Все на борт для полета к Луне
4 декабря 1932
[…] Все это звучит неправдоподобно, не правда ли? Очень похоже на романтические представления Герберта Уэллса, Жюля Верна и прочих. Но факты заключаются в том, что согласно герру Йохану Винклеру из Берлина, [полет на Луну] может произойти через поколение, максимум, через два!
Требуется дерзость, чтобы быть пророком, но Йохан Винклер настаивает на своем заявлении. Он известен в Европе как один из величайших ракетных экспертов современности, если не самый великий. Он следует тем же принципам, что и злосчастный Валье, погибший во время экспериментов с сильновзрывчатым топливом для космических кораблей. Винклер быстро осознал, что величайшей сложностью, которую придется преодолеть для ракетного путешествия [на Луну], является факт, что если использовать порох, то ракета не сможет поднять необходимое его количество.
Какое топливо сможет оказаться достаточно эффективным и портативным?
Йохан Винклер нашел его. Он изобрел так называемый лучевой мотор, использующий жидкое топливо, хранимое в огромных контейнерах, для подачи в камеру сгорания, где получается огромное количество энергии.
Он рассказал мне это, пока мы ходили по его берлинской фабрике, останавливаясь у различных станков, чтобы изучить собираемые части моторов.
«Самая опасная часть работы», сказал герр Винклер, «это укрощение высокоскоростного топлива. Это как заарканить одного из американских мустангов. Никогда не знаешь, что может случиться. Посмотрите на бедного Валье – именно так его не стало. В мирное время есть свои герои, как и в военное.
«Некоторые из нас еще помнят время, когда идея аэроплана воспринималась с немалым скептицизмом. Тем не менее, аэроплан стал реальностью. […]
«На протяжении нескольких лет новая проблема заняла умы тех, кто интересуется полетами – ракетный корабль, конечной целью которого является проникновение в безвоздушное пространство за пределами стратосферы. Скептики опять улыбаются, поскольку лишь немногие знают, как далеко продвинулся прогресс в ракетной технике. Ракетные корабли становятся не только теоретически возможными, но и конструкционно, что я докажу.
«Некоторые ракетные исследователи приближались к проблеме с осторожностью – поднимаясь до нижних границ стратосферы. После того, когда их конечная цель будет достигнута, высокоскоростные почтовые ракеты пошлют к отдаленным частям нашей планеты, а лишь после этого будет построен космический корабль.
«С момента изобретения моего двигателя, я считаю, что лучше атаковать сперва самую большую проблему – проблему космического полета. Поскольку у нас нет способов добраться до определенного места с помощью беспилотных аэропланов, постольку в настоящее время невозможно отправлять почтовые ракеты в заданные точки; кроме того, можно подняться в стратосферу и пролететь через этот воздушный слой с помощью старых пороховых ракет. В случае космических полетов, требуются совершенно другие скорости и более мощный двигатель.
«Изобретение моего двигателя – плод последних двух лет – сделало нашу цель находящейся в пределах возможного. В отличии от поршневого двигателя, эта машина приводится в действие непосредственно топливными газами в момент выхлопа. Характерной особенностью является мощный двигатель короткого действия и его способность давать новый импульс в безвоздушном пространстве. Таким образом, корабль способен открыть перед авиаторами новые обширные регионы – пустое и безвоздушное пространство за границами стратосферы.
«[Мой] двигатель стал развитием примитивных пороховых ракет. Последние состоят из металлической трубы, закрытой с одной стороны, с другой стороны которой истекают выхлопные газы. В 1929-30 годах было найдено возможным использовать жидкое топливо, дающее значительно большую энергию. В то время, как черный порох дает 685 калорий, один килограмм нового топлива, вместе с соответствующим количеством кислорода, дает 2600 калорий. Это жидкое топливо может храниться в контейнерах и подаваться в камеру сгорания по мере потребности. У двигателя такого типа есть много преимуществ по сравнению с существующими реактивными моторами – машина находится под полным контролем, работа двигателя и отдача могут регулироваться, как необходимо, и, в дополнение, топливо стоит в десять раз меньше.
«Новый двигатель действует выбрасывая с большой скоростью газ. Скорость полета может быть увеличена секунда за секундой, с помощью истекающей реактивной тяги, не причиняя вреда здоровью пассажиров.
«Камера сгорания вместе с выхлопными соплами являются душой нового мотора. В сопле газ высокого давления преобразуется в колоссальную энергию. Давление в камере сгорания и, таким образом, в двигателе, может регулироваться изменением сечения подающего сопла. Мы значительно преуспели в унификации процесса производства жидкого топлива. Только те, кто видел взрыв небольших количеств метана и жидкого кислорода, могут представить разрушающую силу жидкого топлива. Значительная часть сложной и опасной работы необходимо выполнить, прежде чем стало возможным определить размеры самой машины.
«Тестируя мотор на стенде, я обнаружил, что конвертация энергии в скорость предпочтительнее в сопле. Установив зависимость между измеренной отдачей и давлением в камере сгорания, я получил ясную картину перехода энергии газов в полезную работу.
«Когда в марте 1931 года первый ракетный двигатель оторвался от земли недалеко от Дессау, двигатель уже был способен выдавать отдачу в два раза превышающую его вес. Результаты этих экспериментов были затем учтены при конструировании большего аппарата, имеющего значительно большие размеры, но тем не менее легкий, что позволит развивать большее давление и нести большее количество топлива, повышая радиус действия.
«Текущая серия исследований посвящена улучшению характеристик двигателя, уменьшению веса и увеличению отдачи, относительно к загруженному топливу. По завершению тестов, может быть начато конструирование космического корабля.
«Годы, может быть десятилетия, пройдут, прежде, чем будет достигнута конечная цель, но уже ведущиеся исследования продвинулись достаточно далеко, чтобы позволить мне сказать с уверенностью, что следующее поколение увидит космические ракеты, стартующие к другим планетам со скоростью 430000 километров [ряд цифр скорости утрачен в оригинале – П.]. Это, возможно, станет самым значительным моментом в истории человечества.
Граф Альфред Эссенштайн
The Milwaukee Journal