Новая книга. Скоро (к 40-летию первого шага по Луне) будет в продаже.



УДК 523.3
ББК 22.654.1

П90

Авторский коллектив:
А. Е. Марков, Ж. Ф. Родионова, В. Г. Сурдин, В. И. Чикмачев,
В. В. Шевченко, К. Б. Шингарева, Ю. Г. Шкуратов

П90 Путешествия к Луне / Ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2009. — 512 е.: ил.
ISBN 978-5-9221-1105-8

Книга рассказывает о Луне: о ее наблюдениях с помощью телескопа, об изуче­нии ее поверхности и недр автоматическими аппаратами и о пилотируемых экс­педициях астронавтов по программе «Аполлон». Приведены исторические и на­учные данные о Луне, фотографии и карты ее поверхности, описание космиче­ских аппаратов и детальный рассказ об экспедициях. Обсуждаются возможно­сти изу че ния Лу ны на уч ны ми и лю би тель ски ми сред ст ва ми, пер спек ти вы ее ос­воения. Книга предназначена тем, кто интересуется космическими исследова­ниями, приступает к самостоятельным астрономическим наблюдениям или ув­лечен историей техники и межпланетных полетов.

УДК 523.3
ББК 22.654.1

На лицевой сторонке переплета: ракета «Сатурн-5» перед своим первым стар­том. Раннее утро 9 ноября 1967 г. Готовится беспилотный запуск «Аполлона-4» на околоземную орбиту. На последней сторонке переплета: фото убывающей Луны, полученное 15 янва­ря 1999 г. с помощью 67-мегапиксельной камеры, установленной на 2,2-метро­вом телескопе Европейской южной обсерватории в Чили (ESO Press Release 02/99. Интернет-адрес: http://www.eso.org/publie/outreaeh/press-rel/pr-1999/pr-02-99.html) На переднем форзаце: вид Земли с орбиты. Снимок выполнен экипажем «Аполлона-11» в начале лунной экспедиции.
На заднем форзаце: панорама Луны, восходящая Земля и командный модуль «Аполлона-16». Снимок сделан с посадочного модуля после разделения.

© А. Е. Марков, Ж. Ф. Родионова, В. Г. Сурдин,
В. И. Чикмачев, В. В. Шевченко,
К. Б. Шингарева, Ю. Г. Шкуратов, 2009
© Н. Л. Васильева, оформление, 2009
© ФИЗМАТЛИТ, 2009

ISBN 978-5-9221-1105-8 Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................... 5
1. ПЛАНЕТА ЛУНА
1.1. Луна — наше второе Солнце........................................................................... 6
1.2. Знакомство с Луной....................................................................................... 12
1.3. Луна как объект астробиологии................................................................ 15
1.4. Эпоха первых лунных экспедиций........................................................... 21
1.5. Наблюдаем Луну с Земли............................................................................ 37
2. ЛУНА, КАКОЙ ОНА ВИДНА ИЗДАЛЕКА
2.1. Начало селенографии................................................................................... 56
2.2. Вид поверхности для наблюдателя с телескопом................................ 70
2.3. Нестационарные явления............................................................................. 80
3. ПУТЕШЕСТВИЯ К ЛУНЕ С ТЕЛЕСКОПОМ
3.1. Море Кризисов................................................................................................ 89
3.2. Море Изобилия............................................................................................... 96
3.3. Моря на краю Луны.................................................................................... 100
3.4. Следы в Море Ясности............................................................................... 104
3.5. Коперник и его окрестности...................................................................... 111
3.6. Кольца Моря Дождей................................................................................. 117
3.7. Аристарх и его окрестности...................................................................... 123
3.8. Море Облаков............................................................................................... 133
3.9. Кольца Моря Нектара................................................................................ 141
3.10. Гигантский кратер на обратной стороне Луны................................ 150
3.11. Море Спокойствия..................................................................................... 154
3.12. Море Влажности........................................................................................ 160
3.13. Тихо и его окрестности............................................................................ 166
4. КАК ДАЮТ НАЗВАНИЯ ДЕТАЛЯМ НА КАРТАХ ПЛАНЕТ
4.1. Глядя на Луну с Земли................................................................................ 176
4.2. Обратная сторона Луны............................................................................ 179
5. ИСТОРИЯ ЛУННЫХ КАРТ
5.1. Введение......................................................................................................... 193
5.2. Представления о Луне до изобретения телескопа............................. 198
5.3. Рождение телескопа и рисунки Луны XVII в....................................... 201
5.4. Карты Луны XVIII в........................................................................................ 209
5.5. Карты Луны XIX в........................................................................................... 211
5.6. Фотографические снимки Луны............................................................ 213
5.7. Обратная сторона Луны: фантастический успех «Луны-3».......................... 218
5.8. Что можно увидеть с Земли на Луне?............................................................ 220
5.9. «Рейнджеры»-камикадзе: съемка Луны в упор............................................. 223
5.10. «Лунар Орбитер»: фотосъемка с орбиты..................................................... 226
5.11. Современные карты и глобусы Луны.......................................................... 228
5.12. Разведка Луны продолжается.............................................................. 234
6. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЛУНЕ
6.1. Программа «Аполлон».................................................................................... 237
6.2. «Аполлон-1». Трагедия на Земле.................................................................... 239
6.3. «Аполлон-7». Первый полет........................................................................... 245
6.4. «Аполлон-8». К Луне!..................................................................................... 248
6.5. «Аполлон-9». Путешествие вокруг Земли..................................................... 256
6.6. «Аполлон-10». Генеральная репетиция.......................................................... 265
6.7. «Аполлон-11». Первые шаги на Луне............................................................ 278
6.8. «Аполлон-12». Посадка в цель....................................................................... 317
6.9. «Аполлон-13». Катастрофа без жертв............................................................ 335
6.10. «Аполлон-14». Поднять лунное знамя!....................................................... 351
6.11. «Аполлон-15». В лунные скалы................................................................... 369
6.12. «Аполлон-16». На лунном плоскогорье...................................................... 396
6.13. «Аполлон-17». Последние люди на Луне.................................................... 425
6.14. Что нам дал «Аполлон» ............................................................................. 464
6.15. Нереализованные прилунения.............................................................. 467
7. ЗАЧЕМ НАМ ЛУНА?
7.1. Укрощение или ухудшение природы?............................................................ 472
7.2. Земле грозит перегрев?................................................................................... 473
7.3. Где же выход?.................................................................................................. 474
7.4. Доживем ли?.................................................................................................... 476
7.5. Последний рубеж человечества или первый шаг во Вселенную . . . 477
7.6. «Возьмемся за руки, друзья...»...................................................................... 479
8. ЗАПАСНАЯ ПЛАНЕТА.......................................................................................... 481
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................... 488



Посвящается тем, кто мечтал о Луне, и
тем, кто побывал на ней.



Предисловие

Нынешний 2009 год для исследователей Луны особенный:

400 лет назад телескоп Галилея открыл нам Луну как планету с ее ориги­нальной и до сих пор еще не разгаданной природой.

50 лет назад на­чался ракетный штурм Луны.

40 лет назад человек впервые ступил на ее поверхность.

Сегодня автоматы исследуют Луну, а люди гото­вятся к новым — теперь уже долговременным — экспедициям к наше­му вечному спутнику.

Луна стала первым из внеземных миров, с ко­торым соприкоснулся человек, первым и до сих пор единственным: дальше пошли только автоматы. И хотя принято говорить, что буду­щее человечества — в космосе, в действительности это не очевидно. Космическая среда крайне враждебна для человека. Полеты в даль­ний космос требуют колоссальных ресурсов и пока еще не дают адек­ватной отдачи. Экспедиции к Луне должны показать, насколько оп­равданы полеты человека в космос, насколько безопасны они для са­мого человека и для экологии Земли, и нет ли смысла ограничиться использованием роботов для изучения и эксплуатации космического пространства.

Но как бы ни была решена эта проблема в будущем, мы с вами, уважаемые читатели, навсегда останемся в истории человечества как первое поколение людей, вышедшее в космическое пространст­во и достигшее иных небесных тел.

Авторы посвящают эту книгу тем, кто сделал возможными и сам осуществил первые шаги челове­чества в космос.

ПЛАНЕТА ЛУНА

В. Г. Сурдин

1.1. Луна — наше второе Солнце

«Джентльмены, каждый из вас, конечно, видел Луну или, по край­ней мере, слышал о ней», — такими словами президент Барбикен из романа Жюля Верна начал свою знаменитую речь перед членами «Пушечного клуба» в Балтиморе (штат Мэриленд), доказывая целесо­образность посылки снаряда на Луну. Не прошло и ста лет с момен­та публикации замечательного произведения французского мечтате­ля «С Земли на Луну» (1865 г.), как к Луне действительно были посла­ны «снаряды», подтвердившие не только идею, но и многие техниче­ские детали, рожденные фантазией писателя. А спустя еще полвека, то есть в наши дни, уже ведутся разговоры не только об исследова­нии Луны, о сооружении на ней постоянно действующих научных станций, но также и об эксплуатации ее ресурсов и даже — чего бы очень не хотелось! — о разделе лунной территории. И это при том, что наши современники, за исключением настоящих любителей ас­трономии, знают о Луне не больше, чем люди XIX в. Яркое городское освещение мешает многим из нас замечать на небе Луну, так что ед­кая реплика Барбикена «...или, по крайней мере, слышал о ней» не по­теряла актуальности.

А в самом деле, так ли уж важна для городского жителя Луна? Се­годня мы, наверное, и не заметили бы ее исчезновения с небосклона, но еще недавно... Мудрый Козьма Прутков говорил, что Луна важнее Солнца, ибо Солнце светит днем, когда и без того светло... В этой шутке виден глубокий смысл: когда-то Луну называли «ночным све­тилом»; для многих людей она действительно была, а для некоторых и сегодня остается важнее Солнца. Например, жители южных степей


ЛУНА, КАКОЙ ОНА ВИДНА ИЗДАЛЕКА Ю. Г. Шкуратов 2.1. Начало селенографии
Селенография — наука, изучающая лунную поверхность, — зароди­лась задолго до изобретения телескопа, ведь на лунном диске даже невооруженным глазом видно много деталей.

Наскальные рисунки, напоминающие силуэт Луны, относятся к очень древней эпохе: например, возраст тех, что найдены в Ирлан­дии, составляет более 5000 лет. Вероятно, в доисторические и антич­ные времена люди не раз пытались изобразить вид лунного диска, однако документированных данных об этом нет. Сохранились словес­ные «карты» Луны в мифах древних китайцев и американских индей­цев. Интересно, что и те, и другие народы, несмотря на огромное рас­стояние, разделяющее их, видели в очертании лунных морей кроли­ка. Вероятно, это первый пример «астрономического открытия», сде­ланного независимо на разных континентах. Хотя расположение се­рых пятен на диске Луны не меняется век от века, разные поколения интерпретировали эту картину по-разному. Многим людям полная Луна напоминает добродушную физиономию, другие видят на Луне силуэты каких-то животных, а религиозно настроенные звездочеты Средневековья, отличавшиеся богатым воображением, уверяли, что на Луне запечатлены фигуры Иуды и Каина.

Пытаясь проникнуть в суть вещей, древнегреческие философы вы­сказывали разные суждения о природе деталей лунного диска. Вели­кий Аристотель (IV до н. э.) полагал, что поверхность Луны зеркальна, а пятна на ее диске — не что иное, как отражение земных морей и кон­тинентов. Авторитет Аристотеля был почти абсолютным, так что эта точка зрения в том или ином виде продержалась до начала XVII в. Но в



ПУТЕШЕСТВИЯ К ЛУНЕ С ТЕЛЕСКОПОМ В. И. Чикмачев
По сих пор только двенадцати землянам посчастливилось совершить прогулки по Луне. Это было давно — 40 лет назад. Но и до этих экспедиций «Аполлонов» и после них тысячи профессионалов и любителей астрономии еженощно отправлялись и отправляются «на Луну» с помощью своих телескопов. К счастью, для таких экспеди­ций подходит любой телескоп, а для начала — даже бинокль. Воору­жайтесь оптикой и картами, одевайтесь потеплее — и в путь!

3.1. Море Кризисов
Нашу первую экскурсию по Луне мы проведем в северо-восточном секторе ее видимого с Земли полушария. Здесь расположено круп­ное образование лунного рельефа — Море Кризисов. Как и многие другие лунные моря, оно одновременно является и древним кратерным бассейном, и лунным морем. Около 3,9 млрд лет назад, когда Солнечная система находилась на ранней стадии развития, громад­ный метеорит упал на эту часть Луны. В результате удара образова­лись глубокая выемка диаметром 570 км и сложный насыпной вал шириной 200 км, состоящий из крупных и мелких частиц раздроблен­ной породы. Этот удар вызвал также серию трещин и разломов внут­ри лунной коры. В течение последующих 300-500 млн лет базальто­вая лава постепенно вытекала через эти трещины, заполняя впадину и образуя морскую поверхность. Образцы пород, доставленные на Землю советской автоматической станцией «Луна-24», подтвердили, что Море Кризисов заполнялось лавой именно в этот период. И вот теперь, через 3,3 млрд лет, мы можем наблюдать эту поверхность.


КАК ДАЮТ НАЗВАНИЯ ДЕТАЛЯМ НА КАРТАХ ПЛАНЕТ

К. Б. Шингарева

Т

радиция давать названия небесным объектам уходит в далекое прошлое. В основном она возникла из необходимости вести счет времени и ориентироваться в пространстве, а эту возможность на­шим предкам давало наблюдение за небесными светилами. Поэтому еще в древних цивилизациях заметные объекты звездного неба полу­чили имена. Из очень глубокой древности до нас дошли названия звезд и созвездий: им тысячи лет, а некоторым зодиакальным созвез­диям, возможно, даже десятки тысяч! Иное дело — география планет и их спутников. Единственное небесное тело, на поверхности которо­го можно с Земли невооруженным глазом различить некоторые дета­ли, — это Луна.

4.1. Глядя на Луну с Земли
Первая дошедшая до нас карта Луны датирована 1603 годом (см. гл. 5 «История лунных карт»). На ней есть несколько названий. Позже на лунных картах появились моря и океан, заливы и болота, озера и мы­сы. В период визуальных наблюдений темные пятна на Луне ассоции­ровались с водными пространствами. Им давали названия, связан­ные с душевным состоянием человека или стихиями: Море Спокойст­вия, Море Ясности, Океан Бурь, Море Кризисов. Эти поэтические об­разы порою ассоциируют и с событиями нашего времени. Например, именно в Море Спокойствия была вполне успешно осуществлена первая высадка человека на Луне. Море Кризисов тоже оправдало свое название: там обнаружился крупный маскон (концентрация мас­сы), вызывающий значительную гравитационную аномалию. Имен-


ИСТОРИЯ ЛУННЫХ КАРТ

Ж. Ф. Родионова

5.1. Введение
Луна — уникальный космический объект: это единственное небесное тело, детали поверхности которого различимы для невооруженного глаза. Поэтому люди присматривались к лунной поверхности задол­го до изобретения телескопа. В полнолуние на диске нашего естест­венного спутника можно легко различить темные пятна, природа ко­торых не всегда была понятной. Грубую карту Луны могли бы соста­вить даже древние греки или шумеры. Да что там шумеры, ее мог бы изобразить на стене своей пещеры кроманьонец десятки тысяч лет назад. Возможно, он пытался это сделать, но мы таких рисунков по­ка не нашли. Старейшему из дошедших до нас рисунков Луны всего четыре столетия.

Исходным материалом для отображения рельефа лунной поверх­ности на современных картах служат фотографии, полученные назем­ными телескопами, а также автоматическими и пилотируемыми кос­мическими аппаратами. Причем следует иметь в виду, что одна фото­графия какого-либо участка поверхности не может передать все осо­бенности данного региона, поскольку вид лунной поверхности на снимках в значительной степени меняется при изменении условий ос­вещения. В лучших фотографических атласах видимой стороны Луны обычно приводится несколько фотографий каждого района, получен­ных при разной высоте Солнца над горизонтом: косые лучи подчерки­вают рельеф, отвесные — выделяют различия цвета и яркости. Для об­ратной стороны Луны пока нет таких подробных атласов.

Начинающие астрономы любят рассматривать Луну в период пер­вой четверти, когда хорошо видна область близ терминатора: падаю-


ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЛУНЕ

А. Е. Марков

6.1. Программа «Аполлон»
Покорение Луны — это не только очередное научное и техническое достижение человечества, но и продолжение героического пути пер­вопроходцев — через полюсы Земли, глубины океанов, великие круго­светки, высочайшие горные пики... Не стремись человек на Земле к бесконечному расширению своего внешнего и внутреннего мира, не было бы ничего: ни дорог, ни городов, ни машин. Не было бы и нас как жителей теперь уже двух соседних планет.

Во времена великого ракетного противостояния СССР и США (1957-1972 гг.) мир балансировал на грани третьей мировой войны, но случилось чудо: вместо варварской бойни две империи схвати­лись в великом научно-техническом состязании — «лунной гонке». И не важно, что в ней победила Америка. Важно, что не проиграли жители Земли.

Ключевые даты освоения космоса:

1942 г. — запуск первой баллистической ракеты на высоту 80 км (Германия);

1957 г. — запуск первого искусственного спутника Земли (СССР);

1961 г. — полет первого космонавта (СССР);

25.Х.1961 — решением президента Джона Кеннеди США замахну­лись на первое пилотируемое межпланетное путешествие землян. Недавно созданному NASA было поручено срочно разработать систе­му, способную доставить людей на Луну и вернуть их на Землю. Про­грамму назвали «Аполлон». В ней были запланированы/реализованы следующие экспедиции («миссии»):



ЗАЧЕМ НАМ ЛУНА?

В. В. Шевченко

А

теперь от романтики первых лунных экспедиций мы вернемся на Землю. Многие специалисты по наукам о Земле, в частности ученые, изучающие влияние цивилизации на нашу естественную сре­ду обитания, нередко высказывают опасения по поводу чрезмерной нагрузки на природу Земли. А нельзя ли ее снизить, используя ресур­сы Луны?

7.1. Укрощение или ухудшение природы?
Многовековая борьба человека с природой на Земле, по-видимому, вступила в завершающую фазу. В начале XXI в. отрицательное влия­ние антропогенных факторов на нашу среду обитания сопоставимо с воздействием природных катастроф. Например, индустриальное за­грязнение Мирового океана нефтью уже в 10 раз превышает естест­венное. Концентрация свинца промышленного происхождения в 15 раз превышает естественное содержание этого элемента в окружаю­щей среде. Немалую угрозу представляет и тепловое загрязнение планеты.

Сейчас почти все человечество озабочено развитием глобального потепления на планете. Причины его очевидны: общая эффектив­ность современной мировой экономики находится на низком уровне. По различным оценкам, в среднем около 98% исходных материалов в процессе обработки превращается в отходы. До сих пор главными энергоносителями для получения около 90% энергии в мире являются натуральные углеродные топлива (дерево, уголь, нефть, газ). Эта сис­тема не только интенсивно истощает природные запасы Земли. Суще­ственной особенностью современных технологий является то, что по-


В. Г. Сурдин ЗАПАСНАЯ ПЛАНЕТА

С

реди тех, кто дочитал эту книгу до конца, я уверен, есть будущие исследователи Луны, строители лунных баз, создатели нового космического транспорта. Человечество обязательно будет осваи­вать Луну, ибо такова наша природа. И причина не только в генетиче­ской любознательности человека. К путешествиям на Луну подталки­вает нас вся история освоения Земли...

Размышляя о том, почему человек, ступив однажды на Луну, 40 лет не возвращался туда, я вижу много общего с историей исследова­ния Антарктиды, особенно ее самой романтической точки — Южно­го полюса. Столь же недоступный в начале XX в., как Луна, Южный полюс притягивал к себе мысли отдельных смельчаков и немногих политиков, желавших прославить себя и страну. Спросить их в то время, для чего им Южный полюс, ответили бы, наверное: «Чтобы по­бывать там и вернуться!» А для чего же еще был нужен 100 лет назад покрытый вечным льдом континент? И вот в декабре 1911 — январе 1912 гг. они добрались до этой почти недосягаемой точки — кто на со­баках, а кто и пешком, команда Амундсена и команда Скотта; одни вернулись, другие нет... А после них почти полстолетия ни один чело­век больше не побывал там. Решив спортивную задачу, люди по-прежнему не знали, зачем им Антарктида.

Следующий раз нога человека ступила на Южный полюс только в 1956 г. Начинался Международный геофизический год (1957-1958), и ученые сразу нескольких стран обосновались в Антарктиде, орга­низовав постоянную базу «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе. Вдруг все поняли, что Антарктида нужна и что уже есть средства для почти безопасного ее изучения. С той поры прошло еще полвека,



АВТОРЫ
МАРКОВ Александр Евгеньевич,
инженер, историк космонавтики, ав­тор многочисленных статей по истории лунных экспедиций.
РОДИОНОВА Жанна Федоровна, кандидат физико-математических на­ук, старший научный сотрудник отдела исследований Луны и планет, Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.
СУРДИН Владимир Георгиевич, кандидат физико-математических на­ук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотруд­ник отдела изучения Галактики и переменных звезд, Государствен­ный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.
ЧИКМАЧЕВ Вадим Иванович, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела исследований Луны и планет, Го­сударственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.
ШЕВЧЕНКО Вячеслав Владимирович, доктор физико-математиче­ских наук, профессор, зав. отделом исследований Луны и планет, Го­сударственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.
ШИНГАРЕВА Кира Борисовна, доктор физико-математических наук, профессор, президент комиссии Международной картографической ассоциации (МКА) по планетной картографии.
ШКУРАТОВ Юрий Григорьевич, доктор физико-математических наук, профессор, директор НИИ астрономии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, сотрудник Радиоастрономического института НАН Украины.



Научно-популярное издание
МАРКОВ Александр Евгеньевич
РОДИОНОВА Жанна Федоровна
СУРДИН Владимир Георгиевич
ЧИКМАЧЕВ Вадим Иванович
ШЕВЧЕНКО Вячеслав Владимирович
ШИНГАРЕВА Кира Борисовна
ШКУРАТОВ Юрий Григорьевич

ПУТЕШЕСТВИЯ К ЛУНЕ
Редактор-составитель В. Г. Сурдин Оригинал-макет и оформление: Н. Л. Васильева
Подписано в печать 19.05.2009. Формат 60x90/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,0. Уч.-изд. л. 31,8. Тираж 1500 экз.
Заказ №951
Издательская фирма «Физико-математическая литература»
МАИК «Наука/Интерпериодика»
117997, Москва, ул. Профсоюзная, 90
E-mail: fizmat@maik.ru, fmlsale@maik.ru;
http://www.fml.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ППП «Типография „Наука"» 121099, г. Москва, Шубинский пер., 6