Индивидуальные стили
познавательной
деятельности космонавтов
< font COLOR="#000000">Характеристика | < font COLOR="#000000">Свойства личности |
< p>Субъективность | < p>Эмоциональный тип восприятия, поверхностное, неполное познание действительности Ригидность индивидуальных диспозиций, повышенная устойчивость аффективнонасыщенных переживаний Склонность к возникновению сверхценных, трудно корректируемых идей и концепций Отсутствие в мышлении опоры на существенные признаки, оторванность от реальных жизненных проблем |
< p>Объективность | < p>Реалистичность, конкретность в мышлении, практическая направленность интеллекта Доказательность и критичность мышления Развитость самоконтроля, самостоятельность Аналитико-синтетический тип восприятия |
< p>Непродуктивность | < p>Догматизм, шаблонность в мышлении Излишняя жесткость, схематичность и отсутствие систематизированного подхода Поглощенность незначительными мелкими деталями, тревожность Безынициативность, зависимость от других, несамостоятельность Отсутствие способности к воображению, интеллектуальная ограниченность Эмоциональная неустойчивость |
< p>Продуктивность | < p>Активная жизненная позиция Четкая методическая последовательность в действиях Способность к планированию и целенаправленной организации предстоящей деятельности, к длительному упорядоченному волевому усилию Яркость воображения, оригинальность мышления, высокая творческая активность Зрелая, социально-адаптированная аффективность |
Принципы формирования экипажей
Групповая психологическая подготовка
< p align="center">Показания | < p>Противопоказания | |
< p align="center">относительные | < p align="center">абсолютные | |
< p>Единство ценностных ориентации и целевых установок | < p>Сходство ориентации и установок с единичными признаками расхождения | < p>Сочетание неблагоприятных признаков ориентации и установок (эгоцентризм, престижность, самоутверждение и т. д.) |
< p>Сочетание признаков объективных и продуктивных познавательных стилей деятельности | < p>Признаки субъективных или сочетания непродуктивных стилей | |
< p>Сочетание признаков субъективных и непродуктивных стилей | ||
< p>Нормативная структура личностных свойств | < p>Наличие вариантов нормативной структуры личности | < p>Сочетание вариантов нормативной структуры у всех членов экипажа, сходство наиболее выраженных характерологических особенностей |
< p>Положительные эмоциональные взаимоустановки в экипаже | < p>Признаки негативного настроения у члена экипажа | < p>Сочетание негативных взаимоустановок в экипаже |
< p>Общее стремление к сотрудничеству, быстрая и эффективная обучаемость экипажа | < p>Признаки автономности или соперничества у членов экипажа, недостаточно эффективная и замедленная обучаемость экипажа | < p>Сочетание стойких признаков автономности, соперничества у членов экипажа, отсутствие положительной динамики обучаемости экипажа |
Конечной целью групповой психологической подготовки является повышение эффективности становления профессионализма экипажа с его функционированием на конечном этапе как единого организма. Этапность, объем и содержание мероприятий, направленных на достижение этой цели, представлены в табл. 13.
< p>Методы и виды групповой психологической подготовки | < p>Время, количество и сроки реализации | < p>Примечание |
< p>Психологическая и психокорректирующая работа с членами экипажа | < p>1 час, многократно, подготовка в составе экипажа | < p>Проводится по мере необходимости при обучении навыкам группового взаимодействия |
< p>Стендовое моделирование групповой деятельности | < p>5 — 7 суток, однократно, подготовка в составе экипажа | < p>Проведение избирательное в зависимости от сработанности экипажа |
< p>Психологическое обеспечение специальных тренировок (в гидролаборатории, на центрифуге, при полетах на самолетах, в климатогеографических зонах и т. д.) | < p>Специально отведенного времени не требует | < p>То же |
< p>Периодическое ознакомление экипажа с объективными результатами групповых психологических исследований | < p>То же | < p>Форма ознакомления определяется сформировавшимися взаимоотношениями в экипаже |
< p>Обучение командира экипажа навыкам внутригруппового управления | < p>1 час | < p>Необходимость проведения определяется выраженностью недостатков управления в экипаже |
Экипаж космического корабля
◄ Экипаж «Союза Т-10» на одной из тренировок на тренажёре «Союза»
Не останавливаясь на программе полета, дадим представление о социально-психологических портретах членов экипажа, выполнивших этот полет.
Командир экипажа космического корабля
«Союз
Т-10» и «Союз Т-15»
Борт-инженер космического корабля
«Союз Т-10»
и «Союз Т-15»
Космонавт-исследователь
космического
корабля «Союз Т-10»
На тренажёре орбитальной станции «Салют» ►
Универсальным режущим инструментом необходимо тоже хорошо владеть ►
В настоящее время советскими космонавтами совершено 18 выходов в открытое космическое пространство. Существенно изменилась конструкция скафандра, стали более совершенными системы жезнеобеспечения, поддерживающие комфортные условия внутри скафандра. На внешней поверхности орбительных комплексов типа «Салют» - «Союз» были проведены сложные монтажно-демонтажные и ремонтно-восстановительные работы, выполнен ряд научных экспериментов и других работ. Большим достижением в мировой практике явился также выход женщины в открытое космическое пространство и проведение ею работ с универсальным ручным инструментом.Таблица 14
Хронология работ, выполненных космонавтами СССР
в открытом космосе
< font COLOR="#000000">Космический корабль | < font COLOR="#000000">Экипаж корабля | < font COLOR="#000000">Кто выходил | < font COLOR="#000000">Время работы в космосе | < font COLOR="#000000">Дата выхода | < font COLOR="#000000">Краткое содержание выполненных работ |
< font COLOR="#000000">«Восход-2» | < font COLOR="#000000">П.И.Беляев А.А.Леонов | < font COLOR="#000000">А.А.Леонов | < font COLOR="#000000">20 мин | < font COLOR="#000000">18.03.1965 | < font COLOR="#000000">Первый в мире выход человека в космическое пространство |
< font COLOR="#000000">«Союз-4» «Союз-5» | < font COLOR="#000000">В.А.Шаталов Б.В.Волынов А.С.Елисеев Е.В.Хрунов | < font COLOR="#000000">А.С.Елисеев Е.В.Хрунов | < font COLOR="#000000">37 мин | < font COLOR="#000000">14.01.1969 | < font COLOR="#000000">Осмотр станции, снятие и установка кинокамеры, светильников, имитация монтажных работ. Переход из «Союза-5» в «Союз-4». Оценка нового скафандра |
< font COLOR="#000000">«Союз-26» «Салют-6» | < font COLOR="#000000">Ю.В.Романенко Г.М.Гречко | < font COLOR="#000000">Ю.В.Романенко Г.М.Гречко | < font COLOR="#000000">1 ч 28 мин | < font COLOR="#000000">20.12.1977 | < font COLOR="#000000">Испытание систем шлюзования и выходного скафандра. Инспекция стыковочного узла и корпуса переходного отсека, выполнение научных экспериментов |
< font COLOR="#000000">«Союз-29» «Салют-6» | < font COLOR="#000000">В.В.Коваленок А.С.Иванченков | < font COLOR="#000000">В.В.Коваленок А.С.Иванченков | < font COLOR="#000000">2 ч 05 мин | < font COLOR="#000000">29.07.1978 | < font COLOR="#000000">Испытание систем шлюзования и выходного скафандра |
< font COLOR="#000000">«Союз-34» «Салют-6» | < font COLOR="#000000">В.А.Ляхов В.В.Рюмин | < font COLOR="#000000">В.А.Ляхов В.В.Рюмин | < font COLOR="#000000">1 ч 23 мин | < font COLOR="#000000">15.08.1979 | < font COLOR="#000000">Отцепка антенны КРТ |
< font COLOR="#000000">«Союз Т-5» «Салют-7» | < font COLOR="#000000">А.Н.Березовой В.В.Лебедев | < font COLOR="#000000">А.Н.Березовой В.В.Лебедев | < font COLOR="#000000">2 ч 33 мин | < font COLOR="#000000">30.07.1982 | < font COLOR="#000000">Проведены монтажно - демонтажные работы со съемом научного оборудования, размещенного на ПХО |
< font COLOR="#000000">«Союз Т-9»< font COLOR="#000000">«Салют-7» | < font COLOR="#000000">В.А.Ляхов А.П.Александров | < font COLOR="#000000">В.А.Ляхов А.П.Александров | < font COLOR="#000000">2 ч 50 мин | < font COLOR="#000000">1.11.1983 | < font COLOR="#000000">Установлена дополнительная солнечная батарея на основную солнечную батарею, проведены работы со съемным научным оборудованием |
< font COLOR="#000000">2 ч 55 мин | < font COLOR="#000000">3.11.1983 | < font COLOR="#000000">Установлена вторая дополнительная солнечная батарея на основную батарею, проведены работы со съемным научным оборудованием | |||
< font COLOR="#000000">«Союз Т-10» «Союз Т-11»< font COLOR="#000000">«Салют-7» | < font COLOR="#000000">Л.Д.Кизим В.А.Соловьев О.Ю.Атьков | < font COLOR="#000000">Л.Д.Кизим В.А.Соловьев | < font COLOR="#000000">4 ч 15 мин | < font COLOR="#000000">23.04.1984 | < font COLOR="#000000">Проведены подготовительные работы для проведения ремонтно - восстановительн. работ, оборудовано рабочее место на агрегатном отсеке |
< font COLOR="#000000">5 ч | < font COLOR="#000000">26.04.1984 | < font COLOR="#000000">Вскрыта обшивка корпуса в нише, разобраны горловины | |||
< font COLOR="#000000">2 ч 45 мин | < font COLOR="#000000">29.04.1984 | < font COLOR="#000000">Установлен трубопровод между горловинами и проверена его герметичность, разобраны горловины | |||
< font COLOR="#000000">2 ч 45 мин | < font COLOR="#000000">4.05.1984 | < font COLOR="#000000">Установлен второй трубопровод между горловинами. Работа со съемным научным оборудованием | |||
< font COLOR="#000000">3 ч 05 мин | < font COLOR="#000000">18.05.1984 | < font COLOR="#000000">Установлены две дополнительные солнечные батареи на основную солнечную батарею | |||
< font COLOR="#000000">5 ч | < font COLOR="#000000">8.08.1984 | < font COLOR="#000000">Произведен пережим трубопровода магистрали объединенной двигательной установки. Вырезан фрагмент на солнечной батарее. Работа со съемным научным оборудованием | |||
< font COLOR="#000000">«Союз Т-11» «Союз Т-12» «Салют-7» | < font COLOR="#000000">В.А.Джанибеков С.Е.Савицкая И.П.Волк | < font COLOR="#000000">В.А.Джанибеков С.Е.Савицкая | < font COLOR="#000000">3 ч 35 мин | < font COLOR="#000000">25.07.1984 | < font COLOR="#000000">Первый в мире выход женщины в открытый космос. Работа с универсальным ручным инструментом. Произведена резка, сварка, пайка, напыление. Выполнены работы со съемным научным оборудованием |
< font COLOR="#000000">«Союз Т-15»< font COLOR="#000000">«Мир» «Салют-7» | < font COLOR="#000000">Л.Д.Кизим В.А.Соловьев | < font COLOR="#000000">Л.Д.Кизим В.А.Соловьев | < font COLOR="#000000">3 ч 48 мин | < font COLOR="#000000">28.05.86 | < font COLOR="#000000">Подготовка оборудования к проведению научных экспериментов |
< font COLOR="#000000">4 ч 58 мин | < font COLOR="#000000">31.05.86 | < font COLOR="#000000">Проведение научных экспериментов по развертыванию конструкций, сварке, пайке |
«Летающая лаборатория», оборудованная в салоне самолёта, на отдельных участках полёта имитирует состояние невесомости ►
◄ Рис.2. Платформа на воздушной подушке
В здании гидролаборатории размещено уникальное оборудование для моделирования невесомости в гидросреде ►
Первые эксперименты в условиях гидроневесомости проводились в 60-е годы в акватории. В подобных экспериментах полномасштабные ракеты объектов, выполненные в виде сетчатых каркасов, помещались в водоем на глубину до 10 м. Интенсивное использование гидроневесомости при подготовке космонавтов привело к созданию гидробассейнов, а в последующем - гидролабораторий, которые представляют собой сложное гидротехническое сооружение, содержащее большой комплекс технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов (рис. 3). Резервуар, действующий в гидролаборатории, имеет цилиндрическую форму диаметром 23 м и высоту 12 м с вмонтированными в него иллюминаторами. Над резервуаром установлена управляемая подвижная платформа, на которой находится макет орбитальной станции.
Рис.3. Структурный состав гидролаборатории
Одетые в специальные скафандры космонавты отрабатывают приёмы выхода в космос, производство монтажных и демонтажных работ ►
Грузоподъемные механизмы позволяют механизировать операции по спуску и подъему космонавтов в скафандрах и проведение монтажно-демонтажных работ с макетами. Скафандры, используемые для тренировок космонавтов в гидролаборатории, по своим параметрам почти не отличаются от штатных. В отличие от полетного, в скафандре для гидросреды ранец системы жизнеобеспечения (СЖО) представлен макетом, размеры которого соответствуют реальному. Воздух для дыхания и вода системы терморегулирования подаются по шлангу, связывающему космонавта в скафандре с наземными системами жизнеобеспечения. Передача данных о параметрах скафандра, о состоянии космонавта, а также радиосвязь осуществляются по кабелю. Структурная схема скафандра показана на рис. 4.В тисках перегрузок
◄ Рис.5. Система координат и обозначений при действии перегрузок
Рис.6. Оптимальная поза космонавта в ПКА
В этом здании размещена уникальная центрифуга ЦФ-18 ►
Центрифуга позволяет имитировать перегрузки, сопровождающие космический полёт ►
Управление вращением ЦФ-18 может осуществляться как в ручном режиме испытателем с пульта, установленного в кабине, так и в автоматическом режиме по программам, задаваемым от бортовой цифровой вычислительной машины или внешнего вычислительного комплекса.С кинофотоаппаратом и телекамерой