В двух статьях, опубликованных в журнале «Аэротехника» в 1933 и 1934 гг. [1], были приведены некоторые формулы и диаграммы, относящиеся к вертикальному движению летательного аппарата, имеющего постоянное ускорение, при постоянной скорости истечения газов.
Интересно отметить, что значение тормозного эффекта, создаваемого воздухом при вертикальном движении ракеты, которое подсчитывалось по формулам, помещенным в указанном выше журнале, полностью совпадает с результатами, полученными для ракеты ВМФ США «Нептун», и опубликованными в Англии в 1949 г. [2].
Первая группа формул относится к движению космического летательного аппарата с постоянным ускорением, что обеспечивается регулированием расхода топлива. Предполагается, что вертикальное движение ракеты осуществляется с постоянным ускорением w при данной постоянной скорости истечения газов v. Принимается, что Земля — шар радиуса r; сопротивление воздуха не учитывается.
Изменение массы m в течение времени t определяется следующей формулой:
На основании расчетов по приведенным выше формулам можно сделать вывод, что начальная масса, необходимая для осуществления данного полета, уменьшается с увеличением скорости истечения газов при больших значениях ускорения.
Сопротивление воздуха, которое не учитывалось в уравнении (1), определяется по следующей формуле:
Принимая для функции F(V) значения, известные из баллистики, мы получаем кривые сопротивления воздуха (рис. 1).
Вторая группа формул относится к полету непилотируемой ракеты; при этом рассматривается вертикальное движение ракеты с постоянным расходом и неизменной скоростью истекающих газов.
Не учитывая сопротивления воздуха и принимая ускорение силы тяжести постоянным на активном участке полета, мы получаем следующие формулы, в которых Мо — начальная масса ракеты, Mt — масса ракеты в конце активного участка, n — отношение силы тяги к начальному весу ракеты.
Время Т, соответствующее концу активного участка, определяется по формуле:
Скорость ракеты Vt в конце активного участка вычисляется по формуле:
Высота h, которую достигает ракета в конце активного участка, определяется по формуле:
Начальная скорость V, необходимая для того, чтобы под действием силы инерции ракета поднялась от высоты h до высоты Н (высоте Н соответствует нулевая скорость), определяется формулой:
При учете сопротивления воздуха формулу (8) можно выразить в функции отношения где m — значение массы в данный момент времени.
На рис. 3 приведены графики функции F(V) ·d (сопротивления воздуха), относительного отрицательного ускорения WA, а также линейной зависимости ускорения без учета атмосферы.
1. Aldo Bartocci, Le Escursioni in altezza col motore a reazione, «L'Aerotecnica», vol. 13, no. 12 (December 1933), pp. 1646-1666; and II Razzo, «L'Aerotecnica», vol. 14, no. 3 (March 1934), pp. 255-266.
2. В письме автору от 5 июля 1949 г. генерал Г. А. Крокко (Q. А. Сrоссо) указывал: «Я действительно имел удовольствие услышать от профессора Эулы (Eula), что Вы являетесь автором интересных статей, опубликованных в 1933, 34 и 38 годах, и был очень рад иметь письменное подтверждение этого.
Я рад сообщить Вам, что формула для скорости торможения, создаваемого воздухом при вертикальном движении ракеты, которая в настоящее время публикуется в английских журналах, для ракеты «Нептун» ВМФ США, в точности совпадает с той, которую Вы указали впервые в 1934 г.».
По всей вероятности, Крокко имел в виду работу: С. Н. Smith, M. W. Rosen, and J. M. Bridger, «Super Altitude Research Rocket Revealed by Navy», Aviation, June 1947, pp. 40-43. — Ed. *.
* Здесь и далее обозначением «Ed» отмечены примечания, сделанные редакцией американского издания трудов II симпозиума по истории астронавтики: «First Steps Toward Spase», Washington, 1974.