В. Копал (ЧССР)

ВЛАДИМИР МАНДЛЬ — АВТОР ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ТРУДА ПО КОСМИЧЕСКОМУ ПРАВУ

Д-р Владимир Мандль родился 20 марта 1899 г. и большую часть жизни провел в промышленном городе западной Чехословакии Пильзене, который славился своими машиностроительными предприятиями «Шкода» и крупными пивоваренными заводами, выпускающими знаменитое пильзенское пиво. Мандль был пионером астронавтики в Чехословакии и, в частности, автором первой монографии по юридическим проблемам космических полетов.

Род Мандлей обосновался в Пильзене много веков тому назад. Отец Владимира, д-р Матеуш Мандль, был адвокатом, и сын решил последовать примеру отца, хотя с юношеских лет увлекался техникой. Окончив пильзенскую среднюю школу, Владимир поступил в Пражский Чарлзовский университет, на чешский факультет права. По окончании университета (в ноябре 1921 г.) он работал непродолжительное время в окружном суде Праги, а затем в адвокатской конторе. В марте 1927 г. Мандль открыл собственную контору в Пильзене.



Рис. 1. В. Мандль (1899-1941)

Еще студентом Владимир Мандль проявлял глубокий интерес к теории права, особенно к частному гражданскому праву. В 1921— 1926 гг. он был членом семинара по процессуальному гражданскому праву, которым руководил известный чешский ученый профессор Вацлав Гора. В 1925 г. Мандль представил Первому Конгрессу чехословацких юристов интересный доклад по проблемам судебных доказательств. Позже (1926 г.) он написал монографию о чехословацком гражданском праве, относящуюся к вопросам брака. Наконец, Мандль завершил свою специализацию в области процессуального гражданского права, пройдя обучение в Эрлангенском университете в Германии, где ему была присуждена ученая степень доктора наук после защиты диссертации о праве, регламентирующем компенсацию за причиненный ущерб.

Получив высокую квалификацию для адвокатской практики, Владимир Мандль мог теперь направить всю свою энергию на изучение актуальных юридических проблем, которые выдвигала жизнь в связи с промышленным и техническим прогрессом 20-30-х гг. Вначале Мандль опубликовал серию статей о праве в области автомобильного транспорта. Позже (1929 г.) они вошли в его монографию по тому же вопросу.

Одновременно Мандль изучал проблемы права в области авиации, которая быстро развивалась после первой мировой войны. Энтузиазм его был так велик, что он стал пилотом. В результате интенсивной деятельности Мандля на данном поприще и изучения им воздушного права появился первый в Чехословакии систематизированный научный труд по этому новому направлению юриспруденции [1]. Непосредственно после исторического обзора автор в этой работе решает вопросы регламентации воздушных сообщений в Чехословакии. В следующем разделе рассматриваются некоторые общие проблемы воздушного права, такие, как ответственность, возникающая при заключении контрактов на международные воздушные перевозки, юридические конфликты, связанные с авиацией, таможенные пошлины, страхование, обеспечивающее компенсацию за ущерб, причиненный воздушным транспортом и т. д. Последняя глава посвящена войне в воздушном пространстве.

Д-р Мандль представил свою книгу по воздушному праву в качестве квалификационной работы в Чешский Технический университет (Прага), чтобы занять должность профессора на электромеханическом факультете. Документы, хранящиеся в архивах этого университета говорят о том, что Мандль прекрасно удовлетворял всем требуемым условиям, а его педагогическая деятельность и знания получили высокую оценку квалификационной комиссии [2]. 20 сентября 1932 г. министр просвещения Чехословакии утвердил решение Совета профессоров факультета о предоставлении д-ру Владимиру Мандлю должности в Университете для преподавания курса «Право промышленных предприятий» [3]. Хотя Мандль и должен был читать этот курс, главным для него оставалось воздушное право. Об этом свидетельствует, например, изучение им Парижской конвенции по регламентированию воздушной навигации и содержательная статья Мандля «Парашют», опубликованная на французском языке в 1935 г. [4]. С 1933/34 учебного года курс лекций профессора Владимира Мандля по промышленному праву вошел в университетский учебный план. Этот курс можно найти и в последнем, предвоенном учебном плане на 1938-1939 гг. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехословакию, а осенью 1939 г. нацисты закрыли все чехословацкие университеты. Это означало также конец преподавательской деятельности Мандля в университете.

Несколько последних лет перед оккупацией профессор Мандль принимал участие в подборе документов и экспонатов для коллекции по аэронавтике Пражского национального технического музея [5]. С этой целью Мандль посетил крупнейшие зарубежные музеи и писал о них в чешских журналах. Например, в 1937 г. он посетил Московский музей авиации им. М. В. Фрунзе, а летом 1938 г. в Вашингтоне ознакомился с коллекцией по аэронавтике при Смитсонианском институте [6]. Он был знаком также с коллекциями по аэронавтике, находящимися в Париже и Мюнхене.

С утратой страной независимости в 1939 г. оборвалось успешное развитие чехословацкой авиации. Незадолго до этих событий, заканчивая свою статью о Смитсонианском музее, Мандль писал: «Великолепное прошлое и подающее надежды настоящее чехословацкой авиации обязательно будут отражены в одной из лучших коллекций Чехословацкого технического музея».

О музее Мандль думал до конца жизни, даже в последний год, когда он был болен [7].

Большой интерес к авиации не помешал Владимиру Мандлю думать и о более совершенных средствах космического транспорта. В то время как пионеры астронавтики испытывали свои новейшие ракеты, Мандль размышлял о том, что это, по существу, космический транспорт, который однажды потребует введения новых юридических правил — космического права. Именно в этой новой области Мандль мог приложить свои широкие знания, которые выходили за обычные рамки эрудиции юриста и позволили ему внести свой вклад и в технику ракетостроения. Результаты исследований и размышлений Мандля в области астронавтики можно разделить на две категории.

К первой категории относится книга «Проблема межпланетного транспорта», которая вышла в Праге в 1932 г. [8]. Этот труд открывается кратким обзором развития астронавтики, в котором Мандль описывает работы К. Э. Циолковского, Р. X. Годдарда, Ф. фон Гефта, Г. Оберта и других. Во второй части автор излагает основные принципы ракетной техники. Книгу завершает чертеж высотной ракеты Мандля (рис. 2), который он приложил к заявке, поданной 14 апреля 1932 г. в Патентное бюро Чехословакии [9]. Ракета Мандля должна была состоять из трех ступеней, представляющих собой вставленные друг в друга цилиндры. Полезная нагрузка — «автоматические приборы для измерения давления и определения состава атмосферы, а также измерения в стратосфере и за ее пределами температуры, радиации и т. п.» — размещалась в головной части внутренней ступени. Сопла в форме кольцевых щелей располагались по окружности у верхней части каждой ступени, работа которых должна была осуществляться в определенной последовательности. Предполагалось использовать жидкое и твердое топливо.

Однако несомненно, что наиболее важной работой, навечно вписавшей имя профессора Владимира Мандля в историю астронавтики, является его монография «Космическое право. Проблема космических полетов», для публикации которой он в конце концов нашел в 1932 г., издателя в Германии [10]. В этой небольшой книге Мандль изложил читателям много мыслей, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время.



Рис. 2. Первая страница патента д-ра Мандля и конструкция его первой высотной ракеты

Прежде всего следует обратить внимание на концепцию Мандля в вопросе о космическом праве, которое он рассматривал как самостоятельный раздел юриспруденции, основанный на специфичности космического транспорта и определяемый принципами, отличающимися от принципов морского или воздушного права. Допуская возможность применения в особых случаях аналогий, используемых в других разделах законодательства, автор подчеркивал необходимость специальной регламентации юридических вопросов в области астронавтики. С этой точки зрения он рассматривает в первой части монографии отдельные проблемы гражданского, уголовного и международного права, имеющие отношение к космическому пространству.

Еще более интересной является вторая часть исследования под названием «Будущее». Это не один из вариантов научной фантастики, а ряд серьезных предсказаний, которые в наши дни стали реальностью. Например, Мандль отверг общепринятую в то время концепцию суверенитета, так как исходил из понятия безграничности космического пространства и определил, что суверенитет государств распространяется только на смежное пространство атмосферы. Выше «территориальных пространств» начинается безграничное пространство, которое «независимо от территориальной власти какого-либо государства и есть «свободное небо» [11].

В этой связи уместно вспомнить, что 30 лет спустя Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 1721/XVI от 20 декабря 1961 г. рекомендовала тот же принцип в качестве отправного пункта космического законодательства: «Космическое пространство и небесные тела свободны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению какой-либо нацией». Кроме того, этот принцип был развит и включен в статьи I-III Договора об использовании космического пространства, датированного 27 января 1967 г.

Заключительной части исследования Мандля предшествует предсказание им нового необычайного прогресса в физике, химии и машиностроении, который, по мнению автора, будет аналогичен эпохе XIX века; это было, по существу, предвидение научной и технической революции нашего времени.

Наконец, согласно выводам Мандля, космическое право явится новым сводом норм, который будет представлять собой «феномен, совершенно отличный от действующих юридических законов» [12].

Владимир Мандль скончался 8 января 1941 г. в возрасте 41 года; 13 января он был похоронен в Пильзене на Центральном кладбище.

Профессор Мандль, получивший признание общества специалистов по космическому праву как автор основополагающих трудов в этой новой области права, воплотил в себе некоторые характерные черты представителя одной из малых стран центральной Европы — Чехословакии. В этих странах лучшие люди, занятые творческим трудом, будь то наука, философия или искусство, всегда сочетали в своих идеях интересы своего народа с мечтами и чаяниями всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Mandl. Letecke pravo (Pilsen, 1928).

2. В записи квалификационной Комиссии о д-ре Владимире Мандле, датированной 6 февраля 1930 г., отмечены «значительная эрудиция автора в области юриспруденции, хорошее знание литературы, необычайное трудолюбие и преданность научной деятельности». Другая запись относится к его квалификационному коллоквиуму, состоявшемуся 20 апреля 1930 г. и завершившемуся единодушным признанием Мандля семью экзаменаторами. 30 апреля 1930 г. д-р Мандль прочел перед Советом профессоров показательную лекцию на тему «Обязанность подрядчиков возмещать убытки за причиненный ущерб». Наконец, вопрос о замещении им должности профессора был решен на заседании этого Совета: из 24 голосов 23 были поданы «за» и только один — «против».

3. Decree of the Minister of Education 89212/31-IV/3, of 30 September 1932.

4. Mandl. Mezinarodni umluva о uprave letectvi ze dne 13. rijna 1919 (Praha, 1932); «Le Parachute», La revue generale de droit aerien, nos. 2, 3. 4, 1935 (reprint, Paris: Les Editions Internationales, 1935).

5. В письме, датированном 28 февраля 1939 г. и адресованном инженеру Кармазину, одному из главных организаторов пражской коллекции, Мандль писал со свойственной ему скромностью: «С детства я слежу за историей развития авиации с самого ее зарождения, но, разумеется, только как любитель, а не как ученый. Для меня будет большим удовольствием обменяться с вами мнениями о предмете нашего общего интереса». Оригинальные предложения по организации коллекции Мандль выдвигал в ряде своих писем.

6. Aero-muzej im. M. V. Frunze v Moskve, «Letectvi», Praha, August 1937, S. 365; and Aircraft Building ve Washingtone, U. S. A., «Letec», October-November 1938, S. 165.

7. «Позвольте мне надеяться как можно скорее увидеть завершение дела всей Вашей жизни — Музея авиации», — говорится в письме д-ра Мандля инженеру Кармазину, в короткой записке, написанной им от руки 22 сентября 1940 г., — всего за несколько месяцев до смерти.

8. «Problem Mezihvezdne Dopravy» (Prague, 1932), 100 S.

9. См. Патент № 52236, класс 46d, Высотная ракета. Патентное свидетельство выдано 25 сентября 1933 г. д-ру Владимиру Мандлю (Пильзень). Патент охраняется с 15 мая 1935 г. Мандль описал ракету также в своей книге, опубликованной в Германии, см. п. 10.

10. Das Weltraum-Recht: Ein Problem der Raumfahrt (Mannheim, Berlin, Leipzig: J. Bensheimer, 1932), 48 SS.

11. Там же, S. 33.

12. В 30-х годах Мандль интересовался также некоторыми общими проблемами экономики, науки и философии. Он изложил свои экономические взгляды в следующих работах: Technokracie, hospodarsky system budoucnosti? (Prague, 1934); Prirodovedni narodohospodarska teorie (Prague, 1936); Stat a vedecka organizace prace (Pilsen, 1937). Из других его работ должны быть упомянуты следующие исследования: «Vedecka metoda Einsteinova relativismu» in Ceska mysl, caspois filosoficky (Prague, 1935), vol. 31, no 3-4; Pricinna teorie pravni (Prague, 1938); and Valka a mir (Prague, 1938).