«Комсомольская правда» 11.01.1936


“Космический рейс”


НОВЫЙ ФИЛЬМ реж. В.Н.ЖУРАВЛЕВА



Первые советские астронавты прилетели на луну. НА СНИМКЕ: кадр из фильма — аспирантка МАРИНА на луне.

Будет время, когда общество дальнего туризма сделает из некоторых сочинений Константина Эдуардовича Циолковского увлекательнейшие путеводители для путешественников в космос.

Надо думать, что первыми в подобный рейс, конечно, ринутся спортсмены. Луна станет именно той территорией, где можно показать высший класс физкультуры. Представьте — мировой рекордсмен тяжелоатлет из Египта Носеир в 1931 г. выжал штангу весом в 167 килограммов. Подобная историческая (для нас, существ земных) штанга на Луне не более, чем бирюлька. В прекрасном лунном мире (где сила тяжести, по сравнению с Землей, меньше в шесть раз) Носеир мог бы выжать 962 кило! И это считалось бы довольно посредственным достиженьицем.

Режиссер Василий Николаевич Журавлев удачно предвосхитил это столь увлекательное для туристов будущее. И первый «Космический рейс» был совершен в дни каникул школьниками нашей столицы. Московские пионеры, впервые увидевшие новый научно-фантастический фильм, пылкими аплодисментами утвердили привлекательный лунный маршрут.

Это и в самом деле очень интересный чрезвычайно красивый фильм, действие которого происходит в 1946 году. В Москве уже построили чудесный астрогород и поездка на Луну стала проблемой дня исследовательского института. Академик Седых, автор гигантского суперкосмического астроплана, назначает долгожданный вылет. Он решается на этот шаг в тяжелых условиях. Его личный ассистент по работе отказывается лететь, ибо недавно посланная на Луну ракета № 128, в которой была живая кошка, пропала. Световых сигналов с Луны не наблюдается.

С академиком едет аспирантка Марина и тайком пробравшийся в кабину юный изобретатель Андрюшка. И вот астроплан в полете! Зритель знакомится со множеством интересных подробностей фантастического путешествия. Герои рейса одеты в необычайные костюмы, похожие на водолазные одеяния. Они едят из бумажной посуды. Во время тяжелых сотрясений они прячутся в особых ваннах, наполненных (это соответствует известному физическому закону) жидкостью особой плотности, которая способна защитить человеческий организм от толчков. Идею подобных ванн разрабатывал и Циолковский в своей книге «Как предохранить от толчков самые нежные вещи?». Но... вот герои путешествия уже походят на мыльные пузыри в воздухе. Тяжесть тела исчезла. Они по рыбьи плывут в кабине, их ноги едва касаются пола, они уже почти летают.

Близка посадка! Скорее в ванны! Луна достигнута. На ногах свинцовые башмаки, на груди радиоприборы, на спине ранцы с кислородом. Так бродят они по лунным пустыням. Кислород истощается, надо спешить. С прекрасной находкой (кошка в ракете № 128 оказалась жива!) все триумфально возвращаются в мир Земли, и бесстрашного Андрюшку пионеры встречают цветами.

Для этой картины Константин Эдуардович Циолковский сделал 30 чертежей астроплана. Костюмы астронавтов рисовались в Калуге под особым научным наблюдением. Летчик Громов указал, как оснастить кабину.

Картина, единственная на столь заманчивую тему, получилась интересной не только ребятам, но и взрослым. Очень хороши все макетные и павильонные с'емки «на Луне» и в ангаре стратоплана. Удались авторам и бытовые юмористические сценки, которыми сопровождается легендарное путешествие. Однако заметно отразился на режиссерском качестве фильма чрезвычайно слабый сценарий. Много совершенно недоработанных сцен. У героев картины нет характеристик, каких-то индивидуальных биографических подробностей, и потому взаимоотношения героев фильма между собой не всегда ясны, а поступки и поведение часто неоправданы.

Работа комсомольца-режиссера Журавлева, как пионера научно-фантастических фильмов, заслуживает всяческих похвал. Она несомненно будет желанной и нужной для наших ребят, давно уже чающих фильмов этого жанра.

Р. КРОН