«Комсомольская правда» 1.09.1957

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ

НАСТОЯЩЕЕ время в ряде стран имеются различные управляемые на расстоянии снаряды — зенитные, корабельные, сухопутные и даже запускаемые из-под воды с подводных лодок. В зависимости от назначения их характеристики, естественно, весьма различны. Наибольший интерес представляют весьма активно разрабатываемые новые типы реактивных сверхдальнобойных баллистических снарядов, получивших название межконтинентальных.

Межконтинентальные баллистические снаряды (МБС) — это ракеты, имеющие несколько ступеней, т. е. состоящие из нескольких — двух-трех отдельных ракет. Такая ракета взлетает вертикально. Преодолев плотные слои атмосферы, она плавно поворачивает, ложится на курс и движется на тысячекилометровой высоте по баллистической кривой.

Как показывает самое название, основным отличительным признаком МБС является дальность действия, доходящая до 8 000 километров и больше. Эти снаряды называются баллистическими потому, что в отличие от снарядов других типов они управляются не на всей траектории, а только на начальном, сравнительно небольшом ее участке — порядка 400 километров, после чего летят, как обычные артиллерийские снаряды. Скорость их колоссальна, она доходит до 16.000 километров в час.

По сообщениям иностранной печати, стоимость такого снаряда будет примерно в восемь раз меньше, чем стоимость бомбардировщика дальнего действия. Правда, МБС можно использовать только один раз, но статистика прошлой войны показывает, что продолжительность службы бомбардировщика дальнего действия равна в среднем всего 4--5 вылетам, так что и в этом случае МБС оказывается более экономичным. Далее, если против самых совершенных бомбардировщиков, летящих со скоростью, превосходящей скорость звука, существуют активные средства защиты, то против МБС с их колоссальной скоростью и высотой полета таких средств пока нет.

Однако при создании МБС конструкторы встречаются с существенными трудностями. Основной является так называемая тепловая проблема. Дело в том, что, снижаясь на цель, снаряд должен войти в плотные слои атмосферы, где при его колоссальной скорости может возникнуть трение и оболочка его при этом раскалится до очень высокой температуры. Другими словами, МБС может сгореть, как сгорает большинство метеоритов, не долетев до земли.

Ученые ряда стран работают поэтому нах созданием сверхжаропрочных сплавов и над способами «торможения» полета снаряда при входе его в атмосферу.

Второй трудностью при создании МБС является необходимость сверхточной работы аппаратуры управления -— двигатель должен быть выключен в строго определенный момент. Точность измерения скорости для этого должна быть такова, чтобы, например, при полете со скоростью 7 километров в секунду ошибка не превышала 10 сантиметров в секунду.

Кроме того, существует и ряд других сложностей: после того как МБС заправлен топливом, он должен быть запущен не позднее чем через 20 минут, так как в противном случае благодаря наличию внутри снаряда окислителя — жидкого кислорода могут обледенеть и выйти из строя приборы управления.

Недостатком является и то, что после запуска МБС совершенно не поддается воздействию с земли. Поэтому МБС можно использовать только против объектов, занимающих сравнительно большую площадь, причем координаты их должны достаточно хорошо известны.

Как мы видим, при создании МБС такого типа ученым и инженерам приходится сталкиваться с труднейшими проблемами.

Схема полета межконтинентальных снарядов: 1 — место запуска МБС; 2 — отделение; 3 — конец работы двигателя МБС; 4 — плотные слои атмосферы — 80 км; 5 — полет «Снарк» в атмосфере с включенным ПВРД; 6 — неуправляемый полет МБС по траектории (8000 км 30 мин.); 7 — максимальная высота — 1280 км; 8 — ориентация с помощью астронавигационнои системы наведения; 9 — полет «Снарк» по зигзагообразной траектории; 10 — вход МБС в атмосферу; 11— МБС; 12 - «Снарк». Например, с базы ВВС США в Патрике (Флорида) проведено испытание крылатой ракеты, которая пролетела через Карибское море и упала в Атлантическом океане на расстояний 3200 км от места старта.

Естественно, что данные о МБС любых типов строго засекречены и, как правило, в печать не попадают. Однако некоторое представление о них можно составить по случайным отрывочным сообщениям.

В качестве примера МБС ракетного типа приведем некоторые данные американского снаряда «Атлас», о неудачном экспериментальном полете которого сообщалось в июне этого года. Он имеет длину более 33 метров, диаметр более метра и дальность полета порядка 8000 километров. Точность попадания в цель должна быть около 32 километров. Стартовый вес - несколько десятков тонн. Скорость после окончания работы двигателя примерно 7 километров в секунду (25.200 км/час)

К числу стратегических крылатых ракет можно отвести вышеупомянутую крылатую ракету «Снарк». Она снабжена турбореактивным двигателем, обеспечивающим тягу около 4500 тонн, имеет тонкие стреловидные крылья с размахом крыла 12,2 метра, его длина равна 18,3 метра. Стартовый вес более 6 тонн, а максимальная скорость на высоте 12-14 километров — 965 километров в час. Предполагаемая дальность полета — до восьми тысяч километров. Этот снаряд испытывался в июле 1956 года на флоридском полигоне.

В

СООБЩЕНИИ ТАСС от 27 августа 1957 года говорится о том, что в Советском Союзе на днях был осуществлен запуск сверхдальней, межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Полет ее происходил на очень большой, еще до сих пор не достигнутой высоте. Нашим ученым и инженерам удалось преодолеть все технические трудности создания этих удивительных и грозных аппаратов, проведенные испытания полностью подтвердили правильность расчетов и выбранной конструкции. Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара.

По оценкам зарубежной печати, ракет с таким радиусом действия нигде в мире пока не существует — Советский Союз является первой державой, создавшей «мировую ракету».

В. ПЕТРОВ.



Со скоростью ракеты

С

О СКОРОСТЬЮ ракеты облетела мир весть об успешном испытании в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. «Холодный душ для любителей горячей войны», «Тяжелый удар по военным планам Запада», «Советский Союз опередил США и Англию» - вот только одни заголовки, которыми пестрят газеты зарубежных стран.

А что думают об этом советские люди? Предоставляем слово молодым рабочим завода «Красный пролетарий»:

Подальше от Земли

Нина МУРАВЬЕВА, чертежница: Говорю от имени девушек. По-нашему, лучше бы вообще никаких ракет не было. Хорошо, конечно, полететь в межпланетные пространства, но ведь у нас на Земле пока не тесновато, места всем хватает. Правда, есть люди, которым у себя в стране «тесно», хочется им обязательно всем миром управлять. Вот для таких любителей поживиться за чужой счет и приходится держать межконтинентальные снаряды, чтобы охлаждать их слишком пылкие планы. А вообще-то я бы собрала всех господ поджигателей войны, посадила бы на такую ракету, которая не возвращается, и запустила бы куда-нибудь подальше от Земли.

Может, записаться?

Дмитрий ЧЕСНОКОВ, наладчик: У нас в цехе кто-то в шутку пустил слух: новая ракета летит на Луну, экипаж требуется. И я невольно подумал: может, записаться? Правда, это пока еще мечта, но как знать, может быть, через несколько лет на спутник Земли и отправится первая советская ракета. Ведь успешное испытание межконтинентального баллистического снаряда имеет и огромное научное значение! Значительно расширяются границы астронавтики. Вот было бы здорово — спустя несколько лет выйти из ракеты, приземлившейся на Луне.

А вообще очень здорово

Лев СТРЕЛЬНИКОВ, конструктор: Не может быть, чтобы на станках, которые выпускает наш завод, не обрабатывались какие-нибудь детали для новой ракеты. Я когда думаю об этом, то представляю такую картину: летит баллистический снаряд, а все детали и части его поблескивают в лучах разных звезд, как новенькие. И вот одну из этих деталей, может быть, обтачивали на станке, над которым и мне приходилось работать. Приятно, не правда ли? А вообще очень здорово, что первая межконтинентальная ракета построена в нашей стране.