ПРИЛОЖЕНИЕ III

ТАБЛИЦА ДАННЫХ ВАЖНЕЙШИХ РЕАКТИВНЫХ СНАРЯДОВ

Приводимая ниже таблица является попыткой суммировать все имеющиеся данные реактивных снарядов. В характеристиках ряда снарядов имеются пробелы. Это относится, в первую очередь, к английским снарядам. Строгий режим секретности в Англии не позволил привести даже наименований экспериментальных снарядов, хотя их фотографии не являются секретными. По этой же причине ряд экспериментальных английских зенитных управляемых снарядов и снарядов воздушного боя совсем не включен в таблицу.

Наиболее полно представлены снаряды для научных исследований. Этим объясняется, например, что в таблице нет сведений о летающей мишени «Пловер» и в то же время даны полные данные снаряда «Викинг», одного из самых мощных американских снарядов.

Под термином «снаряд» понимаются все виды ракет независимо от назначения, типа двигателя, дальности полета и других отличительных особенностей.

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
А-11933Пуск с земли, эксперимент.Германия, Управление вооружений, Берлин15036-1,38300----300 X 17

Топливом является жидкий кислород— этиловый спирт (75%). Пуск вертикальный, стабилиз. одним свободным гироскопом в носовой части. Результат плохой

A-21934Пуск с земли, эксперимент.Германия, Управление вооружений, Берлин15036-1,38300---1950300 X 17

Подобен А-1, но с гироскопом в центральной части. Результат хороший

A-31938Пуск с земли, эксперимент.Германия, Управление вооружений, Берлин750408-7,5760--17,612 0001500 X 45Топливом является жидкий кислород— этиловый спирт (75%). По форме подобен А-4
A-4 (Фау-2)1940— 1942Земля — земляГермания, Пеенемюнде12 700876098014,01650Стабилизатор 3,521560260-320-5 400 X 68Топливом является жидкий кислород — этиловый спирт (75%). Тактический снаряд. В США применялся для исследования верхних слоев атмосферы. Достиг высоты 182 км (рис. 63, 78)
A-4b (прототип A-9)1944Земля — земляГермания, Пеенемюнде13 000876098014,01650Крыло 6,0, стабилизатор 3,52-592-25 400 х 68А-4 с крыльями площадью 2,2 м2. Пуск вертикальный. Траектория взлета та же, что у А-4, дальность полета увеличена за счет планирования. Пущено два снаряда, второй — успешно
A-51938Пуск с земли, эксперимент.Германия, Управление вооружений, Берлин750450-7,5760--17,6-1500 X 45Двухкомпонентное топливо. Уменьшенный вариант А-4. Первый немецкий снаряд с газовыми рулями. Скорость дозвуковая. Спускается на парашюте. Пуск с самолета на высоте 12 км
ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
А-6 (только проект)1939Пуск с земли, эксперимент.Германия, Управление вооружений, Берлин----------

Вариант А-5 для сверхзвукового полета

А-7 (только проект)1941Пуск с самолета, эксперимент.Германия, Пеенемюнде800500-7,5760----1500 X 45

Вариант А-5 с крыльями для горизонтального пуска с самолета на вы соте 12 км

А-8 (только проект)1944Земля — земляГермания, Пеенемюнде22 40017 100100016,21650Стабили-
затор 3,52
-480-34 400 X 103 (макс.)

Азотная кислота — дизельное горючее. Незначительно отличается от снаряда А-9

А-9 (только проект)



А-10 (только проект)
1945



1945
Земля — земля



Ускоритель
Германия, Пеенемюнде



Германия, Пеенемюнде
См. таблицу вариантов, стр. 181-



-
-



-
-



-
-



-
-



-

Вариант А-4Ь с треугольными крыльями и усовершенствованным двигателем. Во время планирования управляется при помощи локаторов, измеряющих дальность и углы ориентировки линии визирования на снаряд. Над целью приводится в положение вертикального пикирования со звуковой скоростью (рис. 70).

Ускоритель для А-9 (рис. 70)

«Аэроби»1947Высотный, исследова-
тельский
США, «Аэроджет», «Дуглас»7 560-685,73803 стабили-
затора
1250-111 60045 сек.Ракетный двигатель на двухкомпонентном топливе («Аэроджет Корпорейшн»), Ускоритель на твердом топливе действует 2 сек. Запуск осуществлялся из 42-метровой башни (рис. 80, 81). Использовался для медицинских исследований с обезьянами и мышами (рис. 86)
ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Арсенал» 5-5011948летающая мишеньФранция670218100 (обору-
дова-
ние и
пара-
шют)
5,9-Крыло 4,25 (площадь 3,76 м2)150 (на высоте 3 900 м)3205850150 кг ста-
тич. н. у. м
в течение
45 мин.

Пульсирующий двигатель, подобный Фау-1. Частота 45 циклов в 1 сек. Скорость подъема 3,9 км за 9 мин. Управляется по радио на расстоянии до 48-56 км. Спускается на парашюте. При приземлении используются две тормозящие ракеты с радиозапалом. Пуск со стартовой тележки

«Атлас»1954Земля -земляСША, «Конвэйр»----------

Двухкомпонентное топливо. Дальнобойный баллистический снаряд

A. W. А.1950Пуск с зем-
ли, экспе-
римент.
Англия, «Армстронг»---5,28-4 крыла, 4 голов. руля----

Переднее расположение рулей. Использовался для испытаний на устойчивость в полете; 8 стартовых ускорителей (4 группы по 2)

«Наттер» Ва-349А1944Пилотируемый, земля - воздухГермания, «Бахем Верке»1700600Пилот + 33 реак-
тивных снаря-
да типа R4M
5,63914
ширина
Крыло 3,2, стабилиза-
тор 2,43, киль 2,1
272 (на высоте 4900 м)40 (после достиж. высоты 12 км)14800150— 1700 х 65Двигатель Н. W. К. 109-509 А или Е, на топливе С + Т*. Площадь крыльев 4,8 м2. Начальная скорость подъема 10,7 км/мин. Имеет 4 ускорителя весом 454 кг с тягой 500 кг х 6 сек. (рис.20)

* Горючее С — гидрат гидразина 30%, метанол 57%, вода 13% плюс 10 см3 17-процентного водного раствора медноцианистоводородного калия на литр топлива.

Окислитель Т — перекись водорода 80— 83%.
ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Наттер» Ва-349B1945Пилоти-
руемый, земля - воздух
Германия, «Бахем Верке»2240745Пилот + 24 шт 73 мм реакт. снаря-
дов «Фён»
6,18914
ширина
Крыло 3,9, стабилиза-
тор 2,43, киль 2,1
270-15 0004,36 мин. при скорости 800 км/час на выс. 3 000 м

Двигатель «Н. W. К.» 109-509 D (подобен типу А, но с дополнительной камерой сгорания, развивающий тягу от 100 до 1700 кг. Площадь крыла 4,8 м2. Начальная скорость подъема 11,2 км/мин. Два ускорителя весом 454 кг с тягой 1000 кг X 12 сек.

«Бака»1944Воздух — земляЯпония2060350515 ВВ + 54 пилот5,97600Крыло 4,94, стабилиза-
тор 2,1
22090Средн. высота пуска 8000800 X 3 X 8Три двигателя на твердом топливе.
Площадь крыльев 6 м2. Управляется пилотом-смертником до встречи с целью. Пуск с самолета
«Бомарк» F-991952Земля — воздухСША, «Боинг»------2Ма-18 000-

Ракетный двигатель плюс 2 прямоточных двигателя. С треугольным крылом, стабилизатором и килем. Управляется по радио. Имеет приборы самонаведения (см. рис. 32)

«Бампер» А-4/«ВАК Корпорал»1949Пуск с зем-
ли, экспе-
римент.
США, Управление артснабж. «Дуглас»--23Дополнительные сведения см. А-4 и «ВАК Корпорал»-390 000 («ВАК Корпорал»— 5 вариант)-

Первый двухступенчатый снаряд. Построено восемь штук. Пятый экземпляр достиг высоты 390 км при вертикальном пуске в феврале 1949 г. в Уайт-Сандсе. «ВАК Корпорал» отделился от А-4 на высоте 32 км. Другие снаряды были использованы для установления горизонтальной дальности (результаты хранятся в тайне)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Кобра»1945Пуск с земли, экспе-
римент.
США, ВМС32 без уско-
рителя
---150-----

Прямоточный двигатель. Ускоритель с 4 стабилизаторами. Аналогичный снаряд с прямоточным двигателем, сконструированный позднее фирмой «Аэроджет» (диаметр 370 мм, вес 68,0 кг, развил тягу в 1200,4 кг при скорости полета 2400 км/час

«Корпорал» XSSM-A-171953Земля -земляСША, Управление артснабж., «Файрстоун Тайр энл Раббер К°»---12-4 стабилиза-
тора
-240--Двухкомпонентное топливо. Его предшественник снаряд «Корпорал» Е. Обычный заряд ВВ или атомный заряд. На начальном этапе управляется по радиолучу (рис. 72)
«Корпорал» Е1951Земля -земляСША, Управление артснабж., «Дуглас»5450--12-4 стабилиза-
тора
-160--

Двухкомпонентное топливо. Управляется по радио

«Дикон»1952Высотн. исслед.США, ВМС--13,62,71504 стабилиза-
тора
1200-80 км2600 X 3,5

Запускается с аэростата «Скайхук» на высоте 15 км. Твердое топливо. Максимальное ускорение 60 g. При пуске с земли в Уайт-Сандсе достиг высоты 30 км

«Дов» XASM-N-41953Воздух — земляСША, «Чанс Воут»----------

Снаряд с крыльями

Управляемый снаряд Е. Е.1951Земля — воздухАнглия-----4 крестовид-
ных крыла и хвостовых стабилиза-
тора
----

Двухкомпонентное топливо. 8 ускорителей на твердом топливе, в группах по два. Направляется по радиолучу (рис. 39)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Энциан»
Е-4
1944Земля — воздухГермания, «Мессер-
шмит»
19205505003,6890Крыло 4,17; стабили-
затор 1,74
0,9 Ма (посто-
янно)
24,512 9002000-1000 X 72

Подобен ракетному перехватчику Ме-163. Азотная кислота — визоль. 4 ускорителя на твердом топливе укреплены по центру тяжести снаряда. Вес ускорителей 360 кг, длина 2,1 м, диаметр 178 мм, тяга 1498 кг X 5 сек. Запускается почти вертикально. Управляется по радио. Радиовзрыватель срабатывает на расстоянии 150 м

«Энциан»
Е-5
-----250---1,6-2,0 Ма--1800-2500— 1500 X 54

Азотная кислота — визоль

«Фалькон»
F-98
1952Воздух — воздухСША, «Хьюз»----------Твердое топливо. Запускается с самолета-носителя (сверхзвукового перехватчика «Конвэйр» F-102). Для производства корпуса, крыльев и стабилизатора использовалось органическое стекло. Радиолокационное самонаведение
«Фоерлилие» 251941Пуск с земли, экспери-
мент.
Германия, «Рейн-
металл Борзиг»
120,016,8-2,04240Крыло 1,11, стабили-
затор 0,33, киль 0,63
220--500X6

Твердое топливо — диэтиленгликольдинитрат. Плошадь крыльев 0,35 м2, стреловидность 40°. Имеет гироскопическую поперечную стабилизацию. Запускается под углом 60°. За исключением двигателя, подобен снаряду «Хехт». Вес ускорителя 17,3 кг


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Фоерлилие» 551942Пуск с земли, экспери-
мент.
Германия, «Рейн-
металл Борзиг»
472* 655*140*-4,70325Крыло 2,25, вертикаль-
ный стаби-
лизатор 0,78
4407,54710 без ускорителя; 8850 с ускорителем4000 * X 6
1000 ** X 25

Без хвостового оперения, площадь крыла 2,43 м2, стреловидность 50°. Один ускоритель сзади снаряда, тяга 6000 кг X 21 сек.; позже — 4 ускорителя по центру тяжести снаряда, тяга 2000 кг X 6 сек.

«Фоерлилие» 55-А-----420---1,6-2,0 Ма--2000 X 40

Азотная кислота — визоль

«Фоерлилие» 55-В-----420---1,6-2,0 Ма--5000 X 6

Азотная кислота — визоль

«Файрби»
Q-2
1952Высоко-
скоростн. мишень
США, «Райен»820--5,4-Крыло 3,6Близкая к звуковой--400 кгТурбореактивный двигатель «Турбомека марбор» (построен в США компанией «Континенталь моторс» под маркой J-69). Ранние образцы использовали двигатель «Ферчайлд» J.44 (тяга 430 кг). Цельнометаллическая беспилотная мишень со стреловидным крылом и хвостовым оперением. Спускается на двухступенчатом парашюте диаметрами 1,5 и 21 м. Управляется по радио (рис. 18). Обычно запускается с самолета. При пуске с земли работает ускоритель R.A.T.O., тяга 4540 кг Х 2 сек.

* Вариант на твердом топливе.

** Вариант на жидком топливе (жидкий кислород— этиловый спирт).

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Файрбёрд»
ХААМ-А-1
1950Воздух — воздухСША, «Райен270--2,25150Крыло 0,9 (4 крыла и 4 стаби-
лизатора)
----

Двухкомпонентное топливо. Ускоритель на твердом топливе. Управляется по радио, система самонаведения (рис. 49)

FZG 76 — самолет-снаряд Фау-11943Земля — земляГермания22005407007,60820Крыло 5,3, стабилиза-
тор 2,2
90-125240-320-274,0 кг при скорости 560 км/час

Пульсирующий двигатель «Аргус Рор-014» (длина 3,3 м, диаметр 570 мм). 47 циклов в 1 сек. Запас горючего 630 л низкосортного бензина. Пуск с катапульты. Площадь крыла 5,1 м2

ГАПА (ракета, ранний образец)1945Земля — воздухСША, «Боинг»---3,0-4 стабили-
затора
----

Двухкомпонентное топливо. Ускоритель на твердом топливе. Некоторые варианты имеют крылья (рис. 28 — 32)

ГАПА (прямоточн.)1948Земля — воздухСША, «Боинг»------825---

Прямоточный двигатель. Ускоритель на твердом топливе (рис. 31)

«Гаргойль»
KSD-1
1945Воздух — земляСША, «Мак Доннел»--4503,00-2,562608--Двухкомпонентное топливо. Моноплан с нижним расположением крыла. V-образное хвостовое оперение. Управляется по радио
«Горгон» II-А1946Воздух — земляСША, ВМС------220--160 X 120Смесь азотной и серной кислот — моноэтиловый анилин. Переднее расположение рулей; горизонтальный стабилизатор, вертикальный киль; высоко поднятое крыло. Управляется по радио

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Горгон»
II-С
1947Пуск в воздухе или с земли, экспери-
мент.
США, ВМС---------160 X 120Азотная кислота — анилин. Переднее расположение рулей
«Горгон» IV
PTV-N-2
1946Пуск в воздухе или с земли, экспери-
мент.
США, ВМС730320-6,6-Крыло 3,0---Продолжи-
тельность 270 сек.
Прямоточный двигатель «Маркуардт», длина 2,1 м, диаметр 500 мм (макс.), 80-октановый бензин. Рис. 38
«Горгон» V
XASM-N-5
1953Воздух — земляСША, «Гленн-Мартин»-----------
«Горгон»
KUM-1
1946Пуск в воздухе или с земли, экспери-
мент.
США, ВМС----------

Прямоточный двигатель. Управляется по радио

«Горгон»
KU2N-1
1946Воздух — воздух; воздух — земляСША, ВМС--454,8-Крыло 3,324024-Продолжи-
тельность 130 сек.

Азотная кислота — анилин. Переднее расположение рулей. Управляется по радио

«Хехт»1941Пуск с земли, экспери-
мент.
Германия, «Рейнметалл Борзиг»140--2,0250Крыло 0,88280--60 X 20

Холодный" ЖРД «Вальтер» (перекись водорода— перманганат). Гироскопическая поперечная стабилизация. Пуск с наклонной стартовой установки


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Хеллкэт» F6F1952Земля — земляСША, «Груммэн»5200600 (700 л)900 (бомба)10,0-Крыло 13, стабилизатор 5,5165288011 0002000 л. с.Устаревший пикирующий бомбардировщик, переделанный в беспилотный снаряд. Управляется по радио с самолета («Дуглас» AD-2). Некоторые образцы оборудованы телевизионным передатчиком. Применялись в Корее в 1952 г. с авианосца «Боксер». Первоначально конструировался как летающая мишень
«Гермес»
А-1
1950Земля - земляСША, «Дженерал Электрик»3600--7,70810Крыло 2,30 (4 крыла), стабили-
затор 2,40
2,0 Ма80--Вариант немецкого снаряда «Вассерфаль» для обстрела целей на коротких дистанциях
«Гермес»
А-2
1950Земля - земляСША, «Дженерал Электрик»~11 000------480--Двухкомпонентное топливо. Ракетный двигатель фирмы «Норт Америкен». Увеличенный вариант «Гермес» А-1
«Гермес»
А-3
1951Земля - земляСША, «Дженерал Электрик»~5 500---------Двухкомпонентное топливо. Увеличенный вариант «Гермес» А-1
«Гермес» B
(только проект)
1952Пуск с земли, экспери-
мент.
США, «Дженерал Электрик»------Сверх-
звуковая
---Эскизный проект сверхзвукового снаряда с прямоточным двигателем. По существу является снарядом Фау-2, у которого боевая часть заменена сверхзвуковым диффузором для испытания характеристик двигателя. Исследования проводились в Редстоун Арсенал

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Гермес»
C-1
1952Пуск с земли, экспери-
мент.
США, «Дженерал Электрик»-------Несколько тысяч километров--Эскизный проект трехступенчатого снаряда с двумя ракетными ступенями и сверхзвуковым планером. Исследования проводятся в Редстоун Арсенал
«Онест Джон» (762 мм)1954Земля - земляСША, Управление артснаб.~2 700--7,87624 хвостовых стабили-
затора
----Твердое топливо. Неуправляемый ракетный снаряд с дальностью стрельбы такой же, как у тяжелой артиллерии. Заряд ВВ или атомный. Запускается с передвижной установки (рис. 74)
Hs-2931943Воздух - земляГермания, «Хеншель»79063,4510
330*
3,50480Крыло 3,10150-2005-8-640 X 10Двигатель работает на перекиси водорода. Пуск с самолета-носителя. Управляется по радио. Взрыватель контактного действия. Имеет много модификаций, но только снаряды Hs-293AO выпускались в больших количествах, всего приблизительно 1700 штук
Hs-2941944Воздух - водаГермания, «Хеншель»2175239,01250
650*
6,6-4,02506,5-10,054001200Х10Два ракетных двигателя на перекиси водорода. Пуск с самолета-носителя. Управляется по радио. Входит в воду под оптимальным углом 22°, крылья отделяются. Взрывается при попадании в корабль ниже ватерлинии

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
Hs-2951944Воздух - земляГермания, «Хеншель»20002401260
581*
5,30-Крыло 4,16-6,5-10,078001200 X 10Два ракетных двигателя на перекиси водорода. Пуск с самолета-носителя. Управляется по радио. Взрыватель контактного действия. Увеличенный вариант снаряда Hs-293
Hs-2981944Воздух - воздухГермания, «Хеншель»9514,024,82,00200Крыло 1,232504,5-220 X 5
54 X 20
Двухступенчатый пороховой двигатель. Подобен снаряду «Шметерлинг», но по размерам меньше. Снабжен радиовзрывателем (дальность действия 9 м). Проводная система управления до 17,6 км. Моноплан со стреловидным крылом
«Джиндивик»
Е. 7/48
1951Высокоскоростная летающая мишеньАвстралия, министерство обороны---6,6-Крыло 5,7 (удлине-
ние 4,75)
Дозвуковая--680 кгТурбореактивный двигатель Армстронг- Сидли «Вайпер». Моноплан с низким расположением крыла, в плане напоминающий Фау-1; имеет крыло, стабилизатор и киль. Запускается со стартовой тележки. Управляется по радио (рис. 19)

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
JVT-11950Пуск с земли, экспери-
мент.
Англия, «Бристоль»---~4,5--2 Ма---Спаренный прямоточный двигатель (диаметр 150 мм). Неуправляемый. Впервые показан на выставке Общества британских авиаконструкторов в 1952 г. В качестве ускорителей применяются две кордитовые ракеты длиной 1,8 м, диаметром 190 мм (рис. 37)
«Кэтидид»
KDD-1
1945Пуск в воздухе или с землиСША, «Мак Доннел»---3,3-Крыло 3,7090--В течение 40 мин.Пульсирующий двигатель «Мак Доннел-Шмидт» (длина 1,8 м, диаметр 175 мм). Летающая мишень, управляемая по радио. Моноплан со средним расположением крыла и V-образным оперением. Пускается с самолета или катапультируется с корабля
«Катюша»1943Земля - земляСССР---1,8-4 стабили-
затора
----На твердом топливе. Пуск массовый. Впервые использована при обороне Сталинграда во второй мировой войне; использовалась также в Корее в 1952 г.
KD5G-11949Летающая мишеньСША, «Глоб»-----Крыло 3,3150--80 кг на уровне моря (статич.)Пульсирующий двигатель «Маркуардт» PJ-46 МА-2 (диаметр 270мм). Максимальная продолжительность работы 75 мин.
«Лакросс»1951Земля - земляСША-------13,0-16,0--Крылатый снаряд; планирует на цель; управляется по радио

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Ларк»
CTV-N-9
1949Земля - воздухСША, «Ферчайлд»550--4,2450Крыло 1,93, стабили-
затор 1,2
Дозву-
ковая
---Азотная кислота - анилин. Двухкамерный двигатель «Риэкшн Моторс». Хорда крыла 52,5 см. Управляется по радио (рис. 26)
«Литл Джо»
KAN-1
1944Земля - воздухСША--45--4 крыла, 4 головных руля1803,23000450Двигателем служит стандартный ускоритель «Джато». Имеет крестообразно расположенные крылья; передние рули. Снабжен радиовзрывателем. Управляется по радио. Четыре ускорителя на твердом топливе
«Локи»1949Земля - воздухСША, «Бендикс»---1,876-----Твердое топливо. Снаряд для воздушного заграждения. В основу положен немецкий снаряд «Тайфун»
«Лонгшот»1945Запуск в воздухе или с земли, экспери-
мент.
Англия, Авиационный исследова-
тельский институт
-----4 крыла, 4 хвостовых стабили-
затора
----

Ускоритель на твердом топливе (группа из трех ракет); неуправляемый снаряд; изготовлен только экспериментальный образец

«Лун»
KUW-1
1948Земля - земля, мишень для артиллерииСША2100 (без ускори-
телей)
4506907,60820Крыло 5,701802401200-

Американский образец самолета-снаряда Фау-1 (пульсирующий двигатель фирмы «Форд-Шмидт»), Управляется по радио (рис. 64). Ускоритель имеет тягу 1800 кг х 4 сек.


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Лоп-Гэп»1948Земля - воздух, эксперимент.Англия, Авиационный исследова-
тельский институт
---4,2240Крыло 0,70440--450 X 25

Жидкий кислород - спирт. Ускорители на твердом топливе диаметром 125 мм. Первый английский зенитный управляемый снаряд с ЖРД. Управляется по радио. Более крупный снаряд с ЖРД (длина 7,5 м, диаметр 425 мм) был продемонстрирован на выставке Общества британских авиаконструкторов в 1951 г.

LXCTV-20991948Пуск с земли, эксперимент.Англия, Авиационный исследова-
тельский институт
-Нет-1,5127Крыло 0,332 Ма--Нет

Основного двигателя нет. Имеет 8 рулей. 4 руля (передняя группа выполняют функции элеронов. Остальные рули (задняя группа) управляют снарядом по каналам тангажа и рыскания. Впервые продемонстрирован на выставке Общества британских авиаконструкторов в 1952 г. (рис. 17). В качестве ускорителя имеет группу из трех ракет длиной 1,8 м, диаметром 127 мм (каждая содержит 19 кг пластического топлива). Тяга 3632 кг X 2,5 сек.


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
Пассажир-
ский высотный снаряд (проект)
1946Физиоло-
гические исследова-
ния
Англия, Общество межпланетных сообщений21 00017 500130017,002200Крыла и стаби-
лизаторов нет; 4 газовых руля на выходе из сопла
2200-320 км (только кабина)27 000 x 150*

Жидкий кислород - спирт. В основу проекта положен Фау-2. Кабина выбрасывается из ракеты в конце работы двигателя, с тем чтобы дать возможность производить опыты при отсутствии сил тяготения и при искусственном тяготении, получаемом от вращения кабины вокруг своей оси. Проект представлен в министерство снабжения в декабре 1946 г.

«Матадор»
B-61
1949Земля - земля; воздух - земляСША, «Гленн-Мартин»~6800--11,90~1300Крыло 8,50260-300960-3200 кг

Беспилотный реактивный бомбардировщик. Имеет турбореактивный двигатель «Алисон» J-33. Пуск с передвижной наклонной стартовой установки. Ускоритель «РАТОГ» с тягой 1800 кг X 2 сек. В конструкции широко используется склейка металла. Управляется с помощью средств радиолокации. При пикировании достигает сверхзвуковой скорости. 1-я и 69-я эскадрильи беспилотных бомбардировщиков «Матадор» В-61В посланы в Германию в 1954 г. (рис. 66, 67)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
Матра
М-04
1952Воздух - воздух; земля - воздухФранция, Общество «Матра»460110-4,5040Крыло 1,77 Крестообразно расположенные крылья и стабилизаторы480--1250 x 14

Снаряд снабжен ЖРД весом 350 кг (без топлива)

«Метеор»1951Воздух - воздухСША, Управление вооружений ВМС230-11,3---990---

Двухкомпонентное топливо. (Работы приостановлены)

«Майти-Маус»1949Воздух - воздухСША, Испытательный полигон Управления вооружений ВМС8,1--1,00704 складываюшихся стабилизатора----

В основу конструкции положен немецкий снаряд R-4M. Имеется радиовзрыватель (рис. 46, 47). По силе разрушения равен артснаряду калибра 75 мм

МХ-7741948Земля - земляСША, «Конвэйр»---9,67604 стабилизатора--15 8003600 кг

Двухкомпонентное топливо (жидкий кислород-спирт). 4-камерный ракетный двигатель фирмы «Риэкшн Моторс»

МХ-9041949Воздух - воздухСША, «Хьюз»34-4,4 (только заряд, ВВ)---740--- 
М-81943Воздух - земля США16-2,30,9110-2600,5--Твердое топливо. Складывающиеся стабилизаторы. Запуск с самолета

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
М-8
(супер)
1943Воздух - земляСША47-18,11,751104 стабилизатора3901,0-1,5--

Твердое топливо

3,5 AR1943Воздух - земляСША25,03,99,01,37904 стабилизатора3501,0-1,5--

Твердое топливо

5,0 AR1944Воздух - земляСША35,83,920,41,601304 стабилизатора2101,0--

Твердое топливо

5,0 HVAR1944Воздух - земляСША63,410,923,61,81304 стабилизатора4101,5--

Твердое топливо

«НАКА»1946Пуск в воздухе, эксперимент.США, НАКА---4,24004 стабилизатора----

Прямоточный двигатель. Пуск с самолета

«Нэйтив»1948Земля - воздухСША, «Норт Америкен»570--4,354504 стабилизатора--1500-

Прямоточный двигатель. Пуск с самолета. Двухкомпонентное топливо. Пуск из вертикальной башни высотой 37,5 м рис. 27)

«Навахо»1953Земля - земляСША, «Норт Америкен»----------

Управляемый снаряд дальнего действия. Атомный боевой заряд


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Найк» XSAM-A-71950Земля - воздухСША, «Дуглас», «Аэроджет»~450--~6,0~300Крыло 1,5 (см. примечание)Сверхзвуковая27,0 по горизонту15000-18000-

Двухкомпонентное топливо (азотная кислота - бензин). Ускоритель с 4 стабилизаторами; на твердом топливе. Треугольные крестообразно расположенные крылья и головные рули рис. 33). Управление при помощи радиокоманд. Считается, что 65% снарядов попадает в цель. Находится в массовом производстве для армии США. К концу 1952 г. было изготовлено почти 1000 шт. Стоимость каждого снаряда 20 тыс. долларов. Первые 40 пусковых площадок оборудованы в окрестностях Вашингтона в 1954 г.

«Эрликон»1949Воздух - воздух; воздух - земляШвейцария, «Эрликон»10,0-1,00,6804 стабилизатора630-690---

Твердое топливо. Восемь сопел

«Эрликон»1950Земля - воздухШвейцария, «Эрликон»250-204,953104 крыла74020,020 000-

Азотная кислота - парафин. Управляется отклонением камеры сгорания. Имеется радиовзрыватель. Подвижная стартовая установка. Управляется по радиолучу

«Ориоль»1953Воздух - воздухСША, «Гленн-Мартин»----------

Разработка проекта приостановлена


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Петрель»
XAUM-N-2
1953Воздух - земляСША, «Ферчайлд»---------450

Турбореактивный двигатель («Ферчайлд» J-44). Применяется против подводных лодок. Пуск в воздухе. Имеет аппаратуру самонаведения под водой

«Пловер»
KDM-1
1946Летающая мишеньСША, «Гленн-Мартин»---6,70-Крыло 3,0Сверхзвуковая--640

Прямоточный двигатель «Маркуардт» R. J-30; длина 2,1 м, диаметр 500 мм, вес 58 кг). Пуск с самолета или катапультирование с корабля

«Прайвит» А1944Пуск с земли, эксперимент.США, Авиационная лаборатория Калифорнийского технологического института227 (без ускорителя)-27,22,4-Крыльев нет, 4 стабилизатора-18,00-450 х 30

Двигатель «Аэроджет» на твердом топливе. Ускоритель на твердом топливе, тяга 9740 кг в течение долей секунды

«Прайвит» F1944Пуск с земли, эксперимент.США, Авиационная лаборатория Калифорнийского технологического института-----Крыло 1,5, один вертикальный хвостовой стабилизатор----

Переднее расположение рулей

R4M1944Воздух - воздухГермания3,5-0,50,8548 складывающихся стабилизаторов5400,8--

Трубчатая шашка, время горения 0,8 сек. Ударный взрыватель; пуск с самолета (рис. 45).

R. Р. 3. О.1942Воздух - земляАнглия--27,2
ВВ
1,6754 стабилизатора4801,0--

Твердое топливо: кордитовая шашка крестообразного сечения. Может иметь бронебойную головку весом в 11,3 кг. Пуск с самолета.


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Раскл»
В-63
1950Воздух - земляСША, «Белл»------Сверхзвуковая160,0--

Развит из самолета «Белл» Х-1. Управляется по радио или с помощью программного устройства. Пуск с самолета

«Редстоун»1953Земля - земляСША, Арсенал Редстоун, «Крайслер»----------

Двухкомпонентное топливо (ракетный двигатель фирмы «Норт Америкен»). Сконструирован под руководством конструктора Фау-2 д-ра В. Брауна

«Регулус» XSSM-N-8 и N-841951Земля - земляСША, «Чанс-Воут»6600--9,6~1300Крыло 6,31 МаНесколько сот километров-1800 (статич.)

Турбореактивный двигатель «Алисой» J-33. Воздухозаборник в носовой части. Стреловидное крыло. Горизонтальное оперение отсутствует. Управляется по радио. Разработка начата в 1947 г. Опытные образцы оборудованы трехколесными шасси и тормозным парашютом. В головной части помещается мощный заряд. Предназначен для использования с подводных лодок, кораблей и земли. Поступит на вооружение первой американской подводной лодки с атомным двигателем. Имеет два ускорителя с тягой в 450 кг каждый (рис. 65)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Рейнботе»
3-ступенчатый
1943Земля - земляГермания, «Рейнметалл Борзиг»170059040 (в последней ступени)11.2 общая (3 ступени + ускоритель)См. нижеСм. ниже1600 последняя ступень220 (при пуске под 65°)-См. ниже

Твердое топливо (дигликольдинитрат). Пуск с наклонной стартовой установки. Ускоритель с 6 стабилизаторами. Снаряд неуправляем (рис. 71)

«Рейнботе»
(1-я ступень)
---1100 (с ускорителем)140600 (2-я и 3-я ступени)3,42646 стабилизаторов---5600 X 5-
«Рейнботе»
(2-я ступень)
---400140200 (3-я ступень) 3,42646 стабилизаторов---5600 X 5-
«Рейнботе»
(3-я ступень)
---2006040 (боевая часть)3,91556 стабилизаторов-См. выше-3400 X 3,5-
«Рейнтохтер» R-11944Земля - воздухГермания, «Рейнметалл Борзиг»1750220100-1503,95402,97, 6 стреловидных крыльев35016,0 (макс.)84004000 X 10Твердое топливо (дигликольдинитрат). Снаряд имеет ускоритель весом 650 кг (в том числе порох 240кг), длина 2,28 м, тяга 65 тыс. кг х 0,6 сек. Управляется по радио. Испытано 82 шт., из них 22 управлялись по радио
«Рейнтохтер» R-31944Земля - воздухГермания, «Рейнметалл Борзиг»15603901604,95403,0,
4 стреловидных крыла
40018,0 (макс.)147001200 X 60Азотная кислота - визоль; 4 ускорителя на твердом топливе помещены по месту центра тяжести. Ускоритель 440 кг, тяга, 24 970 кг X 0,9 сек. Управляется по радио

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Рейнтохтер» R-3f-Земля - воздухГермания, «Рейнметалл Борзиг»-420-------2000x38

См. «Рейнтохтер» R-3

«Ригель»1951Земля - земляСША, ВМС и «Груммэн»----------

Прямоточный двигатель «Маркуардт». Разработка проекта приостановлена

RTV-11948Земля - воздухАнглия, «Фэйри»270-360 (В зависимости от варианта)----4 крыла и 4 стабилизатора900--450x25

Двухкомпонентное топливо. Ускоритель на твердом топливе. Управляется по радио. Один из двух первых образцов демонстрировался министерством снабжения в в июле 1952 г.

«Руршталь» Х-41944Воздух - воздухГермания, «Руршталь»597,9201,96228Крыло 0,72 (4 стреловидных крыла), стабилизатор 0,26250290 (макс.)-120 кг (через 30 сек. падает до 20-30 кг)

Азотная кислота - тонка 250 *. Управляется по проводам с самолета. Запуск снаряда предполагался с самолета Ме-262, который должен был нести 4 снаряда

«Руршталь» Х-71944Воздух - воздухГермания, «Руршталь»9,06,42,50,75137Крыло 0,591002,4 (макс.)--

Двухступенчатый пороховой двигатель. Первоначальная тяга 69 кг. Через 3 сек. тяга падает до 5 кг и сохраняется такой в течение 8 сек. Пуск с самолета. Управление по проводам

* Тонка 250 - ксилидол 50%, триметиламин 50%

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
Русская ракетная бомба1943Воздух - земляСССР6,01,00,4 (только заряд ВВ)0,59804 стабилизатора340---

Твердое горючее. Ударный взрыватель, снабженный ветрянкой

RZ-73 «Фен» 73 мм1941Воздух - воздухГермания2,6-0,3-73-270--Продолжительность тяги 0,33 сек.

Предшественник снаряда R-4M. Семь трубчатых пороховых шашек. Первоначально являлся зенитным снарядом и предназначался для залповой стрельбы со стационарных или подвижных зенитных установок

«Бомбардировщик-антипод» (проект)1942Сверхзвуковой ракетный бомбардировщикГермания, «Зенгер-Бредт»100 000-30027,5Высота 177 см, ширина 354 смКрыло 14,721 800 км/час23000150 км100 000 X 8 мин

Взлет с горизонтального рельсового пути длиной 2,8 км, во время которого мощные ускорители сообщают скорость 1,5 Ма, подъем происходит под углом 30°. Вес без нагрузки 10 т. Пилотируется летчиком. Ракетный двигатель работает на нефти и жидком кислороде (рис. 76)

«Шметерлинг» Hs-1171944Земля - воздухГермания, «Хеншель», «БМВ»4607340,83,75350Крыло 1,98, стабилизатор 1,00,77 Ма32, против низко летящих целей 169000380-60x4 (средн.) 385-59* X 36-182 сек.

Двигатель БМВ 109-558. Азотная кислота - тонка 500 **. Два ускорителя «Шмиддинг» на твердом топливе: один над фюзеляжем, другой под ним. Вес ускорителя 90 кг, длина 1,95 м, диаметр 156 мм, тяга 1750 кг Х 4 сек.

* С двигателем «Вальтер» 109-729.
** Тонка 500 - октановая смесь 35%; бензол, ксилол и т.д. 20%, ксилидол 12%, сырой пирокатехин 10%; анилин 10%; метиланилин 8%; этиланилин 5%.

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Сфекмас»1952ПротивотанковыйФранции, «Сфекмас»-------3,2--

Подобен немецкому Х-4. Управляется по двум тонким проводам. В полете медленно вращается. Укупорка одновременно служит пусковой установкой. Испытывался управлением арт снабж. армии США.

«Шрайк»1950-США, «Белл»---------- 
«Сайдвиндер» XAAM-N-71953Воздух - воздухСША, «Гленн-Мартин»----------

Крылатый снаряд

«Снарк» В-621950Земля - земляСША, «Нортроп»----------

Турбореактивный двигатель («Алисон» J-33). Бесхвостая конструкция с боевым зарядом в головной части. Предназначен для стратегических бомбардировок на расстоянии в «несколько тысяч километров». Околозвуковая «крейсерская скорость». Управление астронаиигационное

«Спэрроу»1951Воздух - воздухСША, «Дуглас», «Сперри», «Райтеон»~225--2,4150Крыло 0,66-6,4--Имеется несколько модификаций. Первые образцы на твердом топливе. Управление на начальном участке по радиолучу, на последнем участке - самонаведение. При испытаниях с земли применялся ускоритель на твердом топливе фис. 50)

ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Студж»1947Пуск с земли, эксперимент.Англия «Фэйри»335-1002,25312,0Крыло 2,05150--72,5 Х 40

Снаряд имеет пороховой двигатель. Ускоритель: четыре 76-миллиметровые зенитные ракеты с общей тягой 2542 кг Х 1,6 сек. Моноплан. Запускается с наклонной стартовой установки (длина 3 м). Управляется по радио.

«Тайфун-1»----10,9-------1300-1500 Х1,5

Проводились только стендовые испытания

«Тайфун-2»----10,9-------3000 Х 0,8-1,0

Проводились испытания в полете

«Тайфун-4»----3,5-------700 Х 0,5-0,7

Проводились только стендовые испытания

«Тайфун-F»1944Земля - воздухГермания19,310,90,61,881004 стабилизатора900-1050-15000840 Х 2,5

Азотная кислота - бутиловый эфир. Пуск залпами с наземных батарей. Не управляется. Стабилизируется вращением, производимым поставленными под углом стабилизаторами (рис 25.)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Талос» XCAM-N-61953Земля - воздухСША, Лаборатория прикладной физики университета Хопкинса----------

Запускается с борта корабля

«Терриер» XCAM-N-71951Земля - воздухСША, «Консолидейтед Валти», Лаборатория прикладной физики университета Хопкинса~1360-----2 Ma1615 800-

Пуск с корабля. Основной двигатель «Аэроджет» на твердом топливе с большим временем работы. Управляется по радио. Производство начато в 1951 г. Ускоритель на твердом топливе

«Тиамет» МХ-5701946Пуск с земли, эксперимент.США, НАКА270--4,3-4 крыла---90,0 X 45

Друхкомпонентное топливо; ускоритель на твердом топливе (тяга 3268,8 кгХ 3,5 сек.) с 4 стабилизаторами

«Тайни Тим»1944Пуск в воздухе или с землиСША58072,0270 (68 ВВ)3,12984 стабилизатора2700,9-1,3-13600 Х1,0

Твердое топливо; четыре прессованные баллиститовые шашки по 18 кг. Истечение газов через 24 сопла. Модифицированный образец был использован как ускоритель для «ВАК-Корпорал» с тягой 22 700 кг X 0,5 сек.


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
Т. R.1946Запуск в воздухе, эксперимент.Англия, «Виккерс», Авиационный исследовательский институт425--3,3450Крыло 2,42, стабилизатор 1,42300-40035,0 (после запуска на высоте 10,5 км)300-400400 X 58

Перекись водорода - метиловый спирт + гидрат гидразина + вода. Спроектирован для аэродинамических исследований на околозвуковых скоростях

«Вероника»1950Земля - воздухФранция, Научно-исследовательская лаборатория аэродинамики и баллистики98060055,05,95404 стабилизатора1400-88,0-120,0 км4000 х 35

Двухкомпонентное топливо (азотная кислота и газойль). Достиг высоты 64 км. Устойчивость при запуске обеспечивалась 4 тросами, разматывавшимися с барабана на пусковой установке. Тросы прикреплены к кронштейнам на стабилизаторах снаряда (рис. 83)

«Викинг»1948Исследов.США, «Гленк-Мартин», «Риэкшн Моторс»4300 до 4700360045,0 до 450,014,5800Стабилизатор 2,761500-Запроектировано 320 км, с полезным грузом 193 кг - 210 км9300 х 75

Двигатель фирмы «Риэкшн Моторс» на жидком кислороде и спирте. Приведенные данные являются самыми последними и показывают изменение в размерах и весе по сравнению с более ранними вариантами снаряда (см. табл. 5, стр. 221) (рис. 82)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Викинг» 81952Исследов.США, Гленн-Мартин»---12,611404 стабилизатора---9300

Вариант разработан с учетом опыта, полученного с предыдущими образцами. Запас топлива увеличен на 50%, что позволяет снаряду подниматься на высоту свыше 320 км с полезным грузом в 227 кг

«Викинг» 91952Исследов.США, Гленн-Мартин»---12,611404 треугольных стабилизатора---9300

Достиг высоты 217 км

«Викинг» 111954Исследов.США, Гленн-Мартин»----------

Подобен снарядам «Викинг» 9 и 10, достиг рекордной для одноступенчатых снарядов высоты 253 км

V. Т. О.1950Земля - воздухАнглия, «Фэйри»---3,0600Крыло 3,0, вертикальный стабилизатор 0,51---2 X 400 кг

На снаряде установлен ракетный двигатель «Бета» с двумя поворотными камерами сгорания. Направление осей сопел этих камер регулируется автопилотом (рис. 59)


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
«Вак Корпорал»1945Исследов.США, Авиационная лаборатория Калифорнийского технологического института, «Дуглас»300-11,34,83003 стабилизатора1250-30 км (без ускорителя), 70 км (с ускорителем)680 Х 45

Двигатель «Аэроджет» на двухкомпонентном топливе (азотная кислота и анилин). Ускоритель - модифицированный двигатель «Тайни Тим» (рис. 79) с тягой 22 700 кг X 0,5 сек.

«Вассерфаль»1943Земля - воздухГермания, «Пеенемюнде»350019003007,7812Крыло 2,34, стабилизатор 2,466505017 700780 X 40

Азотная кислота- визоль. Газовые и воздушные рули. Спроектирован в Пеенемюнде на основе А-5 и А-7. Управляется по радиолучу. Пуск вертикальный, как Фау-2. Способен уничтожать самолеты, летящие на высоте 18 км со скоростью 900 км/час на удалении 48 км от места пуска (рис. 24)

WGR1943Воздух - воздухГермания1101810 (ВВ)1,2210Стабилизируется вращением3159 при угле возвышения 45°; 7,7 при угле возвышения 30°--

Выстреливается из пятиствольного орудия. Заряд топлива- 7 пороховых шашек (длина 54,1 см, диаметр 6 см). Сопловая крышка имеет 22 отверстия, оси которых наклонены под углом 16° к оси ракеты. Ударный взрыватель. Воспламенитель из черного пороха


ТипГодНазначениеСтрана, фирмаСтарто-
вый вес, кг
Вес топли-
ва, кг
Вес полез-
ной нагруз-
ки, кг
Общая длина (без ускори-
теля), м
Диа-
метр
(макси-
маль-
ный), мм
Размах крыла и стабили-
заторов, м
Ско-
рость (макси-
мальная), м/сек
Даль-
ность (макси-
маль-
ная), км
Высота (макси-
маль-
ная), м
Тяга X время работы, кг х секПримечание
WGR 411942Земля - земляГермания32,06,3-1,05155Стабилизаторов нет, стабилизируется вращением3407 при угле возвышения 45°; 6,4 при угле возвышения 30°; 2,5 при угле возвышения, 6,5°--

Выстреливается из шестиствольного орудия. Твердое топливо - 7 пустотелых пороховых шашек. Сопла расположены по окружности на расстоянии ⅔ длины снаряда от его носка. Оси сопел наклонены к оси снаряда для сообщения ему быстрого вращения. Боевой заряд расположен в задней части снаряда. Донный ударный взрыватель взводится центробежной силой. Скорострельность - 6 пусков за 90 сек.

X-11946Пуск в воздухе или с земли, исследов.США, «Белл»59303700238 + пилот9,31400Крыло 8,4, стабилизатор 3,42660 на высоте 18-24 км16024 0002720 X 4,2 с турбонасосной системой

Жидкий кислород - спирт; четырехкамерный двигатель фирмы «Риэкшн Моторс» с тягой 680 кг от каждой камеры. Первый пилотируемый сверхзвуковой самолет

Батарейный снаряд - Z1942Земля - воздухАнглия25,4-9,0 включая 4,3 ВВ1,81004 стабилизатора--6 000Тяга продолжительностю 3 сек.

Кордитовые шашки. Взрыватель, приводимый в действие давлением воздуха


вперёд
в начало
назад