Прислал Ю.Дружинин

«Гражданская авиация» 1936 г №1, с.16-18
Научное и литературное наследство К. Э. Циолковского

В научной деятельности К. Э. Циолковского были две основные стержневые проблемы, которым он посвятил всю свою жизнь - это цельнометаллические дирижабли и реактивные летательные аппараты.

Над проблемой металлического дирижабля К. Э. Циолковский начал работать с 1885 г., когда принялся за свою первую большую научную работу.

Большой интерес к реактивным летательным аппаратам проявил он позднее - в начале 1900-х годов после знакомства с известной брошюрой Ал. Федорова «Новый способ воздухоплавания, исключающий воздух как опорную среду».

В разрешении этих двух проблем К. Э. Циолковский оставил глубокий научный след и большое теоретическое и литературное наследство в виде значительного количества трудов, из которых напечатано около 130 и находятся в рукописях свыше 80 по списку, напечатанному в первом томе его избранных трудов1.

И в той и в другой области Константином Эдуардовичем, помимо чисто аналитической, проделана большая экспериментальная работа, которую он почти целиком производил на более чем скудные личные средства и тем не менее опередил по времени большие хорошо поставленные лаборатории Эйфеля, Рябушинского и др., например, в сооружении аэродинамической трубы и опытах в ней над сопротивлением воздуха2. В области реактивных летательных аппаратов К. Э. Циолковский явился не только первым, разработавшим теоретические основы ракетоплавания включительно до межпланетных сообщений, но и основателем целой школы последователей, в числе которых имеются такие величины, как инж. Цандер, Годдард, Макс Валир, В. Лей и др.


1 Избранных трудов К. Э. Циолковского вышло два тома в 1934 г. в издательстве ОНТИ и Госмашметиздат. I т. 270 стр. посвящен цельнометаллическому дирижаблю, II т. 214 стр. - реактивному движению.

2 Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток - напечатано в «Вестнике опытной физики и экспериментальной математики» (Одесса) в 1898 г., №269- 272. Отдельным оттиском вышло в 1899 г. Работа была доложена Академии наук, которая для продолжения этих работ ассигновала 400 руб.

Являясь летательными аппаратами будущего, реактивные летательные аппараты переживают теперь стадию настолько интенсивного развития, что их применение для чисто практических целей, в том числе и для ГВФ будет в ближайшее время реальностью в значительной степени благодаря трудам К. Э. Циолковского.

Разрешение же проблемы цельнометаллического дирижабля с изменяемым объемом является актуальнейшей задачей уже сегодняшнего дня также, главным образом, нa основе многолетних научных трудов К. Э. Циолковского. Напомним здесь, что на состоявшейся осенью 1935 г. в Воздухоплавательном институте им. Гренгейма (Акрон-США) конференции научных и технических работников воздухоплавания, центральным пунктом, занявшим наибольшее время и вызвавшим наиболее интенсивные дебаты, был именно вопрос о том, какой оболочке для дирижаблей следует отдать предпочтение: металлической или матерчатой1.

Начав работы в этой области в 1885 г, с проекта матерчатого дирижабля, оболочка которого армировалась металлической сеткой2 (проект, доложенный в 1887 г. Московскому обществу любителей естествознания и получивший тогда же положительный отзыв проф. Н. Е. Жуковского), он вскоре же переходит к модели дирижабля с металлической оболочкой, части которой первоначально соединялись у него матерчатыми лентами. Этот проект вместе с моделью был представлен им Д. И. Менделееву, глубоко интересовавшемуся вопросами воздухоплавания, и передан последним в VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества, где сосредоточивало тогда свою научную работу


1 Доклад известного американского конструктора дирижаблей с цельнометаллической оболочкой Ральфа Эпсона был напечатан в английском журнале «Flight» от 25 октября 1935 г.

2 Парсеваль, известный конструктор мягких дирижаблей, пришел к этому же варианту в 1925 г.


большинство «ведомственных» работников воздухоплавания1 в России. Однако вследствие слепой однобокости, которую открыто проводила тогда эта организация, признававшая жизнеспособность лишь за аппаратами тяжелее воздуха, проект Циолковского был отвергнут именно из этих соображений, несмотря на то, что по существу своему он не вызвал со стороны отдела никаких возражений. Это отношение продолжалось и в дальнейшем, и Константину Эдуардовичу, лишенному почти всякой поддержки со стороны государства и научных учреждений, оставалось работать в совершенном одиночестве. Тем не менее он энергично продолжал свою работу в этой области и, начиная с 1892 г., когда появилась его первая печатная работа по цельнометаллическим дирижаблям - «Аэростат металлический, управляемый», вып. 1, изд. Четкова, Москва, 83 стр., - редкий год проходит, чтобы им не была написана на эту тему новая работа. Вместе с тем он продолжает с помощью постройки большого количества моделей дальнейшие изыскания как в части формы и конструкции деталей корабля, так и в части разработки процесса его изготовления 2.

В то же время печатается им значительное количество статей на ту же тему в русских научных, технических и разных популярных журналах. Помимо того Циолковским были опубликованы ценные работы и в области летательных аппаратов тяжелее воздуха « Аэроплан или птицеподобная летательная машина» (журн. «Наука и жизнь» 1894 г.), «Устройство летательного аппарата насекомых и птиц и способы их полетов» (журнал «Техника воздухоплавания» 1912 г.) и по общим вопросам воздухоплавания. По реактивным летательным аппаратам начало первой работы Константина Эдуардовича появилось в 1903 г. в журнале «Научное обозрение». Но редактор этого журнала М. М. Филиппов погиб в своей лаборатории, работая над изобретением метода производства взрывов на расстоянии. Он состоял в революционных организациях того времени и находился под надзором полиции, поэтому немедленно после его смерти все бумаги его, в том числе и рукописи журнала «Научное обозрение», были опечатаны полицией и в большинстве уничтожены - прекратилось и печатание названной выше работы К. Э. Циолковского. Печатание ее возобновилось лишь через 8 лет в редактировавшемся мною журнале «Вестник воздухоплавания» (статья печаталась под тем же заголовком, а в 1914 г. К. Э. Циолковский напечатал в Калуге опять-таки под тем же заглавием дополнение к этой работе). До Октябрьской революции только это и удалось ему напечатать в области реактивных летательных аппаратов. Наконец, следует упомянуть еще серьезную работу «Второе начало гидродинамики (термодинамики)», изданное в 1914 г. «Калужским обществом изучения природы местного края», Словом, до победы Октябрьской революции, т. е. до 60-летнего возраста, Циолковскому приходилось ограничиваться исключительно чисто теоретическим и в крайне небольшой доле более чем кустарными опытами, а также популяризацией и пропагандой своих идей. Ничто из его предложений не было осуществлено. Совсем другое в условиях нашей советской действительности. Циолковский не только получил широкую возможность печатать свои научные труды, но и претворять их в жизнь. Советская власть дала ему нечто гораздо большее, чем материальные средства для осуществления его идей, она дала ему товарищеское окружение молодых технических и рабочих сил, проникшихся его идеями и борющихся за претворение их в жизнь.


1 Термин «воздухоплавание» обнимал в то время строительство всех видов летательных аппаратов как легче, так и тяжелее воздуха.

2 Вот перечень только более крупных из них, вышедших до Октябрьской революции: Железный управляемый аэростат. Калуга 1896, изд. автора (20 стр.). Самостоятельное горизонтальное движение управляемого аэростата. «Вести, опытн. физики и элементарной математики» 1897 г., отд. оттиск, 22 стр. Простое учение о воздушном корабле - приложение к журналу «Общедоступный техник» 1898, 114 стр. В 1904 г. было издано вторично. Аэростат и аэроплан - одна из наиболее крупных работ печаталась с 1905 по 1908 г. в журнале «Воздухоплаватель» (полностью напечатана в «Избранных трудах» в 1934 г.). Первые модели чистометаллического аэростата из волнистого железа. Калуга 1913, изд. автора (16 стр). Простейший проект цельнометаллического аэростата из волнистого железа. Калуга 1914, изд. автора (10 стр.). Таблица дирижаблей из волнистого железа. Калуга 1915.

За работу по осуществлению реактивных летательных аппаратов, которые тем временем успели продвинуть вперед его ученики за границей Оберт и др., взялась советская общественность в лице специальных групп по изучению реактивного движения во главе с его талантливейшим исследователем инж. Цандером.

Что касается цельнометаллического дирижабля, то сперва Осоавиахим, а затем Дирижаблестрой Аэрофлота вплотную принялись за реализацию этой идеи, сначала по предложению самого Константина Эдуардовича в виде моделей, увеличивая их объем.

Последняя такая модель, величиною с маленький учебный дирижабль, объемом 1000 м3 закончена в настоящее время изготовлением на верфи Дирижаблестроя, в специальном цехе, посвященном исключительно работам по дирижаблям Циолковского.

После окончания ее постройки на основании результатов опытов с нею будет немедленно приступлено к сооружению достаточно большого дирижабля этой системы, и, таким образом, будет впервые в мире осуществлен цельнометаллический (стальной) дирижабль с изменяемым объемом. Все работы по дирижаблю велись, разумеется, при ближайшем руководящем участии самого Константина Эдуардовича и в то же самое время он широко развернул выпуск новых и переиздание прежних своих печатных трудов. Достаточно сказать, что за 60 лет своей жизни до советской власти он смог напечатать около 50 работ, а за остальные 18 лет, протекших при советской власти, их было напечатано свыше 90, причем сюда вошло и два тома избранных его сочинений.

Из вновь написанных им работ укажем лишь более крупные.

По дирижаблям

«Проект металлического дирижабля; на 40 чел.», 1930, 114 стр.

«Дирижабли», Калуга, 1931, 32 стр.

«Атлас дирижабля из волнистой стали», 1931, 24 стр.

«Программа работ по стальному дирижаблю», 1933 (статья в «Техническом бюллетене Дирижаблестроя»).

По реактивным летательным аппаратам

«Ракета в космическое пространство», изд. 2-е, 1924, 32 стр.

«Космические ракетные поезда», 1929.

«Стратоплан полуреактивный», 1932, 33 стр.

По разным вопросам

«Кинетическая теория света. Плотность эфира и его свойства», 1919, 39 стр.

«Сопротивление воздуха и скорый поезд», 1927, 72 стр.

«Сжиматель газа», 1931, 32 стр.

«Батарейная воздуходувка», 1932.

Несмотря на преклонный возраст и болезни, широкая поддержка партии и правительства, оказанная выдающемуся ученому К. Э. Циолковскому, и огромное внимание со стороны трудящихся масс Советского союза, особенно проявившиеся во время празднования его 75-летия, сделали то, что престарелый ученый и не помышлял о каком-либо снижении темпа своих работ, наоборот, он развертывал их все более широким фронтом. Но тяжелый недуг уже сторожил его. За несколько дней до кончины он все свое научное наследство передал в руки Коммунистической партии и советского правительства.

Архив его трудов передан теперь Дирижаблестрою Аэрофлота.

Инж. Б. Воробьев