вернёмся в библиотеку?
«Комсомольская правда» от 19 июня 2005 года

Повесть о ненастоящем человеке

Наши космонавты были на Луне еще в 1938 году?


Советские люди на Луне — очередное завоевание нашего народа, ведомого мудрым товарищем Сталиным.
На фестивале «Кинотавр» прошла премьера художественно-документального фильма «Первые на Луне».
Действие картины, основанной на фото-, киноархивах НКВД — КГБ — ФСБ, Минобороны и Академии наук, как утверждают авторы, происходит в наше время и в 30-е годы ХХ века. Герой — режиссер-документалист — разыскивает свидетелей и участников первого секретного полета в космос.

Космодром — Луна — дурдом


В 1928 году инженер Федор Супрун послал в Кремль проект космического корабля, способного долететь до Луны. Сталин затею одобрил. В Свердловске на «Уралхиммаше» началось строительство ракеты-носителя, а под Саратовом готовили взлетную площадку. В первый отряд космонавтов отобрали шесть человек — пять отличников боевой и политической подготовки и артиста театра лилипутов: ученые сперва полагали, что «большому» человеку может не хватить запасов воздуха в корабле.

Почетная роль первого космопроходца выпала одному из «больших» — герою гражданской войны летчику Харламову Ивану Сергеевичу. Остальные претенденты стали его дублерами. В фильме показан подробный процесс подготовки будущих космонавтов, или, как их тогда называли, — космолетчиков.

День X пришелся на 16 марта 1938 года. Но сразу после старта связь с ракетой прервалась. Все решили, что Харламов погиб. Проект закрыли. А НКВД позаботилось, чтобы свидетели помалкивали.

Но Харламов не погиб. Несмотря на неполадки, он добрался до Луны. А на обратном пути, когда корабль потерпел аварию над Южной Америкой, успел катапультироваться. Почти год ушел, чтобы возвратиться на Родину. Летчик помнил, что полет был секретным, и пересек полмира нелегально.

Пережитые испытания сказались: Харламов вернулся психически больным человеком — не мог внятно говорить, разучился писать. Благодарная Родина отправила героя в психушку.


Космолетчик Иван Харламов к выполнению задания партии готов!

За 20 лет до Гагарина

На экране свидетельские показания дают дублер-лилипут, медсестра, ухаживавшая за безумным Харламовым, сотрудники НКВД... А в аннотации к картине говорится, что она «повлияет на ход мировой истории и повысит авторитет нашей страны в глазах мировой общественности».

Эх, если бы этот, профессионально смонтированный фильм показать лет 30 — 40 назад! Тогда бы весь мир поверил, что русские побывали на Луне.

Увы, «Первые на Луне» — мистификация, яркая и талантливая. В конце на экране появляется надпись, что «роли свидетелей исполняли такие-то актеры». Многие, кстати, на премьере этого не заметили и поспешили сообщить о сенсации.

Куда дели Циолковского?

Поверить в такой «зигзаг истории» можно запросто. В то время был жив авторитетный теоретик и энтузиаст полетов в космос Константин Циолковский. Уже работала Группа изучения реактивного движения, где трудились будущие академики Сергей Королев, Сергей Глушко, Михаил Тихонравов. Экономика молодой страны была на подъеме — ВВП рос, как на дрожжах. Может, все-таки наши могли поднапрячься и запустить ракету на Луну?

— Нет, — считает писатель, историк космонавтики Антон ПЕРВУШИН (книги «Битва за звезды: космическое противостояние», «Космонавты Сталина»), — в 30-е годы наука не знала большинства фактов, которые стали известны в 50-е годы. Не то что на Луну — не было возможности даже облететь вокруг Земли. Если бы у нас были ракеты-носители, то Германии не поздоровилось бы уже в 41-м. Начинить их боезарядом, и Берлин за пару месяцев был бы стерт с земли.

— Секретный проект, до конца не доработанный?

— Во-первых, кто такой конструктор Федор Федорович Супрун? Начиная с 20-х годов прошлого века нет ни одной работы по космической тематике, где бы упоминалось это имя.

Первый советский космический аппарат «Земля — Луна» зорко охраняли от «врагов народа».
Также в фильме свидетели утверждают, что над проектом трудились несколько миллионов человек — рабочие, медики, инженеры, ученые. Если бы Сталин стремился в космос, то кто-нибудь из ученых рассказал бы эту историю в мемуарах. Но нет ни слова.

— Самый большой секрет Страны Советов. Ученые давали бессрочную подписку о неразглашении...

— В фильме, в киноматериалах, обозначенных как хроника тех лет, часто встречается слово «космолетчик». Но даже во время подготовки полета Юрия Гагарина в литературе будущих космонавтов называли на английский манер — «пилотами-астролетчиками», «астронавтами». Если бы термин «космолетчик» был в ходу, то ученые, естественно, стали бы его применять и к Гагарину с его коллегами.

А слово «космонавт» впервые появилось в документе, подписанном академиком Мстиславом Келдышем в 1960 году. Как продолжение истории со словом «спутник», которое стало известно всему миру в 1957 году, после первого успешного запуска спутника в космос.

— Ну, предположим, это тоже следствие режима секретности.

— Если так рассуждать, то дофантазироваться можно до чего угодно. Но есть и более явные ляпы. Скажем, «Уралхиммаш», который упоминается в фильме, тогда еще не существовал. Единственный факт в фильме, о котором можно с уверенностью сказать, что он реален, — это падение гигантского метеорита «Сантьяго» в 1938 году в Чили. Правда, этот факт режиссеры и сценаристы превратили в сцену падения корабля «космолетчика Харламова».

КСТАТИ

Здесь был Омон Ра


В 1992 году писатель Виктор Пелевин опубликовал роман «Омон Ра» — о советском мальчике Омоне Кривомазове, который с детства мечтал стать космонавтом. Парню повезло — отправили его на Луну. Да только оказалось, что Луну советские чиновники устроили на Земле. А вся гордость нашей космической техники — ракеты, спутники, луноходы — фанерная бутафория на человеческой тяге. Как в анекдотах про одного китайского космонавта и десять тысяч кочегаров на борту ракеты.

На историческую мистификацию «Омон Ра», конечно, не тянет. Хотя читается роман интересно. В конце остается чувство гадливости за родную страну, но, наверное, так принято было писать в начале 90-х годов прошлого века.

СЛУХИ

На Западе многие считают, что Гагарин был не первым

В последнем номере авторитетного немецкого еженедельного журнала «Штерн», в материале о праздновании 50-летия космодрома «Байконур», сказано, что «по сей день ходят слухи, будто Советский Союз еще до Гагарина посылал людей в космос. Но поскольку эти попытки заканчивались гибелью космонавтов, их сохранили в тайне». Эти «слухи» муссируются уже более сорока лет. До сих пор их периодически пересказывают крупнейшие газеты мира. Так, может, и правда, до Гагарина были многочисленные, незаслуженно забытые «Иваны Харламовы»?

В ближайших номерах «КП» читайте: «Мифы ХХ века: Был ли Гагарин первым космонавтом».

Андрей МОИСЕЕНКО moisey@kp.ru 10 июня 2005 г.