Ф. С. Дюрант (США)

РОБЕРТ X. ГОДДАРД И СМИТСОНИАНСКИЙ ИНСТИТУТ

Роберт Хатчингс Годдард (1882-1945 гг.), американский теоретик в области ракетно-космической техники, изобретатель и экспериментатор, был связан со Смитсонианским институтом почти 30 лет. В течение всего этого времени Чарлз Г. Эббот, пятый директор Смитсонианского института, был для него основным связующим звеном, наставником и защитником, к которому Годдард неизменно обращался за поддержкой и технической помощью в своей экспериментальной деятельности.

Автору этой статьи, благодаря связям со Смитсонианским институтом, посчастливилось в 1964 г. получить доступ к замечательной коллекции д-ра Роберта X. Годдарда, состоящей из его отчетов, корреспонденции, фотографий и моделей его ракет. Изучение этих материалов показывает, что их автор, несомненно, был блестяще одаренным человеком с большим творческим воображением.

Первый контакт между Годдардом и Смитсонианским институтом был осуществлен письмом от 27 сентября 1916 г. В то время Годдарду было тридцать четыре года. Годдард родился и получил образование в Вустере (штат Массачусетс); Вустерский политехнический институт присвоил ему в 1908 г. ученую степень бакалавра наук, а Университет Кларка — степени магистра наук (1910 г.) и доктора философии (1911 г.). В 1912-13 гг. он возглавлял научно-исследовательские работы в Принстонском университете, но по состоянию здоровья вернулся в Вустер. Специализируясь в области физики, Годдард избрал академическую жизнь, был вначале преподавателем университета, затем профессором: он преподавал физику в то время, когда еще не занимался исследовательской работой в области ракетной техники. В 1916 г. Чарлз Грили Эббот занимал должность заместителя директора Смитсонианского института, а директором в тот период был Чарлз Дулитл Уолкот (1850-1927). Эббот, по специальности астрофизик, одним из первых стал вести наблюдения и измерения солнечной активности.

Письмо Годдарда в Смитсонианский институт было длинным — шесть с половиной страниц. В нем он писал:

«На протяжении нескольких лет я разрабатываю метод подъема регистрирующей аппаратуры на высоты, недоступные для шаров-зондов; в течение последних двух лет я проверял основные положения этого метода в лаборатории Университета Кларка и получил очень хорошие результаты. Эти эксперименты теперь завершены, и я чувствую, что мне удалось разрешить все пункты, которые могли бы вызвать естественные сомнения. Вместе с тем я достиг предела работы в одиночку как из-за недостатка средств, так и по той причине, что на дальнейшую работу потребуется времени больше, чем тот срок, который отпущен одному человеку» [1].

Далее Годдард отмечал возможность военного применения его устройства в качестве оружия дальнего действия (следует напомнить, что Европа в тот период была охвачена первой мировой войной) и одновременно высказывал уверенность в том, что «применение этого устройства только в военных целях было бы... утратой для науки...» Годдард подытожил свои теоретические расчеты и результаты, полученные во время экспериментов при сжигании бездымного пороха в камере с коническим соплом. При этих испытаниях удалось получить высокую скорость истечения реактивной струи — 2400 м/сек. Годдард представил список полученных им в 1914 г. патентов на многозарядную ракету, приводимую в действие как одиночными, так и повторяющимися зажиганиями твердого топлива, а также ракету на жидком топливе с насосной подачей. Годдард утверждал, что полезный груз весом в один фунт (0,454 кг) можно поднять на высоту 320 км и возвратить аппаратуру при помощи парашюта. Он продолжал:

«Я не решаюсь дать свое заключение относительно возможности запуска малых масс (для чего, я уверен, имеются вполне реальные условия) на высоты, значительно превышающие ту, которую я только что назвал» [2].

В заключение он спрашивал, сможет ли Смитсонианский институт рассмотреть предлагаемый метод на ученом совете и выделить, в случае одобрения, средства для проведения дальнейших исследований. Годдард закончил такими словами:

«Я понимаю, что, посылая это письмо, я допускаю известную вольность; однако я чувствую, что теперь, когда не могу продолжать работу без чьей-либо помощи, я должен надеяться только на Смитсонианский институт» [3].

Когда письмо Годдарда было получено (29.9.1916), директор Уолкот путешествовал, и оно было вручено Эбботу, исполнявшему обязанности директора. Эббот сразу же заинтересовался письмом. Он составил резюме по этому письму, обратив внимание на конкретные предложения Годдарда. Эббот писал:

«Я полагаю, что существует несколько метеорологических проблем... большой важности, которые могут быть решены с помощью предлагаемого устройства, а именно:

1. Каков состав верхних слоев атмосферы?

2. Как понижается температура на больших высотах?» [4].

11 октября директор института Уолкот своим письмом подтвердил получение письма Годдарда, высказал свою заинтересованность и осведомился о размере денежной суммы, необходимой Годдарду [5]. Годдард в ответном письме назвал ориентировочную сумму в 5000 долл. [6], необходимую для проведения годовой программы исследований. На запрос о подробностях [7] Годдард выслал копии своих патентов и объемистую рукопись; он также выразил готовность приехать в Вашингтон и дать объяснения совещательному комитету [8]. 18 декабря Эббот написал директору Уолкоту, что тщательно изучил рукопись и описания патентов. В заключение он писал:

«Я думаю, что теория обоснована и экспериментальная работа также обоснована и остроумна. Уровень работы м-ра Годдарда представляется мне настолько высоким, что ему вполне можно доверить вести ее дальше до практического завершения тем способом, какой он сочтет наилучшим. Я считаю, что программа заслуживает поддержки» [9].

Из Бюро стандартов в Вашингтоне была независимо затребована оценка идеи и метода Годдарда. Д-р Эдгар Букингем, физик-теоретик Бюро стандартов, согласился с Эбботом, правда в более осторожной форме, и в своем ответе выразил «надежду, что Смитсонианский институт сможет оказать помощь м-ру Годдарду в осуществлении его изобретения...» [10].

Основываясь на этих двух положительных мнениях, директор Уолкот написал Годдарду 5 января 1917 г.: «Смитсонианский институт «подтвердил обоснованность Вашей теоретической работы и точность числовых данных», ..., «большое впечатление произвели Ваша изобретательность при решении проблем механики и в экспериментальной части, ясность изложения и ... ценность того, что Вами предлагается...» В соответствии с этим была выделена субсидия в размере «5000 долларов из фонда Ходжкинса». Отчеты следовало выполнять «ежегодно или чаще, если будет достигнут заметный прогресс». В конверт был вложен аванс — чек на сумму 1000 долларов [11].

Так началось длительное сотрудничество Ч. Г. Эббота из Смитсонианского института и профессора физики Р. X. Годдарда. Директор института Уолкот просил д-ра Эббота и д-ра Букингема осуществлять по отношению к деятельности Годдарда функции консультативного комитета из двух человек [12]. Таким образом, вся корреспонденция, поступавшая от Годдарда в Смитсонианский институт, находилась под постоянным наблюдением Эббота.

Тремя месяцами позже, 6 апреля 1917 г., США вступили в первую мировую войну. 11 апреля Годдард в своем письме в Смитсонианский институт отмечал возможность использования его идеи для стрельбы ракетами на дальние расстояния, снижения веса по сравнению с артиллерией и большую мобильность [13].

Эббот написал директору Института, что это предложение заслуживает внимания и «вполне стоит того, чтобы Военное министерство выделило сумму до 50000 долларов на проведение экспериментов под его (Годдарда — прим. ред.) руководством» [14]. 20 августа Годдард писал; «...если аппарат может иметь военное применение.., то он должен быть готов к моменту наступления союзников, которое, вероятно, произойдет будущей весной» [15].

Таким образом, Эббот и Годдард проявили глубокую убежденность в осуществимости идеи создания ракеты дальнего действия. 22 января 1918 г. директор Смитсонианского института и директор Бюро стандартов США С. В. Стрэтон совместно написали письмо командующему войсками связи Вооруженных сил США, приложив к нему отчет об исследовательской деятельности Годдарда, подписанный Эбботом и Букингемом [16]. На проведение работ требовалось 10000 долларов. Исходя из конструкции разработанной Годдардом многозарядной ракеты, можно было предположить, что изделия будут иметь следующие характеристики:

 I вариантII вариант

Дальность, км

Вес конструкции, кг

Вес топлива, кг

Вес боевой головки, кг

Общий вес, кг

11

1,4

1,4

1,4

4,2

190

1,8

11,3

1,4

14,5

Так как директор Смитсонианского института Уолкот являлся Председателем Военного Комитета при Национальном исследовательском совете, эта просьба имела вес и войска связи готовы были ее поддержать [17].

Интенсивность работ в течение следующих 10 месяцев чрезвычайно возросла. Годдард нанял семь человек, оборудовал мастерскую и лабораторию в Университете Кларка, старался получить от фирмы «Геркулес Паудер» рецептуры специального пороха, достал специальные оружейные стали, руководил проектированием модификаций аппаратуры для ракет, проводил испытания, обрабатывал результаты и писал отчеты [18].

Один из основных сотрудников Годдарда должен был быть призван в армию Вустерским призывным пунктом. Годдард обратился в Смитсонианский институт за помощью [19]. Эбботу после долгих усилий удалось заменить призывную карточку на бронь [20]. Годдарду потребовались специальные устройства для испытания пороха (разрушающиеся блоки) [21], Эббот достал их [22]. Один промышленник пытался добиться рассекречивания работы Годдарда, чтобы самому выпускать боевые ракеты. Смитсонианский институт снова пришел на помощь Годдарду [23].

Были и другие случаи. В июне 1918 г. экспериментальные работы были перенесены в Пасадену (шт. Калифорния) и штат сотрудников, благодаря увеличению военных субсидий, заметно расширился [24]. Но теперь надо было оборудовать новую мастерскую, обеспечить ее рабочей силой, приобрести специальные стали и трубы, получить пороха специальных составов и т. д. Смитсонианский институт взял на себя хлопоты по денежным операциям, а Эббот стремился просьбами и требованиями добиться удовлетворения всех запросов Годдарда. К 10 июля были достигнуты «отличные» результаты по пускам ракеты из трубчатой установки [25]. Когда в Смитсонианском институте получили телеграмму с просьбой прислать экспертов по артиллерии и баллистике, чтобы зафиксировать прогресс в работе, Эббот сделал все необходимое [26].

Однажды один из молодых ассистентов Годдарда, Кларенс Н. Хикман во время взрыва потерял несколько фаланг пальцев обеих рук [27]. Оплата госпитализации и лечения потребовали большой переписки, но и это дело также было благополучно улажено [28].

К концу сентября 1918 г. артиллерийская служба армии потребовала проведения огневых испытаний на полигоне в Абердине (шт. Мэриленд) [29]. 6 и 7 ноября были продемонстрированы [30] одно-, двух— и трехдюймовые ракеты, запускавшиеся из легких трубчатых установок (рис. 1), миномет и многозарядные ракеты с повторным включением (рис. 2). Присутствующие согласились, что эти системы оружия продемонстрировали широкие возможности [31]. Однако через два дня война окончилась. Переход страны к мирной деятельности остановил дальнейшее развитие военных вариантов ракет Годдарда; интерес военных к ним пропал [32].

Вернувшись в Вустер в Кларковский университет, Годдард собирался уладить свои дела и отдохнуть от напряженной работы нескольких последних месяцев.

7 апреля 1919 г. Годдард написал письмо, в котором предложил опубликовать его первоначальную концепцию ракет, способных подниматься на большие высоты, в трудах Смитсонианского института [33]. В газетах появилось несколько безответственных и сенсационных статей о военной деятельности Годдарда, и представлялось желательным осветить фактическую сторону дела [34]. Эббот согласился с высказанным предложением [35]; Годдард внес некоторые изменения в свою рукопись, и в декабре 1919 г. она была опубликована под скромным названием «Метод достижения экстремальных высот» [36]. Было напечатано 1750 экземпляров этой работы, объем которой составлял 69 страниц.

На брошюру могли бы и не обратить внимания, если бы Смитсонианский институт не опубликовал 11 января 1920 г. сообщение, в котором было обращено внимание на соображения Годдарда относительно запуска ракеты к Луне [37]. Соответствующая часть работы Годдарда была, по существу, экстраполяцией изложенного метода, лежащей в его основе концепции. Символично однако то, что Годдард провел испытания минимального количества светящегося пороха, вспышку которого можно было бы наблюдать на темной части Луны, в фазе новолуния [38].


Рис. 1. Годдард вставляет 3-х дюймовую ракету в легкую трубчатую пусковую установку. Демонстрационные испытания были проведены 6-7 ноября 1918 г.



Рис. 2. Многократно включающаяся твердотопливная ракета.
Патроны, находящиеся в магазине, движутся вперед под воздействием давления газа и поступают в камеру сгорания, что приводит к возникновению повторяющейся, прерывистой тяги

Газеты набросились на эту небольшую часть брошюры, игнорируя тщательно изложенные элементы теории ракет и перспективы их использования для исследования верхних слоев атмосферы. 19 января Годдард писал Эбботу:

«Хотя могут быть, по всей вероятности, другие возможности, представляющие гораздо больший интерес, чем предполагаемый опыт со светящимся составом — ибо трудно предсказать пределы применения совершенно нового метода, — люди должны, тем не менее, понять, что истинный прогресс представляет собой последовательные логические ступени, а не прыжок в темноту, и потому важно, независимо от того, чем вызван интерес к данной работе, чтобы предварительным изысканиям были оказаны соответствующая поддержка и внимание» [39]

При переходе от твердого топлива к жидкому Годдард в сентябре 1921 г. проводил эксперименты с жидким кислородом [40]. Попытка увязать это низкотемпературное вещество с легкой конструкцией аппарата была поразительно смелым шагом. 16 марта 1926 г. после успешных статических испытаний Годдарду удалось осуществить впервые в мире полет ракеты на жидком топливе [41]. В отчете к Эбботу 5 мая 1926 г. он писал: «В испытаниях, состоявшихся 16 марта на открытом воздухе, использовалась более легкая модель весом 2,6 кг, вместе с жидким топливом — 4,7 кг, нижняя часть сопла прогорела и отвалилась, верхняя часть осталась неповрежденной. Примерно через 20 сек. ракета поднялась без видимой вибрации, без дыма и без существенного увеличения пламени, быстро набирая скорость, и, описав дугу, упала на расстоянии 56 м от места запуска — такая кривая получилась из-за местного прогара сопла. Средняя скорость измерялась с помощью секундомера и составляла 111 км/час. Эти испытания были очень важными, так как впервые ракета работала на жидком топливе и приводилась в движение энергией, запасенной на ее борту» [42].


Рис. 3. Годдард со спроектированной в 1926 г. ракетой на жидком топливе (кислород-бензин). Ракетный двигатель находится в верхней части.
Справа — первая в мире жидкотопливная ракета перед успешным запуском 16 марта 1926 г.

Необходимый вес конструкции ракеты Годдарда на жидком кислороде и бензине (рис. 3) был обеспечен с исключительным мастерством. Тяга двигателя составляла около 4,1 кг [43]. В начале запуска ракета оставалась на стартовой установке в течение нескольких секунд.

Когда вес ракеты уменьшился, она медленно поднялась и совершила короткий полет, вошедший в историю как первый полет жидкостной ракеты. Хотя ракета поднялась всего на 12,5 м и опустилась на расстоянии 56 м, этот полет может рассматриваться как знаменательная веха в истории полетов, столь же значительная, как первый полет Орвилла Райта на расстояние 37 м. К сожалению, г-жа Годдард вела съемки этого события кинокамерой с запасом кинопленки всего на сек. и пленка кончилась до того, как ракета взлетела. Собрав остатки ракеты, Годдард уменьшил длину сопла, увеличил диаметр критического сечения, ввел несколько распорок для упрочения конструкции и 3 апреля снова провел пуск аппарата [44]. 13 и 22 апреля были сделаны еще две попытки, но каждый раз стенки камеры двигателя прогорали [45]. К 4 мая была проведена перекомпоновка аппарата (рис. 4), двигатель занял классическое положение — в хвостовой части ракеты; таким образом, исключалась необходимость применения длинных топливных магистралей прежних конструкций [46], и соответственно снизился вес ракеты. Это была та ракета, которую Годдард позже передал Смитсонианскому институту; она выставлена теперь на обозрение вместе с крупными ракетами более позднего, розвельского периода.


Рис. 4. Модификация конструкции ракеты, ставшая теперь классической: двигатель сзади, окруженный топливными баками с жидким кислородом и бензином. Ракета находится в музее Смитсонианского института

Об успешном запуске 16 марта 1926 г. в печать не было передано никаких материалов. Годдард понимал, что дальнейшее уменьшение веса его небольших ракет невозможно. Он решил сразу приступить к постройке значительно большей ракеты [47], надеясь продемонстрировать захватывающее зрелище. Расчетная тяга двигателя стала в 20 раз больше и достигла приблизительно 91 кг. Ракета имела высоту 3,2 м, сухой вес 32 кг и вмещала около 36 кг топлива (рис. 5 а). Газ для вытеснения топлива получался при омывании камеры сгорания жидким кислородом. Для стабилизации ракеты во время запуска был предусмотрен вращающийся стол с приводом от падающего груза весом 22,7 кг. Во время стендового испытания 20 июля 1927 г. возникли затруднения в создании начального наддува и обеспечении нормальной работы камеры сгорания [48]. Для обеспечения пускового наддува была добавлена спиртовая горелка. При испытании 31 августа тяга составила более 91 кг, однако форсуночная головка прогорела [49].



Рис. 5. а) большая ракета, развивающая тягу примерно до 91 кг, испытанная 20 июля 1927 г.; b) ракета «Хуп скэрт», запущенная 26 декабря 1928 г.; с) ракета с полезной нагрузкой, запущенная 19 июля 1929 г.

Тогда, чтобы снизить расходы и уменьшить усилия на разработку конструкции, Годдард приступил к созданию ракеты средних параметров с тягой около 18 кг. Элементы конструкции были просты и легко заменяемы. Экспериментальная работа с ракетами этого основного типа продолжалась почти три года. Было осуществлено еще два полета: 26 декабря 1928 г. [50] и 19 июля 1929 г. [51] (рис. 5 b). Во время последнего полета на ракете в качестве полезной нагрузки были установлены термометр и барометр вместе с фотоаппаратом для регистрации показаний приборов в верхней точке траектории [52] (рис. 5 с).

Все эти пуски проводились на ферме вблизи Аубурна (шт. Массачусетс). Из-за сильного шума, приведшего к нежелательной огласке [63] и беспокойству местных властей [54], экспериментальная работа была переведена на артиллерийский полигон Армии США вблизи Кэмп-Девида (шт. Массачусетс) [55]. И еще раз Смитсонианский институт направляет соответствующие письма и добивается разрешения военных властей, гарантируя ответственность за испытания и противопожарную безопасность [56].

В этот период была получена существенная финансовая помощь от Даниэля Гугенхейма — нью-йоркского богача и филантропа, который поддерживал развитие аэронавтики. На полковника Чарлза Линдберга, который посетил Годдарда в ноябре 1929 г., произвели большое впечатление потенциальные возможности ракет [57]. По совету Линдберга [58] Гугенхейм согласился финансировать деятельность Годдарда [59]. Сотрудники фирмы «Дюпон» выполняли обязанности технических консультантов Гугенхейма. Между тем Институт Карнеги в Вашингтоне в декабре 1929 г. выделил Смитсонианскому институту 5000 долларов на проведение дальнейших исследований Годдарда [60].

Благодаря помощи Гугенхейма Годдарду удалось значительно расширить размах своей деятельности. Годдард перебрался на ранчо Мескалеро, вблизи Розвела (шт. Нью-Мехико) [61], где уединение и наличие необходимого оборудования позволили ему целиком сосредоточиться на разработке многих элементов метеорологической ракеты, которую он задумал создать. Годдард разрабатывал систему гиростабилизации, газовые рули на выходе из сопла, аэродинамические рули, газогенераторы, турбонасосные агрегаты для подачи топлива, усовершенствованные форсуночные головки, пленочное охлаждение камер сгорания, клапаны, воспламенители, системы управления пуском ракеты и парашютные системы спасения ракеты [62]. Годдард понимал, что хотя Эббот остается членом консультативного комитета Гугенхейма, дальнейшая работа будет проводиться уже без непосредственной помощи Смитсонианского института. Он писал Эбботу:

«Я глубоко благодарен за помощь, оказанную Смитсонианским институтом в работе над ракетой с самого начала, в 1917 г. — от голой идеи с небольшим объемом экспериментальных данных. Я особенно благодарен за проявленные Вами интерес, поддержку и дальновидность. Чувствую, что не могу переоценить значение Вашей помощи в то время, когда едва ли кто-нибудь еще в целом мире смог бы увидеть важность начинаемого дела» [63].

Однако получилось так, что Эббот поддерживал близкую товарищескую связь с Годдардом до самой его безвременной кончины 10 августа 1945 г. Например, когда в 1931 г. [64] истекал срок основных патентов Годдарда, выданных в 1914 г., Эббот добивался поддержки для оформления в Конгрессе специального документа [65]. Необходима была помощь военных. Однако армейское Управление артиллерии заявило, что «использование ракет сейчас или в ближайшем будущем в артиллерийских целях маловероятно» [66], а Управление ВМФ столь же недальновидно утверждало, что национальная оборона только выиграла бы от более гласной разработки ракет. Поэтому Эббот с большой неохотой написал полдюжины писем с изложением точки зрения военных, в которых просил изъять проект документа из делопроизводства Комиссии Конгресса, а также информировал Годдарда об отсутствии у военных заинтересованности в его работе [67].

В 1932 г., в разгар мирового финансового кризиса, финансовая помощь Гугенхейма прекратилась [68]. Годдард возвратился в Вустер и возобновил преподавательскую деятельность в Университете Кларка [69]. Он написал Эбботу, спрашивая, не сможет ли Смитсонианский институт изыскать 250 долларов на проведение специальных испытаний по снижению веса ракет [70]. Эббот сумел найти деньги [71] и в следующем году, 5 сентября Годдард писал:

«Это сделало возможной работу, которая сэкономит много времени позже, когда исследование будет продолжено в более широком масштабе. Иначе дело окончательно остановилось бы» [72].

Если Эббот иногда и проявлял нетерпимость к склонности Годдарда чрезмерно увлекаться отысканием новых технических решений, то это было продиктовано лишь его искренней заинтересованностью и надеждой на успешную демонстрацию полета ракеты на большую высоту. Когда 4 сентября 1934 г. [73] Годдард написал Эбботу, что снова стала поступать главная субсидия Даниэля и Флоренс Гугенхеймов, Эббот ответил:

«Могу ли я просить Вас сосредоточить все свои усилия на полете на большую высоту? Только это может убедить заинтересованные стороны, что проект заслуживает поддержки. Пусть никакие побочные проблемы, какими бы многообещающими они ни были, не отвлекают Вас от этой первоочередной цели...» [74].

1 апреля 1935 г. Годдард в письме к Эбботу вспоминал:

«Вам, возможно, будет интересно узнать, что прошлой осенью я последовал Вашему совету и очень рад, что так поступил. У меня были запланированы новые системы управления и стабилизации и большая легкая модель, все сразу. Казалось, необходимо это сделать, поскольку было так мало времени. Теперь я вижу, что мог бы проработать целый год, так и не добившись большого прогресса на пути к осуществлению демонстрационных полетов» [75].

Когда возникли такие сложные проблемы технического снабжения, как обеспечение жидким кислородом и поставка из-за границы специального оборудования, Годдард обратился за помощью именно к Эбботу и Смитсонианскому институту. Подтверждением этого сотрудничества и полным признанием исторической ценности работы Годдарда явилось то, что 2 ноября 1935 г. Годдард [76] под сильным нажимом со стороны Гугенхейма и Линдберга [77], послал в Смитсонианский институт законченную в 1934 г. ракету серии А. Ракета не должна демонстрироваться, просил Годдард, «без моего разрешения или (в случае моей внезапной смерти) без разрешения Гугенхейма и полковника Линдберга» [78]. Пожелание Годдарда было выполнено. Когда ракету доставили в институт, ящик, в котором она лежала, был замурован в двойной стене подвала Смитсонианского института. Ракета была выставлена на обозрение только после второй мировой войны.

16 марта 1936 года Смитсонианский институт издал вторую работу Годдарда — «Разработка ракеты на жидком топливе» («Liquid Propellant Rocket Development»), которая охватывает розвельский период деятельности Годдарда с июля 1930 г. по июль 1932 г. и с декабря 1934 г. по сентябрь 1935 г. [79]. Если работа 1919 г. посвящена лишь теоретическим вопросам ракетной техники и ее потенциальным возможностям, то в работе 1936 г. изложены достижения в этой области, установлен приоритет в осуществлении полета первой в мире ракеты на жидком топливе, описаны разработка гиростабилизации, статические испытания и экспериментальные полеты на высоту до 2300 м, а также планы снижения веса ракеты до минимума.

Был еще один аспект взаимоотношений между Годдардом и Смитсонианским институтом, который позволяет судить о Годдарде и его отношении к институту. За период 1920-1929 гг. Годдард, по собственной инициативе, написал четыре отчета, датированные мартом 1920 г., августом 1923 г., мартом 1924 г. и августом 1929 г.

В этих отчетах, которые Годдард просил не публиковать, он излагал свои мысли о межпланетном полете и о том, как его можно осуществить при помощи ракетного двигателя. Годдард также выражал уверенность, что в институте его отчеты будут в целости и сохранности. Эти работы впервые были опубликованы в 1970 г. в трехтомнике сочинений Р. Годдарда («The Papers of Robert H. Goddard»). Отчеты устанавливают принципы полета к Луне и межпланетных полетов, подтверждают документально интерес Годдарда к ракетам, признание им потенциальной мощи ракет и свидетельствуют о его богатом творческом воображении.

Относящийся к марту 1920 г. «Отчет о дальнейших разработках ракетного метода исследования космического пространства» [80] занимает 23 страницы машинописного текста. Первая часть — «Исследования, проводимые без оператора» — сегодня называлась бы «Исследовательские искусственные спутники и межпланетные автоматические станции». В этой части Годдард говорит о важности фотосъемки Луны и планет, использования гироскопов и коррекции траектории при помощи небольших ракетных двигателей, абляционной тепловой защиты при входе аппарата в плотные слои атмосферы, связи с другими планетами и отмечает преимущества жидкого водорода и жидкого кислорода как идеального топлива. Во второй части — «Исследования, проводимые с оператором» (сегодня сказали бы «Пилотируемый космический полет») — Годдард рассматривает важность присутствия человека при посадке аппарата на планеты и взлете. Говорится об использовании тормозного ракетного двигателя во время прилунения и тангенциального атмосферного сопротивления при возвращении аппарата на Землю. Упоминается ракета-носитель с требуемым относительным весом топлива 0,93.

В отчете приведены стартовые веса аппаратов для полета на Луну. Один раздел посвящен изложению преимуществ производства жидкого водорода и жидкого кислорода на какой-либо планете при условии, что можно будет получать из ее грунта кристаллизованную воду. Отмечено, что использование солнечной энергии возможно везде, «вероятно, кроме Венеры». Годдард утверждает: «Наилучшим местом на Луне был бы ее северный или южный полюс, где в кратере, из которого кристаллизованная вода не может испариться, помещается устройство для сжижения, а на вершине кратера, на которую всегда падают солнечные лучи, можно установить солнечную энергетическую установку. Конечно, необходимо будет создать соответствующую защиту от метеоритов, прикрыв основные части аппарата грунтом». Далее Годдард рассматривает преимущества сокращения времени космического полета благодаря использованию электрического двигателя. Рассматривается турбогенератор, работающий на солнечной энергии, с зеркальным коллектором площадью 46 м2, а также методы получения реактивной струи ионизированного газа и ее электростатического ускорения. Предлагается получать как положительные, так и отрицательные ионы, чтобы предотвратить эффект космического разряда. Рассматриваются способы получения ионов и описываются опыты, проведенные в Университете Кларка в 1916-1917 гг. Свой отчет Годдард заканчивает словами: «...полагаю, что обращение за общественной поддержкой является оправданным».

Августовский отчет 1923 г. «Изложение принципов и возможностей ракеты, разработанной Р. X. Годдардом» занимает восемь страниц [81]. Первые четыре страницы — документальный обзор работы Годдарда за прошедший период, а также некоторые элементы отчета, относящегося к марту 1920 г. Остальные три с половиной страницы посвящены обсуждению работы Г. Оберта «Ракета в космическое пространство» и многих конструктивных элементов, которые Годдард предлагал ранее и проверил экспериментально.

В марте 1924 г. Годдард послал в Смитсонианский институт «Дополнительный отчет о последних исследованиях» [82]. Эта работа объемом девять страниц являлась дополнением к мартовскому отчету 1920 г. В ней были представлены в основном итоги дальнейших размышлений и исследований по различным аспектам межпланетного полета, которые обдумывались четыре года назад. Рассматриваются соотношения компонентов топлива с избытком водорода, позволяющие снизить температуру в камере сгорания; приведены рекомендации по размещению баков с водородом и кислородом и отмечена целесообразность вращения баков для обеспечения устойчивости. Рассмотрены также температурные режимы и напряжения в конструкции бака, вопрос о выборе «наиболее экономичного, ускорения» (около 4,8 g), и об атмосферном торможении; предложена «наблюдательная кабина» весом 545 кг; излагаются дальнейшие соображения и расчеты, касающиеся мягкой посадки на Луну; обсуждается использование лития, отличающегося малой плотностью, в качестве конструкционного материала, а также получение водорода и кислорода на Луне и планетах (за исключением покрытой облаками Венеры) с помощью солнечной энергии. «Что касается Венеры, — пишет Годдард, — весьма вероятно, что в качестве движущей силы можно будет использовать силу ветра, так как, по-видимому, там есть сильные ветры...»

Написанный в августе 1929 г. «Отчет об условиях для обеспечения минимальной массы ракетного топлива» [83] содержит тринадцать страниц основного текста, «приложение» на двух страницах и четыре страницы с восемнадцатью дополнительными заметками, которые касаются мартовского отчета 1920 г. и отражают дальнейшие исследования, новые результаты. На первых восьми страницах предлагается устройство для запуска космических аппаратов, состоящее из самолета с прозрачными крыльями или дирижабля легче воздуха с прозрачной оболочкой, внутри которой находится солнечный коллектор и энергетическая установка. Годдард задумывался над возможностью использования воздуха, смешанного с заряженными частицами для ускорения аппарата. Рассматривается электростатическое и электромагнитное отталкивание. Корабль будет двигаться с ускорением относительно Земли, пока не получит вторую космическую скорость. Для снижения корабля, движущегося с возрастающей скоростью, Годдард предлагает создать отрицательную подъемную силу. После достижения второй космической скорости можно продолжать разгон при малых ускорениях с помощью ионного двигателя «во время первой половины полета и осуществлять торможение во второй его половине, чтобы уменьшить продолжительность полета до практически приемлемой величины». Описаны различные виды ионных ускорителей. «В космосе, — пишет Годдард, — лучшим способом создания тяги, при котором, к тому же, выбрасывается наименьшее количество вещества, несомненно, является отталкивание электронов, обладающих малыми скоростями, а также положительных металлических ионов, причем эти ионы отталкиваются от электрода, как это было изложено в заявке на патент США, поданной автором». Предложены три возможных метода получения «реакции о воздух» — электростатические и электромагнитный. Следующие пять страниц содержат большое количество заметок (и дат их записей) о ракетных и космических двигателях, имевшихся в записных книжках Годдарда и относящихся к периоду 1906-1912 гг.

Реакция Эббота на эти четыре примечательных отчета не была обнадеживающей.. В уведомительном письме о получении отчета, относившегося к августу 1923 г., Эббот писал: «...очень интересно читается. Я, однако, полон нетерпения и надеюсь, что Вы действительно сможете запустить ракету вверх, в воздушное пространство, в недалеком будущем. Межпланетное космическое пространство будет казаться значительно ближе после того, как я увижу, что одна из Ваших ракет поднимается вверх на 9 или 11 км в нашей атмосфере» [84]. Получение каждого следующего отчета — от марта 1924 г. до августа 1929 г. — подтверждалось всего лишь одной фразой, сообщавшей, что работа приложена к другим материалам, относящимся к экспериментам Годдарда. Создается впечатление, что в этот момент Эббот укоризненно покачивал головой.

В заключение анализа взаимоотношений Смитсонианского института и Годдарда можно сделать следующие выводы:

1. Смитсонианский институт, в основном благодаря усилиям Чарлза Грили Эббота, поддерживал на протяжении 29 лет дружеские связи с Робертом Хатчингсом Годдардом и постоянно содействовал его работе.

2. Проф. Годдард был человеком больших творческих способностей и изобретательности. Физик-практик, он проявлял замечательное упорство и целеустремленность, чтобы создать высотные ракеты для исследования верхних слоев атмосферы.

3. Неопубликованные работы показывают, что Годдард мечтал о полете к Луне и планетам. Его захватило волнующее чувство исследователя неизведанного, как явствует из письма, написанного Г. Уэллсу в 1932 г., когда Годдарду было 50 лет. На него сильное впечатление произвела когда-то книга Уэллса «Война миров». В письме Годдарда Уэллсу обнаруживается большая внутренняя сила. Он пишет:

«Сколько еще лет я смогу работать над этой проблемой, не знаю; надеюсь, столько, сколько буду жить. Не может быть и мысли об окончании, так как «нацеливание на звезды», буквально и фигурально, является такой проблемой, которая захватит целые поколения; так что неважно, сколько достигнуто одним человеком; всегда остается трепетное ощущение, что это только самое начало...» [85].

ПРИМЕЧАНИЯ, ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Robert H. Goddard to President, Smithsonian Institution, 27 September 1916, in The Papers of Robert H. Qoddard, edited by Esther C. Qoddard and G. Edward Pendray (New York: McGraw-Hill Book Company, 1970), 3 vols., vol. 1, p. 170. (в дальнейшем сокращено — «Papers»).

2. Papers, vol. 1, p. 174.

3. Papers, vol. 1, p. 175.

4. Abbot to Walcott, 2 October 1916, Papers, vol. 1, p. 175.

5. Walcott to Goddard, 11 October 1916, Papers, vol. 1, p. 176.

6. Goddard to Secretary, Smithsonian Institution (C. D. Walcott), 19 October 1916, Papers, vol. 1, pp. 177-178.

7. Walcott to Goddard, 29 November 1916, Papers, vol. 1. pp. 179-180.

8. Goddard to Walcott, 4 December 1916, Papers, vol. 1, p. 180.

9. Abbot to Walcott, 18 December 1916, Papers, vol. 1, p. 181.

10. Buckingham to Walcott. 26 December 1916. Papers, vol. 1, p. 181.

11. Walcott to Goddard, 5 January 1917, and Goddard to Walcott 9 January 1917, Papers, vol. 1, pp. 190-191.

12. Walcott to R. S. Woodward. President, Carnegie Institution of Washington, 1 June 1918, Papers, vol. 1, pp. 232-233.

13. Goddard to Walcott, 11 April 1917 Papers, vol. I, p. 194.

14. Abbot to Walcott, 14 April 1917, and Walcott to Goddard, 20 April 1917,, Papers, vol. 1, pp. 195-196.

15. Goddard to Walcott, 20 August 1917, Papers, vol. 1, p. 199.

16. Walcott . and Stratton to Major General George O. Squier, U. S. War Department, 22 January 1918, and report on Dr. Goddard's device by Abbot and Buckingham, 22 January 1918, Papers, vol. 1, pp. 210-212.

17. Смотри сноску: Papers, vol. 1, p. 213.

18. Эта деятельность очень подробно описана в Papers, vol. I, pp. 213-295.

19. Abbot to Walcott, «Report on Trip to Schenectady and Worcester», 19 March 1918. Robert H. Goddard-Smithsonian Institution Correspondence in the Archives of the Smithsonian Institution (в дальнейшем цитируется как «SI Archives»).

20. Walcott to Squier, 19 March 1918— Abbot to Walcott, 29 March 1918; Walcott to Maj. Gen. E. H. Crowder, 1 April 4918; Abbot to Goddard, 2 April 1918; SI Archives.

21. Goddard to Walcott, 1 May 19(18, SI Archives.

22. Walcott to Squier, 3 May 1918; Capt. J. R. Hoover, Office of Chief of Ordnance, U. S. Army, to Walcott, 10 May 1918; SI Archives.

23. «Statement of С G. Abbot», 31 May 19*18, SI Archives. Goddard to George I. Rockwood, 24 January 1918, Papers, vol. 1, p. 212. Colonel E. M. Shinkle, Army Ordnance Department, to Rockwood, 27 May 1918; Me/morandum by Brigadier General C. McK. Saltzman, Signal Corps, for Acting Chief of Ordnance, 27 May 1918; Goddard to Walcott, 29 May 1918; Walcott to Squier, 31 May 1918; Papers, vol. 1, pp. 228-232.

24. См. прим. 12. Also Woodward to Walcott, 3 June 1918; Walcott lo Goddard, 3 June 1918; Goddard to Abbot, 4 June 1918; telegram, Abbot to Doddard, 5 June 1918: Papers, vol. I. pp. 233-234.

25. Telegram George E. Hale to Abbot, 10 July 1918; Goddard to Walcott, 15 July 1918; Papers, vol. 1, pp. 246-248.

26. Goddard to Edmund С Sanford, 15 July 1918; telegram, Abbot to Hale, 17 July 1917; Squier to Chief of Ordnance, 19 July 1918; Abbot to Goddard, 22 July 1918; telegram, Goddard to Abbot, 1 August 1918; Papers, vol. 1 pp. 248-249.

27. Goddard to Walcott, 8 August 1918, Papers, vol. 1, p. 253.

28. Memorandum, Abbot to Walcott, 14 October 1918; Chairman. U. S. Employees' Compensation Commission, to C. N. Hickman, 10 October 1918; SI Archives.

29. Telegram, Abbot to Goddard, 23 September 1918, Papers, vol. 1, pp. 288-289.

30. Program for Tests at Aberdeen Proving Ground, Papers vol. 1, pp. 296-299.

31. Goddard to Walcott, 15 November 1918, Papers, vol. 1, pp. 300-301.

32. Lieutenant Colonel Herbert O'Leary, Army Ordnance Department, to Secretary, Smithsonian Institution, 19 November 1918; Abbot to Goddard 26 March '919; Papers, vol. 1, pp. 302-303; 315-316.

33. Goddard to Abbot, 7 April, 1919, Papers, vol. 1, p. 320.

34. «Invents Rocket with Altitude Range 70 Miles; Terrible Engine of War Developed in Worcester by Dr. Robert H. Goddard, Professor of Physics at Clark in Laboratory of Worcester Tech, under Patronage of U. S. War Department», Worcester Evening Gazette (Massachusetts), 28 March 1919, Papers, vol. 1, p. 316.

35. Abbot to Goddard, 10 April 1919; Goddard to Abbot, 15 April 1919; Abbot to Goddard, 18 April 1919; Papers, vol. 1, pp. 322-323.

36. Smithsonian Miscellaneous Collections, vol. 71, no. 2, 69 pp., 10 pis.; Papers, vol. 1, pp. 337-406.

37. «New Rocket Devised by Prof. Goddard May Hit Face of the Moon; Clark College Professor Has Perfected Invention for Exploring Space-Smithsonian Society Backs It», Boston Herald, 12 January 1920, in Papers, vol. 1, p. 406.

38. Papers, vol. 1, pp. 393-395.

39. Goddard to Walcott, 19 January 1920, Papers, vol. 1, p. 410.

40. Goddard's Diary (далее цитируется как «Diary»), 11 July-13 September 1921-Papers, vol. 1, p. 474.

41. Diary, 16-17 March 1926, Papers, vol. 2, pp. 580-582.

42. Goddard to Abbot, 5 May 1926, Papers, vol. 2, pp. 587-590.

43. Papers, vol. 2, p. 588.

44. Diary, 1-11 April 1926; Papers, vol. 2, pp. 584-585.

45. Diary, 13 April-5 May 1926; Papers, vol. 2, p. 586-587.

46. Diary, Papers, vol. 2, pp. 585.

47. Goddard to Abbot, 29 June 1926, Papers, vol. 2, pp. 597-598.

48. Diary, 20 July 1927, Papers, vol. 1, pp. 620.

49. Diary, 31 August 1927, Papers, vol. 2, pp. 621.

50. Diary, 24-26 December 1928, Papers, vol. 2, pp. 651-653; Goddard to Abbot 3 January 1929, Papers, vol. 2, pp. 654-655.

51. Diary, 3-17 July 1929, Papers, vol. 2, pp. 667-668; Description of Flight of 17 July 1929, Goddard's Notebook on Experiments, Papers, vol. 2, pp. 668-673.

52. Goddard to Abbot, 18 July 1929, Papers, vol. 2, pp. 674-676; Abbot to Goddard, 20 July 1929, Papers, vol. 2, p. 678. Memorandum to Associated Press by Smithsonian Institution, 20 July 1929, Papers, vol. 2, pp. 679-681.

53. Goddard Experimental Rocket Explodes in Air; Clark Professor Making Test-; on Auburn Farm», Worcester Evening Gazette, 17 July 1929, in Papers, vol. 2, p. 673; «Moon Rocket-Man's Test Alarms Wnole Countryside-Blast as Metal Projectile Is Fired Through Auburn Tower Echoes For Miles Around, Starts Hunt for Fallen Plane, and Finally Reveals Goddard Experiment Station», Boston Globe, 18 July 1929, in Papers, vol. 2, p. 674.

54. Robert E. Molt, State Fire Inspector, to George С Neal, State Fire Marshal, Boston, 25 July 1929, Papers, vol. 2, p. 682.

55. Goddard to Abbot, 26 July 1929, Papers, vol 2, pp. 682-684. A summary of Dr. Goddard's experimental notes for the test at Camp Devens is presented in Goddard, Rocket Development: Liquid Fuel Rocket Research 1929-1941 (Далее цитируется как «Rocket Development»), Esther С Goddard and G. Edward Pendray, editors (Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1961), pp. 1-14.

56. Усилия, приведшие к использованию лагеря в Кэмп-Девиде для проведения экспериментов с ракетными двигателями, детально описаны в Papers, 2, с. 685-710.

57. С. Fayette Taylor, Department of Aeronautical Engineering Massachusetts Institute of Technology, to Goddard, 22 November 1929, Papers, vol. 2, p. 713; and Diary, 23-27 November 1929, Papers, vol. 2, p. 713.

58. Встречи между Годдардом и Линдбергом, а также поддержка Годдарда Гугенхеймами описывается в Papers, vol. 2, pp. 713-744.

59. Guggenheim to Wallace W. Atwood, 12 June 1930, and Atwood to Guggenheim, 13 June 1930, Papers, vol. 2, pp. 744-745.

60. John C. Merriam to Goddard, 19 December 1929, and Goddard to Merriam, 26 December 1929, Papers, vol. 2, pp. 726-728.

61. Atwood and Goddard to Abbot and other members of the Advisory Committee, 14 June 1930, Papers, vol. 2, p. 746; and statement released by Clark University «for publication in newspapers of Thursday, July 10, 1930», 9 July 1930, Papers, vol. 2, p. 752-754.

62. Rocket Development, pp. 15-46 and 57-215.

63. Goddard to Abbot, 28 May 1930, Papers, vol. 2, p. 742.

64. Goddard to John A. Fleming, 22 January 1931, and statement regarding the desirability of a reissue of U. S. Patents 1, 102, 658 and 1, 103, 503 from the standpoint of national defense, 22 January 1931, Papers, vol. 2, pp. 782-784.

65. H. R. 16451, House of Representatives, 21 January 1931, and H. R. 7174, House of Representatives, 8 January 1926, SI Archives.

66. W. H. Tschappat to Abbot, 6 February 1931, SI Archives.

67. Abbot to Goddard, to W. W. Gilbert, to J. T. Robinson, to R. Luce, and to Goddard, all 1 February 1931, SI Archives.

68. Telegram from Goddard to Atwood, 2 June 1932; Atwood to the members of the Advisory Committee on the Goddard Rocket Project, 14 June 1932; and Colonel Henry Breckinridge to Goddard, 16 June 1932; Papers, vol. 2, pp. 830-832.

69. Diary, 28 June-21 July 1932, Papers, vol. 2, pp. 833-834. 70. Goddard to Abbot, 5 August 1932, Papers, vol. 2, p. 837.

71. Abbot to Goddard, 25 August 1932, and Goddard to Abbot, 12 September 1932, Papers, vol. 2, pp. 838-839.

72. Goddard to Abbot 2 September 1933, Papers, vol. 2, p. 865, Summaries of Dr. Goddard's experimental notes for the test conducted at Clark University, 1932-34, appear in Papers, vol. 2, pp. 866-867 and 878-884. See aiso Rocket Development, pp. 47-56. These activities were assisted by a grant from the Guggenheim family ot 2500 dollars on 15 July 1933, Papers, vol. 2, pp. 850-851, 860.

73. Goddard to Abbot, 4 September 1934, Papers, vol. 2, p. 878.

74. Abbot to Goddard, 17 September 1934, Papers, vol. 2, pp. 887-888.

75. Goddard to Abbot, 1 April 1935, Papers, vol. 2, pp. 910-911.

76. Goddard to Abbot, 2 November 1935, Papers, vol. 2, p. 945.

77. Abbot to Goddard, 2 October 1935, Papers, vol. 2, pp. 938-939.

78. Смотри прим. 76.

79. Smithsonian Miscellaneous Collections, vol. 95, no 3, 16 March 1936, 10 pp., 11 pis., 1 fig.; Papers, vol. 2, pp. 968-984.

80. Papers, vol. 1, pp. 413-430.

81. Papers, vol. 1, pp. 509-517.

82. Papers, vol. 1, pp. 531-540.

83. Papers, vol. 2, pp. 688-698.

84. Abbot to Goddard, 3 November 1923, Papers, vol. 1, p. 519.

85. Goddard to H. G. Wells, London, England, 20 April 1932, and Wells to Goddard, 3 May 1932, Papers, vol. 2, pp. 821-823, 825.