«Комсомольская правда» 6.09.1944


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЧТЫ



«ВЕК РАКЕТ»

Под этим заголовком американский журнал «Зис Уик» поместил недавно статью о перспективах ракет как оружия и средства передвижения.
Ниже мы помещаем сокращённый перевод этой статьи.

Мировая война 1914-1918 годов породила две больших отрасли техники — самолетостроение и радио. Вторая мировая война вызвала к жизни новые отрасли техники. Какие именно, трудно еще сказать. Однако многие представители техники полагают, что в результате этой войны в будущем найдут применение ракеты.

На протяжении многих лет человеческая фантазия работала в этом направлении. В фантастических очерках, в кинофильмах, в юмористических рассказах изобретатели ракет проносились через атмосферу Земли на Луну, Марс и далее. Надо было обладать богатой фантазией, чтобы рисовать себе такие картины. Но в один прекрасный день они могут воплотиться в жизнь. Однако, когда вы сядете в ракетный снаряд, это вовсе не будет означать, что вы обязательно хотите попасть на другую планету. Возможно, что вы хотите посетить Китай или даже более отдаленное государство. И такой способ сообщения не кажется ныне столь фантастическим в свете изобретений, сделанных за период войны.

В настоящее время мы и наши союзники, равно как и наши враги, разработали проекты, которые делают развитие строительства пассажирских ракетных кораблей вполне реальным. До войны ракетное воздухоплавание не принималось всерьез. Широкая публика смотрела на нас, экспериментаторов в области ракетного воздухоплавания, как на безумцев.

Война изменила все это. Ныне большинство людей, заинтересованных в ракетах, — трезвые техники. В настоящее время многие из них служат в армии и работают над военными изобретениями, превращающими ракету в наиболее многообещающий вид оружия современной войны. Не подлежит сомнению, что мы сможем использовать ракетную энергию для наших послевоенных сообщений. Весьма возможно, что самолеты будут снабжены ракетными двигателями, которые придадут им значительно большую скорость, чем любой существующий мотор. Но еще до того, как наступит этот день, посадка и под'ем в воздух пассажирских и грузовых самолетов будут почти наверняка осуществляться с помощью ракетных устройств. Ракеты будут подымать самолеты в воздух значительно быстрее и с более тяжелым грузом и будут снижать их посадочную скорость. Несомненно также, что мы будем перебрасывать грузы по воздуху при помощи ракет. Например, почту, которая будет доставляться со скоростью, приближающейся к скорости телеграфной передачи.

* * *

Преимущества ракеты как оружия ясны. В простейшем виде это фактически самостоятельно движущийся снаряд. Он не дает отдачи, и потому нет необходимости в тяжелом стволе и массивном затворе. Русские штурмовики, которые показали свои блестящие качества на Восточном фронте, вооружены реактивными пушками. Обычно бомбы падают на цель просто благодаря силе тяжести. Эти же бомбы-ракеты получают дополнительную ударную энергию от мощного заряда взрывчатого вещества, приводящего их в движение. Когда они ударяют по цели, их взрывная сила в четыре раза превышает силу обычных бомб. Они пробивают броню танка, как яичную скорлупу, и мощный взрыв превращает машину в кучу железного лома. В 1941 году немцы жаловались на новое «дьявольское» оружие, которое русские применили против их пикирующих самолетов при обороне Москвы. Этим оружием были противотанковые ракеты, выбрасываемые в таком огромном количестве, что немецкие пикирующие бомбардировщики не могли избежать попаданий. Русские разработали также некоторые замечательные конструкции тяжелых орудий, стреляющих ракетами, в качестве наземного противотанкового оружия. Немцы также форсировали свои эксперименты с реактивными пушками. В Африке союзные войска захватили многоствольные «гаубицы», применявшиеся для стрельбы ракетными снарядами по находящимся в пределах видимости танкам или низко летящим самолетам.

Нацисты делают опыты применения ракетных труб и сопел на своих тяжелых бомбардировщиках. Они служат для под'ема самолетов в воздух, и в основе их применения лежит то свойство, что тяжелые самолеты в состоянии фактически поднять лишь половину того груза, который они могут нести в воздухе. Несколько самолетов «Хейнкель-111-К» и «Юнкерс-88», сбитых над Англией, несомненно имели ракетные трубы для этой цели.

Недавно появилось сообщение о новом оружии, так называемой «базуке». Она имеет вид четырехдюймовой трубы с приспособлением для установки спереди. Ее легко могут нести два человека даже при быстром марше. Но это легчайшее оружие стреляет сильно взрывчатым снарядом крупного калибра и может уничтожить танк.

Недавно появилось сообщение о новом оружии, так называемой «базуке». Она имеет вид четырехдюймовой трубы с приспо-. собленяем для установки спереди. Ее легко могут нести два человека даже при быстром марше. Но это легчайшее оружие стреляет сильно взрывчатым снарядом крупного калибра и может уничтожить танк.

Оба конца ствола «базуки» открыты. При стрельбе один человек держит его на плече и направляет в цель. Другой боец вставляет ракету в казенную часть и быстро отклоняется в сторону. Затем раздается внезапный громкий взрыв, вспышка, и снаряд вылетает со страшной скоростью. После боевых испытаний в Северной Африке, где «базука» применялась для разрушения танков и укреплений врага, начальник артиллерии генерал-майор Левин Кемпбелл заявил: «Каждый солдат, обладающий «базукой», твердо знает, что любой танк может быть им уничтожен».

Одно из английских реактивных орудий стреляет целым букетом остроконечных противовоздушных ракет на высоту 5 миль. Некоторые ракеты несут в себе парашюты, от которых тянутся длинные стальные тросы, ломающие пропеллеры вражеских самолетов.

Несколько месяцев тому назад из Италии пришли сообщения, что военные инженеры испытывали там самолеты, движущиеся с помощью ракетного двигателя.

После войны мы увидим транспортные самолеты, по крайней мере крупные, приводимые в движение реактивным двигателем. Эти самолеты не будут оповещать о своем прибытии треском многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания.

Предположите, что мы забросили ракеты, несущие измерительные инструменты, на высоту 100-200 миль. Может быть, землю окружает электрический заряд, оказывающий на нас действие, о котором мы и не подозреваем. Может быть, мы познаем новые тайны электрической теории. Возможности для этого колоссальные.

Однако возможности использования ракет как средства сообщения и транспорта привлекают нас больше всего. Все это оставалось в пределах фантастики так долго, что трудно оценить реальные возможности. Скоростная ракетная почтовая связь представляется вполне реальной возможностью после войны. Передвижение же людей в ракетах наталкивается на значительно большие затруднения. Для пассажирских ракет необходимы автоматические контрольные аппараты и система управления при помощи радио или электричества. И если не будут найдены способы предохранить пассажиров от действия невероятных скоростей и ускорений, это может оказаться для них чрезвычайно неудобным. Однако, пользуясь ракетным самолетом, вы сможете позавтракать в Нью-Йорке, присутствовать на деловом совещании в Лондоне и вернуться к обеду домой в Нью-Йорк. Время, когда это станет возможным, не так далеко, как вы думаете. Век ракет наступает.

«Комсомольская правда» 26.12.1944


Массовое производство ракетных бомб в США

По сообщению корреспондента агентства Юнайтед Пресс из Толедо (штат Огайо), американская компания «Виллис моторс» приступила к массовому производству механически управляемых ракетных бомб.

Длина сварного стального корпуса бомбы (фюзеляжа) составляет более 11 метров при диаметре около 840 миллиметров (в самом широком месте); размах крыльев — около 5 метров; дальность действия — около 240 километров; вес — около 1125 килограммов (без заряда). Крылья снаряда состоят из двух секций, смонтированных на стержне, проходящем через центр фюзеляжа. В передней части фюзеляжа установлены компасы (магнитный и жирокомпас) и регулятор, управляющий нацеливанием снаряда на об'ект. В центре размещаются бензобаки. Баллоны со сжатым воздухом и механизм управления установлены в задней части фюзеляжа, возле хвостового оперения.