Где мы в космосе?
1 января 1961
Хантсвилль, штат Алабама.
Начало нового года и нового десятилетия – это хорошее время, чтобы сделать обзор того, где мы находимся в этом [величайшем] вызове нашей жизни – вылазке человека за пределы его родной планеты.
Я знаю, что сегодня большинство американцев осознают значимость наших космических усилий. Но, мне кажется, что многие думают об этом в неправильных терминах. Они думают об этом, как о чем-то, что делают Армия, ВВС, Флот, или «ученые. Это очень ошибочный подход. Наши космические усилия – разработка, строительство и запуск наших космических аппаратов и их научно-исследовательского оборудования – воплощаются и поддерживаются вами, всеми американцами, которые платят налоги и голосуют.
К настоящему времени вы вложили значительно больше миллиарда в космическую программу. В грядущих годах вы вложите еще больше миллиардов. Вам следует, я полагаю, думать о себе, как об акционерах этого огромного и захватывающего предприятия – «Америка в космосе». Только граждане демократии могут разделить это чувство, что чудесное дело разведки космоса – оно их собственное, предпринятое исключительно потому, что они решили его предпринять.
В этом отчете перед «акционерами» позвольте мне сказать в начале, что наши ближайшие перспективы ярки, а будущее, даже с неизбежными разочарованиями, выглядит великолепным.
Но прежде, чем я расскажу вам о том, куда мы движемся, я бы хотел кратко напомнить о том, где мы были. Вот капсула истории Космической Эры:
1957 – год Спутника. 4 октября Советы запустили на орбиту первый спутник Земли, открыв Космическую Эру, а затем 3 ноября последовал Спутник-2, несущий собаку Лайку.
1958 – Америка выходит в космос. «Эксплорер-1», запущенный 31 января, успешно вышел на орбиту, открыв Америке космическую эру и дав крупное открытие – великий Радиационный Пояс Ван Аллена. К концу 1958 года, три советских и пять спутников США были на орбите. Один, «Авангард-1», все еще на орбите.
1959 – лунные зонды. Советские ракеты Лунник прошли мимо Луны (в январе), попали в Луну и, наконец, сделали фотографии обратной стороны Луны. Американские «Эксплорер-6» и «Эксплорер-7» сделали большой вклад в наши знания о радиации, метеоритах и других явлениях в космическом пространстве. В сумме, 11 космических аппаратов США было успешно запущено.
1960 – возвращение капсулы. Первый орбитальный аппарат, когда-либо благополучно возвращенный на Землю, был запущен «Дискаверером-13». 300-фунтовая капсула с приборами выловлена вертолетом из Тихого океана. Позже схожие капсулы подхватили в воздухе над Тихим океаном самолеты «С-119». Американский «Пионер-5», отправленный к Венере зонд глубокого космоса, поддерживал радиоконтакт с земными станциями с беспрецедентного расстояния в 22 миллиона миль. 20 августа Советы произвели первое возвращение орбитальной капсулы с животными – двумя собаками, более меньшими животными, насекомыми и растениями.
Общее количество спутников, к настоящему времени запущенных в космос: девять советских, 31 американский. На солнечной орбите: два американских, один советский. На орбите Земли, когда пишутся эти строки: 15 американских и два советских – хотя возможно их станет больше, к тому времени, когда вы читаете эту статью.
Наши прошлые космические усилия может быть не всегда были такими впечатляющими, как советские. Простая причина заключается в том, что Советы, на несколько лет раньше нас решив строить межконтинентальные баллистические ракеты, имели в своем распоряжении более крупные и мощные ракеты. Наши общие научные достижения были более основательны, а наши успешные полеты более многочисленны. Каждый последующий день мы получаем и расшифровываем полный компьютер важной информации о нашем ближайшем космическом окружении.
Вы могли пропустить самое важное событие из всех – создание НАСА – Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства – команды, ответственной за ваши космические инвестиции. Доктор Т. Кейт Гленнан начал сборку организации 1 октября 1958 года. Задачей доктора Гленнана стало слияние нескольких существовавших групп, ранее продемонстрировавших свои способности, в мощное и сплоченное национальное космическое ведомство, а его успех в этом оказался выдающимся.
Ядром НАСА стал 45-летний Национальный консультативный совет по аэронавтике, плюс 400 ученых-исследователей ВМС и техников проекта «Авангард». Позже, армейская Лаборатория реактивного движения из Пасадены, штат Калифорния, была передана НАСА. Наконец, 1 июля 1960 года наша хантсвилльская организация, насчитывающая 4’700 гражданских ученых, инженеров и техников от Армейского артиллерийско-ракетного командования в Хантсвилле, штат Алабама, присоединилась к составу НАСА. Астронавты, которые полетят на первых пилотируемых космических аппаратах НАСА, пришли из ВВС, ВМС и Морской пехоты, принеся с собой уникальные умения, храбрость и знания, которые потребуются для первопроходческих путешествий.
Сейчас у НАСА от побережья к побережью есть девять опытных научно-исследовательских центров, собранных в одну команду.
Теперь давайте поговорим о том, куда мы движемся. Наше научное исследование космического пространства сегодня мчится вперед в сконцентрированном натиске. Вот некоторые из наших наиболее важных направлений на предстоящий год:
Люди на орбите: мы уже запустили ракету, несущую обезьян почти на 2’000 миль вдоль Атлантического ракетного полигона, вернув их живыми. Следующим шагом, где-то в этом году, используя ракету «Меркурий-Редстоун», станет отправка одного из семи астронавтов в схожий, но более короткий путь – баллистический полет высотой 100 миль, на расстояние 200 миль над Атлантическим полигоном. После этого мы пройдем через такой же цикл с орбитальным полетом. Используя ракету «Меркурий-Атлас», мы запустим на орбиту и вернем первых животных, а затем одного из астронавтов.
Ракета «Сатурн»: До сих Советы, хотя и запустив на орбиту меньше спутников, могли отправлять в космос более крупные грузы, благодаря более мощным ракетам. Наш ответ на этот вызов – это ракета «Сатурн», которую мы разрабатываем в новом Центре космических полетов НАСА имени Джорджа С. Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, с помощью промышленных корпораций со всех США. Даже первая и самая скромная версия «Сатурна» сможет отправить на орбиту вокруг Земли десятитонный космический аппарат – двукратный размер Спутника-5.
Полезный груз на Луну: рисунок показывает модель ракеты «Сатурн-С1», в масштабе один к десяти, стоящую перед задним концом первой ступени настоящей ракеты «Сатурн» с восемью ракетными двигателями «F-1». «Сатурн» сможет отправить полезный груз весом до одной тонны для «мягкой» посадки – без повреждения приборов – на Луну.
Луна: Я думаю, мы хорошо движемся по пути к эффективной программе исследования Луны. Ракеты «Атлас-Аджена» и «Атлас-Центавр» проложат путь к «мягким» посадкам научного оборудования на Луну. К тому времени, когда «Сатурн» станет доступен, как надежная и действующая система, мы должны использовать его для посадки управляемых на расстоянии передвижных лунных исследовательских станций. Высадка людей на Луне? Не в этом, и не в следующем году – но вероятно в течение десяти лет.
Люди на Луну: Будет использован один из способов: (А) единственный огромный многоступенчатый «Сатурн», достаточно мощный, чтобы доставить на поверхность Луны весь возвращаемый аппарат, или (Б) «орбитальная дозаправка», в которой «Сатурн-С1» будет выведен на орбиту вокруг Земли и дозаправлен танкерами-«Сатурнами» для полета к Луне и возвращения.
Фотографии звезд: величайший интерес астрономов всего мира вызовут спектрограммы солнца и далеких звезд, не ограниченные узким диапазоном лучей, которые могут проникнуть сквозь атмосферу Земли. Наши спутники вернут их на Землю и у нас есть все основания полагать, что они раскроют секреты вселенной, до сих пор ускользавшие от нас.
Зачем мы все это делаем? Практически любое развитие нашей научно-технической цивилизации может быть прослежено к тому факту, что кому-то просто стало интересно устройство природы. Термоядерная энергия открыта потому, что кто-то задумался о том, что именно не позволяет солнцу выгореть. Рентгеновские лучи открыты из-за того, что кто-то задумался, как электрический ток поведет себя в вакууме.
Всего несколько лет назад сама идея запуска искусственного спутника была просто искрой в немногочисленных научных глазах. Сегодня мы можем оценить ее коммерческую стоимость в долларах и центах. Над атмосферой Земли, и не ограниченный кривизной Земли, спутник сможет ретранслировать радио- и телевизионные сигналы в любую точку планеты. С быстрой, незаглушаемой, всемирной коммуникационной и телевизионной сетью у нас есть средства представить пример американской истории успеха непримкнувшим народам мира. Если мы не используем этот шанс, то эти-же непримкнувшие народы услышат другую историю, на другом языке.
[…]
Другое важное преимущество, которое мы скоро пожнем с наших космических усилий, будет получено благодаря фотографирующему телевизионному спутнику «Тирос». Аккуратное и точное предсказание бурь, наводнений и торнадо может спасти огромные суммы от повреждения собственности, не говоря уж о многих жизнях. Совместно с созданием дождей, посредством вызывания облачности, «Тирос» может фактически привести до определенных пределов контроля над погодой.
С точки зрения обороны, спутник «Мидас» (предварительное предупреждение) станет нести постоянную ракетную вахту над всей поверхностью планеты и сделает внезапную ракетную атаку навеки невозможной.
Тот факт, что в наших космических свершениях на кону престиж Америки, уже указывался много раз. Целый мир, как нам повторяли снова и снова, наблюдает за великим космическим соревнованием между нами и Советами. Вполне может быть, что наши усилия в космосе на протяжении этого важного, начинающегося сейчас, десятилетия окажут глубокое влияние не только на нашу судьбу, но на историю всех свободных народов.
Но одновременно я не могу не чувствовать, что эти наши космические усилия – это нечто большее, чем соперничество между Соединенными Штатами и СССР. Небеса над нами значительно превосходят воображение и чем дальше мы проникнем в них, тем больше люди поймут великий вселенский замысел, саму божью волю.
Вернер фон Браун