Жанр — советский лубок. О самом полёте да и о космонавте информации мало. Зато можно лучше понять время, когда имя дублёра нельзя было назвать, данные о ракете исчерпывались её мощью в лошадиных силах, а рисунок корабля не имел ничего общего с действительностью. — Хл. |
Дорогая редакция!
Мне 12 лет, учусь я в 6 классе, учусь хорошо, здоровье у меня хорошее. Я очень хочу лететь на Марс или на Венеру. Как нужно готовиться к полету?
Киселев Петр, г.Мончегорск, Мурманской области".
Прочитал я твоё письмо, Пётр, и... позавидовал. Позавидовал таким, как ты. Понятно, и учиться тебе ещё надо, и вырасти, но к тому времени обязательно начнутся полёты к планетам. Представляю себе большой космодром. На перроне космического вокзала тебя провожают в дальний полёт папа, мама, товарищи, учителя, даже строгий директор школы дарит тебе букетик цветов, желает счастливого пути и очень гордо говорит: «Это мой ученик, мой воспитанник... Он летит на Луну строить гостиницу «Земля»... Да, Петя, к тому времени понадобятся не только космонавты-пилоты. Может быть, потребуются даже небесные каменщики и монтажники, слесари и механики, радисты и инженеры, геологи... Ведь должен же кто-то построить на других планетах посадочные площадки, мастерские, склады горючего, исследовать безводные лунные моря, марсианские каналы, узнать, что таится в недрах планет!..
Множество важных и увлекательных дел ожидает тебя, друг. Как к ним готовиться?
Сегодня я расскажу тебе об одном из космонавтов, бесстрашном Германе Титове, который за один день совершил семнадцать кругосветных путешествий.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ПАРНИШКА
Рос в дальнем алтайском селе парнишка по имени Герман. Ничего необыкновенного не было в его жизни, разве только что очень рано, с трёх лет, он встал на лыжи, а когда отец подарил ему гармошку, поиграл, поиграл да и утопил её в озере — не понравилось, что очень грустно играет.
Больше всего на свете гордился Герман дружбой с отцом. Казалось, нет такого дела на земле, которого бы не знал отец Степан Павлович, учитель русского языка и литературы. Вместе с колхозниками выходил Степан Павлович в поле на любую работу: пахал, косил, разводил сады, слыл первым трактористом и лучшим шофёром, плотничал, дирижировал школьным оркестром, сам на скрипке играл, стихи писал, сочинял песни, которые и по сей день поют односельчане. В школе, в клубе висят картины, нарисованные учителем, в классах — приборы, сделанные его учениками. Домик в селе Полковниково тоже сам срубил и поставил Степан Павлович. Тут и Герман ему помогал, как мог. Вот почему всегда шли к Степану Павловичу за помощью и советом, любили его все от мала до велика и называли между собой: «Золотая душа, золотые руки».
Всё шло отлично, и вдруг... война!
— Ну, Гера, — сказал, отправляясь на фронт, отец, — теперь ты самый главный помощник в доме. Береги маму, сестрёнку. Разобьём фашистов, и я вернусь... Потерпи малость...
Вот до сих пор, если случится трудная минута, повторяет Герман любимое отцовское выражение: «Потерпи малость».
Кончилось у Германа беззаботное детство.
Вместе с мамой Александрой Михайловной и сестрёнкой Земфирой Герман переехал к дедушке в посёлок Майское утро.
Александра Михайловна работала в колхозе. Вместе с ней выходил в поле Герман.
Вот как вспоминает он об этой поре: «Приходилось нелегко, и тогда-то я понял: быть мужчиной — это значит, по вечерам ноют от работы руки и ноги, болит спина, а поутру снова выходить в поле и не хныкать. Война не баловала. Трудно было купить ботинки вместо стоптанных до дыр, не стало папирос и махорки. Дед Михайло затосковал по куреву. В доме появился самодельный резак, и в мою обязанность вошло приготовление самосада для деда...»
Да, много настоящих мужских забот и дел выпало на долю Германа, а было тогда этому «мужчине» всего 8 лет...
Особенно подружился Герман с дедом своим Михаилом Алексеевичем Носовым — старым партизаном. Довелось деду Михаиле воевать за Советскую власть с царскими генералами, белобандитами, строить в тайге посёлок, в котором они теперь жили, создавать первую коммуну «Майское утро», где бедняки-крестьяне, бывшие партизаны и фронтовики решили жить и трудиться сообща.
Как выдастся свободный вечерок, заберутся они с дедом на печку и начинают долгие разговоры.
— Дедушка, про партизан, — просит Гера. И дедушка рассказывает, как добывали они оружие, как били врагов революции, как строили новую жизнь.
Ещё интересно слушать про маленьких папу и маму, а то и смешную задачку решить, которую тут же выдумывал дедушка.
Поздно приходит домой с работы Александра Михайловна. Смотрит: дочка Земфира спит, в доме всё прибрано, в кадке полно воды, дрова на утро припасены, а сына с дедом не видно. Прислушивается — с печки доносится тихий шёпот...
— Опять запечные тайны, — смеётся Александра Михайловна. — Идите ужинать, вояки... Писем нет? — спросит и сразу нахмурится. Знали дома, что Степан Павлович вновь сел за руль машины, стал фронтовым шофёром. Придёт письмо — все немного успокоятся, а потом опять волнения: что-то за вести доставит почта?..
1945 год! Победа!.. Скоро придёт Степан Павлович...
ШКОЛА
Когда вернулся отец, Титовы снова переехали в свой домик в селе Полковниково.
Степан Павлович стал работать в своей старой школе, а для Германа, который начинал учиться в Майском утре, эта школа была новой.
Если внимательно всмотреться в лицо космонавта, то можно заметить на его левой щеке едва заметный шрам.
Это память о «знакомстве» с новыми товарищами по школе, которые решили испытать новичка — «учительского сына».
Не стерпев обид от одного особенно задиристого парня, Герман однажды ответил на них добрым ударом. Началась драка. Новичок оказался не робкого десятка. Защищаясь от ударов Германа, задира чем-то рассадил ему левую щёку...
С тех пор Германа никто больше не трогал, а он, забыв об обидах, подружился с ребятами, и дружба эта сохранялась долгие годы учёбы.
Вместе с друзьями увлекался Герман футболом, лаптой, коньками, вступил в литературный кружок и даже опубликовал в школьном журнале «Наше творчество» свой рассказ «Разведка». Это история о том, как четверо солдат-разведчиков нашли в сарае спрятавшихся фашистов. Хотя врагов было много, смелые разведчики вступили в бой и победили. В этом же журнале помещён ребус Германа. Нарисованы: коровий рог, перечёркнутый болт, нотная линейка, листок календаря — «май 1948 года», попугай. Внизу подпись: «Тем, кто мешает на уроках». Расшифровывался ребус так: «На уроках не болтай, как заморский попугай».
Несколько журналов, они хранятся в школе и сейчас, переписаны рукой Германа. Работа немалая, если учесть, что в одном из них 72 страницы, в другом 110.
Сохранились и другие литературные опыты Германа: сказка «Кому чёрт, кому мёд», написанная в 6 классе, и рассказ «В метель».
Дружба с отцом привила Герману любовь к технике. Он собирал радиоприёмники, физические приборы, научился у клубного киномеханика «крутить фильмы», а у колхозного шофёра дяди Тиши — водить автомашину.
Вместе с друзьями без конца ремонтировал школьную электростанцию, которую ребята звали гордо: «Наша ТЭЦ».
Как-то вечером Герман учил немецкие слова. Прикрыв рукой страницу, он вслух повторял заданное, а потом, приподняв ладонь, проверял. Степан Павлович, который преподавал ещё и немецкий язык, наблюдал за сыном.
— Гера, а что если мы с тобой придумаем одну вещь?
— Какую? — оживился Герман.
— А вот, смотри... — отец взял лист бумаги, стал что-то чертить.
Вместе с отцом они смастерили большой щит. Несколько вечеров Герман прилаживал к нему металлические кнопки, паял паутину из тоненьких проволочек...
Однажды, придя на урок, ребята увидели в классе этот необыкновенный щит. На нём были выведены немецкие и русские слова, блестели кнопки, сбоку свешивались два провода с наконечниками.
— Что это, Степан Павлович? — зашумел класс.
— Сейчас узнаете. Повторим, что было задано на дом.
И вот тут-то началось самое интересное. Ученик подходил к щиту, брал в руки два провода. Кончиком одного он прикасался к кнопке у русского слова, названного учителем, а вторым проводом должен был показать это же слово по-немецки. Первый спрошенный то ли от волнения, то ли по другой неизвестной причине неправильно показал немецкое слово. И тут же, к всеобщему изумлению, в центре щита вспыхнула яркая цифра «2».
— Ой, — завопили ребята, — сам себе отметку ставит!.. ...Летом самым большим удовольствием был для повзрослевшего Германа отцовский велосипед. Никому в том не признаваясь, он решил с помощью этой машины закалять себя, воспитывать выносливость — делать ежедневно сто километров. Пошлёт мать в магазин на станцию, а Герман едет за покупками в Майское утро — 35 километров. С велосипедом связано и одно очень печальное событие. Во время экзаменов попросили ребята Германа привезти математические таблицы. Помчался он на велосипеде домой, вдруг из-за плетня выскочила на тропинку курица — и прямо под колесо.
Машина на большой скорости резко вильнула, и, не успев опомниться, Герман перелетел через руль. Он тут же вскочил, начал поднимать велосипед и вскрикнул от боли. Левая рука опухла, посинела...
«Потерпи малость», — прошептал Герман и, взявшись за руль одной правой рукой, попытался сесть на машину. Пришлось, превозмогая боль, помочь и левой. Сжав зубы, чтоб не стонать от боли, Герман поехал в больницу.
— Да у тебя перелом руки, молодой человек, — сказал врач и с уважением посмотрел на парня, даже не пикнувшего во время осмотра. — Придётся тебе в гипсе походить, пока не срастётся...
Дома Герман успокоил родных:
— Ничего, пустяки.
Однако в душе он был очень расстроен, боялся, что не сможет, как прежде, заниматься спортом.
Спустя недели две, когда дома никого не было, Герман налил в таз воду и стал осторожно размачивать гипс возле локтя. Вот локоть свободен. Герман потихоньку сгибает руку. «Так... Гнётся плохо... Ничего... Ещё раз...»
Тайком ото всех Герман ежедневно делал упражнения, чтобы восстановить подвижность руки. Когда сняли гипс, он ещё упорнее стал заниматься гимнастикой.
Вскоре в селе и позабыли, что у парнишки сломана рука. Он лихо гонял на велосипеде, играл в волейбол, ловко выполнял упражнения на брусьях и турнике.
БУДУ ЛЁТЧИКОМ!
Наверное, нет на свете школьника, который бы сразу решил своё будущее. Десятки профессий кажутся интересными, и выбор их подчас меняется от класса к классу.
Сначала увлекли рассказы любимого учителя, потом полюбившийся герой книги, либо пример родителей, экскурсия или, что ещё важнее, работа на заводе, в колхозе, участие в школьном кружке, знакомство с интересным человеком.
Так было и с Германом. В последние годы учёбы он всё чаще и чаще стал вспоминать встречи с дядей Сашей — военным лётчиком, маминым братом.
Так пришло решение — «Буду лётчиком».
Теперь уже цель ясна, и, попав в военную лётную школу, Герман мечтает лишь об одном — «Скорее бы в воздух».
Но ждать пришлось долго... Сначала человека нужно приучить к порядку, дисциплине. Без этого не может быть военного человека, тем более лётчика.
Оказывается, совсем не просто держать равнение в строю, скатывать в тугой круг шинель, владеть боевой винтовкой, одеваться по тревоге, нести караульную службу, одним словом, постичь все премудрости, что составляют в армии курс молодого бойца.
Были у Германа и минуты растерянности, были нелады с воинским уставом, а значит, и наказания, вплоть до отсидки на гауптвахте.
Темпераментный, подчас нетерпеливый, резкий, он не сразу понял, как необходимо всё, чему его учат, как внимательно и заботливо, хотя внешне и строго, воспитывают командиры будущих лётчиков.
А за курсом молодого бойца — снова учёба.
Прежде чем полететь, курсант должен очень многое знать: как устроен самолёт, по каким законам он держится в воздухе. Будущий лётчик должен научиться прокладывать путь самолёта по карте и точно находить воздушные дороги, знать, когда помогает и когда мешает лётчику ветер... Только после этого можно сесть в самолёт.
В учебном самолёте «ЯК-18» две кабины, два штурвала. В передней кабине инструктор. Это он ведёт машину, а курсант, едва касаясь рукой второго штурвала, повторяющего движения первого, пытается постичь непрерывный и таинственный поток колебаний.
Полёт за полётом, и рука курсанта уже начинает различать в этом потоке и стройность, и меру; ей уже позволено взять штурвал и попробовать подчинить себе самолёт, направив его пока что по прямой. Но до чего же это трудно! Самолёт то ныряет вниз, то задирает нос да при этом так и норовит закружиться!
Ещё полёты, и незаметно штурвалы как бы меняются ролями — «главный» теперь во второй кабине, а рука инструктора всё реже вмешивается в управление.
А потом... потом наступает событие, которое курсанты помнят всю жизнь: первый самостоятельный полёт — день рождения лётчика.
Инструктор Гонышев, первый учитель Титова, был не очень доволен своим учеником — уж очень неровно летал Герман, всё что-то искал, что-то пробовал и не всегда удачно. Были у Германа такие минуты, когда закрадывалось сомнение, хотелось бросить всё и уехать: «Не получится из меня лётчика!» Но незаметно для себя он всё больше и больше увлекался полётами, и настал день, когда в кабине самолёта Герман остался один...
— Ну, Титов, — говорит стоящий у крыла инструктор, — пойдёте сами. Полёт по кругу. — И вдруг переходит на «ты». — Делай всё спокойно, как со мной. Знаю, справишься...
— Справлюсь, товарищ инструктор, — сдерживая волнение, отвечает Герман.
— Запускай!
— От винта! — командует Герман и запускает мотор. Жёлтый шарик рычага управления мотором удобно ложится в ладонь левой руки. Правая рука уже привычно прижимает к телу штурвал, ноги стоят на педалях...
— Разрешите выруливать?
— Пошёл!..
Старт. Герман плавно прибавляет обороты мотора. Самолёт начинает разбег... Штурвал от себя... Самолёт поднимает хвост... Вот уже линия горизонта «режет» козырёк кабины. Скорость растёт... Колёса уже едва касаются земли... Какой-то миг, чуть-чуть штурвал на себя, и машина повисла в воздухе. Теперь она мчится над землёй. Мелькает, стремительно убегая под крыло, зелёное поле аэродрома. Быстрый взгляд на приборы. Скорость переваливает за сто километров, машина рвётся ввысь... Штурвал на себя, и земля плавно уплывает куда-то вниз... Первый разворот... «Спокойнее», — говорит себе Герман.
Самолёт идёт по прямой.
Под крылом проплывают постройки; вон в огороженном квадрате аэродрома люди — его друзья. Они, конечно, следят за его полётом. Кто-то сейчас готовит «Боевой листок» с поздравлением... Такая традиция...
Над землёй парит счастливый человек, начинающий покоритель воздушного океана — лётчик Титов... Да, теперь уже лётчик!
Ему ещё много учиться. Впереди полёты на более скоростном самолёте «ЯК-11», потом реактивный истребитель «МИГ». Но Титов уже знает — без авиации ему не жить, он будет лётчиком.
ПОЛЁТ... В НИКУДА
В голубой вышине беззвучно сверкнул белый, похожий на стрелу самолёт и скрылся с глаз, а следом за ним в небе пронёсся и также исчез могучий гул, словно кто-то невидимый, рассвирепев, догонял промчавшуюся стальную птицу.
Это за реактивным самолётом гнался отставший от него его собственный звук. Огромные сверхзвуковые скорости у этих машин, поэтому сначала их видишь, а только потом слышишь...
Вот такой чудо-самолёт получил после школы уже в гвардейской воинской части лётчик-лейтенант Титов. А какие замысловатые каскады фигур выделывал на своём новом самолёте молодой офицер! Взмыв свечой к облакам, он чертил в воздухе петли, восьмёрки; штопором ввинчивался в небо; переворачивал машину через крыло вверх ногами; как ястреб, молнией падал вниз... Высший пилотаж! Отлично летал Титов.
И вот приходит время, когда тысячи и тысячи людей захватывает новая, сказочно-смелая мечта — совершить полёт на ракете!
Все понимали — недалёк тот день, когда человек сможет отправиться к звёздам.
Мечтал и Герман Титов. Мечтал, не подозревая, что именно он будет одним из немногих, кому Родина доверит свои первые космические корабли.
...Назначение в группу космонавтов было радостным и неожиданным. Титов переезжает в другой город, знакомится с новыми товарищами. Все они молодые, весёлые, сильные, прекрасные лётчики, спортсмены. Живут космонавты, как родные братья. Особенно подружился Герман с одним из них — Юрием Гагариным.
Снова дни проводят в напряжённой учебе, тренировках. Перед Германом открывается мир сложных и необычайно интересных знаний.
Часами просиживают космонавты в кабине звёздного корабля, изучают её до малейшего винтика, разыгрывают на земле предстоящий полёт.
Герману кажется, что не совсем удобно для пилота оборудован пульт управления. Он долго проверяет свои сомнения, затем что-то чертит и, наконец, решает поделиться своими мыслями с Главным конструктором.
— Титов прав, — говорит своим сотрудникам Главный конструктор, — нужно внести изменения.
Нет, не зря ещё в школьные годы увлекался Герман техникой. Специальный технический совет, который тщательно изучает и проверяет конструкцию космического корабля, надёжность его механизмов и сложной аппаратуры, приглашает Титова участвовать в своей работе.
Чем ближе время первого полёта, тем настойчивее тренируются космонавты. Особенно трудно выдержать центрифугу — «чёртову карусель», как прозвали её лётчики.
На длинной металлической балке — закрытая кабина, похожая на футляр. В ней на мягком упругом кресле полулежит человек. Вот футляр захлопывается, взвывает мотор, и кабина начинает бешено вращаться.
Невероятная сила прижимает лётчика к сиденью, будто хочет его раздавить. Собственный вес человека возрастает до огромных размеров. Нельзя пошевелить ногой, рукой, голова кажется налитой свинцом...
Далеко не всякий выносит эту чудовищную перегрузку. Но будущий космонавт должен не только совладать с ней, но и следить при этом за световыми сигналами, выполнять разные задания. Ведь при взлёте ракеты, когда возникнет такая перегрузка, ему придётся работать с приборами, поддерживать связь с Землёй.
Ещё труднее — ротор. Здесь кабина укреплена таким образом, что может вращаться сразу в трёх плоскостях. Но Герман хорошо переносит и это невообразимое кружение.
Организм лётчика должен быть подготовлен к любым положениям и состояниям космического корабля. И вот Титов стоит на краю большого круглого стола. У него вместо ножек целая система рычагов. Механизм включён, и стол начинает качаться, как палуба корабля. Герман балансирует, не сходя с места. Качка всё сильнее и сильнее, кажется, что под «палубой» разыгрался невиданный шторм. Но Герман не падает, не теряет равновесия — стоит как ни в чём не бывало.
При запуске мощные двигатели сообщают ракете на какое-то время вибрацию. К ней тоже заранее приучают космонавтов, на особой площадке — вибростенде. Он лихорадочно бьётся, сотрясая тело противной мелкой дрожью. Титов и тут не сдаётся. На очередную тренировку он приходит с книгой. В первые минуты буквы прыгают перед глазами, сливаются в сплошную рябь. Но потом он как-то привыкает и спокойно читает вслух.
Космонавты подолгу и упорно занимаются спортом.
С удовольствием упражняется Герман на батуде — широкой резиновой сетке. Стоит посильней оттолкнуться, и тебя подбросит так высоко, что можно в воздухе «выкрутить» сальто. А Герман уже давно занимается акробатикой.
В программу подготовки космонавтов входит парашютный спорт. Сначала они прыгают с обычного самолёта, опускаясь то в поле, то на воду. Потом переходят на реактивный и выбрасываются уже на катапультирующем кресле.
Есть люди, которые боятся темноты, нервничают, если долго остаются в одиночестве, их раздражает абсолютная тишина. А космонавт? Он первым из людей покинет Землю, будет летать один среди звёзд, там, где вечная темнота и тишина... Выдержат ли нервы?
И вот одно из самых важных и ответственных испытаний — земная репетиция космического полёта.
— Ну, до свидания, — говорит Титову врач у входа в сурдокамеру. За космонавтом захлопывается тяжёлая стальная дверь.
В кабине кресло, пульт управления, запас пищи, дневник, телевизионная камера, которая позволяет врачам следить за состоянием космонавта... Тишина. Даже часы — и те бесшумны.
В камере Титов один. Начинается полёт в... никуда. Он продолжится много, много дней.
Строго по расписанию Титов выполняет заданную программу, как если бы он находился в настоящем полёте, ведёт дневник, делает физзарядку, завтракает, обедает, ужинает, в назначенный час ложится спать.
Ни один внешний звук не проникает в камеру. Герман сообщает на Землю показания приборов, сведения о своём самочувствии. Его видят и слышат, но не отвечают... Ох, как это тяжко!
В «полёт» Герман взял томик любимого поэта — Пушкина. Он читает вслух и заучивает наизусть «Евгения Онегина», поёт, чтобы рассеять гнетущую тишину, рисует портрет Циолковского, футболистов...
«Полёт» закончен. Из сурдокамеры выходит обросший светлой курчавой бородкой, утомлённый, но, как всегда, спокойный Герман Титов. Его только немного покачивает в первые минуты, как человека, долго не встававшего с постели.
И вот, наконец, тренировки окончены. Наступает исторический день первого старта человека в космос.
Готовились к полёту двое: Гагарин и Титов. Лететь должен был Гагарин, но в случае необходимости его мог заменить Титов. Накануне полёта они вместе легли спать, вместе проснулись, позавтракали, надели герметические скафандры и отправились на космодром Байканур.
Оба космонавта чувствовали себя хорошо, и Гагарин отправился в полёт.
Перед тем, как занять своё место в кабине космического корабля «Восток», Юрий Гагарин попрощался с товарищами, крепко обнял друга.
Было это 12 апреля 1961 года. Полёт прошёл превосходно, и изумлённый мир с восхищением и гордостью повторял имя Юрия Гагарина. Первый человек с нашей планеты поднялся в тайные глубины Вселенной и за 108 минут облетел вокруг земного шара!
В книге Гагарина «Путь в космос» мы прочли сердечные, тёплые слова: «Космонавт Два был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго, более сложного».
Так писал Гагарин о своём друге, имя которого пока нельзя было называть. Не знали мы и о том, что за активное участие в подготовке первого полёта и усовершенствования, внесённые в конструкцию космического корабля, Герман Титов получил высокую награду — орден Ленина.
По-прежнему скромный, трудолюбивый, Герман продолжает готовиться к более сложному полёту, тщательно изучая опыт Юрия Гагарина. Теперь его очередь, а рядом с Титовым новый напарник — Космонавт Три...
ДО ЛУНЫ И ОБРАТНО
6 августа 1961 года... По степной дороге идёт голубой автобус. В кресле сидит Герман Титов, одетый в высокий герметический костюм — скафандр и металлический шлем с надписью «СССР». Сзади в таком же облачении Космонавт Три...
Вот и космодром. Кажется, что здесь в степи, прямо под открытым небом, расположилась огромная научная лаборатория: тут множество необычных построек, диковинных механизмов. В центре поля, окружённая сложным переплетением металлических форм,- гигантская серебристая ракета. Высоко над землёй, на самой вершине ракеты, смонтирован космический корабль. Он весит почти пять тонн. Какие же нужны необыкновенные двигатели, чтобы забросить его на высоту в сотни километров!..
Мощность моторов измеряют лошадиными силами. Мотор автомобиля «Москвич», например, заменяет сорок пять лошадей. Моторы самолётов имеют уже тысячи лошадиных сил, а для этой космической ракеты их нужно... двадцать миллионов!
...Последние минуты перед стартом. Титов сердечно попрощался с друзьями и поднялся на лифте в свою кабину.
Бесшумно захлопывается за ним входной люк. На командном пункте включены телевизоры. Видно, как космонавт садится в большое пилотское кресло. Оно не простое. В нём помещён запас кислорода для дыхания, продукты. Прямо в кресло вмонтированы радиостанция, устройство для вентиляции внутри скафандра и всё, что может понадобиться космонавту после приземления. В кресле помещён и парашют. Если появится необходимость, кресло вместе с космонавтом может автоматически отделиться от корабля и плавно опуститься на землю. Перед пилотом пульт автоматического и ручного управления кораблём, приборы, радиотелефон, динамики, магнитофон, телевизионные камеры, бортжурнал корабля «Восток-2». Взят и репортёрский киноаппарат «Конвас», запас цветной плёнки.
Сквозь толстые, жароупорные стёкла трёх иллюминаторов в кабину врываются весёлые солнечные лучи.
В динамике раздаётся голос Председателя Государственной комиссии:
— Как чувствуете себя, Герман Степанович?
— Самочувствие прекрасное, — отзывается Титов. — Спасибо за внимание...
Тишина... Слышно, как часы отсчитывают минуты, оставшиеся до старта.
— Подъём! — звучит команда.
— Есть, подъём!
Неистовый гул. Из нижней части ракеты вырывается бушующее пламя и легко, словно играя, поднимает и мчит стальную сигару в небеса...
На какую-то долю минуты Герман застыл, замер от восхищения перед этой потрясающей силой, что несла его от Земли.
— Пошла, родная! — в порыве восторга крикнул Титов, и, услышав в динамике его радостный голос, счастливо улыбнулись люди, оставшиеся на Земле.
Первое мгновение Герман сидел не шевелясь. Ему хотелось запомнить всё, всё. И этот могучий бег корабля, и уплывающие поля, города, и мелькавшие за иллюминаторами ярусы облаков...
Люди на далёкой земле, которые управляют полётом ракеты, знают всё, что происходит с Титовым. Они прекрасно слышат его голос, видят его лицо, слышат даже дыхание космонавта. Обо всём сообщают умные, точные приборы, подающие радиосигналы с борта корабля.
Пульс Титова участился: 118... 134 удара в минуту, — докладывает Председателю комиссии врач.
— Проходит самый трудный участок выхода на орбиту, — поясняет он журналистам, — здесь самые большие перегрузки.
На экране телевизора видно, как сильно прижало сейчас космонавта к креслу. А тут ещё шум, тряска — ведь толкают вперёд ракету, гудят двадцать миллионов механических лошадей!
— Иду над Землёй, — снова слышен его спокойный голос.- Над самой нашей Родиной!
...Космический корабль выходит на орбиту. Умолкли двигатели, исчезла перегрузка. Тихо... Но вдруг всё закружилось перед глазами Титова: ему кажется, что неведомая сила перевернула его вверх ногами, завертела. Усилием воли Титов поворачивает голову, и неожиданно всё становится на место. Космонавт как сидел, так и сидит в своём кресле, перед ним пульт... Нет, сидит он совсем не так, как раньше — он висит над креслом! Наступила невесомость — человек, все незакреплённые вещи превратились в пушинки.
— Орёл! Орёл! — снова слышит Титов свои позывные. — Я Заря-три! Вышли на орбиту точно. Перигей — 178 километров. Апогей — 257.
Космический корабль стал спутником родной планеты.
Кабину заливают солнечные лучи. Титов выключает освещение, но вскоре корабль входит в земную тень, его обступает непроглядная звёздная ночь...
Истёк первый час полёта.
— Орёл! Орёл! Я Заря-один, разрешаю ручное управление.
— Я Орёл, вас понял! — сдерживая волнение, ответил Земле космонавт.
В этот момент даже такой волевой человек, как Титов, не мог оставаться спокойным. Ведь ещё никому из людей не довелось собственной рукой вести в космосе звёздный корабль. Самый опытный лётчик, садясь на новую машину, волнуется, когда первый раз берёт в руки штурвал, а тут... космический корабль! Подчинится ли он воле пилота? Как поведёт себя? Титов решительно кладёт правую руку на пульт управления... Первые движения... и непередаваемая радость охватывает космонавта — звёздный корабль послушен его воле!
— Заря-один, — передаёт на землю Герман Степанович. — Всё проходит отлично!
...Маленькая модель Земли — специальный прибор в виде глобуса, вмонтированный в центр пульта управления, — показала, что корабль снова должен выйти из тёмной тени.
Вот на горизонте вспыхивает ярко-оранжевая полоса, а над ней, один за другим, все цвета радуги... Над землёй заполыхал голубой ореол, в кабину заглянуло солнце... Далеко внизу видны горные отроги, узенькие ленты больших рек, поля, синие нити облаков... Сказка!
Космонавт протянул руку в сторону и легонько толкнул к себе киноаппарат. Теперь он висит в воздухе прямо против окна — не надо даже держать. Первый космический кинооператор улыбнулся, вспомнив солидную земную тяжесть «Конваса». Куда удобнее снимать в невесомости!
Пролетая над Советским Союзом, Титов докладывает Центральному Комитету партии и товарищу Хрущёву о том, что полёт проходит успешно, самочувствие отличное.
Спустя немного времени, на борт корабля приходит радостная весть.
— Орёл, Орёл, я Заря-пять, — слышит космонавт, — передаю телеграмму Никиты Сергеевича Хрущёва:
«Дорогой Герман. Степанович! Только что получил Вашу телеграмму с борта космического корабля-спутника «Восток-2».
Все советские люди бесконечно рады успешному полёту, гордятся Вами. Сердечно поздравляю Вас, верного сына нашей Родины, славной Коммунистической партии. Ждём Вашего возвращения на Землю.
Обнимаю Н. Хрущёв.»
...Корабль несётся по орбите со скоростью двадцать восемь тысяч километров в час. Виток за витком. День сменяется ночью, и снова наступает день. Космонавт ведёт наблюдения, записывает их в бортжурнал, передаёт по радио репортаж о полёте, приветствует народы и континенты.
В назначенный час космонавт приступает к физзарядке. Закрыв глаза, вытягивает вперёд руки, разводит их в стороны, поднимает и опускает... С Земли внимательно следят за тем, как он выполняет упражнения. Не нарушила ли невесомость координацию движений? Нет, всё получается здорово, как на Земле.
Полдень, пора обедать. Запасы под рукой. Вся пища в тюбиках. Космонавт выдавливает в рот, как зубную пасту, суп-пюре, мясной и печёночный паштет, запивает черно-смородиновым соком. Одна его капелька ускользнула и... повисла в воздухе. Герман Степанович поймал её на крышку тюбика и, невольно рассмеявшись, отправил в рот.
Если бы не большая работа, Титов, наверное, не отрывался бы от иллюминатора. Чего только не видел он с чудесной высоты: моря и океаны, величайшие горные цепи, золотые россыпи огней больших городов. Перед ним, как на глобусе, вырисовывались целые материки: жёлтая с тёмно-зелёными пятнами джунглей Африка, вытянутая с извилистым хребтом Южная Америка...
Всё, что узнавали люди в часы полёта корабля, было необычайно, захватывающе интересно: но, вероятно, им никогда не забудется простая на первый взгляд радиограмма Титова, посланная москвичам: «Я сейчас ложусь спать. Как хотите вы, а я ложусь спать...»
Это было огромным событием в истории науки — человек на маленьком искусственном спутнике Земли ложится спать!
В кресле можно было лежать. Только как ляжешь, если ты стал невесомым, и тело стремится уплыть к потолку? Пришлось привязаться ремнями. Руки оставались свободными. Космонавт сложил было их на груди, но они вдруг тоже потянулись вверх. Пришлось и их подсунуть под привязанные ремни.
«Спать!» — приказал себе Титов и задремал. Несколько раз он открывал глаза, наконец, уснул так хорошо, что проснулся на полчаса позже назначенного расписанием срока.
С Земли не беспокоили его. Учёные, управлявшие полётом, видели на экране телевизора спящего космонавта, слышали его ровное дыхание и радовались — человек может жить и работать в космосе. Вот что доказывал своим беспримерным полётом Герман Титов.
Более семнадцати раз облетел вокруг Земли космический корабль. Полёт мог бы продолжаться ещё, но программа была выполнена и, Главный конструктор спросил по радио:
— Готовы ли к посадке?
— Готов! — ответил космонавт.
Земля сообщила на борт корабля, что включает автоматические приборы, управляющие спуском. Титов почувствовал, как заработал тормозной двигатель. Он постепенно уменьшал скорость полёта, и космический корабль, сойдя с орбиты, начал свой путь к Земле.
Очень хотелось проследить, как будет выглядеть переход от невесомости к земному состоянию.
Справа от космонавта плавал в воздухе фотоэкспонометр. Герман Степанович видел, как маленький приборчик стал постепенно и легко опускаться, пока, наконец, не лёг на своё место. Так же незаметно он ощутил, что прочно сидит в кресле, нормально подчиняет себе руки и ноги.
Космический корабль входил в плотные слои атмосферы. Его оболочка накалилась от трения докрасна. Воздух вокруг будто загорелся багровым пламенем. Было красиво и немного жутковато. Казалось, что в этом огне может расплавиться корабль. Но всё было предусмотрено и рассчитано конструкторами. Температура в кабине оставалась нормальной — двадцать два градуса, дышалось легко, и только наступившая, как и при взлёте, перегрузка вжимала Титова в кресло. Постепенно эта сила слабела.
Всё отчётливее вырисовывалась Земля. Вот и красавица Волга, большой, раскинувшийся вдоль её берега город Саратов, а на другом берегу город поменьше — Энгельс...
...Герман Титов спустился на Землю. В выбранный им момент пилотское кресло автоматически отделилось от корабля, и над головой космонавта раскрылся ярко-оранжевый парашют. Раскачиваясь под его куполом, Титов чувствовал себя превосходно. Тишина, воздух приятно холодит лицо; внизу, как золотистый ковёр, расстилаются поля... Виден работающий комбайн, железная дорога, красные вагоны товарного поезда, даже машинист, высунувшийся из паровозной будки...
Земля! Космонавт мягко опускается на скошенное поле. Неподалёку, за железнодорожном насыпью, приземлился и космический корабль.
Титов посмотрел на часы... Полёт продолжался 25 часов 18 минут. За это время пройдено семьсот тысяч километров — расстояние от Земли до Луны и обратно!
К «Небесному гостю» мчались со всех сторон люди. Первыми прикатили на мотоцикле колхозные механизаторы, за ними ещё народ... Герман Степанович еле вырвался из дружеских объятий и поспешил к своему кораблю. Тут уже были его товарищи из специальной группы встречи.
Титов залез в кабину, выпил из бака «космической» воды и, прихватив бортжурнал, киноаппарат, помчался на машине к ближайшему телефону. И вот он, счастливый, взволнованный, говорит с Никитой Сергеевичем Хрущёвым, докладывает о выполнении задания.
Ласково, как отец любимого сына, расспрашивает Никита Сергеевич о полёте, шутит с Титовым, радуется вместе с ним...
...Красная площадь, как в дни самых больших торжеств, переполнена ликующим народом. На трибуне мавзолея лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Герман Титов. Он смущён, взволнован, даже немного растерян от этих почестей, которые он так хотел бы сейчас разделить с Главным конструктором, учёными, рабочими, со всеми, кто создал чудо-корабль, кто подготовил его к полёту... Могучее «ура» гремит, перекатывается над площадью, летит по волнам эфира вокруг земного шара, как бы повторяя беспримерный полёт.
Много на Красной площади ребят. Один мальчишка, твой, Пётр, единомышленник и сверстник, высоко поднял плакат: «Мы тоже хотим в космос!»
Ну что ж, теперь ты знаешь, каким должен быть космонавт. Готовься!