В ряде пунктов земного шара будут выпущены ракеты для геофизических наблюдений до высоты 300—500 км над уровнем моря. В период МГГ предполагается запустить искусственные спутники Земли, которые будут двигаться вокруг земного шара на высоте от 350 до 500 км и совершать один полный оборот вокруг него приблизительно за 90 минут. Они будут оборудованы приборами, позволяющими измерять
химический состав, плотность, ионизацию и аэродинамические свойства высоких слоев атмосферы, напряжение магнитного поля, коротковолновую и корпускулярную радиацию Солнца, первичные компоненты космических лучей и др. По предварительным расчетам, спутник должен вращаться вокруг Земли около года, а затем, снизившись, сгореть от сильного нагрева вследствие сопротивления воздуха.
В 1956 г. в ряде стран проводились работы в дальнейшему усовершенствованию ракетных управляемых снарядов различного назначения. Значительно улучшены тактико-технические характеристики управляемых снарядов различных классов Это обусловливается достижениями в области реактивных двигателей, радио и электроники, полупроводников и техники инфракрасных лучей. Видные военные специалисты ряда стран считают, что управляемые снаряды уже теперь должны рассматриваться как основной вид оружия для нанесения ударов с воздуха.
Автоматика и телемеханика позволяют наводить снаряд во многих случаях точнее и быстрее, чем это могло быть при участии человека, особенно в напряженных условиях боевой обстановки. Системы автоматического управления осуществляют полот по заранее заданной программе. Аппаратура самонаведения позволяет отыскивать цель и поражать ее с необходимой точностью. Ракетное оружие является носителем атомных зарядов.
Класс «земля — земля». «Корпорел SS М-А-17» (США) принят на вооружение и производится серийно (фирмой «Файерстоун»). Может переносить как обычный, так и атомный боевой заряд. Дальность полета 200—240 км, высота 40— 80 км. Стартовый вес 5000—5400 кг. Максимальная скорость 1000 м/сек. Длина снаряда 12 м, диаметр 0,702 м, размах стабилизаторов 1,8 м. На снаряде установлен жидкостный реактивный двигатель фирмы «Райан» с тягой 9070 кг, работающий на анилине (горючее) и азотной кислоте (окислитель). Снаряд управляется по радио только на активном участке траектории (с работающим двигателем). Транспортировка снаряда производится на специальном транспортере в горизонтальном положении. Запуск— вертикальные, со стартового стола, установка на стол — гидроприводом. Управление стартом — дистанционное, из бетонного укрытия, с расстояния 150—200 м.
«Редстоун» (США) с 1957 г. принят на вооружение и производится серийно фирмой «Крайслер». Дальность полета 600—700 км. Головка с боевым зарядом отделяется в полете. Длина снаряда 18—21 м, диаметр 1,52—1,68 м, размах стабилизатора 2,44 м. На снаряде установлен жидкостный реактивный двигатель фирмы «Норт-Американ» с тягой 31780 кг. Двигатель работает на спирте и жидком кислороде. По последним данным, предполагается установка порохового двигателя. Система управления — автономная, по заданной программе.
Наряду с созданием серийных образцов управляемых снарядов с дальностью полета до 1000 км разрабатываются стратегические межконтинентальные снаряды с дальностью действия в несколько тысяч километров. В США изготовлением таких снарядов занимается ряд крупных фирм. К началу 1957 г. фирма «Конвэр» приступила к производству снаряда типа «Атлас» со следующими тактико-техническими характеристиками: вес 60 т, длина 33 м, дальность полета 8000 км, скорость 5,9—6,7 км/сек. Точность — выход на цель в круг с диаметром 32 км, продолжительность полета 16 — 22 мин. Система управления действует только первые 4 мин.
Создание межконтинентальных снарядов вызывает большое число технических трудностей.
Предполагается, что первые опытные экземпляры снарядов «Атлас» будут запущены в 1958 г., однако перед принятием на вооруженно должны быть проведены в большом объеме исследовательские работы.
В США завершены работы по созданию баллистического (высотного) снаряда среднего радиуса действия. В сентябре 1956 г. с летно-испытательного центра ВВС США во Флориде была запущена 3-ступенчатая составная ракета «Редстоун». Она пролетела расстояние 4800 км и поднялась на высоту 640 км. Первая ступень представляла собой ракету «Редстоун» (см. выше); вторая — связку м третья — ракету «Рекрут», с двигателями на твердом топливе. Первая ступень отделилась и упала в море на расстоянии 160 км от места старта; вторая ступень — на расстоянии 1300 км. Падение последней ступени ракеты происходило в условиях, соответствующих входу в атмосферу. Результаты полета на этом участке с точки зрения кинетического нагрева можно считать удовлетворительными.
Во Франции завершены работы по испытанию баллистического управляемого снаряда «Вероника». Снаряд рассчитан для тактического применении на расстоянии 200—250 км, а также для исследования верхних слоев атмосферы. Наводится на цель по радио и автономной системой. Снаряд имеет веретенообразную форму с 4 аэродинамическими стабилизаторами. Старт—вертикальный. Вес снаряда 1450 кг, длина 7,4 м, диаметр 0,55 м, двигатель — жидкостный с тягой 4000 кг, скорость полета 1370—1400 м/сек.
В 1956—57 гг. в США после значительной модификации построен и проходит испытания самолет-снаряд «Матадор ТМ-61В», построенный фирмой «Глен-Мартин». Предназначен для поражения наземных или морских целей. Максимальная дальность полета до 1000 км, скорость 300 м/сек, высота 17 км, длина 12—14 м, размах крыльев 8,8 м. Основной двигатель — турбореактивный, I-33-A-37 фирмы «Аллисон». Запуск — с помощью пороховых ускорителей. Стартовая установка монтируется на прицепе автомашины или тягаче. Система управления — автономная. По сравнению с самолетом-снарядом «Матадор TМ-61А», находящимся на вооружении, новый вариант имеет большую длину, удлиненную носовую часть и новую аппаратуру наведения.
Самолет-снаряд «Регулус-II» класса «вода — вода» внешне похож на истребитель; имеет фюзеляж длиной 18—19 м, снабженный короткими крыльями с большой стреловидностью в плане, с длинным, сильно заостренным носом, турбореактивным двигателем в хвостовой части. Во время испытаний снаряд достиг высоты более 17 км и скорости, вдвое превышающей звуковую. Дальность полета его, вероятно, ок. 1500 км. Снаряды «Регулус-II» поступят на вооружение кораблей американского военно-морского флота предположительно в 1958 г. Они предназначены для поражения сильно укрепленных береговых объектов, по могут быть использованы также и против подвижных целой, например кораблей. Запуск — с кораблей, включая и подводные лодки. Военно-морской флот США имеет 10 авианосцев, 2 подводные лодки и несколько крейсеров, с которых можно производить запуск снарядов «Регулус-I» и которые, как предполагают, могут быть приспособлены для запуска снарядов «Регулус-II».
Для целей противовоздушной обороны создаются автоматические беспилотные истребители — самолеты-автоматы. К ним относятся французский истребитель Шарансон VI, вооруженный 12 реактивными снарядами класса «воздух—воздух» и несущий на себе телевизионную аппаратуру, облегчающую управление самолетом на расстоянии. Максимальная скорость Шарапсон VI превосходит 2 000 км/час, высота достигает 20 км. Самолет-автомат Шарансон VI проходит испытания.
Для нанесения ударов по отдельным стратегическим целям, наряду с обычными самолетами, могут быть применены также и беспилотные автоматически управляемые бомбардировщики с дальностью полёта до 10000 км. Беспилотный бомбардировщик «Снарк SM-62» (США, фирма «Нортроп») имеет вес до 15 т., длину 18,3 м, размах 12,2 м, скорость полета 270 м/сек, высоту 12—14 км. На нем установлен турбореактивный двигатель J57 фирмы «Пратт-Уитни» с тягой 4545 кг. Взлет — при помощи ускорителей. Система управления — автономная, астро-навигационная. Максимальная дальность управляемого полета 3200 км. Полет был осуществлен с опытной базы «Патрик» во Флориде через Караибское м. в Атлантический ок.
Фирма «Норт-Американ» проводит испытание межконтинентального беспилотного бомбардировщика «Навахо» SМ-64». 20 самолетов «Навахо», снабженных посадочными приспособлениями, при испытании успешно приземлились. Дальность управляемого полета при этом составляла 2 800—3 000 км, скорость полета «Навахо»—сверхзвуковая (М=2—2,5), максимальная высота полета до 30 км. На нем установлены 2 прямоточных реактивных двигателя. Снаряд запускается вертикально при помощи стартовых ракетных ускорителей, которые обеспечивают ему набор высоты до 15 км и сверхзвуковой скорости полета. По достижении этой высоты ускорители сбрасываются и дальнейший подъем с переходом на горизонтальный полет на высоте 30 км осуществляется на прямоточных двигателях. Управление полетом — астронавигационное.
Класс «земля — воздух» (зенитные управляемые снаряды). К 1957 г. зенитные управляемые снаряды рассматриваются как основные средства современной противовоздушной обороны для уничтожения носителей атомных зарядов, направляемых противником к наиболее важным центрам страны. Разработано большое число различных вариантов управляемых зенитных снарядов, отличающихся друг от друга весом, размером, аэродинамической схемой, типом силовой установки, системой управления и характером действия боевой части.
Снаряд «SAM-A-7 Найк», состоящий на вооружении США, предназначен для поражения одиночных воздушных целей на больших высотах. Это — крылатая ракета с ускорителем, имеющая 4 крестообразно расположенных крыла. В носовой части размещены треугольные крестообразно размещенные рули. Жидкостный реактивный двигатель работает на анилине и азотной кислоте. Тактико-технические данные снаряда: вес 1000 кг, длина 6,1 м (без стартового ускорителя), максимальный диаметр корпуса 0,3 м, размах крыльев 1,5 м, максимальная скорость 670—700 м/сек. Наклонная дальность полета 30 км, высота полета 18 км, минимальная высота боевого применения 6 км.
Наведение снарядов «Найк» на цель осуществляется наземными радиолокационными устройствами. Снаряды запускаются со специальных установок с длинными направляющими, вдоль которых снаряд движется при выстреле до приобретения необходимой скорости и достаточной устойчивости. Снаряд снабжен радиовзрывателем. Вероятность поражения снарядом «Найк» самолета типа американского В-17 на высоте 10 км равна примерно 65%. Батареи управляемых снарядов «Найк» включены в систему ПВО. На вооружение ВВС США уже поступили атомные заряды как для авиационных реактивных управляемых снарядов «Фолкон», так и для зенитных снарядов «Найк». Вариант этого снаряда «Найк-Зевс» предназначен для борьбы с ракетами дальнего действия.
В 1956 г. в военно-морском флоте США получили распространение зенитные управляемые снаряды типа «Террьер SAM-M-7» (фирмы «Конвэр» и «Бендикс»), Снаряд имеет 4 основные части: боевую головку с взрывателем, передний отсек управления, двигательную установку и задний отсек управления. Передний отсек расположен между кромками крыльев и имеет сервомоторы для их поворота. Снаряд маневрирует с помощью поворота крыльев, хвостовое оперение же неподвижно и служит только для стабилизации полета. Для предотвращения интерференции воздушного потока плоскости стабилизаторов повернуты на 45° по отношению к крыльям. Задний отсек управления состоит из стабилизаторов, антенн и приемного устройства.
Данные снаряда; длина 8,2 м, длина второй ступени 4,2 м, диаметр 0,3 м, размах крыла 1,25 м, длина ускорителя 4 м. На снаряде установлен двигатель твердого топлива фирмы «Келлог». Имеется ускоритель, в течение 2 секунд сообщающий снаряду скорость 580—620 м/сек. Снаряд имеет сверхзвуковую скорость (М=2,5), наклонную дальность полета до 24 км, высоту 16 км. Для наведения снаряда и слежения за целью используется радиолокатор и прибор управления огнем. В связи с тем что снаряд не может поражать низко летящие цели, разрабатывается новая система самонаведения на снаряде «Террьер-2».
Для противовоздушной обороны кораблей и наземных баз применяется управляемый снаряд «Тэлос XSAM-N-6» класса «вода — воздух», «земля — воздух» — с прямоточным двигателем и пороховым ускорителем (фирмы «Бендикс» и «Мак-Доннел»), который с 1957 г. должен поступить на вооружение военно-морского флота США. Дальность полета до 40 км, высота 18 км, скорость 580—650 м/сек. Находящиеся на вооружении снаряды «Найк» будут заменяться снарядами «Тэлос».
Зенитные и морские снаряды «Террьер» и «Тэлос» могут также нести на себе атомные боевые заряды. Снарядами такого типа заменяют обычную ствольную артиллерию на боевых кораблях флота США. Например, на крейсерах «Бостон», «Миссисипи» и «Канберра» орудийные башни главного калибра заменены сдвоенными пусковыми установками снарядов «Террьер».
В 1956 г. получили значительное распространение зенитные управляемые снаряды «Эрликон 54» (Швейцария), предназначенные для поражения гл. обр. бомбардировщиков. Снаряд имеет 4 крыла треугольной формы, расположенных крестообразно. На хвостовой части также крестообразно помещены 4 стабилизатора, смещенные относительно крыльев на 45 градусов. Крылья в полете при помощи сервоприводов могут перемещаться вдоль продольной оси снаряда по заранее установленной программе. На снаряде установлен жидкостный реактивный двигатель, работающий на керосине и азотной кислоте. Управление снарядом осуществляется отклонением двигателя по исполнительным командам системы наведения. Наведение на цель — радиолокационное. Основные данные снаряда: длина 6 м, диаметр корпуса 0,41 м, взлетный вес 375кг, боевой заряд 20 кг, тяга двигателя 1000 кг, продолжительность работы двигателя 30 сек., расход топлива 5 кг/сек, максимальная скорость снаряда 700—750 м/сек, управляемая дальность полета 15—20 км, высота боевого применения 3—15 км.
В Англии к 1957 г. практически закончены работы по постройке и испытанию 3 серий экспериментальных ракет и управляемых снарядов. Для серийного производства запланировано несколько типов управляемых снарядов. Зенитный снаряд фирмы «Армстронг-Уитуорт» оборудован жидкостным двигателем. Предназначен для стрельбы с кораблей по самолетам до высоты 20 км. Имеет наклонную дальность 32 км. Скорость—сверхзвуковая. Крылья прямоугольной формы в плане, расположены крестообразно в средней части корпуса. Стабилизаторы также прямоугольной формы, но с большим удлинением. Длина 6 м, диаметр 6,38 м, размах крыла 1,49 м, размах стабилизаторов 1,9 м. Снаряд наводится лучом радиолокатора. 3 крейсера водоизмещением по 8000 т оснащены этими снарядами. Перевооружение кораблей проводилось параллельно с оборудованием их для противоатомной защиты.
Зенитный двухступенчатый снаряд фирмы «Инглиш электрик» по форме представляет крылатую ракету. Основной двигатель — жидкостный. 8 пороховых ускорителей попарно монтируются вокруг корпуса. Снаряд предназначен для уничтожения бомбардировщиков противника, имеет систему самонаведения, а также может направляться на цель при помощи радиолокатора с наземных станций. Скорость снаряда 890 м/сек, достигаемая высота 14—17 км, длина 6 м, диаметр 0,46 м.
Исследовательские работы и испытания управляемых снарядов в основном проводятся на объединенном англо-австралийском полигоне Вумера в Австралии. За 10-летний период существования полигона (с 1946 г. по 1957 г.) было испытано св. 1500 снарядов.
Во Франции к 1957 г. окончательно отработана и приняты в производство несколько типов снарядов, в том числе зенитный управляемый снаряд «Парка», предназначенный для поражения средств воздушного нападения противника. Это — крылатая 2- ступенчатая ракета со стартовым весом, равным 1 т. В качестве основного может применяться ракетный двигатель на твердом или жидком топливе. Запуск снаряда — со специальной поворотной рампы с помощью 4 ракетных ускорителей на твердом топливе. Длина снаряда 5—6 м, размах крыла 1,6 м, размах хвостового оперения 3,3 м; высота полета 18 км, наклонная дальность 30 км, время полета 4 мин. Наведение на цель — по радио; имеется радиовзрыватель. Снаряд «Парка» производится малыми сериями.
Класс «воздух — воздух». Особое место среди зенитных ракетных снарядов занимают снаряды класса «воздух—воздух», которые уже в настоящее время рассматриваются как основной вид вооружения современных самолетов. В США, Англии и Франции имеются серийные образцы снарядов этого назначения.
Снаряды крепятся под крыльями самолета, во внешней подвеске, а также могут быть помещены в специальные выдвижные контейнеры. Снаряды «воздух — воздух» имеют собственные двигатели, которые включаются при запуске их с самолета. Американские истребители-перехватчики Конвэр F—102 А, Нортроп-89Н, F—107, а также самолет-автомат «Боумарк» имеют по 6 снарядов «фолкон». Стартовый вес «Фолкон» 54,5 кг, дальность полета 8 км, максимальная скорость 1000 м/сек, длина 2 м, диаметр 0,152 м. С 1957 г. на вооружение Англии принят снаряд «Файрфлеш» — крылатая ракета с 2 двигателями на твердом топливе. Снаряд имеет длину 2—2,5 м, диаметр 0,12—0,15 м. Подвешивается под крыльями самолета. Истребитель может быть вооружен 2 снарядами. Ракетами «Файрфлеш» предполагается вооружить истребители Хоукер «Хантер» и Супермарин «Свифт». Снаряд имеет радиовзрыватель.
Французский управляемый снаряд класса «воздух—воздух» «Сфекмас 5103» предназначен для поражения самолетов и самолетов-снарядов противника. Устанавливается во внешней подвеске или специальных закрытых контейнерах на истребителях. Конструктивное выполнение — ракета с треугольным крылом. Длина снаряда 2,5 м, размах крыла 0,8 м, диаметр 0,28 м, вес 130 кг. При размещении снарядов в специальных контейнерах плоскости и стабилизаторы снаряда делаются складывающимися. Снаряд имеет 2-ступенчатый пороховой двигатель. Скорость—сверхзвуковая (М = 1,5—2). Боевая часть снаряда имеет радиовзрыватель и систему самонаведения. С 1957 г. начато серийное производство этих снарядов.
В 1956 г. в ряде стран интенсивно осуществлялись мероприятия по разработке систем наведения с применением инфракрасных лучей. В некоторых случаях инфракрасные головки самонаведения дают лучшие результаты, чем аналогичные радиолокационные устройства. Применение аппаратуры по использованию инфракрасного излучения самой цели имеет большие преимущества, ибо в этом случае устройства для обнаружения цели не требуют передатчика. При наведении по инфракрасному излучению практически исключаются помехи со стороны противника. Применяя эти системы, можно обнаружить объекты и следить за ними на расстоянии 10—35 км при температуре цели выше окружающей среды на 50°—70°. Эти системы обладают большой точностью наведения и сравнимы с точностью оптических устройств. Цели можно наблюдать с помощью экрана. Однако дальность действия инфракрасных головок значительно меньше, чем радиолокационных систем. Кроме того, инфракрасные лучи не проходят через туман и облака.
Достижения ряда стран в области ракетного оружия и в первую очередь в области управляемых снарядов поставили ряд важнейших проблем противоракетной обороны. Средствами такой обороны являются самолеты-автоматы, самолеты-снаряды, зенитные управляемые снаряды, зенитная артиллерия и радиотехнические средства обнаружения и наведения. Требования противовоздушной обороны исходят из того, чтобы каждый из ее важнейших секторов был в состоянии отразить в кратчайшие периоды времени атаки сотен межконтинентальных ракет.
Советские вооруженные силы имеют теперь мощное ракетное и реактивное вооружение разных типов, в том числе ракеты дальнего действия, а также зенитное ракетное оружие и другие средства обеспечения противовоздушной обороны.