«Человек и природа» ПРИЛОЖЕНИЕ к "Красной газете" № 10 (46) 17.05.1928

Пороховой автомобиль
(Первый ракетный снаряд с пассажиром).

Теоретическими трудами нашего советского ученого К. Циалковского и иностранных исследователей Годдарда и Оберта выяснена возможность управляемого движения в безвоздушном пространстве так назыв. реактивных снарядов.

Идеи этих ученых, конечные выводы которых напрашивались в виде межпланетных путешествий, сообщения жителей Земли с Луной и другими телами солнечной системы и даже всей Вселенной, были повсюду встречены с весьма понятным энтузиазмом. Решение давнишней мечты о «завоевании неба», казалось, как бы данным в руки. Как из рога изобилия посыпались проекты ракетных снарядов для полетов за пределы земного тяготения. один заманчивее другого. Более трезвые проекты, вроде проекта германского авиоработника Макса Валира, опиравшегося на работы Оберта, не выходили из круга земных «расчетов», эти работники мастерили пока что, конечно, лишь на бумаге, ракетные корабли для полета в высшие слои земной атмосферы, где воздух, при крайней разряженности, оказывает движению тел лишь самое ничтожное сопротивление, допуская, как показывает расчет, осуществлять громадные скорости полета, перелетать за пару часов океаны и облетать в десяток часов весь земной шар. Ряд предложений касался еще использовании ракетных снарядов для число научных целей — под'ема наблюдателей вместе с научными приборами на громадные, совершенно лишенные воздуха высоты, на которых изучение вселенной может пойти много продуктивнее, чем с поверхности земли...

Несмотря на часто сыпавшиеся в последнее время обещания о скором осуществлении всех подобных «ракетных» проектов, ни одна ракета для движения с пассажиром так и не была до сих пор осуществлена. Все «взвивающиеся в далекую высь» ракетные летательные корабли так и остались на бумаге. Недавний энтузиазм, восторженность, напряженное ожидание сменились сомнением, раздосадоваиием, недоверием. К идее ракеты стали остывать, о ней стали мало-по-малу забывать...

И вот, только что, иностранные газеты принесли совершенно неожиданное, невероятно звучащее сообщение, означающее резкий перелом в положении всего вопроса. Всамделишный управляемый пассажиром ракетный снаряд уже осуществлен и успешно испытан! На нем ездил построивший его человек, его видели тысячи глаз и щупали человеческие руки. Он более не мечта утопистов и фантазеров - он живая реальность!...

Место, где впервые в истории человечества был построен этот снаряд и состоялось его знаменитое отныне испытание - автомобильный завод «Опель» в небольшом германском городке Рюссельсхейме и испытательный трек (круговая дорожка) при нем. Дата события — 12 апреля текущего года. «Герои дня» — автомобильный конструктор этого завода, инженер К. Фольксхардт, инженер-пиротехник Зандер и «ракетный утопист», автор увлекательных проектов ракетных летательных снарядов — Макс Валир.

Вот как описывает очевидец событие, о котором мы здесь говорим.

«К моему удивлению, я увидел обыкновенный гоночный автомобиль, узкий, приземистый, с плавными обводами кузова, на больших, широко расставленных колесах. Но более близкий осмотр показал, что сходство лишь чисто наружное. На автомобиле не было обычного мотора, ни капли бензина, никакого передаточного механизма. Колеса сидели на осях совершенно свободно, как у любой повозки. Не было заметно обычных средств снаряжения автомашин на контрольном щитке, отсутствовали обычные ручки и педали управления. Руль, небольшая педалька, вольтметр, указатель скорости — и все тут. Педалька составляет управление каким-то электроприбором, получающим ток от находящегося на машине небольшого свинцового аккумулятора автомобильного типа и, очевидно, посылающим его в провода, тянущиеся в заднюю часть автомобиля. Тогда как передок автомобиля не отступал от обычного стандарта и даже кончался, как полагается, радиатором — задняя часть, с ее броневым стальным щитом за сиденьем водителя и 12 короткими стальными трубами, в добрых 2 вершка в свету, выступающими из щита назад, на подобие жерл гаубиц, собранных в одну батарею, представляла совсем несуразную картину. Во всяком случае было ясно, что провода от электроаппаратуры шли к магазинным частям этих труб, скрытым от нескромных взоров облепившей машины публики непроницаемой жестью кузова.

«Удивление мое моментально исчезло, когда я увидел, что произошло после того, как конструктор машины, инженер Фольксхардт, занял место водителя и нажал педаль. Раздалась оглушительная, непрерывно-частая пальба, словно из пушек, из жерл упомянутых труб вырвались длинные языки пламени и клубы густого белого дыма, и автомобиль, сорвавшись стрелой с места, помчался с громадной скоростью по кругу трека. Ясно стало, что автомобиль движется на реактивном начале, что 12 стальных жерл, изрыгающих дым и пламя, и суть выходные отверстия движущей его ракеты. Перед моими глазами, несомненно двигался впервые осуществленный реактивный снаряд, управляемый несомым им пассажиром... Как чувствовалось, ракета слушалась водителя идеально. Она быстро забирала скорость и немедленно прекращала работу, как только водитель выключал ток. Повороты осуществлялись при помощи руля. К заднему же ходу машина, очевидно, не приспособлена...».

Догадке посетителя отвечала, как оказалось, действительности. Автомобиль, действительно, представлял собою такую, движущуюся на колесах, управляемую водителем, ракету. Постройка ее стоила больших трудов и потребовала совершения большого числа опытов. По принципу машина очень проста: в пороховых камерах ракеты взрываются поочередно, через известные, регулируемые промежутки времени, определенные порции взрывчатого вещества «медленно» горящего пороха специального состава; развивающиеся газы вырываются через направленные назад трубы и реактивное давление их на противоположные жерлам труб, т.-е. на передние (в отношении движения) стенки камер, создает движение повозки; аккумулятор и электроприбор с проводами служат для получения и распределения по отдельным камерам запального тока.

Как видим, принцип движения Рюссельхеймского автомобиля ничем, собственно, не отличается от принципа полета обыкновенной(пиротехнической) пороховой ракеты. В талой ракете реактивная сила вырывающихся из заднего отверстия ракеты пороховых газов, преодолевая силу тяжести, гонит ракету вверх. При горизонтальном расположении ракеты на поддерживаемом колесами остове сила реакции направляет весь снаряд по горизонтали вперед... Вместо полета здесь движение на колесах по земной тверди, но суть одна и та же.

На испытании в Рюсселъехейме 12 апреля автомобиль-ракета показал скорость в 100 километров в час. Может быть, можно было, участив взрывы, развить и большую скорость, но самый трек не допускал этого. Решено произвести повторное испытание на автотреке под Берлином, где допустимы более высокие скорости.

Но дало не в побитии авторекордов. Дело в результатах достижения, в открываемых им возможностях. А их еще трудно учесть. Факт тот, что ракетный снаряд, управляемый в своем движении им же несомым пассажиром, уже больше не идея, не мечта, не проект, а живая действительность. Правда, снаряд осуществлен не летательный, а пока еще, говоря языком поэта, «рожденный ползать». Но ведь, автомобиль Фольксхардта-Зандера лишь начало. Дальнейшая совместная работа этих техников с Валиром (а она продолжает вестись) направлена на создание ракетного аппарата, способного отрываться, в движении с пассажиром, от земли и совершать перелеты но воздуху. При показанном в Рюссельсхейме достижении, в этом нет теперь ничего невозможного. Конструктивные затруднения, без которых никогда не обходятся, несомненно будут преоборены. Так что, можно думать, постройка первых моделей ракетного снаряда для управляемого ракетного воздухолетания уже не за горами. А за первыми моделями, неизбежно не совсем совершенными, последуют улучшенные издания, все больше приближающие нас к осуществлению старой, гордой мечты человека об овладении верхними высотами атмосферы и межпланетным пространством!..

Первая пассажирская ракета, в силу чисто технических причин, осуществлена как наземный автомобиль. Но отнюдь не следует думать, что ракетный принцип тяги будет иметь для автотранспорта серьезное значение. Слишком дорого «топливо» для ракеты (пороха специальной выделки) и слишком к тому же оно малоэнергоемко и, значит, громоздко, по сравнению с такими обычными высоко калорийными автогорючими, как бензин. Густые облака стелящегося по земле дыма и громкая пальба выхлопа также не говорят в пользу «ракетного мотора» и «ракетной тяти» для автотранспорта. Не предвидится широкое использование ракеты и на железных дорогах, столь с виду заманчивое и сейчас проектируемое в Германии в виде опыта.

Призвание ракеты - свободный полет. Ее настоящее царство - воздушный океан, заоблачные высоты. Ее будущее - завоевание Вселенной. И к этому будущему все развивающаяся и обогащающаяся техника нас приведет, должна привести.

Я.



"Красная газета" 25.05.1928

Испытание автомобиля-ракеты

БЕРЛИН. 24. Вчера утром на берлинском автодроме состоялось первое открытое испытание автомобиля-ракеты, приводимого в движение взрывчатыми веществами. Автомобилем управлял конструктор его Оппель. Испытание прошло с полным успехам. Наивысшая скорость, достигнутая автомобилем, 195 клм. в час.

"Красная газета" 12.06.1928

В МИРЕ НАУКИ



Вокруг ракетного автомобиля.

Неожиданное изобретение ракетного автомобиля застигло техников врасплох. Совершенно новый принцип движения не находит подготовленной почвы в умах. Теорией движения ракеты интересовался до сих пор слишком ограниченный круг людей, физиков и астрономов, разрабатывавших эту своеобразную главу механики для нужд космических перелетов. Этим об'ясняется то, что не только в читающих, но и в пишущих кругах, новое изобретение не получает надлежащей оценки и вызывает зачастую совершенно превратные суждения.

Большинство представляет себе дело так, что автомобильным инженерам удалось найти разумное практическое применение тому техническому принципу, который выдвинут мечтателями для несбыточных планетных перелетов: полетим ли мы когда-нибудь в ракете на луну — это еще большой вопрос, а вот ракетный автомобиль будет у нас несомненно.

В действительности, однако, дело обстоит как раз наоборот. Именно ракетный автомобиль, с таким реальным шумом катящийся уже по твердой земле — есть беспочвенное создание техники; воспользоваться же им суждено звездоплаванию будущего. Судьбу всякого изобретения решает экономический фактор, а по этой части ракетный автомобиль безнадежно плох. Создатель теории ракеты, Циолковский, давно предостерегал от увлечения идеей применить ракету к земному транспорту, указывая на крайнюю ее неэкономичность.

Если в самом деле вычислим по формулам теории коэффициент полезного действия ракетного автомобиля для тех скоростей, какие здесь допустимы, то получим очень низкие цифры. Другими словами, только весьма незначительная часть энергии потребленного горючего переводится здесь в полезную механическую работу. Ракетный автомобиль фирмы Опель показал скорость 200 км в час; для такой скорости расчет дает полезное действие всего в 3%. Это цифра идеальная: техника может стремиться к ней, но не может никогда превзойти. При расчете мы пренебрегли трением и считали, что ракеты имеют выработанную Годдардом совершенную конструкцию. Реальный процент полезного действии должен быть еще ниже, — быть может, вдвое. Он возрастает с увеличением скорости. Но скорость колесного экипажа не может превосходить 700 км в час (матерная колес не выдерживает большего натяжения, обусловленного центробежной силой); при такой скорости идеальное использование энергии горючего равно здесь 9%, т.-е. вдвое слишком ниже, чем у автомобилей существующего типа. Ракетный автомобиль мог бы экономически соперничать с обыкновенным только начиная со скорости в 2.000 км в час, — скорости, бессмысленной для наземного экипажа. Замена пороха в ракетах нефтью или гремучим газом дала бы известные преимущества, но не в смысле полезного действия, которое падает еще ниже.

Как видим, ракетный автомобиль, - слишком расточительное изобретение. Будущее ракеты — не на земле, а в воздухе, и вне его, за пределами атмосферы, в мире космических скоростей. И не случайно в Америке (где теория ракеты, благодаря трудам Годдарда, более популярна) опыты Опеля вызвали подражание, но не с автомобилем, — как можно было ожидать в этой стране автомобилизма, — а с аэропланами.

Другое распространенное заблуждение — уверенность в том, что вне воздуха ракета двигаться не может. Недавно в серьезном «Умшау» высказался в этом смысле даже директор Пиротехнической лаборатории, снабжающей ракетами германскую армию, — лицо, которое, казалось бы, должно быть хорошо знакомо с теорией ракеты. Между тем, не только теория, но и экспериментальные исследования давно доказали, что в пустоте ракета летит еще с большей скоростью, чем в воздухе (по Годдарду — на 20%).

Как же следует смотреть на ракетный автомобиль? Как на научный опыт, имеющий значение не для автомобилизма, а только для авиации и звездоплавания будущего. Не небо приходит здесь на помощь земле, а земля оказывает посильную помощь небу.

Я. ПЕРЕЛЬМАН.

"Красная газета" 25.06.1928



Ракетная дрезина

БЕРЛИН, 24. По сообщению агентства Вольфа, испытание первой ракетной дрезины, действующей отдачей взрывающихся газов, окончилось неудачей. Дрезина была построена германской автомобильной фирмой Опель и представляла собой продолжение опытов с ракетным автомобилем, который недавно был испытан на берлинском автодроме.

Испытание ракетной дрезины состоялось на прямолинейном участке железнодорожного пути Ганновер-Целле, вблизи Бургведеля. На испытании присутствовало свыше 10 тысяч зрителей.

Первый рейс, с уменьшенным числом ракет и без водителя, дрезина прошла удачно. При второй попытке число ракет и заряд пороха были увеличены в четыре раза. Из предосторожности дрезина и на этот раз была пущена без водителя. Тотчас после старта дрезина сошла с рельс. Вторичная попытка также окончилась неудачей. При второй попытке дрезина была разбита.

"Красная газета" 6.07.1928



Ракета на рельсах

Германские газеты сообщили подробности крушения опытной реактивной дрезины во время испытания ее на железнодорожной колее близ Ганновера. Как и предыдущие модели реактивного автомобиля постройки рюссельсхаймского автомобильного завода «Опель», испытанные на автотреке, новая модель, выполненная для пробы на рельсах по типу двуосной железнодорожной моторной дрезины с бандажами была снабжена пороховыми ракетами. Помимо комплекта ракет для поступательного движения конструкторы снабдили ее еще парой обратно направленных ракет, заставив последние играть для дрезины роль тормозов. Сесть на дрезину, имевшую одно закрытое кабинкой пассажирское место, никто не решился, и устроители опыта удовлетворились пассажиром четвероногим - привязанной к кабинке белой кошкой. Со старта дрезина пускалась на одной ракете, зажигавшейся на месте; остальным ранетам комплекта полагалось вступать в действие автоматически, в определенные моменты времени, и с этой целью на дрезине имелся особый регулирующий автомат. Электрический запал тормозных ракет, отстреливавшихся в сторону движения, должен был замыкаться на определенной точке пути дрезины также автоматическим образом, и для этой цели было предусмотрено особое приспособление на соответственном месте рельс, механически взаимодействовавшее со спусковой щеколдой на раме дрезины.

Без такого тормоза испытание не могло бы иметь места, так как все протяжение колеи, на котором оно производилось, не превосходило 7 км, а ровная прямолинейная часть ее, на которой допустимо было развить ожидавшуюся конструкторами сверхколоссальную, невиданную на рельсах скорость (400 километров в час, 111 метров в 1 секунду!) составляла всего около 5 км.

Всего дрезина сделала два пробега. Первый, несмотря на одну взорвавшуюся ракету, прошел сравнительно благополучно. Дрезина на трех ракетах, разогнавшись, развила ход в 254 км в час. (побит мировой рекорд скорости на рельсах, составляющий 215 км) и была быстро заторможена на 3-м километре тормозной парой ракет, вступивших в работу точка в точку. Вторая же проба, для которой были взяты усиленные заряды пороха, закончилась катастрофой, стоившей кошачьему пассажиру жизни. Причиной была детонация (самопроизвольный взрыв) одной из ракет, повредившая дрезину и выбросившая ее с рельс под откос.

На описанном зрелище присутствовало свыше 80.000 зрителей.

«Человек и природа» ПРИЛОЖЕНИЕ к "Красной газете" № 24 (60) 23.08.1928

Первая ракета на рельсах

Изобретение паровоза приписывается Георгу Стефенсону. Недавно было отпраздновано столетие одного из величайших творений человеческого гения. Между тем, идея повозки, движущейся силой пара и способной тянуть за собою поездные грузовые и пассажирские составы, разрабатывалась за много лет до Стефенсона его не менее знаменитым соотечественником — физиком и математиком Исааком Ньютоном.

Ньютон в 1690 г., обнародовал проект паровой повозки, воспроизведенной нашим рисунком, в которой использовал для движения не паровую машину в настоящем смысле слова, с цилиндром, поршнем и передаточным механизмом на колеса, - а лишь котельную установку. В паровом колпаке котла, на самой задней его часты, он предусмотрел выпускное сопло с регулируемым с места водителя просветом. Пар, вырываясь из этого сопла в сторону, обратную движению, должен создавать так называемую реактивную силу, направленную как раз противоположно, т.-е. в сторону движения, и толкающую весь снаряд вперед. Это не что иное, как принцип ракеты, недавно осуществленной в Германии, в виде столь нашумевшего ракетного автомобиля и ракетной дрезины. Вся разница в том, что эти последние движутся пороховыми газами, а ракета Ньютона, фактически осуществленная лишь в новейшее время, одной американской железной дорогой по оставленным им чертежам, должна была работать паром.

Я-Ий.