«Artemis-1»
Артемида-1
EM-1


16.11.2022 6:47.44 - старт
16 ноября 2022 14:35:15 - Первая коррекция траектории
16 ноября 2022 16:04 на 18 минут включена ДУ, КК перешёл на траекторию к Луне
20 ноября 2022 19:09 вошёл в СД Луны
21 ноября 2022 12:25-12:59 - за Луной без связи
21 ноября 2022 12:44 - коррекция за Луной, переход на ретроградную орбиту, 2 мин 30 с
21 ноября 2022 12:57 - наибольшее сближение с Луной - 130 км
25 ноября 2022 - коррекция траектории ДУ OMS, V - 110,64 м/с
26 ноября 2022 13:42 - побит рекорд дальности от Земли (держался 52 года)
28 ноября 2022 апогей удаления от Земли 432 210 км
30 ноября 2022 - тестовая коррекция
1 декабря 2022 21:53 - коррекция
5 декабря 2022 16:43 - прошёл в 128 км от Луны
6 декабря 2022 7:29 - покинул СД Луны
11 декабря 2022 12 ч - последняя коррекция 11 декабря 2022 17:00 - отделён служебный блок
11 декабря 2022 17:20 - вошёл в аммосферу, совершив прыжок (впервые в США)
11 декабря 2022 17:40 - посадка в Тихом океане



На старте

Вики:
Artemis 1 (рус. Артемида-1, официально Artemis I с римской цифрой в названии; предыдущие названия — Exploration Mission-1, EM-1) — беспилотный полёт космического корабля «Орион» на ракете-носителе Space Launch System в рамках программы «Артемида» (англ. Artemis program). Первый полёт ракеты-носителя SLS.
В ходе миссии осуществился первый запуск ракеты-носителя SLS версии Block 1, которая состоит из двух твёрдотопливных ракетных ускорителей, четырёх жидкостных ракетных двигателей RS-25 и второй ступени на криогенном топливе. Целью миссии Artemis 1 является демонстрация работы интегрированных систем, а также тестирование системы тепловой защиты «Orion» при вхождении в плотные слои атмосферы на высокой скорости (11 км/сек).

Artemis 1 была обозначена НАСА как исследовательская миссия 1 (EM-1) в 2012 году, после чего ее запуск должен был состояться в 2017 году в качестве первого запланированного полета SLS и второго испытания без экипажа корабля "Орион". Первоначальные планы EM-1 предусматривали облет Луны в течение семидневной миссии.
16 января 2013 было объявлено, что служебный модуль космического корабля «Орион» должен быть построен Европейским космическим агентством и назван Европейским служебным модулем.
В середине ноября 2014 года началось строительство основной ступени SLS в Центре сборки НАСА в Мишуде (MAF).
В январе 2015 года НАСА и Lockheed Martin объявили, что основная конструкция космического корабля Orion, используемого на Artemis 1, будет на 25% легче по сравнению с предыдущей (EFT-1). Это будет достигнуто за счет уменьшения количества конусных панелей с шести (EFT-1) до трех (EM-1), уменьшения общего количества сварных швов с 19 до 7 и экономии дополнительной массы сварочного материала. Другая экономия будет связана с пересмотром его различных компонентов и проводки. Для «Артемиды-1» космический корабль «Орион» должен был быть оснащен полной системой жизнеобеспечения и местами для экипажа, но оставался без экипажа.
В феврале 2017 года НАСА начало расследование возможности запуска с экипажем в качестве первого полета SLS. Там был бы экипаж из двух астронавтов, а время полета было бы короче, чем у версии без экипажа. Тем не менее, после многомесячного технико-экономического обоснования НАСА отклонило это предложение, сославшись на стоимость в качестве основного вопроса, и продолжило реализацию плана по запуску первой миссии SLS без экипажа.
13 марта 2019 года директор НАСА Джим Брайденстайн заявил на слушаниях в Сенате, что его ведомство изучает возможность запуска космического корабля «Orion» на коммерческих ракетах-носителях в случае задержки готовности Space Launch System. Брайденстайн отметил, что НАСА рассматривает варианты с коммерческим запуском «Orion» в рамках миссии Artemis 1 на ракетах Falcon Heavy или Delta IV Heavy. Подобная миссия потребовала бы двух запусков: первый запуск поместил бы «Orion» на околоземную орбиту, а второй запустил бы разгонный блок. В таком случае уже на околоземной орбите «Orion» состыкуется с разгонным блоком, который отправит космический корабль к Луне. Проблемой в данной случае является стыковка, так как, по словам директора НАСА, его управление не обладает технологией стыковки «Orion» на околоземной орбите.


"Орион" в сборочном цехе
На основной ступени Artemis 1, построенной компанией Boeing на сборочном заводе Michoud, были установлены все четыре двигателя в ноябре 2019 года и через месяц было объявлено о завершении строительства. Основная ступень покинула объект для прохождения серии испытаний Green Run в Космическом центре Стеннис, состоящей из восьми испытаний возрастающей сложности:
Модальные испытания (вибрационные испытания)
Авионика (электронные системы)
Отказоустойчивые системы
Силовая установка (без запуска двигателей)
Система управления вектором тяги (движущиеся и вращающиеся двигатели)
Запустите симуляцию обратного отсчета
Мокрая генеральная репетиция с пропеллентом Статический огонь двигателей в течение восьми минут
Первый тест был проведен в январе 2020 года, а последующие тесты Green Run прошли без проблем. 16 января 2021 года, год спустя, было проведено восьмое и последнее испытание, но двигатели остановились после одной минуты работы. Это было вызвано падением давления в гидравлической системе, используемой для системы управления вектором тяги двигателей, ниже пределов, установленных для испытаний. Однако пределы были консервативны — если бы такая аномалия произошла при запуске, ракета все равно полетела бы нормально. Статическое огневое испытание было проведено снова 18 марта 2021 г., на этот раз было достигнуто полное восьмиминутное горение.
Вторая криогенная двигательная ступень была первой частью SLS, которая была доставлена в Космический центр Кеннеди в июле 2017 года. Три года спустя все сегменты твердотопливного ракетного ускорителя SLS были отправлены поездом в Космический центр Кеннеди в июне, а переходник ступени ракеты-носителя SLS (LVSA) был доставлен на барже через месяц, 29 июля 2020 г. Сборка SLS проходила в High Bay 3 здания сборки транспортных средств, начиная с размещения двух нижних сегментов твердотопливного ускорителя 23 ноября 2020 г. Сборка ускорителей была временно приостановлена из-за задержек с испытаниями Green Run основного этапа, после чего была возобновлена 7 января 2021 г., а укладка ускорителей была завершена к 2 марта 2021 г.
Основная ступень SLS для миссии, CS-1, прибыла на стартовую площадку на барже Pegasus 27 апреля 2021 года после успешного завершения испытаний Green Run. 29 апреля 2021 г. она была перемещена в низкий отсек VAB для ремонта и подготовки к укладке. Верхняя ступень ICPS была уложена 6 июля 2021 г. После завершения испытаний втягивания шлангокабеля и интегрированных модальных испытаний 8 октября 2021 г. на верхней ступени был установлен адаптер ступени Orion с десятью вторичными полезными нагрузками.
Космический корабль Artemis 1 Orion начал заправку топливом и предстартовое обслуживание в Центре обработки нескольких полезных нагрузок 16 января 2021 года после передачи NASA Exploration Ground Systems (EGS). 20 октября 2021 года космический корабль «Орион», заключенный под систему прерывания запуска и аэродинамическое покрытие, был перевезён в VAB и поставлен на ракету SLS, завершив сборку КА «Артемида-1». В период обширных комплексных испытаний и проверок один из четырех контроллеров двигателя РС-25 вышел из строя, что потребовало замены и задержало первый запуск ракеты.
17 марта 2022 года Artemis 1 впервые выехал из здания сборки транспортных средств , чтобы провести генеральную репетицию перед запуском (WDR). Первоначальная попытка WDR, предпринятая 3 апреля, была отменена из-за проблемы с наддувом мобильной пусковой установки. Вторая попытка завершить испытание была отменена 4 апреля из-за проблем с подачей газообразного азота в стартовый комплекс, температуры жидкого кислорода и заедания выпускного клапана в закрытом положении.
Во время подготовки к третьей попытке гелиевый обратный клапан на верхней ступени ICPS удерживался в полуоткрытом положении небольшим кусочком резины, выходящим из одного из шлангокабелей мобильной пусковой установки, что вынуждало кондукторов-испытателей откладывать заправку ступени до тех пор, пока клапан не заменили в VAB. Третья попытка завершить испытание не включала заправку верхней ступени. Бак с жидким кислородом ракеты начал успешно заряжаться. Однако во время загрузки жидкого водорода на основную ступень была обнаружена течь на шлангокабельной пластине мачты хвостового обслуживания, расположенной на мобильной пусковой установке в основании ракеты, что вынудило еще раз досрочно завершить испытание.
НАСА решило вернуть транспортное средство обратно в VAB, чтобы устранить утечку водорода и гелиевый обратный клапан ICPS, а также улучшить подачу азота на LC-39B после длительных отключений на трех предыдущих репетициях с мокрой формой. Artemis 1 был возвращен в VAB 26 апреля. После завершения ремонта и модернизации Artemis 1 во второй раз была отправлена на LC-39B 6 июня для завершения испытаний.
Во время четвертой генеральной репетиции 20 июня ракета была полностью загружена топливом на обеих ступенях. Тем не менее, из-за утечки водорода на быстроразъемном соединении шлангокабеля хвостовой мачты обратный отсчет не смог достичь запланированной отметки Т-9,3 секунды и был автоматически остановлен на Т-29 секундах. Руководители миссии НАСА вскоре определили, что они выполнили почти все запланированные задачи испытаний, и объявили кампанию WDR завершенной.
2 июля Artemis 1 был возвращен в VAB для окончательной подготовки к запуску и устранения утечки водорода при быстром отключении перед запуском, запланированным на два периода запуска: 29 августа и 5 сентября. SLS прошел проверку готовности к полету 23 августа, выполнив проверку за пять дней до первой возможности запуска.
Заправка должна была начаться сразу после полуночи 29 августа 2022 года, но была отложена на час из-за морских штормов и началась только в 1:13 утра по восточному поясному времени. Перед запланированным запуском в 8:33 было замечено, что температура двигателя 3 из четырех двигателей ракеты превышает максимально допустимую температуру для запуска. Другие технические трудности включали одиннадцатиминутную задержку связи между космическим кораблем и наземным управлением, утечку топлива и трещину в изоляционной пене соединительных соединений между резервуарами с жидким водородом и жидким кислородом.НАСА отменило запуск после незапланированной задержки и двухчасового окна запуска. Расследование показало, что датчик, который не использовался для определения готовности к запуску, был неисправен и показывал ошибочно высокую температуру для двигателя 3.
После первой попытки вторая попытка запуска была запланирована на вторую половину дня 3 сентября. Окно запуска должно было открыться в 18:17 UTC и длиться два часа. Запуск был отложен в 11:17 утра по восточному поясному времени из-за утечки топливопровода в сервисном рычаге, соединяющемся с отсеком двигателя. Причина утечки неизвестна. Операторы миссии исследовали, могло ли избыточное давление в линии жидкого водорода быстроразъемного интерфейса во время попытки запуска повредить уплотнение, позволив водороду выйти.
Операторы запуска определились с датой следующей попытки запуска; самая ранняя возможная возможность была 19 сентября, пока руководители миссии не объявили, что 27 сентября, а затем 30 сентября будут самой ранней датой, поскольку НАСА успешно устранило утечку. Запуск в сентябре потребовал бы, чтобы Восточный полигон Космических сил США согласился на продление сертификации системы прекращения полета ракеты, которая уничтожает ракету, если она отклоняется от курса и приближается к населенному пункту; Это было осуществлено 22 сентября. Однако неблагоприятные прогнозы траектории тогдашнего тропического шторма Иана заставили менеджеров по запуску отменить попытку запуска 27 сентября и начать подготовку к откату РН в VAB. Утром 26 сентября было принято решение откатить вечером того же дня.
12 ноября, после очередной задержки из-за урагана Николь, менеджеры по запускам НАСА решили запросить возможность запуска на 16 и 19 ноября. Первоначально они запрашивали возможность на 14-е, но им помешал тогдашний тропический шторм Николь. Когда шторм приблизился, НАСА решило оставить ракету на стартовой площадке, сославшись на низкую вероятность того, что скорость ветра превысит расчетные пределы ракеты. Ожидалось, что скорость ветра достигнет 29 миль в час (47 км/ч), с порывами до 46 миль в час (74 км/ч). Николь обрушилась на берег как ураган первой категории 9 ноября, при этом устойчивая скорость ветра в Космическом центре Кеннеди достигала 85 миль в час (137 км / ч), а порывы - до 100 миль в час (160 км / ч), что превышает расчетные характеристики ракеты. После того, как буря утихла, НАСА осмотрело ракету на наличие физических повреждений и провело электронные проверки работоспособности. 15 ноября команда управления миссией дала добро на полную подготовку к запуску, и основные процедуры заправки начались в 20:30 UTC.







В 6:47:44 UTC (1:47:44 по восточному стандартному времени) 16 ноября 2022 года Artemis 1 успешно стартовала со стартового комплекса 39B в Космическом центре Кеннеди. Artemis 1 был первым запуском с LC-39B со времен Ares IX . Космический корабль «Орион» и ICPS были выведены на номинальную орбиту после отделения от SLS, достигнув орбиты примерно через 8 минут после запуска.
Через восемьдесят девять минут после старта ICPS в течение примерно восемнадцати минут выполнял маневр транслунной коррекции (TLI). Затем «Орион» отделился от израсходованной ступени и запустил вспомогательные двигатели, чтобы безопасно уйти, он начал свое путешествие к Луне. Затем 10 вторичных полезных нагрузок CubeSat были отделены от адаптера Orion Stage Adapter, прикрепленного к ICPS. ICPS провел последний маневр через три с половиной часа после запуска, чтобы вывести себя на гелиоцентрическую орбиту.
20 ноября 2022 года в 19:09 UTC космический корабль «Орион» вошел в лунную сферу действия, где влияние гравитации Луны на космический корабль больше, чем у Земли.
21 ноября 2022 года «Орион» потерял связь с НАСА, когда он прошел за Луной с 12:25 до 12:59 UTC. Там, во время автоматически управляемого маневра, в 12:44 началось первое из нескольких включений с изменением траектории, называемое «выходным пролётным включением двигателя», для перехода Ориона на дальнюю ретроградную орбиту. Двигатель системы орбитального маневрирования работал две минуты тридцать секунд. Работая автономно, «Орион» приблизился к Луне примерно на 130 км над поверхностью в 12:57. 25 ноября космический корабль выполнил еще один импульс, запустив систему орбитального маневрирования (OMS) на одну минуту и двадцать восемь секунд, изменив скорость Ориона на 110,64 м/с и наконец вышел на орбиту. 26 ноября, в 13:42 UTC, Орион побил рекорд по дальности от Земли, пройденной космическим кораблем, предназначенным для людей, возвращающимся на Землю. Рекорд ранее принадлежал миссии «Аполлон-13» - 400 171 км.
28 ноября 2022 года «Орион» достиг расстояния 432 210 км от Земли, что является максимальным расстоянием, достигнутым во время миссии. 30 ноября 2022 г. космический корабль «Орион» выполнил профилактический запуск, чтобы сохранить свою траекторию и снизить скорость для запланированного запуска 1 декабря, в 21:53, чтобы покинуть свою дальнюю ретроградную орбиту вокруг Луны, начав свой полет обратно на Землю.
5 декабря 2022 г., в 16:43, космический корабль прошёл в 128 км от поверхности Луны при максимальном сближении прямо перед «возвратным пролетным включением двигателя», чтобы покинуть зону лунного гравитационного влияния. Корабль снова прошел за Луной, потеряв связь с центром управления полетом примерно на полчаса. Незадолго до пролета на Орионе произошла электрическая аномалия, которая вскоре была устранена.
6 декабря 2022 года в 7:29 Орион вышел из лунной сферы влияния. Затем он провел небольшую корректировку курса и проверку системы тепловой защиты модуля экипажа и ESM. В течение следующих нескольких дней команда управления полетами продолжала проводить системные проверки и готовиться к входу в атмосферу и приводнению. 10 декабря 2022 года планировщики миссии объявили, что окончательное место посадки будет недалеко от острова Гваделупе у полуострова Баха в Мексике. Окончательная коррекция траектории произошла на следующий день за пять часов до входа в атмосферу.
Космический корабль отделился от своего служебного модуля около 17:00 11 декабря 2022 года, а затем снова вошел в атмосферу Земли в 17:20, двигаясь со скоростью около 40 000 км/ч. Это было первое использование в Соединенных Штатах «прыжка», формы небаллистического атмосферного входа в атмосферу, впервые сделанным Зондом 7, при котором две фазы замедления подвергают людей, находящихся в воздухе, относительно менее интенсивным перегрузкам, которые были бы испытаны во время повторного входа в атмосферу в стиле Аполлона. Приводнение капсулы «Орион» произошло в 17:40 UTC (9:40 утра по тихоокеанскому стандартному времени) к западу от Нижней Калифорнии недалеко от острова Гуадалупе. После приводнения персонал НАСА и экипаж USS Портленд принял космический корабль после плановых испытаний капсулы в океане. Спасательная группа провела около двух часов, проводя тесты в открытой воде и фотографируя судно, а именно, чтобы исследовать признаки входа в атмосферу, а затем с помощью лебедки и нескольких тросов втянула СА в узел крепления в бункере авианосца «Портленд» . В спасательную группу входили сотрудники ВМС США, Космических сил, Космического центра Кеннеди, Космического центра Джонсона и Lockheed Martin Space. 13 декабря капсула «Орион» прибыла в порт Сан-Диего.
Космический корабль «Орион» нес три манекена, похожих на космонавтов, оснащенных датчиками для предоставления данных о том, что могут испытать члены экипажа во время полета на Луну. Первый манекен, названный «Капитан Муникин Кампос» (названный в честь Артуро Кампоса, инженера НАСА во время программы «Аполлон»), занимал место командира внутри «Ориона» и оснащен двумя датчиками радиации в своём скафандре экипажа «Орион», костюм, который астронавты будут носить во время запуска, входа и других динамичных этапов своих миссий. В кресле командира также есть датчики для записи данных об ускорении и вибрации во время миссии.
Рядом с Муникиным находятся два фантомных торса: Хельга и Зоар, принимавшие участие в радиационном эксперименте Matroshka AstroRad (MARE), в ходе которого НАСА совместно с Немецким аэрокосмическим центром и Космическим агентством Израиля измерили радиационное воздействие во время миссии. Зохар был защищен радиационным жилетом Astrorad и оснащен датчиками для определения радиационных рисков. Хельга не носила жилетку. Фантомы измеряли радиационное воздействие на месте тела с помощью как пассивных, так и активных дозиметров, распределенных по чувствительным тканям и тканям с высокой концентрацией стволовых клеток. Тест предоставил данные об уровне радиации во время полетов на Луну при проверке эффективности жилета. В дополнение к трем манекенам, Орион нес плюшевую куклу Снупи и игрушку Барашка Шона, представляющую вклад европейского служебного модуля ЕКА в миссию.
Помимо этих функциональных полезных нагрузок, Artemis 1 также нес памятные наклейки, нашивки, семена и флаги от подрядчиков и космических агентств со всего мира. Демонстрационная технология под названием Callisto, названная в честь мифической фигуры, связанной с Артемидой, разработанная Lockheed Martin в сотрудничестве с Amazon и Cisco, также была в полете на борту Orion при Artemis 1. Callisto использовала программное обеспечение для видеоконференций для передачи аудио и видео с управления полетами и использовал виртуального помощника Alexa для ответа на звуковые сообщения. Кроме того, общественность могла отправлять сообщения, которые будут отображаться на Callisto во время миссии Artemis 1.
Патч миссии Artemis 1 был создан разработчиками NASA из команд SLS, космического корабля Orion и Exploration Ground Systems. Серебряная рамка представляет собой цвет космического корабля Орион; в центре изображены SLS и Orion. Три башни, окружающие ракету, символизируют стартовый комплекс 39Б, с которого будет запущена «Артемида-1». Красные и синие траектории миссии, охватывающие белую полную Луну, представляют американцев и сотрудников Европейского космического агентства, которые работают над Artemis 1.
Полет Artemis 1 часто рекламируется как начало программы Artemis «С Луны на Марс», хотя в НАСА нет конкретного плана пилотируемой миссии на Марс в 2022 году. Для повышения осведомленности общественности, НАСА создало веб-сайт для общественности. Представленные имена были записаны на флэш-накопитель, хранящийся внутри космического корабля «Орион». Также на борту капсулы находится цифровая копия 14 000 работ для конкурса эссе Moon Pod, организованного Future Engineers для НАСА.