Сканировал и обработал Юрий Аболонко (Смоленск)
01
0203

6Т5. 2

Э87




Художник Анатолий БОРИСОВ



Э20605-03
8-74
074/02/74
© Издательство «Известия», 1974 г.


СОДЕРЖАНИЕ

«Союз-13» – орбитальная обсерватория5
Экспедиция к Марсу59





0506









СООБЩЕНИЯ ТАСС

В ПОЛЕТЕ «СОЮЗ-13»

В соответствии с программой исследований в околоземном космическом пространстве 18 декабря 1973 года в 14 часов 55 минут по московскому времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-13».

Космический корабль пилотирует экипаж в составе командира корабля майора Климука Петра Ильича и бортинженера Лебедева Валентина Витальевича.

Программа орбитального полета предусматривает: проведение астрофизических наблюдений звезд в ультрафиолетовом диапазоне с помощью установленной на борту системы телескопов «Орион-2»;

спектрозональную съемку отдельных участков земной поверхности с целью получения данных для решения народнохозяйственных задач;

продолжение комплексной проверки и испытаний бортовых систем космических кораблей «Союз»;

дальнейшую отработку процессов ручного и автоматического управления, а также методов автономной навигации в различных режимах полета.

С экипажем корабля «Союз-13» поддерживается устойчивая радио- и телевизионная связь.

Самочувствие космонавтов товарищей Климука и Лебедева хорошее, бортовые системы работают нормально. Космонавты Климук и Лебедев приступили к выполнению намеченной программы полета.




«Союз-13»: виток за витком

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 19 декабря. На 17 часов 30 минут по московскому времени космический корабль «Союз-13» совершил 18 оборотов вокруг Земли.

Космонавты П. И. Климук и В. В. Лебедев освоились с условиями невесомости и продолжают выполнять программу научно-технических исследований и экспериментов.

Вчера на пятом витке была проведена коррекция траектории полета, в результате которой корабль «Союз-13» перешел на орбиту с параметрами:

– максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) – 272 километра;

– минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 225 километров;

– наклонение орбиты – 51,6 градуса;

– период обращения – 89,22 минуты.

Рабочий день экипажа начался в восемь часов утра. После медицинского контроля и завтрака Петр Климук и Валентин Лебедев приступили к выполнению программы второго дня полета. Проверив бортовые системы, они подготовили к работе и включили установку «Оазис-2», служащую для исследования особенностей роста и культивирования отдельных биологических объектов в условиях невесомости. Затем космонавты приступили к расконсервации системы телескопов «Орион-2».

По данным телеметрической информации и докладам командира корабля, полет протекает нормально.



ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 20 декабря. В ходе второго рабочего дня на борту космического корабля «Союз-13» товарищи Климук и Лебедев закончили расконсервацию научной аппаратуры. В целях дальнейшей проверки функционирования системы «Орион-2» выполнялись ориентация корабля и наведение телескопов на заданные участки неба.

В переданном с борта телевизионном репортаже космонавты рассказали о целях и задачах проводимого полета, о его научной программе.

С 22 часов 30 минут 19 декабря до 8 часов 30 минут 20 декабря корабль находился вне зоны радиовидимости с территории Советского Союза.

В начале третьего дня полета после медицинского контроля, утренних упражнений и завтрака космонавты продолжили научные эксперименты.

Самочувствие членов экипажа корабля «Союз-13» хорошее. Бортовые системы работают нормально, полет продолжается.



ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 21 декабря. Близится к завершению первая половина полета космического корабля «Союз-13». На борту закончена проверка системы телескопов «Орион-2». По докладу экипажа и результатам анализа телеметрической информации установлено, что эта аппаратура функционирует нормально, и космонавты приступили к запланированным астрономическим исследованиям.

На 32-м, 33-м и 37-м витках командир Петр Климук осуществлял ориентацию корабля, а бортинженер Валентин Лебедев, используя визирные устройства, наводил телескопы на заданные участки неба, затем выполнялось спектрографирование звезд с различными экспозициями. Были проведены съемки участков неба в различных созвездиях.

Четвертый рабочий день экипажа корабля «Союз-13» начался 21 декабря в 7 часов 30 минут московского времени. По программе медицинских экспериментов, космонавты изучали кровообращение головного мозга в состоянии невесомости. Эти исследования проводились в спокойном состоянии и после дозированных физических нагрузок.

В сеансах связи, проводившихся в течение дня, космонавты рассказали о ходе работ по выполнению намеченной программы исследований.

Полет космического корабля «Союз-13» продолжается.



ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 22 декабря. В ходе четвертых суток полета космического корабля «Союз-13» с помощью спектрографа выполнялась съемка характерных природных образований на поверхности Земли, а также ее дневного горизонта. Этот эксперимент является продолжением исследований природной среды и природных ресурсов, осуществляемых в интересах науки о Земле и народного хозяйства.

Выполняя программу астрофизических исследований с помощью системы телескопов «Орион-2», Петр Климук и Валентин Лебедев на 52-м и 53-м витках полета продолжали спектрографирование звезд в различных созвездиях.

В одном из телевизионных репортажей, проводившихся с борта корабля, космонавты рассказали о целях и задачах ведущихся в полете астрофизических исследований, познакомили телезрителей с устройством аппаратуры «Орион-2».

Утром 22 декабря космонавты проснулись, позавтракали, провели медицинский контроль и в 8 часов приступили к работе. Днем экипаж будет выполнять намеченные на сегодня научные эксперименты. В 21 час 15 минут по московскому времени корабль выйдет из зоны радиовидимости с территории Советского Союза.

Самочувствие товарищей Петра Климука и Валентина Лебедева хорошее. Бортовые системы космического корабля «Союз-13» работают нормально. Полет продолжается.



ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 23 декабря. Шестой рабочий день экипажа космического корабля «Союз-13» начался сегодня в 8 часов утра. После завтрака и медицинского контроля Петр Климук и Валентин Лебедев приступили к выполнению дальнейшей программы полета.

В ходе пятого дня полета космонавты продолжали астрофизические наблюдения. На 68-м и 69-м витках они провели спектрографирование участков неба в созвездиях Возничего и Персея. С помощью специальной камеры, установленной на приборной платформе системы телескопов «Орион-2», космонавты фотографировали Солнце в рентгеновских лучах.

По данным телеметрической информации и докладам космонавтов, все бортовые системы корабля работают нормально. Самочувствие экипажа хорошее.

Рабочий день Петра Климука и Валентина Лебедева закончится в 21 час 30 минут по московскому времени.



ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 24 декабря. Седьмой рабочий день на борту корабля «Союз-13» начался 24 декабря в 6 часов 30 минут. Космонавты Петр Климук и Валентин Лебедев продолжают выполнять намеченную программу научно-технических исследований и экспериментов.

За истекшие сутки полета космонавты провели спектрографирование звезд в различных созвездиях и фотографирование Солнца в рентгеновских лучах.

В целях дальнейшего совершенствования средств и методов навигации пилотируемых космических аппаратов товарищи Климук и Лебедев наблюдали и фотографировали световые эффекты, возникающие перед восходом и заходом солнца за линией земного горизонта.

По программе геофизических исследований космонавты фотографировали характерные природные образования на поверхности Земли в нескольких зонах спектра и при различных условиях освещенности.

Самочувствие Петра Климука и Валентина Лебедева хорошее. Все системы космического корабля и научная аппаратура работают нормально. Полет корабля «Союз-13» продолжается.



ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ. 25 декабря. Полет космического корабля «Союз-13» близится к завершению. Вчера Петр Климук и Валентин Лебедев продолжали астрофизические исследования. Спектрографирование звезд и съемка Солнца в рентгеновских лучах проводились на 96-м, 97-м и 100-м витках полета.

Космонавты выполняли также навигационные и медико-биологические эксперименты. С помощью аппаратуры «Левкой» проводилось дальнейшее исследование кровообращения головного мозга в спокойном состоянии и после дозированной физической нагрузки. Экипаж продолжал биологические исследования с использованием аппаратуры «Оазис-2» и других приборов.

В телевизионном репортаже командир корабля рассказал о работе на орбите. В одном из сеансов радиосвязи с Центром управления космонавты ответили на вопросы журналистов.

Восьмой рабочий день экипажа космического корабля «Союз-13» начался 25 декабря в 6 часов 15 минут по московскому времени. Он продлится до 20 часов 30 минут.




«Союз-13»: полет завершен

26 декабря 1973 года после окончания работ на борту корабля «Союз-13» космонавты товарищи Климук Петр Ильич и Лебедев Валентин Витальевич возвратились на Землю. В 11 часов 50 минут по московскому времени спускаемый аппарат космического корабля «Союз-13» совершил мягкую посадку на территории Советского Союза в 200 километрах юго-западнее города Караганды.

Медицинское обследование показало, что состояние здоровья космонавтов после приземления хорошее.

В ходе восьмисуточного орбитального полета проведены разнообразные научно-технические исследования и эксперименты.

С помощью системы телескопов «Орион-2» получены спектрограммы звезд в различных созвездиях в ультрафиолетовом диапазоне.

Во время полета проводились спектрографирование и многозональная съемка участков земной поверхности с целью изучения природных образований на территории Советского Союза в интересах народного хозяйства.

По программе медико-биологических исследований с использованием аппаратуры «Левкой» изучались особенности кровообращения головного мозга в различных стадиях периода адаптации. В условиях невесомости с помощью системы «Оазис-2» исследовались возможности получения белковой биомассы.

При выполнении научных экспериментов отрабатывались усовершенствованные приборы и методы ориентации, обеспечивающие высокую точность наведения телескопов.

На всех этапах полета системы корабля «Союз-13» и установленная на его борту научная аппаратура работали нормально.

Полет корабля надежно обеспечивался средствами наземного командно-измерительного комплекса, включающего в себя измерительные пункты, расположенные на территории Советского Союза, и научно-исследовательские суда Академии наук СССР, Данные, полученные в ходе полета, обрабатываются и изучаются.




Указ
Президиума Верховного Совета СССР

О присвоении звания
Героя Советского Союза
летчику-космонавту
тов. Климуку П. И.

За успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-13» и проявленные при этом мужество и героизм присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» летчику-космонавту тов. Климуку Петру Ильичу.


Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПОДГОРНЫЙ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 28 декабря 1973 г.



Указ
Президиума Верховного Совета СССР

О присвоении звания
Героя Советского Союза
летчику-космонавту
тов. Лебедеву В. В.

За успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-13» и проявленные при этом мужество и героизм присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» летчику-космонавту тов. Лебедеву Валентину Витальевичу.


Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПОДГОРНЫЙ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 28 декабря 1973 г.



УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О присвоении звания «Летчик-космонавт СССР»
тов. Климуку П. И.

За осуществление космического полета на корабле «Союз-13» присвоить звание «Летчик-космонавт СССР» гражданину Советского Союза тов. Климуку Петру Ильичу.


Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПОДГОРНЫЙ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 28 декабря 1973 г.



УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О присвоении звания «Летчик-космонавт СССР»
тов. Лебедеву В. В.

За осуществление космического полета на корабле «Союз-13» присвоить звание «Летчик-космонавт СССР» гражданину Советского Союза тов. Лебедеву Валентину Витальевичу.


Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПОДГОРНЫЙ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 28 декабря 1973 г.



СТРАНИЦЫ БИОГРАФИЙ


Майор КЛИМУК ПЕТР ИЛЬИЧ

Петр Ильич Климук родился в 1942 году в селе Комаровка Брестского района Брестской области.

После окончания в 1964 году Черниговского высшего военного авиационного училища служил в Военно-Воздушных Силах.

Во время службы Климук П. И. показал себя первоклассным летчиком, освоил несколько типов самолетов.

В 1963 году он был принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза.

В отряд космонавтов Климук П. И. был зачислен в 1965 году. Он прошел полный курс подготовки к космическим полетам на различных пилотируемых аппаратах. С 1973 года Климук П. И. – слушатель Военно-Воздушной академии им. Ю. А. Гагарина.

Жена космонавта Лилия Владимировна учится в 1-м Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова. У них растет сын Михаил пяти лет.

Отец космонавта погиб во время Великой Отечественной войны, мать Марфа Павловна живет в селе Комаровка Брестской области.




ЛЕБЕДЕВ ВАЛЕНТИН ВИТАЛЬЕВИЧ

Валентин Витальевич Лебедев родился в 1942 году в Москве.

С 1960 по 1966 год учился в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе.

После окончания института Лебедев В. В. работал в конструкторском бюро, где проявил себя эрудированным и инициативным инженером. Он активно участвовал в разработке и испытаниях новых систем космических аппаратов, занимался изобретательской деятельностью, имеет несколько авторских свидетельств.

В 1971 году Лебедев В. В. был принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза.

В отряд космонавтов Лебедев В. В. был зачислен в 1972 году, прошел полный курс подготовки к космическим полетам. Валентин Витальевич увлекается авиационным спортом, имеет первый спортивный разряд.

Жена космонавта Людмила Витальевна работает инженером в конструкторском бюро, их сыну Виталию один год.

Отец космонавта Виталий Владимирович умер в 1968 году. Мать Антонина Федоровна живет в Московской области.




К ЗВЕЗДАМ!

Специальный корреспондент «Известий» Б. КОНОВАЛОВ передает с космодрома Байконур

Бесснежный в этом году декабрь на космодроме. Лишь изредка иней серебрит желто-бурые тона здешней степи. Колючий ветер гоняет по ровным просторам «перекати-поле». В парках стынут голые тополи.

День старта выдался на редкость солнечным, синим. Еще вчера во время митинга вокруг стоял сплошной туман, а сегодня видимость отличная. Старт будет красивый.

Знакомый всему космодрому львовский автобус с желтыми занавесками подъезжает к стартовой площадке. Двое космонавтов в скафандрах шагают по бетонному полю к подножию ракеты – навстречу государственной комиссии. Командир – майор Петр Ильич Климук и бортинженер Валентин Витальевич Лебедев. Оба они впервые выходят на звездный старт.

Оба родились в грозном 1942-м, когда немцы еще стояли под Москвой и решался вопрос: «Быть России иль не быть?». Их отцы решали судьбу сыновей с оружием в руках. Отец Климука – в тылу врага в партизанском отряде, вблизи своего колхоза, который он сам создавал в брестском лесном краю и где долгое время был заместителем председателя. А отец Лебедева – кадровый военный – в танковых войсках.

Илья Федорович Климук погиб после освобождения родной Белоруссии в 1944-м, уже в рядах Советской Армии в боях за Польшу. А подполковник Виталий Владимирович Лебедев умер в 1968 году от старых ран.

Как все наши отцы, не вернувшиеся с войны, как все, кто отстоял страну, они стоят сейчас за плечами своих сыновей, готовых шагнуть в космос...

Короткий рапорт председателю государственной комиссии:

– К полету готовы!

И вот уже они пробираются сквозь кольцо людей и разноголосый хор добрых пожеланий к невысокой лестнице, ведущей к лифту. Один за другим поднимаются наверх. И, помахав на прощанье всем провожающим, шагают в кабину. Медленно лифт уплывает вверх – к вершине ракеты, где ждет их «Союз-13».

Как получилось, что они поднимаются сейчас в этом «небесном лифте»? Как стали космонавтами? Наверное, сейчас всего не припомнишь. Может быть, первый изначальный толчок Петру Климуку дал незнакомый пилот, севший на вынужденную посадку вблизи их деревни Комаровки, почти рядом со школой. Маленький четырехклассник вместе с другими ребятишками, как завороженный, смотрел на самолет и, робко потрогав тогда серебристый металл крыльев, будто на всю жизнь коснулся неба.

После школы Петр поступает в школу первоначального обучения летчиков. А в 1959 году в Высшее Черниговское авиационное училище. Его мечта – стать хорошим летчиком-истребителем.

12 апреля 1961 года курсант Климук был на аэродроме, когда услышал, что первый в мире человек поднялся в космос. И это был летчик-истребитель, старший лейтенант Гагарин! Тогда он, конечно, как все молодые летчики, спрашивал себя: «А я смог бы?».

Но настоящая «примерка в космонавты» состоялась гораздо позже, когда он окончил училище и уже служил. Весной 1965 года его направили на медицинскую комиссию в Москву. Как раз тогда у всех на устах был полет «Восхода» – впервые в мире Алексей Леонов вышел в открытый космос. И хотя официально им точно не сказали, для чего нужно проходить медкомиссию, – просто предложили осваивать новую технику – все они догадывались, что это за техника. И готовы были пройти десять комиссий, лишь бы стать космонавтами.

Климуку повезло. В ноябре 1965 года он был зачислен в отряд космонавтов. В Звездном молодое пополнение ждал плакат «Добро пожаловать!» и встречал сам Гагарин.

А через несколько дней после приезда им устроили веселое «крещение» в бассейне. Грозный «Нептун» – Гагарин и «Русалка» весом килограммов в сто двадцать с помощью остальных героев-космонавтов побросали всех новобранцев в воду. После этого купания «Нептун» выдал всем дипломы, собственноручно подписанные им. И вот теперь первый из тех гагаринских крестников уходит в космос...

Товарищ Климука – Лебедев официально числится бортинженером, но по существу его надо было бы именовать летчиком-бортинженером. Летных часов у него, наверное, не меньше, чем у командира.

Детство Лебедева прошло в военном городке знаменитой Кантемировской дивизии, где служил отец. Казалось бы, гул танков должен был «войти в кровь», а вышло – гул самолетов. Помните песню: «Есть одна у летчика мечта – высота, высота» – это про него.

После окончания школы в 1959 году он поступил в Оренбургское авиационное училище. Но училище расформировали в связи с сокращением численности вооруженных сил. И он поступает в 1960 году в Московский авиационный институт, на факультет летательных аппаратов. И не только учится строить эти аппараты, учится летать. Начал с планеров, потом – «Як-18», а затем освоил реактивный «Ил-29». Уже когда работал, научился летать на вертолетах.

Летал при малейшей возможности. В институте на это уходили все каникулы, на работе – отпуска. Летал не только в множестве аэроклубов, но добился, чтобы его направили в школу летчиков-испытателей, полетать на более современных машинах.

Полет – это его стихия. И когда Валентин услышал. первый человек – в космосе, для него определилась цель на всю жизнь. Гагарин среди потока писем, приходивших в те дни на его имя, вряд ли обратил внимание на скромное послание студента МАИ Лебедева: «Хочу стать космонавтом. Отдам все силы...». Хотели тогда, наверное, десятки тысяч. Увы, как говорят математики, это условие необходимое, но недостаточное.

Но Лебедев действительно отдал все силы. Шаг за шагом он упорно продвигался к заветной цели. После института пробился на работу в конструкторское бюро, занимавшееся созданием космической техники. Тогда, по предложению академика С. П. Королева, формировалась группа гражданских бортинженеров. Ему сказали: хорошо себя зарекомендуешь на работе – есть шанс. А уж Лебедеву достаточно было и намека на шанс.

Да и работа выпала по душе – в поисковых группах. Но все-таки, несмотря на романтику работы в группах поиска, он перешел в методисты – поближе к космонавтам. Участвовал в подготовке полетов космических кораблей.

Официально в космонавты его зачислили лишь в 1972 году, но резкого перехода не было. Ведь на многих тренажерах он раньше выступал в роли учителя. Так что, хотя формально, по срокам подготовки он своеобразный рекордсмен среди космонавтов, его дорога в космос началась давно...

Все. Климук и Лебедев, еще раз помахав нам с вершины ракеты, шагнули в корабль. Люк закрыт. Командир и бортинженер «Союза-13» заняли свои рабочие места.

Я помню, как побледнели от волнения их лица и забилась жилка на виске Лебедева, когда председатель государственной комиссии официально объявил их экипажем корабля «Союз-13». Одно дело знать, что рано или поздно полетишь в космос, готовиться к этому, и, конечно, другое – вдруг осознать: вот он – последний звонок, поезд уходит.

По сравнению со своими предшественниками – экипажем «Союза-12» Василием Григорьевичем Лазаревым, Олегом Григорьевичем Макаровым, которые в эти дни усиленно их наставляли здесь, на космодроме, Климук и Лебедев гораздо моложе. Видимо, поэтому они держались перед стартом чуть более скованно, больше волновались.

Но, как справедливо шутят, молодость – это недостаток, который проходит с годами. Им доверили важный полет в космос, потому что они показали великолепную подготовленность, слаженность, хорошие деловые качества.

Поэт Евтушенко написал когда-то такие строчки:


Есть говорить без дела мастера,
Есть мастера на то, чтоб делать дело.

Так вот они как раз из «мастеров дела». В Звездном городке один из руководителей подготовки, характеризуя майора Климука, сказал, что все, кто с ним работал, дают самые лестные отзывы о его знании космической техники, умении быстро усваивать новое, разбираться в сложных положениях. Бывали ситуации, когда ему случалось учить своих учителей.

На космодромной пресс-конференции начальник Центра подготовки космонавтов Г. Береговой сказал нам, что экипаж «Союза-13» просто поразил астрономов своим доскональным знанием звездного неба.

Климука и Лебедева роднит поистине неуемное стремление к знанию, совершенствованию. Словно какой-то скрытый механизм все время заводит в них «часы неудовлетворенности» и, выражаясь словами поэта: «Не смолкает маятник, как будто второпях твердит одно и то же: «ни од-ной по-те-рян-ной ми-нуты... дескать, время будет, отдохнешь!».

Климук в этом году поступил в Краснознаменную военно-воздушную академию имени Гагарина. Лебедев два года назад стал аспирантом, готовит диссертацию. По теме диссертации у него уже есть несколько авторских свидетельств. Этот полет, конечно, даст ему знания, которые в конечном итоге обогатят всех, кто готовится к космическим рейсам.

На космодроме мы спрашивали экипаж «Союза-13», что их особенно привлекает в профессии космонавта.

– Познание, – ответил Лебедев.

– Здесь ты все время находишься на переднем фронте науки, – добавил Климук.

Как видите, ответы одинаковы. И они во многом похожи друг на друга. У Климука и Лебедева – одна цель, одна мечта – летать. Обоих в общении с людьми отличают такт, вежливость, доброжелательность.

Но по темпераменту люди, они, пожалуй, разные. Петр Ильич более сдержанный, уравновешенный, рассудительный. Валентин Витальевич – более эмоционален, есть у него в характере подкупающая искренность, откровенность. Эмоциональность свойственна каждому человеку, но с возрастом мы вольно или невольно закрепощаем себя. Лебедев считает, что это очень вредно, – нужно избегать всяческого актерства, «вуалирования» мыслей. В нем есть какие-то мальчишеские черты, которые, по словам Сент-Экзюпери, сохраняются у каждого настоящего мужчины.

Недавно из одной из экспедиций на Тянь-Шань он привез домой маленького осленка с длинными смешными ушами. Кто дыни вез, кто арбузы, а он – осленка. Правда, после первоначального восторга, семейство довольно скоро охладело к «подарку», который всю ночь с завидным упорством повторял одну и ту же руладу: «Иаа... Иа... Иаа...», пришлось утром Валентину умолять биологов, чтобы взяли длинноухого на свое попечение.

Когда я спрашивал его, какие качества он больше всего ценит в людях, Лебедев быстро сказал:

– Равнодушных людей не терплю, не приемлю. А из людских качеств, пожалуй, больше всего ценю порядочность.

Сейчас оба они держатся очень естественно, спокойно. Наш журналистский корпус перебрался на наблюдательный пункт километрах в двух от старта. На телевизионных экранах виден только командир. Камера не захватывает Лебедева. Мы слышим лишь его голос по линии громкой связи. Изредка по просьбе операторов на экране показывается машущая рука Лебедева.

Объявлена пятнадцатиминутная готовность.

Медленно раскрываются зеленые лепестки ферм обслуживания, открывая стройное тело ракеты, готовой ринуться вверх.

Позывной экипажа «Союза-13» – «Кавказ». Они выбрали его в честь армянских ученых и инженеров, создавших внеатмосферную обсерваторию «Орион». Так что теперь не только астрономы Бюраканской, Абастуманской, Шемахинской обсерваторий будут как всегда изучать звездное небо с родной Земли, к ним присоединятся «кавказские коллеги», работающие с заоблачным телескопом без помех земной атмосферы. Этот старт действительно – к звездам!

– Управление на борту.

– Опустить шлемы, – раздается команда с Земли.

– Ключ на старт!

– Зажигание!

Вспыхивает под ракетой беззвучное пламя, и спустя какое-то мгновение на нас обрушивается грохот, и, неся под собой ослепительный факел, ракета уносится в голубизну неба. За ней тянется длинный дымный след. Потом он становится белым, а ракета – похожей на огненный самолет. Затем от него отделяется звездочка – первая ступень отработала. Ракета становится похожей на комету с длинным шлейфом.

– Полет нормальный, – несется с Земли.

– Самочувствие отличное, перегрузки плавно нарастают, – отвечают с неба.

Постепенно комета бледнеет. Ракета уходит все выше, преодолевая земное притяжение.

Американский писатель Рэй Брэдбери в своем фантастическом рассказе «Р – значит ракета» написал слова, удивительно созвучные реальности нашего времени:

«Миллионы лет мы старались побороть земное притяжение. Когда мы были амебами и рыбами, мы силились выйти из вод океана, да так, чтобы нас не раздавила собственная тяжесть. Очутившись на берегу, мы всячески старались распрямиться – и чтобы сила тяжести не переломила наше новое изобретение – позвоночник. Мы учились ходить не спотыкаясь и бегать не падая. Миллионы лет притяжение удерживало нас дома, а ветер и облака, кузнечики и мотыльки насмехались над нами. Вот что сегодня главное: пришел конец нашему старинному спутнику – притяжению, век притяжения миновал безвозвратно... Сейчас кончается эра долгих и тяжких усилий, миллионы лет – они нелегко дались нам, людям, и как-никак делают нам честь».



ДВОЕ НАД ПЛАНЕТОЙ

Специальный корреспондент «Известий» Б. КОНОВАЛОВ передает из Центра управления полетом «Союза-13»

На космодроме за десяток секунд до того, как вспыхивает под ракетой огненный сполох, раздается команда; «Протяжка!» Это включается телеметрическая система. Многочисленные датчики, разбросанные по всему громадному телу ракеты и космическому кораблю, ведут репортаж о «самочувствии» своих подопечных, записывается исходное состояние всех систем. И уже потом в течение всего полета ведется репортаж о том, как оно изменяется.

В центре управления работает специальная группа анализа, которая внимательно следит за своим «пациентом» – «Союзом-13». Вся поступающая с борта информация делится на три потока. Первый сразу, как говорят, в темпе приема обрабатывается электронно-вычислительной машиной, и данные поступают на телевизионные экраны специалистов – это самые жизненно важные параметры. Если какая-то из величин отклонилась от нормы, то цифра на экране появляется со звездочкой – сигналом опасности. И специалисты сразу оценивают, насколько она велика, нужно ли принимать меры и какие, вырабатывают рекомендации экипажу или дают команды бортовой автоматике. Остальная информация печатается уже на бумажные ленты.

Люди сменяют друг друга, и круглосуточно работает «консилиум» специалистов, готовый всегда прийти на помощь экипажу.

А медики с таким же вниманием следят за состоянием самих космонавтов. Пока оно не внушает им никаких тревог.

Климук и Лебедев очень быстро прошли период адаптации. У более эмоционального Лебедева пульс повыше, чем у Климука. Но в целом оба они чувствуют себя отлично. В сеансах связи мы слышим очень четкие рапорты, исключительно быстрая реакция на предложения Земли.

Один из самых верных признаков хорошего настроения и на борту и в центре управления полетом – чувство юмора, которое прорывается в сеансах связи

В центре управления на дверях комнаты, откуда «Заря» – Земля ведет переговоры с космонавтами, висит стенгазета с портретами Климука, Лебедева и стихотворной «шапкой»:

Такого не было ни разу –

В полете сразу два Кавказа.

Над их «кавказским происхождением» теперь уже будут подшучивать все время. В одном из сеансов с Земли поинтересовались: обнаружил ли экипаж конверт с надписью «Вскрыть на орбите». Климук рассмеялся:

– Обнаружили, обнаружили. Придется выполнять обещание.

Давным-давно он одной из девушек-методисток на тренировке в Звездном городке дал расписку: «Если я когда-нибудь полечу в космос, обязуюсь купить два ящика конфет». Вот теперь эту расписку он и обнаружил в конверте, который на космодроме положили в сервант, рядом с продуктами. Так что теперь все будущие космонавты будут знать: их опрометчивые расписки приберегаются «к случаю».

Заместитель руководителя полетом дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР А. Николаев в беседе с журналистами сказал, что П. Климук и В. Лебедев успешно выполняют намеченную программу. Они провели коррекцию орбиты, подняв ее повыше, расконсервировали внеатмосферную обсерваторию «Орион», занимались ее настройкой, выполняют целый ряд технических, биологических экспериментов. Экипаж работает очень четко, слаженно. Руководители полета от всего сердца желают экипажу и впредь «Так держать!».

Хорошая организация большого сложного дела сказывается, как правило, в незаметности того, что на твоих глазах действительно разворачивается очень сложный процесс. За ставшими уже будничными для нас словами: «Кавказ», я «Заря», на связь!» – которыми начинаются все сеансы, скрывается гигантская работа тысяч людей. Связь осуществляется с помощью наземных пунктов, разбросанных по просторам нашей страны. Они как эстафету передают друг другу космический корабль. Когда он уходит из зоны радиовидимости одного пункта – все «нити связи» с центром управления принимают антенны другого пункта.

В Атлантике у берегов Канады работает плавучий центр управления – корабль «Академик Сергей Королев». Морякам приходится сейчас тяжело. Когда корабль выходил в свой район расположения, наиболее удобный с точки зрения радиосвязи с «Союзом-13», там бушевал девятибалльный шторм, волнение моря было восемь баллов.

Да и сейчас погода, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но какие бы волны ни бушевали, каждые полтора часа на борту «Академика Сергея Королева» раздается команда: «Антенны в исходную точку!» – и корабль принимает голос космонавтов, а затем снова посылает его в космос – за десятки тысяч километров спутнику связи «Молния». Спутник ретранслирует его уже на антенны центра управления.

Эта гигантская «цепочка связи» действует настолько четко, слаженно, что кажется, будто весь сеанс «Союз-13» «висит» над нами, в то время как он несется со скоростью восемь километров в секунду, пролетая почти 28 тысяч километров в час, И в этой будничности, обыденности, незаметности колоссального труда – торжество космической связи.




ОАЗИС ЖИЗНИ

Человек должен дышать, пить, есть, где бы он ни оказался: в пекле Сахары, во льдах Арктики, океанских глубинах или космических просторах. Так уж мы устроены. Поводок, на котором нас водит природа, короток. Пока все необходимое для жизни космонавты – и наши, и американские – берут с собой. На последней встрече экипажей кораблей «Союз» и «Аполлон», которым предстоит совместный полет, проходила дегустация советской космической пищи. Все очень остались довольны супом-харчо, телятиной, черносмородиновым соком и прочим содержимым туб, консервных баночек и полиэтиленовых пакетов.

Конечно, для нынешних полетов таких запасов требуется не так уж много, воду тоже можно взять с собой, воздух очищать с помощью традиционных физико-химических систем. А как быть, когда человек будет жить в космосе или на планетах годами? Ведь тогда пришлось бы брать с собой настоящую гору консервных банок и туб. Поэтому уже сейчас ученые и конструкторы думают о будущем. Каждый полет в космос не только преследует конкретные цели сегодняшнего дня, но и закладывает фундамент завтрашнего.

В первый же день после выхода на орбиту «Союза-13» П. Климук и В. Лебедев включили биолого-техническую систему, именуемую «Оазис-2». Это действительно маленький оазис жизни, который в будущем позволит человеку обжить космическое пространство. На борту «Салюта-1» успешно работал «Оазис-1» с высшими растениями, на котором проверялась возможность создания космических оранжерей и огородов, Теперь эстафету исследований приняли микроорганизмы – водородные бактерии и уробактерии.

Конструктивно «Оазис-2» представляет собой два цилиндрических ферментера, в которых живут и развиваются микроорганизмы, и два шара с питательной средой, Источником энергии для водородных бактерий является водород, а не солнечный свет, как для высших растений. Подключив систему к бортовой электросети, космонавты начали эксперимент. Электроэнергия, разлагая воду на кислород и водород, дала источник жизни водородным бактериям.

Поглощая водород, они размножаются, а в процессе своей жизнедеятельности дышат кислородом. Но используют его не весь. Остаток кислорода идет на дыхание уробактерий во втором ферментере, которые, в свою очередь развиваясь, выделяют углекислый газ. Этот углекислый газ служит пищей для водородных бактерий. Таким образом получается замкнутая система, которая «извне» потребляет практически только электроэнергию. Пока «Оазис-2» совершенно изолирован от атмосферы космического корабля. Но в принципе микроорганизмы с таким же успехом могут потреблять углекислоту и другие отходы жизнедеятельности человека.

Сама биомасса бактерий может служить пищей для человека или каких-то животных «космической фермы». Да и не только космической. Работы, которые ведут ученые, имеют перспективы чисто земных применений. Водородные бактерии очень богаты белком, из которого можно будет со временем приготовлять различные корма и пищу.

«Союз-13» – сегодня маленький оазис жизни в безбрежных просторах космоса. И он несет в себе зародыш будущего. Эксперимент, который проводится сегодня, открывает путь к созданию искусственных планет.




НЕБО В АЛМАЗАХ

В начале нашего века Циолковский в своем труде «Исследования мировых пространств реактивными приборами» писал, что «...только с момента применения реактивных приборов начнется новая великая эра в астрономии – эпоха более пристального изучения неба». Как и многие другие прогнозы основоположника космонавтики, этот оказался пророческим. Ракетная техника открыла перед астрономией новые заманчивые горизонты исследований.

Дело в том, что земная атмосфера, такая тихая и вроде бы прозрачная, оказывается весьма коварной. С одной стороны, движение воздушных масс вызывает как бы «мерцание» звезд – размазывание их изображений. Поэтому сильное увеличение размеров телескопов бессмысленно. Практически диаметр зеркала в 5 – 6 метров – разумный предел для земной астрономии. С другой стороны, атмосфера «отрезает» всю коротковолновую часть электромагнитного излучения Вселенной. Все волны, длина которых короче 3.000 ангстрем – ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма-излучения, – не доходят до земной поверхности.

Поэтому вывод телескопов в открытый всем излучениям космос – шаг поистине революционный. Орбитальный телескоп с диаметром зеркала в один метр, по расчетам, оказывается эквивалентным примерно пятиметровому наземному. А трехметровый орбитальный телескоп был бы эквивалентен наземному телескопу с диаметром зеркала в 15 – 20 метров. С помощью такого телескопа уже можно было бы фотографировать крупные планеты типа Юпитера у ближайших к нам звезд. Но создание таких крупных орбитальных телескопов – дело будущего. Пока земная наука использует ракетную технику главным образом для того, чтобы исследовать излучение Вселенной, которое вообще не доходит до земной поверхности.

«Союз-13» в сущности внеатмосферная обсерватория. В задачу этого полета входит исследование звезд. Для этого на «Союзе-13» установлена астрофизическая система телескопов «Орион-2», спроектированная армянскими учеными и инженерами.

Система телескопов крепится вне корабля, как бы «на вершине» орбитального отсека, где у кораблей «Союз», когда это необходимо, располагается стыковочный узел.

«Орион-2» – весьма сложный комплекс оптических, электронных, электрических и механических систем. Своеобразная «система жизнеобеспечения» с герметичной оболочкой обеспечивает работоспособность обсерватории в космическом вакууме и при резких перепадах температур, когда корабль заходит в тень Земли или, наоборот, выходит из нее. Основной прибор обсерватории – звездный телескоп, который позволяет снимать коротковолновые спектрограммы всех звезд ярче 9,5 звездной величины.

Для того чтобы предохранить приборы от вибрации, ударов и перегрузок, неизбежных во время работы двигателей при выводе на орбиту, система жестко крепится к корпусу корабля с помощью пирозамков в специальном транспортном положении. В первый же день после старта П. Климук и В. Лебедев освободили обсерваторию от «захвата» этих замков и приступили к настройке аппаратуры.

Принцип работы с внеатмосферной обсерваторией был опробован во время полета орбитальной станции «Салют», когда велись исследования с помощью «Ориона-1». Эксперимент проводится следующим образом. Командир ориентирует корабль так, чтобы через иллюминатор бортинженер видел определенный участок неба. Тот находит там нужную опорную звезду для системы ориентации и стабилизации и направляет на нее трубку визирного устройства. После этого вступает в действие автоматика. Один из звездных датчиков захватывает эту звезду, а второй – другую, расположенную под довольно большим углом от нее.

Обсерватория автоматически стабилизируется так, чтобы все время держать в поле зрения датчиков эти две опорные звезды. Бортинженер включает автоматику системы, которая с той или иной экспозицией проводит съемку звездного неба.

Научный руководитель эксперимента член-корреспондент Академии наук Армянской ССР Григор Арамович Гурзадян, рассказывая нам о работе космонавтов с «Орионом-2», сказал, что космонавты действуют просто великолепно – слаженно, четко, быстро.

Климук отлично ориентирует корабль еще на солнечной стороне. Лебедев находит первую опорную звезду буквально за 10–20 секунд. Космонавты настолько хорошо знают небо, что работают без звездных карт. Это плоды их хорошей подготовки. Они много работали в Армении, наблюдая на Земле с помощью «Ориона» ночное небо. В Звездном городке тренировались в планетарии.

В космосе Лебедев и Климук показывают хорошую работу с системой. На Земле по данным телеметрии ученые могут контролировать все действия космонавтов. По словам Гурзадяна, они уже сжились с «Орионом», буквально чувствуют все его «запросы», работают уверенно, смело!

Нацеливание «Ориона-2» на звезды и слежение за ними ведется с большой точностью.

Каждый кадр отснятой внеземным телескопом пленки позволяет получить несколько сот спектрограмм звезд. Космонавты уже осуществили съемку отдельных областей звездного неба в созвездиях Тельца, Ориона, Близнецов, Возничего. Климук и Лебедев работают с «Орионом» по девять часов в сутки, ясно, что это непросто. Но они не жалуются, работают с таким большим желанием, что руководители полета изучают возможность проведения дополнительной программы исследований.

Когда кассеты с отснятой пленкой вернутся на Землю и она будет проявлена, астрономы получат возможность изучить Вселенную в ультрафиолетовом свете. А именно в ультрафиолетовом излучении зашифрована ценнейшая информация о многих процессах, разыгрывающихся в атмосфере звезд.




КОСМИЧЕСКИЙ ДОЗОР

Полет «Союза-13» сейчас, выражаясь языком шахматистов, находится в стадии «миттельшпиля». Пора экспериментов в самом разгаре. И во время переговоров с экипажем почти физически ощущаешь, как уплотняется время.

Утром Земля засылает задание на день – уточнение программы, запросы специалистов, ответы на вопросы космонавтов. «Принято, принято», – быстро говорит Климук после каждой команды.

Затем Центр управления работает в так называемом дежурном режиме, стараясь не отрывать без нужды космонавтов от дела. А вечером командир рапортует о проделанной работе. Причем с такой скоростью, что на слух воспринять сообщение целиком никто не в состоянии. Все потом еще не раз прокручивают магнитофонную ленту.

Язык переговоров под стать темпу работ – очень скуп, лаконичен. В основном это цифры, буквы, которые лишь посвященным открывают свой смысл. Сеансы чрезвычайно интересны для специалистов благодаря быстроте реакции экипажа, но не для нас, журналистов. Только изредка прорываются «человеческие нотки».

– «Кавказы», у вас по программе обед, как аппетит?

– На бумаге сегодня обед. На аппетит не жалуемся, но не хочется тратить время. Эксперимент интересный. Рассовали все по карманам. Жуем на ходу.

Медики, конечно, не очень одобрительно относятся к такого рода известиям. Но зато постановщики научных экспериментов, откровенно говоря, довольны как никогда.

Космический дозор «Союза-13» не только с успехом выполняет свою главную задачу, изучая с помощью астрофизического комплекса «Орион-2» звездное небо, но не оставляет без внимания Землю и Солнце.

Исследования с помощью портативного ручного спектрографа, внешне напоминающего кинокамеру, уже стали традиционными для наших космонавтов, и экипаж «Союза-13» не отступает от этой доброй традиции. На пятидесятом витке космонавты провели спектрографирование земной поверхности. И, по оценке руководителя эксперимента кандидата технических наук А. Бузникова, работали отлично.

Климук и Лебедев доставят новый материал наблюдений для ученых, занимающихся космическим землеведением, одним из самых перспективных народнохозяйственных направлений использования космической техники.

Научившись надежно расшифровывать спектры тех или иных природных образований, можно будет вести, например, регулярные наблюдения за состоянием лесов, быстро выявлять площади, пораженные вредителями, предупреждать о пожарах, оценивать, имеет ли смысл вырубать горелые участки. Для сельского хозяйства открывается заманчивая перспектива быстрой оценки будущих урожаев на больших территориях, определение степени зрелости посевов, влажности почв, прогноз интенсивности паводков.

С другой стороны, спектрографирование сумеречного ореола на восходе и заходе Солнца, тех самых знаменитых космических зорь, также чрезвычайно важное и интересное научное направление. Благодаря наблюдениям советских космонавтов ученым Ленинградского государственного университета во главе с членом-корреспондентом АН СССР К. Кондратьевым удалось создать глобальную оптическую картину атмосферы Земли. Официально зарегистрировано открытие вертикально-лучевой структуры дневного излучения верхней атмосферы. У космонавтов складывалось впечатление, будто с поверхности Земли направлены вверх мощные лучи прожекторов.

Развитие этих визуальных исследований с помощью спектральных приборов позволит наладить глобальное изучение атмосферы земного шара. В частности, ее запыленности, загрязненности бурно развивающейся промышленностью. Увеличение интенсивности стратосферных полетов у некоторых вызывает тревогу за существование слоя озона, который задерживает губительное ультрафиолетовое излучение на больших высотах и не пропускает его к земной поверхности. Исследование динамики структуры всей атмосферы, влияния на нее человеческой деятельности весьма важно для понимания сущности метеорологических процессов, изменений климата. Охрана природы в наши дни уже должна распространяться и на космические просторы.

Спектр исследований на «Союзе-13» весьма широк, весьма разнообразны объекты изучения – от микроорганизмов до целых галактик. Регулярно космонавты проводят фотографирование Солнца с помощью прибора, включенного в систему «Орион». В свое время Ломоносов писал:

Когда бы смертным

толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно

наше око

Могло, приблизившись,

воззреть,

Тогда б со всех открылся

стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы

стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны

крутятся,

Борющись множество

веков;

Там камни, как вода,

кипят,

Горящи там дожди

шумят.

Теперь космонавты могут наблюдать «горящий вечно океан» за пределами земной атмосферы, которая не пропускает к Земле коротковолновое солнечное излучение. Новые снимки светила, сделанные космонавтами, помогут ученым лучше узнать «нрав» нашей звезды, научиться предсказывать земные «отголоски» солнечных процессов. Космическая техника, способная доставить приборы даже на само Солнце, помогает сегодня раскрывать его тайны.




РАЗГОВОР С КОСМОСОМ

В космосе уже побывало несколько десятков землян. Медики выяснили, что у всех космонавтов «исчезновение» земного притяжения вызывает целый комплекс явлений, в частности прилив крови к голове. Одни, несмотря на это, чувствуют себя в невесомости хорошо, а другие испытывают нечто похожее на укачивание, у них снижается работоспособность.

Петр Климук и Валентин Лебедев явно относятся к первой категории. Период адаптации у них прошел исключительно быстро. И вот уже неделю они трудятся без всякого снижения работоспособности.

Среди множества экспериментов, которые они выполняют, есть и исследование влияния невесомости на мозговое кровообращение. С помощью современной аппаратуры «Левкой» регистрируется наполнение сосудов головного мозга кровью как в спокойном состоянии, так и после дозированных нагрузок – тридцатикратного растягивания эспандера с усилием в пятнадцать килограммов. Теперь уже медики будут иметь не только качественную, но и количественную картину изменения головного кровообращения. Это поможет им выработать «противоядие» от невесомости.

Надо отметить, что, хотя основная «профессия» экипажа «Союза-13» – астрономия, на борту выполняется довольно много медико-биологических экспериментов. В последнем телевизионном репортаже Климук показывал «Оазис-2», на котором проверяется возможность использования микроорганизмов в системах регенерации воздуха.

Одновременно в другом приборе проходит испытание невесомостью и знаменитая хлорелла. На Земле она уже использовалась во многих экспериментах с замкнутым круговоротом воздуха. Хлорелла поглощала углекислый газ, выделяемый испытателями, и возвращала им кислород. На борту «Союза-13» продолжают изучать, как хлорелла будет развиваться в условиях невесомости.

Вместе с хлореллой проходит испытание и ряска, которой заполнены летом наши пруды. Это растение интересно тем, что у него есть несколько стадий развития. Зимой, когда замерзают водоемы, ряска «впадает в спячку» – существует в так называемой форме турионов – маленьких телец с замедленной жизнедеятельностью. Весной турионы просыпаются, размножаются делением и превращаются в ряску.

После выхода на орбиту космонавты, разбив ампулу, ввели в небольшую емкость, где ряска пребывала в форме турионов, особое вещество – кинетин, своего рода «эликсир жизни», который пробудил их из состояния анабиоза. Спустя некоторое время после оживления, разбив вторую ампулу, они ввели в питательную среду другое физиологически активное вещество – тимедин, которое служит как бы «меченым атомом». Потом на Земле, исследуя, как его усваивала ряска, биологи смогут выяснить влияние невесомости на тонкие биохимические процессы.

Плотность переговоров в сеансах связи чрезвычайно высока. Тем не менее руководители полета любезно предоставили журналистам несколько минут для разговора с космонавтами. По жребию «счастливый билет» выпал корреспонденту «Красной звезды» Михаилу Реброву.

– «Кавказы»! Наш позывной «Пресса», – говорит он от нашего имени, – вызываем на связь. Как слышите? Прием.

– Хорошо.

– Журналисты, находящиеся в Центре управления полетом, передают вам привет и просят ответить на два вопроса. Как поняли? Прием.

– Поняли вас, готовы.

– Вопрос «Кавказу». Видели ли вы что-нибудь интересное на Земле с орбиты? Что вас особенно поразило, запомнилось? С чего бы вы начали свои воспоминания, если бы уже были на Земле?

– Очень красивы острова в Карибском море, – отвечает Климук. – Особенно Куба. Они ярко-сине-зеленого цвета. Это одно из самых ярких первых впечатлений от вида Земли из космоса. Было безоблачно, и эти острова прекрасно видны.

– Вопрос «Кавказу-2», журналисты просят рассказать немного о вашем быте. Что едите? Кто где спит? Были ли у вас в полете какие-нибудь веселые эпизоды?

– Быт у нас наладился, – говорит Лебедев. – «Кавказ-1» спит в спускаемом аппарате, я – в бытовом отсеке. Аппетит у нас отличный. Едим все подряд. Каверзные случаи были. Например, неожиданно зажегся транспарант: вызывали на связь, когда мы были вне зоны радиовидимости с нашей территории, это нас очень удивило.

Космонавты передают горячий привет всем читателям наших газет.

– Надеемся, что со временем журналисты сами побывают в космосе. Увидят все своими глазами.

– Постараемся. Спасибо вам. Желаем счастливого полета и мягкой посадки.




ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ!

Тринадцать – число, вызывающее эмоции у людей суеверных. В Англии, например, нет на улицах домов с цифрой тринадцать. Создатели космической техники не относятся к числу суеверных людей. Раз уж пришел черед тринадцатого «Союза» – пусть так и называется. Но суеверия суевериями, а предосторожность предосторожностью.

В космической технике нет мелочей. Все, что можно предусмотреть на Земле, стараются предусмотреть. Накануне в Центре управления представители службы поиска расстелили на столах большие подробные карты территории Советского Союза и метеокарты, проводилось детальное обсуждение. Ведь экипаж может в случае необходимости использовать не только управляемый спуск, но и так называемый баллистический, чтобы сесть в любом выбранном районе земного шара. Служба поиска должна и при таком спуске обеспечить быструю эвакуацию экипажа.

– Но баллистический спуск – это крайний случай, – сказал нам руководитель подготовки советских космонавтов дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В. Шаталов. – Основной вариант – управляемый спуск, когда можно использовать аэродинамические качества корабля для точной посадки в заданный район с небольшими перегрузками для космонавтов. В выборе этого района уже главную роль играет погода. Посадку можно проводить на нескольких витках, и соответственно районы приземления будут разные. Выбирают виток, который «попадает» в наиболее благоприятный с метеорологической точки зрения район.

Дальше уже смотрят, где в этом районе наиболее удобное место для приземления – так, чтобы не было скал, линий высоковольтных электропередач, глубоких ущелий. И баллистики проводят расчет для экипажа, как они должны действовать, чтобы попасть прямо в объятия поисковиков. Перед спуском положено проверить работу тормозного двигателя, систему управления. Эту своего рода генеральную репетицию можно использовать для коррекции орбиты в нужном направлении – если ее поднять или понизить, точку приземления можно сместить на север или на юг. А выбирая го или иное время включения двигателя, можно сдвигать район приземления на запад или восток.

По прогнозу на 26 декабря, наиболее благоприятным районом оказался Джезказган. Севернее прорвался теплый ветер, который уже «перевернул» всю обычную декабрьскую погоду на европейской части страны и набедокурил в Казахстане. Утром прогноз подтвердился. И как было намечено – посадка на 128-м витке. Расчетный район километрах в двухстах к юго-западу от Караганды.

– «Кавказы», – выходит на связь В. Шаталов на предпоследнем витке «Союза-13», – на Земле все готовы к вашей встрече.

Вашей работой все очень довольны. Работали вы спокойно, хладнокровно, уверенно, надеемся, что и заключительный этап проведете также отлично. В районе посадки десятибалльная облачность примерно до 250 – 300 метров над Землей, ветерок порядка 8 метров в секунду, видимость километра полтора – два. Температура минус пять – восемь градусов. По трассе спуска видимость хорошая – увидите Каспийское море, Аральское.

Вся Земля ждет вашей счастливой посадки.

Космонавты начали готовиться к спуску еще накануне – перенесли в спускаемый аппарат научную аппаратуру и результаты исследований, которые надо доставить ученым. Открыли шлюз астрофизической системы «Орион» и извлекли отснятую фотопленку. Сам «Орион» на Землю не вернется, он «отстрелится» вместе с орбитальным отсеком и сгорит при входе в плотные слои атмосферы. А данные, добытые с его помощью, станут путеводной нитью для ученых в решении звездных загадок.

– Эксперименты на борту «Союза-13», – сказал нам руководитель полета дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР А. Елисеев, – прошли плодотворно. Корабль «Союз» показал себя хорошей орбитальной астрофизической обсерваторией, такие вполне эффективно могут использоваться и в дальнейшем. Одновременно на борту был проведен целый комплекс технических, медико-биологических, геофизических исследований. Лично я считаю, что целесообразно в дальнейшем запускать корабли «Союз», специализированные по отдельным научным направлениям.

На 128-м витке «Союза-13» в небе Южной Атлантики, в пятистах километрах южнее острова Святой Елены, вспыхнул невидимый с Земли огонек тормозного двигателя.

До свидания, звезды!

«Союз-13» устремился к Земле. Плавно, мягко возникают перегрузки, словно в пуховую подушку прижимают космонавтов к ложементам кресел.

Мощный металлический стук извещает космонавтов, что прошло отделение спускаемого аппарата. Постепенно его охватывает раскаленная плазма сопротивляющейся атмосферы.

– «Кавказ», я «Заря», на связь!

– Я «Кавказ», идет штатный спуск! – сообщает Климук.

– «Кавказ», ведите непрерывный репортаж.

– Чувствуем себя отлично.

– Иллюминатор обгорел. Ничего не видно.

– Все идет нормально. Перегрузки небольшие.

– Сейчас чувствуется уже атмосфера. Встряхивания идут.

– Как слышите? Спускаюсь на парашюте.

– Самочувствие экипажа хорошее. Сейчас будет приземление.

Все! Корабль на родной земле. Полет закончен.




ТОЧНАЯ ПОСАДКА

Специальный корреспондент «Известий» А. ЕРШОВ передает из района приземления «Союза-13»

В степи сильные морозы, метет пронизывающая поземка. Но погода ничуть не охладила радостных чувств, с какими встречали на казахстанской земле славных героев космоса П. И. Климука и В. В. Лебедева. Позади дни напряженной работы в космосе. Рейс корабля «Союз-13» успешно завершен.

Приземление прошло также успешно. Вот как это было. В расчетное время на высоте в несколько тысяч метров раскрылся парашют. Момента этого на Земле все ждали с нетерпением, и все-таки все произошло как-то очень просто, даже буднично. Сквозь треск и шум в эфире раздался спокойный голос Климука:

– Я «Кавказ-1», спускаемся на парашюте. Самочувствие экипажа отличное.

В район приземления устремились самолеты и вертолеты поисковой группы. Томительно тянутся минуты. Наконец слышим радостный доклад вертолетчика:

– Объект обнаружен. Разрешите посадку?

Один из руководителей поисковой группы, встречавшей космонавтов, рассказал:

– Подлетаем к месту приземления, а космонавты Климук и Лебедев идут нам навстречу. Из космического корабля вышли они самостоятельно. Самочувствие у них отличное.

И вот – объятия друзей, поздравления.

Почти сутки после завершения полета космического корабля «Союз-13» космонавты П. Климук и В. Лебедев провели в Джезказгане, отдыхали, проходили необходимое медицинское обследование.

Погода в этот день в городе словно расщедрилась: тепло, под ослепительным солнцем растаяли облака. Героев космоса горячо приветствовали тысячи горожан.

В Джезказганском обкоме партии состоялась встреча с космонавтами.

– Программа полета космического корабля «Союз-13» выполнена, – сказал П. Климук.

– Мы уже успели хорошо отдохнуть, – добавляет В. Лебедев, – и чувствуем, что готовы к выполнению новых заданий.

Решением Джезказганского горисполкома космонавтам П. Климуку и В. Лебедеву присвоено звание почетных граждан Джезказгана. Под аплодисменты им повязывают алые ленты. Первый секретарь Джезказганского горкома партии О. Асылбеков говорит:

– Мы рады и горды тем, что центр самой молодой области – Джезказганской стал космической гаванью. Мы приветствуем героев космоса и говорим им: «До новых встреч на нашей гостеприимной земле!»

В память о пребывании в городе горняков и металлургов космонавты П. Климук и В. Лебедев посадили здесь, на городском бульваре, по деревцу.

После кратковременного отдыха космонавты отбыли из Джезказгана.




КОСМИЧЕСКИЙ РАПОРТ – НОВОМУ ГОДУ!

Экипаж «Союза-13» рассказывает в Звездном городке о своем полете

Декабрьская погода в Москве в этом году больше напоминает осеннюю. На аэродроме, где сотни людей собрались встретить экипаж «Союза-13» – Петра Климука и Валентина Лебедева, моросит то ли дождь, то ли снег. Туманно. Но среди встречающих настроение праздничное. Финиш большой работы – всегда праздник.

Медленно подруливает «Ил-18», разбрызгивая талый снег. Из проема показывается крепкая коренастая фигура Климука, за ним сразу Лебедев. Они спускаются по трапу и идут по ковровой дорожке навстречу председателю Государственной комиссии.

– Задание Родины выполнено полностью, – рапортует командир «Союза-13», – самочувствие экипажа отличное. Готовы выполнить новое задание.

За этим коротким рапортом – огромный труд людей, совершивших сложный эксперимент. Их полет – это вклад нашей космонавтики в общий труд страны, завершающей знаменательный год.

Накануне член Государственной комиссии, технический руководитель полета корабля «Союз-13» говорил нам, что в Центре управления очень довольны работой Климука и Лебедева. Под стать им слаженно, четко работали все службы обеспечения полета.

– Отрадно, – сказал он, – что все служебные системы корабля работали безотказно. Корабль «Союз» впервые опробовали в качестве специализированной астрофизической обсерватории. Была доказана возможность очень точной ориентации и наведения отдельных инструментов при сравнительно грубой ориентации корабля. Это весьма важный результат. До этого существовало мнение, что для точных экспериментов обязательна строгая ориентация всего корабля, а это означает – большой расход горючего, утяжеление веса систем управления. Эксперимент на «Союзе-13» показал, что возможна ориентация приборов с точностью в несколько угловых секунд, при точности ориентации самого корабля в два-три градуса. Это дает возможность использовать экономичные решения для выполнения многих научных задач.

После рапорта космонавты оказываются в плотном кольце рук, улыбок, чьих-то счастливых слез. С букетами цветов усаживаются они в машины и направляются в Звездный городок.

По традиции всех слетавших в космос, новое пополнение семьи космонавтов возлагает цветы у заснеженного подножия памятника Гагарину. А потом Климук и Лебедев идут вдоль живой стены людей, сквозь хор приветствий и добрых пожеланий в Дом культуры Звездного городка, где состоялся торжественный митинг, посвященный встрече экипажа «Союза-13».

Участники митинга приняли приветственное письмо Центральному Комитету КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.

После заседания Государственной комиссии космонавты смогли уделить полчаса и журналистам.

– У вас еще свежи в памяти впечатления от спуска на Землю, расскажите, пожалуйста, как он проходил.

КЛИМУК: Спуск, пожалуй, самый эмоциональный участок полета. Мы были, конечно, подготовлены к нему, но очень много оказалось и неожиданных ощущений. Когда отделяется орбитальный отсек, при этом рвется и изоляция корабля. Видим в иллюминатор, как она крутится. Валентин посмотрел: понятно, говорит, отделился отсек.

Я наблюдал Землю через визирное устройство – это своего рода наш перископ. Когда спускаемый аппарат отделяется от корабля, он также отстреливается. Передо мной на матовом экране была Земля, и вдруг ничего. Словно бездна раскрылась прямо передо мной. Только потом сообразил, в чем дело.

Вход в атмосферу также очень впечатляющ. С большой скоростью проносятся капли расплавленной керамической обшивки, металла. Иллюминатор становится желтым, а потом буровато-коричневым. Кажется, что расплавленный металл течет буквально возле тебя. Это потрясающее чувство. Перегрузки нарастают плавно-плавно. А потом вдруг тряска, будто едешь на телеге по мелкому булыжнику. В самолете я такой сильной тряски никогда не испытывал.

Когда раскрывается парашют, сразу возникают перегрузки довольно значительные, но кратковременные. Дальше все идет очень спокойно.

– А где вы сели? Какая местность была?

ЛЕБЕДЕВ: Степь. Место ровное. Снег немножко припорошил землю. Колючки, кустарники. Ветер солидный был.

– Какое отличие невесомости, о которой вы, наверное, много слышали на Земле, опробовали на самолетах, от той, что вы испытали на самом деле?

КЛИМУК: На Земле я состояние невесомости испытал всего в течение сорока секунд – во время полетов на самолетах. От товарищей, конечно, слышал много. Но у каждого человека невесомость вызывает свои субъективные ощущения. Мы привыкли к ней довольно быстро. Действия были такие же, как на Земле. Все очень хорошо получается. Только отталкиваешься со значительно меньшей энергией, чем на Земле.

ЛЕБЕДЕВ: Когда ожидаешь невесомости, кажется, что придется к ней долго привыкать – координация движений как-то существенно должна измениться. Все оказалось значительно проще. Я лично по вестибулярной устойчивости отношусь к средней категории. Медики говорили, что меня надо тренировать. Но, удивительно, с первого же дня я почувствовал себя отлично. Работоспособность была такая же, как на Земле. Мне приходилось часто в темноте работать с телескопом в орбитальном отсеке. Можете себе представить, работаешь как рыба в аквариуме. Стоишь в воздухе без опоры и не испытываешь никаких трудностей.

– Что вы скажете о корабле «Союз-13»?

КЛИМУК: Машина очень хорошая. Прекрасно слушается ручного управления. Надежная машина. Никаких аварийных ситуаций в течение восьмисуточного полета у нас не было.

ЛЕБЕДЕВ: У нас была самая что ни на есть спокойная рабочая обстановка. Мы на тренажере готовимся к огромному количеству внезапных, аварийных ситуаций. Это делается для того, чтобы космонавт досконально знал системы, умел находить выход из этих аварийных ситуаций. В полете этих наших знаний не потребовалось – все работало очень четко. Мы были уверены во всех системах. Так что никакой напряженности психологической не испытывали. И с Земли управление было четкое, спокойное.

– Скажите, пожалуйста, чем отличается вид неба в космосе от наземного или от того, какое вы видели во время тренировок в планетарии?

ЛЕБЕДЕВ: Первое, что бросается в глаза, – большое количество звезд. Настолько много видно мелких звезд, что кажется – все небо покрыто сплошной молочной пеленой. Но Млечный путь и в космосе выделяется.

– Вы выполнили в полете практически больше запланированного программой. Как получилось, что вы решили «перевыполнить» план полета?

КЛИМУК: Мы сделали ряд экспериментов в дополнение к основным. Мы обнаружили, что чувствуем себя в невесомости хорошо, полет идет спокойно, силы есть, поэтому и решили использовать время с максимальной эффективностью.

– Все-таки у вас оставалось какое-то время на отдых, и между собой вы говорили, что-то вспоминали. Расскажите поподробнее о вашем космическом житье-бытье. Как вы там ели, пили, спали, брились?

КЛИМУК: Свободных минут у нас было очень мало, программа насыщенная. А когда они были – смотрели на Землю. Само чувство, что находишься в космосе, приятно. Кроме того, Земля с большой высоты выглядит очень интересно. Мне очень понравилось, как я уже вам говорил, Карибское море. Сейчас еще раз повторяю, что такой красоты я никогда не видел. Сам остров Куба, сине-зеленоватый оттенок воды около него и контрастный, яркий цвет моря – удивительны. Очень красивое зрелище – восход и заход Солнца. Они напоминают земные, но длятся очень короткое время. Очень быстро высвечивается яркий широкий горизонт и встает Солнце.

ЛЕБЕДЕВ: Я брал с собой пачку цветных карандашей. Я не художник, просто, бывает, запомнить тяжело, а зарисуешь, потом легче вспомнить. Линия горизонта очень красочна: первый цвет – оранжевый, второй – желтоватый, более светлый, потом идет голубой, светло-голубой, фиолетовый, и вдруг такая маленькая белая полоска.

Земля наша из космоса очень красива. 270 километров высота – можете представить, какая панорама: тут и Африка, и острова, и вода различных оттенков, красивая облачность.

Вставали мы всегда с хорошим настроением. Перебрасывались шутками. Брились электрической бритвой – быстро получалось. Умывались. Разминались слегка. Завтракали – и за работу. Основной отдых во время приема пищи. Сон хороший, освежающий. Правда, хочется как-то руки зафиксировать, почувствовать что-то такое, к чему можно было бы прислониться. А в основном мы работали. Меняли эксперименты, выполняя дополнительную программу. Смена характера работы – это тоже отдых.

– Работы у вас было много, и в то же время вы говорите о больших эмоциональных впечатлениях. Какое все-таки сильнее ощущение в полете – он труден или прекрасен?

КЛИМУК: Полет прекрасен.

ЛЕБЕДЕВ: Полет прекрасен даже трудностями своими. Если их преодолеваешь, облегчение на душе какое-то.


Б. КОНОВАЛОВ,
спец. корр. «Известий».




«СОЮЗ-13»: ЗВЕЗДЫ, ЗЕМЛЯ, НЕВЕСОМОСТЬ

Недавно завершил свой восьмисуточный полет советский космический корабль «Союз-13», доставивший на Землю материалы научных исследований, выполненных в полете его экипажем – космонавтами П. Климуком и В. Лебедевым. Хотя детальная обработка всех полученных результатов еще не закончена, предварительные итоги полета уже можно подвести.

Чем «Союз-13» отличается от своих предшественников? Прежде всего лицо корабля определила главная задача: «Союз-13» – орбитальная астрофизическая обсерватория, персонал которой, если можно так выразиться, работает не на земле, а за пределами земной атмосферы, исключающей возможность наблюдений в некоторых диапазонах длин волн.

Размещение же астрономических приборов на борту космических кораблей и станций позволяет практически полностью исключить влияние атмосферы и получить качественно новую информацию, необходимую для выяснения характеристик и природы процессов, происходящих на небесных телах, для проверки гипотез об их происхождении и эволюции.

Исследования, проведенные в 1971 году экипажем станции «Салют-1» с помощью установленных на ней звездного телескопа «Орион-1» и гамма-телескопа, дали первые результаты и полностью подтвердили правильность выбранных методов внеатмосферной астрономии и схемы их реализации.

Для проведения астрофизических исследований на корабле «Союз-13» был установлен комплекс аппаратуры «Орион-2», задачей которой было получение снимков спектров (спектрограмм) звезд в ультрафиолетовой области. Телескоп системы «Орион-2» с фотоприставкой устанавливался снаружи орбитального отсека, на месте стыковочного узла, который имеется на некоторых кораблях серии «Союз».

Аппаратура «Орион-2» имеет защитный купол, который обеспечивает нормальный температурный режим, предохраняя телескоп от перегрева на солнечной стороне орбиты и от переохлаждения – на теневой. В куполе напротив объектива телескопа имеется «окно» с двустворчатой крышкой, открывающейся только на время проведения эксперимента.

Наведение телескопа на заданный участок неба осуществлялось следующим образом: сначала командир экипажа, пользуясь системой ручного управления и гироскопами системы, возможно более точно ориентировал корабль таким образом, чтобы оптическая ось неподвижного телескопа была направлена в сторону достаточно яркой опорной звезды.

Сама опорная звезда служит лишь ориентиром для того, чтобы удерживать телескоп направленным на заданную область неба, где находятся те звезды, спектрограммы которых и представляют интерес.

Далее, бортинженер, находящийся в орбитальном отсеке, с помощью оптического визира, связанного с телескопом дистанционной следящей системой, производил более точное наведение телескопа на опорную звезду путем поворотов телескопа относительно корпуса космического аппарата. Затем он включал автоматическую следящую систему, которая выполняет окончательное наведение и стабилизацию телескопа в направлении на звезду с точностью до нескольких угловых секунд.

Чтобы не допустить вращения телескопа вокруг его оптической оси (это ведет к «смазыванию» изображения на фотографиях), стабилизация телескопа производится не только по основной опорной звезде, но и по второй, расположенной под большим углом к первой.

Получаемые с помощью звездного телескопа спектрограммы излучения звезд выбранного участка неба фиксировались на специальной высокочувствительной фотопленке, причем каждый участок неба фотографировался с разными выдержками от одной до 20 минут, что позволило получить на каждой фотографии одновременно спектрограммы большого количества ярких и слабых звезд.

Во время полета экипаж провел 16 сеансов спектрографирования излучения звезд различных участков неба, выполнив намеченную программу. Просмотр астрономами фотографий неба показывает, что космонавтам удалось получить богатейший материал – зарегистрированы спектрограммы нескольких тысяч звезд (общее число спектрограмм порядка 10.000). Причем в отдельных случаях было зарегистрировано излучение весьма удаленных светил – до 12-й звездной величины и слабее! Снимки ультрафиолетовой части спектра столь слабых звезд получены впервые. Это доказывает большую перспективность использованного метода изучения звездных спектров.

Научная программа корабля «Союз-13» не была ограничена только вопросами астрофизики. С его борта был проведен также эксперимент по фотографированию земной поверхности в различных участках солнечного спектра. Съемка производилась специальным многообъективным фотоаппаратом. Каждый исследуемый участок земной поверхности при этом фотографировался одновременно в 9 спектральных зонах от видимой до ближней инфракрасной с использованием светофильтров. Изучение полученных снимков позволит уточнить выбор выгодных для решения тех или иных задач зон спектра, фотоматериалов и экспозиции.

Помимо этого, во время полета космонавты с помощью ручного спектрографа произвели фотографирование природных образований земной поверхности сумеречного и дневного горизонта Земли. Такого рода съемки космической зари позволяют судить о содержании в атмосфере пыли и ее оптических свойствах.

По программе научных экспериментов проводились медико-биологические исследования. Среди них можно отметить изучение характера перераспределения крови в организме человека во время космического полета. В невесомости из-за отсутствия гидростатического давления происходит отток крови от ног и приток ее к верхней части тела, в частности к голове.

Это может стать причиной ухудшения самочувствия космонавтов в первые дни пребывания на орбите. Механизм реакции и адаптивных возможностей системы кровообращения головного мозга изучался с помощью аппаратуры «Левкой» в спокойном состоянии космонавтов и после выполнения ими дозированных нагрузок.

На борту корабля «Союз-13» было исследовано влияние факторов космического полета на развитие низших растений (хлореллы и ряски). Проводилось также изучение особенностей развития двух видов микроорганизмов (водородных бактерий и уробактерий) в условиях невесомости и получения в результате эксперимента белковой массы для последующего анализа ее биохимического состава. Эксперимент проводился при помощи системы «Оазис-2».

Особенность этого эксперимента состоит в том, что питание и размножение бактерий, образование белковой массы проводились в системе с замкнутым объемом, по замкнутому циклу, с взаимным обогащением бактерий двух видов за счет синтеза одних и выделения других веществ.

«Оазис-2» представляет собой в некоторой степени прообраз, пусть еще весьма далекий и миниатюрный, будущих систем жизнеобеспечения космических кораблей, которые когда-нибудь отправятся в далекие рейсы, где потребуется переработка и дальнейшее использование всех отходов жизнедеятельности.

В настоящее время данные эксперимента обрабатываются, но уже первые результаты показали, что биомасса микробной культуры в системе «Оазис-2» за время полета увеличилась более чем в 35 раз.

Наряду с научными исследованиями экипаж «Союза-13» выполнил ряд технических экспериментов, целью которых была отработка новых приборов для дальнейшего их использования в усовершенствованных бортовых системах.

В течение всего полета бортовые системы, агрегаты и механизмы корабля работали нормально. Летчики-космонавты СССР, Герои Советского Союза – командир экипажа Петр Ильич Климук и бортинженер Валентин Витальевич Лебедев отлично справились с поставленными перед ними задачами, выполнив в полете большой объем работ по проведению исследований и по управлению кораблем. Особенно надо отметить их согласованную и умелую работу при выполнении сложных астрофизических наблюдений с телескопом. Полет «Союза-13» внес существенный вклад в развитие космических исследований.


Профессор М. ВАСИЛЬЕВ.




33
Прощание с Землей.

3435
Командир корабля «Союз-13» Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР
майор Петр Ильич Климук.
Бортинженер корабля «Союз-13» Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР
Валентин Витальевич Лебедев.

36
Экипаж «Союза-13» в тренажере.

37-1
П. И. Климук во время медицинских испытаний на велоэргометре перед полетом.

37-2
Командир космического корабля «Союз-13» и. И. Климук (слева) и бортинженер В. В Лебедев во время тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина

38
Первые минуты после прилета космонавтов в Москву. Людмила Лебедева и Лилия Климук с сыном Мишкой волновались в эти дни, наверное, больше самих героев космоса.

39
«Задание Родины выполнено!» – рапортует командир «Союза-13».

40
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный 22 января вручил в Кремле командиру космического корабля «Союз-13» П. И. Климуку и бортинженеру В. В. Лебедеву ордена Ленина, Грамоты Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза, медали «Золотая Звезда» и нагрудные знаки «Летчик-космонавт СССР».

далее