вернёмся в библиотеку?

«Краснофлотец» №12 1941 г.
С.СМОГИЛЕВ

капитан

УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД ИЛИ ВОЗДУШНАЯ ТОРПЕДА

(По материалам зарубежной печати)


Шведский снаряд „воздушная мина"

Мысль о создании воздушной торпеды или автоматически управляемого снаряда появилась давно. Современное развитие автоматики и телемеханики создало техническую базу для решения этой проблемы.

Уже во время первой империалистической войны применялись катера, управляемые по проводам. После войны 1914— 1918 гг. печать сообщала о многочисленных опытах управления по радио катерами, торпедами и самолетами, а также о торпедометании с больших высот на парашютах и попытках конструирования воздушных торпед. Промелькнуло также сообщение о случае боевого использования воздушных торпед во время текущей войны.

Действие „воздушной мины“ (стрелками указан путь светового луча от снаряда к самолету и обратно)

Работы в области конструирования воздушных торпед во всех странах ведутся секретно. В печать проникают очень скудные и часто недостоверные сведения. Появляющиеся сообщения на эту тему сплошь и рядом преследуют цели рекламы какой-либо фирмы, морального давления на противника, маскировки, дезориентации конструкторской мысли в других странах.

Мы воспроизводим на стр. 56 фантастический рисунок из журнала «Popular Science». С большой экспрессией художник изобразил моральный эффект, произведенный угрозой воздушного торпедирования наличный состав корабля. По мысли художника торпеда-моноплан управляется по радио с сопровождающего ее самолета.

Поражение самолетов, а также кораблей воздушными торпедами, наделенными органами автоматического преследования цели, чрезвычайно заманчиво. Но практически это одна из трудно разрешимых задач.

Главным затруднением, с которым сталкивается изобретательская мысль, пытающаяся создать воздушную торпеду, является отсутствие системы надежного управления эволюциями торпеды. Она должна обладать скоростью, превосходящей скорость цели, и способностью изменять направление своего движения в зависимости от изменения курса цели. Такая торпеда, следовательно, должна иметь присущие самолету управление и механизмы, размещенные в значительно меньших габаритах.

Агрегат из авиаторпед

Воздушная торпеда с реактивным двигателем. 1 — оживальнан часть; 2 — взрыватель; 3 — баллистический наконечник; 4 — трубка взрывателя; 5 — диск; 6 — трубка; 7 — выхлопное отверстие; 8 — диффузор; 9 — конус; 10 — оперение.

Рассмотрим некоторые попытки решения проблемы управляемого снаряда или торпеды.

Такой попыткой является создание зенитно-артиллерийского снаряда, названного «воздушной миной». Его проект разрабатывался якобы в Швеции в 1939 году.

Для того чтобы поразить самолет при помощи «воздушной мины», нет необходимости непосредственной встречи ее с целью. Достаточно, чтобы мина пролетела на близком расстоянии от самолета. Во время полета иллюминаторы, расположенные в носовой части мины, направляют радиально лучи света, исходящие от электрической лампы. Отражение луча, осветившего самолет, попадает в один из иллюминаторов, находящихся в кормовой части мины, и концентрируется с помощью призм и линзы на фотоэлементе. Последний, посредством реле, замыкает электрический ток, взрывающий запал, а затем заряд взрывчатого вещества. Электрическое устройство мины отрегулировано так, что фотоэлемент реагирует только на быстроперемежающиеся световые вспышки, вызываемые вращением снаряда в полете. Он взрывается отражением своих же лучей от самолета, но не солнечным или иным светом. Поэтому им можно пользоваться не только ночью, но и при дневном свете. Если снаряд проходит слишком далеко от цели, чтобы быть взорванным от фотоэлемента, он взрывается от обыкновенной дистанционной трубки.

При конструировании воздушных торпед фотоэлемент пытались заменить селеновыми пластинами, микрофонами, воспринимающими волны, идущие от цели, и термоэлементами, реагирующими на попадание торпеды в сферу горячих отработанных газов мотора самолета.

Делались также попытки направлять торпеды световым пучком оптического прожектора, инфракрасными лучами и радиоволнами. Однако многочисленные недостатки светочувствительных элементов, термоэлементов, микрофонов и подобных им устройств создают значительные затруднения в их применении.

По иному принципу создана воздушная торпеда с реактивным двигателем. Ее корпус по форме представляет собой тело, обладающее наименьшим сопротивлением поступательному движению, и снабжен стабилизаторным оперением. Массы внутри торпеды распределены так, что положение общего центра тяжести обеспечивает направление оси торпеды параллельно касательной к траектории. Благодаря этому торпеда испытывает в полете минимальные качания. Оживальная часть торпеды снаряжена взрывчатым или зажигательным веществом. Она навинчена на диск, внутри которого помещен запал, воспламеняющий взрыватель по истечении заданного времени или при ударе о препятствие. К диску привинчена трубка, вместе с диффузором образующая ракетный двигатель. Порох внутри трубки воспламеняется электрической искрой или иным способом в момент выстрела. Легкий конус покрывает трубку и диффузор и придает им обтекаемую форму. Мина снабжена стабилизирующим оперением.

При атаке авиацией надводных кораблей предложено использовать для сбрасывания с самолета агрегат из четырех торпед. При непосредственном попадании агрегата в цель торпеды взрываются, как авиабомбы. При падении агрегата в воду срабатывает вертушка, и торпеды освобождаются от соединяющего их общего кожуха; машины начинают работать — и четыре торпеды расходятся по четырем противоположным румбам. Это значительно увеличивает вероятность их встречи с кораблем, даже маневрирующим. Наконечник обтекаемой формы, за которым помещен мощный амортизатор, защищает взрыватель торпеды при ударе об воду, но не препятствует взрыву при ударе о твердое препятствие, например, о палубу или борт корабля.

Управляемая авиабомба-планер

Авиационная торпеда, предназначенная для метания с большой высоты. 1 — несущая поверхность; 2 — стойка; 3 — тумба; 4-5-передача; 6 — щитик; 7 — передача; 8 — пружина; 9 — валик; 10 — пружина; 11 — курок


Торпеда-биплан с двигателем реактивного типа

Интересен проект авиабомбы, оборудованной наподобие планера и управляемой летчиком, находящимся в ее кабине. Такой агрегат сбрасывается самолетом-бомбардировщиком с большой высоты, обеспечивающей необходимую дальность бесшумного планирования. Найдя цель, летчик переводит бомбу-планер в пике и, направив ее в цель, сам выбрасывается на парашюте.

Очень остроумно устроена авиационная торпеда, предназначенная для метания с большой высоты. Будучи сброшена самолетом, она спускается на воду планирующим полетом. Для этого торпеда имеет особую несущую поверхность, которая соединена с корпусом посредством стоек и тумбы, удерживаемой на приливе корпуса поворотным стопором. При ударе о воду специальный щитик преодолевает упругость сдерживающей его пружины, отводится назад и, посредством передачи, поворачивает стопор, освобождая тумбу и несущую поверхность. Движение щитика сообщается также валику, который откидывает курок, что приводит к пуску машин торпеды. Таким образом в момент удара о воду торпеда одновременно освобождается от несущей поверхности и включает свои гребные винты.

В заключение краткого обзора приведем некоторые данные о воздушной торпеде, предназначенной для поражения наземных целей, предложенной советским изобретателем И. К. Упит в 1930 г. Торпеда является бипланом, вооруженным двигателем реактивного типа и органами управления. Угол прицеливания торпеды определяется наклоном катапульты. Дальность полета этой торпеды определяется запасом горючего. Торпеда несет несколько бомб, время сбрасывания которых устанавливается длиной горящего бикфордова шнура. Кроме бомб, торпеда песет в себе основной заряд взрывчатого вещества, предназначенного для уничтожения цели.