас в космосе. Надо признать, что на сегодня мы только формально впереди (Гагарин, Титов), а по сути (120 запусков в космос в Америке и 20 у нас) мы уже отстаем. Америка непрерывно готовит и испытывает все новую и новую технику, непрерывно получает мощный поток информации из космоса, а мы пульсируем (разрывы между полетами по 7-8 месяцев). В том, что мы отстали в космосе, мир может убедиться в 1963 г., но убедить наших руководителей (Малиновский) в опасности нашего отставания почти невозможно.

(продолжение в следующем номере)
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• Первый заместитель министра обороны США Джон Дейч утвердил программу создания новой многоуровневой системы раннего предупреждения SBIR (Space-Based Infra-Red). Система должна заменить существующие КА DSP и будет включать четыре КА на стационарных орбитах, два КА на высокоэллиптических орбитах и (на более поздней стадии) несколько ИСЗ на низких орбитах, основанные на использовании технологии “Brilliant Pebbles”. Эта система является существенно пересмотренным вариантом рассматривавшегося ранее проекта ALARM.

• 7 ноября НАСА представило на утверждение Белому дому план работ по созданию новой транспортной космической системы. План должен быть одобрен бюджетным управлением Администрации до выдачи запросов подрядчикам. НАСА планирует выделить на программу 49 млн $ в 1996 ф.г.

• НАСА предоставит контракт на запуски ИСЗ ультралегкого класса (“Ultralight”) компании “Orbital Sciences Corp.” Контракт, подписание которого ожидается в декабре, предусматривает два твердых и восемь возможных запусков ракет “Пегас” (вариант XL) по средней цене 6.7 млн $ за запуск.

• ЕКА не хватает 40 млн $ на работу над элементами Космической станции. После того, как Франция 20 октября отказалась от участия в разработке компьютерной системы для российского научного модуля, эти расходы приняла на себя Германия (работу будет выполнять “Deutsche Aerospace”). Взамен Германия отказалась финансировать ЕКАшную СЖО для итальянского модуля снабжения станции. Италия же заявила, что лишних 40 миллионов у нее нет.

• Представители США и Казахстана встретились 2 ноября в Алма-Ате для обсуждения областей будущего сотрудничества в космосе. Американскую делегацию возглавлял Джеймс Коллинз, старший координатор при специальном после по странам СНГ. Он и секретарь Национального совета безопасности США Тулеген Жукеев являются сопредседателями совместной комиссии, созданной в феврале 1994 г. после визита в Алма-Ату Президента США.

• “Hughes Network Systems” и “IBM Corp.” подписали соглашение о распространении посредством спутниковой связи программных продуктов. Пользовательское оборудование системы “DirecPC” состоит из антенны диаметром 61 см и средств подключения ее к персональному компьютеру. Система позволит передавать программы, документы, изображения, игры, новости. Стоимость оборудования — 1495 $, месячная абонементная плата — не более 16 $.



к началу