Приводимая ниже таблица является попыткой суммировать все имеющиеся данные реактивных снарядов. В характеристиках ряда снарядов имеются пробелы. Это относится, в первую очередь, к английским снарядам. Строгий режим секретности в Англии не позволил привести даже наименований экспериментальных снарядов, хотя их фотографии не являются секретными. По этой же причине ряд экспериментальных английских зенитных управляемых снарядов и снарядов воздушного боя совсем не включен в таблицу.
Наиболее полно представлены снаряды для научных исследований. Этим объясняется, например, что в таблице нет сведений о летающей мишени «Пловер» и в то же время даны полные данные снаряда «Викинг», одного из самых мощных американских снарядов.
Под термином «снаряд» понимаются все виды ракет независимо от назначения, типа двигателя, дальности полета и других отличительных особенностей.
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
А-1 | 1933 | Пуск с земли, эксперимент. | Германия, Управление вооружений, Берлин | 150 | 36 | - | 1,38 | 300 | - | - | - | - | 300 X 17 | Топливом является жидкий кислород— этиловый спирт (75%). Пуск вертикальный, стабилиз. одним свободным гироскопом в носовой части. Результат плохой |
A-2 | 1934 | Пуск с земли, эксперимент. | Германия, Управление вооружений, Берлин | 150 | 36 | - | 1,38 | 300 | - | - | - | 1950 | 300 X 17 | Подобен А-1, но с гироскопом в центральной части. Результат хороший |
A-3 | 1938 | Пуск с земли, эксперимент. | Германия, Управление вооружений, Берлин | 750 | 408 | - | 7,5 | 760 | - | - | 17,6 | 12 000 | 1500 X 45 | Топливом является жидкий кислород— этиловый спирт (75%). По форме подобен А-4 |
A-4 (Фау-2) | 1940— 1942 | Земля — земля | Германия, Пеенемюнде | 12 700 | 8760 | 980 | 14,0 | 1650 | Стабилизатор 3,52 | 1560 | 260-320 | - | 5 400 X 68 | Топливом является жидкий кислород — этиловый спирт (75%). Тактический снаряд. В США применялся для исследования верхних слоев атмосферы. Достиг высоты 182 км (рис. 63, 78) |
A-4b (прототип A-9) | 1944 | Земля — земля | Германия, Пеенемюнде | 13 000 | 8760 | 980 | 14,0 | 1650 | Крыло 6,0, стабилизатор 3,52 | - | 592 | - | 25 400 х 68 | А-4 с крыльями площадью 2,2 м2. Пуск вертикальный. Траектория взлета та же, что у А-4, дальность полета увеличена за счет планирования. Пущено два снаряда, второй — успешно |
A-5 | 1938 | Пуск с земли, эксперимент. | Германия, Управление вооружений, Берлин | 750 | 450 | - | 7,5 | 760 | - | - | 17,6 | - | 1500 X 45 | Двухкомпонентное топливо. Уменьшенный вариант А-4. Первый немецкий снаряд с газовыми рулями. Скорость дозвуковая. Спускается на парашюте. Пуск с самолета на высоте 12 км |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
А-6 (только проект) | 1939 | Пуск с земли, эксперимент. | Германия, Управление вооружений, Берлин | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Вариант А-5 для сверхзвукового полета |
А-7 (только проект) | 1941 | Пуск с самолета, эксперимент. | Германия, Пеенемюнде | 800 | 500 | - | 7,5 | 760 | - | - | - | - | 1500 X 45 | Вариант А-5 с крыльями для горизонтального пуска с самолета на вы соте 12 км |
А-8 (только проект) | 1944 | Земля — земля | Германия, Пеенемюнде | 22 400 | 17 100 | 1000 | 16,2 | 1650 | Стабили- затор 3,52 | - | 480 | - | 34 400 X 103 (макс.) | Азотная кислота — дизельное горючее. Незначительно отличается от снаряда А-9 |
А-9 (только проект) А-10 (только проект) | 1945 1945 | Земля — земля Ускоритель | Германия, Пеенемюнде Германия, Пеенемюнде | См. таблицу вариантов, стр. 181 | - - | - - | - - | - - | - - | Вариант А-4Ь с треугольными крыльями и усовершенствованным двигателем. Во время планирования управляется при помощи локаторов, измеряющих дальность и углы ориентировки линии визирования на снаряд. Над целью приводится в положение вертикального пикирования со звуковой скоростью (рис. 70). Ускоритель для А-9 (рис. 70) | ||||
«Аэроби» | 1947 | Высотный, исследова- тельский | США, «Аэроджет», «Дуглас» | 7 560 | - | 68 | 5,7 | 380 | 3 стабили- затора | 1250 | - | 111 600 | 45 сек. | Ракетный двигатель на двухкомпонентном топливе («Аэроджет Корпорейшн»), Ускоритель на твердом топливе действует 2 сек. Запуск осуществлялся из 42-метровой башни (рис. 80, 81). Использовался для медицинских исследований с обезьянами и мышами (рис. 86) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Арсенал» 5-501 | 1948 | летающая мишень | Франция | 670 | 218 | 100 (обору- дова- ние и пара- шют) | 5,9 | - | Крыло 4,25 (площадь 3,76 м2) | 150 (на высоте 3 900 м) | 320 | 5850 | 150 кг ста- тич. н. у. м в течение 45 мин. | Пульсирующий двигатель, подобный Фау-1. Частота 45 циклов в 1 сек. Скорость подъема 3,9 км за 9 мин. Управляется по радио на расстоянии до 48-56 км. Спускается на парашюте. При приземлении используются две тормозящие ракеты с радиозапалом. Пуск со стартовой тележки |
«Атлас» | 1954 | Земля -земля | США, «Конвэйр» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Двухкомпонентное топливо. Дальнобойный баллистический снаряд |
A. W. А. | 1950 | Пуск с зем- ли, экспе- римент. | Англия, «Армстронг» | - | - | - | 5,28 | - | 4 крыла, 4 голов. руля | - | - | - | - | Переднее расположение рулей. Использовался для испытаний на устойчивость в полете; 8 стартовых ускорителей (4 группы по 2) |
«Наттер» Ва-349А | 1944 | Пилотируемый, земля - воздух | Германия, «Бахем Верке» | 1700 | 600 | Пилот + 33 реак- тивных снаря- да типа R4M | 5,63 | 914 ширина | Крыло 3,2, стабилиза- тор 2,43, киль 2,1 | 272 (на высоте 4900 м) | 40 (после достиж. высоты 12 км) | 14800 | 150— 1700 х 65 | Двигатель Н. W. К. 109-509 А или Е, на топливе С + Т*. Площадь крыльев 4,8 м2. Начальная скорость подъема 10,7 км/мин. Имеет 4 ускорителя весом 454 кг с тягой 500 кг х 6 сек. (рис.20) |
* Горючее С — гидрат гидразина 30%, метанол 57%, вода 13% плюс 10 см3 17-процентного водного раствора медноцианистоводородного калия на литр топлива.
Окислитель Т — перекись водорода 80— 83%.
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Наттер» Ва-349B | 1945 | Пилоти- руемый, земля - воздух | Германия, «Бахем Верке» | 2240 | 745 | Пилот + 24 шт 73 мм реакт. снаря- дов «Фён» | 6,18 | 914 ширина | Крыло 3,9, стабилиза- тор 2,43, киль 2,1 | 270 | - | 15 000 | 4,36 мин. при скорости 800 км/час на выс. 3 000 м | Двигатель «Н. W. К.» 109-509 D (подобен типу А, но с дополнительной камерой сгорания, развивающий тягу от 100 до 1700 кг. Площадь крыла 4,8 м2. Начальная скорость подъема 11,2 км/мин. Два ускорителя весом 454 кг с тягой 1000 кг X 12 сек. |
«Бака» | 1944 | Воздух — земля | Япония | 2060 | 350 | 515 ВВ + 54 пилот | 5,97 | 600 | Крыло 4,94, стабилиза- тор 2,1 | 220 | 90 | Средн. высота пуска 8000 | 800 X 3 X 8 | Три двигателя на твердом топливе. Площадь крыльев 6 м2. Управляется пилотом-смертником до встречи с целью. Пуск с самолета |
«Бомарк» F-99 | 1952 | Земля — воздух | США, «Боинг» | - | - | - | - | - | - | 2Ма | - | 18 000 | - | Ракетный двигатель плюс 2 прямоточных двигателя. С треугольным крылом, стабилизатором и килем. Управляется по радио. Имеет приборы самонаведения (см. рис. 32) |
«Бампер» А-4/«ВАК Корпорал» | 1949 | Пуск с зем- ли, экспе- римент. | США, Управление артснабж. «Дуглас» | - | - | 23 | Дополнительные сведения см. А-4 и «ВАК Корпорал» | - | 390 000 («ВАК Корпорал»— 5 вариант) | - | Первый двухступенчатый снаряд. Построено восемь штук. Пятый экземпляр достиг высоты 390 км при вертикальном пуске в феврале 1949 г. в Уайт-Сандсе. «ВАК Корпорал» отделился от А-4 на высоте 32 км. Другие снаряды были использованы для установления горизонтальной дальности (результаты хранятся в тайне) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Кобра» | 1945 | Пуск с земли, экспе- римент. | США, ВМС | 32 без уско- рителя | - | - | - | 150 | - | - | - | - | - | Прямоточный двигатель. Ускоритель с 4 стабилизаторами. Аналогичный снаряд с прямоточным двигателем, сконструированный позднее фирмой «Аэроджет» (диаметр 370 мм, вес 68,0 кг, развил тягу в 1200,4 кг при скорости полета 2400 км/час |
«Корпорал» XSSM-A-17 | 1953 | Земля -земля | США, Управление артснабж., «Файрстоун Тайр энл Раббер К°» | - | - | - | 12 | - | 4 стабилиза- тора | - | 240 | - | - | Двухкомпонентное топливо. Его предшественник снаряд «Корпорал» Е. Обычный заряд ВВ или атомный заряд. На начальном этапе управляется по радиолучу (рис. 72) |
«Корпорал» Е | 1951 | Земля -земля | США, Управление артснабж., «Дуглас» | 5450 | - | - | 12 | - | 4 стабилиза- тора | - | 160 | - | - | Двухкомпонентное топливо. Управляется по радио |
«Дикон» | 1952 | Высотн. исслед. | США, ВМС | - | - | 13,6 | 2,7 | 150 | 4 стабилиза- тора | 1200 | - | 80 км | 2600 X 3,5 | Запускается с аэростата «Скайхук» на высоте 15 км. Твердое топливо. Максимальное ускорение 60 g. При пуске с земли в Уайт-Сандсе достиг высоты 30 км |
«Дов» XASM-N-4 | 1953 | Воздух — земля | США, «Чанс Воут» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Снаряд с крыльями |
Управляемый снаряд Е. Е. | 1951 | Земля — воздух | Англия | - | - | - | - | - | 4 крестовид- ных крыла и хвостовых стабилиза- тора | - | - | - | - | Двухкомпонентное топливо. 8 ускорителей на твердом топливе, в группах по два. Направляется по радиолучу (рис. 39) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Энциан» Е-4 | 1944 | Земля — воздух | Германия, «Мессер- шмит» | 1920 | 550 | 500 | 3,6 | 890 | Крыло 4,17; стабили- затор 1,74 | 0,9 Ма (посто- янно) | 24,5 | 12 900 | 2000-1000 X 72 | Подобен ракетному перехватчику Ме-163. Азотная кислота — визоль. 4 ускорителя на твердом топливе укреплены по центру тяжести снаряда. Вес ускорителей 360 кг, длина 2,1 м, диаметр 178 мм, тяга 1498 кг X 5 сек. Запускается почти вертикально. Управляется по радио. Радиовзрыватель срабатывает на расстоянии 150 м |
«Энциан» Е-5 | - | - | - | - | - | 250 | - | - | - | 1,6-2,0 Ма | - | - | 1800-2500— 1500 X 54 | Азотная кислота — визоль |
«Фалькон» F-98 | 1952 | Воздух — воздух | США, «Хьюз» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Твердое топливо. Запускается с самолета-носителя (сверхзвукового перехватчика «Конвэйр» F-102). Для производства корпуса, крыльев и стабилизатора использовалось органическое стекло. Радиолокационное самонаведение |
«Фоерлилие» 25 | 1941 | Пуск с земли, экспери- мент. | Германия, «Рейн- металл Борзиг» | 120,0 | 16,8 | - | 2,04 | 240 | Крыло 1,11, стабили- затор 0,33, киль 0,63 | 220 | - | - | 500X6 | Твердое топливо — диэтиленгликольдинитрат. Плошадь крыльев 0,35 м2, стреловидность 40°. Имеет гироскопическую поперечную стабилизацию. Запускается под углом 60°. За исключением двигателя, подобен снаряду «Хехт». Вес ускорителя 17,3 кг |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Фоерлилие» 55 | 1942 | Пуск с земли, экспери- мент. | Германия, «Рейн- металл Борзиг» | 472* 655* | 140* | - | 4,70 | 325 | Крыло 2,25, вертикаль- ный стаби- лизатор 0,78 | 440 | 7,5 | 4710 без ускорителя; 8850 с ускорителем | 4000 * X 6 1000 ** X 25 | Без хвостового оперения, площадь крыла 2,43 м2, стреловидность 50°. Один ускоритель сзади снаряда, тяга 6000 кг X 21 сек.; позже — 4 ускорителя по центру тяжести снаряда, тяга 2000 кг X 6 сек. |
«Фоерлилие» 55-А | - | - | - | - | - | 420 | - | - | - | 1,6-2,0 Ма | - | - | 2000 X 40 | Азотная кислота — визоль |
«Фоерлилие» 55-В | - | - | - | - | - | 420 | - | - | - | 1,6-2,0 Ма | - | - | 5000 X 6 | Азотная кислота — визоль |
«Файрби» Q-2 | 1952 | Высоко- скоростн. мишень | США, «Райен» | 820 | - | - | 5,4 | - | Крыло 3,6 | Близкая к звуковой | - | - | 400 кг | Турбореактивный двигатель «Турбомека марбор» (построен в США компанией «Континенталь моторс» под маркой J-69). Ранние образцы использовали двигатель «Ферчайлд» J.44 (тяга 430 кг). Цельнометаллическая беспилотная мишень со стреловидным крылом и хвостовым оперением. Спускается на двухступенчатом парашюте диаметрами 1,5 и 21 м. Управляется по радио (рис. 18). Обычно запускается с самолета. При пуске с земли работает ускоритель R.A.T.O., тяга 4540 кг Х 2 сек. |
* Вариант на твердом топливе.
** Вариант на жидком топливе (жидкий кислород— этиловый спирт).
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Файрбёрд» ХААМ-А-1 | 1950 | Воздух — воздух | США, «Райен | 270 | - | - | 2,25 | 150 | Крыло 0,9 (4 крыла и 4 стаби- лизатора) | - | - | - | - | Двухкомпонентное топливо. Ускоритель на твердом топливе. Управляется по радио, система самонаведения (рис. 49) |
FZG 76 — самолет-снаряд Фау-1 | 1943 | Земля — земля | Германия | 2200 | 540 | 700 | 7,60 | 820 | Крыло 5,3, стабилиза- тор 2,2 | 90-125 | 240-320 | - | 274,0 кг при скорости 560 км/час | Пульсирующий двигатель «Аргус Рор-014» (длина 3,3 м, диаметр 570 мм). 47 циклов в 1 сек. Запас горючего 630 л низкосортного бензина. Пуск с катапульты. Площадь крыла 5,1 м2 |
ГАПА (ракета, ранний образец) | 1945 | Земля — воздух | США, «Боинг» | - | - | - | 3,0 | - | 4 стабили- затора | - | - | - | - | Двухкомпонентное топливо. Ускоритель на твердом топливе. Некоторые варианты имеют крылья (рис. 28 — 32) |
ГАПА (прямоточн.) | 1948 | Земля — воздух | США, «Боинг» | - | - | - | - | - | - | 825 | - | - | - | Прямоточный двигатель. Ускоритель на твердом топливе (рис. 31) |
«Гаргойль» KSD-1 | 1945 | Воздух — земля | США, «Мак Доннел» | - | - | 450 | 3,00 | - | 2,56 | 260 | 8 | - | - | Двухкомпонентное топливо. Моноплан с нижним расположением крыла. V-образное хвостовое оперение. Управляется по радио |
«Горгон» II-А | 1946 | Воздух — земля | США, ВМС | - | - | - | - | - | - | 220 | - | - | 160 X 120 | Смесь азотной и серной кислот — моноэтиловый анилин. Переднее расположение рулей; горизонтальный стабилизатор, вертикальный киль; высоко поднятое крыло. Управляется по радио |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Горгон» II-С | 1947 | Пуск в воздухе или с земли, экспери- мент. | США, ВМС | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 160 X 120 | Азотная кислота — анилин. Переднее расположение рулей |
«Горгон» IV PTV-N-2 | 1946 | Пуск в воздухе или с земли, экспери- мент. | США, ВМС | 730 | 320 | - | 6,6 | - | Крыло 3,0 | - | - | - | Продолжи- тельность 270 сек. | Прямоточный двигатель «Маркуардт», длина 2,1 м, диаметр 500 мм (макс.), 80-октановый бензин. Рис. 38 |
«Горгон» V XASM-N-5 | 1953 | Воздух — земля | США, «Гленн-Мартин» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
«Горгон» KUM-1 | 1946 | Пуск в воздухе или с земли, экспери- мент. | США, ВМС | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Прямоточный двигатель. Управляется по радио |
«Горгон» KU2N-1 | 1946 | Воздух — воздух; воздух — земля | США, ВМС | - | - | 45 | 4,8 | - | Крыло 3,3 | 240 | 24 | - | Продолжи- тельность 130 сек. | Азотная кислота — анилин. Переднее расположение рулей. Управляется по радио |
«Хехт» | 1941 | Пуск с земли, экспери- мент. | Германия, «Рейнметалл Борзиг» | 140 | - | - | 2,0 | 250 | Крыло 0,88 | 280 | - | - | 60 X 20 | Холодный" ЖРД «Вальтер» (перекись водорода— перманганат). Гироскопическая поперечная стабилизация. Пуск с наклонной стартовой установки |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Хеллкэт» F6F | 1952 | Земля — земля | США, «Груммэн» | 5200 | 600 (700 л) | 900 (бомба) | 10,0 | - | Крыло 13, стабилизатор 5,5 | 165 | 2880 | 11 000 | 2000 л. с. | Устаревший пикирующий бомбардировщик, переделанный в беспилотный снаряд. Управляется по радио с самолета («Дуглас» AD-2). Некоторые образцы оборудованы телевизионным передатчиком. Применялись в Корее в 1952 г. с авианосца «Боксер». Первоначально конструировался как летающая мишень |
«Гермес» А-1 | 1950 | Земля - земля | США, «Дженерал Электрик» | 3600 | - | - | 7,70 | 810 | Крыло 2,30 (4 крыла), стабили- затор 2,40 | 2,0 Ма | 80 | - | - | Вариант немецкого снаряда «Вассерфаль» для обстрела целей на коротких дистанциях |
«Гермес» А-2 | 1950 | Земля - земля | США, «Дженерал Электрик» | ~11 000 | - | - | - | - | - | - | 480 | - | - | Двухкомпонентное топливо. Ракетный двигатель фирмы «Норт Америкен». Увеличенный вариант «Гермес» А-1 |
«Гермес» А-3 | 1951 | Земля - земля | США, «Дженерал Электрик» | ~5 500 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Двухкомпонентное топливо. Увеличенный вариант «Гермес» А-1 |
«Гермес» B (только проект) | 1952 | Пуск с земли, экспери- мент. | США, «Дженерал Электрик» | - | - | - | - | - | - | Сверх- звуковая | - | - | - | Эскизный проект сверхзвукового снаряда с прямоточным двигателем. По существу является снарядом Фау-2, у которого боевая часть заменена сверхзвуковым диффузором для испытания характеристик двигателя. Исследования проводились в Редстоун Арсенал |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Гермес» C-1 | 1952 | Пуск с земли, экспери- мент. | США, «Дженерал Электрик» | - | - | - | - | - | - | - | Несколько тысяч километров | - | - | Эскизный проект трехступенчатого снаряда с двумя ракетными ступенями и сверхзвуковым планером. Исследования проводятся в Редстоун Арсенал |
«Онест Джон» (762 мм) | 1954 | Земля - земля | США, Управление артснаб. | ~2 700 | - | - | 7,8 | 762 | 4 хвостовых стабили- затора | - | - | - | - | Твердое топливо. Неуправляемый ракетный снаряд с дальностью стрельбы такой же, как у тяжелой артиллерии. Заряд ВВ или атомный. Запускается с передвижной установки (рис. 74) |
Hs-293 | 1943 | Воздух - земля | Германия, «Хеншель» | 790 | 63,4 | 510 330* | 3,50 | 480 | Крыло 3,10 | 150-200 | 5-8 | - | 640 X 10 | Двигатель работает на перекиси водорода. Пуск с самолета-носителя. Управляется по радио. Взрыватель контактного действия. Имеет много модификаций, но только снаряды Hs-293AO выпускались в больших количествах, всего приблизительно 1700 штук |
Hs-294 | 1944 | Воздух - вода | Германия, «Хеншель» | 2175 | 239,0 | 1250 650* | 6,6 | - | 4,0 | 250 | 6,5-10,0 | 5400 | 1200Х10 | Два ракетных двигателя на перекиси водорода. Пуск с самолета-носителя. Управляется по радио. Входит в воду под оптимальным углом 22°, крылья отделяются. Взрывается при попадании в корабль ниже ватерлинии |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
Hs-295 | 1944 | Воздух - земля | Германия, «Хеншель» | 2000 | 240 | 1260 581* | 5,30 | - | Крыло 4,16 | - | 6,5-10,0 | 7800 | 1200 X 10 | Два ракетных двигателя на перекиси водорода. Пуск с самолета-носителя. Управляется по радио. Взрыватель контактного действия. Увеличенный вариант снаряда Hs-293 |
Hs-298 | 1944 | Воздух - воздух | Германия, «Хеншель» | 95 | 14,0 | 24,8 | 2,00 | 200 | Крыло 1,23 | 250 | 4,5 | - | 220 X 5 54 X 20 | Двухступенчатый пороховой двигатель. Подобен снаряду «Шметерлинг», но по размерам меньше. Снабжен радиовзрывателем (дальность действия 9 м). Проводная система управления до 17,6 км. Моноплан со стреловидным крылом |
«Джиндивик» Е. 7/48 | 1951 | Высокоскоростная летающая мишень | Австралия, министерство обороны | - | - | - | 6,6 | - | Крыло 5,7 (удлине- ние 4,75) | Дозвуковая | - | - | 680 кг | Турбореактивный двигатель Армстронг- Сидли «Вайпер». Моноплан с низким расположением крыла, в плане напоминающий Фау-1; имеет крыло, стабилизатор и киль. Запускается со стартовой тележки. Управляется по радио (рис. 19) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
JVT-1 | 1950 | Пуск с земли, экспери- мент. | Англия, «Бристоль» | - | - | - | ~4,5 | - | - | 2 Ма | - | - | - | Спаренный прямоточный двигатель (диаметр 150 мм). Неуправляемый. Впервые показан на выставке Общества британских авиаконструкторов в 1952 г. В качестве ускорителей применяются две кордитовые ракеты длиной 1,8 м, диаметром 190 мм (рис. 37) |
«Кэтидид» KDD-1 | 1945 | Пуск в воздухе или с земли | США, «Мак Доннел» | - | - | - | 3,3 | - | Крыло 3,70 | 90 | - | - | В течение 40 мин. | Пульсирующий двигатель «Мак Доннел-Шмидт» (длина 1,8 м, диаметр 175 мм). Летающая мишень, управляемая по радио. Моноплан со средним расположением крыла и V-образным оперением. Пускается с самолета или катапультируется с корабля |
«Катюша» | 1943 | Земля - земля | СССР | - | - | - | 1,8 | - | 4 стабили- затора | - | - | - | - | На твердом топливе. Пуск массовый. Впервые использована при обороне Сталинграда во второй мировой войне; использовалась также в Корее в 1952 г. |
KD5G-1 | 1949 | Летающая мишень | США, «Глоб» | - | - | - | - | - | Крыло 3,3 | 150 | - | - | 80 кг на уровне моря (статич.) | Пульсирующий двигатель «Маркуардт» PJ-46 МА-2 (диаметр 270мм). Максимальная продолжительность работы 75 мин. |
«Лакросс» | 1951 | Земля - земля | США | - | - | - | - | - | - | - | 13,0-16,0 | - | - | Крылатый снаряд; планирует на цель; управляется по радио |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Ларк» CTV-N-9 | 1949 | Земля - воздух | США, «Ферчайлд» | 550 | - | - | 4,2 | 450 | Крыло 1,93, стабили- затор 1,2 | Дозву- ковая | - | - | - | Азотная кислота - анилин. Двухкамерный двигатель «Риэкшн Моторс». Хорда крыла 52,5 см. Управляется по радио (рис. 26) |
«Литл Джо» KAN-1 | 1944 | Земля - воздух | США | - | - | 45 | - | - | 4 крыла, 4 головных руля | 180 | 3,2 | 3000 | 450 | Двигателем служит стандартный ускоритель «Джато». Имеет крестообразно расположенные крылья; передние рули. Снабжен радиовзрывателем. Управляется по радио. Четыре ускорителя на твердом топливе |
«Локи» | 1949 | Земля - воздух | США, «Бендикс» | - | - | - | 1,8 | 76 | - | - | - | - | - | Твердое топливо. Снаряд для воздушного заграждения. В основу положен немецкий снаряд «Тайфун» |
«Лонгшот» | 1945 | Запуск в воздухе или с земли, экспери- мент. | Англия, Авиационный исследова- тельский институт | - | - | - | - | - | 4 крыла, 4 хвостовых стабили- затора | - | - | - | - | Ускоритель на твердом топливе (группа из трех ракет); неуправляемый снаряд; изготовлен только экспериментальный образец |
«Лун» KUW-1 | 1948 | Земля - земля, мишень для артиллерии | США | 2100 (без ускори- телей) | 450 | 690 | 7,60 | 820 | Крыло 5,70 | 180 | 240 | 1200 | - | Американский образец самолета-снаряда Фау-1 (пульсирующий двигатель фирмы «Форд-Шмидт»), Управляется по радио (рис. 64). Ускоритель имеет тягу 1800 кг х 4 сек. |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Лоп-Гэп» | 1948 | Земля - воздух, эксперимент. | Англия, Авиационный исследова- тельский институт | - | - | - | 4,2 | 240 | Крыло 0,70 | 440 | - | - | 450 X 25 | Жидкий кислород - спирт. Ускорители на твердом топливе диаметром 125 мм. Первый английский зенитный управляемый снаряд с ЖРД. Управляется по радио. Более крупный снаряд с ЖРД (длина 7,5 м, диаметр 425 мм) был продемонстрирован на выставке Общества британских авиаконструкторов в 1951 г. |
LXCTV-2099 | 1948 | Пуск с земли, эксперимент. | Англия, Авиационный исследова- тельский институт | - | Нет | - | 1,5 | 127 | Крыло 0,33 | 2 Ма | - | - | Нет | Основного двигателя нет. Имеет 8 рулей. 4 руля (передняя группа выполняют функции элеронов. Остальные рули (задняя группа) управляют снарядом по каналам тангажа и рыскания. Впервые продемонстрирован на выставке Общества британских авиаконструкторов в 1952 г. (рис. 17). В качестве ускорителя имеет группу из трех ракет длиной 1,8 м, диаметром 127 мм (каждая содержит 19 кг пластического топлива). Тяга 3632 кг X 2,5 сек. |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
Пассажир- ский высотный снаряд (проект) | 1946 | Физиоло- гические исследова- ния | Англия, Общество межпланетных сообщений | 21 000 | 17 500 | 1300 | 17,00 | 2200 | Крыла и стаби- лизаторов нет; 4 газовых руля на выходе из сопла | 2200 | - | 320 км (только кабина) | 27 000 x 150* | Жидкий кислород - спирт. В основу проекта положен Фау-2. Кабина выбрасывается из ракеты в конце работы двигателя, с тем чтобы дать возможность производить опыты при отсутствии сил тяготения и при искусственном тяготении, получаемом от вращения кабины вокруг своей оси. Проект представлен в министерство снабжения в декабре 1946 г. |
«Матадор» B-61 | 1949 | Земля - земля; воздух - земля | США, «Гленн-Мартин» | ~6800 | - | - | 11,90 | ~1300 | Крыло 8,50 | 260-300 | 960 | - | 3200 кг | Беспилотный реактивный бомбардировщик. Имеет турбореактивный двигатель «Алисон» J-33. Пуск с передвижной наклонной стартовой установки. Ускоритель «РАТОГ» с тягой 1800 кг X 2 сек. В конструкции широко используется склейка металла. Управляется с помощью средств радиолокации. При пикировании достигает сверхзвуковой скорости. 1-я и 69-я эскадрильи беспилотных бомбардировщиков «Матадор» В-61В посланы в Германию в 1954 г. (рис. 66, 67) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
Матра М-04 | 1952 | Воздух - воздух; земля - воздух | Франция, Общество «Матра» | 460 | 110 | - | 4,50 | 40 | Крыло 1,77 Крестообразно расположенные крылья и стабилизаторы | 480 | - | - | 1250 x 14 | Снаряд снабжен ЖРД весом 350 кг (без топлива) |
«Метеор» | 1951 | Воздух - воздух | США, Управление вооружений ВМС | 230 | - | 11,3 | - | - | - | 990 | - | - | - | Двухкомпонентное топливо. (Работы приостановлены) |
«Майти-Маус» | 1949 | Воздух - воздух | США, Испытательный полигон Управления вооружений ВМС | 8,1 | - | - | 1,00 | 70 | 4 складываюшихся стабилизатора | - | - | - | - | В основу конструкции положен немецкий снаряд R-4M. Имеется радиовзрыватель (рис. 46, 47). По силе разрушения равен артснаряду калибра 75 мм |
МХ-774 | 1948 | Земля - земля | США, «Конвэйр» | - | - | - | 9,6 | 760 | 4 стабилизатора | - | - | 15 800 | 3600 кг | Двухкомпонентное топливо (жидкий кислород-спирт). 4-камерный ракетный двигатель фирмы «Риэкшн Моторс» |
МХ-904 | 1949 | Воздух - воздух | США, «Хьюз» | 34 | - | 4,4 (только заряд, ВВ) | - | - | - | 740 | - | - | - |   |
М-8 | 1943 | Воздух - земля | США | 16 | - | 2,3 | 0,9 | 110 | - | 260 | 0,5 | - | - | Твердое топливо. Складывающиеся стабилизаторы. Запуск с самолета |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
М-8 (супер) | 1943 | Воздух - земля | США | 47 | - | 18,1 | 1,75 | 110 | 4 стабилизатора | 390 | 1,0-1,5 | - | - | Твердое топливо |
3,5 AR | 1943 | Воздух - земля | США | 25,0 | 3,9 | 9,0 | 1,37 | 90 | 4 стабилизатора | 350 | 1,0-1,5 | - | - | Твердое топливо |
5,0 AR | 1944 | Воздух - земля | США | 35,8 | 3,9 | 20,4 | 1,60 | 130 | 4 стабилизатора | 210 | 1,0 | - | - | Твердое топливо |
5,0 HVAR | 1944 | Воздух - земля | США | 63,4 | 10,9 | 23,6 | 1,8 | 130 | 4 стабилизатора | 410 | 1,5 | - | - | Твердое топливо |
«НАКА» | 1946 | Пуск в воздухе, эксперимент. | США, НАКА | - | - | - | 4,2 | 400 | 4 стабилизатора | - | - | - | - | Прямоточный двигатель. Пуск с самолета |
«Нэйтив» | 1948 | Земля - воздух | США, «Норт Америкен» | 570 | - | - | 4,35 | 450 | 4 стабилизатора | - | - | 1500 | - | Прямоточный двигатель. Пуск с самолета. Двухкомпонентное топливо. Пуск из вертикальной башни высотой 37,5 м рис. 27) |
«Навахо» | 1953 | Земля - земля | США, «Норт Америкен» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Управляемый снаряд дальнего действия. Атомный боевой заряд |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Найк» XSAM-A-7 | 1950 | Земля - воздух | США, «Дуглас», «Аэроджет» | ~450 | - | - | ~6,0 | ~300 | Крыло 1,5 (см. примечание) | Сверхзвуковая | 27,0 по горизонту | 15000-18000 | - | Двухкомпонентное топливо (азотная кислота - бензин). Ускоритель с 4 стабилизаторами; на твердом топливе. Треугольные крестообразно расположенные крылья и головные рули рис. 33). Управление при помощи радиокоманд. Считается, что 65% снарядов попадает в цель. Находится в массовом производстве для армии США. К концу 1952 г. было изготовлено почти 1000 шт. Стоимость каждого снаряда 20 тыс. долларов. Первые 40 пусковых площадок оборудованы в окрестностях Вашингтона в 1954 г. |
«Эрликон» | 1949 | Воздух - воздух; воздух - земля | Швейцария, «Эрликон» | 10,0 | - | 1,0 | 0,6 | 80 | 4 стабилизатора | 630-690 | - | - | - | Твердое топливо. Восемь сопел |
«Эрликон» | 1950 | Земля - воздух | Швейцария, «Эрликон» | 250 | - | 20 | 4,95 | 310 | 4 крыла | 740 | 20,0 | 20 000 | - | Азотная кислота - парафин. Управляется отклонением камеры сгорания. Имеется радиовзрыватель. Подвижная стартовая установка. Управляется по радиолучу |
«Ориоль» | 1953 | Воздух - воздух | США, «Гленн-Мартин» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Разработка проекта приостановлена |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Петрель» XAUM-N-2 | 1953 | Воздух - земля | США, «Ферчайлд» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 450 | Турбореактивный двигатель («Ферчайлд» J-44). Применяется против подводных лодок. Пуск в воздухе. Имеет аппаратуру самонаведения под водой |
«Пловер» KDM-1 | 1946 | Летающая мишень | США, «Гленн-Мартин» | - | - | - | 6,70 | - | Крыло 3,0 | Сверхзвуковая | - | - | 640 | Прямоточный двигатель «Маркуардт» R. J-30; длина 2,1 м, диаметр 500 мм, вес 58 кг). Пуск с самолета или катапультирование с корабля |
«Прайвит» А | 1944 | Пуск с земли, эксперимент. | США, Авиационная лаборатория Калифорнийского технологического института | 227 (без ускорителя) | - | 27,2 | 2,4 | - | Крыльев нет, 4 стабилизатора | - | 18,00 | - | 450 х 30 | Двигатель «Аэроджет» на твердом топливе. Ускоритель на твердом топливе, тяга 9740 кг в течение долей секунды |
«Прайвит» F | 1944 | Пуск с земли, эксперимент. | США, Авиационная лаборатория Калифорнийского технологического института | - | - | - | - | - | Крыло 1,5, один вертикальный хвостовой стабилизатор | - | - | - | - | Переднее расположение рулей |
R4M | 1944 | Воздух - воздух | Германия | 3,5 | - | 0,5 | 0,8 | 54 | 8 складывающихся стабилизаторов | 540 | 0,8 | - | - | Трубчатая шашка, время горения 0,8 сек. Ударный взрыватель; пуск с самолета (рис. 45). |
R. Р. 3. О. | 1942 | Воздух - земля | Англия | - | - | 27,2 ВВ | 1,6 | 75 | 4 стабилизатора | 480 | 1,0 | - | - | Твердое топливо: кордитовая шашка крестообразного сечения. Может иметь бронебойную головку весом в 11,3 кг. Пуск с самолета. |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Раскл» В-63 | 1950 | Воздух - земля | США, «Белл» | - | - | - | - | - | - | Сверхзвуковая | 160,0 | - | - | Развит из самолета «Белл» Х-1. Управляется по радио или с помощью программного устройства. Пуск с самолета |
«Редстоун» | 1953 | Земля - земля | США, Арсенал Редстоун, «Крайслер» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Двухкомпонентное топливо (ракетный двигатель фирмы «Норт Америкен»). Сконструирован под руководством конструктора Фау-2 д-ра В. Брауна |
«Регулус» XSSM-N-8 и N-84 | 1951 | Земля - земля | США, «Чанс-Воут» | 6600 | - | - | 9,6 | ~1300 | Крыло 6,3 | 1 Ма | Несколько сот километров | - | 1800 (статич.) | Турбореактивный двигатель «Алисой» J-33. Воздухозаборник в носовой части. Стреловидное крыло. Горизонтальное оперение отсутствует. Управляется по радио. Разработка начата в 1947 г. Опытные образцы оборудованы трехколесными шасси и тормозным парашютом. В головной части помещается мощный заряд. Предназначен для использования с подводных лодок, кораблей и земли. Поступит на вооружение первой американской подводной лодки с атомным двигателем. Имеет два ускорителя с тягой в 450 кг каждый (рис. 65) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Рейнботе» 3-ступенчатый | 1943 | Земля - земля | Германия, «Рейнметалл Борзиг» | 1700 | 590 | 40 (в последней ступени) | 11.2 общая (3 ступени + ускоритель) | См. ниже | См. ниже | 1600 последняя ступень | 220 (при пуске под 65°) | - | См. ниже | Твердое топливо (дигликольдинитрат). Пуск с наклонной стартовой установки. Ускоритель с 6 стабилизаторами. Снаряд неуправляем (рис. 71) |
«Рейнботе» (1-я ступень) | - | - | - | 1100 (с ускорителем) | 140 | 600 (2-я и 3-я ступени) | 3,4 | 264 | 6 стабилизаторов | - | - | - | 5600 X 5 | - |
«Рейнботе» (2-я ступень) | - | - | - | 400 | 140 | 200 (3-я ступень) | 3,4 | 264 | 6 стабилизаторов | - | - | - | 5600 X 5 | - |
«Рейнботе» (3-я ступень) | - | - | - | 200 | 60 | 40 (боевая часть) | 3,9 | 155 | 6 стабилизаторов | - | См. выше | - | 3400 X 3,5 | - |
«Рейнтохтер» R-1 | 1944 | Земля - воздух | Германия, «Рейнметалл Борзиг» | 1750 | 220 | 100-150 | 3,9 | 540 | 2,97, 6 стреловидных крыльев | 350 | 16,0 (макс.) | 8400 | 4000 X 10 | Твердое топливо (дигликольдинитрат). Снаряд имеет ускоритель весом 650 кг (в том числе порох 240кг), длина 2,28 м, тяга 65 тыс. кг х 0,6 сек. Управляется по радио. Испытано 82 шт., из них 22 управлялись по радио |
«Рейнтохтер» R-3 | 1944 | Земля - воздух | Германия, «Рейнметалл Борзиг» | 1560 | 390 | 160 | 4,9 | 540 | 3,0, 4 стреловидных крыла | 400 | 18,0 (макс.) | 14700 | 1200 X 60 | Азотная кислота - визоль; 4 ускорителя на твердом топливе помещены по месту центра тяжести. Ускоритель 440 кг, тяга, 24 970 кг X 0,9 сек. Управляется по радио |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Рейнтохтер» R-3f | - | Земля - воздух | Германия, «Рейнметалл Борзиг» | - | 420 | - | - | - | - | - | - | - | 2000x38 | См. «Рейнтохтер» R-3 |
«Ригель» | 1951 | Земля - земля | США, ВМС и «Груммэн» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Прямоточный двигатель «Маркуардт». Разработка проекта приостановлена |
RTV-1 | 1948 | Земля - воздух | Англия, «Фэйри» | 270-360 (В зависимости от варианта) | - | - | - | - | 4 крыла и 4 стабилизатора | 900 | - | - | 450x25 | Двухкомпонентное топливо. Ускоритель на твердом топливе. Управляется по радио. Один из двух первых образцов демонстрировался министерством снабжения в в июле 1952 г. |
«Руршталь» Х-4 | 1944 | Воздух - воздух | Германия, «Руршталь» | 59 | 7,9 | 20 | 1,96 | 228 | Крыло 0,72 (4 стреловидных крыла), стабилизатор 0,26 | 250 | 290 (макс.) | - | 120 кг (через 30 сек. падает до 20-30 кг) | Азотная кислота - тонка 250 *. Управляется по проводам с самолета. Запуск снаряда предполагался с самолета Ме-262, который должен был нести 4 снаряда |
«Руршталь» Х-7 | 1944 | Воздух - воздух | Германия, «Руршталь» | 9,0 | 6,4 | 2,5 | 0,75 | 137 | Крыло 0,59 | 100 | 2,4 (макс.) | - | - | Двухступенчатый пороховой двигатель. Первоначальная тяга 69 кг. Через 3 сек. тяга падает до 5 кг и сохраняется такой в течение 8 сек. Пуск с самолета. Управление по проводам |
* Тонка 250 - ксилидол 50%, триметиламин 50% |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
Русская ракетная бомба | 1943 | Воздух - земля | СССР | 6,0 | 1,0 | 0,4 (только заряд ВВ) | 0,59 | 80 | 4 стабилизатора | 340 | - | - | - | Твердое горючее. Ударный взрыватель, снабженный ветрянкой |
RZ-73 «Фен» 73 мм | 1941 | Воздух - воздух | Германия | 2,6 | - | 0,3 | - | 73 | - | 270 | - | - | Продолжительность тяги 0,33 сек. | Предшественник снаряда R-4M. Семь трубчатых пороховых шашек. Первоначально являлся зенитным снарядом и предназначался для залповой стрельбы со стационарных или подвижных зенитных установок |
«Бомбардировщик-антипод» (проект) | 1942 | Сверхзвуковой ракетный бомбардировщик | Германия, «Зенгер-Бредт» | 100 000 | - | 300 | 27,5 | Высота 177 см, ширина 354 см | Крыло 14,7 | 21 800 км/час | 23000 | 150 км | 100 000 X 8 мин | Взлет с горизонтального рельсового пути длиной 2,8 км, во время которого мощные ускорители сообщают скорость 1,5 Ма, подъем происходит под углом 30°. Вес без нагрузки 10 т. Пилотируется летчиком. Ракетный двигатель работает на нефти и жидком кислороде (рис. 76) |
«Шметерлинг» Hs-117 | 1944 | Земля - воздух | Германия, «Хеншель», «БМВ» | 460 | 73 | 40,8 | 3,75 | 350 | Крыло 1,98, стабилизатор 1,0 | 0,77 Ма | 32, против низко летящих целей 16 | 9000 | 380-60x4 (средн.) 385-59* X 36-182 сек. | Двигатель БМВ 109-558. Азотная кислота - тонка 500 **. Два ускорителя «Шмиддинг» на твердом топливе: один над фюзеляжем, другой под ним. Вес ускорителя 90 кг, длина 1,95 м, диаметр 156 мм, тяга 1750 кг Х 4 сек. |
* С двигателем «Вальтер» 109-729. ** Тонка 500 - октановая смесь 35%; бензол, ксилол и т.д. 20%, ксилидол 12%, сырой пирокатехин 10%; анилин 10%; метиланилин 8%; этиланилин 5%. |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Сфекмас» | 1952 | Противотанковый | Франции, «Сфекмас» | - | - | - | - | - | - | - | 3,2 | - | - | Подобен немецкому Х-4. Управляется по двум тонким проводам. В полете медленно вращается. Укупорка одновременно служит пусковой установкой. Испытывался управлением арт снабж. армии США. |
«Шрайк» | 1950 | - | США, «Белл» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |   |
«Сайдвиндер» XAAM-N-7 | 1953 | Воздух - воздух | США, «Гленн-Мартин» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Крылатый снаряд |
«Снарк» В-62 | 1950 | Земля - земля | США, «Нортроп» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Турбореактивный двигатель («Алисон» J-33). Бесхвостая конструкция с боевым зарядом в головной части. Предназначен для стратегических бомбардировок на расстоянии в «несколько тысяч километров». Околозвуковая «крейсерская скорость». Управление астронаиигационное |
«Спэрроу» | 1951 | Воздух - воздух | США, «Дуглас», «Сперри», «Райтеон» | ~225 | - | - | 2,4 | 150 | Крыло 0,66 | - | 6,4 | - | - | Имеется несколько модификаций. Первые образцы на твердом топливе. Управление на начальном участке по радиолучу, на последнем участке - самонаведение. При испытаниях с земли применялся ускоритель на твердом топливе фис. 50) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Студж» | 1947 | Пуск с земли, эксперимент. | Англия «Фэйри» | 335 | - | 100 | 2,25 | 312,0 | Крыло 2,05 | 150 | - | - | 72,5 Х 40 | Снаряд имеет пороховой двигатель. Ускоритель: четыре 76-миллиметровые зенитные ракеты с общей тягой 2542 кг Х 1,6 сек. Моноплан. Запускается с наклонной стартовой установки (длина 3 м). Управляется по радио. |
«Тайфун-1» | - | - | - | - | 10,9 | - | - | - | - | - | - | - | 1300-1500 Х1,5 | Проводились только стендовые испытания |
«Тайфун-2» | - | - | - | - | 10,9 | - | - | - | - | - | - | - | 3000 Х 0,8-1,0 | Проводились испытания в полете |
«Тайфун-4» | - | - | - | - | 3,5 | - | - | - | - | - | - | - | 700 Х 0,5-0,7 | Проводились только стендовые испытания |
«Тайфун-F» | 1944 | Земля - воздух | Германия | 19,3 | 10,9 | 0,6 | 1,88 | 100 | 4 стабилизатора | 900-1050 | - | 15000 | 840 Х 2,5 | Азотная кислота - бутиловый эфир. Пуск залпами с наземных батарей. Не управляется. Стабилизируется вращением, производимым поставленными под углом стабилизаторами (рис 25.) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Талос» XCAM-N-6 | 1953 | Земля - воздух | США, Лаборатория прикладной физики университета Хопкинса | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Запускается с борта корабля |
«Терриер» XCAM-N-7 | 1951 | Земля - воздух | США, «Консолидейтед Валти», Лаборатория прикладной физики университета Хопкинса | ~1360 | - | - | - | - | - | 2 Ma | 16 | 15 800 | - | Пуск с корабля. Основной двигатель «Аэроджет» на твердом топливе с большим временем работы. Управляется по радио. Производство начато в 1951 г. Ускоритель на твердом топливе |
«Тиамет» МХ-570 | 1946 | Пуск с земли, эксперимент. | США, НАКА | 270 | - | - | 4,3 | - | 4 крыла | - | - | - | 90,0 X 45 | Друхкомпонентное топливо; ускоритель на твердом топливе (тяга 3268,8 кгХ 3,5 сек.) с 4 стабилизаторами |
«Тайни Тим» | 1944 | Пуск в воздухе или с земли | США | 580 | 72,0 | 270 (68 ВВ) | 3,1 | 298 | 4 стабилизатора | 270 | 0,9-1,3 | - | 13600 Х1,0 | Твердое топливо; четыре прессованные баллиститовые шашки по 18 кг. Истечение газов через 24 сопла. Модифицированный образец был использован как ускоритель для «ВАК-Корпорал» с тягой 22 700 кг X 0,5 сек. |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
Т. R. | 1946 | Запуск в воздухе, эксперимент. | Англия, «Виккерс», Авиационный исследовательский институт | 425 | - | - | 3,3 | 450 | Крыло 2,42, стабилизатор 1,42 | 300-400 | 35,0 (после запуска на высоте 10,5 км) | 300-400 | 400 X 58 | Перекись водорода - метиловый спирт + гидрат гидразина + вода. Спроектирован для аэродинамических исследований на околозвуковых скоростях |
«Вероника» | 1950 | Земля - воздух | Франция, Научно-исследовательская лаборатория аэродинамики и баллистики | 980 | 600 | 55,0 | 5,9 | 540 | 4 стабилизатора | 1400 | - | 88,0-120,0 км | 4000 х 35 | Двухкомпонентное топливо (азотная кислота и газойль). Достиг высоты 64 км. Устойчивость при запуске обеспечивалась 4 тросами, разматывавшимися с барабана на пусковой установке. Тросы прикреплены к кронштейнам на стабилизаторах снаряда (рис. 83) |
«Викинг» | 1948 | Исследов. | США, «Гленк-Мартин», «Риэкшн Моторс» | 4300 до 4700 | 3600 | 45,0 до 450,0 | 14,5 | 800 | Стабилизатор 2,76 | 1500 | - | Запроектировано 320 км, с полезным грузом 193 кг - 210 км | 9300 х 75 | Двигатель фирмы «Риэкшн Моторс» на жидком кислороде и спирте. Приведенные данные являются самыми последними и показывают изменение в размерах и весе по сравнению с более ранними вариантами снаряда (см. табл. 5, стр. 221) (рис. 82) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Викинг» 8 | 1952 | Исследов. | США, Гленн-Мартин» | - | - | - | 12,6 | 1140 | 4 стабилизатора | - | - | - | 9300 | Вариант разработан с учетом опыта, полученного с предыдущими образцами. Запас топлива увеличен на 50%, что позволяет снаряду подниматься на высоту свыше 320 км с полезным грузом в 227 кг |
«Викинг» 9 | 1952 | Исследов. | США, Гленн-Мартин» | - | - | - | 12,6 | 1140 | 4 треугольных стабилизатора | - | - | - | 9300 | Достиг высоты 217 км |
«Викинг» 11 | 1954 | Исследов. | США, Гленн-Мартин» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Подобен снарядам «Викинг» 9 и 10, достиг рекордной для одноступенчатых снарядов высоты 253 км |
V. Т. О. | 1950 | Земля - воздух | Англия, «Фэйри» | - | - | - | 3,0 | 600 | Крыло 3,0, вертикальный стабилизатор 0,51 | - | - | - | 2 X 400 кг | На снаряде установлен ракетный двигатель «Бета» с двумя поворотными камерами сгорания. Направление осей сопел этих камер регулируется автопилотом (рис. 59) |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
«Вак Корпорал» | 1945 | Исследов. | США, Авиационная лаборатория Калифорнийского технологического института, «Дуглас» | 300 | - | 11,3 | 4,8 | 300 | 3 стабилизатора | 1250 | - | 30 км (без ускорителя), 70 км (с ускорителем) | 680 Х 45 | Двигатель «Аэроджет» на двухкомпонентном топливе (азотная кислота и анилин). Ускоритель - модифицированный двигатель «Тайни Тим» (рис. 79) с тягой 22 700 кг X 0,5 сек. |
«Вассерфаль» | 1943 | Земля - воздух | Германия, «Пеенемюнде» | 3500 | 1900 | 300 | 7,7 | 812 | Крыло 2,34, стабилизатор 2,46 | 650 | 50 | 17 700 | 780 X 40 | Азотная кислота- визоль. Газовые и воздушные рули. Спроектирован в Пеенемюнде на основе А-5 и А-7. Управляется по радиолучу. Пуск вертикальный, как Фау-2. Способен уничтожать самолеты, летящие на высоте 18 км со скоростью 900 км/час на удалении 48 км от места пуска (рис. 24) |
WGR | 1943 | Воздух - воздух | Германия | 110 | 18 | 10 (ВВ) | 1,2 | 210 | Стабилизируется вращением | 315 | 9 при угле возвышения 45°; 7,7 при угле возвышения 30° | - | - | Выстреливается из пятиствольного орудия. Заряд топлива- 7 пороховых шашек (длина 54,1 см, диаметр 6 см). Сопловая крышка имеет 22 отверстия, оси которых наклонены под углом 16° к оси ракеты. Ударный взрыватель. Воспламенитель из черного пороха |
Тип | Год | Назначение | Страна, фирма | Старто- вый вес, кг | Вес топли- ва, кг | Вес полез- ной нагруз- ки, кг | Общая длина (без ускори- теля), м | Диа- метр (макси- маль- ный), мм | Размах крыла и стабили- заторов, м | Ско- рость (макси- мальная), м/сек | Даль- ность (макси- маль- ная), км | Высота (макси- маль- ная), м | Тяга X время работы, кг х сек | Примечание |
WGR 41 | 1942 | Земля - земля | Германия | 32,0 | 6,3 | - | 1,05 | 155 | Стабилизаторов нет, стабилизируется вращением | 340 | 7 при угле возвышения 45°; 6,4 при угле возвышения 30°; 2,5 при угле возвышения, 6,5° | - | - | Выстреливается из шестиствольного орудия. Твердое топливо - 7 пустотелых пороховых шашек. Сопла расположены по окружности на расстоянии ⅔ длины снаряда от его носка. Оси сопел наклонены к оси снаряда для сообщения ему быстрого вращения. Боевой заряд расположен в задней части снаряда. Донный ударный взрыватель взводится центробежной силой. Скорострельность - 6 пусков за 90 сек. |
X-1 | 1946 | Пуск в воздухе или с земли, исследов. | США, «Белл» | 5930 | 3700 | 238 + пилот | 9,3 | 1400 | Крыло 8,4, стабилизатор 3,42 | 660 на высоте 18-24 км | 160 | 24 000 | 2720 X 4,2 с турбонасосной системой | Жидкий кислород - спирт; четырехкамерный двигатель фирмы «Риэкшн Моторс» с тягой 680 кг от каждой камеры. Первый пилотируемый сверхзвуковой самолет |
Батарейный снаряд - Z | 1942 | Земля - воздух | Англия | 25,4 | - | 9,0 включая 4,3 ВВ | 1,8 | 100 | 4 стабилизатора | - | - | 6 000 | Тяга продолжительностю 3 сек. | Кордитовые шашки. Взрыватель, приводимый в действие давлением воздуха |