ГЛАВА V

УПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ БОМБЫ И ТОРПЕДЫ

В 1946 г. штаб английских военно-воздушных сил приступил к выполнению плана создания нескольких новых типов реактивных бомбардировщиков дальнего действия для замены обычных бомбардировщиков «Ланкастер» и «Линкольн». В основу конструкции этих бомбардировщиков были положены три новые малоизученные формы крыла в плане. В результате были созданы бомбардировщики «Валиант» со стреловидным крылом, «Виктор» с серповидным крылом и «Вулкан», имеющий крыло треугольной формы в плане.

Эти самолеты по основным показателям почти в два раза превосходят своих предшественников, достигнув боевого потолка 12—18 тыс. м и скорости 950—1100 км/час.

С появлением этих новых бомбардировщиков, обладающих высокими летно-тактическими данными, возник ряд тактических и технических проблем, в числе которых одной из важнейших является точность бомбометания. Несмотря на наличие высокоразвитой радиолокационной техники обнаружения цели и точной прицельной аппаратуры, бомбометание с самолета, летящего на скорости, близкой к звуковой, с высоты 15—18 тыс. м связано с большими трудностями, так как бомба должна сбрасываться с самолета с упреждением порядка 10 км. Очевидно, что старые типы свободно падающих авиабомб не всегда можно эффективно использовать для бомбометания с бомбардировщиков новых типов.

Разрешить эту проблему можно только путем создания управляемой авиабомбы. Научно-испытательным учреждениям английского министерства снабжения было поручено разработать ряд проектов таких авиабомб. Позднее они были переданы промышленности для изготовления первых образцов управляемых авиабомб. Высшие офицеры английских военно-воздушных сил считают, что создание таких бомб является «самым большим шагом вперед в усилении мощи военно-воздушных сил».

Как действует управляемая авиационная бомба? Разработано несколько способов управления авиабомбой.

Р и с. 60. Принцип наведения простейшей управляемой авиабомбы.
1 — цель; 2 — бомба сбрасывается с самолета на удалении 9—16 км от цели (в зависимости от скорости полета) как обычная свободно падающая авиабомба; 3 — положение бомбардировщика в момент сбрасывания бомбы, высота полета 15 000—18 000 м, 4 — положение бомбардировщика в последней фазе наведения бомбы на цель; 5 — отражение импульса самолетного радиолокатора от бомбы оставляет след на экране радиолокатора. Бомбардир управляет полетом бомбы так, чтобы ее след на экране радиолокатора совпадал с отметкой цели, 6 — облака; 7 — радиокоманды с бомбардировщика корректируют направление полета бомбы на последнем отрезке ее траектории; 8 — радиоальтиметр управляемой атомной бомбы приводит в действие ее взрыватель на заданной высоте над целью; 9 — пространство, охватываемое радиолокатором самолета.

Простейший из них заключается в следующем: сброшенная с самолета бомба свободно падает на большей части своей траектории и на заключительном этапе своего пути управляется по радио с самолета, с которого она была сброшена (рис. 60). Весьма существенно при этом, чтобы бомба была сброшена с самолета с наибольшей точностью при помощи радиолокационного прицела.

Район цели виден на экранах радиолокаторов штурмана и бомбардира в виде карты, имеющей сходство с негативом фотоснимка. Изображения заводов, железных дорог и мостов на экране светлее, потому что они сильнее отражают импульсы радиолокатора, тогда как реки и другие водные пространства отражают импульсы слабее и поэтому дают более темное изображение; поля и леса отражают радиоволны очень плохо и представляются на экране в виде однотонного серого фона. Качество отображения наземных объектов на экране не зависит от наличия облачности.

Простейшая управляемая авиабомба не имеет двигателя. Она сбрасывается с самолета как обычная бомба, и путь ее падения до цели можно проследить на экране радиолокатора. Бомбардир управляет полетом бомбы посредством радиосигналов, посылаемых с самолета таким образом, чтобы след бомбы совместить с изображением цели на экране радиолокатора. Работа бомбардира облегчается работой радиопередатчика в авиабомбе, который передает на самолет сигналы о движении бомбы относительно самолета, ее высоте над землей и т. д. Соответствующий вычислительный прибор самолета по этим сигналам вырабатывает управляющие команды, которые по радиолинии передаются на бомбу.

Большим усовершенствованием техники управления полетом бомбы могла бы явиться установка в бомбе телевизионного передатчика. Это дало бы возможность оператору — наводчику снаряда, как бы находясь в бомбе, наблюдать приближающуюся к нему цель. Конечно, наличие телевизионного передатчика в бомбе в значительной степени улучшило бы управление ее полетом, но надо иметь в виду, что для противника нетрудно будет установить в районе потенциальных целей несколько радиостанций для создания помех в работе телевизионной системы и тем самым сорвать управление ее полетом.

Система телевизионного управления авиабомбой была экспериментально проверена на американской управляемой бомбе ROC (рис. 61). Результаты испытаний были блестящими. Оптическая система телевизионного передатчика («телеглаз») находилась в головной части бомбы. Командные сигналы передавались по радиолинии на бомбу и воздействовали через сервомоторы на хвостовое рулевое кольцо. Кольцеобразная несущая поверхность крыльевого профиля в сечении укреплена в средней части корпуса бомбы и выполняет функции крыла.

Р и с. 61. Американская управляемая авиабомба ROC.
Радиоимпульсы, посылаемые с бомбардировщика, передаются сервомоторам бомбы, которые, воздействуя на хвостовое рулевое кольцо, корректируют траекторию ее падения.

При оценке результатов испытаний следует учитывать разницу между испытаниями бомбы, проводившимися в идеальных полигонных условиях, и применением ее в реальных боевых условиях, когда противник использует все имеющиеся в наличии средства для создания радиопомех в работе системы управления полетом бомбы.

В числе примененных в Северной Корее беспилотных пикирующих бомбардировщиков «Хелкет», управлявшихся по радио, было несколько самолетов, снабженных телевизионными передатчиками. Применение таких самолетов было успешно, так как противник был застигнут врасплох. Но весьма сомнительно, что нападающая сторона надолго сохранила бы это преимущество в войне большого масштаба с хорошо подготовленным противником.

Создание надежной системы управления полетом авиабомбы, которая смогла бы противостоять помехам, создаваемым противником, сопряжено с чрезвычайно большими затруднениями, и, поскольку мы в области создания оружия вступили в «эпоху электроники», эта задача приобретает все большее значение. Сравнительная легкость, с которой заглушают обычные широковещательные радиопередачи, может служить мерилом этих затруднений. Радиосигналы, излучаемые аппаратурой управления, находящейся на бомбардировщике, можно заглушать с таким же успехом.

Основные промышленные центры страны можно окружить мощными заглушающими станциями, которые перекроют мощность радиосигналов аппаратуры управления и наведения авиационных бомб самолета-бомбардировщика.

Корабли также могут быть оборудованы аппаратурой для создания помех в работе радио— и радиолокационной аппаратуры управления и наведения авиационных бомб. Только управляемые зенитные снаряды и снаряды воздушного боя могут действовать в сравнительно одинаковых условиях со своим противником, поскольку размещение на самолете оборудования для создания мощных радиопомех встречает очевидные затруднения.

Наибольшую трудность при конструировании управляемых авиационных бомб представляет разрешение вопросов, связанных с электронным оборудованием. По этой причине первоначальные усилия должны быть направлены на создание «простейшей управляемой авиабомбы» (рис. 60). Этот тип бомбы имеет то преимущество, что в случае даже полного отказа в работе или уничтожения аппаратуры наведения бомбы она все же упадет достаточно близко к цели и причинит ей значительный ущерб.

Простейшим способом борьбы с радиопомехами противника является так называемый «радиозамок». Принцип его работы заключается в следующем: с самолета одновременно передается несколько командных радиосигналов на различных частотах; соответственно эти сигналы принимаются таким же количеством крошечных радиоприемников управляемого снаряда. Только при работе на всех каналах одновременно снаряд будет реагировать на командные радиосигналы. Хотя противник и в состоянии раскрыть все рабочие каналы, но он не может знать точную комбинацию частот радиосигналов, назначенных для данного снаряда.

Возможно также создать систему синхронного переключения радиочастот бомбардировщика и управляемой бомбы. Кажется, не существует границ для ухищрений, к которым могут прибегать специалисты по электронике, и они всегда должны стремиться превзойти своих коллег из лагеря противника. Соблюдение секретности и внесение максимального разнообразия в применяемые методы управления полетом бомбы являются факторами чрезвычайной важности.

Конечно, для управления полетом снарядов могут быть применены не только радио— и радиолокационные устройства. Немцы очень много внимания уделяли созданию систем самонаведения с использованием инфракрасных лучей, испускаемых источниками тепла, каковые имеются, например, на заводах, кораблях, самолетах и т. д. Известно, что разработка таких систем управления сейчас продолжается в США.

Необязательно атаковать цель бомбами падающего типа. На современном скоростном бомбардировщике, летящем на малой высоте, можно перевозить управляемые авиационные торпеды, снабженные развитыми крыльями и ракетным двигателем с целью увеличения дальности полета. Чтобы удовлетворить требованиям полета на сверхзвуковой скорости, авиационная торпеда должна иметь вытянутую форму и заостренную носовую часть. Крылья торпеды должны обеспечить возможность планирования на цель с большой скоростью. Основным условием, обеспечивающим точный полет торпеды к цели, является точное выдерживание в момент пуска торпеды необходимой высоты и скорости полета самолета-носителя и заданного удаления от цели, а также точная установка заданного курса торпеды, контролируемого радиолокатором самолета. Управление полетом такой бомбы может осуществляться по системе «счисления пути», когда угловое положение торпеды в инерциальном пространстве контролируется с помощью гироскопов, а ее движение управляется интеграторами ускорений. Соответствующим образом установленные акселерометры измеряют составляющие ускорения торпеды в горизонтальной плоскости, а интегрирование сигналов на выходе акселерометров обеспечивает получение данных о полете торпеды относительно земной поверхности. Любое отклонение торпеды от заданного курса корректируется сервомеханизмами, действующими на рули управления торпеды. Точное попадание торпеды в цель зависит от точности сбрасывания ее над определенным наземным ориентиром, расположение которого относительно цели нам известно. Правильность местоположения точки бросания может быть проверена бомбардиром и штурманом самолета путем использования дополнительных контрольных ориентиров. В случае применения ядерного заряда взрыв бомбы в воздухе можно осуществить с помощью радиовысотомера или с помощью временого механизма, связанного с основной системой управления.

Преимущество управления движением торпеды путем счисления пути состоит в том, что торпеда, будучи пущенной с самолета, движется к цели самостоятельно и на нее не могут влиять радио— или любые другие помехи, создаваемые противником. Полет ее может быть прекращен только при попадании в нее снаряда. Применяя такую торпеду, летчику не нужно вести бомбардировщик над целью; сбросив торпеду на значительном удалении от цели, он может немедленно возвращаться на базу. Однако торпеду легче сбить огнем зенитной артиллерии или зенитными управляемыми реактивными снарядами, чем бомбу падающего типа.

Одним из первых образцов управляемых авиационных торпед с ракетным двигателем является американская управляемая торпеда В-63 «Раскл», созданная авиационной фирмой «Белл» на основе своего опыта проектирования сверхзвуковых самолетов. Корпус торпеды В-63 частично размещается внутри бомболюка бомбардировщика дальнего действия. Конструкция подвески торпеды аналогична подвесному устройству, установленному на бомбардировщике В-29 «Суперфортресс» для пуска в воздухе известного экспериментального самолета Белл Х-1.

Р и с. 62. Бомбардировщик В-29 „Суперфортресс", применявшийся в качестве самолета-носителя для перевозки и пуска в воздухе экспериментального сверхзвукового самолета „Белл" Х-1. В декабре 1953 г. „Белл" Х-1 достиг скорости полета 2576 км/час.

Для обеспечения достаточного удаления бомбардировщика-носителя в момент пуска торпеды от зоны наибольшей концентрации зенитного огня противника торпеда, вероятно, будет сбрасываться на высоте порядка 12— 16 тыс. м, на удалении от цели по меньшей мере на 160 км. Торпеда сбрасывается в горизонтальном положении с выключенным двигателем. Начальный курс торпеды задается навигационной системой бомбардировщика и выдерживается в полете при помощи собственного автопилота торпеды. Немедленно после сбрасывания торпеды включается ее ракетный двигатель, и после короткого горизонтального полета она, повидимому, набирает высоту. На вершине траектории торпеда достигает своей проектной скорости (1,5—2,0 Ма). Возможно, что на среднем участке пути управление полетом торпеды осуществляется при помощи системы программного управления. При таком способе управления торпеда, сброшенная над известным наземным ориентиром на определенной высоте и скорости, летит в соответствии с заранее составленной программой. Команды этой программы можно нанести на стальную ленту, которая пропускается через командный прибор автопилота торпеды. Подчиняясь этим командам, торпеда выполняет в полете ряд необходимых действий: набирает высоту или, наоборот, снижается, включает и выключает свой двигатель и т. д. Все команды выполняются в строгой заранее установленной математически вычисленной перед полетом последовательности.

Такая система управления, конечно, не реагирует на любые помехи, создаваемые противником, однако ошибки, возникающие вследствие сноса торпеды ветром, могут быть достаточно велики, чтобы на заключительном, участке ее полета потребовалось вмешательство бомбардира-оператора или радиолокационной системы самонаведения для уточнения наведения ее на цель.

В настоящее время ведутся работы по созданию системы управления, обеспечивающей полную автоматизацию наведения торпеды на цель.

Американская управляемая торпеда «Раскл» сконструирована таким образом, что она поражает цель с пикирования со сверхзвуковой скоростью. «Раскл» может иметь атомный боевой заряд, взрыватель которого может быть предварительно отрегулирован для взрыва бомбы над целью в воздухе.

В настоящее время в стадии разработки находятся запускаемые с самолета снаряды для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Представителем этого класса снарядов является американский управляемый снаряд «Петрель» с крестообразными крыльями (см. приложение II). Снаряд имеет турбореактивный двигатель Ферчайлд J-44 с тягой около 450 кг. Дальность полета снаряда в воздухе свыше 30 км, причем некоторую часть пути к цели он может идти под водой, управляясь при помощи системы самонаведения. Разработка и усовершенствование этого снаряда осуществляются совместно отделом управляемых снарядов фирмы «Ферчайлд» и управлением вооружений военно-морского министерства США. Таким снарядом будет вооружен вертолет Белл HSL-1, предназначенный для борьбы с подводными лодками.

Управляемый снаряд «Петрель» в некоторых отношениях имеет сходство с немецкой управляемой авиационной торпедой Hs-294, которая представляет собой модифицированный вариант более известной торпеды этой же фирмы Hs-293, которая предназначалась для уничтожения надводных кораблей и была в состоянии проходить небольшой отрезок пути под водой, причем крылья и двигатель отделялись от корпуса, как только она входила в воду в непосредственной близости от цели. Контактный взрыватель не действовал при ударе о воду и срабатывал только при попадании бомбы в корабль ниже ватерлинии.

Таковы вкратце основные проблемы, связанные с развитием управляемых авиационных бомб и торпед. Было бы несерьезным считать, что освоить такой вид оружия очень легко, так как создание надежной системы управления, обеспечивающей наведение на цель подобных снарядов с желаемой степенью точности, потребует больших усилий. Но можно с уверенностью сказать, что новые управляемые бомбы и торпеды будут коренным образом отличаться от своих немецких предшественников — бронебойной бомбы «Фриц» Х-1, при помощи которой был потоплен итальянский линкор «Рома» после его сдачи в 1944 г., и управляемой авиационной торпеды Hs-293, при помощи которой немцы атаковали с расстояния 5—8 км морские корабли союзников.

Появление атомных бомб малого калибра в условиях дальнейшего совершенствования реактивных двигателей и систем телеуправления сделает управляемые снаряды таким мощным оружием, которое во всех отношениях превзойдет любое оружие прошлого.

вперёд
в начало
назад