«Лунакорп»

Новости космонавтики 1992 №17:

США. Космический аттракцион плюс научное исследование?

14 февраля. И.Лисов по сообщениям АП и ИТАР-ТАСС. Что делать, если нужно отправить на Луну луноход, но неоткуда взять 110 млн $ на его изготовление и запуск? Да очень просто: нужно только дать возможность "порулить" им всем желающим. И это - достаточно серьезно.

Отправку небольшого лунохода намерена осуществить американская компания "Лунакорп" (Арлингтон, Вирджиния), занимающаяся изготовлением информационных компакт-дисков (CD-ROM), связанных с исследованиями космоса. Об этом плане было объявлено на пресс-конференции в Вашингтоне 14 февраля. Агентство АП, перефразируя первого землянина на Луне Нейла Армстронга, назвало проект "великим скачком коммерции".

"Лунакорп" предполагает высадить аппарат в Море Спокойствия, где четверть века назад прилунились Армстронг и Олдрин, и провести его по маршруту длиной около 1000 км с "посещением" других исторических мест на Луне. После работы в Море Спокойствия луноход должен отправиться к северу. Там будет обследован район падения "Рейнджера-8" и прилунения "Сервейера-5". Последний пробыл на Луне 30 лет. Луноход изучит его состояние. Затем планируется добраться до места посадки "Аполлона-17", а предполагаемым конечным пунктом является советский "Луноход-2". Большая часть времени отводится исторической и коммерческо-развлекательной стороне проекта, но около 25% времени работы аппарата будет посвящено науке. Хотя основной маршрут будет соблюдаться, в небольших пределах поуправлять аппаратом сможет за плату любой желающий: пункты управления луноходом предполагается поставить в тематических парках (чуть было не повернулась рука написать "культуры и отдыха") типа "Диснейлэнда". "Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить первый интерактивный акт космического исследования и дать публике возможность вести луноход по Луне средствами телеприсутствия," - заявил президент компании Дэвид Гамп.

Проект "тянет" на 110 миллионов. "Лунакорп" планирует изготовить три экземпляра лунохода (один резервный), и 50 млн $ придется заплатить компании ISELA за запуск на российском "Протоне". Корпорация надеется получить средства на проект от управляющих тематическими парками, телесетей (за право показа), корпораций-спонсоров и рекламных агентств (аппараты предполагается покрыть рекламой со всех сторон), возможно, и от НАСА под научную программу. Наиболее диковинным способом финансирования обещает стать конкурс на право первым управлять лунным аппаратом...

Руководить технической частью проекта взялся известный американский специалист по роботам-исследователям из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге д-р Уильям Уиттекер (William Whittaker), также выступивший на пресс-конференции. Он сообщил, что вся необходимая технология уже разработана в НАСА. Уиттекер был разработчиком робота-исследователя "Данте", который в прошлом году безуспешно пытался проникнуть в кратер антарктического вулкана Эребус, а в этом году повторит попытку на горе Спурр. В число других разработок ученого входят три робота, участвовавших в чистке ядерной грязи на АЭС "Тримайл Айленд".

Сандийская национальная лаборатория, сказал Гамп, согласилась выделить свой самоходный аппарат для предстоящих этим летом испытаний электронной техники для лунохода, а Центр Эймса НАСА обещал поделиться телекоммуникационной технологией.

"Да, "Лунакорп" зарезервировал место на нашем спускаемом аппарате ISELA-600, - подтвердил корреспонденту ИТАР-ТАСС вице-президент "Интернэшнл Спейс Энтерпрайзис" Дэвид Мазайка. - По словам представителей компании, это будет луноход общим весом около 400 кг. Вывод полезного груза в космос планируется осуществить с помощью ракеты-носителя "Протон" с космодрома Байконур где-то в третьем квартале 1997 года."

Новости космонавтики 1996 №7:

"LunaCorp" получает первый контракт

26 марта. Ю.Макарник по сообщению PRNewswire, Американская компания "LunaCorp", автор плана доставки на Луну коммерческого лунохода в развлекательных, образовательных и научных целях, получила контракт на значительную, хотя и не названную сумму, от японской фирмы "Mitsubishi Corp."

Ключевым элементом контракта с "Mitsubishi" является недельный тур потенциальных японских потребителей, организуемый токийским офисом фирмы и начинающийся 22 апреля.

Экспедицию "LunaCorp" в Море Спокойствия, именуемую официально Lunar Rover Expedition, должны осуществлять "разумные" автоматические луноходы. Спонсорами программы должны выступить тематические парки, корпорации, телевизионные сети и исследователи. Для последних стоимость проведения исследований на Луне должна оказаться существенно ниже, чем если бы им пришлось платить полностью за экспедицию НАСА.

Исследователи смогут разрабатывать способы эксплуатации лунных энергетических ресурсов (солнечные электростанции, добыча гелия-3 для термоядерного синтеза) и исследовать потенциал Луны как места размещения астрономических обсерваторий. Астрономы считают, что несколько лунных телескопов, связанных между собой электронными системами управления и обработки, будут иметь разрешающую способность в 10000 раз выше, чем Космический телескоп имени Хаббла, и будут в состоянии увидеть... континенты на планетах у других звезд.

"Спонсирующие компании смогут дать своим клиентам возможность поездить по Луне с дистанционным управлением и непосредственно получить опыт исследования Луны, - говорит президент "LunaCorp" Дэвид Гамп (David Gump). - Гражданские исследователи будут наблюдать "живую" картинку телевидения высокой четкости, воспроизводимую на движущейся платформе, которая воспроизводит движения ровера... в кратерах Моря Спокойствия."

Роверы разрабатываются в Институте робототехники Университета Карнеги-Мел-лона. Ведущий исследователь этого института д-р Уилльям "Ред" Уиттэкер (William "Red" Whinaker) является разработчиком автономного робота "Dante II". Институт получает в год 1.5 млн $ от НАСА на разработку технологии луноходов, в том числе способности выбирать путь к цели и обходить препятствия. Доставку аппаратов "LunaCorp" на Луну предполагается осуществить с помощью коммерческого носителя.

Следует отметить, что стоимость проекта возросла за два прошедших года с момента первоначального объявления почти вдвое - с 110 до 200 млн $. Одновременно на два года сдвинулась и дата потенциального старта. Эти обстоятельства не свидетельствуют в пользу реальности проекта. Однако суммы оборота и годовой прибыли японского заказчика в 1995 финансовом году - 200 и 6.3 млрд $ соответственно - заставляют взглянуть на потенциал сотрудничества "LunaCorp" и "Mitsubishi" более оптимистично.

"Mitsubishi Corp." вдохновлена коммерческим и научным потенциалом частных лунных предприятий, - говорит менеджер лос-анжелесского отделения "Mitsubishi International" по космическим и электронным проектам Рон Хорайи (Ron S. Horii). - "Mitsubishi" была в числе первых инвесторов другой небольшой американской компании "SpaceHab Inc.", и мы надеемся, что наш успех со "Спейсхэбом" повторится и с "LunaCorp"."

Новости космонавтики 1996 №21:

США. Испытывается лунный робот

8 октября. С.Головков по сообщению ЮПИ. Закончен цикл испытаний аппарата "Nomad" - прототипа луноходов, которые планирует доставить на Луну американская компания "LunaCorp".

Как уже сообщали "НК", "LunaCorp" необходимо найти 220 млн $ для того, чтобы изготовить, запустить и доставить на поверхность Луны два коммерческих лунохода. Компания предполагает разместить на аппаратах научную аппаратуру NASA (что обойдется агентству намного дешевле, чем доставлять аппаратуру на Луну самим), но основная цель и основной источник возмещения затрат иная - создать уникальный космический аттракцион и дать возможность простому обывателю поуправлять настоящим космическим объектом.

Источник финансирования проекта пока не найден, а вот отработка технологии самих лунных аппаратов идет успешно. Разработать луноход согласился в 1993 году эксперт по искусственному интеллекту Эрик Кроткоф из Университета Кариеги-Меллона в Питтсбурге.

В сезоне 1996 г. аппарат "Nomad", внешне напоминающий четырехколесный танк, прошел 43 км по лунодрому со скоростью 0.7 м/с. Это расстояние превышает вчетверо пройденное моделью образца 1995 г., и пройдено по более сложной поверхности. Лунодром площадью около 1 км2 оборудован в Питтсбурге и имитирует места посадки "Аполлона-11" и "Аполлона-17".

В 1997 г. Кроткоф планирует провести испытания "Nomad" в самом "лунном" месте Земли - в пустыне Атакама в Чили. Аппарат должен пройти 200 км за один месяц. На Луне луноход "LunaCorp" должен преодолеть 1000 км.

"Nomad" оснащен 4 видеокамерами, вынесенными на 5-метровых штангах, которые ведут съемку местности в 5-10 м впереди лунохода. Если "за рулем" нет человека-водителя, "киберштурман", созданный с использованием технологии искусственного интеллекта, обрабатывает стереоизображение строит 3-мерную модель местности, и на ее основе выбирает путь между препятствиями. Вторую линию защиты обеспечивает лазерный дальномер, который смотрит на один метр вперед, строит вертикальный профиль пути и определяет, можно ли здесь застрять или перевернуться. При необходимости выдается команда аварийного останова. Наконец, есть датчики, которые следят за продольным и поперечным наклоном аппарата.

В аттракционе же водитель будет сидеть на платформе, качающейся так же, как и аппарат на Луне, чувствовать рытвины и ухабы, "въезжать" в кратеры, видеть на дисплеях то, что видят камеры, слышать... вот что он должен был бы слышать, управляй он луноходом прямо на Луне, неясно.