«Комсомольская правда» 18.09.1937


К звездам!
Вторая годовщина смерти знаменитого деятеля науки К. Э. Циолковского

В 1890 году К. Э. Циолковский, тогда безвестный провинциальный учитель, послал знаменитому ученому Д. И. Менделееву свою рукопись и модель дирижабля.

«Не знаю, — вспоминал об этом эпизоде К. Э. Циолковский, — подействовало ли мое письмо или модель, вспомнил ли добрейший профессор трагическую историю изобретателей и мыслителей, позорящую человечество, но только он обратился с моей рукописью и моделью в 7-й воздухоплавательный отдел Технического Общества, к Е. В. Федорову, прося его сделать доклад в Обществе».

Докладчик похвалил принцип постройки аэростатов из металла, подтвердил правильность расчетов изобретателя, но... идею признал бесполезной, так как, по его мнению, «аэростат должен навсегда, силою вещей, остаться игрушкой ветров»...

В своих научных изысканиях Циолковский шел всегда на несколько десятилетий впереди своего века, разрабатывал и обосновывал технические идеи, которые в то время считались многими, даже видными учеными чистейшей утопией.

В 1892 году, за три года до составления в Германии графом Цеппелином проекта первого воздушного корабля, К. Э. Циолковский выступил в печати со статьей «Аэростат металлический управляемый».

В 1894 году вышел труд Циолковского «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Было это задолго до попыток Ланглея, Адера, Сантос-Дюмона и братьев Райт спроектировать и построить аэроплан. В своем труде Циолковский самостоятельно разработал теорию аэроплана и схему летательной машины.

Свою знаменитую работу о теории реактивного движения и о межпланетной ракете К. Э. Циолковский опубликовал впервые в 1903 году, за 16 лет до появления аналогичной работы американского профессора Годдарда и за 20 лет до выхода в свет книги немецкого профессора Оберта о межпланетной ракете.

В 1897 г., несмотря на материальные лишения, К. Э. Циолковский построил на собственные средства первую в России аэродинамическую трубу. В результате его опытов появилась статья «Давление воздуха на поверхность» (1899 г.), за которую Академия наук выдала ему пособие в размере 470 рублей на продолжение опытов. Это было единственной материальной помощью официальной науки, если не считать сбора по подписке газеты «Калужский вестник» проведенного в 1897 (всего было собрано 55 рублей, из них в Петербурге — четыре рубля!).

Уже во время русско-японской войны дирижаблем Циолковского заинтересовалась «большая пресса». Газета «Русское слово», «блюдя интересы отечества и русских талантов», открыла подписку на сооружение металлического дирижабля для ускорения переброски войск на Дальний Восток. Подписка дала около 500 рублей, но... из этих денег Циолковский не получил ни копейки. Все они остались в кассе издательства.

Царская Россия была не только «тюрьмой пародов», но и могилой талантов. Лишь Октябрьская революция дала знаменитому изобретателю широчайшие возможности для развития его научно-изобретательской деятельности. Она дала ему хорошо оборудованную лабораторию для опытов и коллектив помощников-конструкторов. До последних дней своей жизни К. Э. Циолковский принимал непосредственное участие в разработке отдельных проблем дирижаблестроения. Коллектив Дирижаблестроя держал с ним постоянную живую связь.


К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ со своими внуками (снято в 1932 году).

Фото Союзфото.

Справедливость требует отметить, что даже после Октябрьской революции находились люди, стремившиеся умалить значение работ великого ученого. Академик Крылов, например, свое выступление о Циолковском начал словами: «Всякое дело познается по плодам его, ибо не снимают смокв с терновника и маслин с шиповника». Идею полета ракет академик Крылов отнес «к весьма отдаленному будущему, о котором трудно сказать, когда оно будет осуществлено и вообще будет ли осуществлено.

Трагедия непризнанного гения Циолковского состояла в том, что в отсталой, дореволюционной России он не мог найти не только применения, но даже признания своим блестящим изобретениям. Не случайно в 1916 г. он выпустил книгу со знаменательным заголовком: «Горе и гений». Зато Октябрьская революция несла ему признание. Социалистическая родина высоко оценила труды Циолковского. Совет Народных Комиссаров РСФСР по предложению тов. Ленина, в заседании от 9 ноября 1921 г. постановил в виду особых заслуг К. Э. Циолковского ученого изобретателя, специалиста по авиации, назначить ему пожизненную пенсию.

После революции, на склоне своей жизни, Циолковский проявил необычайную творческую продуктивность и обогатил науку новыми открытиями. Уже после его смерти появилась замечательная статья «Аэроплан — летающее крыло».

Сам Циолковский говорил об этапах своей изобретательской деятельности следующее: «Сначала неизбежно идут мысли и фантазии, за ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль... Исполнению предшествует мысль, точному расчету фантазия».

Наше отношение к научной фантазии четко сформулировал В. И. Ленин еще в первые годы революции на XI с'езде партии:
 «Напрасно думают, что она (фантазия. — Н. В.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...»

Вся жизнь Циолковского есть яркая иллюстрация этого мудрого положения Ленина.

История человеческой культуры не знала более тесного единения ученого с родиной, с народом. Торжественно звучат слова предсмертного письма, которое написал Циолковский 13 сентября 1935 года, когда не оставалось уже надежды на выздоровление. Письмо было адресовано товарищу Сталину.
  

«Я чувствовал любовь народных масс, — писал холодеющей рукой умиравший ученый, — и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает закончить начатого дела».

В своем письме Циолковский сказал, что партия большевиков и советская власть — подлинные руководители прогресса человеческой культуры. И на смертном одре он выразил твердую уверенность в том, что родина успешно закончит труд, которому он посвятил всю свою кипучую жизнь.

Циолковский умер спокойно. . Родина приняла наследство, которое завещал ей ученый, его труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям, все его изобретения, проекты, мысли.

Молодежи близко и дорого имя великого мечтателя, ученого-самоучки. Она бережно хранит память об этом смелом, бескорыстном изобретателе, к которому счастье полного признания пришло только на закате жизни.

Кандидат наук Н. ВОЛКОВ.