«Луна-18»


2 сентября 1971 года 13:40:40 - старт
4 сентября 1971 года - коррекция
6 сентября 1971 года - коррекция
7 сентября 1971 года - выход на орбиту ИС Луны
нештатная коррекция
11 сентября 1971 года 07:47:16.5 - разбилась при посадке на Луну

Ежегодник БСЭ 1972:
2 сентября стартовала ракета-носитель с АС «Луна-18» на борту. Запуск станции к Луне осуществлен с орбиты ИСЗ. В ходе полета 4 и 6 сентября были выполнены коррекции траектории движения. 7 сентября при подлете к Луне было проведено торможение станции, в результате которого она перешла на круговую селеноцентрическую орбиту со следующими параметрами: высота над поверхностью Луны - 100 км, наклонение орбиты к плоскости лунного экватора - 35°, период обращения вокруг Луны - 1 час 59 мин. При полете по селеноцентрической орбите станция осуществляла маневрирование с целью отработки методов автоматической окололунной навигации и обеспечения посадки на поверхность Луны. 11 сентября была включена тормозная двигательная установка, станция сошла с орбиты и достигла поверхности Луны в районе материка, окружающего море Изобилия, в точке с координатами 3° 34' с. ш. и 56° 30' в. д. Район посадки был выбран в гористой местности, представляющей большой научный интерес. Но, как показали измерения, прилунение станции в этих сложных топографических условиях оказалось неблагоприятным.

Сиддики:
Научные инструменты:
1. Система стереоизображения
2. дистанционная рука для взятия проб
3. детектор излучения
4. Радиовысотомер
Результаты: это была седьмая советская попытка извлечь образцы почвы с поверхности Луны и первая после успеха Луны-16. После двух коррекций 4 и 6 сентября 1971 года Луна 18 вышла на круговую орбиту вокруг Луны 7 сентября на высоте 100 километров с наклоном 35°, орбита, которая была нештатной, поскольку двигатель вывода на орбиту отключился на 15 секунд раньше запланированного. Чтобы сэкономить топливо, планировщики миссий решили провести одну (вместо двух) орбитальную коррекцию, чтобы вывести космический аппарат на правильную орбиту для спуска. Это включение, которое велась вне прямой радиосвязи, также было нештатным, в результате чего аппарат остался на орбите 93,4 х 180,3 км (вместо 16,9 х 123,9 км). Данные телеметрии показали, что программа операции оказалась на два порядка меньше ожидаемой из-за низкой эффективности одного из двигателей ориентации, который работал только на горючем без окислителя. После последующей коррекции орбиты 11 сентября аппарат начал спуск на поверхность Луны. Однако из-за отклонения от номинальной орбиты тот же двигатель ориентации полностью отказал по всем трем осям (тангаж, рыскание, крен). В результате угол крена оказался на 10° меньше расчетного значения (поскольку другие двигатели ориентации не смогли полностью компенсировать). Контакт с космическим аппаратом был внезапно потерян в 07:47:16.5 в ранее определенной точке приземления на Луну. Координаты падения были 3° 34/ с.ш. / 56° 30' в.д. у края моря Изобилия. Официально Советы объявили, что «высадка на Луну в сложных горных условиях оказалась неблагоприятной». Позже, в 1975 году, Советы опубликовали данные непрерывного радиовысотомера Луны-18, который определил среднюю плотность лунного верхнего слоя грунта.

Маров
Следующий полет с целью доставки образцов лунного грунта был предпринят год спустя. «Луна-18» стартовала 2 сентября 1971 года, совершила маневры коррекции курса на промежуточной траектории 4-го и 6-го сентября, и на следующий день вышла на 101-километровую круговую окололунную орбиту, наклоненную под углом 35°. После снижения периселения до 18 км она получила команду на посадку 11 сентября, но в 07:48 по Всемирному времени связь с ней внезапно прервалась на высоте около 100 метров. Как оказалось, главный двигатель выработал все топливо из-за избыточного расхода в ходе предыдущих операций. Станция разрушилась на 3,75° с. ш. и 56,50° в. д. в пересеченной горной местности.