Сканировал Игорь Степикин

Александр КУДИНОВ
ОТ "ГНОМА" ДО "ЛУНЫ"


"Крылья Родины", 1992, №2-3, с. 19-20.



Ротативный двигатель "Рон", который завод начал выпускать в 1914 году. Мощность 80 л. с., 1200 об/мин. Устанавливался на самолетах "Блерио", "Ньюпор", "Вуазен", "Фарман".
Ракетный двигатель первой ступени РД-107 и ракета-носитель "Восток". Вес первой ступени 287 т, тяга — 408 т, удельная тяга — 254 с.
  • Однажды в январе 1912 года в Варшаве на аэродроме Петр Николаевич Нестеров попал в аварию на самолете "Ньюпор". Причина — пожар пятидесятисильного ротативного мотора "Гном".
  • Вот с таких несовершенных, слабосильных "Гномов", построенных по французской лицензии, и начиналось. Кто бы мог подумать, что спустя всего полвека из цехов этого же завода будут выходить двигатели для космических кораблей. Тем не менее, это так. Речь идет о крупнейшем в стране предприятии по производству авиационных и ракетных двигателей — Самарском моторостроительном объединении.
  • В 1912 году в Москве на Ткацкой улице были открыты мастерские по сборке ротативных моторов (ныне на этом месте расположен Дом культуры "Чайка".)
  • С началом первой мировой войны завод получил крупные заказы на поставку авиационному заводу "Дукс" восьмидесятисильных двигателей "Гном".
  • За короткое время территория завода и его мощности увеличились вдвое.
  • В 1925 году завод приступил к серийному выпуску первого советского двигателя М-11 конструкции А. Д. Швецова. Этот мотор, которым оснащались знаменитые По-2 и другие машины, побил все мировые рекорды долголетия. Завод выпускал его 38(!) лет, до 1963 года.
  • В конце 20-х годов к "Икару" присоединилось предприятие "Мотор". Новое и есть то, что ныне: "Завод имени М. В. Фрунзе". В годы Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Куйбышев. В начале 1942 года там освоили в производстве моторы АМ-38 для модернизированных штурмовиков Ил-2. Это была основная продукция завода фронтового периода.
  • В заводском музее бережно хранится уникальный экспонат — двигатель АМ-38Ф с самолета Ил-2 № 1872932, выпуска 1942 года. Штурмовик нашли в тайге у озера Ориярви в Карелии. Установлено, что он воевал в составе 828-го штурмового авиаполка. Летали на нем пилот Константин Котляревский и стрелок Евгений Мухин.
  • Молодежные бригады завода отреставрировали двигатель. Он неплохо сохранился. Восстановили сам Ил-2. Причем, многие детали вытачивали по "памяти", так как все чертежи и документация отправлены после войны в Китай — там планировали начать производство Ил-2 и Ил-10. Что было дальше, до сих пор неизвестно. Штурмовик установлен в Самаре на пересечении Московского и Кировского шоссе.
  • В послевоенные годы на заводе стал внедряться реактивный двигатель ВК-1 конструкции В. Я. Климова. Началась серьезная реорганизация производства. Прекратили свое существование цехи коленчатых и распределительных валов, клапанов, цилиндров, поршней.
  • На смену старым появились цехи турбин, компрессоров, лопаток, форсунок, корпусных сварных деталей. Перестраивались испытательные боксы, началось освоение сложных процессов литья, в том числе под вакуумом. Сроки устанавливались самые жесткие.
  • Двигатели ВК-1 и ВК-1А выпускались большой серией. Они устанавливались на самолеты МиГ-15 бис, МиГ-17, Ил-28. Завод освоил также производство прямоточных воздушно-реактивных двигателей РД-900, которыми оснащались беспилотные самолеты-мишени Ла-17.
  • Сейчас завод выпускает широко известные у нас в стране и за рубежом турбовинтовые двигатели НК-12 конструкции Николая Дмитриевича Кузнецова. Эта силовая установка мощностью 15000 л. с. позволила Туполеву создать межконтинентальный ракетоносец Ту-95 и пассажирский лайнер Ту-114.
  • Генеральный конструктор О. К. Антонов при проектировании знаменитого "Антея" остановил свой выбор на детище Кузнецова не случайно Мощность четырех НК-12МА, которые были спроектированы для Ан-22, сопоставима с энергетической установкой атомного ледокола "Ленин". Она могла бы обеспечить электричеством целый город. К тому же двигатели НК-12 по праву считаются самыми экономичными в мире.
  • Отработав положенные часы в небе (ресурс до первого ремонта составляет 2000 часов). НК-12 продолжают вторую жизнь... на земле. После небольшой модернизации на заводе они используются в качестве силовых приводов компрессорных станций на магистральных газопроводах. Производят на заводе и лодочные моторы "Вихрь", которые, увы, потом переделывают самодельщики в авиационные.
  • "Завеса секретности" буквально до последнего времени не позволяла рассказать об основной сейчас продукции ракетных двигателях РД-107 и РД-108, которые составляют основу первой и второй ступеней ракет для выведения пилотируемых космических кораблей "Союз" и транспортных "Прогрессов".
  • Начиналось все в 1957 году. Моторостроителям поручили освоение серийного производства жидкостных ракетных двигателей для первой и второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты. Двигатели разработаны в ОКБ В. П. Глушко. На освоение серийного производства правительство дало один год.
  • Технологический процесс изготовления камер сгорания ЖРД был для завода новым, ничего подобного фрунзенцы раньше не делали. Никогда не изготовлял завод и насосов с расходом горючего до 200 килограммов в секунду и давлением до 100 атмосфер, не было испытательной станции для проливок форсунок с такими параметрами. Завод никогда не делал и большого количества агрегатов автоматики. Многие из них требовали очень высокой точности изготовления. Новыми стали работы с агрессивными компонентами, причем при повышенной чистоте выполнения всех технологических процессов.
  • Построили уникальный испытательный комплекс для жидкостных ракетных двигателей — сложнейшее инженерное сооружение. Коллектив, занятый освоением новых двигателей, работал круглосуточно, а инженерный состав не уходил домой раньше часа-двух ночи. 29 декабря 1958 года первый двигатель прошел стендовые испытания. В следующем, 59-м, начались пуски ракет. В сентябре была выведена на заданную траекторию автоматическая межпланетная станция "Луна-2". На вооружение была принята межконтинентальная баллистическая ракета.
  • В 1960 году перед ОКБ и заводом была поставлена задача по выпуску ЖРД повышенной надежности, предназначенных для вывода на орбиту пилотируемых космических кораблей. Стартовали в космос все пилотируемые корабли "Восток", "Восход" и "Союз". Причем если вес "Востока", который пилотировал Юрий Гагарин, составлял 4730 кг, масса "Союзов" возросла до 6800 кг. Грузовые "Прогрессы" весили уже 7200 кг.
  • Те же двигатели выводили на орбиту ИСЗ "Метеор", "Космос", "Молния", "Прогноз", а также межпланетные станции "Зонд", "Луна", "Венера", "Марс".
  • О перспективах развития объединения рассказывают его руководители.
  • Генеральный директор объединения Игорь Леонидович Шитарев:
  • — Мы начали работать над запуском в производство двигателя НК-36СТ. Его с 1993 года собирается закупать газовый концерн в достаточно больших количествах. Это сможет покрыть падение объемов военного производства после конверсии.
  • Очень сложная ситуация возникла с материально-техническим снабжением. Многие заводы-поставщики закрывают либо по экологическим, либо по технологическим соображениям. Развал Союза больно ударил. Ведь мы получали из бывших союзных республик многие материалы. Поэтому именно АССАД должен помочь в налаживании межгосударственных связей.
  • После получения права на управление собственностью в Госкомимуществе РСФСР мы на предприятиях объединения планируем провести приватизацию. Как это будет сделано, сказать трудно. Наверняка — акционирование.
  • Заместитель главного конструктора Валерий Эрвинович Копп:
  • — Тридцать лет назад создана замечательная ракета с прекрасными двигателями. Она не устарела и сегодня. Комплекс так удачно спроектирован, что путем непрерывных модификаций сохраняет работоспособность и поныне. Есть еще резервы улучшения. Если мы найдем средства, то сможем провести модификацию двигателей первой и второй ступеней. Это позволит выводить на орбиту дополнительно 120-150 килограммов полезного груза. Хочу отметить высокую надежность силовых установок ракеты. Она составляет 0,9998. Это очень большая величина.
  • В заводском музее авиационных двигателей ракетных пока нет, если не считать умещающегося на ладонях макета РД-107.
  • — Да, это одна из наших проблем, — сетует ветеран завода, член общественного совета музея Николай Федорович Попазов. — Уникальные двигатели, которые выводили в космос пилотируемые и транспортные аппараты, стоят на задворках. У нас, увы, нет помещения для них...
  • Вот такое получилось у нас знакомство с авиастроителями Самары. Ну а ветеран прав! Если мы не сохраним для потомков уникальных экспонатов, грош нам цена.