вернёмся в библиотеку?

Введение


4 октября 1957 г. вдохновенным трудом советского народа впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли.

Так началась космическая эра в истории человечества.

Прогресс в создании ракетно-космических систем и связанное с ним проникновение человека в космос за минувшие годы шли бурными темпами и наложили отпечаток на многие стороны человеческой деятельности.

Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам родились тысячелетия назад и нашли широкое отражение в фольклоре и литературе многих народов. Рассказы об этом встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах, в древнеиндийских поэмах и других творениях давнего прошлого.

Уровень знаний тех времен отражался на способах полета в космос героев эпоса. Вначале воображаемый полет совершался на птицах. Например, известны мифы о полете вавилонского царя Этаны на орле за 3200 лет до нашей эры, о полете Александра Македонского на грифонах. Бессмертен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском. Полеты к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский во II веке нашей эры. На дрессированных лебедях совершил полет герой романа Ф. Годвина «Человек на Луне», изданного в 1638 г. Помимо птиц, лошадей, искусственных крыльев, ураганов и извержений вулканов для полета в небесные дали фантазия людей особенно широко использовала мистические силы.

Более 300 лет назад появились фантастические сочинения, в которых впервые описывались машинные способы полета. Среди многочисленных фантастических средств полета, описанных французским писателем Сирано де Бержераком в сочинении «Путешествие на Луну» (1649 г.), впервые упоминается полет с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет.

Английский поэт Джордж Байрон считал возможным достижение Луны при помощи паровой машины и описал этот способ в романе «Дон-Жуан» (1818—1824 гг.).

Американский писатель Эдгар По в произведении «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (1835 г.) описывает полет на Луну на воздушном шаре. Французский писатель Александр Дюма (сын) в сочинении «Путешествие на Луну» (1865 г.) рассказывает о веществе, отталкиваемом Землей. Его соотечественник Ашиль Эро в романе «Путешествие на Венеру» (1865 г.) описывает ракетный аппарат, а Жюль Верн в известных романах «С Земли на Луну» (1865 г.) и «Вокруг Луны» (1870 г.) отправляет своих героев на Луну в пушечном ядре, снабженном ракетными двигателями для коррекции траектории.
7

Создание обитаемого искусственного спутника Земли и использование его для практических нужд описано в произведении американского писателя Э. Э. Хейла «Кирпичная Луна» (1869 —1870 гг.). Идея создания искусственных спутников Земли с помощью ракет, выстреливаемых из пушки, высказана Жюлем Верном в романе «Пятьсот миллионов Бегумы» (1879 г.). Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям произведения «Необыкновенные приключения русского ученого» Ж. Ле-Фора и А. Графиньи (Франция) (1889 —1896 гг.). Немецкий писатель Курт Лассвиц в романе «На двух планетах» (1897 г.) пишет о веществе, придающем невесомость космическому кораблю. Английский писатель Г. Уэллс в романе «Первые люди на Луне» (1901 г.) использовал идею гравитационного экрана.

Русский писатель А. Богданов в сочинении «Красная звезда» (1908 г.) для полета на Марс выбрал «минус-материю» в сочетании с реактивным двигателем, использующим энергию атомного распада вещества, а другой наш соотечественник Б. Красногорский в романе «По волнам эфира» (1913 г.) описывает полет к Луне и обратно на космическом корабле, снабженном большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы. Американские писатели А. Трен и Р. Вуд в романе «Вторая Луна» (1917 г.) описывают «ракетный двигатель на ядерной энергии».

Пока мечты человечества о полетах в космос опережали в фантазиях романистов действительность, развивающаяся наука отвергла живую тяговую силу для полета ввысь, установила ограниченную протяженность атмосферы, а потому непригодность воздухоплавательных и авиационных средств для полета в космическое пространство определила недостаточную эффективность пара как движущего средства для космических кораблей и неприемлемость для этой цели пушек.

Также отвергнутыми наукой оказались использованные авторами фантастических романов вулканические извержения для метания снаряда с пассажирами, захват части Земли кометой и путешествие на ней, использование мощных магнитов, пружин, центробежных машин, концентрированной «психической энергии», излучаемой человеческим мозгом.

Гравитационные экраны, «минус-материя», отталкиваемая Землей, тела, прозрачные для поля тяготения и потому ему не подверженные, широко использованные фантастами как средство полета в космос, нам пока недоступны и просто непонятны, так как мы до сих пор не знаем природу приковывающей нас к Земле силы, которую мы должны преодолеть, чтобы выйти в космические просторы.

Что касается идеи полета человека в межпланетное пространство с помощью ракет, впервые освещенной в середине XVII века Сирано де Бержераком и повторенной в середине XIX века Ашилем Эро, а в какой-то мере и Жюлем Верном, то она оказалась не только правильной, но единственно реальной и доступной нам на данном этапе развития науки и техники. То ли с использованием в ракетах химической энергии, как у Сирано де Бержерака и Жюля Верна с их пороховыми ракетами, то ли с использованием источника ядерной энергии для ракетного двигателя, как у А. Богданова и Артура Трена и Роберта Вуда.

Верной оказалась и идея использовать прямое световое давление, впервые предложенная Б. Красногорским.

Пороховая ракета была известна много сотен лет назад, сначала в Китае, затем в Индии и Европе. Применялась она как боевое средство для решения
8
вспомогательных задач и для устройства увеселительных фейерверков. В XVI — XVII веках было опубликовано несколько трудов, освещавших вопросы ракетной техники, например работы Ванноччо Бирингуччо в 1540 г., Казимира Семеновича в 1650 г., с описанием простых и составных, многоступенчатых ракет.

В нашей стране боевые ракеты впервые применялись запорожцами гетмана Рушинского в 1516 г. на Украине под Белгородом.

Интенсивное развитие боевые ракеты получили в России в начале прошлого века.

Английский полковник Конгрев оценил возможности воинских подразделений, вооруженных ракетами, и в начале прошлого века разработал ряд пороховых снарядов, принятых затем на вооружение английской армии.

Впервые идея полета человека на ракете пришла к нам в виде легенды о попытке китайского мандарина Ван Гу, предпринятой им примерно в 1500 г. и закончившейся его гибелью вследствие взрыва на старте 47 пороховых ракет, установленных на летательном аппарате.

Известный проект пилотируемого ракетного летательного аппарата не в фантазиях романистов, а в научной разработке принадлежит ученому-революционеру Н. И. Кибальчичу (1881 г.). В 1893 г. немецкий изобретатель Г. Гансвиндт предложил проект пассажирской пороховой ракеты для полета на планеты.

В труде И. Ньютона «Система мира» (1731 г.) описано выведение тела с поверхности Земли на орбиту спутника Земли путем сообщения ему необходимой для этого скорости движения.

Первая теория движения ракет была предложена У. Муром (1810 —1813 гг.), а более строгое ее изложение дано в учебнике П. Г. Тейта и У. Дж. Стила по динамике точки (Кембридж, 1856 г.).

Основоположником космонавтики, разработавшим теорию ракетного полета и основные принципы построения ракетно-космических систем, автором первых научных планов проникновения человека в межпланетное пространство и завоевания космоса на благо человечества является К. Э. Циолковский (1857—1935 гг.).

Опубликованная им в 1903 г. работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последующие ее дополнения являются фундаментальным вкладом в сокровищницу мировой науки. Эти исследования К. Э. Циолковский начал еще в прошлом веке, изложив их в 1883 г. в рукописи «Свободное пространство».

Теоретические разработки К. Э. Циолковского позже были подтверждены и дополнены научными исследованиями как в СССР (о чем будет подробно сказано ниже), так и за рубежом: во Франции — Робером Эно-Пельтри в 1913, 1928, 1930—1935 гг., в США — Робертом Годдардом в 1919, 1936 гг., в Германии — Германом Обертом в 1923, 1929 гг. и другими выдающимися учеными.

К. Э. Циолковский нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Впервые в мире он дал основы теории жидкостного ракетного двигателя и указал элементы его конструкции. Им были рассмотрены и рекомендованы к использованию различные топлива для ракетных двигателей. Целый ряд технических идей, высказанных Циолковским, находит применение при создании современных ракетных двигателей, космических ракет и аппаратов.

Значительное место в трудах Циолковского занимали проблемы организации межпланетных сообщений и перспективы их развития. Он утверждал,
9
что от первых искусственных спутников Земли, межпланетных станций и полетов к планетам лежит широкая дорога к городам и грандиозным поселениям в межпланетном пространстве и к приспособлению космического пространства с его неисчерпаемыми ресурсами материи и энергии для нужд человечества.

К. Э. Циолковский не дожил до осуществления своей мечты. Прорыв в космос был совершен через 22 года после смерти великого ученого.

Предисловие расширенного издания своего классического труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (Калуга, 1926 г.) К. Э. Циолковский начинает словами: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Есть немало свидетельств, что к идее космических полетов многих пионеров ракетной техники привело ознакомление с произведениями выдающихся фантастов. Так, в опубликованных материалах к автобиографии Р. Годдард писал, что в 1898 г. он прочел сочинение Г. Уэллса «Война миров»: «Этот рассказ, а также последующий — Гаррета П. Сервиса «Покорение Эдисоном Марса» произвели на меня чрезвычайно сильное впечатление. Удивительно правдивая психология Уэллса заставила работать мое воображение, а выдвинутые здесь возможные пути и средства осуществления физических чудес заставили меня серьезно задуматься». На следующей странице Р. Годдард пишет, что с 1899 г. он стал думать, как осуществить космический полет.

Критический анализ сочинений Ж. Верна привел Р. Эно-Пельтри к идее ракетного полета в космос.

«Одиннадцатилетним мальчиком прочитал я зимой 1905 —1906 гг. книги Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны» — писал Г. Оберт.— Я был захвачен идеей космического полета ...» («Из истории астронавтики и ракетной техники», М.: «Наука». 1970, с. 85).

Примеры можно продолжить (см. В. П. Глушко «Путь в ракетной технике». М.: «Машиностроение». 1977, с. 460).

В разделе «Даты. События. Люди» настоящей книги, содержащем хронологический перечень некоторых событий космонавтики и ракетостроения, в том числе до начала космической эры, показано, как зарождалась идея полета в космос, проникая из легенд в фантастическую литературу, искусство, как овладевала она умами и порождала научные и технические поиски и свершения.

Более полувека прошло со дня опубликования классической работы К. Э. Циолковского до знаменательного в истории человечества события, когда трудом и талантом советского народа впервые были сброшены оковы земного тяготения. Перед человеком открылся новый, необъятный, полный тайн и звезд мир невесомости.

Полеты первых искусственных спутников Земли, Солнца, Луны и Венеры, первых автоматических аппаратов к Луне, Венере и Марсу, достижение впервые автоматическими аппаратами поверхности Луны, Венеры и Марса и мягкая посадка на эти небесные тела, фотографирование обратной стороны Луны и передача на Землю изображения лунной панорамы, первый облет Луны и возвращение на Землю автоматического корабля с животными, доставка роботом лунной породы на Землю, исследование поверхности Луны автоматическим луноходом, передача на Землю венерианской панорамы, пролет вблизи ядра кометы Галлея, полеты первых космонавтов — мужчин и женщин, одиночные и групповые,
10
в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавтов — мужчины, а затем и женщины — из корабля в космическую бездну, создание первой экспериментальной пилотируемой орбитальной станции, автоматического космического грузового корабля снабжения, полеты международных экипажей космических кораблей и станций, многомесячные полеты космонавтов, одновременные полеты в космосе нескольких кораблей и станций, первые перелеты космонавтов между орбитальными станциями и другие приоритетные достижения нашей страны в освоении космоса вызывают у всех советских людей законное чувство гордости.

Вполне закономерен интерес к тому, как и где зарождалось советское ракетостроение, достигшее к настоящему времени столь бурного развития, когда, кем и какие проблемы ставились и решались.
11

Далее

в начало
назад