«Луна-15»


13 июля 1969 года 02:54:42 - старт
14 июля 1969 года - коррекция
17 июля 1969 года 10:00 - вышла на орбиту ИС Луны
19 июля 1969 года 13 час 08 мин - коррекция
20 июля 1969 года 14:16 - коррекция
21 июля 1969 года 15:46:43 торможение для посадки
21 июля 1969 года 19 мин - разбилась при посадке на Луну

Ежегодник БСЭ 1970:
13 июля в 5 час 55 мин был произведен старт многоступенчатой ракеты-носителя с автоматической станцией (АС) «Луна - 15» на борту. Станция «Луна-15» отличалась от АС «Луна-9» и «Луна-13», совершивших мягкую посадку на Луну в 1966 г., возможностью осуществления посадки в различных районах лунной поверхности за счет изменения селеноцентрической орбиты. Первоначально АС «Луна-15» была выведена на орбиту ИСЗ, затем последняя ступень ракеты перевела станцию на траекторию полета к Луне. В целях обеспечения вывода станции на заданную траекторию искусственного спутника Луны (ИСЛ) 14 июля была проведена коррекция траектории полета. При подлете к Луне АС «Луна-15» 17 июля была сориентирована в космическом пространстве и в 13 часов, когда станция находилась над обратной стороной Луны, была включена двигательная установка для уменьшения скорости движения. В результате выполненного маневра «Луна-15» перешла на расчетную окололунную орбиту. 19 июля в 16 час 08 мин была проведена первая коррекция селеноцентрической орбиты. После коррекции орбита имела следующие параметры: высота в апоселении 221 км, высота в периселении - 95 км, наклонение орбиты к плоскости лунного экватора - 126°, период обращения 2 час 03,5 мин. Вторая коррекция была проведена 20 июля в 17 час 16 мин. В результате АС «Луна-15» стала обращаться по селеноцентрической орбите с параметрами: высота в апоселении - 110 км, высота в периселении - 16 км, наклонение 127°. Оборот вокруг Луны станция совершала за 1 час 54 мин. Еще раз двигательная установка была включена 21 июля в 18 час 47 мин. Станция «Луна-15» начала спуск на Луну и достигла ее поверхности в заданном районе. Работа со станцией закончилась в 18 час 51 мин. Во время полета АС «Луна-15» по орбите ИСЛ были проведены научные исследования Луны и окололунного пространства. Эксперимент позволил получить важные опытные данные о работе конструкций и бортовых систем нового космического аппарата.

Сиддики:
Научные инструменты:
1. Система стереоизображения
2. манипулятор для взятия проб
3. детектор излучения
Результаты: «Луна-15», запущенная всего за три дня до исторической миссии «Аполлон-11» на Луну, стала второй советской попыткой доставить лунный грунт на Землю. В гонке за достижение Луны и возвращение на Землю параллельные миссии «Луны-15» и «Аполлона-11» были в некотором смысле кульминацией лунной гонки, которая определила космические программы как Соединенных Штатов, так и Советского Союза в 1960-х годах. Перед запуском из-за нехватки массы конструкторы удалили один из двух 1,28-килограммовых радиопередатчиков со взлётной ступени «РЭ-85», оставив только один на всю обратную часть полета. По пути к Луне операторыв зафиксировали аномально высокие температуры в топливных баках, питающих двигатель S5.61 (который будет использоваться для взлета с Луны и возвращения на Землю). Тщательно удерживаябак в тени от Солнца, операторы смогли снизить температуру и избежать риска взрыва в пути. После коррекции в середине пути на следующий день после запуска "Луна-15" вышла на лунную орбиту в 10:00 17 июля 1969 года. Первоначально планировалось провести две коррекции орбиты 18 и 19 июля соответственно, чтобы отправить аппарат на траекторию его посадки, но из-за неровностей лунного рельефа возникла задержка. Вместо этого операторы потратили почти четыре дня на изучение данных (более 20 сеансов связи), чтобы составить план действий с учетом приблизительной географии. Две отложенные коррекции были в конечном итоге выполнены 19 июля (в 13:08) и 20 июля (в 14:16), в результате чего Луна-15 вышла на запланированную орбиту 110 х 16 километров с ретроградным наклоном 127°. Менее чем через 6 часов после второй коррекции Аполлон-11 начал спуск к Луне и приземлился в 20:17 20 июля. Первоначальный план состоял в том, чтобы «Луна-15» отправилась на Луну менее чем через 2 часа после «Аполлона-11», но этого не произошло. Не зная местность внизу, диспетчеры отложили посадку еще на 18 часов. В этот критический период астронавты Аполлона-11 Нил А. Армстронг и Эдвин Э. «Базз» Олдрин ходили по Луне. Наконец, в 15:46:43 21 июля, чуть более чем за 2 часа до старта Аполлона-11 с Луны, Луна-15, находящаяся на 52-м витке вокруг Луны, начала спуск на поверхность. Передачи, однако, внезапно прекратились через четыре минуты вместо почти пяти. Согласно первоначальному плану, главный двигатель должен был запуститься на 267,3 секунды и снизить высоту до около 2,5 км. Во время спуска связь с КА внезапно прекратились через 237 секунд после включения двигателя в 15:50:40. Данные, казалось, показали, что космический аппарат находился на 3 км над поверхностью Луны. Более поздний анализ показал, что Луна-15, вероятно, врезалась в склон горы (примерно со скоростью 480 км/час) в результате неправильного положения аппарата во время включения спускаемого двигателя - другими словами, космический аппарат, вероятно, спускался не прямо в направлении на поверхность, но под небольшим углом. «Луна-15» упала примерно в 15 км по горизонтали и в 45 км от предполагаемого места посадки. Падение произошел примерно на 17° N / 60° E в Море Кризисов.

НК 1994-15
"Опоздавший" лунный грунт

НК. К.Лантратов. 21 июля 1969 года Нил Армстронг, командир "Аполлона-11", оставил первые отпечатки башмаков на девственной лунной поверхности. Через 4 дня экипаж "Аполлона" приводнился в Тихом океане. Вмести с ним попали на Землю и первые образцы лунного грунта. А ведь они могли оказаться здесь или за месяц до этого, или хотя бы два часа спустя после посадки в Тихом океане американцев.

Дело в том, что сознавая проигрыш в гонке за первую высадку человека на Луну, в СССР решили хоть какой-то "ложкой меда" скрасить "бочку дегтя": с помощью автоматической станции привезти на Землю кусочек Луны. Странно, но страна, по всем статьям уступающая Штатам в области электроники, создавала совершеннейшие автоматы для освоения космоса. Так получилось и с лунным грунтом.

Идея возникла в 1968 году. Тогда в НПО имени С.А.Лавочкина (НПОЛ) создавались луноход Е-8 для передвижения по луне космонавта и станция Е-8ЛС для съемок с орбиты Луны предполагаемых районов посадок беспилотных и пилотируемых лунных кораблей комплекса Л-3. Для этих аппаратов была разработана специальная посадочная ступень КТ. Ее и предложил руководитель НПОЛ Георгий Николаевич Бабакин в аппарате для доставки на Землю лунного фунта, названном Е-8-5. На этой посадочной ступени закрепили специальный бур, а сверху установили ступень "Луна-Земля". Если бы все прошло штатно, то маленький спускаемый аппарат через 11 суток 16 часов доставил бы на Землю 100 граммов "лунита".

Станция, как и ее "старшая сестра" Е-8, была достаточно тяжелой - более 5 тонн. Аппарат должен бы сначала выводиться на орбиту вокруг Земли. Для этого использовалась ракета 8К82К (УР-500К). Схема полета была следующая. Через 588 секунд после старта (Т+588с) отключался двигатель третьей ступени и запускался разгонный блок 11С824 (блок Д от ракетного комплекса "Н-1/Л-3"). В Т+958с аппарат Е-8 с блоком Д выходил на околоземную орбиту. Через 35 минут после запуска раскрывалось посадочное устройство станции, через 66 - проводилась ориентация комплекса, через 70 - двигатель блока Д запускался повторно и переводил станцию на траекторию полета к Луне. В ходе перелета предусматривались две коррекции. Через 4 суток 7 часов после старта Е-8-5 выходила на окололунную орбиту с высотой 120 км и периодом обращения 2 часа. Через сутки должна была проводиться первая коррекция для снижения высоты перицентра над выбранной точкой посадки до высоты 20 км, а еще сутки спустя - вторая с целью подправить плоскость подхода аппарата к точке посадки. Наконец в Т+7 сут 16 час запускалась тормозная двигательная установка и 6 минут спустя станция совершала посадку на поверхность Луны.

После забора образца лунного грунта в Т+8 сут 18 час со станции к Земле стартовала верхняя ступень, а в Т+11 сут 16 час ее спускаемый аппарат совершал посадку на территории Советского Союза.

И вот - 13 июля 1969 года. В 02:54:41 (здесь и далее для удобства дано всемирное время - GMT, меньшее декретного московского на 3 часа) стартует станция "Луна-15" (Е-8-5 №401). Вслед за ней 16 июля в 13:32 GMT из Космического центра имени Кеннеди стартует "Аполлон-11". 17 июля в 10:00 "Луна-15" выходит на окололунную орбиту. А дальше в официальных сообщениях ТАСС о полете станции начался бардак. Сначала сообщалась о двух коррекциях, проведенных 19 июля в 13:08 и 20 июля в 14:16. Однако в итоговом сообщении ТАСС о полете АМС значились коррекции 18 и 19 июля, как это и должно было быть по плану. Странно выглядела и орбита станции после первой коррекции: вместо круговой высотой 120 км она была эллиптической 221x95 км, хотя период обращения - 2 час 3.5 мин - и был близок к расчетному. Вторая орбита практически соответствовала расчетной: высота 110x16 км, период обращения 1 час 54 мин, наклонение 127°.

Но так или иначе, а 19 июля к Луне прибыл "Аполлон" и в 17:22 вышел на орбиту ИСЛ.

Если исходить из расчетной циклограммы полета и итогового сообщения ТАСС, то первый возможный момент посадки у советской АМС настал 20 июля около 19:00. Что тогда помешало, непонятно. "Луна-15" так и осталась на орбите. Лично я слышал как минимум три версии этого. Первая - тривиальная: на борту были неполадки. Вторая - поинтересней: гравитационное поле Луны не было достаточно хорошо изучено, потому станцию решили держать для его изучения еще сутки. Последняя версия - самая экзотическая: США обратились к СССР с просьбой не проводить активных работ со станцией, что бы не помешать посадке "Аполлона". Что могло помешать этой посадке - загадка. Вряд ли этим чем-то могли быть радиокоманды с Земли или уж подавно - сама станция. Но факт остается фактом - "Луна-15" на Луну 20 июля не села.

Зато сел лунный модуль "Аполлона". В 20:17:42, то есть всего через час с небольшим после расчетного времени посадки "Луны-15". И уже 21 июля в 02:56:20 Армстронг ступил на поверхность Луны. После установки американского флага он первым делом собрал "аварийный" образец лунного грунта. А в 17:54 того же дня взлетная ступень ЛМ покинула Луну. С ней к Земле отправились первые частички нашего естественного спутника.

Но еще до этого - в 15:47 на "Луне-15" наконец включилась тормозная двигательная установка. Сделав по лунной орбите 52 витка, станция пошла на посадку. Но касание Луны произошло не минут через шесть согласно расчетам, а через чуть более четырех минут. Касание было жестким. Настолько, что если человек когда-нибудь и побывает в этом районе Луны, то найдет лишь жалкие обломки. Дело в том, что советские баллистики тогда еще точно не знали рельеф предполагаемого района посадки (12°с.ш.,60°в.д.). А там (как по "закону подлости") оказалась достаточно высокая гора. В нее и угодила станция. Включившийся тормозной двигатель просто не успел погасить скорость аппарата.

А 24 июля в 16:50 в Тихом океане приводнился "Аполлон-11". Если бы с "Луной-15" все шло по расчетной программе, то всего через 2 часа спускаемый аппарат "Луны-15" сел бы на территории Советского Союза. Никогда еще в космическом соперничестве двух великих держав вопрос о приоритете не решался несколькими часами. Но что было, то было. ...

Лишь на следующий год - 24 сентября 1970 - лунный грунт попал на Землю в спускаемом аппарате "Луны-16". Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Каманин
5 сентября.
На заседании Госкомиссии Тюлина доклад о результатах полета станции «Луна-15» и о готовности к пуску очередного автомата для забора лунного грунта сделал Главный конструктор Г.Н.Бабакин. Станция вышла на окололунную орбиту, но вместо мягкой посадки сорвалась с орбиты и шлепнулась на Луну. Хотя причины «непослушания» второго экземпляра «луночерпалки» не установлены, все же решили 23 сентября запустить третий экземпляр (первый разбился на космодроме).
Я уверен, что и этот пуск не принесет нам успеха, но не возражал против него из тех соображений, что 90 процентов всех расходов на автоматы и ракеты для них уже реализованы. В этой ситуации все же лучше запускать автоматы, а не выбрасывать их на свалку.

Черток
Третья по счету ”луночерпалка” Е8-5, объявленная как ”Луна-15”, была запущена 13 июля, долетела до Луны, вышла на лунную орбиту, но мягкая посадка не удалась. Космический аппарат по невыясненным причинам разбился о поверхность Луны. Очередную ”луночерпалку” намечали запустить в сентябре.

Маров
Вторая космическая станция серии успешно стартовала 13 июля 1969 года, всего за 3 дня до «Аполлона-11», и Советский Союз объявил, что «Луна-15» совершит посадку на Луну 19 июля, за день до американцев, и что-то доставит на Землю. 17 июля в 10:00 по Всемирному времени космическая станция вышла на окололунную орбиту с параметрами 240 км х 870 км, наклоненную к лунному экватору под углом 126°. Эта орбита оказалась гораздо выше расчетной, поэтому на следующий день ее скорректировали до 94 кмх220 км. День спустя следующая корректировка довела орбиту до 85 км х221 км. В идеале орбита должна была быть близкой к круговой с радиусом около 100 км, но в то время советские специалисты недооценили роль лунных масконов, которые вызвали ряд проблем с контролем высоты. Тем временем к Луне прибыл и вышел на экваториальную орбиту «Аполлон-11». Возникала драматическая ситуация. В то время как в СССР задача «Аполлона-11» была очевидной, в США конечная цель «Луны-15» оставалась загадкой, и предположения колебались от самых мрачных до самых смешных. В частности, астронавт «Аполлона-8» Фрэнк Бормэн, только что вернувшийся из поездки в Советский Союз, умолял о предоставлении информации, и Академия Наук сообщила характеристики орбиты и рабочих частот, а также заверила, что «Луна-15» не представляет никакой угрозы для программы «Аполлона-11».
20 июля после дополнительных корректировок орбиты «Луна-15» начала спуск на 39 витке путем уменьшения периселения до 16 км над местом предполагаемой посадки в Море Кризисов. Совершить посадку планировалось всего за 2 часа до посадки «Аполлона-11» в Море Спокойствия, западнее места посадки «Луны-15». Но когда баллистики увидели данные радиолокации при прохождении первого периселения, возникло сильное беспокойство. Единственное выбранное место посадки оказалось неровным и потенциально опасным. Было поэтому принято решение отложить посадку для проверки данных радиолокационных измерений и проведения дальнейших наблюдений. Вследствие этой задержки, однако, не только не оставалось шансов совершить посадку до американцев, но и специфика траектории возвращения делала невозможной доставку образцов на Землю раньше американцев. Все это было неизвестно мировому сообществу, терявшемуся в догадках, что предпримут советские специалисты с «Луной-15», чтобы опередить «Аполлон-11». Восемнадцать часов спустя 21 июля в 15:46:43 по Всемирному времени на 52-м витке «Луна-15» получила команду на совершение посадки, после того, как Армстронг и Олдрин уже высадились на Луну. Маневр спуска не удался и, по невыясненным до сих пор причинам, сигнал с аппарата прервался спустя 4 минуты после запуска двигателя для схода с орбиты. Космическая станция разбилась на 17° с. ш. и 60° в. д. примерно в 800 км восточнее котловины моря Спокойствия. Радиообсерватория Джодрелл Бэнк передала экстренное сообщение американцам о том, что «Луна-15» совершила жесткую посадку на скорости 480 м/с как раз тогда, когда лунный модуль «Аполлона-11» готовился покинуть Луну. Советская пресса сообщила, что «Луна-15» «достигла лунной поверхности в заданном районе», но обошла молчанием истинные цели космической станции.