Р. Пешек и И. Будил (ЧССР)

РАБОТЫ ЛЮДВИГА ОЧЕНАШЕКА В ОБЛАСТИ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Первые чехословацкие ракеты были запущены в конце 20-х годов нашего столетия. Самой большой публичной демонстрацией запуска целой серии ракет, среди которых была и одна двухступенчатая, стал день 2 марта 1930 г. Ракеты имели длину 50,8 см и по меньшей мере одна из них достигла рекордной для того времени высоты 1433 м.



Рис. 1. Л. Оченашек со своим сыном М. Оченашеком

Они были сконструированы, изготовлены и испытаны чешским изобретателем и предпринимателем Людвигом Оченашеком (1872— 1949). Л. Оченашек — типичный самородок — отличался необычайно широким кругом интересов — от техники до политики, и именно поэтому так велик наш интерес к его жизни и деятельности.

Людвиг Оченашек родился в семье бедного шахтера, он самостоятельно овладел специальностью механика и, не оставляя работы, окончил среднее профессионально-техническое училище. В возрасте 22 лет, поработав в управлении по патентам, он открывает свою собственную мастерскую в Праге, которая впоследствии выросла в промышленное предприятие среднего масштаба. Вначале Людвиг Оченашек ограничивается работами в области электромеханики, но скоро добивается успехов в различных технических разработках. Он работал над усовершенствованием велосипеда и детекторов для радиоприемников. Им была разработана система специальных громкоговорителей для стадионов и созданы новые машины для фармацевтической промышленности. Работал он и над усовершенствованием отдельных образцов военной техники. Его предприятие не ограничивалось изготовлением только освоенных видов продукции; оно выпускало также и новую продукцию, которая была запатентована самим Людвигом Оченашеком.

Основная черта Людвига Оченашека — стремление к созидательному труду: будь то запроектированная и сконструированная им в возрасте 8 лет карусель или новый тип автозарядки военного оружия, патент на который был присужден автору через два дня после его смерти 10 августа 1949 г. В первом десятилетии 20-го века Оченашек был увлечен авиацией. В 1905 г. он спроектировал и построил авиационный роторный двигатель (рис. 2), аналогичный тому, который позднее стал известен как двигатель «Гном». Этот восьмицилиндровый радиально-роторный двигатель был представлен в 1908 г. на промышленной выставке в Праге. Материалы с описанием его устройства были опубликованы во французском журнале «Le Monde Industriel» [1]. В настоящее время двигатель хранится в Техническом музее в Праге. Другой французский журнал «Encyclopedie Contemporaine» [2] дает положительный отзыв о двигателе Оченашека, отмечая его малый вес и значительную мощность: этот двигатель развивал мощность 12 л. с. и весил лишь 75 кг (6,3 кг/л. с).

Конечно, Оченашек построил этот радиально-роторный авиационный двигатель потому, что он хотел летать. В 1910 и 1911 гг. он построил моноплан, который числится в ряду самых больших самолетов того времени (рис. 3). Размах крыльев составлял 12 м, а общая длина 11 м. Его пропеллер описывал окружность диаметром 2,6 м. Роторный двигатель типа «Гном» развивал мощность 50 л. с. Общий вес нагруженного аэроплана вместе с пилотом, включая 75 кг топлива и 8 кг смазки, составлял примерно 600 кг. Весь летательный аппарат можно было транспортировать в трех контейнерах и собрать за два часа.

На этом самолете, модель которого постоянно улучшалась, Оченашек 30 ноября 1910 г. совершил полет на расстояние в 30 м. Однако, когда его главный механик Сернтнер во время испытательного полета в 1911 г. потерял управление и аэроплан сгорел, Оченашек был вынужден оставить столь дорогостоящие занятия авиацией. К этому времени его фирма, превратившись в компанию с ограниченной ответственностью за капитал, объявила о своем банкротстве.

Период с 1928 по 1938 гг. был отмечен в жизни изобретателя повышенным интересом к ракетостроению и реактивным судам. В эти же годы, незадолго до начала второй мировой войны, Оченашек занимается вопросами улучшения оснащенности чехословацких вооруженных сил. К концу своей жизни Оченашек обеспечивал себя исключительно за счет самостоятельного проектирования и изготовления оборудования для фармацевтической промышленности. Позже, в 1949 г., когда изобретателю было 77 лет, ему были присуждены три премии за технические усовершенствования в этой области.



Рис. 2. Авиационный роторный двигатель Оченашека. 1908 г.

Судьбе, однако, было угодно распорядиться так, что Людвиг Оченашек стал известен в своей стране не как изобретатель, а как борец за независимость Чехословакии. К концу первой мировой войны он стал членом подпольной организации патриотов, борющихся за национальное освобождение от гнета австро-венгерской империи. Оченашек выявлял секретные телефонные линии, соединявшие главные штабы Австро-Венгрии и Германии, записывал переговоры между ними и передавал разведывательную информацию участникам движения сопротивления. В 1918 г. он принял активное участие в организации чехословацкой армии. Этим он завоевал в 20-х годах огромную популярность среди населения. И еще один факт из биографии Оченашека — уже в пожилом возрасте, во время второй мировой войны, он снова активно участвует в движении сопротивления, на этот раз против нацистов. В период германской оккупации он подвергается преследованиям и допросам гестапо. Во время пражского восстания в мае 1945 г., в возрасте 73 лет, Оченашек боролся на баррикадах с оружием в руках и был несколько раз тяжело ранен.

Тем не менее имя Оченашека стало известно еще в начале 1930 г. в связи с его работами по ракетостроению. Благодарить за это нужно журналистов: падкий до сенсации сотрудник газеты поместил в своем рождественском номере сообщение о том, что Людвиг Оченашек планирует в 1930 г. послать на Луну ракету с экипажем 9 человек. Этот лунный космический корабль должен был иметь, по описанию журналиста, шесть тяговых ракетных двигателей и два тормозных. Сообщение попало в газеты Германии, Швейцарии, Австрии, Италии, Нидерландов, Дании и Польши. Оченашек отнесся к этому сообщению как к шутке; это, однако, не помешало ему получить несколько сот писем из всех уголков Европы и даже из США, написанных добровольцами, пожелавшими сопровождать его в путешествии на Луну. Возможно, одна из претенденток на лунное путешествие, г-жа Салли Г. из Пенсильвании, еще жива. Содержание ее письма характерно для многих американских корреспондентов Оченашека: «Мой рост — 1 м 62 см, вес — 62,3 кг, блондинка, говорю по-польски и по-английски. Я работаю медицинской сестрой, мне 20 лет, и я хочу полететь с вами на Луну» [3].



Рис. 3. Моноплан Оченашека. 1910-1911 гг.

Конечно, в этой газетной сенсации была малая толика правды — Оченашек всерьез экспериментировал в области ракетостроения. Он начал свои опыты в 1928 г., вдохновленный сообщениями об удачных экспериментах д-ра Р. Годдарда, инженера М. Валье, профессора Г. Оберта и других. Он переписывался с профессором Обертом, который по приглашению Оченашека побывал в Праге. Кстати, здесь же Оченашек встретился с другим пионером высотных полетов, профессором Огюстом Пиккаром.

Оченашек тщательно изучил первые результаты, полученные Годдардом [4], и сделал вывод, что порох не может быть идеальным топливом для ракет. Он предполагал применять, как пропагандировали Годдард и Оберт, жидкое топливо, такое как спирт или водород и кислород. Однако цели Оченашека были не столь фантастическими, как полет на Луну. Его интересовало использование ракет для доставки почты с одного континента на другой по траекториям, проходящим через верхние слои атмосферы.

К счастью, несколько фотографий, относящихся к испытаниям ракет Оченашека в 1930 г., сохранилось. Одна из них приведена на рис. 5. Кинолента этой публичной демонстрации 2 марта 1930 г. представляет уникальный документ.

Более конкретные данные, однако, отсутствуют. Оченашек опасался, что снова, как это было уже с его радиальным авиационным двигателем, он может лишиться приоритета и потому скрывал технические детали своего изобретения. Лишь одна из его моделей дожила до наших дней. Это, очевидно, вторая ступень его ракеты, все еще содержащая неиспользованный топливный заряд. Дочь Людвига Оченашека хранила ее в своем доме в течение почти 40 лет. Химический анализ показывает, что топливо состоит из обычного пороха, помещенного в специальный бумажный пакет, по форме своей представляющий сопло.

Известно, что, проводя свои эксперименты, Оченашек изобрел наземный пусковой аппарат, облегчающий сообщение ракете значительного начального ускорения. Сообщается, что это оборудование оправдало себя — тяжелый мешок песка был катапультирован прямо в воздух. Информация об этом, однако, осталась непроверенной.

Людвиг Оченашек был вынужден оставить дальнейшие исследования в области ракетостроения ввиду депрессии 30-х годов, которая лишила изобретателя основанного им предприятия и средств, необходимых для подобного рода работ. Оченашек, однако, не терял надежды на осуществление своей идеи — транспортирования почты из Европы в Америку с помощью ракет — в самом недалеком будущем. «Нью-Йорк Сан» в апреле 1930 г. писала: «В самом деле, ракеты с экипажем на борту не являются чем-то невозможным, хотя это и связано с целым рядом сложных проблем физиологической реакции человеческого организма» [5].

Несмотря ни на что, Оченашек не оставил своих попыток на практике осуществить принцип реактивного движения. Поскольку полеты ракет были слишком фантастичны по тем временам, Оченашек попытался использовать принцип реактивного движения для судоходства в мелких водах. В своем начинании он получил поддержку со стороны обувной компании «Батя», которая видела возможность найти в этом предприятии дешевый источник движущей силы для передвижения судов с обувью по мелким нерегулируемым рекам центральной Европы.



Рис. 4. Некоторые твердотопливные ракеты Оченашека, испытанные в 1930 г.

В 1933 г. он испытал свое первое небольшое речное судно (№ 1), на котором была смонтирована энергетическая установка мощностью 4 л. с. Первые испытания дали хорошие результаты. Потоки воды выталкивались через реактивные сопла, расположенные непосредственно над поверхностью воды. Позднее Оченашек построил более крупное судно (№ 2), весившее 1,4 тонны и способное перевозить шесть пассажиров. Это судно с относительно несовершенным оборудованием показало хорошие результаты: при осадке 18 см оно достигало скорости 14 км/час и обладало большими возможностями для буксирования барж, а также необыкновенной маневренностью.

В 1935 г. чехословацкие вооруженные силы заказали такое реактивное судно (№ 3) у Оченашека и включили его в состав Дунайского речного флота. При полной нагрузке оно могло развивать скорость 24 км/час, тягу в 750 кг и транспортировать груз в 300 тонн со скоростью 8 км/час. В то время был даже снят рекламный фильм о речном судне Оченашека. Ни одной копии этой киноленты, однако, не сохранилось. Согласно последним данным, этот фильм был отослан для демонстрации в Амстердам.

Оченашеку последовали другие заказы. Сын изобретателя построил четыре таких судна в Польше; интерес к ним особенно возрос в Японии, Румынии и Нидерландах. В это же время был разработан проект большого пассажирского речного судна. Однако вторая мировая война и оккупация Чехословакии в 1939 г. положили конец работам Оченашека в этой области. Его самое лучшее техническое достижение было предано забвению.

В годы, непосредственно предшествовавшие войне, Оченашек снова обращается к вопросам военной техники, так как он хотел усовершенствовать арсенал чехословацкой армии. Снова он мечтает о ракетах. И если мы знаем очень мало о первых его ракетах, то о последующих работах Оченашека в этой области мы знаем еще меньше. Свои последние эксперименты Оченашек проводил в обстановке строгой секретности, в неизвестном карьере близ Праги. Даже семья его узнала об этом лишь случайно после того, как Оченашек получил ранение во время испытаний. Естественно, поскольку работа проводилась в обстановке секретности, до нас не дошли фотографии тех дней. У нас есть только две модели ракет того времени. Метательный снаряд имеет обтекаемую форму и снабжен стабилизаторами. С тыльной стороны расположен металлический патрон для твердого топлива. Эти ракеты запускались с помощью специальных устройств. Таким образом, они представляли собой сочетание метательного снаряда и ракеты — гранатную ракету, аналогичную британской противотанковой гранатной ракете образца второй мировой войны. Согласно зарегистрированным данным, снаряд имел зону действия 2,5 км с небольшим разбросом.

Оченашек хотел поделиться своими изобретениями в области нового вида вооружения с чехословацкой армией. В этом его постигла неудача, и его планам не суждено было сбыться до конца войны. Он умер 10 августа 1949 г., а его сын умер шесть лет спустя 3 августа 1955 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. М. Guerin, Nouveau moteur a explosion et lampe a arc-systeme L. Ocenasek, — «Le Monde Industriel», 13th year, 31 December 1908, pp. 438-439.

2. Louis Davia, Exposition jubilaire de Prague, — «Encyclopedic Contemporaine», 1908, p. 204.

3. Theodor Prochazka. Seek to Go on Flight to Moon; Five Men and a Girl in U. S. Write to Inventor; Take Joke Story Seriously, — «The New-York Sun», 20 March 1930, p. 24.

4. R. Gоddard. A Method of Reaching Extreme Altitudes, Smithsonian Miscellaneous Collections, vol. 71, no. 2, December 1919, pp. 67-68.

5. Theodor Prochazka, Mail by Rocket Is Latest Plan; Czech Inventor Working on Device to Cross Ocean; Confident He Will Succeed, — «The New-York Sun», April 1930. See also «News From Abroad», Bulletin of the American Interplanetary Society, no. 1 (June 1930), p. 4.