«Наука и техника» 1932 год №34/35/36

ПРОБЛЕМА СВЕРХСКОРОСТНОГО ПОЛЕТА

Одним из основных лозунгов современной жизни является „борьба за скорость“. Среди все возрастающих противоречий между капиталистическими и социалистическими странами этот лозунг, пожалуй, приобретает доминирующие значение как в мирной, так и в военной обстановке. Тому легче победить в будущем неизбежном столкновении, кто скорее будет готов к нему и кто скорее разовьет свои военные операции. В осо­бенности выявляется эта борьба за скорость в самом быстром виде транспорта — в авиации. В этой области во всех значитель­ных государствах ведется усиленная работа по овладению огромными скоростями полета. При этом вполне правильно учитывается, что внезапная и быстрая переброска издалека поражающих грузов и десанта способна нанести противнику особенно сильное поражение.

Быстрый транспорт обещает огромные выгоды, конечно, не только для одного военного дела, он сулит таковые и для, мирных целей: перевозка больных и врачей, передача почты, передвижение людей и т. п.

К сожалению, во всех странах почти вся относящаяся сюда забота засекречена, и в печать проникают лишь отрывочные, далеко не полные сведения.

Однако уже один беглый просмотр заграничных журналов и газет раскрывает картину лихорадочных работ и новых планов, способных в корне изменить стратегию и технику будущей войны, в особенности проблему транспорта и переброски снарядов.

Напомним уже достигнутые рекорды скорости полета самолета: в 1931 году во время авиационных состязаний в Англии была достигнута скорость в 657 километров в час. В 1932 г. летом в Италии осуществлена, правда, еще официально не зарегистрированная, скорость в 749 км/час. Однако эти достижения были получены при громадном перенапряжении работы мотора, летчика и с большими денежными затратами.

Почему же проблема увеличения скорости так трудно разрешима? Для ответа на этот вопрос необходимо сказать несколько слов про два основных течения в современной авиации: гиперавиацию и суперавиацию.

Гиперавиацией называются полеты аэропланов в обычных, нижних слоях атмосферы (тропосфера, высота до 9—10 км) с огромными скоростями, порядка вышеупомянутых.

Суперавиацией называются полеты аэропланов в верхних слоях атмосферы (стратосфера). До сих пор стремились решить проблему скорости полета при помощи гиперавиации, да и теперь еще имеется ряд предложений и ведутся опыты в этом направлении, так как здесь работа идет по проторенным путям и не требует резкого переворота в принятых методах.

Для осуществления больших скоростей полета в низших слоях атмосферы намечено два способа:

1) увеличение мощности двигателя,

2) уменьшение лобовой поверхности самолета, вызывающей сопротивление воздуха.

На небольших гоночных самолетах, подобных побившему рекорд скорости в 657 км/ч, мощность мотора была доведена до 2500 лош. сил. Для уменьшения же лобового сопротивления делают убирающиеся внутрь корпуса тележки (шасси), складные и вдвижные крылья, гибкие крылья и пр. Благодаря таким мерам удалось повысить скорость почти на 20— 30%, однако дальнейшего прогресса в этом направлении трудно ожидать, так как увеличение скорости тесно связано с увеличением мощности мотора, а последняя возрастает быстрее, чем куб скорости. Если бы мы например пожелали на самолете, давшем с мотором в 2500 ЛС скорость 657 км/час, получить скорость 1440 км/час, то пришлось бы иметь на нем мощность около 10 000 ЛС.

Поэтому, если довольствоваться вышеупомянутым приро
??

конструктивные улучшения; но если добиваться значительно больших скоростей, то достигать их за счет чрезмерного увеличения мощности мотора невыгодно. Здесь остается лишь перейти к суперавиации.

Суперавиация, или полеты в стратосфере, выгодна тем, что воздух в последней сильно разрежен и потому представляет лишь малое сопротивление. Здесь на высотах от 15 до 25 км можно достигнуть огромных скоростей. Правда, для полета в стратосфере приходится строить уже специальные самолеты и особые моторы с приборами, питающими воздухом (компрес­соры). Каюта такого самолета должна быть герметически зак­рыта; в ней должны быть приборы, обеспечивающие правильный состав и согревание воздуха. Тележка такого самолета должна быть высокой, чтобы мог работать винт большого диаметра. Самый винт должен иметь поворотные лопасти.

Иногда высокое шасси заменяют особыми приемами взлета (катапульты, или взлет с воды при помощи скольжения и во­дяного винта).

Кроме двигателя с винтом, имеются проекты и реактивных двигателей в применении к стратоплану.

За границей уже построены и испытываются следующие стратопланы: Юнкерса в Германии, Фармана и Герше во Фран­ции, Пенья в Италии. Кроме того имеются оригинальные проекты Годдарда в С.-А. Штатах и Крокко в Италии.

При помощи таких стратопланов надеются достигнуть скорости полета около 600—800 км/час при помощи мотора не свыше 1 000 ЛС.

Но есть путь достижения еще более высоких скоростей полета как в атмосфере, так и вне ее, это — путь ракет.

Ракета в настоящее время выходит уже из стадии опытов в область практического применения.

Уже теперь ракеты летают на высоту до 8 км, а возмож­ности их летать гораздо выше — неисчерпаемы. Известны проекты полета боевых ракет дальностью в 1 000 км при высоте полета в 400 км. Возникла новая, ракетная артиллерия, позво­ляющая, в известных случаях, заменить тяжелые, трудно передвигаемые и дорогостоящие дальнобойные пушки легкими станками, из которых могут вылетать мощные ракеты на гораздо более дальние дистанции с сильно повышенными ско­ростями.

В настоящее время имеется много систем ракет, при чем их можно разделить на два главных класса: атмосферные и заатмосферные. Первые выгодны для полета в воздухе, и новей­шие их типы дают коэфициент полезного действия почти в 35%. Вторые делятся на два рода: гравитационные, предназначаемые летать в области земного тяготения, и космические — для полета вне земного тяготения.

Имеются уже десятки проектов ракет всех типов, произведены сотни опытов, и проблема ракетного транспорта поста­влена для человечества во всей широте. Необходимо скорейшее разрешение этой проблемы. Здесь нельзя медлить. Следует организовать научно-исследовательский институт с ракетодро­мом, лабораториями и т. п.

Скорости полета ракет могут быть колоссальны. Техниче­ские подсчеты показывают, что они могут доходить до десятков километров в секунду. Читатель, интересующийся подробно­стями этой проблемы, может найти ответы в нашем сочинении „Межпланетные сообщения“.

Конечно, сейчас говорить о практическом осуществлении полетов ракет на планеты еще, пожалуй, рано. Но о полетах ракет в стратосфере надо не только говорить, ко принимать все меры к тому, чтобы у нас в СССР они были осуществлены.

Стратосфера - вот область быстрого транспорта ближайшего будущего. Здесь мы будем летать со скоростями от 500 до 1 500 км в час на стратопланах, а ракеты будут там нестись с часовыми скоростями от 2 000 до 10 000 км.