"Красная газета" 12.06.1928

В МИРЕ НАУКИ



Вокруг ракетного автомобиля

Неожиданное изобретение ракетного автомобиля застигло техников врасплох. Совершенно новый принцип движения не находит подготовленной почвы в умах. Теорией движения ракеты интересовался до сих пор слишком ограниченный круг людей, физиков и астрономов, разрабатывавших эту своеобразную главу механики для нужд космических перелетов. Этим об'ясняется то, что не только в читающих, но и в пишущих кругах, новое изобретение не получает надлежащей оценки и вызывает зачастую совершенно превратные суждения.

Большинство представляет себе дело так, что автомобильным инженерам удалось найти разумное практическое применение тому техническому принципу, который выдвинут мечтателями для несбыточных планетных перелетов: полетим ли мы когда-нибудь в ракете на луну — это еще большой вопрос, а вот ракетный автомобиль будет у нас несомненно.

В действительности, однако, дело обстоит как раз наоборот. Именно ракетный автомобиль, с таким реальным шумом катящийся уже по твердой земле — есть беспочвенное создание техники; воспользоваться же им суждено звездоплаванию будущего. Судьбу всякого изобретения решает экономический фактор, а по этой части ракетный автомобиль безнадежно плох. Создатель теории ракеты, Циолковский, давно предостерегал от увлечения идеей применить ракету к земному транспорту, указывая на крайнюю ее неэкономичность.

Если в самом деле вычислим по формулам теории коэффициент полезного действия ракетного автомобиля для тех скоростей, какие здесь допустимы, то получим очень низкие цифры. Другими словами, только весьма незначительная часть энергии потребленного горючего переводится здесь в полезную механическую работу. Ракетный автомобиль фирмы Опель показал скорость 200 км в час; для такой скорости расчет дает полезное действие всего в 3%. Это цифра идеальная: техника может стремиться к ней, но не может никогда превзойти. При расчете мы пренебрегли трением и считали, что ракеты имеют выработанную Годдардом совершенную конструкцию. Реальный процент полезного действии должен быть еще ниже, — быть может, вдвое. Он возрастает с увеличением скорости. Но скорость колесного экипажа не может превосходить 700 км в час (матерная колес не выдерживает большего натяжения, обусловленного центробежной силой); при такой скорости идеальное использование энергии горючего равно здесь 9%, т.-е. вдвое слишком ниже, чем у автомобилей существующего типа. Ракетный автомобиль мог бы экономически соперничать с обыкновенным только начиная со скорости в 2.000 км в час, — скорости, бессмысленной для наземного экипажа. Замена пороха в ракетах нефтью или гремучим газом дала бы известные преимущества, но не в смысле полезного действия, которое падает еще ниже.

Как видим, ракетный автомобиль, - слишком расточительное изобретение. Будущее ракеты — не на земле, а в воздухе, и вне его, за пределами атмосферы, в мире космических скоростей. И не случайно в Америке (где теория ракеты, благодаря трудам Годдарда, более популярна) опыты Опеля вызвали подражание, но не с автомобилем, — как можно было ожидать в этой стране автомобилизма, — а с аэропланами.

Другое распространенное заблуждение — уверенность в том, что вне воздуха ракета двигаться не может. Недавно в серьезном «Умшау» высказался в этом смысле даже директор Пиротехнической лаборатории, снабжающей ракетами германскую армию, — лицо, которое, казалось бы, должно быть хорошо знакомо с теорией ракеты. Между тем, не только теория, но и экспериментальные исследования давно доказали, что в пустоте ракета летит еще с большей скоростью, чем в воздухе (по Годдарду — на 20%).

Как же следует смотреть на ракетный автомобиль? Как на научный опыт, имеющий значение не для автомобилизма, а только для авиации и звездоплавания будущего. Не небо приходит здесь на помощь земле, а земля оказывает посильную помощь небу.

Я. ПЕРЕЛЬМАН.