Работы по ПВРД и крылатым ракетам
дальнего действия
с ПВРД в СССР (1947-1960)
Зарождение идеи применения комбинации (ЖРД+СПВРД) в составных КРДД как результат дальнейшего развития работ по ПВРД и ЖРД
|
Рис.5. Проект бомбардировщика - антипода Зенгера. |
Таблица 4
Основные характеристики самолёта Зенгера.
Общая длина самолета, м |
28 |
Размах крыльев, м |
15 |
Дальность, км |
25000 - 40000 |
Скорость полета, км/ч |
10000 |
Полный стартовый вес, т |
100 |
Сухой вес. т. |
20 |
Вес бомбовой нагрузки |
300 |
Тяга ЖРД самолета, т |
100 |
Запас топлива, т. |
80 |
Общая тяга стартовых ЖРД, т. |
600 |
Высота полета, км. |
50 - 300 |
|
Зенгер и Бредт свои расчеты по дальности вели исходя из теоретических данных по аэродинамическим параметрам самолета, и поэтому они весьма ориентировочные. Дальность и скорость такого самолета зависит от удельной тяги ЖРД и запаса топлива. Для осуществления проекта самолета, по Зенгеру, надо было решить следующие проблемы: |
|
М.В.Келдыш. |
Общая схема
реактивного самолета, |
Таблица 5
Основные характеристики самолёта М.В.Келдыша.
Длина фюзеляжа, м |
28 |
Мидель фюзеляжа, м |
3,6 * 1,8 |
Размах крыла, м |
15 |
Несущая поверхность крыла, м2 |
45 |
Несущая поверхность фюзеляжа, м2 |
81 |
Общая несущая поверхность, м2 |
126 |
Вес самолета, т |
100 |
Вес топлива, т |
70,5 |
Вес СПВРД (2 шт.), т |
7,5 |
Вес конструкции планера, т |
9 |
Вес ЖРД, т |
2,5 |
Вес баков, т |
2,5 |
Вес полезной нагрузки, т |
8 |
Скорость самолета на стартовой дорожке, м/с |
500 |
Длина стартовой дорожки, км |
3 |
Тяга стартовой ракеты (5-6 ЖРД), т |
600 |
Время разгона по стартовой дорожке, с |
11 |
Посадочный вес самолета, т |
15 - 20 |
Посадочная скорость, км/ч |
200 |
Температура поверхности самолета |
560° С |
|
Рис.8. Общая
схема комбинированной двигательной установки |
|
Рис.9. Общая схема СПРВД. |
|
Рис.10. Общая
схема ЖРД для реактивного самолета,
предложенного |
Таблица 6
Основные характеристики ЖРД самолёта М.В.Келдыша.
Тяга ЖРД на высоте, т | 100 |
Удельный импульс тяги на высоте, с | 285 |
Тяга на земле, т | 90 |
Удельный импульс тяги на земле, с | 252 |
Массовый расход топлива, кг/с | 357 |
Массовый расход керосина, кг/с | 145 |
Массовый расход кислорода, кг/с | 212 |
Давление в камере,атм | 40 |
Давление подачи топлива, атм | 60 |
Вес ЖРД, кг | 2500 |
Объем камеры сгорания, м3 | 1 |
Диаметр критического сечения, мм | 438 |
Диаметр выходного сечения, мм | 1124 |
Вес сухой камеры, кг | 1600 |
Рис.11.
Двухступенчатая ракета |
В 1948-1953 гг. в ОКБ-293 М.Р.Бисновата создавалась дозвуковая (0,8М) крылатая ракета «Шторм» (рис.12) с ПВРД разработки ОКБ М.М.Бондарюка. Отработки ПВРД и схемы ракеты проводились на летающей модели ЛМ-15 (рис. 13). С 1952 г. было произведено 18 запусков крылатой ракеты «Шторм», но испытания до конца доведены не были, т.к. ОКБ-293 по решению правительства прекратило своё существование.
|
|
Рис.12. Крылатая ракета «Шторм» |
Рис.13. Летающая модель ЛМ-15 |
|
М.М.Бондарюк. |